ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ МИЛИТАРИЗАЦИИ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА (ДОКЛАД НА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)
Политико-правовые аспекты предотвращения
милитаризации космического пространства и пути
укрепления и совершенствования международно-правового
режима использования космического пространства
Несмотря на сравнительно недавнюю историю космонавтики, уже сложились определенные нормы, межгосударственные правила, которые закреплены в договорах и соглашениях и имеют направленность на предотвращение гонки вооружений в космосе. Среди них наиболее важное значение имеют "Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела" (Договор по космосу), 1967 г., "Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой", 1963 г., "Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду", 1977 г. и ряд других.
Особое место среди соглашений занимает "Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны", 1972 г. Этот правовой акт является одним из важнейших не только для ограничения гонки вооружения в области стратегических наступательных и оборонительных вооружении, но он также в немалой степени сдерживает появление ударных космических вооружений, а также милитаризацию космического пространства.
Существующие запреты и ограничения в отношении военно-космической деятельности направлены как на исключение определенных районов космического пространства из сферы военной деятельности (к ним можно отнести Луну и другие небесные тела), так и на ограничение или запрещение использования отдельных видов оружия и других средств в космическом пространстве в военных целях. Рассмотрим эти ограничения,
Исходя из принципов Устава ООН, Договор по космосу объявляет космос "достоянием всего человечества". Эта концепция нашла свое конкретное выражение в положении о том, что "космическое пространство не подлежит национальному присвоению" и свобода доступа ко всем его частям гарантируется всем государствам на равноправной основе. Договор также предусматривает всеобъемлющий контроль за космическим объектом со стороны запускающего государства, а также ответственность государства за всю деятельность по использованию космоса, независимо от того осуществляется ли она правительственными, неправительственными или международными организациями или юридическими лицами.
В Договоре декларируется обязательство в отношении "поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания". Конкретные положения Договора не запрещают в целом военной деятельности в космосе, хотя и налагают на нее некоторые ограничения.
В ходе разработки Договора предполагалось, что в любое время в будущем государства могут в соответствии с принципами и нормами международного права дополнить установленные запреты, с тем, чтобы в конечном счете космическое пространство оставалось бы свободным от оружия любого рода.
Наиболее далеко идущие запреты в области военного использования космического пространства распространяются на Луну и другие небесные тела, которые в соответствии с положениями Договора по космосу, должны использоваться "исключительно в мирных целях", где исключается любая деятельность военного характера. Перечень видов деятельности, запрещенных на Луне и других небесных телах, приведенный в статье IV Договора, включает размещение ядерного оружия или любых других видов оружия массового уничтожения, создание военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых видов оружия и проведение военных маневров. Договор допускает использование военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей.
Что касается космического пространства в целом, то здесь не существует полного запрещения военной деятельности. Среди частичных мер, ограничивающих военное использование космоса, важнейшее значение имеет обязательство государств - участников Договора по космосу "не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом" (статья IV Договора).
В соответствии с наиболее широко распространенным толкованием термина "оружие массового уничтожения" он охватывает такие виды оружия, как ядерное, химическое, биологическое и другие сравнимые с ними по разрушительному или поражающему действию виды оружия, в том числе и те, которые могут быть созданы в будущем. Размещение всех этих видов оружия на орбите вокруг Земли или "каким-либо иным образом" в космическом пространстве запрещается.
Еще одно важнейшее положение содержится в Договоре о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 года. Статья I этого международно-правового акта запрещает проведение любых испытательных взрывов ядерного оружия и любых других ядерных взрывов в космическом пространстве, атмосфере Земли и под водой, предотвращая тем самым использование космического пространства в качестве ядерного полигона.
Использование средств воздействия на космическое пространство, а также из космического пространства на природную среду Земли в военных или любых иных враждебных целях, которые могут ,иметь широкие, долгосрочные или серьезные последствия, -.-в- качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику, запрещено Конвенцией о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года.
