Публикатор

27.04.0023:45

ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ И.С.ИВАНОВА НА КОНФЕРЕНЦИИ ПО РАССМОТРЕНИЮ ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА О НЕРАСПРОСТРАНЕНИИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ

Текст выступления Министра иностранных дел России И.С.Иванова

на Конференции по рассмотрению действия

Договора о нераспространении ядерного оружия

Нью-Йорк, 25 апреля 2000 года

Уважаемый господин Председатель,

Хотел бы поздравить Вас с избранием на этот высокий пост и пожелать успешной работы во главе столь важного международного форума. Вы можете рассчитывать на нашу поддержку и активное содействие.

Теперь позвольте огласить приветствие Президента Российской Федерации В.В.Путина участникам Конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия.

"Сердечно приветствую участников VI Конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), первой Конференции после принятия исторического решения о бессрочном продлении Договора.

Договор о нераспространении прошел испытание временем и за

30-летнюю историю подтвердил свою роль важнейшего инструмента сдерживания угрозы расползания ядерного оружия. Его действие способствовало укреплению региональной и глобальной стабильности. Договор заложил условия для необратимого движения по пути ядерного разоружения, понизил риск возникновения ядерной войны.

Россия привержена своим обязательствам в области ядерного разоружения, намерена и далее следовать им в условиях сохранения стратегической стабильности и созданной за последние десятилетия системы разоруженческих договоров как основы для дальнейших сокращений и ограничений стратегических наступательных вооружений.

Как государство-участник Договора о нераспространении и как один из его депозитариев Россия считает, что ДНЯО является одной из главных опор системы международной безопасности. Именно ДНЯО является основным механизмом, препятствующим распространению ядерного оружия, одновременно обеспечивающим развитие международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии.

Высоко оцениваем значение нынешней Конференции, которая призвана еще больше укрепить Договор и международный режим ядерного нераспространения в целом.

Желаю участникам Конференции успешной и плодотворной работы.

Исполняющий обязанности

Президента Российской Федерации В.Путин"

Господин председатель,

Договор о нераспространении ядерного оружия - один из столпов глобальной системы соглашений о контроле над вооружениями и разоружении. Именно благодаря этой системе мировому сообществу удалось в последнее десятилетие решить центральную проблему международной безопасности - свести на нет угрозу всеобщей ядерной катастрофы.

Символично, что мы проводим очередной обзор действия договора о нераспространении на рубеже двух веков, в момент, когда закладывается фундамент новой системы международных отношений. От того, какой она станет, во многом зависит и дальнейшая судьба режима нераспространения ядерного оружия, установленного Договором. Вот почему необходимо оценивать эффективность этого документа в широком контексте современных вызовов безопасности и стратегической стабильности в мире.

В утвержденной недавно Президентом В.В.Путиным Концепции национальной безопасности Российской Федерации укрепление режимов нераспространения рассматривается в числе наиболее важных приоритетов. Мы прибыли на Конференцию с твердым убеждением, что сохранение и упрочение Договора отвечает интересам всего мирового сообщества.

Сегодня эту задачу приходится решать в непростой обстановке. Это обусловлено прежде всего появлением новых серьезных угроз международной безопасности и стабильности. Локальные конфликты, международный терроризм и воинствующий сепаратизм создают питательную среду для расползания ядерного и других видов оружия массового уничтожения и средств их доставки.

Не меньшую опасность представляет тенденция к расшатыванию существующей системы стратегической стабильности, попытки строить национальную безопасность в ущерб интересам других государств, а тем более присвоить себе право применять силу в нарушение основополагающих принципов Устава ООН и международного права. Это, по сути, прямое приглашение к новой гонке вооружений на планете.

Одним словом, мир подошел сейчас к ответственному рубежу. Либо нам удастся общими усилиями сберечь и приумножить позитив, накопленный в области нераспространения и ограничения ядерных вооружений. Либо мы столкнемся с реальной перспективой хаоса и неуправляемости международных процессов, когда единственным их "регулятором" может оказаться диктат военной силы. Не думаю, что такая перспектива отвечает чьим-либо интересам.

Поэтому принципиально важно, чтобы наши усилия по укреплению режима нераспространения органично вписывались в строительство справедливого, демократического мироустройства, основанного на взаимном доверии и равной безопасности для всех государств и регионов. Именно в рамках такой системы можно действительно эффективно реализовать цели и потенциал договора о нераспространении.

Россия полностью привержена своим обязательствам по статье

VI договора о нераспространении. Мы твердо настроены на поэтапное и комплексное движение всех пяти ядерных держав по пути ядерного разоружения без искусственных задержек и забеганий вперед.

