15:06

Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности: к истории вопроса, причинам прекращения действия и актуальной ситуации «пост-ДРСМД»

Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности (ДРСМД) был подписан 8 декабря 1987 г., вступил в силу 1 июня 1988 г. и до прекращения своего действия 2 августа 2019 г. в результате одностороннего выхода из него США носил бессрочный характер. ДРСМД запрещал сторонам производить, испытывать и развёртывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования (БРНБ и КРНБ) средней дальности (1001 - 5500 км) и меньшей дальности (500 - 1000 км), а также пусковые установки (ПУ) для них.

Попавшие в сферу охвата Договора советские и американские БРНБ и КРНБ были полностью уничтожены в течение первых трёх лет его действия. Ликвидации также подверглись ПУ этих ракет, связанные с ними вспомогательные сооружения и оборудование, операционные базы. В целях контроля за выполнением Договора до мая 2001 г. сторонами осуществлялись инспекции на местах, в том числе на постоянной основе на проходных пунктах объектов по производству ракет.

В результате реализации ДРСМД в арсеналах сторон исчезли два класса ядерных вооружений, что явилось весомым вкладом в процесс ядерного разоружения в контексте Договора о нераспространении ядерного оружия. После распада СССР практическое выполнение Договора помимо России и США осуществляли Белоруссия, Казахстан и Украина.

* * *

12 октября 2007 г. на встрече с министрами иностранных дел и обороны России и США Президент В.В.Путин выдвинул идею о придании обязательствам по ДРСМД глобального характера. Американская сторона поддержала это предложение.

25 октября 2007 г. на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН было распространено Совместное российско-американское заявление по ДРСМД. В нем, в частности, содержался призыв ко всем заинтересованным странам обсудить возможность придания глобального характера обязательствам по Договору путём отказа от БРНБ и КРНБ с дальностью 500-5500 км.

На пленарном заседании Конференции по разоружению в Женеве 12 февраля 2008 г. Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров предложил приступить к совместному поиску оптимальных путей продвижения указанной инициативы. Он также внёс на обсуждение проект Основных элементов международно-правовой договорённости о ликвидации РСМД наземного базирования, открытой для широкого присоединения.

Несмотря на усилия России, достаточной поддержки и дальнейшего практического развития данная инициатива не получила.

* * *

В контексте выполнения ДРСМД у России возник ряд конкретных претензий к американской стороне, сохранявшихся вплоть до прекращения действия Договора. Они заключались в следующем:

  - с 1999 г. ставили перед американской стороной вопрос об имеющихся у нас веских основаниях подозревать, что в ходе испытаний, заявляемых как противоракетные, США развивают технологический потенциал в сфере баллистических РСМД наземного базирования путём его отработки на широком спектре так называемых «ракет-мишеней», которые зачастую осуществляют полный цикл полёта от старта и до падения боевого оснащения без поражающего воздействия противоракет. Иными словами фактически испытываются как средства доставки оружия по смыслу Договора;

- с 2001 г. вели речь о неправомерном одностороннем выводе американской стороной из-под охвата ДРСМД ударных беспилотных летательных аппаратов соответствующей дальности, полностью подпадающих под содержавшееся в Договоре определение КРНБ и способных решать задачи, сопоставимые с возлагающимися на наземные РСМД;

- с 2014 г. указывали на являющееся прямым нарушением Договора наземное развёртывание на европейских объектах ПРО США в составе комплексов «Иджис Эшор» универсальных ПУ Мk-41, позволяющих осуществлять боевое применение крылатых ракет средней дальности «Томагавк» и других ударных ракетных средств.

Все эти годы российские претензии Вашингтоном игнорировались. В совокупности рассматриваем подобные действия США как целенаправленную попытку обеспечить себе военное преимущество в обход ДРСМД на период его действия, а в дальнейшем – инфраструктурный и технический задел на перспективу выхода из Договора.

