Публикатор

27.11.1918:11

Выступление директора Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России В.И.Ермакова на пресс-конференции МИА «Россия сегодня», посвященной итогам Конференции ООН в поддержку создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения и средств его доставки, Москва, 27 ноября 2019 года

2461-27-11-2019

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

18-22 ноября в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялась Конференция в поддержку создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения и средств его доставки (ЗСОМУ).

Это – одно из важнейших событий нынешнего года с точки зрения международных усилий по укреплению режима нераспространения ОМУ.

Нашу делегацию возглавлял постоянный представитель России при международных организациях в Вене М.И.Ульянов, который внес большой личный вклад в процесс реализации этой инициативы, способствовал поиску развязок между всеми возможными его участниками.

Отмечаем большой вклад председателя Конференции, постпреда Иордании при ООН г-жи С.Бахус в решение сложнейших задач, связанных с созывом Конференции и выработкой ее итогового документа.  

Чтобы правильно оценить значимость состоявшейся Конференции, необходимо хоть немного заглянуть в предысторию этого вопроса.

Первое предложение о создании зоны,  свободной от ядерного оружия на Ближнем Востоке, было выдвинуто Ираном и Египтом еще в 1974 г., когда по их инициативе ГА ООН приняла первую резолюцию «Создание зоны, свободной от ядерного оружия, в регионе Ближнего Востока».

С 1980 г. до 2017 г. резолюция принималась даже без голосования на основе консенсуса, однако никаких конкретных действий не предпринималось. В 2018 г. США вместе с Израилем все-таки поставили ее на голосование и проголосовали «против» нее.

Другим важнейшим этапом в рассмотрении этого вопроса была принятая в ходе Конференции 1995 г. по рассмотрению и продлению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) резолюция относительно необходимости создания ЗСОМУ в регионе Ближнего Востока.

Все депозитарии ДНЯО – Россия, США и Великобритания – выступили соавторами этой резолюции.

На Обзорной конференции ДНЯО в 2010 г. (ОК ДНЯО-2010) произошло еще одно важное событие. Было дано поручение депозитариям ДНЯО (России, США и Великобритании) и Генеральному секретарю ООН созвать в 2012 г. Конференцию по созданию ЗСОМУ на Ближнем Востоке. Тогда срок соблюсти не удалось из-за неготовности Израиля принять участие в этом мероприятии и противодействия со стороны США, которые не хотели ставить Тель-Авив в неудобное положение.

Тем не менее, подготовительная работа была продолжена, и по нашей инициативе в 2013-14 гг. состоялась серия многосторонних консультаций с участием большинства стран ближневосточного региона, включая Израиль.

На ОК ДНЯО-2015 российская делегация распространила по тематике ЗСОМУ свой проект документа, в котором содержались предложения по обновленному мандату созыва Конференции. Наши предложения по ЗСОМУ практически полностью были инкорпорированы в проект итогового документа Обзорной конференции по ДНЯО. Однако против его принятия выступили делегации США, Великобритании и Канады (для них неприемлемым стало отсутствие в разделе по Ближнему Востоку права вето на проведение Конференции по ЗСОМУ у трех соавторов резолюции 1995 г.).

В связи с отсутствием прогресса в созыве Конференции и по сути отказом США обсуждать этот вопрос в контексте ДНЯО, Лига арабских государств вышла с инициативой о переводе вопроса в ГА ООН, где решения принимаются простым большинством голосов. В декабре 2018 г. на 73-й сессии ГА ООН было одобрено решение с поручением Генсекретарю ООН созвать Конференцию в 2019 г. и затем проводить ее на ежегодной основе с целью выработки юридически обязывающего соглашения о создании ЗСОМУ на Ближнем Востоке. Решение вполне сбалансировано – оно включает в себя такие важные элементы, как консенсусный характер принятия решений, инклюзивность (приглашены все страны региона, ядерная «пятерка», включая трех соавторов резолюции 1995 г. по Ближнему Востоку, профильные международные организации), а также принципиальное понимание, что любые договоренности по ЗСОМУ могут достигаться лишь путем свободного диалога между странами региона.

Особо остановлюсь на позиции России.

