Asset Publisher

22 November 202118:26

Foreign Minister Sergey Lavrov’s remarks and answers to media questions at a joint news conference following talks with Foreign Minister of Lebanon Abdallah Bou Habib, Moscow, November 22, 2021

2386-22-11-2021

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

 

Ladies and gentlemen,

I would like to congratulate Mr Minister, members of his delegation, and all Lebanese people here today on your national holiday, Independence Day which is celebrated today. I wish peace, wellbeing and prosperity to the friendly and long-suffering people of Lebanon.

It means a lot to us that on this day my colleague, Mr Habib is here, working in Moscow. I think this emphasises the importance that we attach to the development of bilateral relations.

We discussed in detail a broad range of issues. We emphasised our growing interest in further expanding our political dialogue, deepening cooperation in the trade, economic and investment areas and promoting long-standing humanitarian, education and cultural ties, including cooperation between the religious communities of Russia and Lebanon. By tradition, the Russian Orthodox Church maintains close cooperation with its Lebanese colleagues. We are creating and actively using the legal framework to implement a number of mutually beneficial projects. We reviewed the prospects for the potential participation of Russian companies in restoring the infrastructure destroyed by the explosions at the Port of Beirut on August 4, 2020. At the request of the Lebanese government, we sent satellite photos taken by Roscosmos. We hope they will help in the investigation of this incident. This issue has created much attention in Lebanon. We hope that it can be resolved and that the cause of the incident will be established.

We discussed our cooperative efforts, including our companies’ (Novatek and Rosneft) activities, to develop Lebanon’s energy sector. Among other things, we focused on drilling in Lebanon’s continental shelf, which Novatek engages in, and expanding a petroleum product storage terminal at a Rosneft-owned port in Lebanon.

We thanked our colleagues for the candid and useful information on the internal political situation in Lebanon. Given Lebanon’s multi-religious society, we have always thought that maintaining stability in that country was a major condition for ensuring regional security in the Middle East.

We reiterated our full commitment to Lebanon’s sovereignty, independence and territorial integrity. We believe that the Lebanese should resolve all matters related to the functioning of their state, the life of their country, and any items on the national agenda on their own via a constitution-based dialogue while showing respect for each other and a willingness to compromises. We sensed that the minister was committed to this approach. He represents the Najib Mikati-led government which was formed recently. The government is based on a coalition. Its creation in September ended a long period of domestic crisis. We have hope and reason to believe that the prime minister and his team will stabilise the situation in the country, pull it out of the drawn-out socioeconomic crisis, and ensure the proper functioning of public institutions.

We discussed the international and regional agendas. Our positions are close or overlap. The situation in the Middle East remains difficult, occasionally to the point of being explosive. We strongly believe that Lebanon should not be regarded by anyone as an object of external interference. We see such attempts being made from a variety of directions. We are confident that it would be a disaster for Lebanon and the region in general. Lebanon should not be used as a “field for settling scores” between third states; we see developments like this as well. Of course, we are against the country being held hostage to the crisis in neighbouring Syria. We noted a number of positive developments, including an agreement about exporting to Lebanon electricity from Jordan and gas from Egypt through Syria. This is an important step, which shows the path to follow if we want to create a stable economic foundation for addressing political problems in the region.

We discussed ways to strengthen Russian-Lebanese interaction with regard to the Syrian citizens who found temporary refuge in Lebanon returning home safely. We are on the same page in our belief that while focusing on this problem and allocating considerable funds to resolving the problems of Syrian refugees, the international community should concentrate its efforts and contributions on creating proper conditions in Syria so refugees can return home from camps in Lebanon, Jordan, Turkey and Egypt. Unfortunately, our Western partners tend to use the larger portion of their contributions to this end for keeping refugees in these camps outside Syria. This does not help to implement Resolution 2254 which calls for making arrangements in order to have Syrian refugees return home.

The minister has kindly invited me to visit Lebanon. I accepted his invitation with pleasure.

Thank you.

Question: How can the images you have given your Lebanese colleague today help in the investigation of the explosion in Beirut? The accusations widely differ, but the explosion seems to be at the root of the current political crisis. 

