23.10.2015:44

Выступление руководителя Делегации Российской Федерации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями К.Ю.Гаврилова на 958-м пленарном заседании Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, 21 октября 2020 года

1805-23-10-2020

 

Пункт повестки дня: Диалог в области безопасности

Тема: 20-я годовщина резолюции 1325 СБ ООН:

тенденции выполнения на пространстве ОБСЕ и дальнейшие перспективы

 

Госпожа Председатель,

Прежде всего позвольте выразить признательность председательству Германии за организацию пленарного заседания, посвященного 20-й годовщине резолюции 1325 Совета Безопасности ООН. Благодарим уважаемых основных докладчиц за содержательные выступления, которые свидетельствуют о прогрессе в деле повышения роли женщин в решении важнейших проблем безопасности, урегулировании конфликтов и постконфликтном восстановлении.

Действительно, за прошедший период возросло количество женщин в парламентах и правительствах государств, в целом расширилось их участие в переговорах по вопросам мира и безопасности. Приведу наглядный пример. В июне 1945 г. Устав ООН подписали лишь четыре женщины из 850 участвовавших делегатов. Сегодня женщины возглавляют около половины постоянных представительств государств – участников ОБСЕ в Вене многие занимают ответственные посты заместителей руководителей миссий и советников по военно-политическим вопросам.

Вместе с тем доклад Генерального секретаря ООН о результатах глобального осуществления резолюции в 2019 г. подтверждает сохранение рада проблем и пробелов. В этой связи Российская Федерация, действуя в качестве председателя Совета Безопасности ООН, намерена провести в октябре традиционные открытые дебаты, в ходе которых состоится обмен опытом и наилучшими практиками по продвижению женщин в процессах мирного урегулирования и миротворчества. По итогам дискуссии планируется принять документ, отражающий согласованные подходы государств по упомянутым вопросам.

Говоря о резолюции 1325 СБ ООН, следует подчеркнуть, что рамки её применения очерчены достаточно чётко – это улучшение положения женщин в ситуации вооружённого конфликта, угрожающего международному миру и безопасности, и постконфликтной ситуации. Иными словами, она едва ли может использования в качестве универсального ориентира для продвижения участия женщин во всех сферах жизни общества.

В целях дальнейшего эффективного осуществления положений резолюции важно придерживаться сложившегося на международном уровне «разделения труда» во избежание дублирования полномочий. Для нас очевидно, что прерогатива в этой области остаётся за системой ООН. При этом меры, предпринимаемые по линии универсальной организации, следует направлять на поддержку усилий государств, поскольку именно на них лежит первоочередная ответственность за защиту женщин на всех стадиях кризисной ситуации. Что касается национальных планов действий по выполнению резолюции, то они являются добровольными и могут использоваться лишь в качестве дополнительного инструмента оценки соответствующей политики, проводимой странами в условиях вооружённого конфликта или посткоифликтыого урегулирования.

Отмечаем усилия ОБСЕ по поощрению участия женщин в вопросах «жёсткой» безопасности и контроля над вооружениями, чему поспособствовали принятие в 2004 г. соответствующего Плана действий и запуск стипендиальной программы для молодых специалистов «Мир и безопасность».

В отношении деятельности ФСОБ по обсуждаемой сегодня тематике мы исходим из того, что она должна осуществляться строго в рамках его мандата. Следует напомнить, что решения и декларации СМИД ОБСЕ по военно-политической тематике за 2013-2019 гг. поручают Форуму уделять внимание вопросам воздействия дестабилизирующего накопления и незаконного оборота лёгкого и стрелкового оружия (ЛCO) и боеприпасов на женщин и детей, а также вкладу женщин в борьбу с нелегальной торговлей ЛCO, в том числе посредством участия в проектах содействия ОБСЕ. При этом действующий добровольный обмен информацией между государствами-участниками о выполнении резолюции, включая ответы на Вопросник по Кодексу поведения, отвечает поставленным задачам. В ходе обсуждения возможного проекта документа к предстоящему СМИД в Тиране полагаем целесообразным оставаться в русле этих подходов. В концептуальном плане не просматривается точек соприкосновения между проблематикой резолюции 1325 и вопросами участия женщин в борьбе с незаконным ЛСО.

Обратили внимание, что в концепции сегодняшнего заседания поставлен вопрос: как укрепить военно-политические документы ОБСЕ таким образом, чтобы оказать содействие государствам-участникам в осуществлении резолюции? Безусловно, обеспечение равенства мужчин и женщин – важная задача, которой наша страна придаёт большое значение. Однако её выполнение – как в рамках ОБСЕ, так и в государствах-участниках – не должно увязываться с резолюцией 1325, превращаться в самоцель и «погоню за цифрами». Процесс вовлечения женщин, например, в верификационную деятельность по Венскому документу-2011, Договору по открытому небу или любую другую деятельность в сфере безопасности необходимо осуществлять исходя из существующих потребностей. При этом приоритет следует отдавать профессиональным качествам женщин, а также учитывать их потребности, личные интересы и повышенную служебную нагрузку, связанную с частыми командировками.

В Российской Федерации создание условий для полного и равноправного участия женщин во всех сферах жизни общества является одним из приоритетов государственной политики. Впервые решения об обеспечении равенства женщин и мужчин были приняты ещё в начале XX века. Впоследствии это позволило привлечь в политику ярких, высокопрофессиональных женщин. Применительно к дипломатической службе можно привести пример Александры Коллонтай, которая в 1917 г. стала первой в мире женщиной-министром, а затем и одной из первых женщин-послов. Наша история знает немало женщин, которые героически проявили себя в годы мировых войн, командовали полками и удостаивались высоких воинских званий.

Уделяем пристальное внимание реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 гг. Сегодня российские женщины составляют более 70% государственных служащих, занимают высокие ответственные посты в органах власти. Отмечается стабильно высокий интерес женщин к вступлению в ряды российских Вооружённых Сил. Ряд аспектов, связанных с их положением в российских Вооружённых Силах, освещены в наших ответах на Вопросник по Кодексу поведения, касающемуся военно-политических аспектов безопасности.

Убеждены, что непосредственная вовлечённость женщин в предотвращение вооружённых конфликтов и постконфликтное строительство является важной предпосылкой преодоления насилия в отношении них. В настоящее время доля российских женщин-миротворцев в операциях ООН по поддержанию мира составляет около 17%. Наша страна также является надёжным партнёром ООН в деле обучения иностранных женщин-миротворцев в сертифицированных образовательных центрах включая Всероссийский центр подготовки миротворцев МВД в г. Домодедово.

В завершение хотел бы подтвердить наш настрой на конструктивное взаимодействие со всеми заинтересованными государствами по вопросам равноправного участия женщин и мужчин в решении проблем безопасности на профильных площадках с учётом их мандата и действующих практик.

Благодарю Вас, госпожа Председатель, и прошу приложить данное заявление к Журналу дня заседания.

x
x
Дополнительные инструменты поиска