07:06

Рекомендации Девятого Российского Экономического Форума "Экономическое сотрудничество – фактор интеграции стран СНГ"

 

Вопросы интенсификации интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств в современных условиях приобретают всё большую актуальность, что связано как с внутренними (общая история становления экономической системы, высокая степень интегрированности национальных хозяйств в рамках Советского Союза и вытекающая из этого экономическая взаимозависимость бывших союзных республик), так и внешними (необходимость достойного конкурирования с развитыми странами мира) предпосылками.

Опыт многих существующих международных региональных сообществ свидетельствует, что наиболее эффективно и полно использовать потенциал государств можно только путем поэтапного усиления всесторонней, в первую очередь экономической интеграции, приводящей к созданию единого экономического пространства.

Для стран СНГ важность полноценной интеграции обуславливается еще и тем, что от этого зависит будущая конкурентоспособность стран Содружества на мировых рынках.

Однако в сфере экономики Содружество Независимых Государств функционирует ниже своих возможностей. Обладая 5% численности населения планеты, 10% мирового промышленного потенциала, 25% запасов базовых видов природных ресурсов, Содружество занимает в мировом объеме торговли всего 2%.

В настоящее время в Содружестве многое делается для придания экономической интеграции динамичного характера. Так, например, в инвестиционной сфере началась реализация 21-й межгосударственной программы. Сформированы 210 инвестиционных проектов на сумму свыше 10 млрд. долларов США. Промышленный спад сменился подъемом. Для придания этому процессу стабильного и взаимовыгодного характера предстоит сделать еще многое, обеспечив необходимый уровень защищенности прав собственности, приемлемый уровень налогообложения, стабильность валютного и таможенного режимов, равенство условий для национальных и иностранных инвесторов.

На современном этапе развития Содружества Независимых Государств необходимо переходить от решения локальных и краткосрочных задач к разработке стратегического документа на долгосрочную перспективу – на 15-20 лет и на период до 2050 года – в котором будут сформулированы стратегические цели и задачи, определены экономические и социальные индикаторы развития Содружества. Именно это является, по мнению участников Девятого Российского Экономического Форума, ключевым фактором полноценного развития Содружества Независимых Государств и гармоничного встраивания в мировую экономику. Стратегической целью развития Содружества должно быть выбрано кардинальное сокращение масштабов бедности на основе ускоренного экономического роста.

Основным инструментом решения социальных вопросов должна стать экономическая стратегия СНГ, ядром которой станет развитие промышленности, воссоздание единого научного и инновационного пространства в СНГ.

 

Учитывая вышеизложенное, участники Девятого Российского Экономического Форума РЕКОМЕНДУЮТ:

 

1. С целью формирования и полноценной реализации долгосрочной стратегии развития Содружества Независимых Государств:

- разработать стратегическую программу преодоления бедности в СНГ, составными частями которой должны стать национальные стратегии снижения бедности;

- разработать экономическую стратегию СНГ, в составе которой должны быть, в первую очередь, выделены промышленная и инновационная стратегии развития;

- обеспечить соответствие организационной структуры Содружества задачам, стоящим перед странами-участницами в современных условиях глобализации экономики, в том числе путем:

- постепенной замены межгосударственных и межправительственных советов законодательными и исполнительными органами СНГ, функционирующими на постоянной основе;

- формирования в каждой стране Содружества специализированного межведомственного органа, ответственного за развитие экономической интеграции в рамках СНГ.

 

2. В сфере промышленной политики:

- признать на межгосударственном уровне необходимым координировать действия по структурной перестройке промышленных комплексов стран СНГ, направленной на формирование постиндустриальной модели промышленного производства, а также по проведению согласованной промышленной, научно-технической и информационной политики как основы повышения конкурентоспособности экономики стран СНГ;

- разработать общую концепцию структурной перестройки и развития промышленного комплекса, основанную на принципе наднациональности и предусматривающую создание благоприятных условий для развития предприятий и отраслей, производящих (способных производить) конкурентоспособную на мировых рынках продукцию, а также стимулирование отраслей и предприятий, способных преодолеть технические барьеры для вывоза товаров в зарубежные страны;

- обозначить приоритеты и скоординировать усилия на создании современных производств и развитии отраслей экономики в странах СНГ, в том числе путем стимулирования экономическими методами (в частности, через снижение налоговой нагрузки);