Sergey Lavrov: Regarding the satellite images, I don’t know how they can help in the investigation. I am not an expert. We have fulfilled the instructions which President Vladimir Putin issued after he received a request from President Michel Aoun. Roscosmos has provided the images of the situation in the port in the spring of 2020, that is, before and after the explosions. Roscosmos experts said that the character of the damage can help determine the cause of the explosions. We hope that Lebanese experts, using the assistance of their foreign colleagues, will get to the bottom of this matter, which is really becoming a major political irritant in Lebanon. We would like it to be settled as soon as possible.

Question: Did Russia participate or help in the demarcation of the maritime border between Lebanon and Israel? Since Russia is involved in the development of offshore deposits in Lebanon, can you say if there are any current agreements regarding this? When could work on these projects begin?

Is there a concrete mechanism or a mutual agreement that can help break the deadlock in this matter? What are the prospects for the large-scale return of Syrian refugees home?

Sergey Lavrov: We briefly touched upon the maritime border demarcation between Lebanon and Israel. Mr Minister has said that the talks are ongoing. Maybe he will provide additional information on this issue.

As for oil and gas production, I have already mentioned that Russian hydrocarbon exploration and production companies, in particular, Novatek, are planning to sink another offshore well in early 2022. Rosneft, which is implementing a major project, has a contract on the operational management of [an oil products terminal] in the port of Tripoli. There are plans regarding the modernisation and enlargement of that terminal.

Today we had a discussion with our colleagues on the steps for creating conditions necessary to launch this project as soon as possible. Lebanon’s Energy Ministry will send us its proposals, to which we will respond accordingly.

I have already said everything I could about the refugees. Regrettably, when the first conference on refugees was held in Damascus exactly a year ago, the United States and the EU took desperate and disreputable efforts to derail it. They undertook harsh actions in the capitals of the invited countries demanding that they reject the invitation and refuse to send their delegations to Damascus to take part in the conference on the return of refugees. They used blackmail and, regrettably, they succeeded; even the UN Secretary-General eventually refused to send a delegation to the conference. He asked his representative in Damascus to attend it as an observer. This is highly regrettable, because such actions amount to a gross violation of international humanitarian law, according to which all issues related to refugees and their return can only be decided in close coordination with the country of origin from which the refugees were displaced. These actions were unacceptable, to put it mildly, and even arrogant, considering that several months later the EU convened its own Syrian refugees conference in Brussels. I regret to say that the event was co-chaired by the UN Secretary-General, which does no credit to the office he holds. The conference did nothing more than collect funds for the refugee camps in Lebanon, Jordan, Turkey and Egypt. Moreover, Syrian Government representatives were not invited to attend the conference, which is another gross violation of international humanitarian law. We are now considering measures to support Syria, Lebanon and other countries that have given shelter to Syrian refugees, and we may hold a second refugee conference in one of the countries that has the largest number of Syrian refugees.

If our Lebanese friends show interest in this, we will support them. We believe that the burden Lebanon has shouldered (it has given shelter to over half a million Palestinian refugees and even more Syrian refugees) is extremely heavy for a small country and that something should be done about this. I hope that the Western donors will become aware of their responsibility as well.

We also held an in-depth discussion on the Palestinian-Israeli settlement. We are seriously concerned that the process has stalled and that direct talks between the leaders of Palestine and Israel have not resumed. The [Middle East] Quartet of international mediators continues its work, but all it is doing is make statements on the current situation; no new ideas have been advanced. In this context, we remain interested in supporting President Mahmoud Abbas’s initiative to hold an international conference on Palestine.

We once proposed starting preparations with a meeting of the Quartet’s foreign ministers, the Arab leaders and representatives of the conflicting parties. We will see what happens next. The situation should become clearer following tomorrow’s visit by the President of Palestine to Russia. We are looking forward for him to tell us about progress in restoring unity between the Palestinian factions Fatah and Hamas.

Question: Did the joint Russian-Lebanese diplomatic and political efforts help overcome internal and external hindrances that prevent the Russian Federation from providing substantial support? There were many initiatives regarding Russia's participation in rebuilding Lebanese infrastructure, including the development of oil and gas fields by Novatek and Rosneft. To what extent have your joint efforts helped overcome internal and external Lebanese differences?

