КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ТЕМЕ "ПУТИ ДОСТАВКИ НАРКОТИКОВ: ИЗ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ЕВРОПУ" (ПАРИЖ, 21-22 МАЯ 2003 ГОДА) - ПАРИЖСКОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
Перевод с английского
Свобода – равенство – братство
Французская Республика
КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ТЕМЕ "ПУТИ ДОСТАВКИ НАРКОТИКОВ: ИЗ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ЕВРОПУ"
(Париж, 21-22 мая 2003 года)
Парижское заявление
22 мая в Париже по инициативе Франции состоялась конференция, в которой приняли участие министры иностранных дел 55 стран, серьезно затронутых проблемой распространения опиума и героина афганского производства через Центральную и Юго-Западную Азию. Конференция была подготовлена силами старших должностных лиц, ответственных за борьбу с наркотрафиком, а также – за связанные с этим социальные и санитарные аспекты. На торжественной церемонии открытия с приветственным словом к присутствующим обратился Президент Французской Республики. В ходе конференции обсуждались пути распространения наркотиков, воздействие наркотрафика на экономику, вопросы здравоохранения и международного сотрудничества.
Министры подчеркнули, что настало время дать глобальный, сбалансированный и скоординированный ответ в международных и в региональных масштабах на ту угрозу, которую это бедствие представляет для всех стран. Приняв настоящую декларацию, министры показали, что они готовы проявить необходимую решимость, объединить все усилия для укрепления потенциальных возможностей каждой страны, для развития партнерских отношений в каждом регионе, для поисков решения этой проблемы во всех ее аспектах. Этого требует международная безопасность.
I) Выводы, к которым пришли министры
1.1 Международное сообщество – и, в частности, Великобритания, Германия и Италия – продолжает прилагать усилия по восстановлению Афганистана, по искоренению плантаций опиумного мака, по борьбе с распространением наркотиков. В конечном итоге, эти усилия принесут плоды. Собравшиеся приняли к сведению выступление министра иностранных дел Афганистана господина Абдуллы Абдуллы, а также создание Национальной комиссии по борьбе с наркотиками. Они поддерживают решимость и усилия афганских властей, направленные на то, чтобы будущее миллионов афганцев не зависело от производства субстанций, запрещенных в соответствии с подписанными Афганистаном конвенциями Организации Объединенных Наций.
1.2 Согласно данным исследований, переданным Организацией Объединенных Наций, международными организациями и соответствующими компетентными ведомствами, потребление опиума и героина существенно возросло в районах путей доставки наркотиков, появились и многочисленные новые пути их распространения. Отныне все страны превратились и в рынки потребления наркотиков, и в перевалочные базы. Потребление героина в странах Западной Европы остается стабильным, а на всей остальной территории Европейского континента, а также в Евразии, оно резко возросло, в связи с чем возникают серьезные проблемы в обществе. В ходе работы конференции были выявлены последствия наркотрафика и потребления наркотиков, связанный с этим социальный ущерб (рост преступности, нарушение общественного порядка, разгул насилия и жестокости), ослабление государственных структур из-за коррупции.
1.3 Специфическую проблему незаконного оборота героина афганского производства следует рассматривать в рамках тех принципов, которые были утверждены Организацией объединенных наций, в частности в ходе двадцатой внеочередной сессии Генеральной ассамблеи ООН, состоявшейся в 1998 году. Эти принципы по-прежнему остаются руководством к действию в борьбе с наркотиками; имеются в виду, в частности, такие принципы, как совместная ответственность стран-производителей и стран-потребителей наркотиков; необходимость рассмотрения проблемы наркотиков как неотъемлемой части политики развития и прав человека; одновременное сокращение предложения и спроса. Страны-участницы подтвердили свои обязательства по соблюдению Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года и Протокола 1972 года, Конвенции о психотропных веществах 1971 года, Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года и Палермской конвенции против транснациональной организованной преступности 2000 года. Следует также упомянуть и совместное заявление министров, принятое по итогам 46 сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам. Была подтверждена особая роль Организации Объединенных Наций и, в частности, Управления ООН по наркотикам и преступности, призванного претворять в жизнь основные направления международной политики в области борьбы с наркотиками, а также – программ по оказанию технического содействия тем странам, которые в нем нуждаются. Кроме того, ПРООН за счет своей общей деятельности в поддержку развития также вносит вклад в борьбу с наркотрафиком.
1.4 Особое внимание было уделено медицинским аспектам, связанным с развитием токсикомании и заболеваний, которые передаются путем внутривенных инъекций, таких как ВИЧ/СПИД и гепатит. Согласно данным о токсикомании и инфекционных заболеваниях, имеющимся в распоряжении большинства стран-участниц, наметились тревожные тенденции, которые должны побудить все правительства рассматривать борьбу с наркоманией как неотъемлемую часть государственной политики здравоохранения, и решать этот вопрос необходимо в региональных масштабах. В некоторых регионах распространение ВИЧ-инфекции приобрело угрожающий характер, и в связи с этим необходимы масштабные меры для предупреждения распространения инфекционных заболеваний среди всего населения. В ходе конференции подчеркивалась необходимость снижения спроса.
