14 October 201916:13

Statement by Mr. Vladimir Yermakov, Head of Delegation of the Russian Federation to the First Committee of the 74th UNGA session, Director of the Department for Nonproliferation and Arms Control of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, within the General Debate, New York, 11 October 2019

2088-14-10-2019

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

Unofficial translation

Mr. Chairperson,

First of all I would like to congratulate you on your election to this high post, wish you every success in your work and assure you of full support of the Russian delegation in providing for substantive discussions under the presented agenda.

We all see that the current situation in the field of international security, arms control, disarmament and non-proliferation (ACDNP) is characterized by increased tensions and unpredictability, escalation of old and emergence of new threats and challenges, multiplication of military and political factors undermining global strategic security. That is why we now urgently need a positive and unifying agenda.

Russia has constructive proposals on every key aspect of arms control, disarmament and non-proliferation. Unfortunately, our efforts are blocked by the United States with either active or passive support of its allies. We are all witnesses to progressing destructive actions by the U.S. Washington is deliberately dismantling the system of arms control agreements developed for decades, that it now believes to be unacceptably limiting in terms of its capabilities to project and use force.

Since last year the U.S. has embarked on the active phase of the deliberate and cynical destruction of the INF Treaty thus leaving this agreement no chance of salvation. All Russian proposals, which would help to strengthen the viability of the Treaty were rejected out of hand, without careful consideration. Alas, once again with tacit consent of its allies. The U.S. doesn't even try to conceal the reasons for destroying the Treaty. Washington's intention, – as was the case with the U.S. withdrawal from the ABM Treaty in 2002, – was to have free hands for building-up of its coercive capabilities in the regions where the U.S. is going to force its interests.

Only two weeks after INF treaty's demise, the United States proceeded with flight testing of the corresponding classes of missiles. Moreover, the Pentagon made clear its intention to deploy new missile systems in specific regions.

Having destroyed the INF Treaty, the United States brought the entire world to a dangerous edge. Once free from restrictions hindering deployment of ground-based intermediate-range and shorter-range missiles, the U.S. is simultaneously developing low yield nuclear warheads reducing the threshold for the use of nuclear weapons, as well as taking other actions, which threaten strategic stability. This situation leads to an unpredictable and extremely dangerous arms race in terms of consequences for the whole humankind. No one can guarantee that tomorrow U.S. missiles would not pop up near the borders of many states all over the world like mushrooms after a spring rain.

In such conditions the task of strengthening strategic stability and global and regional security is beyond the Russia-U.S. relations and directly concerns every member of the international community. In this context, the approach of European countries is extremely puzzling and disappointing. Many of these states supported, against their own security interests, and in a totally irresponsible manner, the destruction of the Treaty for the sake of the U.S. ambitions for global dominance. By so doing, they only helped Washington to strengthen its capacity to coerce against those countries that the U.S. declared its geopolitical opponents or adversaries.

Unlike the U.S., Russia, as a responsible State, is not interested in new "missile crises". We have decided not to deploy ground-based intermediate-range and shorter-range missiles anywhere as long as there would be no American missiles of the same type. In this regard, we call upon U.S. allies in Europe and Asia-Pacific to impose the same moratorium on deployment of ground-based intermediate-range and shorter-range missiles. We would consider such reciprocal move to be not only logical but also rather relevant in given circumstances.

With the INF Treaty gone there remains only one Treaty in force in the sphere of nuclear and missile arms control which is the New START. We have reiterated our readiness to address seriously all the issues related to possible extension of the New START. However, from the U.S. side we hear only statements about the impracticability of the Treaty extension.

Mr. Chairperson,

Nuclear disarmament remains one of the "pain spots" of the broader international agenda. We are committed to the ultimate goal of building world free of nuclear weapons. We do make a significant practical contribution towards achieving this objective including by diminishing the role and place of nuclear weapons in our Military Doctrine.