Sergey Lavrov: I have already mentioned our plans involving Novatek and Rosneft. We are not in a position to say how much the contribution of these two and several other Russian companies willing to participate in improving Lebanon’s infrastructure will help move that country forward. It’s up to Lebanon, its people and leadership to judge that.

Question (addressed to Abdullah Bou Khabib): You picked the Russian Federation for your first foreign visit. You are an excellent diplomat with enormous experience in different countries. Does that reflect your aspiration and focus in Lebanon’s eastern foreign policy (with the Russian Federation as the first stop)?

Sergey Lavrov (speaking after Abdullah Bou Khabib): Russia respects Lebanon’s stance. Unlike Western countries, we never tell our partners who to be friends with and who to avoid. Our US and certain European colleagues are running around the globe demanding an end to trade, economic, investment and defence industry cooperation with Russia and China. They are not even trying to hide it. Russia never puts such conditions on anyone. We respect sovereignty and our partners’ sovereign right to choose colleagues with whom they want to cooperate in the international arena.

Question: Reportedly, Ukraine has for the first time used US Javelin missile systems in Donbass. Does Moscow have any information about this? Are there concerns that this will destabilise the situation in Donbass completely? Does Russia plan to contact the United States regarding Ukraine any time soon?

Sergey Lavrov: I have not heard this news. But in recent weeks and months we have been hearing a very heated and dangerous stream of consciousness coming out of the Ukrainian leadership, especially its military. Whenever bellicose rhetoric of that kind is being stoked, it betrays plans to carry out a provocation and bring the conflict into a hot phase. In their remarks, the Commander-in-Chief of the Armed Forces of Ukraine and the Commander of the Joint Forces Operation in Donbass are constantly outlining their aggressive plans. There is an old-fashioned word “warmongers”. But I can’t think of any better description: it’s the aggressive plans of the Ukrainian warmongers. They threaten to use Javelins, and they have already used Bayraktar. Not that they had done so by accident, but they reported it with pride, despite being banned by the Minsk agreements. Truth be told, they provided inconsistent testimony. First, they said it did take place; then they said it didn’t happen, and finally they confessed. They did more than confess, they said they would continue to use attack drones in Donbass, thereby once again trampling upon their obligations under the Minsk agreements.

Their statement to the effect that the Ukrainian military are not restricted in using weapons in Donbass is another example of their bellicose rhetoric. They can fire at will. This goes to show Ukraine's outright refusal to comply with the agreements it signed in July 2020 on how to respond to fire and how to coordinate return fire. Our colleagues from Germany and France wanted to devote the Normandy format meeting to this particular issue, among others. Donetsk and Lugansk are complying with their respective obligations. Ukraine has publicly withdrawn from them. Instead of rapping Ukraine’s knuckles and make its “clients” in Kiev do as agreed upon with Britain and France’s assistance and support, they are inviting us to hold another Normandy format meeting. This path leads nowhere. I’m very worried about how resistant Berlin and Paris are to supporting the Minsk agreements and how they bend over backwards to cover up and justify the Kiev regime’s unacceptable actions.

During President Vladimir Putin and President Joe Biden’s summit in Geneva, the US President reaffirmed his adherence to the Minsk agreements. He acknowledged that it is important to fulfill, among other things, the part of the agreements that talks about Donbass’ special status. This matter was discussed during US Undersecretary of State Victoria Nuland’s visit to Russia. She reaffirmed this position stated by President Biden during the meetings at the Foreign Ministry and the Presidential Executive Office. We believe that the United States has a better understanding of the current situation. No one doubts they have a stronger influence on Kiev than anyone else. Let's see whether the United States will be able to translate its words into actions and help fulfill the Minsk agreements.

We do not think it is necessary to create new formats. There is the Normandy format and there is the most important mechanism that implements the agreements that are part of the Minsk Package of Measures and other decisions. I’m talking about the Contact Group for peaceful settlement in Eastern Ukraine, where Donetsk, Lugansk and Kiev work directly among themselves with the help of the OSCE and the Russian Federation. It is important to fulfill the Minsk agreements in this particular format. One way or another, Ukraine will be discussed during the next presidential summit, the timeline and other details of which are being discussed. Russia doesn’t see the need to create new formats. Under the previous US administration, we had contacts with US representatives which did not undermine the authority of the Normandy Four or encroach upon the Contact Group’s prerogatives. Contacts like that are quite productive for exchanging views and discussing ways to put the United States’ enormous influence on the Kiev regime to good use.