- использовать преимущества высокоэффективной специализации на основе согласованного межгосударственного разделения труда в СНГ и кооперации, в том числе путем:

- активизации процесса создания и функционирования транснациональных корпораций, международных финансово-промышленных групп, совместных предприятий и других форм сотрудничества предпринимательских структур;

- внедрения механизма беспошлинной и безналоговой поставки узлов и комплектующих по технологической кооперации внутри стран Содружества с уплатой национальных налогов после реализации конечного продукта;

- определить "головных" предприятий-производителей в странах СНГ, которым будет обеспечен режим наибольшего благоприятствования;

- стимулировать экономическими методами технологическое обновление и модернизацию производства с тем, чтобы обеспечить переход на более высокие технологические уклады;

- в условиях вступления в ВТО проводить согласованную политику в сфере качества выпускаемой продукции и при разработке государственных стандартов стран СНГ.

 

3. В сфере научно-технического сотрудничества как важнейшего условия создания инновационной экономики:

- признать на правительственном уровне инновации необходимым фактором экономического развития;

- воссоздать единое научно-техническое пространство, обеспечить расширение горизонтальной и вертикальной координации инновационной политики, усиление ее регионального уровня;

- при осуществлении технологического обновления производства ориентироваться не на покупку устаревших (и вследствие этого дешевых) зарубежных технологий, а на разработку принципиально новых технологий, соответствующих технологиям 5-го и 6-го технологических укладов;

- обеспечить координацию усилий по созданию в станах СНГ "ворот в глобальный мир" – инновационных зон, включающих объекты научной, производственной, образовательной и финансовой сфер, а также информационной и транспортной инфраструктуры;

- создать межгосударственные научные центры с единым финансированием из специальных финансовых фондов СНГ, а также содействовать образованию новых административных структур, основанных на системном характере инноваций (в том числе путем изменения функций уже существующих органов или создания новых), которые будут осуществлять координацию инновационной деятельности в рамках СНГ;

- активизировать диалог по проблемам инноваций между научным сообществом, промышленностью и общественностью;

- скоординировать национальные инновационные системы, в том числе путем осуществления мероприятий по сбору, анализу, оценке и распространению информации о состоянии инновационной деятельности в странах Содружества и наиболее успешных примерах инновационной политики;

- на основе прогноза долгосрочных тенденций в развитии мировой науки и технологии определить приоритеты научно-технической и инновационной политики, ориентированные на научно-технологический прорыв и интеграцию в мировое научно-техническое пространство, ввести практику утверждения единой проблематики научных исследований для всех научных учреждений СНГ;

- ввести систему межгосударственных научных грантов, обмена студентами и научными сотрудниками.

 

4. В сфере устранения инфраструктурных ограничений, тормозящих переход на новые технологические уклады:

- содействовать созданию благоприятного предпринимательского климата, способствующего притоку финансовых средств в экономику стран Содружества и активному вовлечению их в процесс создания конкурентоспособных производств;

- считать важнейшей стратегической задачей создание единого финансово-валютного пространства и единого рынка капиталов;

- развивать и активно применять широкий спектр современных финансовых инструментов, в том числе путем совершенствования финансовой инфраструктуры, осуществления кадастровой оценки земель, разработки и реализации межгосударственных и межрегиональных целевых и инвестиционных программ;

- содействовать выходу на мировой рынок капитала "головных" предприятий-производителей;

- содействовать внедрению в практику внешнеторговых отношений инструментов пост-экспортного финансирования, таких как факторинг, форфейтинг, дисконтирование и негоциация векселей, трансферабельные аккредитивы, в значительной степени способствующих минимизации затрат и увеличению товарооборота;

- создать и реализовать новый жизнеспособный механизм валютных отношений, способствующий сокращению издержек торговых операций между странами Содружества и обеспечивающий использование национальных валют при осуществлении платежей;

- проводить согласованную политику в области валютных курсов, что обеспечит движение капиталов между странами Содружества и относительную стабильность внутренних цен, имея в виду создание в перспективе единой денежной единицы по СНГ, наличие которой будет способствовать решению проблем, связанных с развитием платежной системы СНГ;