1.5 Европейский союз является одним из основных участников борьбы с распространением наркотиков и с международной организованной преступностью. Евросоюз решительно идет по этому пути, что должно найти свое отражение в работе конвента, занятого в настоящее время разработкой проекта договора о конституции ЕС. В области борьбы с наркотиками Европейский союз утвердил общий план действий на 2000-2004 годы, а также региональные планы, разработанные в увязке со странами, расположенными в особенно затронутых районах, таких как Центральная Азия или Балканы, которые непосредственно прилегают к путям распространения наркотиков. Реализации таких планов действий содействуют программы по оказанию технического содействия. Европейский союз также берется за решение этой задачи с ее истоков, путем решения проблемы развития, что особенно заметно в Афганистане, где ЕС играет центральную роль. Но вместе с тем Евросоюз прилагает усилия для того, чтобы дать странам-партнерам возможности оценить эпидемиологическую ситуацию в связи с распространением наркотиков с тем, чтобы эти страны могли осуществлять самостоятельную политику в этой области. В рамках действующих программ технического содействия и в тесном взаимодействии с компетентными специализированными организациями Европейский союз взял на себя обязательство по созданию эффективных сетей обмена информацией в отношении как профилактических аспектов борьбы с наркотиками, так и соответствующих санкций.
1.6 Во всех странах существуют законы, направленные на борьбу с наркотрафиком, но в этих законах имеются пробелы и несоответствия, что представляет собой препятствие для международного сотрудничества и для борьбы с коррупцией.
1.7 Был сделан вывод о том, что не уделяется должного внимания вопросу о химических прекурсорах, хотя именно от них зависит деятельность подпольных лабораторий и все производство героина. Необходимо на систематических началах проводить расследования с тем, чтобы выявить источники поступления таких прекурсоров и понять, с какого момента эти разрешенные субстанции начинают использоваться в противозаконных целях. Необходимо наладить обмен информацией о результатах таких расследований между странами-производителями наркотиков и странами, через которые наркотики идут транзитом. Международный комитет по контролю над наркотиками призван сыграть ведущую центральную роль в области осуществления эффективной политики по контролю за химическими прекурсорами.
1.8 О мощной международной мобилизации свидетельствует целый ряд мероприятий: семинар, который был организован в этом году Грецией как страной, выполнявшей председательские функции в Евросоюзе, а также ташкентский семинар ОБСЕ, организованный в преддверии Экономического форума, проходящего в настоящий момент в Праге под председательством Нидерландов. Бороться с наркотиками можно только в том случае, если повсюду укрепляются принципы правового государства, и в этом плане усилия ОБСЕ заслуживают поощрения.
II) Выводы председателя
2.1 Международное сообщество должно еще раз подтвердить свою поддержку Афганистану и, в частности, оказать всемерное содействие Национальной комиссии по борьбе с наркотиками в области реализации национального стратегического плана по борьбе с наркотиками, а также в деле содействия осуществлению реалистичных мер, направленных на обеспечение устойчивого альтернативного развития.
2.2 В странах, через которые проходят пути распространения наркотиков, стратегия борьбы с наркотиками и с токсикоманией должна исходить из сбалансированного подхода, опирающегося на наказание наркодельцов, профилактику токсикомании и лечение токсикоманов, в соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций. Как представляется, в каждой стране должно быть какое-то одно ведущее учреждение, обеспечивающее координацию национальной политики, включая сферу здравоохранения и образования, а также правоохранительные органы, таможенное ведомство, пограничные силы.
2.3 Приоритетное внимание в государственной политике должно уделяться медицинскому аспекту наркомании, в частности, когда речь идет о потреблении героина. В целях заострения внимания на опасностях наркотиков и, в частности, героина на систематических началах следует проводить информационные кампании в школах и иных учебных заведениях, среди спортсменов, а также в основных средствах массовой информации. Запретительные документы должны составляться таким образом, чтобы они не вели к увеличению рисков вследствие маргинализации или резкой критики наркоманов.
Необходимо проводить политику сокращения спроса, включающую, как правило, предоставление медицинской помощи, принятие надлежащих мер в целях сокращения риска и, возможно, применение заместительных терапий, даже если в отношении этого вида лечения нет единого международного консенсуса.
