Законодательная база международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации - проблемы развития
21-06-2007
Формирование системы международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации является неотъемлемой частью международной деятельности Государства, основ российского федерализма.
По мере развития, международные и внешнеэкономические связи оказывают влияние на решение региональных проблем.
Федеративная природа нашего государства объективно ставит определенные пределы международной деятельности субъектов Федерации, сохраняя тем самым приоритет в области внешней политики за федеральными органами власти.
* * *
Процедуры координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 4 января 1999 года № 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации".
а) Закон четко оговаривает круг партнеров, с которыми субъекты могут осуществлять международные связи.
В соответствии с пунктами:
1 статьи 1 субъекты Российской Федерации обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели;
2 статьи 1 органы государственной власти субъекта Федерации имеют право на ведение переговоров, а также заключение с ними соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей.
Вместе с тем, в качестве иностранных партнеров не предусмотрены иностранные коммерческие организации, в связи с чем не ясен вопрос – имеют ли субъекты право заключать с иностранными коммерческими организациями соглашения об осуществлении внешнеэкономических связей, что имеет для субъектов Российской Федерации большое практическое значение.
В принципе субъект может заключать соглашение с хозяйствующим субъектом или коммерческой организацией иностранного государства, но в данном случае будут действовать гражданско-правовые отношения и субъект выступает уже в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации - ст. 124.
б) Закон также разрешает субъектам Российской Федерации заключать диагональные соглашения - с органами государственной власти иностранных государств, они требуют обязательного согласования в заинтересованных федеральных органах;
в) что касается горизонтальных соглашений, которые заключаются между субъектами двух стран, то они направляются в основном только в МИД России;
г) соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами государственной власти субъектов РФ, независимо от формы, наименования и содержания не являются международными договорами (ст. 7).
* * *
Как же субъекты РФ используют предоставленное им право на ведение переговоров и заключение различных видов соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей?
Международная деятельность регионов становится сегодня важной составной частью международного сотрудничества, вносит свой вклад в привлечение инвестиций в экономику, содействует расширению экспортного потенциала российских компаний.
К традиционным формам следует отнести сотрудничество регионов в рамках двухсторонних соглашений о сотрудничестве.
В соответствии с полученными от субъектов РФ материалами,
наибольшее количество соглашений заключено субъектами:
- ЦФО - 600;
- Сибирского Федерального округа – 400;
- Северо-западного – 300 ;
- Уральского – 160;
- Южного – около 150;
- Дальневосточного - 100.
Вместе с тем, как было отмечено на заседании рабочей группы, горизонтальные соглашения, которые заключаются между субъектами двух стран, не всегда корректны. В них иногда регулируются вопросы, относящиеся к исключительной компетенции федеральных органов власти. В связи с чем Минюстом России было внесено предложение о необходимости согласования с министерством всех без исключения проектов соглашений.
Уже сегодня становится очевидным, что принятие такого решения усложнит без того сложную процедуру их согласования. Этому в какой-то степени способствует и коллизия двух подзаконных актов: постановлений Правительства РФ - от 1 февраля 2000 г. № 91 "О принятии Правительством Российской Федерации решений о согласии на осуществление субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти иностранных государств" и от 1 июня 2004 г. № 260 " О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации".
Так, в соответствии с постановлением № 91 органы субъектов сами вносят документы для получения согласия Правительства, а 260-м постановлением определено, что проект акта в Правительство вносят федеральные министерства. Согласие Правительства оформляется распоряжением, это полномочие возложено на Министерство экономического развития и торговли РФ.
Все эти процедуры требуют много времени, порой проект соглашения согласовывается от 6 месяцев до года.
В связи с чем субъекты предлагают:
1) разработать методические рекомендации для регионов о порядке заключения и регистрации соглашений с иностранными партнерами;
2) упростить процедуру согласования соглашений, определить сроки их рассмотрений Федеральными органами;
3) устранить коллизию подзаконных актов по данному направлению.
* * *
Используя ст. 10 Федерального закона 4-ФЗ, в последнее время регионы активно используют такую активную меру по расширению сотрудничества, как открытие представительств на территориях иностранных государств.
- Республика Татарстан имеет торговые дома в Германии, Польше и др. станах, которые функционируют как центры многопрофильного сотрудничества.
- Курганская область, Алтайский край имеют свои представительства в Германии.
