06:21

СИТУАЦИЯ В СНГ И ПОЛИТИКА РОССИИ

(справочная информация)

06-10-2003

Концепция внешней политики Российской Федерации определяет в качестве важнейшего приоритета "обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами-участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) задачам национальной безопасности страны". При осуществлении этого прагматического курса акцент делается на продвижение двусторонних отношений в зависимости от готовности партнеров учитывать российские интересы, от их политической и экономической значимости для нас. Последовательно содействуя углублению многостороннего взаимодействия в тех сферах, где в нем есть совпадающая потребность, Россия реализует свою роль естественного ядра интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Содружество Независимых Государств, возникшее в декабре 1991 г., сыграло неоспоримую роль в сохранении и развитии на новой основе исторических связей между народами бывшего Советского Союза. Юбилейный саммит СНГ (Москва, 30 ноября 2001 г.) продемонстрировал общее стремление к дальнейшему раскрытию и эффективному задействованию позитивного потенциала Содружества. В принятом главами государств Заявлении в связи с 10-летием образования СНГ подтверждается: "углубление многостороннего сотрудничества в СНГ… отвечает национальным интересам государств-участников и идет в русле общемировых тенденций".

Для Содружества характерно выборочное участие государств в тех или иных сферах многостороннего взаимодействия, которое осуществляется, таким образом, в формате заинтересованных сторон. Решения органов СНГ имеют силу лишь для тех государств, которые участвовали в их принятии.

Развитая система уставных органов СНГ включает Совет глав государств (СГГ), Совет глав правительств (СГП), Межпарламентскую Ассамблею, Экономический суд, Совет министров иностранных дел (СМИД), Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными войсками и др. Работают также около 70 координационных структур отраслевого сотрудничества. Постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом является Исполнительный комитет СНГ.

С января 2003 г. председательство в СГГ СНГ осуществляется Украиной в лице ее президента Л.Д.Кучмы.

Саммит СНГ в Кишиневе 7 октября 2002 г. утвердил комплекс мер, направленных на повышение эффективности деятельности органов СНГ и оптимизацию их структуры. Предусматриваются более плотный контроль за ходом выполнения принятых решений, четкое разграничение полномочий между руководящими органами СНГ, сокращение численности персонала в органах СНГ, финансируемых за счет единого бюджета СНГ, в целом на 23,3%.

На следующем этапе предстоит работа по оптимизации структуры и повышению эффективности деятельности органов отраслевого сотрудничества. Начата экспертная проработка соответствующих предложений для внесения на рассмотрение уставных органов СНГ.

В соответствии с утвержденной СГГ СНГ в июне 2000 г. Программой действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 года приоритетным в формате "двенадцати" является экономическое сотрудничество.

Во исполнение решения кишиневского саммита (октябрь 2002 г.) СГГ СНГ принял 19 сентября в Ялте Решение о завершении формирования зоны свободной торговли и развитии взаимодействия государств-участников СНГ в экономической сфере. Был утвержден План реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия стран СНГ в экономической сфере в 2003-2010 гг.

Одновременно с этим в Ялте на саммите СНГ президентами Белоруссии, Казахстана, России и Украины были подписаны Соглашение и Концепция о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). Тем самым четыре наиболее крупных и развитых в экономическом отношении государства Содружества осуществили переход на качественно новый, более высокий уровень интеграции.

Как подчеркнул Президент России В.В.Путин, выступая на пресс- конференции, подписанные документы лежат исключительно в плоскости экономического взаимодействия. "Они направлены на то, чтобы снизить инфраструктурную нагрузку при производстве, транспортировке и реализации товаров промышленности и сельского хозяйства. В конечном счете, это должно привести к повышению конкурентоспособности наших товаров на мировом рынке, облегчить товаропроизводителям взаимодействие на пространстве четырех стран".

