К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СПЕЦПЕРЕВОЗОК НА ТРАНСПОРТЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОМУ ТЕРРОРИЗМУ (СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ)
2002-02-13
18 февраля – годовщина создания Главного управления внутренних дел на транспорте и по спецперевозкам Службы общественной безопасности МВД России.
Первые подразделения, предназначенные для осуществления полицейского надзора на строящихся железных дорогах, были созданы в сороковых годах XIX века в виде жандармских команд и эскадронов, подчинявшихся производителям работ и железнодорожной администрации.
27 июля 1861 года Императором утверждено Положение "О жандармских полицейских управлениях Санктъ-Петербург - Варшавской и Московско-Нижегородской железных дорог", которое регламентировало обязанности этого вида полиции.
В январе 1867г. жандармская железнодорожная полиция была выведена из подчинения Министерства путей сообщения и передана в структуру Министерства внутренних дел и ей были определены основные направления деятельности - борьба с преступлениями, посягающими на государственный порядок, охрана общественного порядка и спокойствия на железных дорогах
В период февральской революции 1917 года жандармская полиция России, в том числе железнодорожная, была полностью ликвидирована. Взамен ее для охраны общественного порядка и борьбы с преступностью на объектах транспорта был создан ряд самостоятельных формирований.
18 февраля 1918 года постановлением ВЦИК на базе подразделений уголовного розыска была создана железнодорожная милиция, построенная по территориальному принципу.
Уже длительное время система органов внутренних дел на транспорте (ОВДТ) представляет собой совокупность органов и подразделений внутренних дел централизованного (федерального) подчинения, обеспечивающих общественный порядок и осуществляющих борьбу с преступностью в сферах пассажирских и грузовых перевозок на железнодорожном, воздушном, морском и речном транспорте в специфических условиях, обусловленных технологическими процессами перевозки пассажиров и грузов, а также несовпадением границ транспортных магистралей, федеральных округов и территорий субъектов Российской Федерации. В ходе реорганизации структуры МВД России в июне 2001 г. ОВДТ объединены с подразделениями, обеспечивающими осуществление спецперевозок.
Органом управления системой ОВДТ является ГУВДТиС СОБ МВД России. Главк имеет в своем составе оперативно-розыскное бюро, отделы уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, обеспечения общественного порядка, организационно-инспекторский отдел, отдел кадров, пресс-службу, отдел по организации деятельности экспертно-криминалистических и оперативно-технических подразделений, а также Управление по спецперевозкам (отделы, отделения, комендатуры по спецперевозкам) и другие службы.
Систему ОВДТ на местах образуют 20 управлений внутренних дел на транспорте (УВДТ), в составе которых имеется 571 линейный орган внутренних дел (28 линейных управлений, 202 линейных отдела и 341 линейное отделение внутренних дел). Низовым звеном системы являются линейные пункты милиции, которых на всех видах транспорта действует 773.
Специфику оргштатной структуры транспортной милиции отражают действующие в её составе специализированные подразделения: по борьбе с преступными посягательствами на грузы, розыскной работы с использованием АИПС, строевые подразделения по сопровождению пассажирских поездов, стационарные оперативные заслоны милиции в сферах грузовых и пассажирских перевозок и другие.
Отличие линейного принципа оперативно-служебной деятельности заключается в том, что каждое УВДТ контролирует обстановку на одной железной дороге, в морском или речном пароходстве, межрегиональном территориальном управлении гражданской авиации. Как правило, обслуживаемые объекты расположены на территории нескольких субъектов Российской Федерации. Так, например, Северо-Западное УВДТ (г.Санкт-Петербург) обеспечивает общественный порядок и осуществляет борьбу с преступностью на объектах железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта, расположенных на территории восьми субъектов Российской Федерации: г. Санкт-Петербурга, Республики Карелия, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской, Вологодской и Тверской областей.
На узловых железнодорожных станциях, в аэропортах, морских и речных портах дислоцируются линейные органы внутренних дел, каждому из которых определен конкретный участок оперативного обслуживания.
Все подразделения, от линейного пункта милиции до УВДТ, подчиняются только вышестоящему органу своей системы, что выводит их из двойного подчинения, и является надежной гарантией от неоправданного вмешательства в их деятельность органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления.