2.4 Учитывая трансграничное распространение заболеваний, связанных с внутривенными инъекциями наркотиков, Управление ООН по наркотикам и преступности и Всемирная организация здравоохранения должны проводить совместные мероприятия по информированию общественности. Опыт Европейской обсерватории наркотиков и токсикомании свидетельствует о том, что определенный вклад в лучшее понимание санитарных последствий потребления наркотиков могли бы внести региональные обсерватории токсикомании. Такие обсерватории могли бы проводить достоверные эпидемиологические обследования, а также способствовать внедрению политики профилактики, снижению риска, помогать в уходе за больными, а для всего этого потребуется более мощная поддержка со стороны доноров. Целесообразно было бы улучшить обмен опытом, в частности, в региональных масштабах. Всемирная организация здравоохранения и Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу призваны сыграть здесь особую роль.
2.5 Необходимо укрепить лидирующую роль Управления ООН по наркотикам и преступности. Следует добиваться того, чтобы различные инициативы дополняли друг друга, и при этом Управление должно следить за тем, чтобы все эти виды деятельности осуществлялись в тесной увязке друг с другом. Было бы, в частности, желательно, чтобы действия, осуществляемые Управлением, Евросоюзом и ОБСЕ в целях оказания помощи странам Восточной Европы, Кавказа, СНГ и Юго-Западной Азии, дополняли и подкрепляли друг друга. Во избежание дублирования отмечается необходимость придания нового импульса механизму, который уже существует в рамках Управление ООН по наркотикам и преступности, в целях координации деятельности по всем проектам технического содействия, осуществляемым в пользу заинтересованных стран. Управление должно, в частности, поощрять государства к тому, чтобы они упорядочивали свои законодательства для осуществления соответствующих действий одновременно в нескольких странах и для налаживания взаимопомощи между судебными инстанциями. Следует поддержать инициативу Управления по созданию структуры регионального сотрудничества между странами Центральной Азии.
2.6 В чисто практическом плане все государства должны располагать каким-то центральным органом, куда будут поступать все данные, что позволит эффективно бороться с сетями наркотрафика. Централизация информации будет также способствовать налаживанию сотрудничества по двусторонним каналам или через Интерпол. Во всех странах следует учредить хорошо оснащенные и действенные бюро координации с Интерполом. Таможенные ведомства должны более динамично участвовать в деятельности сети бюро связи и обмена данными, созданной Всемирной таможенной организацией.
2.7 В целях укрепления борьбы с наркотрафиком и незаконным оборотом химических прекурсоров, Интерпол, Европол и Управление ООН по наркотикам и преступности, опираясь на опыт ряда стран, могли бы предложить механизм обмена информацией на базе централизованного банка данных. Подобный обмен данными о химическом анализе конфискованных партий наркотиков позволил бы следственным органам более эффективно определять пути, по которым осуществляется незаконный оборот наркотиков и избежать трудностей, связанных с отправкой друг другу образцов конфискованных субстанций.
2.8 Необходимо усилить борьбу с отмыванием денег, полученных преступным путем или за счет коррупции. Такая борьба может способствовать выявлению возможных источников финансирования терроризма. Во всех государствах должно быть принято законодательство, соответствующее требованиям международных стандартов, и повсюду должны быть созданы структуры по сбору финансовых данных. С этой целью можно было бы создать связанные с ФАТФ региональные группы в целях координации усилий, в частности, между странами Центральной Азии. Борьба с коррупцией немыслима без международного сотрудничества, а это значит, что необходима мобилизация всех участников настоящей конференции с тем, чтобы проходящие в настоящее время переговоры в целях выработки конвенции ООН по борьбе с коррупцией привели к созданию такого обязательного правового инструмента, который был бы практичным, эффективным и сбалансированным.
Действия мирового сообщества по борьбе с наркотрафиком должны стать предметом широкого консенсуса, поскольку речь идет об ответственности всех государств, затронутых этим явлением. Каждая страна должна сыграть свою роль в борьбе с оборотом наркотиков в пределах национальных границ и за рубежом, но при этом каждая страна должна также осознавать свою ответственность в деле предотвращения инфекционных заболеваний, представляющих собой подлинную угрозу в XXI столетии, ибо эти заболевания, как и преступность, не признают границ. В своих действиях страны должны опираться на точный анализ и оценку всех тех явлений, которые необходимо учитывать для того, чтобы обеспечить адекватность предлагаемых решений. Государства должны располагать эффективными, транспарентными, демократическими институтами, обеспечивающими торжество правовых принципов.
Франция благодарит всех участников конференции и доведет результаты ее работы до сведения мировой общественности.
Конференция продемонстрировала, что мы живем в эпоху полной взаимозависимости, а это значит, что необходимо мобилизовать все силы мирового сообщества, завязать конструктивный диалог между регионами, у которых разные культуры, разные религии, разная реакция на те или иные вопросы, и исходить при этом надо из одной цели: добиться того, чтобы завтра в нашем мире лучше соблюдались четкие международные правила, основанные на солидарности и на правовых принципах.