Речь идет о создании качественно новой региональной интеграционной организации, объединяющей таможенные территории государств-участников, в рамках которой будет обеспечена свобода перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проводиться единая внешнеторговая и согласованная налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика. В перспективе предполагается переход к Экономическому союзу четырех государств с возможным использованием единой валюты.

ЕЭП будет формироваться поэтапно на принципах добровольности и экономической взаимовыгодности, а также с учетом возможности разноуровневой и разноскоростной интеграции, что в свою очередь отражает экономические и политические особенности каждого из государств-участников. В институциональном плане в основу системы органов ЕЭП положено сочетание межгосударственных и наднациональных элементов с постепенным повышением значимости последнего.

Основным межгосударственным органом станет Совет глав государств, в котором решения будут приниматься консенсусом. По мере вызревания необходимых предпосылок и углубления интеграционного взаимодействия государств "четверки" будет создан единый регулирующий орган, которому государства-участники добровольно передадут часть своих полномочий. В будущей структуре ЕЭП обязательные для сторон решения будут приниматься на основе принципа взвешенного голосования с учетом экономического потенциала государств-участников.

Соглашение о формировании ЕЭП открыто для присоединения других государств, разделяющих его цели и принципы, при условии их соответствия установленным макроэкономическим и институциональным критериям.

В настоящее время продолжается работа над Комплексом основных мер по формированию ЕЭП. Данный документ определяет главные направления и мероприятия, в соответствии с которыми будет разворачиваться практическая работа по созданию ЕЭП.

В принятом 19 сентября с.г. в Ялте совместном Заявлении президентов России, Белоруссии, Казахстана и Украины Группе высокого уровня поручено завершить согласование Комплекса и внести его на подписание до 1 декабря 2003 года.

Важнейшее значение имеет развитие сотрудничества стран Содружества в топливно-энергетической сфере. Пути налаживания стратегического партнерства стран-производителей газа, отвечающего интересам и остальных участников СНГ, намечены в Совместном заявлении президентов России, Казахстана, Туркменистана и Узбекистана от 1 марта 2002 г. Проведенная по инициативе российской стороны встреча министров энергетики стран СНГ в Москве в октябре 2002 г. приняла решение о создании Топливно-энергетического совета СНГ.

В последнее время на передний план в деятельности СНГ выдвинулись вопросы противодействия нетрадиционным вызовам безопасности, сотрудничества в правоохранительной сфере.

Наряду с многочисленными двусторонними документами, договорно-правовая база взаимодействия на этом направлении включает Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с преступностью

1998 г., Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом 1999 г., Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров 2000 г. 7 октября 2002 г. путем подписания главами государств-участников СНГ соответствующего протокола было утверждено Положение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-участников СНГ.

В октябре 2002 г. на саммите СНГ в Кишиневе утверждена (уже третья) Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью - на 2003-2004 гг. Выполнена Программа государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г.; в ближайшее время будет принята новая программа на 2003-2004 гг.

В соответствии с решениями СГГ в декабре 2000 г. в Москве, на базе соответствующих структур ФСБ России, создан Антитеррористический центр (АТЦ) СНГ. В июле 2001 г. в Бишкеке был открыт филиал АТЦ, который в октябре 2002 г. преобразован в отделение АТЦ по Центральноазиатскому региону.

Важное значение для расширения взаимодействия стран СНГ в антитеррористической деятельности имеет принятие на саммите в Ялте 19 сентября с.г. Соглашения о мерах по контролю государствами СНГ международной передачи переносных зенитных ракетных комплексов типа "Игла" и "Стрела".

После терактов в США 11 сентября 2001 г. Россия сыграла важную роль в формировании солидарной позиции стран Содружества в пользу создания глобальной системы безопасности, способной противостоять новым угрозам и вызовам. В Заявлении Совета глав правительств СНГ от 28 сентября 2001 г. и документах ноябрьского 2001 г. саммита в Москве нашла отражение открытость государств-участников к широкому международному антитеррористическому сотрудничеству при центральной координирующей роли ООН, ее Совета Безопасности.

