Публикатор

31.07.2015:00

Вопросы ядерного разоружения

Статья VI Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) предусматривает, что каждый участник этого Договора будет в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений и ядерному разоружению, а также о договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем.

Российская Федерация привержена цели построения мира, свободного от ядерного оружия, и ответственно относится к своим обязательствам по ДНЯО, вносит весомый вклад в глобальные усилия по сокращению ядерных вооружений, соблюдение и укрепление важнейших международно-правовых режимов в области контроля над вооружениями и нераспространения.

Россия полностью выполнила свои обязательства по двусторонним с США соглашениям: Договору 1991 г. о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ) и Договору 2002 г. о сокращении стратегических наступательных потенциалов (ДСНП). Во исполнение этих соглашений количество развёрнутых стратегических боезарядов было сокращено с уровня 9000 до 1900 ед. Были ликвидированы более 1600 пусковых установок (ПУ) межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), более 3100 МБР и БРПЛ, порядка 50 ракетных подводных лодок стратегического назначения и около 70 тяжёлых бомбардировщиков (ТБ).

В соответствии с Договором 2010 г. о дальнейших мерах по ограничению и сокращению стратегических наступательных вооружений (вступил в силу 5 февраля 2011 г.) Россия и США согласились на треть (до 1550 ед.) сократить суммарное количество боезарядов («потолок» по ДСНП – 2200 ед.) и более чем в два раза (до 700 ед.) – предельный уровень стратегических носителей («потолок» по ДСНВ – 1600 ед., ДСНП носители не ограничивал). Кроме того, был установлен дополнительный уровень в 800 ед. для развёрнутых и неразвёрнутых ПУ МБР, ПУ БРПЛ, а также ТБ.

К контрольной дате по Договору - 5 февраля 2018 г. - Российская Федерация свои обязательства по сокращению СНВ полностью выполнила. У США превышение составило (и сохраняется) 101 ед. по категории «развёрнутые и неразвёрнутые ПУ МБР, развёрнутые и неразвёрнутые ПУ БРПЛ, развёрнутые и неразвёрнутые ТБ».

5 февраля 2021 г. истекает срок действия Договора. В связи с этим 5 декабря 2019 г. в Сочи на совещании с руководством Минобороны и предприятий ВПК Президент России заявил, что российская сторона готова незамедлительно и без всяких предварительных условий продлить ДСНВ (положениями Договора предусматривается возможность его продления на срок до пяти лет). Американцам было передано официальное предложение на этот счёт, реакция от них по состоянию на июль 2020 г. не поступала.

Реализация советско-американского Договора 1987 г. о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) позволила уничтожить два класса ракет – свыше 1800 баллистических и крылатых ракет наземного базирования дальностью 500-5500 км – и более 800 ПУ к ним. В общей сложности деактивировано более 3 тыс. ядерных боеголовок совокупной мощностью свыше 500 мт. Договор перестал действовать 2 августа 2019 г. в связи с односторонним выходом из него США.

Также Россия в четыре раза сократила свой арсенал нестратегического ядерного оружия и сосредоточила его на центральных базах хранения в пределах национальной территории. Добиваемся аналогичных мер от других ядерных государств.

В российской Военной доктрине значительно понижены роль и место ядерного оружия. Возможность его применения ограничена двумя крайними случаями: нападением на Россию и её союзников с применением ОМУ и агрессией против нашей страны с применением обычных вооружений, когда под угрозу поставлено само существование государства. Данные положения имеют исключительно оборонительную направленность. Кроме того, в Военной доктрине России содержится понятие «неядерное сдерживание». Оборонительный характер российской политики в ядерной сфере подтверждается и в новом документе стратегического планирования «Основы государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания», который был утвержден Указом Президента Российской Федерации №355 от 2 июня 2020 г.

Ещё одним важным шагом в контексте понижения роли ядерного оружия стало «ненацеливание» российских ядерных вооружений, которые имеют т.н. «нулевое полётное задание».

