Интервью директора Латиноамериканского департамента А.В.Щетинина международному информационному агентству "Россия сегодня", 8 февраля 2019 года
Вопрос: Как можно охарактеризовать работу российской дипломатии на латиноамериканском направлении в 2018 году? Какие можно выделить успехи или, наоборот, неудачи?
Ответ: 2018 год был непростым. В мире продолжалась серьезная оппозиция политик, с одной стороны, направленных на подрыв многосторонности в мировых делах, демонтаж ряда глобальных институтов управления, использование как средства конкурентной борьбы политических рычагов, санкций и рестрикций (в том числе используя статус доллара как универсальной расчетной единицы), подмену международного права неким "миропорядком, основанным на правилах" и обуславливание участия в программах развития готовностью той или иной страны следовать указке США.
С другой, линией на укрепление мультилатерализма, приверженности международному праву, центральной, координирующей роли ООН в мировых делах, принципам уважения национального суверенитета и невмешательства во внутренние дела, неприятие протекционизма и изоляционизма, диктата и противоправных дискриминационных действий как средство политического давления и нечестной конкурентной борьбы.
Как мы видим, латиноамериканские страны, исповедуя зачастую объективное желание сохранить равноудаленность от позиций ведущих мировых центров влияния в отношении этих двух тенденций, далеко не всегда могли оставаться в стороне от такой дискуссии. При этом при всех политических сложностях "на круг" их политическая философия была более близка к той, которую продвигает в мировых делах Российская Федерация.
Опираясь на эту основу, мы продолжили расширять наши связи. Динамичным был политический диалог, включая высший уровень. Президент Владимир Путин встречался с главами Аргентины, Бразилии, Венесуэлы и Кубы. Традиционно насыщенна была программа встреч с латиноамериканцами у (главы МИД РФ) Сергея Лаврова. Активен диалог на уровне глав парламентов, высших органов судебной власти, центральных избирательных комиссий, ведомств исполнительной власти.
Сформирована внушительная договорно-правовая база сотрудничества, которая продолжает расширяться. Наш важный актив – крепнущая зона взаимных безвизовых поездок граждан. Сейчас она охватывает практически всю (11 стран) Южную Америку, большую (5 стран) часть Центральной Америки, 7 стран Карибского бассейна. В прошлом году подписали соглашения с Коста-Рикой, Суринамом (что делает безвизовой всю Южную Америку), Содружеством Доминики, Сент-Винсентом и Гренадинами, Ямайкой и Доминиканской Республикой. Всего таких безвизовых для России стран в регионе – 25 (из 33-х).
Одна из важнейших задач по-прежнему состоит в конвертации достигнутого уровня политдиалога в практические торгово-экономические и инвестиционные проекты.
Мы заинтересованы в выстраивании полноценных проектных, производственных, технологических альянсов, максимальном использовании возможностей взаимодополняемого характера наших экономик, кооперации по таким направлениям, так нефтегазовая, гидро- и атомная энергетика, авиа- и вертолетостроение, инфраструктура, биофармацевтика, информационные технологии. В этом сотрудничестве есть знаковые проекты. Это – наше участие в модернизации объектов энергетики, металлургии и транспорта на Кубе, поставка самолетов Sukhoi Superjet 100 в Мексику, создание СП по производству вакцин в Никарагуа, соглашение о Центре ядерных исследований и технологий в Боливии, формирование наземной инфраструктуры системы космического слежения ГЛОНАСС в Бразилии, инвестиции в нефтегазовый сектор Венесуэлы, содействие развитию электроэнергетики в Эквадоре и Аргентине, поставки вертолетной техники в Колумбию и Перу и другое.
Мы оказываем и будем оказывать необходимое содействие развитию бизнес-диалога. Россия сотрудничает с латиноамериканцами в реализации программ содействия развитию. В сфере укрепления гражданской безопасности взаимодействуем по проблематике новых вызовов и угроз как в их классическом измерении (борьба с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, транснациональной оргпреступностью), так и по новым направлениям – обеспечению международной информационной безопасности, противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Визитной карточкой стало проведение в Никарагуа и Перу региональных курсов по подготовке и повышению квалификации наркополицейских. На Кубе открыты региональные курсы МЧС России с акцентом на подготовку спасателей-пожарных.
Важным сегментом нашей работы остается культурно-гуманитарное сотрудничество, активизация спортивных и академических обменов. Предоставляем стипендии для обучения в российских вузах за счет средств федерального бюджета. Проводим курсы повышения квалификации дипломатических сотрудников из стран региона на базе Дипакадемии МИД России. Позитивный пример – вещание в регионе RT на испанском и английском языках, включение канала в сети кабельного телевидения.