Взаимодействие стран СНГ в борьбе с наркоугрозой осуществляется на основе межправительственного Соглашения о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров 2000 г. В тесном контакте работают правоохранительные органы и спецслужбы. Меры по наращиванию совместных усилий предусмотрены Концепцией сотрудничества государств-участников СНГ в противодействии незаконному обороту наркотиков, психотропных веществ и прекурсоров, утвержденной на саммите Содружества в Кишиневе в октябре 2002 г. Реализуется Программа государств-участников СНГ по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ и прекурсоров на 2002-2004 гг.

В свете укрепления авторитета Содружества как полезное нововведение было воспринято приглашение на саммит СНГ в Ялте заместителя Генсекретаря ООН, Исполнительного директора Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП) А.М.Косты, рассказавшего о работе УНП по противодействию незаконному обороту наркотиков, а также о своей недавней поездке в Афганистан, включая оценки ситуации с производством в этой стране наркотических средств. Первый опыт прямого диалога СНГ с ответственным представителем ООН получил позитивный отзыв В.В.Путина, высказавшегося в пользу развития сотрудничества соответствующих структур СНГ с этой авторитетной международной организацией на антинаркотическом направлении.

Внешнеполитическое взаимодействие стран СНГ, основанное на сходстве позиций по многим принципиальным международным проблемам, нашло отражение, в частности, в заявлениях глав государств - участников по вопросу поддержания стратегической стабильности (Москва, 21 июня 2000 г.), по проблематике Саммита и Ассамблеи тысячелетия (Ялта, 18 августа 2000 г.), по Афганистану (Москва, 30 ноября 2001 г.).

На неформальном саммите СНГ в Санкт-Петербурге состоялось обсуждение общей ситуации в мире, прежде всего в свете событий вокруг Ирака. Руководители стран СНГ приветствовали принятие 22 мая 2003 года Советом Безопасности ООН резолюции 1483, знаменующей возвращение иракского вопроса в правовое поле Организации Объединенных Наций, и высказались за укрепление роли ООН в процессе послевоенного восстановления страны.

В соответствии с ежегодными планами реализуется насыщенная программа многоуровневых межмидовских консультаций. Осуществляется План мероприятий по повышению эффективности координации внешнеполитической деятельности государств – участников Содружества, утвержденный 29 ноября 2001 г. СМИД СНГ.

Россия последовательно выступает за активизацию многостороннего взаимодействия в широком формате также и в других сферах: культуры, образования, здравоохранения, обмена информацией.

В гуманитарной сфере одной из основных задач остается дальнейшее развитие исторически сложившегося общего образовательного, научного и культурного пространства как важного фактора стимулирования интеграционных процессов в других сферах.

В ходе совместного поиска эффективных методов по налаживанию взаимодействия в гуманитарной сфере созданы координирующие структуры Содружества (советы по сотрудничеству) в областях образования, культуры, здравоохранения, туризма, гидрометеорологии и экологии.

Несмотря на наличие обширной нормативно-правовой базы в данной сфере многие соглашения работают неэффективно. К тому же в отдельных документах, в основном принятых в первые годы после образования СНГ, изложены общие, декларативные подходы к сотрудничеству в гуманитарной сфере без определения четкого механизма выполнения взаимных обязательств. В силу различных факторов не все государства проявляют заинтересованность в подписании многосторонних договоров и соглашений в данной сфере в рамках Содружества.

Значительное внимание в рамках СНГ уделяется вопросам сотрудничества в области образования (соответствующее многостороннее соглашение было подписано главами правительств уже вскоре после создания Содружества). Формирование единого (общего) образовательного пространства государств-участников СНГ – процесс длительный. Он требует проведения большой работы по сближению систем образования государств СНГ на основе соответствующей межгосударственной программы.