Further progress in nuclear arms reduction on the bilateral Russia-U.S. basis has run its course, as also the crisis around the INF Treaty showed. It is essential to make the necessary effort to extend the New START and to use the time thereby saved to seriously consider the ways of rendering the nuclear disarmament process multilateral, as we have repeatedly mentioned. The principles of consensus, equality and mutual consideration of interests of all countries should serve as a foundation for a future multilateral process. Nuclear disarmament should strengthen international security and stability and take into account all the factors affecting strategic stability.

These factors include, in particular, unrestricted deployment of the U.S. global Missile Defense, development of high-precision strategic offensive non-nuclear weapons, prospects for deployment of strike weapons in outer space, destruction of the international system of arms control treaties and agreements, attempts to weaken defence potential of other countries by using illegitimate methods of unilateral pressure bypassing the UN Security Council.

Further steps in this area are also impeded by the existence of non-strategic nuclear weapons in Europe together with the destabilizing practice of the NATO so-called "nuclear sharing", when alliance non-nuclear member states participate in planning of nuclear weapons use and are involved in training of relevant skills – which is a direct violation of the Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons (NPT). We note in particular that today the United States is the only nuclear nation with forward-based non-strategic nuclear weapons beyond its territory.

Mr. Chairperson,

Next year will be marked by the anniversary NPT Review Conference. However, we are approaching it not being in the best shape. The contradictions between nuclear-weapon States and non-nuclear-weapon States are getting deeper together with controversies within these very groups. The commonly accepted nuclear non proliferation norms and mechanisms are being revised. All this has been accompanied recently by the attempts to use the NPT review process as a platform for exerting political pressure on certain States and injecting topics into the NPT context that has nothing to do with the Treaty.

There is no progress in the implementation of the 1995 resolution on the establishment a zone free of nuclear and other weapon of mass destruction (WMDFZ) in the Middle East. The November WMDFZ Conference could put the process back on track. We are calling on all regional states and all the NPT depositaries to be closely engaged in it, thus reaffirming their commitment to strengthen the Treaty regime.

The adoption of the Joint Comprehensive Plan of Action to settle the situation around the Iranian nuclear program (JCPOA) has proven to be the greatest accomplishment in the area of nuclear non-proliferation in the recent decade. Regrettably, this very achievement of us all was exposed to a fatal risk by the decision of the United States to withdraw from the JCPOA. Moreover, Washington has not only violated the consensus UNSC Resolution 2231 which it had co-sponsored but it also has been hindering the implementation of this resolution by other States. Against this backdrop one can't fail to note fairly responsible and extremely restrained policy of Iran. Despite provocations and pressure Iran continues to implement its JCPOA obligations remaining the state which is the most extensively verified by the IAEA.

The revised U.S. Nuclear Posture Review, in fact, rules out the prospects for the Comprehensive Nuclear Test Ban Treaty (CTBT) to enter into force. Obviously, in such a situation, any official launching of the CTBT-related verification infrastructure, in particular, international monitoring system, is out of question.

Mr. Chairperson,

The Russian Federation fully supports the international regime banning chemical, biological and toxin weapons, consistently advocates its universalization and strengthening.

At present, the Organization for the Prohibition of Chemical Weapons (OPCW) is going through hard times. This international body which was granted the 2013 Nobel Peace Prize and where decisions have always been adopted by consensus, now appears to be divided under the pressure by the Western countries. There are two reasons for that. The Western countries attempted to politicize the so-called Syrian "chemical dossier" beyond all limits. The Technical Secretariat in violation of the CWC assigned to the OPCW attributive functions to "identify those responsible" in using chemical agents. The trend is clear: the Western countries try to subordinate the OPCW work to their geopolitical goals, thus damaging irreparably the OPCW and the CWC together with the whole international system agreements in the sphere of WMD non-proliferation and disarmament.

