О Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС/ЕврАзЭС)

В ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) 29 мая 2014 г. в Астане (Казахстан) президентами России, Белоруссии и Казахстана был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС).

1 января 2015 г. Договор о ЕАЭС вступил в силу.

Государства – члены: Армения (со 2 января 2015 г.), Белоруссия, Казахстан, Киргизия (с 12 августа 2015 г.) и Россия.

Республика Молдова стала первым государством, получившим статус государства-наблюдателя при ЕАЭС (14 мая 2018 г.).

ЕАЭС создан на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Казахстана и Белоруссии как международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью. В рамках Союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики.

Идея создания ЕАЭС была заложена в принятой президентами России, Белоруссии и Казахстана 18 ноября 2011 г. Декларации о евразийской экономической интеграции. В ней зафиксированы цели евразийской экономической интеграции на перспективу, в том числе была провозглашена задача создания Евразийского экономического союза к 1 января 2015 г.

На заседании Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) 6 декабря 2018 г. в Санкт-Петербурге была подписана Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, в которой зафиксировано намерение государств-членов дополнить интеграционный проект новыми инициативами и сферами сотрудничества. В настоящее время ведется разработка документа, определяющего стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. и раскрывающего конкретные механизмы и мероприятия по реализации вышеуказанной Декларации.

Основными целями Союза являются:

- создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;

- формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

- всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Органы Союза - Высший Евразийский экономический совет (далее – ВЕЭС, уровень глав государств)[1], Евразийский межправительственный совет (далее – ЕМС, уровень глав правительств), Евразийская экономическая комиссия (далее – ЕЭК, постоянно действующий регулирующий орган Союза, состоящий из Совета и Коллегии, со штаб-квартирой в Москве) и Суд ЕАЭС (в Минске). Предусматривается создание к 2025 г. наднационального органа по регулированию финансового рынка (с расположением в Казахстане), который станет базовым элементом формирования общего финансового рынка ЕАЭС.

Председательство в ВЕЭС, ЕМС и Совете ЕЭК (уровень вице-премьеров) осуществляется на ротационной основе в порядке русского алфавита одним государством-членом в течение одного календарного года без права продления (в 2015 г. – Белоруссия, в 2016 г.  – Казахстан, в 2017 г. – Киргизия, 2018 г. – Российская Федерация, 2019 г. – Армения, 2020 г. – Белоруссия).

На заседании ВЕЭС 16 октября 2015 г. определены новые численные параметры Коллегии ЕЭК. Текущий персональный состав Коллегии ЕЭК:

Саркисян Тигран Суренович - Председатель Коллегии (Армения);

Глазьев Сергей Юрьевич - член Коллегии по интеграции и макроэкономике (Россия);

Жаксылыков Тимур Мекешевич - член Коллегии по экономике и финансовой политике (Казахстан);

Субботин Александр Михайлович - член Коллегии по промышленности и агропромышленному комплексу (Белоруссия);

Никишина Вероника Олеговна - член Коллегии по торговле (Россия);

Назаренко Виктор Владимирович - член Коллегии по техническому регулированию (Белоруссия);

Акматов Нурлан Орозбаевич - член Коллегии по таможенному сотрудничеству (Киргизия);

Кайкиев Эмиль Абдыкалыевич - член Коллегии по энергетике и инфраструктуре (Киргизия);

Жумангарин Серик Макашевич - член Коллегии по конкуренции и антимонопольному регулированию (Казахстан);

Минасян Карине Агасиевна - член Коллегии  по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям (Армения).