Сотрудничество в сфере культуры является важным компонентом взаимоотношений государств-участников СНГ и остается одним из основных инструментов влияния России в этих странах. Реализуется программа основных мероприятий сотрудничества государств-участников СНГ в области культуры до 2005 г. Активно действует Совет по культурному сотрудничеству государств-участников СНГ. Используется самый разнообразный спектр мероприятий, который включает в себя Дни культуры, Недели кино, художественные салоны, мастер-классы, выставки, театральные и музыкальные фестивали, гастроли творческих коллективов, кинофестивали.

Среди ежегодных мероприятий, получивших всеобщее признание в рамках Содружества, необходимо отметить Форум национальных кинематографий стран СНГ и Балтии, Евразийский телефорум, Международный фестиваль искусств "Славянский базар", Международный художественный салон стран СНГ в Москве, День славянской письменности и культуры.

Важным и показательным явился проведенный в 2002 году Год Украины в Российской Федерации, который был направлен на взаимообогащение культур, укрепление дружбы, расширение взаимопонимания народов двух государств. Годом России на Украине и Годом Казахстана в России объявлен 2003 год. В настоящее время МИД России разрабатывает концепцию по планированию, организации и проведению национальных годов в отношениях с зарубежными странами, особое внимание при этом уделяется странам Содружества.

Серьезной проблемой остается вопрос создания в государствах-участниках СНГ российских центров науки и культуры (РЦНК). В настоящее время подписаны межправительственные соглашения об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров с Азербайджаном, Арменией, Казахстаном, Молдавией, Узбекистаном и Украиной. Однако ни в одной из перечисленных стран центры не созданы.

В совокупности вопросов, связанных с созданием РЦНК в странах СНГ, одним из наиболее сложных на данном этапе является аспект финансирования. Поскольку центры являются государственными представительствами при федеральном органе исполнительной власти Российской Федерации, то и решение этой проблемы должно быть обеспечено прежде всего за счет ассигнований из федерального бюджета. Вместе с тем представляется также целесообразным расширить диапазон поиска необходимых средств из других источников.

Несмотря на определенную динамику, потенциал культурного сотрудничества России со странами СНГ используется далеко не в полной мере.

Русский язык является родным или вторым родным для большой части населения СНГ. В значительной мере оставаясь средством межнационального общения на постсоветском пространстве, согласно Уставу СНГ он также выполняет функции рабочего языка Содружества. Развитие многостороннего сотрудничества будет существенно затруднено, если это средство межнационального общения будет утеряно. Сохранение и поддержка русского языка в таком качестве – задача всех стран, заинтересованных в развитии интеграционных процессов в СНГ. Чем шире и отчетливее будет сфера общих интересов, тем больше предпосылок для сохранения роли русского языка как языка межнационального общения.

Необходимым условием успешного развития Содружества представляется постепенное формирование заинтересованными государствами общего информационного пространства, расширение межгосударственного информационного обмена, создание и развитие совместных информационно-телекоммуникационных систем.

Основными этапами здесь явились утверждение в 1996 году Советом глав правительств СНГ Концепции формирования информационного пространства Содружества и принятие в 1998 году Перспективного плана подготовки документов и мероприятий по ее реализации.

Требуются новые подходы к решению общих для государств СНГ проблем участия в процессе глобализации информационного пространства, к развитию межгосударственного сотрудничества в сфере информации и информатизации. Необходимо, в частности, ускорить создание соответствующих систем информационной безопасности стран СНГ.

Говоря о взаимодействии в гуманитарной сфере, необходимо отметить, что важнейшей внешнеполитической задачей России в сфере гуманитарного сотрудничества является обеспечение законных прав и достойных условий жизни российским соотечественникам в государствах-участниках СНГ. Решение имеющихся проблем предполагает совместную работу с партнерами по Содружеству, в том числе и в плане "подтягивания" ими законодательства к международным стандартам прав национальных меньшинств. В целом Россия стремится к тому, чтобы соотечественники плодотворно трудились на благо тех государств, где они проживают, выступая фактором укрепления дружбы и сотрудничества.