We consider strengthening the Biological and Toxin Weapons Convention (BTWC) regime as a paramount task for the international community. We are committed to resuming work on a legally binding protocol to the Convention with an efficient verification mechanism through establishing an open-ended working group. To bolster the BTWC institutional framework, we encourage BWC Parties to support the initiatives to use mobile medical units and establish a Scientific Advisory Committee within the Convention, and, to update confidence-building measures. We will be pursuing the adoption of a meaningful final document at the Meeting of the BTWC States Parties (Geneva, 3-6 December 2019).

We consider it unacceptable to create alternative BTWC verification mechanisms in contravention of the UNSC and the provisions of the Convention. We hereby mean the concept of "peer reviews" of dual-use microbiological facilities, as well as the initiative to create a certain "standing capacity" within the UN Secretariat to investigate alleged biological weapons incidents. Our fundamental position: any disarmament and arms control mechanisms should be discussed and adopted by states parties' consensus at specialized international fora, in this case, the BTWC.

Mr. Chairperson,

The activities of certain the Western States aimed at developing and placing weapons in outer space have a destructive impact on international security. For instance, the U.S. 2019 Missile Defense Review de facto articulated plans to place missile defense strike systems on orbit. France's Space Defense Strategy aims at building capacities to conduct "active defense" operations using space-based assets by 2030. A similar document is being elaborated within NATO. The implementation of these plans is fraught with an arms race in space and the emergence of a new arena of armed confrontation.

Russia stands for an outer space free of weapons of any kind. We propose and promote specific practical measures for the prevention of an arms race in outer space (PAROS). The only way to protect humanity is to conclude a legally binding agreement, with the participation of all space-faring States, prohibiting the placement of weapons in outer space and the use of force or threat of force against space objects.

A certain contribution was to be made by the UN Group of Governmental Experts (GGE) on PAROS established by UNGA Resolution 72/250. However, the Group completed its work without approval of the final report. Its adoption was suddenly blocked by an expert from the U.S. who had previously been constructively involved. The draft report prepared by the GGE contains many fundamental provisions both for further work on PAROS and for strengthening international peace and security. We encourage to refer to these provisions to facilitate efforts aimed at keeping outer space free of weapons, as well as to use it by all States.

Now the Western countries are fearfully avoiding even mentioning the fact that the work of the GGE was blocked by the U.S. The U.S. were initially against the establishment of the GGE on PAROS.

We all see that negotiations on the legally binding agreement on PAROS are blocked by the U.S. In this situation we will promote initiatives that encourage the use and exploration of outer space for peaceful purposes and that set a reliable barrier to its weaponization. In this regard, our No-First-Placement initiative (NFP) still remains the only option. The number of full-fledged participants, as well as the number of countries supporting and co-sponsoring the UNGA resolution on NFP, is steadily increasing. We call on all States that have not yet done so to show good faith and make a respective political commitment. We submit draft resolutions on NFP, transparency and confidence-building measures in outer space activities (TCBMs) and further practical measures on PAROS for consideration by the First Committee. We expect that they will be supported and widely co-sponsored by the delegations.

Mr. Chairperson,

The U.S. continues policy aimed at dismantling the entire system of international legal instruments on the ACDNP. Simultaneously the Western countries are promoting the concept of a "rules-based'' order, while freely adjusting these rules to their selfish needs. Under such circumstances, the need to consolidate the international community on a basis of a constructive and results oriented agenda to provide stability to existing ACDNP system is increasing.

The strengthening of existing arrangements and the elaboration of new consensus-based ACDNP treaty regimes on would help to fulfill this task. In this regard, we submit to the UNGA First Committee a draft resolution "Strengthening and developing the system of arms control, disarmament and non-proliferation agreements". Its adoption would be an important contribution to the creation of conditions for the success of a number of important events in 2020-2021 – the NPT, the BTWC, and the CCW review conferences, as well as the extension of the New START.

