О российской Концепции обеспечения коллективной безопасности в зоне Персидского залива

О российской Концепции обеспечения коллективной безопасности в зоне Персидского залива

В стратегически важном для всего мира регионе Персидского залива наблюдаются крайне тревожные тенденции. Речь идет о резком обострении противоречий между отдельными странами, отсутствии у них готовности к учету интересов и озабоченностей друг друга и, как следствие, существенному наращиванию конфликтного потенциала. Приходится констатировать наличие реальной угрозы дальнейшей эскалации обстановки вплоть до широкомасштабной вооруженной конфронтации.

Исходим из недопустимости подобного развития событий. Считаем в этой связи востребованной коллективную работу по поиску консенсусных компромиссных решений, нацеленных на снижение напряженности и урегулирование всех острых кризисов политико-дипломатическими методами на основе международного права.

Россия поддерживает традиционно дружественные отношения со всеми без исключения странами региона Персидского залива, выстраивает взаимодействие с ними на равноправной и взаимоуважительной основе. Убеждены в том, что залогом достойного и безопасного будущего для всех государств и народов региона,  который  сегодня как никогда нуждается в позитивной повестке дня, могло бы стать формирование инклюзивной архитектуры мира и безопасности. 

Еще в конце 1990-х гг. в совершенно иных геополитических реалиях Россия начала разработку Концепции обеспечения коллективной безопасности в зоне Персидского залива. Изложенные в документе идеи несколько раз обновлялись, приобретя в нынешних обстоятельствах новое, актуальное звучание. Концепция предполагает поэтапное продвижение на основе равноправного взаимодействия всех региональных и других заинтересованных сторон к разблокированию конфликтных ситуаций, разработке мер доверия и контроля и, в конечном счете, формированию в этом субрегионе целостного механизма коллективной безопасности и сотрудничества с созданием соответствующих организационных структур. Имеется в виду, что такая система станет прологом к построению общей посткризисной архитектуры региона Ближнего Востока.

Исходим из того, что российские предложения не носят окончательный характер и являются своего рода приглашением к конструктивному диалогу о путях достижения долгосрочной стабилизации в зоне Персидского залива. Готовы к тесным контактам со всеми заинтересованными сторонами как по официальным каналам, так и по линии общественно-политических и экспертных кругов.

Публикатор

24.08.2112:00

Российская Концепция коллективной безопасности в зоне Персидского залива

  • en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

Обеспечение безопасности и формирование атмосферы доверия в зоне Персидского залива является одним из приоритетов внешней политики России и актуальной глобальной повестки дня. С учетом сосредоточенных в этом субрегионе огромных запасов углеводородных ресурсов, его стратегического положения и связующих водных артерий происходящие там процессы оказывают влияние на состояние международных отношений, а также на мировую экономическую, энергетическую и транспортную стабильность. Отсюда – востребованность соответствующих коллективных усилий на международном и региональном уровнях, способствующих продвижению в Персидском заливе подлинного мира, добрососедства и устойчивого развития.

Достижению этой цели отвечает создание субрегиональной системы коллективной безопасности. Речь идет о принятии долгосрочной программы совместных действий по укреплению стабильности и безопасности, включая меры доверия, создании механизмов разрешения споров и урегулирования конфликтов, определении основных ориентиров и параметров будущей архитектуры межгосударственного взаимодействия.

Развивая предложения, разработанные в конце 1990-х годов и дополненные в 2004, 2007 и 2019 годах, обновленная российская Концепция обеспечения безопасности в зоне Персидского залива основывается на следующих принципах.