Российская Федерация активно участвует в обзорном процессе ДНЯО и в работе многосторонних переговорных форумов в области разоружения (Конференции по разоружению, Комиссии ООН по разоружению), неоднократно, в том числе на самом высоком уровне, подтверждала готовность к рассмотрению возможных дальнейших шагов в сфере ядерного разоружения. В данном контексте приоритетное значение имеет последовательное формирование предпосылок, которые способствовали бы продвижению по этому пути.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 605 от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» переговоры о дальнейших сокращениях стратегических наступательных вооружений возможны только в контексте учёта всех без исключения факторов, влияющих на глобальную стратегическую стабильность. Речь идёт о следующих аспектах:

  • ведущийся демонтаж архитектуры контроля над вооружениями и риски полной утраты контрольно-ограничительных механизмов в ракетно-ядерной области;
  • принятие и реализация доктринальных установок, ведущих к подрыву стратегического баланса сил через попытки обесценить потенциал ядерного и стратегического неядерного сдерживания оппонентов, включая односторонние усилия по созданию ничем не ограниченной глобальной системы ПРО и комплексному развитию боевых систем большой дальности, адаптированных под применение в контрсиловых «обезоруживающих» сценариях;
  • понижение на доктринальном уровне порога применения ядерного оружия с одновременным расширением арсенала ядерных вооружений малой мощности в рамках концепций, предусматривающих возможность их применения в целях победы на поле боя в ходе операций, которые носят наступательный характер либо не связаны непосредственно с защитой суверенитета и целостности государства;
  • целенаправленная деятельность по продвижению к размещению оружия в космосе и риск запуска гонки космических вооружений;
  • угроза разрушения системы многосторонних договорённостей на основе Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и подготовка к возобновлению ядерных испытаний;
  • сохранение ядерного оружия на территории неядерных стран и привлечение их военного персонала к отработке его применения в нарушение ДНЯО;
  • отсутствие каких-либо регулятивных договорённостей по вписыванию новейших и перспективных вооружений на основе новых технологий в парадигму механизмов обеспечения международной безопасности;
  • объявление киберпространства средой боевых операций с учётом включения фактора кибернападения в контекст доктринальных подходов к применению ядерного оружия;
  • отсутствие взаимоприемлемых универсальных инструментов регулирования дисбалансов в обычных вооружениях;
  • навязывание конфронтационных моделей развития международных отношений по типу концепций «мир с опорой на силу» и «соперничество великих держав».

Считаем, что международное сообщество должно обратить самое серьёзное внимание на эти проблемы, без решения которых невозможно добиться состояния международной безопасности, благоприятствующего дальнейшим шагам в сфере ядерного разоружения.

Одним из наиболее серьёзных вызовов в контексте ядерного разоружения остаются так называемые «совместные ядерные миссии» НАТО, которые включают в себя элементы ядерного планирования и отработку навыков использования ядерного оружия с задействованием самолетов-носителей, экипажей, инфраструктуры аэродромов и наземных служб обеспечения неядерных государств-членов альянса, что является прямым нарушением положений ДНЯО.

Дальнейшее продвижение по пути ядерного разоружения должно осуществляться так, чтобы при этом укреплялась стратегическая стабильность, и обеспечивался рост безопасности всех без исключения государств. Именно такой подход к ядерному разоружению был выработан в рамках обзорного процесса ДНЯО.

В связи с этим полагаем ошибкой разработку и подписание рядом государств Договора о запрещении ядерного оружия. Мы с уважением относимся к взглядам тех, кто выдвинул данную инициативу. Вместе с тем, очевидно, что этот Договор, разработанный без участия и без учёта мнения стран, обладающих ядерными вооружениями, неспособен внести какой-либо вклад в процесс ограничения и сокращения ядерного оружия. Подготовка текста Договора была реализована поспешно, на неконсенсусной основе и без учёта фундаментальных принципов ДНЯО. Он базируется на изначально неверной посылке, что ядерное разоружение может проводиться в отрыве от существующих стратегических реалий, создаёт напряжённость между ядерными и неядерными странами и может привести к подрыву действующего режима нераспространения ядерного оружия.

Тема ядерных рисков получает всё больше внимания и всё активнее затрагивается на международных площадках в контексте рассмотрения проблематики ядерного разоружения. Связываем это, прежде всего, с естественной реакцией мирового сообщества на продолжающуюся деградацию ситуации в области международной безопасности и стратегической стабильности, резкое ухудшение отношений и обострение противоречий между ядерными державами, расшатывание архитектуры контроля над вооружениями и другие актуальные негативные тенденции.

В этих условиях шаги отдельных стран (прежде всего, обладающих ядерным оружием), а также многосторонние усилия должны быть направлены на уменьшение конфронтационного потенциала и предотвращение кризисов, способных привести к прямым военным столкновениям с участием ядерных стран. Очевидно, что такие кризисы чреваты эскалацией до «ядерного» уровня – будь то в результате превратного истолкования намерений оппонента или просчёта, включая преднамеренную агрессию, основанную на ложной убеждённости в способности победить в конфликте.

Именно на недопущение подобных сценариев направлено приоритетное внимание России. Наш принципиальный подход базируется на убеждении, что в ядерной войне не может быть победителей, и она никогда не должна быть развязана.

