17:58

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел, международного сотрудничества и гамбийцев за рубежом Республики Гамбии М.Тангарой, Москва, 30 января 2024 года

137-30-01-2024

Уважаемые представители СМИ,

Провели весьма содержательные, конкретные, нацеленные на перспективу переговоры. Констатировали, что для этого есть неплохой фундамент, отражающий десятилетия наших дружественных связей с Гамбией. В 2025 г. будем отмечать их 60-летие. Договорились провести ряд соответствующих мероприятий.

У нас весьма активно развивается политический диалог. Оценили активное участие Гамбии и в первом (Сочи, 2019 г.), и во втором (Санкт-Петербург, 2023 г.) саммитах Россия-Африка. «На полях» этих мероприятий состоялись полезные двусторонние контакты.

Сегодня мы подтвердили настрой на расширение торгово-экономического сотрудничества. Обозначили перспективные направления: строительство, модернизация инфраструктурных объектов, транспорт, сельское хозяйство, туризм. Договорились оказывать этим направлениям необходимую организационную и дипломатическую поддержку. Условились способствовать созданию предпосылок для установлений прямых контактов между деловыми кругами России и Гамбии. Наши гамбийские друзья обещали конкретизировать перечень проектов, планируемых для реализации на своей территории, и в которых российский бизнес может принять участие.

Позитивно оценили гуманитарное сотрудничество, включая подготовку гамбийских кадров в российских университетах. С предстоящего учебного года мы удваиваем количество стипендий, выделяемых с этой целью. Поддерживаем расширение прямых связей между высшими учебными заведениями наших стран.

Существуют перспективы, касающиеся подготовки кадров правоохранительных органов Гамбии. Обозначили соответствующие предложения.

Говорили об актуальных проблемах современного мира. Безусловно, у нас общие позиции в пользу уважения международного права, Устава ООН во всей полноте его принципов и во всей их взаимосвязи. Суверенное равенство государств является ключевым, базовым принципом, который необходимо уважать всем. Демократизация международных отношений – это процесс, начинающийся в рамках формирования многополярного мира. Мы его поддерживаем.

Обсуждали вопросы реформы ООН и Совета Безопасности. Со своей стороны подтвердили обязательный учет интересов африканского континента в рамках такой реформы. Договорились продолжать поддерживать друг друга в различных органах ООН, в том числе, когда там проходят выборы.

Признательны гамбийской стороне за голосование в пользу многих российских инициатив, а том числе за соавторство наших ежегодных резолюций о борьбе с героизацией нацизма. Подписали Меморандум о консультациях между министерствами иностранных дел. Едины в том, что этот шаг и реализация Меморандума будет способствовать активизации контактов, придание им более регулярного характера и обеспечивать более тесное взаимодействие в ООН и на других многосторонних площадках.

Уделили особое внимание африканской проблематике. Говорили о ситуации в Сахаро-Сахельском регионе с упором на положение в «горячих точках» – Республике Мали, Буркина-Фасо, Республике Нигер, Республике Чад. Выразили озабоченность в связи с ростом террористической угрозы со стороны аффилированных с ИГИЛ и «Аль-Каидой» джихадистских организаций. Их активность которых распространяется и на другие страны Западной Африки (об этом тоже упомянули).

У нас единое мнение, заключающееся в том, что урегулирование кризисов и конфликтов на африканском континенте должно осуществляться на основе принципа «африканским проблемам – африканские решения». Международное сообщество должно способствовать созданию условий для, чтобы африканцы могли договариваться сами. Важная роль при этом должна быть отведена региональным организациям, в частности Африканскому союзу.

Что касается ЭКОВАС. Рассчитываем, что возникшие в отношениях между членами ЭКОВАС проблемы могут быть урегулированы путем равноправного, взаимоуважительного диалога.

Со своей стороны подчеркнули, что Россия готова и далее вносить вклад в усилия по стабилизации ситуации в Сахаро-Сахельском регионе и других частях африканского континента.

Сообщил коллегам о содействии, которое Россия оказывает на двусторонней основе странам региона, в том числе в повышении обороноспособности и боеспособности их национальных вооруженных сил, подготовке военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также предоставлении гуманитарной помощи, включая безвозмездные поставки продовольствия и удобрений в соответствии с решением Президента России В.В.Путина, о котором он объявил на втором саммите Россия-Африка в Санкт-Петербурге в июле 2023 г.