- для формирования единой системы расчетов стран СНГ, основанной на национальных валютах этих стран, разработать и внести соответствующие изменения в законы стран СНГ о валютном регулировании и валютном контроле с целью упрощения расчетов между странами Содружества;

- разработать и внедрить механизмы взаимного допуска нерезидентов на национальные валютно-финансовые рынки, что позволит банкам активно на них работать;

- осуществлять работу по унификации законодательства в финансовой сфере, внедрению единого стандарта проспектов эмиссии ценных бумаг, унифицированных правил по учету векселей;

- создать условия для взаимодействия стран-участниц СНГ по развитию системы перестрахования рисков, рекомендовать органам страхового надзора стран СНГ разработать единые критерии оценки финансовой устойчивости страховых организаций (в абсолютных и относительных величинах);

- разработать и реализовать меры по снижению транспортной составляющей в затратах при перевозке грузов всеми видами транспорта, созданию транспортных коридоров, устранению барьеров при осуществлении международных перевозок автомобильным транспортом;

- содействовать формированию общего информационного пространства, расширению межгосударственного информационного обмена, созданию и развитию совместных информационно-телекоммуникационных систем;

- стимулировать формирование единой базы данных финансово-экономической информации, данных о рейтингах финансовых институтов, сведений о кредитоспособности заемщиков – резидентов стран СНГ, случаях страхового мошенничества, обмена нормативно-правовыми актами, включая информациею между надзорными органами стран-участниц СНГ.

 

5. В сфере межгосударственной политики на рынке труда:

- обеспечить координацию трудовой, миграционной и образовательной политики;

- расширить использование лучших форм организации единого рынка труда, имеющихся в странах СНГ, а также рекомендаций и документов международных организаций: ООН, МОТ;

- сконцентрировать усилия на формировании правового поля единого рынка труда, в том числе путем разработки модельных законов в сфере социально-трудовых отношений;

- обеспечить постепенное сближение национальных законодательств о пенсионном обеспечении, предусмотрев особенности учета продолжительности периодов трудовой деятельности на территории стран СНГ (включая льготные) при начислении пенсии в государстве, избранном для постоянного места жительства;

- расширить практику применения механизмов для разработки и осуществления политики на рынке труда на принципах трипартизма, в том числе проводить регулярные трехсторонние консультации представителей правительств, бизнеса и профсоюзов;

- активизировать работу по созданию на территории СНГ межгосударственной системы оперативного обмена информацией о состоянии национальных рынков труда, наличии свободных рабочих мест и должностных вакансий;

- развивать сеть предприятий и организаций, направляющих и организующих подготовку и трудоустройство граждан в странах СНГ, обратив особое внимание на высококвалифицированную рабочую силу и инженерно-технические кадры;

- повысить эффективность управления миграцией, в том числе:

- в национальных законодательствах стран СНГ унифицировать права трудовых мигрантов, включая порядок их регистрации и получения лицензий на работу или открытия собственного дела без ущемления их прав и свобод;

- сформировать иммиграционные инспекции на территории стран СНГ с целью контроля миграционных потоков;

- разработать системы эффективного контроля за деятельностью легальных мигрантов;

- создать эффективный механизм депортации незаконных мигрантов, пребывающих на сопредельных территориях сторон;

- организовать взаимный обмен информацией о незаконном передвижении граждан в сопредельные государства;

- разработать положение о транзитном проезде депортированных иностранных граждан через территории стран СНГ.

 

6. В сфере развития малого бизнеса в производственной сфере:

- выработать и принять единый стандарт СНГ по малому предпринимательству, включающий единые правила льготного режима налогообложения и таможенного регулирования;

- гармонизировать нормативную правовую базу в сфере малого предпринимательства, особенно в части критериев определения малых предприятий, упрощенного режима регистрации, лицензирования субъектов малого предпринимательства, а также в части обеспечения сертификации и аккредитации объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса;

- обеспечить благоприятные условия в государствах Содружества, в том числе на государственном уровне, для становления целостной инфраструктуры поддержки малого бизнеса;

- стимулировать изменение отраслевой структуры малого бизнеса в сторону увеличения доли малых предприятий, занятых в промышленной сфере;