 

 

Additional materials

Photos

Публикатор

22.11.2118:26

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел Ливана А.Бу Хабибом по итогам переговоров, Москва, 22 ноября 2021 года

2386-22-11-2021

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

 

Уважаемые дамы и господа,

Хотел бы поздравить г-на Министра, членов сопровождающей его делегации и всех присутствующих ливанцев с национальным праздником, который отмечается сегодня, – с Днем Независимости – и пожелать мира, благополучия и процветания дружественному и многострадальному народу Ливана.

Для нас особенно важно, что именно в этот день мой коллега, А.Бу Хабиб находится с рабочим визитом в Москве. Мне кажется, это подчеркивает особое значение, которое мы придаем развитию наших двусторонних отношений.

Подробно говорили по широкому кругу вопросов. Подчеркнули сохраняющийся, даже увеличивающийся интерес к дальнейшему расширению политического диалога, углублению практической кооперации в торговой, экономической, инвестиционной сферах и интерес к расширению гуманитарных, образовательных, культурных связей и взаимодействия между религиозными общинами России и Ливана, имеющих давнюю историю. Русская православная церковь традиционно, тесно сотрудничает со своими ливанскими коллегами. По всем этим направлениям у нас создается и активно используется договорно-правовая база, реализуется ряд взаимовыгодных проектов. Рассмотрели перспективы возможного участия российских экономических операторов в восстановлении инфраструктуры, разрушенной в результате взрывов в порту Бейрута 4 августа 2020 года. По просьбе ливанского правительства мы сегодня передали подготовленные Роскосмосом материалы космической съемки, спутниковые снимки. Надеемся, что они помогут в расследовании причин данного инцидента. Этот вопрос сейчас занимает достаточно серьезное внимание в Ливане. Рассчитываем, что он может быть закрыт и истина будет установлена.

Обсудили совместные усилия, включая деятельность наших компаний (ПАО «Новатэк», ПАО НК «Роснефть») по развитию ливанского энергетического сектора. Речь шла в том числе о бурении на континентальном шельфе Ливана, чем занимается ПАО «Новатэк», и развитие терминала хранения нефтепродуктов, которым владеет ПАО НК «Роснефть» в порту Ливана.

Поблагодарили наших коллег за откровенную и полезную информацию о развитии внутриполитической обстановки в Ливане. С учетом многоконфессиональной специфики ливанского общества всегда рассматривали поддержание стабильности в этой стране как ведущую предпосылку к обеспечению региональной безопасности на Ближнем Востоке.

Подтвердили нашу полную приверженность суверенитету, независимости, территориальной целостности Ливана. Исходим из того, что ливанцы должны решать все вопросы функционирования своего государства, жизни своей страны, любые вопросы национальной повестки дня самостоятельно через диалог на конституционной основе, проявляя уважение друг к другу и готовность к компромиссам. Почувствовали именно такой настрой г-на Министра, который представляет Правительство Н.Микати, сформированное совсем недавно. Правительство – коалиционное. Его создание в сентябре этого года завершило длительный период внутриливанского кризиса. У нас есть надежда и основания полагать, что премьер-министру и его команде удастся решить задачи стабилизации ситуации в стране, вывести ее из затяжного социально-экономического кризиса, обеспечить функционирование всех государственных институтов.

Обсудили международную, региональную повестку дня. У нас позиции близки или полностью совпадают. Обстановка на Ближнем Востоке остается сложной, кое-где даже порой становится взрывоопасной. Убеждены, что Ливан не должен кем бы то ни было рассматриваться в качестве объекта внешнего вмешательства. Такие попытки делаются, причем с самых разных направлений. Уверены, что это губительно и для ливанского государства, и для региональной обстановки. Ливан не должен быть «полем для сведения счетов» между третьими государствами. Такие тенденции тоже наблюдаем. Безусловно, мы против того, чтобы страна была заложником кризиса в соседней Сирии. Отметили ряд позитивных тенденций, включая договоренность, которая была достигнута об экспорте в Ливан электроэнергии из Иордании и газа из Египта через сирийскую территорию. Это важный шаг, который указывает, в каком направлении нужно работать, чтобы создавать устойчивый материальный, экономический фундамент для решения политических проблем в регионе.