Более 80,0% объёма работы ОВДТ приходится на железные дороги. В зоне оперативного обслуживания - 17 федеральных железных дорог общей протяжённостью основных магистралей более 86 тысяч километров. На них расположено свыше 2200 пассажирских и 3725 грузовых станций, ежесуточно курсирует 21 тыс. грузовых и пассажирских поездов, в том числе 1,4 тыс. пассажирских и 7 тыс. пригородных, перевозящих ежегодно от одного до 2,5 миллиардов человек и около одного миллиарда тонн грузов.
В зоне оперативной ответственности ОВДТ также находятся 10 морских судоходных компаний, 18 государственных бассейновых управлений речного транспорта, 18 межрегиональных территориальных управлений гражданской авиации с разветвлённой инфраструктурой морских, речных- и аэропортов.
Приоритетными задачами Главка и подразделений на местах на современном этапе являются:
1) повышение уровня общественной безопасности на транспорте и антитеррористической устойчивости его объектов;
2) обеспечение оперативного контроля над процессом демонополизации железнодорожного транспорта с целью недопущения обвальной приватизации, криминального передела собственности, коррупционных проявлений в ходе реализации Концепции структурной реформы железнодорожного транспорта;
3) декриминализация хозяйственной деятельности морских портов и связанных с ними коммерческих организаций;
4) пресечение незаконного оборота наркотиков, оружия и боеприпасов;
5) обеспечение воинских, снабженческих и оперативных перевозок в интересах МВД России и других обслуживаемых ведомств.
6) предупреждение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, профилактика детского травматизма на объектах транспорта.
В настоящее время ГУВДТиС СОБ МВД России и подчинённые ему органы на местах сохраняют контроль за оперативной обстановкой на железнодорожном, воздушном и водном транспорте. Так, в 2001 году общий массив зарегистрированных преступлений уменьшился по сравнению с прошлым годом на 4,3%. Данная тенденция наблюдается по тяжким и особо тяжким преступлениям (-3,6%), преступлениям компетенции криминальной милиции (-3,4%) и милиции общественной безопасности (-5,9%), увеличилось количество раскрытых убийств, тяжких телесных повреждений, изнасилований, разбоев и грабежей. С использованием информационно-поисковых систем задержано 8.162 преступника, находившихся в федеральном и местном розыске. Из них для стран СНГ–517. За различные правонарушения к административной ответственности привлечено 39.646 иностранных граждан и лиц без гражданства и 2.799 иностранцев привлечено к уголовной ответственности.
С участием патрульно-постовых нарядов транспортной милиции раскрыто 20.589 преступлений, (+1,3 %) и за совершение административных правонарушений на обслуживаемых объектах транспорта задержано 3.072.620 человек (+1,5 %).
Определённую роль сыграли наряды милиции и в оздоровлении обстановки в поездах. Ими на наиболее криминогенных участках оперативного обслуживания сопровождено 90.768 (30,8%) пассажирских поездов, в том числе 3712 поездов по всему маршруту следования. Кроме того, нарядами милиции взято под сопровождение почти 216 тыс. поездов пригородного сообщения (31,3%).
В 2001 г. нарядами милиции по сопровождению поездов установлено 6453 лиц (+18,2%), совершивших преступления, из незаконного оборота изъято 793 единицы огнестрельного и холодного оружия, 6120 штук различных боеприпасов, более 2,5 кг взрывчатых веществ. Кроме того, в пассажирских поездах задержано 836.557 правонарушителей (+14,2 %), в т.ч. 55.954 (+ 19,1 %) мелких хулиганов, выявлено 416.008 (+3,2%) лиц, нарушивших антиалкогольное законодательство.
Во время проведения т.н. «встречного досмотра» пассажиров, их ручной клади и багажа, прибывших из регионов межнациональных конфликтов в 2001 году сотрудниками транспортной милиции только на Московском авиаузле было досмотрено 10296 авиарейсов, 342.939 мест багажа. При этом выявлено 477 фактов незаконной перевозки запрещенных предметов и веществ. У нарушителей изъято: 163 единицы огнестрельного, 175 единиц холодного оружия, 2770 штук боеприпасов, задержано 43 лица, находящихся в розыске, выявлено 27 случаев перевозки пассажирами крупных сумм наличных денег, изъято более 1 миллиона долларов США, 20 тысяч немецких марок и 700 тысяч рублей.