We believe that the UN and its multilateral disarmament machinery should play a pivotal role in strengthening the system of agreements on the ACDNP. Recently, we can not also see some negative trends that renders the UN disarmament triad ineffective. The results of the voting on the ACDNP-related resolutions in the UNGA lead us to an inevitable conclusion that it is increasingly difficult for States to reach consensus and that there is no common programme of action in this sphere. Even the issues that used to be considered as unifying suddenly become a matter of intense debate. The trend of drifting away from a meaningful dialogue, the determination to politicize discussions, as well as the attempts to transform the UN forum into a tool to exert pressure on "undesirable" States were most visible at the 2018 session of the UNGA First Committee.

Another destructive factor in the context of the First Committee and UNDC activities is the unlawful actions of the U.S. authorities that refused to grant visas to the leading experts of the Russian delegation. Washington blatantly violates its obligations under the 1947 UN Headquarters Agreement. The "visa war" unleashed by Washington has already wrecked this year's UNDC session, for the first time in its history. Thus, the U.S. has unequivocally demonstrated its priorities in the ACDNP field preferring to deny visa to the head of the Russian delegation rather instead of engaging in a discussion on transparency and confidence-building measures in outer space activities initiated by Washington.

We would like to avoid such a situation next year. To this end, we submit to the First Committee a draft resolution on ''Improving the Effectiveness of the Work of the First Committee", as well as the amendments to the traditional resolution titled "Report of the Disarmament Commission" regarding the convening of the 2020 First Committee and UNDC sessions at the UN office in Vienna or Geneva. These decisions, if adopted, could normalize the work of the UN disarmament mechanism on a non-discriminatory basis and strengthen the UN authority. We would like to recall that we have already raised a similar issue with regard to the 2020 NPT Review Conference.

The gravity of the situation around the ACDNP calls for joint actions of all States aware of their responsibility to maintain international peace and security. For our part, we will continue to work towards improving the effectiveness and coherence of the First Committee, the UNDC and the Conference on Disarmament (CD). The attainment of this goal requires to resume dialogue on the most crucial substantive matters of the agenda and to depoliticize discussions.

In this context, we would like to once again recall the initiative we presented in March 2016 that is constructive and, as we hope, appeals to everyone and is aimed at overcoming the 20-year deadlock in the negotiating work of the Conference. There is an urgent need to start developing an international convention on the suppression of acts of chemical and biological terrorism. This would help launch a negotiating process within the CD in accordance with the existing mandate.

I would like to reiterate once again that Russia has practical unifying proposals on all key issues on the First Committee agenda. We hope that they will be supported.

We call one again upon the UN Member States to cooperate constructively on the full range of issues pertaining to international peace and security and refrain from imposing their narrow self-interests on the entire international community.

Thank you.

x
x
Advanced settings

14.10.1916:13

Выступление руководителя делегации Российской Федерации, директора Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России В.И.Ермакова в ходе общеполитических прений в Первом комитете 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Нью-Йорк, 11 октября 2019 года

2088-14-10-2019

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

 

Уважаемый господин Председатель,

Прежде всего, хотел бы поздравить Вас с избранием на эту высокую должность, пожелать успехов в работе и заверить, что Вы можете рассчитывать на всестороннее содействие российской делегации в проведении предметных дискуссий по представленной повестке дня.

Мы все видим, что современная ситуация в области международной безопасности, контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения (КВРН) характеризуется нарастанием напряжённости и непредсказуемости, обострением прежних и появлением новых угроз и вызовов, усилением военно-политических факторов, подрывающих глобальную стратегическую стабильность. Поэтому нам всем именно сейчас крайне необходима позитивная, объединительная повестка дня.

У России есть конструктивные предложения по всем ключевым аспектам КВРН. К сожалению, наши усилия блокируются со стороны США при активной либо пассивной поддержке их союзников. Мы все являемся свидетелями того, как набирают обороты преднамеренные деструктивные действия США по демонтажу складывавшейся десятилетиями системы договорённостей в сфере КВРН, которая, как решили в Вашингтоне, непозволительным образом сковывает его возможности по проецированию и применению силы.