Большое морально-политическое значение в Содружестве и, в первую очередь, для соотечественников-ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. будет иметь утвержденная на саммите СНГ в Ялте

(19 сентября с.г.) Программа подготовки и празднования 60-й годовщины Победы, которая предусматривает ряд совместных и национальных мероприятий.

Различия в подходах государств - участников СНГ к многостороннему сотрудничеству, поиск оптимальных конфигураций и методов совместного решения насущных проблем обусловили практику многоформатной и разноскоростной интеграции. На пространстве Содружества сложились несколько межгосударственных объединений, различающихся по составу участников и глубине взаимодействия.

Наиболее высокий уровень интеграции достигнут Россией и Белоруссией. 8 декабря 1999 г. они подписали Договор о создании Союзного государства (вступил в силу 26 января 2000 г.). Идет масштабная поэтапная работа по формированию общей правовой базы, единого экономического, валютного, оборонного, гуманитарного пространства.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) призвано служить инструментом завершения формирования таможенного союза и затем – создания единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Учредительный договор ЕврАзЭС, подписанный 10 октября 2000 г. в Астане, вступил в действие 30 мая 2001 г. В мае 2002 г. статус наблюдателя в Сообществе получили Молдавия и Украина, в апреле с.г. - Армения.

В ЕврАзЭС действует компактная система органов управления, четкий механизм принятия решений и исполнения обязательств, предусмотрен институт постоянных представителей государств-членов, применяется апробированный мировой практикой принцип учета экономического веса участников ("взвешенное" голосование в руководящих органах, пропорциональное исчисление финансовых взносов). ЕврАзЭС имеет статус международной организации. Местонахождение его постоянно действующего Интеграционного комитета определено в Москве и Алма-Ате.

В соответствии с принятым в мае 2002 г. решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств члены Сообщества координируют действия по присоединению к Всемирной торговой организации (кроме Киргизии, уже состоящей в ВТО). При этом за основу приняты условия вступления России.

Актуальные проблемы совершенствования деятельности ЕврАзЭС были обсуждены на состоявшемся в Душанбе 27 апреля с.г. заседании Межгосударственного Совета Сообщества на уровне глав государств. Утверждены Приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003 - 2006 гг. Особое внимание было уделено вопросам активизации сотрудничества в реальном секторе экономики, прежде всего в таких сферах, как энергетика, транспорт, агропромышленный комплекс. Обсуждены также основные принципы разработки и реализации межгосударственных целевых программ, утвержден Статут Суда ЕврАзЭС.

Углубленное военно-политическое сотрудничество развивается в рамках Договора о коллективной безопасности (ДКБ) от 15 мая 1992 г. В настоящее время в нем участвуют Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, которые подписали в апреле 1999 г. Протокол о продлении Договора и приступили к формированию региональных подсистем коллективной безопасности на центральноазиатском, западном и кавказском стратегических направлениях.

Ключевое значение в плане создания конкретных механизмов реализации Договора имеют Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами-участниками ДКБ от 20 июня 2000 г. и Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности от 11 октября 2000 г.

Резкое усиление в современном мире нетрадиционных вызовов и угроз, ощутимо проявившееся в зоне действия Договора, выдвинуло на передний план задачи противодействия международному терроризму и экстремизму, контрабанде наркотиков и оружия, организованной преступности. На майской 2000 г. сессии Совета коллективной безопасности (СКБ) государств-участников ДКБ в Минске был принят пакет принципиальных документов по адаптации Договора к новым геополитическим реалиям. Координация антитеррористического взаимодействия правоохранительных органов и спецслужб стала одной из важнейших функций Комитета секретарей советов безопасности государств-участников ДКБ (создан в сентябре 2000 г.).

По решению сессии СКБ, состоявшейся в мае 2001 г. в Ереване, сформированы Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) Центральноазиатского региона коллективной безопасности (по одному батальону от России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана). Установлен порядок взаимодействия их штабного органа с региональным отделением АТЦ СНГ в Бишкеке. С размещением в декабре 2002 г. на аэродроме Кант в Киргизии российской авиагруппы и подписанием 22 сентября с.г. министрами обороны России и Киргизии Соглашения "О статусе и условиях пребывания росийской авиационной базы на территории Киргизской Республики" началось формирование авиационного компонента КСБР, в состав которого в перспективе войдут подразделения и других государств-участников ДКБ.