Говорили о путях укрепления российско-ливанского взаимодействия в вопросах безопасного возвращения на Родину сирийских граждан, которые нашли временное прибежище в Ливане. Едины в том, что международное сообщество, уделяя внимание этой проблеме, выделяя немалые средства для решения проблем беженцев из Сирии, должно концентрировать свои усилия, свои взносы на создание условий внутри Сирийской Арабской Республики для того, чтобы беженцы возвращались из лагерей в Ливане, Иордании, Турции, Египте. К сожалению, наши западные партнеры львиную долю своих вкладов в этом направлении нацеливают на сохранение беженцев в этих лагерях за пределами Сирии. Это не помогает выполнению Резолюции 2254, которая требует именно возврата сирийских беженцев к родным очагам.

Господин Министр меня любезно пригласил посетить Ливан. Я с удовольствием это приглашение принял. Спасибо.

Вопрос: Те снимки, которые Вы сегодня передали ливанскому коллеге, насколько могут способствовать в расследовании взрыва в Бейруте. Обвинения там очень разные и, соответственно, корни сегодняшнего политического кризиса лежат именно в том взрыве? 

С.В.Лавров: Что касается вопросов про спутниковые снимки, я не знаю, насколько они могут помочь в расследовании. Я не специалист. Мы выполнили поручение Президента России В.В.Путина, который после обращения Президента М.Ауна дал соответствующее указание. «Роскосмос» предоставил снимки, которые отражают ситуацию в порту, как она наблюдалась сверху на весну 2020 года, то есть до взрыва, и ситуацию, как она смотрится после состоявшихся взрывов. Сотрудники «Роскосмоса» сказали, что специалисты должны понять по характеру разрушений, что это могло быть, с чем это могло быть связано. Будем надеяться, что соответствующие специалисты в Ливане с помощью иностранных коллег разберутся в вопросе, который действительно становится сильным политическим раздражителем для Ливана. Хотим, как можно скорей его снять.  

Вопрос: Участвовала ли Россия или помогала ли она в разрешении вопроса по демаркации морских границ между Ливаном и Израилем? Поскольку Россия участвует в освоении месторождения на ливанском шельфе, какие есть договорённости на сегодняшний день? Когда можно ожидать начала работы в этих проектах?

Есть ли на сегодняшний день какой-то конкретный механизм, обоюдная договорённость, чтобы этот вопрос сдвинуть с мёртвой точки? Когда можно ожидать волну возвращения сирийских беженцев в свои края?

С.В.Лавров: Коротко затрагивали ситуацию на переговорах по демаркации морских границ между Ливаном и Израилем. Г-н Министр объяснил, что переговоры продолжаются. Может быть, он будет готов предоставить более подробную информацию.

Что касается добычи нефти и газа. У нас, как я уже сказал, работают российские компании, в частности ПАО «Новатэк», которые занимаются разведкой и добычей углеводородов и планируют бурить очередную скважину на шельфе в начале 2022 года. И большой проект реализуется в компании ПАО НК «Роснефть», подписавший контракт об операционном управлении терминалом по хранению нефтепродуктов в порту Триполи. Есть конкретные планы по модернизации и расширению этого терминала.

Сегодня обсуждали с нашими коллегами, какие шаги необходимо предпринять, чтобы как можно скорее подготовить условия для начала соответствующих работ. По линии Министерства энергетики Ливанской Республики поступят предложения, на которые мы отреагируем.