По линии борьбы с незаконным оборотом наркотиков в 2001 г. выявлено 16.978 преступлений (+ 4,9%), из незаконного оборота изъято 1.980 кг наркотиков, из них: маковой соломы – 251 кг; марихуаны – 1.126 кг; опия – 82 кг; героина – 123,5 кг; гашиша – 296,7 кг; кокаина – 1,5 кг; гашишного масла – 23,3 кг; амфетаминов и других стимуляторов – 0,178 кг; иных наркотических средств и психотропных веществ – 22,5 кг; сильнодействующих веществ – 42,6 кг.
Вместе с тем оперативная обстановка на объектах транспорта страны в целом остаётся сложной. Возрастает степень общественной опасности преступных проявлений, сопровождающихся, в ряде случаев, особой дерзостью по замыслу и квалифицированным исполнением. Из общего числа зарегистрированных преступлений более трети (37,7%) относятся к категории тяжких и особо тяжких.
По-прежнему серьёзную озабоченность вызывает детский травматизм на объектах железнодорожного транспорта. В истекшем году травмировано 527 несовершеннолетних (+14,3%), 243 (+7,5%) - со смертельным исходом. Наибольшее количество пострадавших приходится на объекты обслуживания Московского УВДТ.
В 2001 г. зарегистрировано 6.254 преступления в сфере грузовых перевозок, из них 2983 краж грузов (-0,6% в целом по транспорту), но на железнодорожном транспорте краж грузов зарегистрировано на 8,3% больше, а удельный вес краж грузов на железнодорожном транспорте составил 92,6% из общего количества по транспорту.
Убытки от несохранных перевозок грузов железнодорожным транспортом составили 13.937 тыс. рублей, что в 2 раза больше чем в прошлом году. Изменились и объекты преступных посягательств. Если несколько лет назад совершались хищения продуктов питания и промышленных товаров, то в последнее время в основном похищаются горюче-смазочные материалы, металлы и другие сырьевые ресурсы, разоборудуется автотехника.
В прошедшем году на железнодорожном транспорте возникла серьёзная проблема с сохранностью такого рода груза как ферросплавы. Так за недостачу этого рода груза железным дорогам предъявлено около 80% претензий от убытков в целом.
Учитывая предстоящую реструктуризацию Российских железных дорог и опыт подобной реорганизации предприятий воздушного и речного транспорта, в сфере грузовых перевозок следует ожидать роста преступлений экономической направленности.
В настоящее время основные усилия ГУВДТиС сосредоточены на обеспечении безопасности пассажиров и работников транспорта, укреплении взаимодействия по противодействию терроризму. Ведь именно сейчас, как никогда ранее, особую актуальность на фоне происходящих в последнее время процессов глобального распространения террористической угрозы и резкого обострения международной обстановки, приобрела необходимость консолидация всех возможных усилий на уязвимых, в террористическом отношении, объектах транспорта.
В 2001 году на объектах обслуживания транспортной милиции зарегистрировано:
- 3 террористических акта, из которых два раскрыты (в 2000 году совершено - 6, раскрыто - 4);
- произведено 17 взрывов (все в Чеченской Республике);
- выявлено 2 случая минирования объектов железнодорожного транспорта;
- изъято 5 заложенных взрывных устройств, 80 гранат, 78 кг тротила.
За этот период сотрудниками транспортной милиции совместно с администрацией транспорта, подразделениями МЧС и санитарно-эпидемиологической службы проверено почти 2 млн. товарных вагонов (в том числе более 2,6 тыс. контейнеров, 3 тыс. вагонов отправленных с Северо-Кавказской железной дороги), более 80 тыс. объектов железнодорожного и воздушного транспорта, гидротехнических сооружений. В результате проведённой работы по отработке пассажирских поездов, прибывших из Северо-Кавказского региона, у пассажиров изъято 27 единиц огнестрельного оружия, более 300 патронов, гранаты РГД, взрывные устройства.