* * *

С 2013 г. США начали выдвигать в адрес России голословные претензии в нарушении ДРСМД. Американская сторона безосновательно утверждала, что принятая на вооружение российская КРНБ с индексом 9М729 имеет запрещённую по Договору дальность в диапазоне 500-5500 км. Однако, несмотря на наши настойчивые многолетние призывы, США отказались представить конкретные данные, на основании которых был сделан вывод о дальности данной КРНБ, что было принципиально важно для предметного военно-технического разбора проблемы.

Россия отвергала и отвергает беспочвенные обвинения со стороны США. Мы неоднократно заявляли, в т.ч. на высшем уровне, что наша страна не допускала никаких нарушений ДРСМД. КРНБ 9М729 не разрабатывалась для пусков на запрещённую по Договору дальность и не испытывалась на такие дистанции, а значит, полностью соответствует нашим международным обязательствам.

* * *

Озабоченности сторон являлись предметом экспертных консультаций в двустороннем формате. Они также обсуждались в рамках Специальной контрольной комиссии, созданной в соответствии с Договором для рассмотрения вопросов его выполнения. Однако в результате контрпродуктивной позиции США ни по одному из проблемных вопросов прогресса достигнуто не было.

Вместо совместной работы по профессиональному и деполитизированному урегулированию имеющихся проблем США в ходе многочисленных контактов раз за разом отказывались представить конкретику в подкрепление своих обвинений и проявляли полное нежелание предпринимать шаги по снятию российских озабоченностей.

В целом, рассматриваем развязанную Вашингтоном пропагандистскую кампанию с обвинениями в адрес России как срежиссированную акцию, направленную на оправдание собственных деструктивных действий по отношению к ДРСМД в глазах мирового сообщества. Одновременно бездоказательные претензии в наш адрес были использованы Вашингтоном в качестве предлога для наращивания на Россию политического, санкционного и военного давления в рамках комплексной стратегии всестороннего «сдерживания» нашей страны.

* * *

20 октября 2018 г. Президент США Д.Трамп заявил, что в связи с «многолетними нарушениями» Россией Договора о РСМД и неучастием в нём Китая Вашингтон намерен выйти из него и начать разработку вооружений соответствующего класса.

В ходе последовавших за этим двусторонних контактов американская сторона уточнила, что заявление Д.Трампа не является «приглашением к переговорам» о судьбе Договора. При этом с американской стороны была особо акцентирована озабоченность наличием наземных РСМД в арсенале Китая, а также некоторых других стран (Иран, КНДР и др.).

4 декабря 2018 г. американская сторона в официальной ноте и соответствующем публичном выступлении Госсекретаря США М.Помпео обвинила Россию в «существенном нарушении» ДРСМД и выдвинула ультиматум о «возвращении» нашей страны к «полному и проверяемому соблюдению Договора». Под этим подразумевалось необоснованное и заведомо неприемлемое требование ликвидировать под жёстким американским контролем все КРНБ 9М729, их ПУ и вспомогательное оборудование. США проинформировали, что в противном случае через 60 дней (со 2 февраля 2019 г.) приостановят выполнение ими Договора и начнут шестимесячный отсчёт до окончательного выхода из него. Среди причин, подталкивающих Вашингтон к денонсации, в заявлении М.Помпео вновь прозвучал фактор наличия у Китая, а также Ирана и КНДР наземных РСМД.

1 февраля 2019 г. Д.Трамп заявил, что США приостанавливают выполнение своих обязательств по Договору и начинают процесс выхода из него. Для этого была задействована процедура по статье XV Договора, предусматривающая предуведомление другой стороны за шесть месяцев. Одновременно Вашингтон подтвердил курс на разработку запрещённых по ДРСМД ракетных систем. При этом США декларировали готовность отказаться от линии на слом Договора, если Россия согласится уничтожить все комплексы с КРНБ 9М729. Прибегнув к бесперспективному шантажу, Вашингтон по сути отсёк пути к нахождению рациональных взаимоприемлемых развязок для разрешения кризиса вокруг ДРСМД. В НАТО была выражена однозначная и полная поддержка действиям США.

* * *

Россией предпринимались последовательные политико-дипломатические и переговорные усилия по разрешению кризиса вокруг ДРСМД.

