ИНТЕРВЬЮ МИНИСТРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ АКАДЕМИКА А.Ю.РУМЯНЦЕВА ГАЗЕТЕ "ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ", ОПУБЛИКОВАННОЕ 5 ФЕВРАЛЯ 2003 ГОДА ПОД ЗАГОЛОВКОМ «ПОИСКИ АТОМНОЙ БОМБЫ В ИРАКЕ, ИРАНЕ И СЕВЕРНОЙ КОРЕЕ НАПРАСНЫ»
США планируют сегодня представить Совбезу ООН доказательства того, что Ирак разрабатывает оружие массового поражения, в том числе ядерное. Могут ли страны, названные Вашингтоном "осью зла", произвести атомную бомбу? Об этом спецкор газеты "Время новостей" Андрей Злобин спросил министра России по атомной энергии академика Александра Юрьевича Румянцева.
Ответ: По Ираку отвечу словами генерального директора МАГАТЭ Мухаммада Аль-Барадеи, который сказал, что все инспекции, проведенные в Ираке, свидетельствуют: там нет ни ядерной оружейной программы, ни ядерных оружейных технологий, ни ядерного оружия.
Вопрос: Может, иракцы его хорошо спрятали? В президентских дворцах или домах ученых?
Ответ: Вряд ли. Ведь МАГАТЭ постоянно контролировало ситуацию в Ираке, в том числе техническими средствами. Были проведены инспекции, беседы со специалистами. А во дворцах ядерные материалы никто не хранит. Все спецслужбы сходятся в том, что факта купли-продажи ядерного оружия не было. Что касается производства своими силами, то уничтожить или скрыть технологии по его производству невозможно. И то, что не обнаружено даже упоминаний о ядерных технологиях, свидетельствует, что оружия никакого нет. Как только что-то где-то оружейное появляется, это сразу становится известно ядерным державам. Когда в Южной Африке появились ядерные технологии, все об этом сразу же узнали.
Вопрос: Аль-Барадеи в прошлом месяце был в России. Он с вами на эту тему беседовал?
Ответ: Мы эту тему даже не затрагивали, для нас очевидно: в Ираке нет ядерных технологий. Мы говорили о ходе строительства АЭС в Иране. Его интересовала позиция России, организация поставок топлива и его возврата в Россию после облучения.
Вопрос: Если с Ирака снимут санкции, Россия согласится сотрудничать с Багдадом в ядерной области?
Ответ: Если снимут санкции, а Ирак проявит интерес к созданию ядерных технологий, то да. Каждая страна, подписавшая Договор о нераспространении ядерного оружия, имеет право использовать атомную энергию в мирных целях. А страны, которые владеют такими технологиями, должны, именно должны, им помогать.
Вопрос: Итак, у Ирака нет атомного оружия. А у Северной Кореи?
Ответ: Я считаю, тоже нет. Ведь само ядерное оружие - это уже не секрет. Можно найти чертежи атомной бомбы в Интернете, указания, как и что делать. Но вопрос в том, как научиться производить ядерные материалы. И как с ними работать. Для создания такой промышленности нужны годы. А свидетельств, что Северная Корея обладает промышленностью по производству ядерного оружия, нет ни у нас, ни у МАГАТЭ. Об этом мы тоже говорили с Аль-Барадеи.
Вопрос: Но в ЦРУ утверждают, что до конца года у Пхеньяна будет восемь атомных бомб.
Ответ: Восемь бомб -это 60--70 кг плутония. Неоткуда им было взять это. Средства для создания грязной бомбы из радиоактивных отходов у них есть. Но это не ядерное оружие. При использовании оно не приведет к катастрофическим результатам. Это все равно что распылить ядерный источник на центральной улице большого города. Это вызовет политический резонанс, будет возбуждено общественное мнение. Но последствия для жителей города не будут катастрофическими. Приедут дезактивационные службы, отмоют, почистят...
Вопрос: До начала 90-х Россия сотрудничала с Пхеньяном?
Ответ: СССР активно сотрудничал с КНДР, построил и модернизировал исследовательский реактор. Но вот уже 10 лет никаких контактов в ядерной области у нас нет. Сначала корейцы были не готовы технически это сотрудничество продолжать. А потом был создан консорциум (Северная и Южная Корея, Япония, США), в который нас не взяли. Десять лет назад он начал строить в Северной Корее АЭС на легкой воде. Но проект идет такими вялыми темпами, что практически находится в начальной стадии.
Вопрос: А мы за это десятилетие построили бы?
Ответ: Конечно. Примерно за семь лет Россия строит такие станции одна, без альянса. А в международном альянсе было бы быстрее.
Вопрос: Ну а то, что США приписали Северную Корею к "оси зла", остановило бы Россию?
Ответ: Понимаете, любая страна может использовать какой-то эпитет для обозначения других. Но есть юридические международные нормы и правила. И Россия руководствуется не эмоциями, а существующим международным законодательством. Если же Корея действительно выйдет из Договора по нераспространению ядерного оружия, то Россия не будет иметь права с ней сотрудничать.
Вопрос: На оставшемся у Пхеньяна советском оборудовании можно создать ядерное оружие?
Ответ: Нет. Всем хорошо известно, что это за установки. Создать на них оружейные материалы нельзя. А скрыть атомное оружие при современных средствах и спутниках невозможно. Радиохимический комбинат по производству плутония занимает территорию в несколько сот гектаров. И по снимкам специалист сразу догадается о профиле этого производства. Так, американцы увидели из космоса два каких-то подозрительных здания в Иране, и весь мир закипел.
Вопрос: Почему американцы тянут со строительством АЭС в Северной Корее?
Ответ: Значит, есть какие-то причины, чтобы несильно этот проект продвигать.