  1. Приверженность всех государств международному праву, основополагающим положениям Устава ООН и резолюциям Совета Безопасности ООН. Наша общая цель – процветающий Ближний Восток, поддерживающий межконфессиональный и межнациональный мир и сосуществование. Создание системы безопасности в зоне Персидского залива рассматривается как неотъемлемая часть общих усилий по обеспечению стабильности на Ближнем Востоке в целом. Ключевыми являются положения об уважении независимости, суверенитета и территориальной целостности государств, многообразия их социально-политических укладов, решения внутриполитических проблем без незаконного внешнего вмешательства, в правовом поле, через всеобъемлющий национальный диалог в качестве важной предпосылки поддержания внутригосударственной стабильности и межконфессионального согласия.
  2. Многосторонность как способ обеспечения участия всех заинтересованных игроков в совместной оценке ситуации, принятии и выполнении решений. Исключение какой-либо стороны из данного процесса по тем или иным причинам контрпродуктивно.
  3. Универсальный характер системы безопасности в Персидском заливе. В основе соответствующей многосторонней архитектуры лежит принцип единой и неделимой безопасности, уважение интересов как региональных, так и внерегиональных игроков, включая военную, экономическую, энергетическую, транспортную и экологическую составляющие.
  4. Поэтапность продвижения к созданию инклюзивной системы безопасности в Персидском заливе, начиная с решения наиболее острых и актуальных проблем, стоящих перед данным субрегионом. Это относится к обеспечению свободы судоходства в Ормузском проливе, приверженности ядерному нераспространению, а также к совместной борьбе с острыми вызовами современности, прежде всего с международным терроризмом.
  5. Принцип поэтапности в том числе относится к принятию странами Персидского залива мер по укреплению доверия и предоставлению взаимных гарантий безопасности в субрегионе.

Начало практической работы по формированию системы безопасности в зоне Персидского залива может быть положено проведением консультаций на двусторонней и многосторонней основе между заинтересованными сторонами с участием региональных и внерегиональных государств, стран-постоянных членов Совета Безопасности ООН, ССАГПЗ, ЛАГ, ОИС. В ходе этих контактов предусматривается создание инициативной группы по разработке мер в сфере региональной безопасности. Группа призвана согласовать географические параметры будущей системы безопасности, круг участников обсуждения, повестку дня и другие вопросы.

В качестве возможных шагов по реализации принципов данной Концепции Россия предлагает  расположенным в этом субрегионе государствам и внерегиональным сторонам:

  • подтвердить приверженность добросовестному выполнению взятых на себя международно-правовых обязательств, прежде всего – отказу от применения силы и угрозы силой для решения спорных проблем, включая территориальные и пограничные споры, предотвращению вооруженных инцидентов и чрезвычайных ситуаций с применением военной силы на сопредельных территориях, на море и в воздушном пространстве, уважению суверенитета и территориальной целостности государств субрегиона;
  • разработать и внедрить комплекс коллективных мер укрепления доверия в военной области с целью обеспечения прозрачности и долгосрочной предсказуемости деятельности в данной сфере (диалог по военным доктринам, субрегиональные встречи министров обороны, установление «горячих линий», обмен предварительными уведомлениями о проведении военных учений и полетах военной авиации, обмен наблюдателями, обмен информацией о поставках вооружений и о состоянии своих вооруженных сил);
  • заключить соглашения по контролю над вооружениями, включающие, например, создание демилитаризованных зон, предотвращение дестабилизирующих накоплений обычных вооружений, сбалансированное сокращение вооруженных сил всеми сторонами;
  • в контексте задач укрепления на Ближнем Востоке режима ядерного нераспространения, опирающегося на ДНЯО, предпринимать шаги, направленные на превращение всего пространства Ближнего Востока и Северной Африки в зону, свободную от оружия массового уничтожения и средств его доставки;
  • укреплять многостороннее сотрудничество в экономической, гуманитарной, экологической и иных сферах;
  • стремиться к стимулированию комплексного развития региональной энергетической, транспортной инфраструктуры и систем связи;
  • налаживать коллективное сотрудничество в интересах охраны окружающей среды, предотвращения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф;
  • работать над созданием единой гуманитарной среды с учреждением региональных центров содействия решению общих задач в сферах туризма, медицины (борьба с последствиями пандемии Covid-19 и предотвращение новых угроз в сфере здравоохранения), культуры и образования (включая центры подготовки кадров для ведущих и перспективных отраслей промышленности стран субрегиона);
  • заключать соглашения о борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом оружия и миграцией, наркотрафиком, оргпреступностью.

Россия готова к взаимодействию и обсуждению со всеми заинтересованными сторонами этих и других конструктивных предложений в целях обеспечения надежной безопасности в зоне Персидского залива. Наша стратегическая цель – стабильный и свободный от конфликтов Ближний Восток, открытый для широкого международного сотрудничества.

Навигация