Начиная с прошлого года, США на глазах международного сообщества перешли к активной фазе целенаправленного и циничного разрушения Договора о РСМД и в результате не оставили данному соглашению ни единого шанса на спасение. Предложенные Россией шаги, способные укрепить жизнеспособность Договора, были с порога отвергнуты без их детального рассмотрения. Увы, вновь при молчаливом на то согласии союзников США. Мотивы для развала Договора американцы даже не скрывают – это стремление получить (по аналогии с ситуацией 2002 г. при выходе США из Договора по ПРО) полную свободу рук для наращивания силового потенциала в тех регионах, где предполагается форсированное продавливание американских интересов.

Уже через две недели после «похорон» ДРСМД США перешли к лётным испытаниям ракетных систем соответствующих классов. Более того, представители Пентагона в открытую заявляют о намерении «скорейшим образом» завершить эти работы и приступить к развёртыванию новых ракетных вооружений. Называются конкретные регионы мира.

Торпедировав ДРСМД, США подвели весь мир к опасной черте. Освободившись от ограничений на развёртывание наземных ракет средней и меньшей дальности, США одновременно занимаются разработкой ядерных боезарядов малой мощности, понижающих порог применения ядерного оружия, а также предпринимают другие действия, создающие угрозу стратегической стабильности. Такая ситуация ведёт к гонке вооружений, непредсказуемой по своим крайне опасным для всего человечества последствиям. Никто не может гарантировать, что завтра американские ракеты, как грибы после дождя, не появятся вблизи границ многих государств в самых разных регионах мира.

В этих условиях задача укрепления стратегической стабильности, глобальной и региональной безопасности выходит далеко за рамки российско-американских отношений и непосредственным образом касается всех без исключения членов международного сообщества. На этом фоне крайнее недоумение и разочарование вызывает позиция европейских стран. Вопреки собственным интересам безопасности, многие абсолютно безответственно, по сути, поддержали разрушение Договора в угоду амбициям США по глобальному доминированию. Тем самым они лишь потворствовали укреплению Вашингтоном своего потенциала по силовому давлению на те страны, которые США объявили своими геополитическими оппонентами либо противниками.

В отличие от США Россия как ответственное государство не заинтересована в новых «ракетных кризисах». У нас принято решение не размещать наземные РСМД где бы то ни было, пока там не появятся американские ракеты того же класса. В этой связи призываем союзников США в Европе и АТР также ввести у себя аналогичный мораторий на развёртывание РСМД наземного базирования. Считали бы такой встречный шаг не только логичным, но и крайне востребованным в сложившейся ситуации.

С развалом ДРСМД в сфере контроля над ракетно-ядерными вооружениями осталось только одно действующее соглашение – Договор о СНВ. Не раз выражали готовность серьёзно заниматься всеми вопросами, связанными с возможным продлением ДСНВ. Однако с американской стороны до сих пор мы слышим лишь рассуждения о нецелесообразности продления Договора.

Уважаемый господин Председатель,

Одной из главных «болевых точек» широкой международной повестки дня остаётся ядерное разоружение. Мы привержены конечной цели построения мира, свободного от ядерного оружия, вносим в продвижение к ней свой весомый практический вклад, в т.ч. понизив роль и место ядерного оружия в своей Военной доктрине.

Продвижение по пути дальнейших сокращений ядерных вооружений на двусторонней российско-американской основе, как показал в том числе и кризис вокруг ДРСМД, себя исчерпало. Требуется предпринять необходимые усилия для продления ДСНВ и использовать выигранное таким образом время для серьёзного рассмотрения путей придания процессу ядерного разоружения многостороннего характера, о чём мы говорили не раз. Основой для будущего многостороннего процесса должны служить принципы консенсуса, равноправия и взаимного учёта интересов всех стран. Ядерное разоружение должно осуществляться таким образом, чтобы укрепить международную безопасность и стабильность, а также с учётом всех факторов, оказывающих влияние на стратегическую стабильность.

