Противодействие терроризму и экстремизму
Перед цивилизованным миром по-прежнему стоит задача организовать единый отпор терроризму и экстремизму при центральной координирующей роли ООН, на основе международного права, без политизации, скрытых повесток дня и «двойных стандартов».
Глобальное обострение террористических угроз напрямую связано со стремительным распространением террористической и экстремистской идеологии и пропаганды, в том числе в сети Интернет. Террористы сделали ставку на использование в своих преступных целях современных информационно-коммуникационных технологий для привлечения и вербовки новых последователей, организации терактов и финансирования террористической деятельности.
Своевременное и надежное перекрытие каналов финансовой и материальной подпитки террористических организаций – в числе приоритетных задач глобальных усилий по борьбе с терроризмом. Россия – активный участник международной системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.
Остро стоит и проблема иностранных террористов-боевиков (ИТБ), которые после военного поражения ИГИЛ в Сирии и Ираке массово возвращаются в государства происхождения или проживания либо перемещаются в третьи страны – особенно в те, где им легче избежать наказания за свои преступления. Считаем, что добросовестный обмен информацией об ИТБ является одним из наиболее востребованных инструментов в борьбе с указанным феноменом.
На международных площадках Российская Федерация на постоянной основе выступает с такими предложениями и инициативами, которые способны усилить возможности государств противодействовать всем проявлениям терроризма и, прежде всего, ограничить его идеологическую, кадровую и материальную подпитку.
Наша страна последовательно отстаивает линию на строгое соблюдение государствами соответствующих принципов и норм международного права, включая Устав ООН и профильные международные конвенции ООН с акцентом на ведущую роль государств и компетентных органов в противодействии терроризму и экстремизму как на национальном, так и международном уровнях. Призываем все государства неукоснительно выполнять резолюции Совета Безопасности ООН, прежде всего 1373, 1624, 2178, 2199, 2253, 2354, 2396, 2462, 2482, нацеленные, в том числе, на укрепление мер выявления и пресечения каналов подпитки терорганизаций, а также резолюции СБ ООН, устанавливающих санкционные режимы в отношении ИГИЛ, «Аль-Каиды» и Движения талибов. Настроены на повышение санкционного давления на эти террористические организации и связанные с ними группировки и лица по линии комитетов СБ ООН 1267/1989/2253 и 1988. Российская Федерация энергично поддерживает усилия Контртеррористического комитета СБ ООН и Контртеррористического исполнительного директората по мониторингу выполнения государствами упомянутой базовой резолюции СБ ООН 1373.
В 2017 г. в рамках запущенного процесса реформирования ООН и перестройки ее контртеррористической архитектуры активно содействовали созданию в Секретариате ООН Управления по контртерроризму (УКТ; учреждено 15 июня 2017 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 71/291), которое возглавил заместитель Генерального секретаря ООН россиянин В.И.Воронков. Россия оказывает необходимое финансовое и экспертное содействие УКТ в его работе, прежде всего по линии предоставления профильного техсодействия странам Центральной Азии.
Придаем важное значение полной реализации всех четырех основных направлений Глобальной контртеррористической стратегии ООН.
Выступаем за согласование проекта Всеобъемлющей конвенции о международном терроризме, которая содержала бы общепризнанное определение терроризма. Исходим из необходимости найти приемлемое для всех государств-членов ООН решение. Только тогда такая конвенция сможет реально стать всеобъемлющей и послужит эффективным инструментом мирового сообщества в борьбе с терроризмом.
Российская Федерация совместно с единомышленниками отстаивает незыблемость ключевых параметров международного контртеррористического и антиэкстремисткого сотрудничества. Аргументировано ведем линию на недопущение принудительного навязывания односторонних «стандартов и правил». В частности, речь идет о спорной западной концепции «противодействия насильственному экстремизму» (ПНЭ), которая необоснованно усиливает крен в пользу правозащитной и гендерной проблематики в антитерроре, открывает дополнительные возможности для вмешательства во внутренние дела государств.
Политика «двойных стандартов» некоторых стран в отношении террористов и экстремистов отчетливо проявилась в избранной ими линии в Сирии и Афганистане, а теперь – на Украине. Западные государства потворствуют украинским неонацистам, несмотря на их укрепляющиеся связи с международными терсетями и криминалитетом, перепродажу поставляемого зарубежного оружия «на черных рынках», а также приток иностранных наемников с террористическим прошлым и ультраправых экстремистов, в том числе из Европы и США. Формирование таким образом на европейском пространстве опасности «украинского очага» праворадикального экстремизма и терроризма западниками упорно замалчивается.
В последнее время США и их союзники активно продвигают на международных площадках инициативу борьбы с «расово и этнически мотивированным терроризмом/насильственным экстремизмом» (РЭМТ/РЭМНЭ). Ее главная опасность – намеренное упрощение или игнорирование реальных причин нынешнего всплеска распространения в мире ультраправых, националистических настроений, включая возрождение на Западе идеологии нацизма, искусственное выделение этого направления для манипулирования вокруг темы «внешнего иностранного влияния» в угоду борьбы с внутриполитическими противниками.
В результате перечисленных подходов международная антитеррористическая и антиэкстремистская повестка политизируется и становится ареной жесткого противостояния. В этих условиях Россия существенно корректирует параметры работы с международными партнерами на треке антитеррора, настраиваясь на конструктивное взаимодействие с действительно заинтересованными в нем государствами в двусторонних форматах и на международных площадках.
В противовес западным интрузивным антиэкстремистским инициативам Россия стремится к выработке сбалансированных консенсусных межгосударственных решений на антитеррористическом и антиэкстремистском направлении. Поступательно выступает за борьбу с экстремизмом во всех его формах и проявлениях. Последовательно призывает международное сообщество обратить пристальное внимание на опасный рост правоэкстремистской идеологии и радикализации, в особенности проявлений агрессивного национализма и неонацизма.