Нам очень важен благоприятный психологический фон, созданный приездом десятков тысяч латиноамериканцев на чемпионате мира ФИФА. Мексиканские, перуанские и другие латиноамериканские болельщики покорили российские города.
Вопрос: Наступивший год поставил в центр всеобщего внимания латиноамериканскую проблематику, в частности кризис в Венесуэле. Насколько произошедшее было предсказуемо, все ли сделала российская дипломатия, чтобы как-то повлиять на благоприятное развитие ситуации в этой стране – стратегическом партнере России в Латинской Америке?
Ответ: Полагаю, что время разбора и анализа происходящего в Венесуэле еще впереди. Сейчас, говоря от нашего, мидовского, "угла", могу констатировать следующее.
Несмотря на крайне сложную социально-экономическую ситуацию, внутриполитическое противостояние и деструктивное влияние извне, правительство этой страны показало за последние годы свою жизнеспособность, популярность в народе, готовность к защите той модели развития, начало которой было положено преобразованиями, инициированными команданте Уго Чавесом. Каракас продолжал выступать нашим стратегическим партнером на международных площадках, способствовал продвижению взаимовыгодного сотрудничества в различных торгово-экономических областях, в первую очередь топливно-энергетической, в гуманитарных связях. Со своей стороны, мы практическими шагами содействовали решению социально-экономических задач, которые стояли перед венесуэльскими властями, поставляли зерно, медикаменты. Наши эксперты консультировали коллег по повышению эффективности национальной экономической модели.
Безусловно, никто не ждал, что мы будем работать за венесуэльцев. Но они всегда могли опереться на наше товарищеское плечо. Думаю, что эта опора была надежной. Именно поэтому для свержения правительства Николаса Мадуро потребовалось прямое, неприкрытое внешнее вмешательство, при котором сценарий госпереворота в открытую был разработан и срежиссирован из Вашингтона.
Мы, в России, являемся убежденными приверженцами демократии и прав человека. На этой основе построено наше государство, наша политическая система. Но для нас демократия – не единообразие рецептурных предписаний. Она должна помогать развиваться обществу, охранять государство, его суверенитет и самобытность нации.
Демократия и суверенитет неразделимы. Иначе речь пойдет о навязывании "демократии" по чужим лекалам. Примеров этому в последние годы, к сожалению, было немало. При этом позитивных примеров – ноль.
Что предлагает Россия в контексте происходящего в Венесуэле? Уважение суверенитета. Недопущение деструктивного, включая силовое, вмешательства извне. Диалог. Если для этого потребуется международное содействие – мы "за". Поэтому приветствуем инициативу Мексики, Уругвая, стран КАРИКОМ (торгово-экономический союз стран Центральной и северо-восточной Южной Америки – ред.). Но, по нашему убеждению, это не может и не должен быть "диалог" о некой капитуляции. Это должен быть диалог о примирении и выходе из кризиса во имя высших интересов суверенной страны и самих венесуэльцев.
Вопрос: События последних лет показывают, что правительства левой ориентации теряют не только свое влияние, но, можно сказать, терпят поражение (Аргентина, Бразилия, Эквадор). С другой стороны, новый президент Мексики – представитель левой идеологии. Можно ли считать, что утрата привлекательности левых идей в Латинской Америке стала тенденцией или этому феномену есть другое объяснение?
Ответ: Думаю, что на этот счет могут подискутировать политологи и историки. Некоторые эксперты утверждают, что в регионе речь идет о кризисе управления. Модель экспортноориентированной экономики с высокими социальными обязательствами дала сбои в условиях волатильности глобальных финансовых рынков и падения цен на сырьевые товары. Много читаем о коррупционных скандалах.
Мы далеки от упрощения. Однако не можем не видеть, что упомянутые "объективные факты" раскручиваются при существенной помощи извне. Очевиден фактор иностранной дестабилизирующей силы или того, что в международной политологии именуется переформатированием извне политического пространства. Наиболее очевиден активизировавшийся курс администрации США на противодействие остающимся левоцентристским правительствам, в том числе путем затягивания вокруг них санкционной удавки.
Для нас Латинская Америка и Карибский бассейн – самоценное направление внешней политики России. Мы не смотрим на регион через призму геополитических интересов. Наше сотрудничество строится на деидеологизированной основе, не направлено против кого-то. Под самоценностью мы понимаем и то, что не ставим партнеров перед дилеммой, с кем они. Интенсивность взаимодействия с той или иной страной определяется лишь степенью совпадения политических и экономических интересов. Мы заинтересованы в том, чтобы этот регион был сильным, политически единым и экономически устойчивым.
