Россия стала 39-м членом Совета Европы (СЕ) 28 февраля 1996 г.

В Концепции внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом России В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.) ставится задача продолжать работу «в рамках Совета Европы как самостоятельной универсальной европейской организации, обеспечивающей за счет своих уникальных конвенционных механизмов единство правового и гуманитарного пространств континента».

Сотрудничество между странами-членами СЕ осуществляется в пяти измерениях: межправительственном – Комитет министров Совета Европы (КМСЕ); межпарламентском – Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ, руководитель российской делегации – заместитель Председателя Государственной Думы П.О.Толстой); межрегиональном – Конгресс местных и региональных властей (КМРВСЕ, глава российской делегации – губернатор Ленинградской области А.Ю.Дрозденко); судебном – Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ, судья от России – Д.И.Дедов); по линии неправительственных организаций – Конференция международных НПО при Совете Европы (КМНПО).

Многовекторная структура Организации позволяет обеспечить участие в профильном взаимодействии более двадцати федеральных органов власти. В их числе – Конституционный Суд, Верховный Суд, Генпрокуратура, МВД, Минюст, ФСИН, Минтруд, Минздрав, Минкультуры, Минпросвещения, Минобрнауки, Минцыфры, Минспорт, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Поддерживается регулярный диалог с руководством Секретариата СЕ. 1-2 апреля 2019 г. Генсекретарь СЕ Т.Ягланд посетил Россию с визитом, состоялась его беседа с Министром иностранных дел С.В.Лавровым. 16-17 мая 2019 г. С.В.Лавров принял участие в сессии КМСЕ в Хельсинки, «на полях» которой встретился с Т.Ягландом.

18-21 октября с.г. Россию с первым после вступления в должность (18 сентября 2019 г.) визитом посетила Генсекретарь СЕ М.Пейчинович-Бурич. Состоялись ее переговоры с С.В.Лавровым, встречи с Председателем Совета Федерации В.И.Матвиенко, активом российской делегации в ПАСЕ во главе с заместителем Председателем Государственной Думы П.О.Толстым, Министром юстиции К.А.Чуйченко, Уполномоченным по правам человека Т.Н.Москальковой. Генсекретарь также выступила в Европейском учебном институте МГИМО (У) МИД России.

Для координации деятельности министерств и ведомств в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 13 апреля 1996 г. №188-рп «О мерах по обеспечению участия Российской Федерации в Совете Европы» создана Межведомственная комиссия Российской Федерации по делам Совета Европы (МВК). Председатель МВК – Министр иностранных дел. 23-е заседание МВК прошло в Москве в июне 2019 г. Очередное заседание планировалось на июнь 2020 г., но из-за эпидемиологической обстановки перенесено на более поздние сроки.

Развивается программное сотрудничество с Секретариатом СЕ. Приоритетные направления – повышение квалификации представителей юридических профессий, молодежная политика, права женщин, защита прав предпринимателей и др. Перечень программ «Приоритетные направления сотрудничества Российская Федерация – Совет Европы» разрабатывается Секретариатом СЕ и согласуется с заинтересованными российскими ведомствами и МИД России. Утверждается двусторонним Руководящим комитетом по программам взаимодействия (Руккомом) Россия – СЕ на уровне старших должностных лиц. Очередное заседание Руккома должно было состояться в Москве в апреле 2020 г., но из-за пандемии перенесено на более поздние сроки.

В декабре 2020 г. завершено согласование обновленного перечня «Приоритетных направлений» на 2019-2021 гг. Доработанный с учетом предложений и замечаний российских ведомств документ утвержден по письменной процедуре (обмен письмами между Постпредством России в Страсбурге и Секретариатом СЕ).

Участие в конвенциях СЕ, а также в их разработке позволяет нашей стране вносить весомый вклад в формирование общеевропейского правового пространства. Россия ратифицировала 68 из 225 договорно-правовых актов СЕ, в т.ч. Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (в 1998 г.), Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (в 1998 г.), Европейскую социальную хартию (в 2009 г.), Конвенцию о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения (в 2018 г.), Дополнительный протокол к Конвенции о предупреждении терроризма (в 2020 г.). Конвенция о предупреждении терроризма – основной антитеррористический документ СЕ, разработанный в 2005 г. при активном участии России (ратифицирована в 2006 г.). Содержит важные положения о противодействии публичному подстрекательству к терроризму, вербовке и подготовке террористов.

14 конвенций и протоколов подписаны, но не ратифицированы. Так, 10 октября 2018 г. Россия в числе первых подписала Протокол о внесении изменений в Конвенцию о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных.

Россия участвует в 10 из 15 автономных организаций системы СЕ – т.н. частичных открытых соглашениях (ЧОС) или расширенных частичных соглашениях (РЧС): Группе государств против коррупции (ГРЕКО); Группе по сотрудничеству в борьбе со злоупотреблением и незаконным оборотом наркотических средств («Группа Помпиду»); ЧОС по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае природных и техногенных катастроф; Европейской аудиовизуальной обсерватории; Европейской комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия); РЧС по спорту (РЧСС); РЧС о культурных маршрутах (РЧСКМ); Фонде поддержки совместного кинопроизводства и проката кинематографических и аудиовизуальных работ («Евримаж»); Обсерватории по преподаванию истории в Европе, Европейской фармакопее (в качестве наблюдателя).

В частности, в рамках ГРЕКО Россия проходит четвертый раунд оценки – на предмет предупреждения коррупции среди парламентариев, судей и прокуроров. В июне 2019 г. Группа признала полностью или частично выполненными Российской Федерацией все рекомендации предыдущего раунда оценки. Участие в работе «Евримаж» позволяет России укреплять позиции в сфере совместного кинопроизводства. По линии Фонда оказана финансовая поддержка 29 кинопроектам с российским участием на общую сумму более 6 млн евро, в т.ч. фильмам-призерам на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи, Международном кинофестивале в Каннах (Франция), Венецианском кинофестивале.

Отличительной особенностью работы нашей страны в Совете Европы является ее статус основного плательщика в бюджет Организации (наряду с Великобританией, Германией, Италией и Францией). Сумма общего взноса (включая ЧОСы) России в 2020 г. составила 33 140 137,3 евро. Этот статус дает ряд преимуществ, включая максимально возможное число мандатов в ПАСЕ и КМРВСЕ (по 18), перевод на русский язык заседаний органов СЕ, публикуемых им материалов и его интернет-сайта.

В 2014-2019 гг. Совет Европы переживал беспрецедентный кризис, вызванный неправомерными дискриминационными решениями ПАСЕ в отношении нашей делегации. Российские парламентарии были вынуждены приостановить работу в Ассамблее. В июне 2017 г. Москва в качестве ответной легитимной меры «заморозила» выплату взносов в бюджеты СЕ и его частичных соглашений до восстановления в полном объеме полномочий делегации Федерального Собрания в ПАСЕ.

Углубление кризиса подтолкнуло к формированию в Совете Европы и его Парламентской ассамблее здравомыслящего большинства, осознавшего бессмысленность и контрпродуктивность подобного давления на Россию. На министерской сессии КМСЕ в Хельсинки 17 мая 2019 г. принято решение в поддержку прав всех государств-членов, в т.ч. и России, участвовать на равноправной основе в уставных органах СЕ – КМСЕ и ПАСЕ. 26 июня 2019 г. на летней части 70-й сессии ПАСЕ полномочия российской делегации были восстановлены в полном объеме. Это решение Ассамблеи закреплено в ходе зимней части 71-й сессии в январе 2020 г. и снова подтверждено на зимней части 72-й сессии в январе 2021 г. Со своей стороны, Россия, как и обещала, выплатила в полном объеме взносы в бюджет СЕ и его частичных соглашений за 2017-2019 гг.

 

 

 

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПО ТЕМЕ