Самым серьёзным образом относимся к теме снижения ядерных рисков, прежде всего, через предотвращение подрыва стратегического баланса сил и в целом стратегической стабильности, влекущего возникновение предпосылок для непреднамеренного скатывания к прямому противостоянию либо для его целенаправленного развязывания.

В контексте усилий по снижению ядерных рисков у России накоплен значительный опыт взаимодействия с другими державами ядерной «пятёрки». В частности, с отдельными странами заключены и продолжают действовать двусторонние межправительственные соглашения, в соответствии с которыми:

  • созданы и продолжают активно функционировать национальные центры по уменьшению ядерной опасности;
  • осуществляется обмен необходимой информацией, включая уведомления о пусках ракет и крупных стратегических учениях;
  • согласован инструментарий по предотвращению опасной военной деятельности и, в особенности, ядерных конфликтов (с фиксацией механизмов передачи срочной информации, уведомлений и запросов, а также с закреплением обязательств совершенствовать организационные и технические меры для предотвращения случайного или несанкционированного применения ядерного оружия);
  • афиксированы договорённости о ненацеливании ракет.

Солидный набор мер обеспечения доверия, предсказуемости, сдержанности и, соответственно, снижения рисков реализуется Россией в рамках выполнения продолжающих действовать соглашений по контролю над вооружениями, которые мы также рассматриваем в качестве весьма важного и эффективного способа снижения ядерной угрозы. В частности, Договор о СНВ обеспечивает сторонам возможность поддерживать высокий уровень взаимной осведомлённости в отношении стратегических вооружений, попадающих под его охват. Ведётся обмен уведомлениями и телеметрической информацией, осуществляются показы новой техники и новых процедур, проводятся инспекции на подконтрольных стратегических объектах, для целей мониторинга которых также гарантировано беспрепятственное функционирование национальных технических средств.

Соответствующее взаимодействие осуществляется между странами ядерной «пятёрки». Результаты такой работы в данном формате включают договорённости по общей форме для предоставления стандартизированной отчётности по ДНЯО, формированию и расширению глоссария ядерных терминов, проведению углублённого обсуждения тематики доктрин и ядерных рисков, проработки возможности о подготовке совместного заявления о недопущении ядерной войны. Подобная деятельность даёт странам ядерной «пятёрки» возможность напрямую высказывать друг другу имеющиеся озабоченности, обозначать свои приоритеты и интересы безопасности. Это очевидным образом способствует повышению взаимопонимания и, соответственно, снижению рисков в ядерной сфере, дополняет соответствующие усилия, предпринимаемые на двусторонней основе.

В качестве ещё одного направления деятельности, способствующей минимизации ядерной угрозы, следует рассматривать односторонние добровольные меры транспарентности, которые выходят за рамки контроля над вооружениями и указанных выше соглашений по уменьшению ядерной опасности. Такие меры могут иметь широкий спектр и относиться к различным аспектам реализации государственной политики в области обороны и безопасности.

В качестве примера подобных шагов со стороны России можно привести беспрецедентную инициативу по проведению в январе 2019 г. для иностранных наблюдателей показа новейшей российской крылатой ракеты 9М729 и адаптированной под неё пусковой установки оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер-М», вокруг которых была развёрнута беспочвенная пропагандистская кампания, завершившаяся развалом ДРСМД. Несмотря на отсутствие соответствующих международных обязательств, российской стороной был осуществлён не только показ ракеты, в т.ч. представителям тех стран, которые относят нас к своим оппонентам, но и объяснены при этом особенности её устройства и тактико-технические характеристики. Остаётся лишь сожалеть, что эта полезная и конструктивная мера не встретила понимания и не была принята в качестве основы для дальнейшего профессионального диалога специалистов в целях поддержания жизнеспособности ДРСМД, для чего она и задумывалась.

В октябре 2019 г. Россия в добровольном порядке и заблаговременно информировала зарубежных партнёров о подготовке к проведению стратегического командно-штабного учения «Гром-2019», в рамках которого ставились задачи по подтверждению боеготовности сил ядерного сдерживания. В ходе специального брифинга представители Минобороны России в подробностях рассказали, какие силы и средства будут задействованы, откуда и по каким полигонам будут производиться пуски баллистических и крылатых ракет. Такой шаг был предпринят нами впервые.

Кроме того, опубликование документа «Основы государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания» было осуществлено в рамках общих усилий России по повышению транспарентности в ядерной сфере и исключение ошибочного либо преднамеренно превратного толкования наших соответствующих установок.

Перечисленные выше шаги создают реальную «добавленную стоимость» в сфере транспарентности, содействуют сокращению дефицита доверия и в результате – уменьшению ядерной опасности.