Вопрос: То есть у Северной Кореи есть основания для недовольства?
Ответ: Можно предположить, что именно нереализация этого проекта привела к кризису. Я сожалею, что корейцы выходят из всех договорных международных обязательств и отказались от инспекций МАГАТЭ. Все страны, которые используют атомную энергию, должны быть открытыми и прозрачными с точки зрения проблем нераспространения ядерного оружия.
Вопрос: А Южная Корея может создать ядерную бомбу?
Ответ: Может. Потенциал страны позволяет сделать бомбу за пару лет. Но они не стремятся к этому. Ядерное оружие не есть полномасштабная гарантия, все зависит от того, кто предполагаемый агрессор. Так что это вопрос философский. Южная Корея подписала все договоры, взяла на себя все обязательства, открыта для контроля МАГАТЭ. И нет никаких сведений, что они начинают создавать мощности по использованию атома в военных целях.
Вопрос: С Южной Кореей мы сотрудничаем?
Ответ: Да, мы поставляем им уран для ядерного топлива.
Вопрос: Еще одна страна американской "оси зла" - Иран. Почему вокруг Бушерской АЭС столько шума? На ней что - бомбу легче сделать?
Ответ: АЭС - не предпосылка для создания бомбы. Нужно иметь соответствующую промышленность по переработке радиоактивного топлива. Мы строим в Бушере станцию идентичную той, что США строят в Северной Корее. И мы не нарушаем никаких международных договоров. В прошлом году МАГАТЭ провело в Иране 60 проверок и не зафиксировало никаких нарушений. А для России сотрудничество с Тегераном экономически выгодно.
Вопрос: А что ж немцы пренебрегли выгодой и отказались достраивать реактор в Бушере?
Ответ: Строительство начинала германская компания Siemens. Но потом было принято политическое решение, и они ушли. Мы же не могли отказать Тегерану, когда нам предложили завершить строительство. Еще раз поясню: Россия как ядерная держава обязана оказывать помощь странам, подписавшим Договор о нераспространении ядерного оружия, желающим использовать мирный атом. Германия, кстати, не является ядерной державой.
Вопрос: Американцы убеждают Москву, что строительство АЭС в Иране угрожает безопасности и России.
Ответ: Исследовательский реактор в Иране построили сами США. Еще в годы правления шаха был создан план развития ядерной энергетики, предполагалось построить в Иране около двадцати АЭС. Так что выводы делайте сами.
Вопрос: Россия планирует строить новые атомные блоки в Иране?
Ответ: Вице-президент и председатель комиссии по атомной энергии Ирана г-н Ага Заде в сентябре на генеральной конференции МАГАТЭ в Вене призвал мировое сообщество содействовать в реализации программы развития атомной энергетики в Иране. В ближайшие десятилетия Тегеран хотел бы построить шесть атомных блоков. Если будет международный тендер, мы примем участие. И думаю, у нас есть шансы победить.
Вопрос: В Иране есть мощности для создания бомбы?
Ответ: Нет.
Вопрос: Получается, ни в одной из трех стран "оси зла" бомбы быть не может?
Ответ: Во всяком случае мощностей, которые могли бы привести к созданию ядерного оружия, в этих странах не зафиксировано.
Вопрос: Если бы в свое время Россия закончила строительство АЭС на Кубе, то сегодня Вашингтон и Гавану наверняка бы причислил к "оси зла"... Какова судьба АЭС в Сьенфуэгосе?
Ответ: Станция законсервирована. Вернуться к ее достройке в силу климатических условий невозможно. Можно построить новую. Но бесплатно Россия никому ничего делать не будет.
Вопрос: С просьбой к России построить реактор обратилась Мьянма. Но там же военный режим?
Ответ: Я не знаю, какой там режим, военный или не военный. Но знаю, что Мьянма является участником Договора о нераспространении ядерного оружия. Она полноправный член МАГАТЭ и соблюдает все свои обязательства. И поэтому мы обсуждаем идею строительства там исследовательского реактора.
Вопрос: Что может заставить Россию отказаться от сотрудничества?
Ответ: Мы сотрудничаем только со странами, которые поддерживают процедуры МАГАТЭ и подписали все соответствующие документы - в первую очередь Договор о нераспространении ядерного оружия - и дополнительные протоколы. Кстати, сейчас Россия строит два блока в Китае. Ведется обсуждение вопроса о совместном строительстве еще двух блоков. Но на несколько других условиях: большую долю в строительстве китайская промышленность могла бы взять на себя. Нужно договориться по экономическим условиям: сколько будет оплачено живыми деньгами, сколько кредитами.
Также в Индии Россия строит два блока. Договор о строительстве был подписан еще до создания так называемой Группы ядерных поставщиков. Но коль скоро Индия создала свое ядерное оружие и не подписывает Договор о нераспространении, то для строительства новых ядерных блоков законных оснований нет. В этом кроется противоречие - Индия стремится к международной кооперации для развития своих ядерных программ. Но Индия обладает ядерным оружием, и с ней не имеет права сотрудничать ни одна из стран, владеющих ядерными технологиями.
Вопрос: В мире сложился стереотип, что террористы "Аль-Каиды" легко могут завладеть ядерными материалами в России.
Ответ: Это пропаганда. Никакие оружейные материалы в России не пропадали, весь наш плутоний на месте. Были случаи хищения нескольких десятков килограммов естественного урана и нескольких десятков граммов оружейных материалов. Но практически все в результате оперативных мероприятий найдено. В частности, найдены все оружейные материалы. Хотя это и граммы.
Вопрос: А наши ученые-ядерщики, уехавшие из страны, могут создать бомбу в третьей стране?
Ответ: Для бомбы нужна промышленность, которую втайне не создашь, а не ученый из России или какой-либо другой страны.