В нескольких совместных заявлениях (от 11 июня и 6 декабря 2018 г. на уровне министров иностранных дел, а также 8 ноября 2018 г. на высшем уровне) страны-участницы ОДКБ выразили озабоченность в связи с действиями США в отношении ДРСМД и призвали обеспечить его жизнеспособность.

Россия распространила в Первом комитете Генеральной Ассамблеи ООН проект резолюции в поддержку ДРСМД. Однако работа над ним была заблокирована США и их союзниками.

Внесли аналогичный документ на рассмотрение непосредственно Генассамблеей ООН. Он был отклонён при 43 голосах «за», 46 – «против» и 78 воздержавшихся. Среди выступивших против российского проекта – все страны НАТО и ряд других союзников и ближайших партнёров США.

По нашей инициативе 15 января 2019 г. в Женеве состоялась российско-американская встреча межведомственных делегаций на уровне заместителей глав внешнеполитических ведомств. Российская делегация прибыла в Женеву с твёрдым намерением добиться прогресса в урегулировании встречных претензий сторон на основе взаимности. Для нахождения реалистичных и работоспособных решений и, соответственно, путей спасения Договора, нами была проделана серьёзная подготовительная работа, позволившая выдвинуть пакет конкретных инициатив. В частности, было предложено обсудить мероприятия, которые позволили бы продемонстрировать безосновательность американских претензий в отношении ракеты 9М729 и подтвердить её заявленную дальность, составляющую менее 500 км. Речь шла о показе и брифинге по данной ракете и её пусковой установке с разъяснением имеющихся отличий от других моделей, характеристики которых не вызывали у США вопросов. При этом мы были открыты к тому, чтобы договариваться с американской стороной о конкретных параметрах такого показа. Фактически речь шла о готовности в духе доброй воли проявить беспрецедентную транспарентность, выходящую далеко за рамки наших обязательств по ДРСМД.

Мы также предложили США предметно обсудить встречные шаги, включая меры транспарентности, по российским озабоченностям в отношении ракет-мишеней с характеристиками, аналогичными запрещённым по ДРСМД баллистическим ракетам средней и меньшей дальности, ударных беспилотных летательных аппаратов, подпадавших под содержавшееся в Договоре определение крылатой ракеты средней дальности наземного базирования, а также универсальных пусковых установок Мk-41 в составе наземных комплексов «Иджис Эшор». Мы изложили американской стороне наше видение возможных путей решения данных проблем. При этом проявили существенную гибкость и сформулировали вполне реализуемые и компромиссные по сути идеи.

Однако все российские инициативы были отвергнуты. Представители США не захотели вникать в существо и нюансы наших предложений, показали себя не готовыми вести разговор на основе принципов равноправия и включаться в конструктивный диалог. Американская сторона также заявила, что «никакие показы и брифинги», а также возможные пуски ракеты 9М729 в присутствии наблюдателей из США не смогут изменить мнения Вашингтона. Всё это, дескать, совершенно ничего не стоит на фоне тех «абсолютно достоверных разведданных», которыми якобы располагают США. От раскрытия этих «данных» для их совместного анализа и перепроверки американцы вновь уклонились. Наотрез отказалась делегация США вести речь и о работе над снятием российских озабоченностей, отвергнув саму идею взаимности.

23 января 2019 г. провели для военных атташе государств ОДКБ, БРИКС, ЕС и НАТО показ и брифинг по ракете 9М729. На основе сравнения с базовой для данной модификации ракетой 9М728 представители Минобороны России наглядно продемонстрировали, что указанная система не разрабатывалась для применения на дальностях свыше 500 км и технически не могла быть испытана на такие дистанции. Из стран НАТО в мероприятии приняли участие только Болгария, Греция и Турция.

25 января 2019 г. на заседании Совета Россия-НАТО в Брюсселе представители стран альянса сослались на то, что «статичный» показ ракеты «недостаточен» для снятия имеющейся озабоченности. Однако при этом они не смогли или не захотели сформулировать предметные технические вопросы к конкретной информации, представленной российской стороной 23 января 2019 г. Никаких новых идей также не прозвучало.