Про беженцев я всё сказал. К сожалению, когда ровно год назад в Дамаске созывалась первая конференция по возвращению беженцев, США, ЕС предприняли отчаянные и неприличные усилия с тем, чтобы эту конференцию сорвать. По всем столицам приглашённых государств были сделаны жёсткие демарши с требованием не принимать этого приглашения, не направлять свои делегации в Дамаск для участия в конференции по возращению беженцев. Шантажировали и, к сожалению, небезуспешно, даже Генерального секретаря ООН, который в итоге отказался направлять делегацию. Попросил своего представителя, который работает в Дамаске, поучаствовать в качестве наблюдателя. Это весьма прискорбно, подобные действия грубо подрывают нормы международного гуманитарного права, которые требуют решать все вопросы, связанные с беженцами, с их возвращением, исключительно в координации со страной, являющейся хозяйкой в данном вопросе, чьи граждане находятся заграницей. Это было, мягко говоря, неприемлемо и арогантно на фоне того, что через пару месяцев в Брюсселе ЕС созвал свою конференцию по сирийским беженцам, на которой сопредседательствовал Генеральный секретарь ООН, к моему огромному сожалению и ни к чести для этой должности. На этой конференции они занимались исключительно сбором средств для того, чтобы направлять их в лагеря беженцев в Ливане, в Иордании, в Турции и в Египте. Причём, на эту конференцию не пригласили представителей сирийского правительства – это грубейшее нарушение норм международного гуманитарного права. Сейчас думаем о том, что нужно поддержать Сирийскую Арабскую Республику, Ливан и другие страны, которые дали приют сирийским беженцам, и провести вторую конференцию на эту тему в одной из стран, где сейчас большинство сирийских беженцев расположено.

Если наши ливанские друзья будут заинтересованы, мы их поддержим. Убеждены, что то бремя, которое несёт Ливан (где находится больше полумиллиона палестинских беженцев и ещё больше сирийских беженцев), для такой небольшой страны очень велико, необходимо что-то делать. Надеюсь, что и западные доноры осознают свою ответственность.

Говорили подробно и о ситуации в палестино-израильском урегулировании. У нас серьёзная озабоченность по поводу того, что дело «не движется», не возобновляются прямые переговоры между лидерами Палестины и Израиля. «Квартет» международных посредников работает. Но все его контакты ограничиваются, констатацией того, что происходит, каких-либо новых идей не появляется. На этом фоне у нас сохраняется интерес в том, чтобы поддержать инициативу Президента М.Аббаса о проведении международной конференции по палестинскому вопросу.

В своё время предложили, чтобы в качестве подготовительного этапа провести встречу министров иностранных дел «квартета» с подключением лидеров арабских государств и с приглашением сторон конфликта. Посмотрим, как дальше будут развиваться события. Многое прояснится в ходе завтрашнего визита в Российскую Федерацию Президента Палестины. Будет важно от него узнать, как продвигается дело с восстановлением палестинского единства между ФАТХ и ХАМАС.               

Вопрос: Помогли ли совместные российско-ливанские дипломатические и политические усилия  для преодоления внутренних и внешних факторов, препятствующих существенной поддержке Российской Федерации? Было много инициатив об участии России в восстановлении ливанской инфраструктуры, в том числе о разработке месторождений нефти и газа компаниями ПАО «Новатэк» и ПАО НК «Роснефть». Насколько ваши совместные усилия смогли преодолеть внутренние и внешние ливанские разногласия?

С.В.Лавров: Уже сказал, какие у нас есть планы по линии компаний ПАО «Новатэк» и  ПАО НК «Роснефть». Насколько вклад этих и других российских компаний, желающих участвовать в «подъеме» инфраструктуры Ливана, будет способствовать развитию страны – судить не нам. Судить должен Ливан, его народ и руководство.

Вопрос (А.Бу Хабибу): Для Вашего первого зарубежного визита Вы выбрали Российскую Федерацию. Вы прекрасный дипломат с колоссальным рабочим стажем в разных странах. Это Ваше устремление и направление в ливанской внешней политике на Восток (первая «станция» Российская Федерация)?

С.В.Лавров (добавляет после А.Бу Хабиба): Россия с уважением относится к этой позиции Ливана. В отличие от западных стран, мы никогда никому из наших партнеров не советуем, с кем дружить, а с кем не общаться. Наши американские и некоторые европейские коллеги по всему свету носятся и требуют прекратить торговлю, экономику, инвестиционное, военно-техническое сотрудничество с Россией и Китаем. Это факты, которые они особо не скрывают. Россия никогда никому подобных условий не выдвигает. Мы всегда с уважением относимся к суверенитету и суверенному праву наших партнеров выбирать себе коллег на международной арене, с которыми они хотят сотрудничать.