* * *
Широко используются регионами такие формы работы, как проведение презентаций за рубежом, участие в зарубежных выставках, их организация с международным участием на территории регионов.
Задача таких мероприятий - создание благоприятных условий для установления контактов, продвижение продукции местных товаропроизводителей на внешний рынок. Особо популярными стали выставки "Зеленая неделя" в Германии, "Интурмаркет" в Москве, международные промышленно-экономические и экономические форумы в Нижнем Новгороде, на Кубани, Санкт-Петербурге, Дальнем Востоке и многие другие.
В Тамбовской области также используются механизмы, направленные на расширение внешнеэкономических связей:
– презентации,
– выставочно-ярмарочная деятельность. За год в два раза увеличилось количество предприятий - участников специализированных выставочных мероприятий, они приняли участие более чем в 80 выставках различного уровня, что также в два раза больше.
Область приняла участие в 12 выставочных мероприятиях.
В настоящее время продолжается работа по установлению взаимовыгодных торговых связей посредством приема в области официальных делегаций, представителей зарубежных деловых кругов и участия в деловых поездках за рубеж.
В ходе визита делегации Великого Герцогства Люксембург, возглавляемой послом Люксембурга в Москве г-ном Карло Кригером, проведена неделя "Дни Люксембурга в Тамбове".
Только за пять месяцев т.г. представители области с деловыми визитами посетили Францию, Италию, Германию; область посетила немецкая делегация деловых кругов, которую возглавили представители Министерства экономики и технологии Германии, их интересовали вопросы в области промышленности, строительства, образования; в настоящее время готовятся визиты делегаций Италии и Франции по проработке вопросов в области сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.
Все эти визиты, несомненно, дают определенные результаты.
* * *
Одним из условий успешного и результативного развития международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ является наличие единой интегрированной на федеральном и региональном уровне системы соответствующих информационных ресурсов, обеспечивающих оперативный доступ к достоверным базам данных.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" информационное обеспечение внешнеторговой деятельности относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов.
Данный вопрос был предметом обсуждения и на заседании одной из рабочих групп Совета Глав Субъектов.
В соответствии со статьей 47 данного Федерального закона и рекомендациями СГС создана система внешнеторговой информации, которая управляется Министерством экономического развития и торговли; сегодня возможно получить необходимую информацию либо ознакомиться с ней на сайте.
Вместе с тем, определенные трудности на пути развития межрегионального сотрудничества создает несовершенство информационных процессов. Зачастую субъекты практически не владеют информацией о спросе и предложениях по товарам, потенциальным инвесторам в конкретных государствах.
Эту работу следует совершенствовать, в том числе по выработке четкой системы - единой для всех формы и принципов накопления и обмена информацией; созданию единой информационной базы данных под условным названием "Правовые и нормативные акты субъектов РФ".
* * *
В Федеральном законе присутствует статья "Полномочия органов местного самоуправления в области внешнеторговой деятельности" (ст. 8.1), однако данный закон не позволяет четко определить их статус в рассматриваемых отношениях.
У нас более 2400 муниципальных образований, и все они, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вправе осуществлять внешнеэкономические связи. Однако, согласно ст. 17 этого закона, эта норма декларативная.
Не определен и порядок регулирования на территории субъектов РФ отношений, связанных с осуществлением органами местного самоуправления международных и внешнеэкономических связей.
Следует ускорить подготовку закона по правовому регулированию данного направления.
* * *
Приграничное сотрудничество - является важным направлением развития межрегиональных связей.
Россия имеет самую протяженную в мире границу длиной более 60 тысяч километров. Из 86 субъектов Федерации 49 занимают приграничное положение, составляя более 70% территории страны.
Приграничное сотрудничество - один из наиболее мощных и эффективных факторов экономического роста.
Вполне очевидно, что система регулирования приграничного сотрудничества должна строиться на основе нормативной правовой базы.
Определенная правовая основа на сегодняшний день сформирована. Однако, механизм правового, хозяйственного и политического регулирования всего комплекса вопросов приграничного сотрудничества, учитывая тот факт, что в нем участвуют как федеральное правительство и региональные власти, так и органы местного самоуправления, организации и граждане в пределах их компетенции, на федеральном и региональном уровнях отсутствует.
По мнению регионов, приграничная торговля относится исключительно к компетенции Российской Федерации, что является недостатком административно-правового регулирования, поскольку непосредственно затрагивает интересы субъектов Федерации, на территории которых она осуществляется.