Новый персональный состав Коллегии ЕЭК, утвержденный на заседании ВЕЭС 20 декабря 2019 г., начнет свою работу с 1 февраля 2020 г.:

Мясникович Михаил Владимирович - Председатель Коллегии (Белоруссия);

Глазьев Сергей Юрьевич - член Коллегии по интеграции и макроэкономике (Россия);

Жаксылыков Тимур Мекешевич - член Коллегии по экономике и финансовой политике (Казахстан);

Камалян Артак Каджикович - член Коллегии по промышленности и агропромышленному комплексу (Армения);

Никишина Вероника Олеговна - член Коллегии по торговле (Россия);

Назаренко Виктор Владимирович - член Коллегии по техническому регулированию (Белоруссия);

Акматов Нурлан Орозбаевич - член Коллегии по таможенному сотрудничеству (Киргизия);

Кайкиев Эмиль Абдыкалыевич - член Коллегии по энергетике и инфраструктуре (Киргизия);

Жумангарин Серик Макашевич - член Коллегии по конкуренции и антимонопольному регулированию (Казахстан);

Варданян Гегам Левонович - член Коллегии  по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям (Армения).

Согласно Договору о ЕАЭС (статья 7) Союз наделяется правом осуществлять в пределах своей компетенции международную деятельность, направленную на решение задач, стоящих перед Союзом. Порядок осуществления международного сотрудничества с государствами, международными организациями и международными интеграционными объединениями утвержден Решением ВЕЭС от 23 декабря 2014 г. № 99.

Постоянно действующим судебным органом Союза является Суд ЕАЭС, который обеспечивает единообразное толкование государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза. В состав Суда входят по два судьи от каждого государства-члена. Срок полномочий судьи – девять лет. Судьи назначаются на должности Высшим Евразийским экономическим советом по представлению государств-членов.

Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами. Для получения статуса государства-кандидата на вступление в Союз заинтересованное государство направляет соответствующее обращение на имя Председателя Высшего Евразийского экономического совета. На заседании ВЕЭС 14 мая 2018 г. в Сочи главами государств-членов Союза утверждено Положение о статусе государства-наблюдателя при ЕАЭС.

Финансирование деятельности органов Союза осуществляется за счет средств бюджета Союза, формируемого в порядке, определенном Положением о бюджете Евразийского экономического союза. В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Договора о ЕАЭС Высший Евразийский экономический совет утверждает бюджет Союза, который формируется в российских рублях за счет долевых взносов государств-членов (Армения -1,22%, Белоруссия – 4,56%, Казахстан – 7,055%, Киргизия – 1,9%, Российская Федерация – 85,265%).

Решением ВЕЭС от 10 октября 2014 г. утверждено Положение о символике Союза (флаг и эмблема), а также закреплены порядок и условия ее использования.

В ЕАЭС функционирует режим таможенного союза, в рамках которого применяются Единый таможенный тариф и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами, действует единый режим торговли, осуществляется единое таможенное регулирование, происходит свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных Договором.

Договором предусмотрены новые механизмы, направленные на развитие единой внешнеторговой политики. Реализуются совместные меры по развитию экспорта товаров государств-членов Союза на рынки третьих стран, включая страхование и кредитование экспорта, международный лизинг, продвижение понятия «товар Евразийского экономического союза» и введение единой маркировки товаров Союза, совместную выставочно-ярмарочную и экспозиционную деятельность.

Тема цифрового взаимодействия в ЕАЭС получила принципиальное развитие в решении ВЕЭС от 11 октября 2017 г. № 11. Им президенты утвердили Основные направления реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 г. – программный документ, определяющий контуры сотрудничества при формировании единого цифрового пространства Союза, создании соответствующей инфраструктуры и развитии кадрового потенциала.

В 2018 г. сформирована достаточная нормативная, институциональная и финансовая базы для запуска первых цифровых проектов. 30 апреля 2019 г. премьер-министры государств-членов ЕАЭС одобрили запуск проекта «Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий». 9 сентября 2019 г. Совет ЕЭК одобрил старт проекта «Унифицированная система поиска «Работа без границ»».

Сформированное в рамках Союза единое экономическое пространство позволяет государствам-членам проводить координацию экономической политики в отношении ключевых отраслей.

