Публикатор

6.09.1219:52

Открытое письмо посла России в Македонии О.Н.Щербака главному редактору газеты «Утрински весник» С.Крамарской в связи с публикациями «Путин превратил Россию в репрессивное государство», «Панки против Путина», «Пусси Райот» как при коммунизме»

 

 

06-08-2012

 

Уважаемая г-жа Крамарская!

Мы благодарны Вашему изданию за неравнодушное отношение к тому, что происходит в нашей стране. Независимо от того, согласны ли мы с тем, как в Вашей газете освещаются события в России, или нет, статьи «Утринского весника» помогают нам взглянуть на себя со стороны, лучше увидеть достижения и недостатки российского общества. На наш взгляд, в случае судебного разбирательства по делу «феминистской панк-рок-группы «Пусси Райот» (а так они сами определяют свое амплуа) именно «Утрински весник» проявил наиболее эмоциональное отношение к этой теме и активно включился в полемику о правовом и нравственном аспектах поступка «Пусси Райот» (на русский или македонский язык название группы не переведено по этическим соображениям, дабы избежать упреков в использовании нецензурной лексики). Столь пристальное внимание Вашей газеты к шумихе вокруг «Пусси Райот» побудило меня обратиться непосредственно к Вам, поскольку ряд существенных обстоятельств случившегося совершенно незаслуженно, по нашему мнению, остался в тени.

Прежде всего, с сожалением должен констатировать, что подавляющая часть публикаций в западной и македонской прессе, заявлений политиков и общественных деятелей в связи с вынесением участницам группы «Пусси Райот» судебного приговора демонстрируют неинформированность и поверхностный подход их авторов. Между тем речь идёт о весьма серьёзной для России (и не только для России) проблеме, в которой тесно переплелись вопросы добра и зла, нравственного состояния общества, свободы творчества, прав и обязанностей граждан, уважения к религиозным ценностям, и разнообразные политические спекуляции на сей счёт.

Немного предыстории. «Пусси Райот» создана в 2011 году. Основным направлением деятельности этой группы в силу, по-видимому, отсутствия у её членов подлинного творческого таланта и профессионализма, стали эпатажные выступления в самых неожиданных местах: на крышах общественного транспорта, в отделениях полиции, на Лобном месте Красной площади. Однако все их потуги завоевать популярность и стать известными были тщетными. Вот тут-то и пригодились ставшие уже классикой методы черного пиара, гарантирующие путь к дешёвой славе. Рецепт прост: если нет художественного таланта и совести - выручит громкий скандал с использованием СМИ и Интернета. Как известно, «цель оправдывает средства» - и уже на следующий день после своей кощунственной выходки в крупнейшем в России православном храме Христа Спасителя «Пусси Райот» прогремели на весь мир. Какое им дело до 'того, что этот храм был возведен в честь защитников России, победивших в Отечественной войне 1812 года? Какое им дело до того, что своим богохульством в этом святом для любого нормального человека месте они осквернили не только память погибших воинов, но и оскорбили чувства миллионов православных людей?

Кстати, о позиции Русской, православной церкви. Ещё в самом начале процесса РПЦ призвала освободить арестованных членов панк-группы, если они выразят раскаяние и сожаление о содеянном. Но начавшаяся на Западе, а затем и в самой России кампания в их поддержку и оправдание, когда глумление над чувствами верующих было названо «смелой оппозиционной акцией», укрепила уверенность «панк-певиц» в своей безнаказанности, в том, что они выше человеческой совести и морали. Они даже заявили, что готовы вновь повторить такую выходку, отвергнув тем самым возможность урегулировать ситуацию этим самым простым и цивилизованным способом. Как ни прискорбно, именно те, кто встал на защиту «Пусси Райот» сыграли в этом главную негативную роль.

Глубоко безнравственными являются и попытки представить «Пусси Райот» в качестве жертвы политических репрессий. Во-первых, даже при самом богатом воображении, невозможно назвать вынесенный им приговор местью президента Путина (такая интерпретация особенно полюбилась некоторым журналистам). В конце концов, пока «панк-певицы» хоть как-то пытались удерживать себя в рамках принятых в добропорядочном обществе приличий никаких санкций к ним, кроме штрафов, не применялось. А ведь именно Владимир Путин был центральной фигурой для их критики, поскольку является, по их мнению, цитирую: «символом патриархальных взглядов и сексизма». И сейчас тема политически мотивированного приговора муссируется вновь и вновь, хотя в тексте самого приговора к содержанию высказываний «Пусси Райот» претензий нет. Претензии есть только к тому, где и в какой форме свои воззвания «панк-певицы» обнародовали.