Несмотря на сигналы с российской стороны о целесообразности продолжить диалог, готовности к этому американцами проявлено не было.

Таким образом, при поддержке союзников по НАТО ситуация была целенаправленно заведена Вашингтоном в тупик. Своим соглашательством и попустительством европейские союзники США фактически подыграли деструктивным действиям Вашингтона в отношении ДРСМД и по сути отказались от усилий по спасению Договора вопреки интересам общеевропейской и собственной национальной безопасности.

На этом фоне в США были дополнительно профинансированы и активизированы НИОКР по созданию запрещённых по ДРСМД ракетных вооружений. Профильные корпорации американского ВПК приступили к расширению соответствующих производственных мощностей. Одновременно с этим представители Пентагона начали публично рассуждать о том, что перспективные наземные РСМД способны существенно повысить гибкость военного потенциала США и оперативного планирования применительно к региональным ТВД – в АТР и Европе.

* * *

2 февраля 2019 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин заявил, что мы будем вынуждены дать «зеркальный» ответ на действия США, включая приостановление выполнения ДРСМД и осуществление НИОКР в ракетной области для поддержания баланса сил в данной сфере.

В то же время Президент подчеркнул, что Россия не будет размещать подобные системы в Европе или других регионах мира, пока там не появятся американские вооружения данного класса. По существу с нашей стороны был введён односторонний мораторий на развёртывание таких средств.

В переданной американской стороне официальной ноте от 4 февраля 2019 г. категорически отвергли беспочвенные утверждения о несоблюдении Россией ДРСМД. Констатировали, что США так и не предприняли необходимых действий по устранению собственных многолетних и многочисленных нарушений Договора. Уведомили, что до возвращения США к неукоснительному соблюдению ДРСМД или до прекращения его действия Россия приостановит выполнение своих обязательств по Договору. Аналогичные по смыслу ноты направлены другим сторонам ДРСМД: Белоруссии, Казахстану и Украине.

4 марта 2019 г. Президентом России был подписан Указ о приостановлении Россией выполнения ДРСМД, что затем было закреплено в соответствующем Федеральном законе от 3 июля 2019 г.

В последовавших после этого контактах американская сторона не демонстрировала какого-либо интереса к обсуждению возможных путей сохранения Договора.

По завершении 2 августа 2019 г. инициированной США процедуры денонсации ДРСМД данное соглашение прекратило своё действие.

* * *

После окончательного слома Договора в Вашингтоне незамедлительно перешли к натурным испытаниям элементов вооружений, относящихся к ранее запрещённым по ДРСМД классам, делая это в демонстративной и откровенно провокационной манере.

В частности, уже в августе 2019 г. американские военные произвели с размещённой на суше ПУ Mk-41 пуск крылатой ракеты семейства «Томагавк», которая поразила цель на расстоянии, превышающем 500 км. Таким образом была полностью подтверждена обоснованность наших обвинений в прямом нарушении американской стороной ДРСМД в период его действия путём развёртывания ПУ Mk-41 на суше в составе якобы сугубо противоракетных комплексов «Иджис Эшор» в Европе.

В декабре 2019 г. с авиабазы «Ванденберг» был осуществлён испытательный пуск баллистической ракеты, предположительно оснащённой управляемым боевым блоком, на дальность свыше 500 км. По оценкам, данное средство было собрано в основном из элементов ракет-мишеней, что подтверждает оправданность ещё одной российской озабоченности, многие годы игнорировавшейся американской стороной.

В дальнейшем США приступили к испытаниям наземных ракетных средств под конкретные перспективные системы средней и меньшей дальности. В настоящий момент продолжаются работы над широким спектром таких комплексов. К таковым, например, относятся: прототип баллистической «ракеты точного удара» (Precision Strike Missile – PrSM), разрабатываемой на замену БР ATACMS для платформ на базе РСЗО M142 HIMARS и M270 MLRS; создаваемый в рамках программы «Система средней дальности» (Mid-Range Capability, MRC) комплекс «Тифон» на основе ПУ Mk-41 под использование КР «Томагавк», а также зенитных и ударных ракет семейства SM; ракетоплан «Дарк Игл» проекта «Гиперзвуковое оружие большой дальности» (Long-Range Hypersonic Weapon, LRHW).

