3.06.2112:43

Выступление директора Департамента по вопросам новых вызовов и угроз МИД России В.Е.Тарабрина на Антинаркотической конференции ОБСЕ, 1 июня 2021 года

 

Уважаемые коллеги,

Уважаемая госпожа Генеральный секретарь,

Хотели бы поблагодарить шведское председательство за организацию ежегодной антинаркотической конференции ОБСЕ по актуальной проблематике взаимосвязи наркобизнеса с другими формами криминальной деятельности, включая их финансирование за счет наркоденег.

Данная тематика в контексте выявления, заморозки и ареста наркодоходов на повестке дня с момента подписания Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. Она получила дальнейшее развитие в принятых государствами политических обязательствах по решению мировой проблемы наркотиков, включая Политическую декларацию и План действий 2009 г., итоговый документ спецсессии Генассамблеи ООН по наркотикам 2016 г. и Министерскую декларацию 2019 г.

В 2019 г. Советом Безопасности ООН одобрена резолюция 2482 (2019) о смычке терроризма с оргпреступностью, включая незаконный оборот наркотиков. Наша страна выступила инициатором профильной резолюции Комиссии ООН по наркотическим средствам 58/6 «Укрепление международного сотрудничества в деле предупреждения и пресечения связанных с наркотрафиком незаконных финансовых потоков в целях борьбы с отмыванием денег».

Вынуждены констатировать, что, несмотря на солидный политический инструментарий в этой сфере, результативность международных усилий по пресечению генерируемых наркотиками финпотоков невысока. В частности, по данным Европола, изымается лишь один процент криминальных доходов, включая прибыль от наркобизнеса.

В этой связи важно наращивать сотрудничество компетентных органов, укреплять оперативное взаимодействие, на постоянной основе делиться наилучшими практиками. В этом мы видим добавленную стоимость «площадки» ОБСЕ в качестве форума для обмена передовым опытом. Выступаем за продолжение обучающих курсов и семинаров по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма, а также по  укреплению антинаркотического потенциала сотрудников силовых структур Афганистана и Восточной Европы. Со своей стороны намерены и впредь оказывать донорское содействие проекту по подготовке профильных экспертов из государств Центральной Азии, которое осуществляется при финансовой поддержке России через Управление ООН по наркотикам и преступности и посредством российского «натурального» вклада по линии ОБСЕ.

Следует отметить, что, несмотря на солидный потенциал ОБСЕ в антинаркотической сфере в более широком контексте комплексной безопасности, на сегодняшний день имеющиеся у Организации возможности используются не в полной мере. В частности, с  момента подписания в 2015 г. белградской декларации о деятельности ОБСЕ в поддержку глобальных усилий по решению мировой проблемы наркотиков нами не принималось ни одного документа по данной злободневной тематике, хотя на уровне ООН состоялось как минимум два знаковых события – спецсессия Генассамблеи ООН 2016 г. и министерский обзор 2019 г. По нашему мнению, было бы логично сделать «апдейт» усилий ОБСЕ на динамично развивающемся антинаркотическом направлении. Тем более что именно в этой сфере имеется объединительная повестка дня, позволяющая обеспечить синергию усилий на пространстве от Ванкувера до Владивостока и развивать диалог в деполитизированном, экспертном ключе. Рассчитываем, что шведское председательство изучит возможность выдвижения антинаркотического документа на СМИД ОБСЕ, в том числе в контексте обсуждаемой нами сегодня темы незаконных финпотоков.

С национального угла хотели бы отметить, что подрыв экономических основ наркопреступности относится к ключевым задачам российской наркополитики в новой государственной антинаркотической стратегии на период до 2030 г. Задействование современных финансовых инструментов в целях легализации доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотиков, а также применение новых способов оплаты приобретаемых наркотиков определены в ней в качестве угроз национальной безопасности. В числе вызовов также фигурирует использование наркодоходов для финансирования деятельности международных террористических организаций.

Российская система противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма является одной из самых продвинутых в мире. Россия вошла в «пятерку» лучших стран по этому показателю по итогам успешной защиты национального отчета в рамках Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в октябре 2019 г.

Хотели бы заверить наших партнеров в готовности наращивать взаимодействие и обмениваться передовым опытом в этой сфере. А теперь позвольте передать слово российским экспертам, которые поделятся своими наработками и предложениями по противодействию высокотехнологичным наркопреступлениям.

x
x
Дополнительные инструменты поиска