На днях Российская Федерация ратифицировала важнейший блок соглашений в этой области и прежде всего - российско-американский договор СНВ-2 и пакет соглашений 1997 года ПРО. Реализация этих документов будет крупным шагом в направлении ядерного разоружения. Достаточно сказать, что в итоге общий уровень стратегических наступательных вооружений России и США по сравнению с 1990 годом снизится примерно на две трети.

На прошлой неделе Государственная Дума России также ратифицировала Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, призванный надежно перекрыть пути качественного совершенствования ядерных арсеналов. Мы вновь выражаем надежду, что к этому Договору присоединятся все государства, которые обладают соответствующим потенциалом, и чье решение о ратификации имеет принципиальное значение для вступления этого документа в силу.

Нас часто спрашивают: как будет строиться внешняя политика России после недавних президентских выборов, какова роль ядерного фактора в нашей военной доктрине. Думаю, что решения, о которых я только что говорил, представляют собой ясный сигнал международному сообществу на этот счет.

Россия продолжает работу по выполнению и других, ранее подписанных соглашений по сокращению стратегических ядерных арсеналов. Так, по Договору СНВ-1 нами уже ликвидировано свыше 2000 баллистических ракет и более 950 пусковых установок наземного и морского базирования, около 30 атомных подводных лодок и свыше 80 тяжелых бомбардировщиков. В целом по Договору СНВ-1 будет сокращено около 40 процентов стратегических ядерных сил России и США.

Еще одним крупным шагом к снижению ядерной угрозы явилось заявление Президента России от 27 мая 1997 года о ненацеливании стратегического ядерного оружия. В настоящее время все российские баллистические ракеты имеют так называемое "нулевое" полетное задание. Тем самым создается дополнительная надежная гарантия от несанкционированных пусков российских ракет.

Россия также продолжает последовательно выполнять односторонние инициативы в области тактического ядерного оружия. Такое оружие полностью снято с надводных кораблей и многоцелевых подводных лодок, а также авиации ВМФ наземного базирования и размещено в местах централизованного хранения. Ликвидирована одна треть ядерных боеприпасов от общего количества для тактических ракет морского базирования и авиации ВМФ. Завершается уничтожение ядерных боеголовок тактических ракет, артиллерийских снарядов, а также ядерных мин. Уничтожена половина ядерных боеголовок для зенитных ракет и половина ядерных авиационных бомб.

Вместе с тем, мы готовы пойти дальше, в направлении более глубоких сокращений ядерных потенциалов. В марте 1997 года Президенты России и США договорились о намерении до конца 2007 года понизить их до уровня 2000-2500 единиц. Но и это, по нашему мнению, не предел. Россия готова рассмотреть возможность сокращения ядерных арсеналов сторон до уровня в 1500 единиц.

Таким образом, есть реальная возможность не только полностью реализовать соглашения и инициативы в области ядерного разоружения, которые уже имеются в активе у мирового сообщества, но и совершить новый количественный и качественный прорыв. Со всей ответственностью заявляю, что Россия намерена действовать именно в таком направлении.

В то же время следует признать, что этот исторический шанс может быть упущен, если разрушится основа, краеугольный камень стратегической стабильности в мире - Договор по ПРО 1972 года. К сожалению, такая перспектива выглядит сейчас вполне реальной на фоне объявленных Соединенными Штатами планов развертывания национальной системы ПРО, запрещенной этим Договором.

Здесь нужна полная ясность. Дальнейшие сокращения стратегических наступательных вооружений не могут рассматриваться иначе, как в тесной взаимосвязи с сохранением Договора по ПРО. Историческая роль этого документа в том, что он открыл дорогу к глубоким сокращениям СНВ на стабильной, транспарентной основе.

Надо четко отдавать себе отчет в том, что современная система соглашений в области контроля над вооружениями представляет собой сложную и достаточно хрупкую конструкцию. Стоит ослабить один из ее ключевых элементов, чтобы разбалансировалась вся система. В условиях же глобализации взаимозависимость этих звеньев многократно возрастает. Поэтому развал Договора по ПРО фактически приведет к подрыву всего комплекса разоруженческих договоренностей, которые создавались на протяжении последних 30 лет. Соответственно, возрастет угроза размывания режимов нераспространения ядерного и других видов оружия массового уничтожения и средств их доставки.

Вот почему необходимым условием продолжения переговоров по ядерному разоружению в соответствии со статьей VI договора о нераспространении является соблюдение Договора по ПРО в его нынешнем виде без каких-либо модификаций. Вот почему он затрагивает интересы национальной безопасности каждого государства и мирового сообщества в целом. Кстати, о понимании этого важного обстоятельства убедительно говорят итоги голосования по соответствующей резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.