При попытке незаконного проникновения на территорию России на объектах транспорта было проверено около 60 тыс. человек. Из них за пределы страны выдворены свыше 2,2 тысяч человек. 2,6 тысяч человек привлечены к уголовной ответственности, а свыше 37 тысяч к административной, поставлено на оперативный учёт свыше 3,6 тысяч человек.
Задержано для проверки на причастность к бандформированиям свыше 600 граждан Афганистана, Пакистана, Саудовской Аравии, Ирана, Турции, Иордании, Таджикистана. Подавляющее большинство из них – афганцы. На российско-казахстанской границе выявлено более 300 нелегальных мигрантов из Афганистана.
Большое внимание Главком уделяется проблемам борьбы с так называемым "телефонным терроризмом", которая в настоящее время приобрела ещё большую актуальность.
В прошлом году поступило 221 анонимное сообщение о готовящихся терактах на объектах транспорта, по ним возбуждено 51 уголовное дело по ст. 207 УК Российской Федерации, а 14 человек привлечено к уголовной ответственности. По 138 фактам материалы переданы в территориальные органы внутренних дел.
В ряду мероприятий по противодействию международному терроризму особо следует отметить личную поддержку Министром внутренних дел Б.В.Грызловым инициативы начальника Главка генерал-майора милиции В.В.Захаренкова о проведении, впервые за последние 10 лет, рабочей встречи руководителей главных управлений (управлений) внутренних дел на транспорте Министерств внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств.
Такая встреча состоялась в октябре 2001 года в г. Санкт-Петербурге и на ней присутствовали представители: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины.
В системе мер борьбы с международной преступностью, рассматриваемых на данной встрече, ключевое место было отведено информационному взаимодействию на базе внедрения средств автоматизации и применению новых информационных технологий в качестве основы организации и тактики борьбы с любыми видами международной преступности, а также проведению совместных оперативно-профилактических операций. Руководители органов внутренних дел на транспорте единогласно высказали необходимость продолжения подобных встреч и выразили признательность МВД России за эту инициативу.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые нами меры, остаётся нерешённым целый ряд проблем, требующих разрешения на федеральном уровне и проработки с заинтересованными министерствами и ведомствами:
- прежде всего, это создание единого межведомственного автоматизированного банка данных на лиц, в отношении которых имеются данные о причастности к террористической деятельности;
- возвращение функций предполетного досмотра пассажиров, багажа и грузов органам внутренних дел. Для этого необходимо внести изменения в ст. 85 Воздушного кодекса России и ряд ведомственных нормативных актов. Данный вопрос неоднократно выносился Министерством внутренних дел России на рассмотрение Министерства транспорта России, однако положительного решения не принято до настоящего времени;
- необходимо решение вопроса о возобновлении сопровождения самолетов внутренних (а при наличии соответствующих двусторонних договоров - и внешних) авиалиний;
- в связи с возрастающей угрозой совершения террористических актов на объектах и судах морского и речного флота Главк принимает активное участие в разработке и принятии соответствующего межведомственного приказа о мерах по пресечению незаконных актов, направленных против безопасности морского (речного) судоходства;
- аналогичный приказ ГУВДиС инициирует разработать применительно к железнодорожному транспорту;
- необходимо изыскать возможность финансирования для оснащения пунктов спецконтроля современным оборудованием, т.к. по нашим сведениям до 80 процентов технических средств либо морально устарели, либо выработали свой ресурс;
Следует также отметить, что Главком принимаются и другие дополнительные меры по усилению охраны и пропускного режима на стратегически важных объектах (вокзалах, аэропортах, мостах, гидротехнических сооружениях, путепроводах, тяговых подстанциях и др.), объектах жизнеобеспечения, а также в местах массового скопления пассажиров.
Нельзя не подчеркнуть и тот факт, что в последнее время руководство МВД России повернулось лицом к проблемам транспортной милиции и лишним свидетельством этому может служить новое административное здание для ГУВДТиС СОБ МВД России в котором сегодня впервые проводится пресс-конференция и где созданы все условия для плодотворной работы сотрудников одного из старейших подразделений системы МВД России, отмечающего 18 февраля свою очередную годовщину.