В Статье 2 Конвенции поясняется, что термин "средства воздействия на природную среду относится к любым средствам, предназначенным для изменения путем преднамеренного управления природными процессами динамики, состава или структуры Земли, включая ее биосферу, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства.
Помимо перечисленных запретов и ограничений, многосторонние и двусторонние международные соглашения включают ряд положений, которые можно охарактеризовать как косвенные ограничения военной деятельности в космосе. К ним, в частности, можно было бы отнести требование о проведении консультаций в случае, если деятельность или эксперименты в космосе, запланированные государством, могут создавать помехи мирному исследованию и использованию космоса другими государствами (статья IX Договора по космосу 1967 г.) и запрещение чинить помехи национальным техническим средствам другой стороны, используемым для контроля за соблюдением положений Договора об ограничении систем противоракетной обороны (статья XII).
Положения же Договора по ПРО касаются в большей степени запрещения противоракетных систем наземного базирования, однако требования о запрете создания, испытаний и развертывания систем или компонентов ПРО космического базирования имеет стратегическое значение в плане предотвращения гонки космических вооружений.
Суммируя вышеизложенное всю деятельность по использованию космоса в военных целях в соответствии с существующими нормами международного права можно разделить на три категории.
1.К категории разрешенных видов деятельности относятся:
- использование спутников наблюдения и дистанционных датчиков космического базирования в интересах контроля за соблюдением договоров и соглашений в области ограничения вооружений ,;
- использование космических систем связи, навигации и метеорологического обеспечения военного назначения;
- использование военного персонала для проведения научных исследований в мирных целях.
2. К категории запрещенных видов деятельности в космосе относятся:
- размещение ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения на орбитах вокруг Земли, на небесных телах и орбитах вокруг таких тел;
- испытания ядерного оружия в космическом пространстве;
- размещение военных баз и проведение военных испытаний и маневров на небесных телах и орбитах вокруг них;
- разработка, испытание и развертывание систем ПРО космического базирования или их компонентов (на двусторонней основе);
- военное или враждебное использование средств воздействия на природную среду из космического пространства;
- создание помех национальным техническим средствам контроля космического базирования, а также некоторым радиолиниям космической связи (на двусторонней основе).
3.К категории нерегламентированных международным правом видов деятельности в космосе можно отнести:
- создание, испытание и развертывание противоспутникого оружия;
- проведение военно-прикладных экспериментов в космосе;
- создание и развертывание в космосе средств оптико и радиоэлектронного подавления технических средств космического, воздушного и наземного базирования;
- создание и развертывание в космосе оружия, основанного на новых физических принципах, которое не может быть отнесено к ОМУ и направленного на поражение объектов в космосе, к.''^•k)c'C^P':s•^i-TEe Ззмли и на ее поверхности.
Именно разработка механизма международно-правового регулирования третьей, так называемой "серой" зоны, военно-космической деятельности является наиболее приоритетной задачей в настоящее время.
Отрадно отметить, что в настоящее время в космическом пространстве не размещено никаких видов оружия. В этих условиях перед мировым сообществом стоит весьма актуальная задача - не допустить в будущем превращения космоса в сферу вооруженного противоборства. Очевидно, что предотвращение такого опасного развития событий как появление оружия в космосе - более эффективный и даже простой путь, чем поиск в ходе переговоров возможностей сокращения и ликвидации уже созданного и развернутого оружия.
При подготовке любого международного соглашения, направленного на предотвращение гонки вооружений в космосе необходимо четко определить объекты или виды деятельности, попадающие под ограничения. Наша позиция состоит в том, что упор необходимо сделать на запрещение действий и их последствий, а не средств, с помощью которых такие действия могут быть осуществлены. К ним могут быть отнесены действия, которые ведут к уничтожению, поражению, повреждению или нарушению нормального функционирования космических объектов или изменению параметров их орбит. Такой подход позволит уйти от крайне сложных дискуссий, связанных с определением терминов и выработкой критериев в отношении понятия "космическое оружие". Для разработки такого соглашения целесообразно возобновить работу Спецкомитета по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве в рамках Конференции по разоружению, придав ему переговорный мандат. Нельзя допустить того, чтобы огромная работа, которая уже проделана в этом Спецкомитете, осталось бы невостребованной и не была бы воплощена в реальные соглашения и договоренности. От наших совместных усилий во многом будет зависеть, каким будет 21 век - веком международного сотрудничества или веком военной конфронтации.