Мы всегда активно поддерживали идею формирования ЗСОМУ на Ближнем Востоке и честно, как последовательные соавторы резолюции 1995 г., предпринимали все зависящие от нас шаги для поиска компромисса между сторонниками формирования зоны и ее скептиками.

С самого начала обсуждений мы поддерживали решение о созыве Конференции.

Для нас очевидны вся сложность и уникальность задачи формирования ЗСОМУ. Помимо ядерного оружия охватывается также проблематика химического и биологического оружия. Естественно, в этом контексте важно использовать опыт уже функционирующих безъядерных зон, а также наработки других профильных международных договоренностей: ДНЯО, КБТО, КЗХО.

Мы положительно оцениваем итоги прошедшей Конференции.

Самое главное, что, несмотря на все противоборство со стороны недоброжелателей, она состоялась. При этом организаторам удалось обеспечить представительный состав участников: все страны региона кроме Израиля.

От ядерной «пятерки» не участвовали только США (отрадно, что в последний момент Великобритания и Франция все-таки решили направить своих представителей на Конференцию).

Конечно же, большое недоумение вызывает подход Вашингтона, который не предпринимал ни малейших усилий для выполнения своих обязательств в качестве одного из соавторов Резолюции 1995 г. и, более того, пытался  мешать это делать другим странам.

Естественно, сожаление вызывает и то, что в Конференции не принял участие Израиль.

Надо отдать должное представителям арабских стран, которые в ходе дискуссий избегали критики в адрес Израиля, оставляя тем самым для Тель-Авива хорошую возможность в будущем безболезненно подключиться к этому процессу.

Во время Конференции удалось согласовать консенсусом содержательную итоговую декларацию. В документе зафиксировано намерение продолжить выработку Договора по ЗСОМУ с участием всех приглашенных государств и на базе договоренностей, с которыми страны региона придут на основе свободного волеизъявления и консенсуса.

Декларация содержит бессрочное приглашение государствам Ближнего Востока присоединиться к процессу, а также призыв ко всем остальным странам не препятствовать достижению цели ЗСОМУ. Зафиксировано также, что Конференция посредством даже самого процесса выработки Договора может существенно содействовать укреплению регионального и международного мира и безопасности, а также взаимного доверия.

Итоговая декларация демонстрирует нацеленность государств-участников на конструктивное взаимодействие. Рассчитываем, что в ходе будущих Конференций удастся продвинуться в решении вопросов создания ЗСОМУ.

Будем призывать США и Израиль также присоединиться к обсуждению данной исключительно важной для международной безопасности темы.

Отрадно, что участники выразили самый серьезный настрой на продолжение экспертной работы и заинтересованность в отдельных встречах с представителями существующих безъядерных зон, чтобы перенять соответствующий опыт. Встречи будут организованы Секретариатом ООН в период до следующей сессии. Предполагаются и отдельные экспертные консультации в одной из стран региона.

Важно и далее всем работать на затверждение конструктивного, неконфронтационного духа Конференции, стараться вести дискуссию в профессиональном дипломатическом поле без какого-либо пропагандистского крена.

Есть реальные проблемы, которые требуют решения. В этом заинтересованы все без исключения страны региона. Поэтому имеет смысл сосредоточиться на поиске взаимоприемлемых компромиссов и конструктивных развязок.

Любые шаги в столь чувствительной области могут выстраиваться только на основе принятия поэтапных консенсусных решений с участием всех стран региона. Считаем, что Конференция, помимо ее основной роли (разработка приемлемого для всех проекта  Договора), может стать удобной площадкой, «на полях» которой заинтересованные государства региона смогут неформально обсуждать смежные темы, относящиеся к общим вопросам безопасности
в регионе.

В любом случае решающая роль и основная ответственность в деле создания ЗСОМУ принадлежит самим государствам региона. Навязывать им что-то в этом контексте никто не может и не должен.

Со своей стороны, готовы оказывать всемерную экспертную и политическую поддержку этой работе, если страны Ближнего Востока сочтут это полезным и необходимым. У России есть для этого значительные политико-дипломатические преимущества – мы поддерживаем ровные партнерские отношения со всеми без исключения странами региона, долгие десятилетия бережно выстраиваем их таким образом, чтобы способствовать учету интересов национальной безопасности каждой страны и региона в целом на основополагающих принципах общей, равной и неделимой безопасности для всех.