Придаем большое значение Рабочей группе БРИКС по антитеррору (РГАТ). Рассматриваем ее в качестве одного из наиболее продвинутых форматов сотрудничества в рамках БРИКС. Выступаем за то, чтобы данный диалог и впредь оставался максимально деполитизированным и нацеленным на решение конкретных практических задач антитеррора. Для этого имеется солидная основа в виде Антитеррористической стратегии БРИКС и Плана действий по ее реализации, принятых в 2020 и 2021 гг. в рамках российского и индийского председательств соответственно. Особое внимание придаем деятельности Подгруппы РГАТ по иностранным террористам-боевикам (ИТБ), возглавляемой Российской Федерацией. Высоко оцениваем итоги ее очередного заседания, прошедшего в режиме видеоконференции 20 апреля 2022 г. Важное значение придается укреплению связей в рамках других подгрупп РГАТ БРИКС: по противодействию финансированию терроризма, по борьбе с использованием Интернета в террористических целях, по предотвращению радикализации и по наращиванию правоохранительного потенциала.
На площадке Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) с 2015 г. реализуется российская инициатива по выявлению каналов и источников финансирования ИГИЛ, «Аль-Каиды» и связанных с ними организаций и лиц. Российские наработки активно используются в изучении проблематики цифровой трансформации, трансграничных платежей и финансирования распространения оружия массового уничтожения. Наращивается сотрудничество с партнерами по Группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег государств Ближнего Востока и Северной Африки (МЕНАФАТФ; Россия – наблюдатель с ноября 2021 г.).
Полагаем важным сохранить консенсусный и деполитизированный характер Глобального контртеррористического форума (ГКФ). Продолжаем активно подключаться к его работе – в сентябре 2022 года «на полях» недели высокого уровня Генассамблеи ООН в Нью-Йорке российская делегация высокого уровня приняла участие в заседаниях Координационного комитета и Министерского сегмента ГКФ.
Все более значимыми становятся имеющиеся региональные механизмы в рамках СНГ, ОДКБ, ШОС, которые создают эффективную платформу для дальнейшего развития и укрепления сотрудничества в противодействии терроризму не подверженного «двойным стандартам» и «скрытым повесткам дня».
Так, в ходе заседания Совета глав государств СНГ (Астана, октябрь 2022 г.) принята Программа сотрудничества государств-частников СНГ в борьбе с терроризмом и экстремизмом на 2023-2025 годы. В рамках ежегодных консультаций внешнеполитических ведомств государств-участников Содружества (Минск, июнь 2022 г.) состоялся обстоятельный обмен мнениями с союзниками по всему спектру вопросов противодействия новым вызовам и угрозам.
В декабре 2021 г. по инициативе Российской Федерации было принято Совместное заявление министров иностранных дел государств-членов ОДКБ «О профилактике и борьбе с использованием Интернета в террористических целях». Важными достижениями на данном направлении стало также Заявление Совета глав государств-членов ШОС «О противодействии распространению террористической, сепаратистской и экстремистской идеологии, в том числе в сети Интернет», одобренные в рамках российского председательства в этих организациях в 2020 году.
В Самаркандской декларации Совета глав государств ШОС (принята в сентябре 2022 г.) подтверждена приверженность государств-членов борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Во взаимодействии с партнерами предпринимаются энергичные усилия по реализации инициатив, направленных на совершенствование механизмов противодействия вызовам и угрозам безопасности, в т.ч. российского предложения об учреждении на базе Региональной антитеррористической структуры ШОС в Ташкенте Универсального центра по противодействию вызовам и угрозам безопасности.
Выверенным «стандартом» международного антиэкстремистского сотрудничества является разработанная совместными усилиями России, Китая, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана Конвенция ШОС по противодействию экстремизму 2017 г., призванная содействовать укреплению эффективных и новаторских профильных международно-правовых механизмов. Российская Федерация продолжает линию на активное продвижение данного международного договора, предусматривающего возможность инициативного присоединения новых государств-участников.
Внимание уделяется и развитию взаимодействия в рамках Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), созданной по инициативе нашей страны. При ведущей роли российских специалистов ЕАГ усиленно занимается изучением региональных рисков отмывания денег и финансирования терроризма.
Продолжаем наращивать сотрудничество в области борьбы с терроризмом на двусторонней основе, в первую очередь, с теми государствами, которые разделяют наши подходы в антитерроре: Китай, Индия, Пакистан, страны Африки, партнеры из Центрально-Азиатского региона. В частности, в ноябре 2022 г. в Москве состоялся очередной раунд российско-туркменистанских консультаций на уровне заместителей министров иностранных дел, курирующих проблематику международного сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом. В октябре 2022 г. – заседание российско-египетской межведомственной Рабочей группы по противодействию терроризму.
Вновь акцентируем полезность Международного банка данных по противодействию терроризму, созданному Национальным антитеррористическим комитетом Российской Федерации. Приглашаем всех иностранных партнеров подключиться к его работе.
Выстраиваем нашу международную работу с учетом уникального российского опыта борьбы с терроризмом и экстремизмом, в частности, с опорой на положения постоянно совершенствуемого российского законодательства в антиэкстремистской и антитеррористической сфере, а также главных концептуальных документов – «Стратегии противодействии экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», «Комплексного плана противодействия идеологии терроризма на 2019-2023 годы», «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» (2009 г.).
Исходим из того, что международное сотрудничество в антитерроре является объективной необходимостью для всех государств. Оно должно быть «всепогодным» и не подверженным сиюминутной геополитической конъюнктуре.