Вопрос: Особое место в латиноамериканской повестке занимают Куба, Никарагуа, Боливия, Венесуэла – страны, с которыми у России традиционно особо тесные отношения. Что можно сказать о планах сотрудничества с этими странами в наступившем году?
Ответ: Мы настроены на укрепление многовекторного сотрудничества со всеми нашими друзьями в регионе. Особо важно, что мы развиваем его на взаимовыгодной основе.
Перспективы взаимодействия с Гаваной были определены в ходе состоявшегося в ноябре 2018 года визита в Москву нового кубинского лидера Мигеля Диас-Канеля. Подтвердив преемственность традиций стратегического партнерства, наши страны разработали новые ориентиры углубленного экономического и инвестиционного взаимодействия в энергетике, транспортной сфере и развитии инфраструктуры, сельском хозяйстве, биотехнологиях и иных передовых технологических областях. Существенный импульс придан образовательным, культурным и гуманитарным контактам, сотрудничеству в туризме.
В текущем году ожидаем продвижение в реализации важных технологических проектов: с Никарагуа – ввода в строй СП "Мечников" по производству вакцин и сывороток, в Боливии – строительства Центра ядерных исследований. Последовательно продвигаем в эти страны продукцию российского машиностроения.
Безусловно, для реализации этих и иных проектов, имеющих выраженную социально-экономическую направленность, этим государствам, как и Венесуэле, необходим стабильный внутренний мир, без деструктивного вмешательства извне. В отстаивании своего суверенитета и права на самостоятельное развитие мы – вместе с народами и правительствами данных стран.
Вопрос: Еще одной тенденцией последних лет стало ослабление позиций региональных организаций и объединений (АЛБА, МЕРКОСУР, УНАСУР, СЕЛАК), с которыми были планы сотрудничества не только России, но и на уровне Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Есть ли надежда, что это сотрудничество удастся наладить и развивать, в чем? Заинтересованы все страны-члены ЕврАзЭС?
Ответ: Интеграционные процессы в регионе, действительно, переживают не лучшие времена. Латинская Америка оказалась политически расколотой, катализатором для чего стало отношение различных стран к событиям в Венесуэле и Никарагуа. К сожалению, тезис о региональном латиноамериканском единстве, единстве в разнообразии уступил место жестким идеологическим предпочтениям.
Мы подходим к данной тенденции прагматически, готовы развивать контакты с интеграционными объединениями в регионе по направлениям, дающим "дополнительную стоимость" сотрудничеству с латиноамериканцами на двусторонней основе. Мы подтверждаем готовность принять в России министров иностранных дел "квартета" Сообщества латиноамериканских и карибских государств (СЕЛАК) в рамках имеющихся договоренностей о механизме политического диалога. Приветствуем принятое в декабре 2018 года решение руководителей стран Центральной Америки о предоставлении Российской Федерации статуса наблюдателя при субрегиональном объединении – Центральноамериканской интеграционной системе (ЦАИС). В экономическом плане реальную активность в настоящее время поддерживают МЕРКОСУР и Тихоокеанский альянс. Важно, что контексте обострившейся конкуренции существующих основных мировых экономических трендов: глобализма, регионализма и протекционизма и изоляционизма, - латиноамериканские рыночники не закрываются от сотрудничества, активно идут на налаживание связей с ЕАЭС/ЕЭК. В декабре 2018 года в Монтевидео был подписан меморандум о торгово-экономическом сотрудничестве ЕЭК-МЕРКОСУР. Намерены углублять диалог ЕАЭС/ЕЭК со странами ТА (Чили, Перу) – равно как и с Эквадором и Кубой – в целях выработки зоны совместных интересов.
Вопрос: Намечен ли на ближайшее время обмен визитами между Россией и странами Латинской Америки на уровне глав государств и глав МИД?
Ответ: Соответствующая программа обменов находится в проработке. По ее согласовании необходимая информация будет предоставлена по линии пресс-служб. Не будем забывать, что в текущем году ротационным председателем БРИКС является Бразилия, а АТЭС – Чили.
Вопрос: Если предположить, что действующий президент Венесуэлы Мадуро все-таки будет смещен, какова будет реакция России? Будет ли Москва выстраивать отношения с новым главой государства? Есть ли сейчас в Венесуэле политики, помимо Мадуро, с которыми Москва готова общаться?