Мы глубоко убеждены, что решить проблему ракетных угроз и ракетного распространения можно и нужно без ломки Договора по ПРО. Россия готова к самым широким консультациям по этому вопросу как с Соединенными Штатами, так и в многостороннем плане.

Именно на это направлена инициатива России по созданию Глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий. Началом ее реализации стала состоявшаяся 16 марта с.г. в Москве международная встреча экспертов по ГСК. Уверен, что поэтапное создание такой системы на широкой добровольной основе будет шагом в нужном направлении.

Таким образом реальная альтернатива разрушению Договора по ПРО существует, обретает ясные очертания. В ее основе: дальнейшие глубокие сокращения ядерных вооружений, совместные шаги по противодействию угрозе распространения ракет и ракетных технологий. Выбор в пользу именно такого пути имеет принципиальное значение не только для судьбы режимов нераспространения, но и в целом для сохранения позитивных перспектив развития мировых дел.

Полностью осознавая свою ответственность за дальнейшее укрепление договора о нераспространении, Россия исходит из того, что эта задача по своим масштабам выходит за рамки усилий одних лишь ядерных держав. Это - дело всех его участников.

Весьма актуальным остается обеспечение универсального характера Договора. Необходимо и далее энергично вовлекать в режим ядерного нераспространения государства, не подписавшие его до сих пор.

Мы приветствуем процесс создания в различных регионах мира зон, свободных от ядерного оружия. Видим в этом существенный вклад в развитие и консолидацию режима нераспространения ядерного оружия. За тридцать с лишним лет, прошедших после подписания Договора Тлателолко, учредившего первую из таких зон, число государств, охваченных ими, увеличилось в несколько раз и сейчас превышает 100.

Создавая безъядерную зону, государства-участники на деле способствуют укреплению региональной и международной безопасности, повышению уровня взаимного доверия и согласия.

Россия является участницей большинства международных соглашений о создании таких зон. Наш конкретный вклад в консолидацию режима безъядерных зон и в том, что наша страна не располагает ядерным оружием за пределами своей национальной территории. Мы вновь призываем другие ядерные державы, кто этого не сделал, последовать нашему примеру.

Еще один назревший вопрос - запрещение производства расщепляющихся материалов для ядерного оружия. В России осуществляется программа закрытия последних установок, нарабатывавших оружейный плутоний, а тот, что производится, не используется для этих целей. Наработка оружейного урана у нас прекращена несколько лет назад. Мы будем активно добиваться, чтобы специальный комитет Конференции по разоружению, созданный для переговоров по данному вопросу, заработал как можно скорее.

В то же время сам механизм Конференции по разоружению нуждается в совершенствовании. Надо откровенно признать, что ее судьба вызывает у нас серьезные опасения. Вместо преобладавшего в прошлом на этом форуме духа компромисса, ряд государств избрал путь взаимоувязок по тем или иным проблемам. Неслучайно, что уже второй год Конференция фактически пробуксовывает. Здесь также предстоит выбор между политическим эгоизмом и отказом от сиюминутных преимуществ ради успеха общего дела. Надеюсь, что здравый смысл восторжествует, и Конференция по разоружению заработает ритмично и конструктивно.

Высока роль договора о нераспространении и в создании благоприятного климата для постоянно расширяющегося и рассчитанного на десятилетия вперед международного сотрудничества в области мирного атома - в энергетике, медицине, научных исследованиях. Россия готова к дальнейшему углублению такого взаимодействия, в том числе в интересах развивающихся стран, будь то через МАГАТЭ или на двусторонней основе. В частности, у нас есть конкретные предложения по совместной разработке технологий мирного ядерного цикла, в максимальной степени отвечающих задачам нераспространения ядерного оружия.

Наша страна последовательно поддерживает гарантии МАГАТЭ - эффективный контрольный инструмент, укрепляющий уверенность в том, что договор о нераспространении соблюдается всеми его участниками, а неразрешенная деятельность будет обнаружена и пресечена. Гарантии МАГАТЭ, поддержанные технологическими мерами, - это контрольный механизм нераспространения и одновременно мощная мера доверия.

Господин Председатель,

Тридцать лет назад, заключив Договор о нераспространении ядерного оружия, мировое сообщество, если говорить словами выдающегося гуманиста Мартина Лютера Кинга, отвергло "циничное утверждение о том, что одна нация вслед за другой должна карабкаться вверх по ступеням лестницы гонки вооружений, ведущей к ядерному аду". Глубоко убежден, что подтверждение на нынешней Конференции бессрочного характера Договора было бы яркой демонстрацией нашего стремления сделать нераспространение ядерного оружия одним из незыблемых принципов международной безопасности XXI века.

Благодарю за внимание.