К таким факторам относим, в частности, ничем не ограниченное развёртывание системы глобальной ПРО США, разработку высокоточных стратегических наступательных вооружений в неядерном оснащении, перспективу вывода ударных вооружений в космос, разрушение системы международных договоров и соглашений в сфере контроля над вооружениями, попытки ослабить оборонный потенциал других стран нелегитимными методами одностороннего давления в обход Совета Безопасности ООН.

Дальнейшим шагам в этой области также препятствует сохранение нестратегического ядерного оружия в Европе, сопровождающееся дестабилизирующей практикой т.н. «совместных ядерных миссий» НАТО, в рамках которых неядерные государства альянса участвуют в планировании применения ядерных боеприпасов и привлекаются к отработке соответствующих навыков, что является прямым нарушением Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Особо отметим, что сегодня США – единственная ядерная держава, обладающая НСЯО передового базирования за пределами своей территории.

Уважаемый господин Председатель,

В будущем году состоится юбилейная Обзорная конференция ДНЯО. Однако мы подходим к ней с не самым лучшим багажом. Углубляются противоречия между ядерными и неядерными государствами, усиливаются разногласия и внутри этих групп. Ревизии подвергаются общепризнанные нормы и механизмы в области ядерного нераспространения. В последнее время к этому добавились попытки использовать обзорный процесс ДНЯО в качестве «трибуны» для оказания политического давления на отдельные государства и привнесение на площадку ДНЯО тем, не имеющих отношения к Договору.

Нет прогресса в выполнении резолюции 1995 года о создании на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного и других видов оружия массового уничтожения (ЗСОМУ). Сдвинуть процесс с мёртвой точки могла бы ноябрьская Конференция по ЗСОМУ. Призываем все государства региона и всех депозитариев ДНЯО принять в ней самое активное участие, подтвердив тем самым свою приверженность укреплению режима Договора.

Крупнейшим успехом в области ядерного нераспространения за последнее десятилетие стало принятие Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы. К сожалению, это наше с вами общее достижение было поставлено под фатальный удар решением США о выходе из СВПД. Причём Вашингтон не просто нарушил принятую консенсусом при его соавторстве резолюцию СБ ООН 2231, но и препятствует её выполнению другими государствами. На этом фоне нельзя не отметить весьма ответственную и крайне сдержанную линию Ирана, который, несмотря на провокации и давление, продолжает выполнять свои обязательства по СВПД, оставаясь наиболее проверяемым со стороны МАГАТЭ государством.

Обновлённая ядерная доктрина США, по сути, перечёркивает перспективы вступления в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Естественно, в такой ситуации ни о каком официальном запуске связанной с ДВЗЯИ верификационной инфраструктуры, в частности Международной системы мониторинга, не может быть и речи.

Уважаемый господин Председатель,

Российская Федерация полностью поддерживает международный режим запрета химического, биологического и токсинного оружия и последовательно выступает за его универсализацию и укрепление.

В настоящее время Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) переживает критический период. Получившая в 2013 году Нобелевскую премию мира международная структура, где решения всегда принимались консенсусом, сейчас под давлением стран Запада оказалась фактически расколотой. Причины две – попытки стран Запада запредельно политизировать сирийское «химическое досье» и придать Техсекретариату ОЗХО в нарушение КЗХО атрибутивные функции «по определению виновных» в применении отравляющих веществ. Налицо тенденция, когда страны Запада стремятся подчинить работу ОЗХО своим геополитическим замыслам, нанося непоправимый ущерб не только ОЗХО и КЗХО, но и всей международной системе соглашений в области разоружения и нераспространения ОМУ.