Ответ: Давайте не будем заниматься гаданием и предлагать гипотетические ситуации. В Венесуэле есть законный президент – Николас Мадуро, и только народу этой страны надлежит решать вопрос о своих руководителях в соответствии с национальными конституционными процедурами.
Что касается венесуэльских политиков, то мы открыты к общению со всеми теми, кто настроен конструктивно, ставит во главу угла интересы венесуэльского народа и социально-экономического развития страны, выступает за налаживание в этих целях инклюзивного политического диалога. И, разумеется, при том понимании, что это политики самостоятельные, а не действующие исключительно по указке и с благословения извне.
Вопрос: Что будет с российскими инвестициями сейчас? Стоит ли опасаться?
Ответ: Наше экономическое и инвестиционное сотрудничество основано на проработанной договорно-правовой и контрактной основе, оно отвечает взаимным интересам, в том числе интересам экономики и народа Венесуэлы. Эту правовую базу должно уважать любое ответственное правительство, движимое реальными экономическими, а не идеологическими приоритетами.
Вопрос: Как сейчас будет развиваться сотрудничество Москвы и Каракаса? Останутся ли в силе прежние договоренности, в частности планы ввести в эксплуатацию в Венесуэле вертолетный сервисный центр и центр для подготовки пилотов и достроить завод по производству автоматов Калашникова?
Ответ: Все решения по реализации этих и иных проектов принимаются нами в взаимодействии с венесуэльскими партнерами. Каких-либо иных планов у нас нет.
Вопрос: Ранее помощник президента России Юрий Ушаков сообщил, что заседание межправкомиссии России и Венесуэлы запланировано на первый квартал 2019 года. Состоится ли оно в соответствии с этим графиком?
Ответ: Исходим из того, что конкретные сроки будут согласованы дополнительно сопредседателями Комиссии высокого уровня по сотрудничеству (КВУ).
Вопрос: В конце января Россия и Куба подписали дорожную карту сотрудничества в области энергетики в 2019 году. Речь шла о строительстве и модернизации энергоблоков на острове, а также о строительстве объектов солнечной электрогенерации. Планируются ли уже какие-либо конкретные проекты?
Ответ: Вообще-то, этот вопрос целесообразнее задать коллегам из Минэнерго России. Насколько я знаком с документом, он проработан конкретно, с указанием объектов, сроков реализации и хозяйствующих субъектов. Что же касается строительства и модернизации энергоблоков, то такой масштабный проект уже осуществляется. Речь идет о его расширении на другие объекты энергетической инфраструктуры.
Вопрос: В ноябре президент России Владимир Путин заявил, что Россия готовится разместить на Кубе наземную станцию системы ГЛОНАСС. Когда это планируется сделать?
Ответ: А этот вопрос – коллегам из Роскосмоса. Насколько я понимаю, контракт подписан.
Вопрос: Директор СВР России Сергей Нарышкин в ходе своего визита на Кубу в январе обсудил с кубинскими коллегами вопросы региональной безопасности и, в частности, вопросы активизации сотрудничества в сфере защиты национальных интересов двух стран. О каком совместном сотрудничестве идет речь?
Ответ: Я хотел бы рекомендовать обратиться с просьбой прокомментировать договоренности директора СВР России в пресс-службу этого ведомства.
Вопрос: В ноябре прошлого года шла речь о том, что Россия планирует выдать Кубе кредит в 38 миллионов евро. В итоге решение было принято?
Ответ: Вы меня терзаете вопросами, относящимися к компетенции других ведомств. В данном случае – Минфина России.
Вопрос: Замглавы МИД России Сергей Рябков заявил, что Москва не считает, что приход к власти в Бразилии Жаира Болсонару может повлиять на сотрудничество в формате БРИКС. На ваш взгляд, смена власти действительно не скажется на работе альянса?
Ответ: Мы внимательно следим за началом внешнеполитической деятельности нового правительства Бразилии. Делаем свои выводы. В частности, приняли к сведению заявления президента Жаира Болсонару о том внимании, которое он намерен уделять взаимодействию в формате БРИКС, особенно с учетом ротационного председательства Бразилии в этом объединении в 2019 году. Исходим из этого, выстраивая наши планы практического сотрудничества в "пятерке".
Вопрос: Поступал ли от Каракаса запрос на направление в Венесуэлу российской военной помощи в связи с последними событиями? Будем ли мы рассматривать такую просьбу, если она поступит?
Ответ: Просьбы наших стратегических партнеров мы рассматриваем и анализируем самым тщательным образом. Просьба по данному вопросу – нет, не поступала.