- содействовать распространению информации о неиспользуемых производственных площадях крупных предприятий и создать благоприятные условия привлечения на них представителей малого бизнеса, в том числе из стран Содружества;

- развивать систему информирования малого бизнеса о возможностях кооперации с крупными предприятиями путем объявления тендеров на проведение каких-либо работ или исследований;

- отладить механизм тиражирования положительного опыта в государствах Содружества эффективно действующих объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

- создать условия для проведения постоянного мониторинга состояния и тенденций развития малого предпринимательства в государствах Содружества (через внесение соответствующих дополнений в нормативные акты государств СНГ) для выявления проблем и приоритетных направлений поддержки малого предпринимательства, оценки эффективности осуществляемых мероприятий и программ поддержки.

 

7. В сфере полноправной интеграции СНГ в мировую экономику:.

- проводить согласованную политику в отношении третьих стран;

- направить усилия на подготовку предприятий и организаций стран Содружества к согласованному вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), в том числе путем:

- создания адекватного правового поля в странах СНГ и общих условий подготовки предприятий и организаций к вступлению в ВТО;

- разработки государственных механизмов их поддержки;

- проведения маркетинговых исследований в масштабах отдельных стран и СНГ в целом как основы стратегического планирования участия в мировом разделении труда;

- формирования и развития единого информационного пространства по проблемам ВТО;

- создания недостающих элементов инфраструктуры содействия подготовки и адаптации предприятий и организаций к вступлению в ВТО.

 

8. В сфере активизации экономического межрегионального сотрудничества:

- гармонизировать национальные законодательства стран СНГ, регулирующие участие регионов в разработке и реализации межгосударственных программ сотрудничества;

- повысить роль регионов стран Содружества в выработке принципов формирования и механизмов функционирования Содружества Независимых Государств;

- продолжить практику заключения административно-территориальными образованиями стран СНГ соглашений о сотрудничестве в различных сферах экономической и гуманитарной деятельности, усиливая в них разделы, предусматривающие разработку и реализацию конкретных проектов;

- организовать издание статистического сборника по регионам стран СНГ и создание базы данных по инвестиционным проектам в странах и другой информации, связанной со взаимным сотрудничеством;

- считать целесообразным учреждение "Ассамблеи регионов стран СНГ", которая бы содействовала развитию межрегионального сотрудничества, информационному обмену, распространению опыта передовых регионов по отдельным формам межрегионального сотрудничества;

- содействовать созданию межрегиональных ассоциаций по внешнеэкономическому признаку деятельности пострановой направленности;

- стимулировать организацию своеобразного кураторства субъектов Российской Федерации над отдельными регионами и государствами Содружества с целью восстановления гуманитарных контактов.

 

9. В сфере расширения участия институтов гражданского общества в развитии интеграционных процессов:

- стимулировать создание межгосударственных союзов страховщиков, экспортеров, банковских союзов, а также отраслевых ассоциаций и союзов;

- повысить роль и статус торгово-промышленных палат, содействовать организации представительств торгово-промышленных палат во всех странах СНГ и их регионах;

- содействовать расширению практики проведения деловых встреч, бизнес-форумов, конференций и семинаров, имеющих торгово-экономический характер;

- активнее привлекать товаропроизводителей стран СНГ к участию в выставках-ярмарках в странах Содружества;

- содействовать созданию единых информационных баз данных, способствующих поиску и продвижению продукции на рынках стран СНГ и дальнего зарубежья.

 

10. В сфере углубления духовной и межнациональной интеграции стран СНГ:

- обеспечить усиление роли культурной политики стран СНГ в сохранении национального многообразия культур, развитии межнациональных и международных культурных обменов;

- создать в рамках СНГ постоянно действующий координационный совет по проблемам взаимодействия национальных культур;

- разработать и реализовать международную программу "Диалог культур народов стран СНГ";

- усилить роль системы образования и СМИ в воспитании межнациональной терпимости и взаимопонимания;

- активизировать деятельность в области расширения сотрудничества стран СНГ в сфере образования, в частности, путём создания филиалов российских вузов в странах, обучения и переподготовки национальных кадров в российских вузах, поддержки образования русскоязычного населения стран СНГ;

- обратить внимание на недопустимость пропаганды национальной розни, насилия, расизма.


Некорректно указаны даты
Дополнительные инструменты поиска