Что же касается путей укрепления и совершенствования всего международно-правового режима использования космического пространства, то здесь следует отметить следующее.
Существующий международно-правовой режим использования космического пространства базируется на основополагающих принципах международного права, а также на пяти международных договорах, регулирующих космическую деятельность, в том числе и ее военную составляющую. В настоящее время все эти пять договоров имеют различный круг государств-участников. Так к Договору о космосе присоединилось 96 государств, в Соглашении о спасании космонавтов участвуют 87 государств. Конвенция об ответственности собрала 81 государство. В тоже время Конвенция о регистрации объектов запущенных в космос объединила всего 42 страны, а Соглашение о Луне имеет только 9 участников.
Между тем, все эти договоры тесно взаимосвязаны друг с другом, и положения каждого из них могут применяться, изменяться и толковаться только с учетом всех остальных.
Помимо пяти основных договоров в международном космическом праве имеется пять правовых актов, принятых ООН, которые носят рекомендательный характер и которые регламентирую вопросы дистанционного зондирования Земли, использования ядерных источников энергии в космосе, космических аппаратов для непосредственного телевещания, международного сотрудничества и правовых принципов деятельности при исследовании и использовании космического пространства. Эти правовые акты непосредственно связаны между собой и основными космическими договорами, но их рекомендательный характер может привести к ситуации, когда в международной космической практике возможно возникновение споров между государствами.
Различное число участников основных соглашений, регламентирующих космическую деятельность, с учетом положений Венской конвенции "О праве международных договоров" существенно осложняют внесение изменений и дополнений в эти международно-правовые акты.
Развитие науки и техники, появление новых технологий, планы расширения военного присутствия в космическом пространстве привели к тому, что в космической деятельности появилось ряд областей, которые, по нашему мнению, либо никак не регулируются международным правом, либо требуют внесения значительных изменений в действующие международно-правовые акты.
К таким областям можно отнести:
- предотвращение милитаризации космического пространства и недопущение гонки вооружений в космосе;
-техногенное засорение космического пространства ("космический мусор"),
- приватизация и коммерциализация космической деятельности;
- защита интеллектуальной собственности;
- делимитация космического пространства;
- толкование ряда терминов и определений.
В этих условиях делегация Российской Федерации на 39-й сессии Юридического подкомитета Комитета ООН по мирному использованию космического пространства в марте 2000 г. выступила с инициативой обсудить вопрос о целесообразности разработки единой всеобъемлющей конвенции ООН по космическому праву.
Разработка и принятие такой конвенции могло бы привести не только к кодификации существующих правовых норм, но и внести существенный вклад в прогрессивное развитие международного космического права.
В такой конвенции можно было бы соединить как существующие, так и вновь разрабатываемые нормы космического права. В ее положениях могли бы найти отражение как уже действующие (с точки зрения международного права) ограничения на военное использование космоса, так и возможно новые инициативы в этой области. Разработка такой конвенции должна проходить в рамках Комитета ООН по космосу, что в полной мере соответствует его мандату.
Мы отдаем себе отчет в том, что потребуется относительно продолжительное время для выработки согласованного проекта конвенции. Однако это не помешает государствам продолжить международное сотрудничество на базе существующих правовых актов. Мы считаем, что с учетом опыта международного сообщества в разработке конвенций по морскому и воздушному праву, подготовка проекта конвенции по космическому праву не должна занять слишком много времени.
А.П.Бобров