15.07.2020:23

О механизме трансграничной доставки гуманитарной помощи в САР

1081-15-07-2020

  • en-GB1 ru-RU1

СООБЩЕНИЕ ДЛЯ СМИ

 

11 июля СБ ООН принял резолюцию 2533 по продлению механизма трансграничной доставки гуманитарной помощи в САР (12 стран-членов проголосовали за, Россия, Китай и Доминиканская Республика воздержались).

В результате принятия данной резолюции были сохранены трансграничные поставки для нуждающихся в Идлиб, остающийся вне контроля правительства САР. Механизм был продлен на 12 месяцев, а не на 6, как было ранее, что позволит специализированным агентствам ООН улучшить процесс планирования и подготовки гуманитарных миссий. Поставки будут осуществляться только через погранпереход «Баб аль-Хава», через который проходит большая часть гуманитарных грузов (86%).

Одновременно вызывает сожаление блокирование западными странами трех поправок к проекту резолюции, которые внесли Россия и Китай. Речь идет о предложениях включить в регулярные доклады Генсекретаря ООН по гуманитарной ситуации в Сирии информацию о влиянии односторонних санкций, отметить прогресс в оказании помощи из внутренних районов страны через линии соприкосновения и акцентировать меры по противодействию пандемии коронавируса (согласованный пассаж из резолюции 2532 СБ ООН). По причине непринятия наших поправок, а также с учетом нашей принципиальной позиции в пользу постепенного сворачивания механизма мы и воздержались при голосовании по резолюции.

При этом необходимо отметить, что Россия выступала и выступает за оказание гуманитарной помощи всем нуждающимся на всей территории Сирии в строгом соответствии с нормами международного гуманитарного права. Содержащиеся в резолюции 46/182 ГА руководящие принципы оказания гуманитарного содействия четко прописывают, что оно должно быть оказано по просьбе и согласию правительства страны-реципиента, при уважении ее суверенитета, территориальной целостности и национального единства.

Однако, как показали дискуссии в СБ ООН, именно с этим пунктом – уважение норм и принципов международного гуманитарного права – у западных стран возникают проблемы. Это лишь в очередной раз подтверждает стремление этих стран использовать трансграничный механизм наряду с односторонними санкциями, принятыми в обход СБ ООН и продленными несмотря на призыв Генсекретаря ООН к их ослаблению в условиях пандемии, для дискриминации правительственных территорий и увеличения страданий проживающих там сирийцев.

Со своей стороны рассчитываем, что в предстоящий период будут приняты необходимые меры по налаживанию устойчивого гуманитарного снабжения во все части Сирии из внутренних районов, в координации с Дамаском. Активизация гуманитарных поставок на северо-восток САР после закрытия пункта пропуска «Яарубийя» на иракской границе позволила не только повысить уровень обеспечения нужд местного населения (с 35% в 2019 г. при открытой «Яарубийе» до 50% за полгода в 2020 г.), но и показать – у трансграничных поставок есть правильная альтернатива.

Не видим оправданий и дальнейшим задержкам с отправкой совместного конвоя ООН/МККК/СОКП в Атареб и Дарет Иззу в Идлибской зоне деэскалации. Миссия была согласована правительством САР и должна была состояться еще 20 апреля, однако, как утверждается, была отложена из-за риска занести коронавирус на северо-запад. 10 июля, по данным ООН, инфекция все-таки обнаружилась в Идлибе, что делает задачу оказания помощи нуждающимся еще более срочной.

В целом за 6 лет с момента создания трансграничного механизма ситуация в Сирии коренным образом изменилась – правительство САР восстановило контроль над большей частью национальной территории, активно содействует оказанию помощи своим гражданам. В этой связи считаем нецелесообразным бесконечное продление такой «временной и экстренной меры», как «трансграничка», которая все больше используется не по прямому – гуманитарному – назначению, а в политических целях – для подрыва суверенитета и территориальной целостности САР.

x
x
Дополнительные инструменты поиска