Рассматриваем работу по укреплению режима КБТО как одну из приоритетных задач международного сообщества. Выступаем за возобновление работы над юридически обязывающим протоколом к Конвенции с эффективным механизмом проверки и создание с этой целью рабочей группы открытого состава. С целью упрочения институциональных основ КБТО призываем поддержать инициативы по созданию в рамках Конвенции мобильных медико-биологических отрядов и Научно-консультативного комитета, модернизировать меры доверия. Будем добиваться принятия на совещании государств-участников КБТО (Женева, 3-6 декабря с.г.) содержательного итогового документа.

Считаем недопустимым создание альтернативных верификационных механизмов в рамках КБТО, которые действовали бы в обход положений Конвенции и СБ ООН. Прежде всего, имеем в виду концепцию «добровольных оценочных посещений» (peer review) микробиологических объектов двойного назначения, а также инициативу по созданию в Секретариате ООН некоего «промежуточного аппарата» для расследований предполагаемого применения биологического оружия. Наша принципиальная позиция – любые механизмы по разоружению и контролю над вооружениями должны обсуждаться и приниматься консенсусом государствами-участниками на специализированных международных площадках, в данном случае – КБТО.

Уважаемый господин Председатель,

Деструктивное воздействие на международную безопасность оказывает деятельность отдельных государств Запада, нацеленная на создание и размещение на околоземной орбите космических вооружений. Так, США в своем обзоре политики в области ПРО фактически заявили о планах разместить на орбите ударные противоракетные средства. В космической оборонной стратегии Франции ставится задача создания к 2030 г. потенциала для проведения военных операций «активной обороны» с помощью средств космического базирования. Аналогичный документ разрабатывается и в НАТО. Реализация этих замыслов чревата гонкой вооружений в космосе и появлением новой арены вооружённого противостояния,

Россия – за космос, свободный от оружия любого вида. Мы предлагаем и продвигаем конкретные практические меры по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве (ПГВК). Единственным способом защиты человечества является заключение юридически обязывающего соглашения с участием всех космически значимых государств, предусматривающего запрет на размещение оружия в космическом пространстве и применение силы или угрозы силой в отношении космических объектов.

Свой вклад должна была внести учреждённая резолюцией ГА ООН 72/250 Группа правительственных экспертов (ГПЭ) ООН по ПГВК. Однако её работа завершилась без согласования итогового документа. Его принятие внезапно заблокировал эксперт от США, который до этого в целом конструктивно участвовал в работе. Подготовленный ГПЭ проект доклада содержит немало положений, принципиальных как для дальнейшей работы по ПГВК, так и для укрепления международного мира и безопасности. Призываем обращаться к ним для содействия усилиям по сохранению космоса свободным от оружия и для его использования всеми государствами.

Теперь страны Запада боязливо уходят даже от упоминания того, что работа ГПЭ была заблокирована со стороны США. США изначально были против создания ГПЭ по ПГВК.

Мы все видим, что любые переговоры по юридически обязывающему соглашению по ПГВК блокируются США, мы будем продвигать инициативы, способствующие использованию и исследованию космоса в мирных целях и ставящие надёжный заслон на пути его вепонизации. Пока еще безальтернативной в этом плане остаётся наша инициатива о неразмещении первыми оружия в космосе (НПОК). Число полноформатных участников, равно как и ряды стран, поддерживающих и выступающих соавторами резолюции ГА ООН по НПОК, последовательно расширяются. Призываем все государства, которые еще этого не сделали, проявить добрую волю и взять на себя соответствующее политическое обязательство. Мы вносим на рассмотрение Первого комитета проекты резолюций по НПОК, мерам транспарентности и укрепления доверия в космической деятельности (МТДК) и дальнейшим практическим мерам в области ПГВК. Рассчитываем на их поддержку и соавторство.

Уважаемый господин Председатель,

С учётом взятого США курса на демонтаж всей системы международно-правовых договорённостей в области КВРН и навязывание странами Запада концепции мирового порядка, основанного на правилах, вольно формулируемых ими под свои конъюнктурные нужды, возрастает необходимость консолидации международного сообщества вокруг созидательной, конструктивной повестки дня по повышению устойчивости действующей системы КВРН.