В Российской Федерации не принят специальный законодательный акт, определяющий понятие, цели и принципы приграничного сотрудничества - проект такого закона разработан, проходит согласование.
Надеюсь, представители приграничных регионов меня поддержат, если я скажу, что принятие такого законодательного акта позволит повысить роль приграничного сотрудничества в реализации внешнеэкономической стратегии России.
* * *
В соответствии со статьей 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъекты могут осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Собственное правовое регулирование предполагает принятие субъектами нормативных актов, которые соответствовали бы федеральным и регулировали проблемы, которые были упущены на федеральном уровне.
Созданная на Федеральном уровне нормативная правовая база по координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, государственному регулированию внешнеторговой деятельности и другим направлениям позволила, в свою очередь, субъектам РФ сформировать собственное правовое пространство, определиться с приоритетами в сотрудничестве со странами Ближнего и Дальнего зарубежья.
На сегодняшний день законы приняты в 32 субъектах Федерации. Минюст России ведет федеральную базу и федеральный регистр нормативных актов субъектов, проводится их анализ. Надо сказать, что он не очень утешителен. Более чем в 60% случаев прошедших экспертизу нормативных актов установлены серьезные нарушения.
Представленные субъектами РФ материалы показывают, что в вопросах осуществления международных и внешнеэкономических связей они в основном руководствуются Федеральными законами и Уставом (основным законом) области.
а) Вместе с тем, документы, регламентирующие порядок осуществления международных, внешнеэкономических связей приняты в Республиках Алтай, Башкортостан, Воронежской, Костромской, Тульской, Нижегородской и других областях.
б) В Ростовской области - в ряде постановлений главы администрации области отражены насущные потребности в этой сфере.
Ими осуществляется реализация Областной целевой Программы поддержки экспорта на 2007-2008 годы.
* * *
На 17 заседании Консультативного совета субъектов Российской Федерации обсуждались вопросы по привлечению инвестиций в регионы.
В рекомендациях его участников в одном из пунктов было отмечено о продолжении работы, в целях улучшения инвестиционного климата в регионах, по совершенствованию законодательства субъектов Федерации и ликвидации административных барьеров.
В этих условиях одной из главных задач для субъектов продолжает оставаться создание благоприятного инвестиционного климата, способствующего притоку финансовых средств в экономику региона и активному вовлечению их в процесс создания конкурентоспособных производств.
Практически во всех субъектах РФ приняты законы и другие нормативные акты об инвестиционной деятельности.
Наиболее активно в этом направлении ведут работу такие российские регионы, как Чувашская Республика, Республика Алтай, Кемеровская, Калужская, Воронежская, Тамбовская области и другие, где помимо законов о государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории региона, присутствуют нормативные акты: "О мерах по созданию благоприятных условий для привлечения дополнительных инвестиций в реальный сектор экономики", "О порядке предоставления государственных гарантий", "Об утверждении Порядка формирования и использования залогового обеспечения инвестиционной деятельности" и другие.
В Тамбовской области для создания благоприятного инвестиционного климата с целью привлечения иностранных инвесторов в приоритетные отрасли экономики постоянно совершенствуется имеющаяся нормативная правовая база.
Иностранных инвестиций в 2006 году поступило на 27% больше, чем в 2005 году, в том числе более 30% - в сельское хозяйство. Объем накопленных инвестиций в 2006 году на 14,6% больше уровня 2005 года.
Вместе с тем, процедура прохождения необходимой разрешительной документации для привлечения иностранных инвестиций сложна, её упростить может только федеральное законодательство.
Субъектам Федерации необходимо согласовывать решение о создании страховых и залоговых фондов с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области внешней торговли.
* * *
Все вышеизложенное позволяет констатировать, что принятые на федеральном уровне нормативные правовые акты по осуществлению международных и внешнеэкономических связей, бесспорно, позволили расширить международное региональное сотрудничество.
Вместе с тем, следует отметить, что остается актуальной задача по приведению в соответствие нормативных правовых актов по обеспечению внешнеэкономической деятельности регионов, улучшению координации действий регионов в этой сфере в целях наиболее полного задействования огромного потенциала международного межрегионального сотрудничества, которым располагают регионы.
Замечания и предложения, высказанные на заседании рабочей группы, мы постарались максимально учесть и отразить в рекомендациях.