Гамбия сейчас возглавляет Организацию исламского сотрудничества. Наши друзья проинформировали нас о ходе подготовки к 15-ому саммиту Организации, который должен состояться в Банжуле в мае текущего года. Подтвердили готовность направить российских представителей в качестве наблюдателей на этот важный международный форум.

Обсудили положение дел на Ближнем Востоке, прежде всего в контексте резкого обострения палестино-израильского конфликта, а также ударов «возмездия» «международной коалиции», созданной США и Великобританией, для неправомерных агрессивных действий против Йемена.

Обменялись оценками ситуации на Украине и вокруг нее. Рассказали о последнем развитии событий. Выразили признательность за то, что гамбийские партнеры с пониманием относятся к происходящему и выступают исключительно за справедливое политическое урегулирование, которое пока не находит поддержки у киевского режима и его западных спонсоров, настаивающих на неприемлемых ультиматумах, у которых нет никакой перспективы.

Доволен итогами переговоров. Благодарю своего коллегу.

Вопрос: Ряд стран в последние дни прекратили финансирование Ближневосточного агентства для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) на фоне ситуации с ХАМАС. Как Россия расценивает это действие и может ли присоединиться к этому шагу?

С.В.Лавров: Ближневосточное агентство для помощи палестинским беженцам и организации работ – это ооновская структура. Она долгие десятилетия осуществляет свои функции в регионе, реализует (по крайней мере, реализовывала) полезные проекты, касающиеся создания нормальных условий для жизни палестинцев на оккупированных территориях. Это и инфраструктура, и образовательные учреждения, и решение стоящих там достаточно остро гуманитарных вопросов.

Генеральный секретарь ООН А.Гутерреш не так давно, когда он комментировал тяжелые гуманитарные последствия нынешних событий в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан, с огромной тревогой упоминал о том, что погибло более 150 сотрудников учреждений ООН, работающих на палестинской территории. Подавляющее большинство из них – это сотрудники БАПОР. Он говорил о том, что это серьезнейший урон для ооновского персонала за всю историю существования Организации.

Израильские власти объявили о том, что им стало известно, будто сотрудники БАПОР оказывали содействие ХАМАС при организации атаки 7 октября 2023 г. против израильских гражданских лиц, которую Россия сразу категорически осудила. Если такие обвинения существуют, в них надо разбираться.

Мы с самого начала, осудив теракт 7 октября 2023 г. четко сказали, что необходимо бороться с терроризмом в его любых проявлениях, но бороться средствами, которые не нарушают в свою очередь международное гуманитарное право. То, что происходило и происходит – это коллективное наказание, запрещенное международным гуманитарным правом. Если будет реализовано расследование имеющихся сведений о причастности кого-то из сотрудников ООН к этим неприемлемым террористическим действиям, предпринятым против израильских гражданских лиц, тогда факты станут известны.

Но расследование подменяется коллективным наказанием и БАПОР, и самое главное тех, кому он оказывал неоценимую помощь. Считаю, что это неправильное решение. Надеюсь, что руководство ООН в контактах с израильскими представителями будет ставить эти вопросы.

Вопрос: Последние полгода американские эксперты и британские СМИ периодически сообщают о том, что США планирует вернуть свое ядерное оружие на территорию Великобритании. Речь идёт о том, чтобы складировать его на авиабазе «Лейкенхит». Есть ли у России какая-либо информация о планах США разместить свое ядерное оружие в Великобритании? Если такие планы реально существуют, насколько критично это для России, особенно учитывая, что у Британии уже есть своё ядерное оружие?

С.В.Лавров: Конечно, слышали об этих сообщениях. Изучаем источник этих сведений и их достоверность.

При всех обстоятельствах хочу сказать простую вещь. С того момента как НАТО объявила нас главной угрозой, по сути дела врагом, мы рассматриваем все ядерное оружие стран-членов альянса (США, Британии и Франции) как единый ядерный арсенал, нацеленный против Российской Федерации. В наших доктринальных документах исходим именно из этого.

Вы знаете, что ещё США держат свое ядерное оружие в пяти странах Европы и обучают граждан этих стран применению тактического ядерного оружия.

При всех обстоятельствах (как я уже сказал), всё ядерное оружие этой натовской «тройки» мы рассматриваем как единый ядерный арсенал и соответственно выстраиваем свои планы по надежному обеспечению безопасности Российской Федерации. Может меняться конфигурация этого арсенала, но суть от этого не меняется. Уверяю вас, это в полной мере учитывается в нашем планировании.


Дополнительные материалы

  • Видео

  • Фото

Фотоальбом

1 из 1 фотографий в альбоме