Выполнению данной задачи способствовало бы укрепление действующих и выработка на консенсусной основе новых договорных режимов в сфере КВРН. В этой связи вносим на рассмотрение Первого комитета ГА ООН проект резолюции «Укрепление и развитие системы договорённостей по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению». Её принятие стало бы важным вкладом в создание условий для успешного проведения в 2020-21 гг. ряда значимых мероприятий – обзорных конференций ДНЯО, КБТО, КНО, а также продления ДСНВ.

Центральную роль в процессе укрепления системы договорённостей по КВРН отводим ООН и её многостороннему разоруженческому механизму. В последнее время в нём также проявляются негативные тенденции, сводящие «до нуля» эффективность ооновской разоруженческой «триады». Итоги голосования ГА ООН по резолюциям в области КВРН подводят к неизбежному выводу, что государствам всё тяжелее даются консенсусные решения, отсутствует общая для всех программа действий на этом направлении. Даже те вопросы, которые ранее казались незыблемо объединяющими, вдруг становятся предметом острых дебатов. Особенно рельефно тенденции отхода от предметного диалога, заряженности на политизацию дискуссий, а также попытки превратить площадку ООН в инструмент давления на «неугодных» проявились на сессии Первого комитета (ПК) ГА ООН 2018 г.

Дополнительным деструктивным фактором в контексте работы ПК я Комиссии ООН по разоружению (КОР) являются противоправные действия властей США по невыдаче виз ведущим экспертам российской делегации. Вашингтон грубо нарушает свои обязательства по Соглашению 1947 г. о штаб-квартире ООН. Развязанная Вашингтоном «визовая война» уже привела к срыву в этом году сессии КОР – впервые в её истории. Таким образом, США недвусмысленно продемонстрировали свои приоритеты в области КВРН, предпочтя инициированному Вашингтоном обсуждению проблематики мер транспарентности и доверия в космической деятельности не выдать визу главе российской делегации.

Хотели бы предотвратить повторение такой ситуации в следующем году. В этой связи вносим на рассмотрение Первого комитета проект резолюции «Повышение эффективности методов работы Первого комитета», а также поправки к традиционной резолюции «Доклад КОР» о проведении сессий ПК и КОР в 2020 г. на базе отделения ООН в Вене или Женеве. Одобрение данных решений позволило бы нормализовать работу разоруженческого механизма ООН на недискриминационной основе и укрепить авторитет ООН. Хотели бы напомнить, что аналогичный вопрос уже поставлен нами в связи с организацией ОК ДНЯ0 2020 г.

Серьёзность ситуации в области КВРН диктует необходимость совместных действий всех государств, осознающих свою ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Со своей стороны, продолжим прилагать усилия по повышению эффективности и согласованности действий ПК, КОР и Конференции по разоружению (КР). Для реализации этой цели необходимо возобновить обстоятельный диалог по наиболее важным профильным вопросам повестки дня и деполитизировать дискуссии.

В связи с этим хотелось бы ещё раз напомнить о нашей конструктивной и, надеемся, привлекательной для всех инициативе, представленной в марте 2016 г. в целях преодоления двадцатилетнего застоя в переговорной работе на Конференции. Необходимо безотлагательно приступить к разработке международной конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма. Таким образом был бы запущен переговорный процесс на КР в соответствии с имеющимся мандатом.

Ещё раз повторю: у России есть конструктивные объединительные предложения по всем ключевым вопросам повестки дня ПК. И мы рассчитываем на их поддержку.

Ещё раз призываем государства-члены ООН к конструктивному сотрудничеству по всему спектру вопросов обеспечения международного мира и безопасности, отказавшись от навязывания узких эгоистичных интересов и целей всему международному сообществу.

Спасибо за внимание.

x
x
Дополнительные инструменты поиска