С целью эффективного функционирования ЕАЭС осуществляется согласованная макроэкономическая политика, которая предусматривает разработку и реализацию совместных действий государств-членов Союза в целях достижения сбалансированного развития экономики. В соответствии с Договором основными направлениями проведения согласованной макроэкономической политики является формирование единых принципов функционирования экономик государств-членов Союза, обеспечение их эффективного взаимодействия, а также разработка общих принципов и ориентиров для прогнозирования социально-экономического развития Сторон.

Решением ВЕЭС от 23 декабря 2014 г. № 110 утвержден перечень секторов (подсекторов) услуг, в которых функционирует единый рынок услуг в рамках ЕАЭС. При этом национальный режим заложен как база, т.е. государство обязано принять полноценный национальный режим в отношении поставщика услуг из стран-партнеров без каких-либо ограничений. В дальнейшем Стороны будут стремиться к максимальному расширению этих секторов, в том числе путем поэтапного сокращения изъятий и ограничений.

Государства-члены договорились о проведении скоординированной (согласованной) транспортной политики, направленной на обеспечение экономической интеграции, формирование единого транспортного пространства, объединяющего общие рынки транспортных услуг в сферах автомобильного, воздушного, водного и железнодорожного транспорта. Договор наделяет перевозчиков, зарегистрированных в одном из государств-членов Союза, правом осуществления международных автомобильных грузоперевозок на территории остальных государств-членов на безразрешительной основе.

Договором также заложены основы для эффективного использования совокупного энергетического потенциала и оптимизации межгосударственных поставок энергетических ресурсов: формирования общего электроэнергетического рынка Союза и обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики; поэтапного формирования общего рынка газа Союза и обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа в срок до 1 января 2025 года; формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза и обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов в срок до 1 января 2025 года.

На территориях государств-членов Союза функционирует общий рынок труда; реализуется свобода передвижения рабочей силы. Гражданам государств-членов ЕАЭС, желающим работать в России, Казахстане, Белоруссии, Армении или Киргизии, не требуется оформлять разрешительные документы, такие как патенты или разрешения на работу.

Взаимное признание дипломов, полученных в учебных заведениях государств-членов, производится в автоматическом порядке. Налог на доходы физических лиц внутри ЕАЭС уплачивается по резидентной ставке с первых дней работы по найму. Гражданам стран ЕАЭС не нужно заполнять миграционные карты при пересечении внутренних границ стран ЕАЭС по заграничным паспортам, если срок их пребывания не будет превышать 30 суток с даты въезда. Кроме того, трудящиеся и члены их семьи освобождаются от регистрации (постановки на учет) в органах внутренних дел на срок пребывания до 30 суток.

Другая важнейшая особенность Договора о ЕАЭС – возможность применения национального режима для трудящихся граждан государств-членов и членов их семей в части социального обеспечения, в том числе медицинского обслуживания. В частности, государства-члены на своей территории предоставляют трудящимся государств-членов и членам семей права на получение бесплатной скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) в том же порядке и на тех же условиях, что и гражданам государства трудоустройства.

В соответствии со Статьей 98 Договора пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами. 20 декабря 2019 г. в Санкт-Петербурге члены ВЕЭС подписали Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся в ЕАЭС, после вступления в силу которого стаж работы в любом из государств «пятерки» будет учтен при назначении пенсии.

В соответствии со Статьей 5 Договора о Союзе решением ВЕЭС могут создаваться вспомогательные органы (советы руководителей государственных органов сторон, рабочие группы, специальные комиссии) по соответствующим направлениям. В настоящее время функционируют Советы руководителей уполномоченных органов в областях: санитарно-эпидемиологического благополучия стран ЕАЭС; промышленной политики ЕАЭС; агропромышленной политики ЕАЭС; транспорта государств-членов ЕАЭС; стандартизации государств-членов ЕАЭС; аккредитации государств-членов ЕАЭС.

 


[1] В связи с конституционной реформой в Армении 15 марта 2018 г. главами государств-членов ЕАЭС подписан Протокол о внесении изменения в Договор о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. Данный документ позволяет премьер-министру Армении участвовать в  заседаниях ВЕЭС и принимать решения.