Американские высокопоставленные военные подчёркивают необходимость скорейшего развёртывания наземных РСМД в Европе против России и в АТР для противодействия Китаю. Под подобные задачи военное ведомство США создаёт в различных регионах мира т.н. «многосферные оперативные группы» (Multi-Domain Task Forces – MDTF).

***

На этом фоне Россия в период 2019-2021 гг. предприняла ряд шагов в рамках усилий по поддержанию предсказуемости и сдержанности в ракетной сфере, а также в целях создания основы для диалога и политико-дипломатических решений. В сентябре 2019 г. лидерам ряда иностранных государств были разосланы личные послания Президента Российской Федерации В.В.Путина с подробным изложением наших подходов к тематике РСМД. В фокусе посланий – востребованность усилий по недопущению гонки ракетных вооружений. В обращениях к лидерам стран НАТО содержался прямой призыв принять на себя встречные обязательства, аналогичные объявленному нами мораторию на развёртывание наземных РСМД первыми. Конструктивной реакции со стороны США и других стран Североатлантического блока на эти обращения не последовало.

26 октября 2020 г. в своём заявлении Президент России развил предложение о встречных с НАТО мораториях на размещение в Европе РСМД наземного базирования, предложив рассмотреть конкретные варианты взаимных верификационных мер для снятия имеющихся озабоченностей. В конкретном плане речь могла бы идти о мерах проверки в отношении комплексов «Иджис Эшор» с пусковыми установками Мk-41 на базах США и НАТО в Европе, а также ракет 9М729 на объектах ВС России – прежде всего, в Калининградской области. Целью верификационных мероприятий стало бы подтверждение отсутствия на охваченных договорённостями объектах наземных РСМД, а также ракет, по характеристикам и классификации которых стороны ранее не смогли договориться (российская КР 9М729).

Реакция подавляющего большинства стран НАТО на российское предложение оказалась негативной. В заявлении саммита Североатлантического альянса от 14 июня 2021 г. было акцентировано, что инициатива России о встречных мораториях «не заслуживает доверия».

В рамках российско-американского диалога по стратегической стабильности, перезапущенного в июле 2021 г. в соответствии с договорённостями на уровне В.В.Путин - Дж.Байден, представители США заявляли, что «открыты» к обсуждению тематики РСМД. Однако подчёркивали, что идея о взаимных мораториях в предложенном Россией виде «не решает проблему».

На фоне деградации ситуации в области евробезопасности и обострения украинского кризиса Россия в конце 2021 г. инициировала диалог с США и НАТО о разработке международно-правовых договорённостей, которые гарантировали бы на основе принципа равной и неделимой безопасности стабильность на западных рубежах нашей страны и в целом в Евро-Атлантике. Среди прочего в проекты соответствующих юридически обязывающих соглашений были заложены компромиссные положения о неразвёртывании РСМД наземного базирования в районах, из которых они способны поражать цели на территории других участников соответствующих соглашений.

В ответе Вашингтона была выражена готовность предметно обсуждать тематику «пост-ДРСМД» и некоторые другие частные вопросы, однако в качестве предусловия от России потребовали обеспечить «деэскалацию вокруг Украины». При этом США и НАТО наотрез и в безапелляционной манере отвергли фундаментальные требования российской «пакетной» инициативы по гарантиям безопасности, связанные с необходимостью прекратить безудержную и вредоносную экспансию Североатлантического блока, сопровождающуюся превращением Украины во враждебный антироссийский плацдарм.

Дальнейшее обсуждение вопросов, связанных с проблематикой контроля над вооружениями, включая тему «пост-ДРСМД», Вашингтон «заморозил» под предлогом проведения Россией специальной военной операции, которую наша страна была вынуждена начать на Украине в целях защиты населения Донбасса и своего внешнего контура безопасности.


Некорректно указаны даты
Дополнительные инструменты поиска