Вопрос: СМИ сообщают, что Украина впервые применила американские ракетные комплексы «Джавелин» в Донбассе. Есть ли у Москвы какие-либо данные по этому поводу? Нет ли опасений, что это окончательно расшатает ситуацию в Донбассе? Планирует ли Россия в ближайшее время провести какие-нибудь контакты с США по Украине?

С.В.Лавров: Я не слышал эту новость. Но в последние недели, месяцы мы наблюдаем «поток сознания» со стороны украинского руководства, особенно со стороны военных – чрезмерно воспаленного и очень опасного. Когда нагнетается такая воинственная риторика, это отражает желание осуществить провокацию и перевести конфликт в горячую фазу. В выступлениях главнокомандующего вооруженными силами Украины, командующего «операцией объединенных сил» в Донбассе постоянно излагаются агрессивные планы. Раньше было такое слово «военщина». По-другому не могу назвать: агрессивные планы «украинской военщины». Если они грозятся применять «Джавелины», то они уже применили «Байрактар». Не то, что сказали, что они случайно это сделали, потому что это категорически запрещено Минскими договоренностями, а сообщили об этом с гордостью. Правда, путались в показаниях. Сначала сказали, что это случилось, потом, что этого не было, потом признались. Они не только признались, но и сказали, что и далее будут применять ударные беспилотники в Донбассе, тем самым в очередной раз наплевав на свои обязательства по Минским соглашениям.

Еще пример такой воинственной риторики – это их заявление, что у украинских военных в Донбассе нет никаких ограничений в том, что касается применения оружия. Они могут открывать огонь, как им заблагорассудится. Это прямо направленно на отказ Украины выполнять подписанные ею договоренности в июле 2020 г. относительно того, как реагировать на огонь и как нужно согласовывать открытие ответного огня. Именно этому вопросу среди прочих наши коллеги из Германии и Франции хотели посвятить заседание «нормандского формата». И Донецк, и Луганск выполняют соответствующие обязательства. Украина из них публично вышла. Вместо того, чтобы дать Украине «по рукам» и заставить своих «клиентов» в Киеве выполнять то, что было согласовано при содействии и поддержке Англии и Франции, нас призывают еще раз собраться в «нормандском формате». Это путь в никуда. Меня очень тревожит то упрямство, с которым Берлин и Париж не хотят поддерживать Минские договоренности, хотят всячески выгораживать и оправдывать неприемлемые действия киевского режима.

Что касается США, то во время женевского саммита Президентов России В.В.Путина и США Дж.Байдена, Президент Соединенных Штатов подтвердил приверженность Минским договоренностям. Он признал, что необходимо выполнить в том числе и ту часть договоренностей, которая предполагает особый статус Донбасса. Это обсуждалось, когда в России была замгоссекретаря США В.Нуланд. Она подтвердила эту позицию, изложенную Президентом Дж.Байденом, во время проведения соответствующих встреч в МИД России и в Администрации Президента Российской Федерации. Исходим из того, что США чуть лучше понимают нынешнюю ситуацию. Ни у кого сомнений не вызывает, что они могут повлиять на Киев сильнее, чем любой другой. Посмотрим, насколько США смогут воплотить свои слова в дела, которые будут помогать выполнять Минские договоренности.

Не считаем нужным создавать какие-то новые форматы. Есть «нормандский формат», есть самый главный механизм, реализующий договоренности, заключенные в минском «Комплексе мер» и в последующих решениях. Имею в виду Контактную группу по мирному урегулированию ситуации на востоке Украины, где напрямую работают Донецк, Луганск и Киев при помощи ОБСЕ и Российской Федерации. Выполнять все договоренности, заключенные в Минске, необходимо именно в этом формате. В ходе очередного контакта между нашими президентами (его время и другие параметры обсуждаются), несомненно, украинская тема, так или иначе, возникнет. Россия не видит необходимости создавать новые форматы. При прошлой Администрации США у нас были контакты с американскими представителями без подрыва авторитета «нормандской четверки», и не покушаясь на прерогативы Контактной группы. Такие контакты вполне полезны для обмена мнениями и обсуждения того, каким образом огромное влияние США на киевский режим может быть употреблено на пользу дела.

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии