• en-GB1 ru-RU1

Отношения Россия-ЕС переживают непростые времена. Своими действиями накануне и в ходе украинского кризиса Европейский союз поставил под вопрос свою репутацию надежного партнера нашей страны. Серьезный удар по отношениям был нанесен односторонними санкционными решениями Европейского союза, принятыми в ущерб обоюдным экономическим интересам во имя продвижения сомнительных геополитических схем. Продолжают раскручиваться безосновательные обвинения в том, что Россия будто бы представляет собой некую «гибридную угрозу» для Евросоюза. Взят курс на создание новых санкционных механизмов с явным антироссийским подтекстом.

Вместе с тем даже в этих условиях Россия нацелена на продолжение сотрудничества с ЕС. Европейский союз остается основным торговым партнером нашей страны (около 43% внешнеторгового оборота России в 2018 г. приходилось на страны ЕС). Россия, со своей стороны, является четвертым по значимости торговым партнером ЕС.

Максимальное значение взаимной торговли России и Евросоюза пришлось на «докризисный» 2013 г. – 417,7 млрд долл. США. В 2014-2016 гг. наблюдалось существенное сокращение товарооборота (2014 г. -  до 377 млрд долл. США, 2015 г. – до 235,8 млрд долл. США, 2016 г. – до 200,5 млрд долл. США). С начала 2017 г. эта тенденция постепенно меняется. Товарооборот России и ЕС в 2018 г. составил 294,2 млрд долл. США, увеличившись на 19,3% по сравнению с 2017 г. При этом экспорт в ЕС составил 204,9 млрд долл. США (рост на 28,3%), импорт – 89,3 млрд долл. США (рост на 2,7%). 

Договорно-правовой основой отношений между Россией и ЕС остается Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), заключенное Россией с Европейскими сообществами и их государствами-членами в 1994 г.

(вступило в силу 1 декабря 1997 г.). Оно предусматривает развитие отношений в политической, торгово-экономической, финансовой, правовой, гуманитарной областях, а также определяет основные цели и механизмы сотрудничества. Соглашение было заключено сроком на 10 лет с последующей ежегодной автоматической пролонгацией при условии, если ни одна из сторон не заявит о его денонсации.

Формально продолжают действовать «дорожные карты» по формированию четырех общих пространств Россия-ЕС: экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; науки и образования, включая культурные аспекты. «Дорожные карты» были утверждены в ходе саммита Россия-ЕС 10 мая 2005 г. в Москве. Вместе с тем на практике сторона ЕС уклоняется от проведения встреч в форматах, предназначенных для реализации «дорожных карт». Такая позиция ЕС предопределяет застой в работе по созданию общеевропейского экономического и гуманитарного пространства, продвижение которой объективно отвечало бы чаяниям всех народов Европы.

По вине ЕС в значительной мере «заморожена» работа предусмотренных СПС и иными двусторонними договоренностями форматов политического и секторального диалогов Россия-ЕС, включая на высшем уровне. Последний, 32-й саммит Россия-ЕС состоялся 28 января 2014 г. в Брюсселе. В недавние годы проведено несколько неформальных встреч Президента России В.В.Путина с Председателем Еврокомиссии Ж.-К.Юнкером.

В последнее время Европейский союз предпринимает попытки активизировать политический диалог с нашей страной. Регулярный характер носят встречи Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф.Могерини. Проводятся экспертные консультации по широкому кругу тем, представляющих взаимный интерес, таких, как борьба с терроризмом и наркотрафиком. Кроме того, из-под ограничений выведено научно-техническое, приграничное сотрудничество, а также взаимодействие в рамках «Северного измерения». Вместе с тем данные меры по-прежнему носят половинчатый характер и пока не позволяют говорить о сознательном стремлении ЕС к скорейшей нормализации отношений.

Невзирая на существующие разногласия, Российская Федерация по-прежнему ориентирована на развитие тесного всестороннего партнерства с Европейским союзом на основе принципов равноправия, взаимной выгоды и уважения интересов друг друга. Открыты к совместной работе, которая позволила бы максимально полно раскрыть колоссальный потенциал нашего сотрудничества на пространстве от Атлантики до Тихого океана.

 

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПО ТЕМЕ

Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с решением ЕС о введении персональных санкций из-за инцидента в Керченском проливе

542-16-03-2019

  • en-GB1 ru-RU1

15 марта Советом ЕС приняты односторонние ограничительные меры в отношении ряда российских граждан.

Предлог для внесения наших соотечественников в нелегитимные санкционные списки ЕС поражает своим лицемерием и цинизмом. В основном речь идет о сотрудниках Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, которые мужественно выполняют свой долг по защите государственной границы нашей страны. Вместе с тем «вина» наших пограничников заключается только в том, что они своими решительными действиями пресекли организованную киевскими властями 25 ноября 2018 г. грубую провокацию в районе Керченского пролива.

Полностью не соответствуют действительности утверждения ЕС о том, что Россия «нарушила международное право» и безосновательно применила силу. Как известно, в этот день три корабля Военно-морских сил Украины с кадровыми сотрудниками СБУ на борту попытались совершить попытку прорыва из Черного в Азовское море в нарушение права мирного прохода через российские территориальные воды. Они проводили опасное маневрирование, создавая угрозу для нормального движения судов, и категорически отказывались подчиняться требованиям российских пограничников. Важно отметить, что морская граница Российской Федерации была нарушена в том месте, которое еще до воссоединения Крыма с Россией в марте 2014 г. являлось российской территорией. Задержание украинских военных кораблей и их экипажей было осуществлено нашими пограничниками в полном соответствии с нормами международного права, Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации. Украинские моряки впоследствии публично признали провокационный характер организованного с их участием инцидента.

Вызывает сожаление, что Европейский союз фактически солидаризировался с киевскими властями, перевернувшими ноябрьские события в Керченском проливе «с ног на голову». Не может не обращать на себя внимание и то, что данное решение принято незадолго до президентских выборов на Украине.

Решение Совета ЕС свидетельствует о неуважении к праву Российской Федерации на обеспечение защиты своей государственной границы. Это - безответственный путь, который лишь поощряет Киев к продолжению политики провокаций, несущей угрозу безопасности Российской Федерации и других государств Причерноморского региона, в т.ч. членов самого Европейского союза.

Российская сторона не оставит без ответа недружественную акцию ЕС.