В ноябре 2001 г. СМИД ДКБ утвердил Порядок координации внешнеполитической деятельности государств-участников ДКБ.

На проходившем в Москве 19-21 марта с.г. заседании Комитета секретарей советов безопасности государств-участников ДКБ было принято заявление, в котором содержится солидарная оценка военной акции США против Ирака.

Дальнейшему углублению военно-политической интеграции шести стран будет способствовать преобразование действующих механизмов и структур Договора в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в соответствии с решениями майской 2002 г. сессии СКБ.

7 октября 2002 г. в Кишиневе главы государств-участников подписали Устав Организации и Соглашение о правовом статусе ОДКБ.

Важным этапом стала прошедшая 28 апреля с.г. в Душанбе сессия Совета коллективной безопасности (СКБ), на которой были обсуждены ключевые вопросы роли и места ДКБ в условиях динамично меняющейся ситуации в мире, утвержден пакет документов, регламентирующих деятельность ОДКБ. Приняты решения о создании Постоянного совета, задачей которого является обеспечение деятельности ОДКБ в период между сессиями СКБ, а также объединенного штабного органа (к 1 января 2004 г.), об укреплении КСБР. Значимые договоренности достигнуты в сфере военно-технического сотрудничества и подготовки военных кадров.

В принятом на сессии СКБ политическом заявлении содержится коллективная оценка ситуации в мире. Главы государств ОДКБ подтвердили намерение внести весомый вклад в укрепление антитеррористической коалиции, региональной и международной безопасности на основе общепризнанных норм и принципов международного права при руководящей и координирующей роли ООН.

Была подчеркнута необходимость тесной координации и согласованности действий мирового сообщества по окончательному разрешению афганского кризиса и постконфликтному развитию этой страны, урегулированию иракской проблемы под эгидой ООН. Выражена готовность принять активное участие в реализации программы гуманитарной помощи и восстановления Ирака.

Была также декларирована приверженность демократическому, справедливому миропорядку, гарантирующему безопасность и стабильность для развития всех государств.

Государства, входящие в ЕврАзЭС и ДКБ, объективно выступают сегодня в качестве "интеграционного ядра" СНГ.

6-7 июня 2001 г. на встрече в Ялте президенты Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии предприняли шаги по институционализации ГУУАМ, существовавшего с 1997 г. в качестве "консультативного объединения".

В последнее время значительное развитие в рамках ГУУАМ приобрела координация внешнеполитической деятельности. Широко практикуются согласованные выступления представителей стран ГУУАМ в ООН и ОБСЕ.

3-4 июля 2003 г. в Ялте проходил саммит стран ГУУАМ. В рамках саммита состоялась встреча в формате ГУУАМ-США. Американскую делегацию возглавлял зампомгоссекретаря по делам Европы и Евразии С.Пайфер. На саммите были рассмотрены вопросы создания виртуального центра ГУУАМ по борьбе с терроризмом, оргпреступностью, распространением наркотиков и иными опасными видами преступлений, сотрудничества в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, перспектив развития нефтетранспортных коридоров, содействия торговли и транспорту.

Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), созданное в 1994 г. в составе Казахстана, Киргизии, Узбекистана (в 1998 г. присоединился Таджикистан), являлось скорее формальным образованием. Решением "четверки" от 28 февраля 2002 г. оно преобразовано в более универсальную организацию – Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС).

Россия неизменно выступает за то, чтобы деятельность субрегиональных объединений на пространстве Содружества носила открытый характер, а их цели и практическая деятельность лежали в общем русле развития СНГ.

Первый департамент стран СНГ

МИД Российской Федерации


Некорректно указаны даты
Дополнительные инструменты поиска