Во-вторых, выбор Храма Христа Спасителя для т.н. панк-молебна они объяснили тем, что глава РПЦ патриарх Кирилл поддержал президента Владимира Путина. Но ведь Путина после своей убедительной победы на выборах поддержали главы всех без исключения религиозных конфессий в России! Невольно задаешься вопросом, что было бы с «Пусси Райот» или их подражателями, если бы они совершили подобное святотатство в синагоге, мечети или индуистском храме? Кстати, попытки оскорбить чувства именно православных верующих и, в более широком смысле, чувства христиан совершаются адвокатами «Пусси Райот» и сейчас. Об этом говорится в колонке уважаемого г-на Чулева «Панки против Путина», когда он пишет о намерении юристов потребовать от суда «доказательств существования Богородицы»! Вам такое издевательское требование ничего не напоминает? Неужели мы возвращаемся к временам гонений на христиан, как это было в эпоху Римской Империи или в период преследования православной церкви при большевиках? Неужели такая постановка вопроса возможна в наше время - время, когда понятие «права человека» приобрело конкретный правовой смысл? Ведь, если уж придерживаться истинных ценностей, о которых упоминается в другом материале «Утринского весника» - «Пусси Райот» как при коммунизме», то следует соблюдать и свободу совести, т.е. свободу иметь любые убеждения, в том числе религиозные, и уважать права верующих.

В-третьих, крайне нелепыми представляются попытки некоторых СМИ убедить читателя в правоте «Пусси Райот», когда подчёркивается, что в их защиту выступили Мадонна, Элтон Джон, группа «КИСС» и так далее. Безусловно, все они являются яркими творческими личностями и коллективами, оставившими свой след в поп-музыке. Но, если говорить откровенно, это отнюдь не означает, что они могут претендовать на роль безупречных моральных авторитетов. Как жаль, что этот мир безвременно покинула Мать Тереза!

В прессе справедливо отмечается, что выходка «Пусси Райот» разделила россиян. Такой поступок просто не мог не взволновать самые широкие слои нашего общества, Волнует он и меня, как человека, отца и гражданина. Прежде всего, меня беспокоит циничное смакование информации о пикетах в поддержку «Пусси Райот» при полном игнорировании тысяч и тысяч фактов широкого осуждения их безнравственных действий. Точно также умалчивается и о результатах различных соцопросов, которые показали, что большинство жителей России отнюдь не на стороне «Пусси Райот». А это значит, что мало кто в России готов поддержать .оправдание морального разложения, которое и символизирует акция «Пусси Райот» в храме Христа Спасителя!

В цивилизованном демократическом обществе прочно утвердился императив: «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека». Судя по поступкам «Пусси Райот», этот рубикон они уже давно переступили, спутав свободу самовыражения со вседозволенностью. Свою «минуту славы» у одних и безмерное презрение у других они получили. Бог с ними. Это их выбор и они его сделали. Дело сейчас не в них, а в нас самих.

Какой выбор сделаем мы с Вами? Выбор в пользу хамства и бескультурья, пренебрежения религиозными и общечеловеческими ценностями? Или, напротив, задумаемся наконец-то о наших детях, их нравственном здоровье и твердо скажем «нет» тому моральному беспределу, которых нам навязывают «Пусси-Райот» и их сторонники? Не скрою, лично я очень не хотел бы, чтобы однажды бесноватые девицы, ряженые в маски-трусы, устроили вакханалию у алтаря храма Климента Охридского или в мечети Мустафа-Пашина Цамиjа. Смею надеяться, г-жа Крамарска, что и Вы не желали бы этого. Будет ли это так,.зависит от позиции каждого из нас, в т.ч. и от газеты «Утрински весник».

В заключение хочу призвать журналистов заранее не хоронить «Пусси Райот» в «ужасных застенках Гулага». У них есть гарантированная законом возможность обратиться с апелляцией. Есть суды более высоких инстанций. В конечном счёте, пока остаётся, пусть и весьма призрачная, возможность попросить и получить прощение от потерпевшей стороны. И только потом приговор окончательно вступит в силу. Приговор, вынесенный по российским законам. Кому-то они кажутся слишком суровыми, кому-то слишком мягкими, но это наши правовые нормы, которые приняты законно избранным Парламентом и действуют на территории нашей страны. И, напомню, наказания, в том числе и достаточно жесткие, за подобные правонарушения есть не только у нас, но и в других странах Европы.

В любом случае, по итогам судебного разбирательства российское общество ждёт торжества права. Будет ли приговор смягчён или, наоборот, ужесточён, должен решить суд. И, я уверен, это будет торжество права, а не «Пусси Райот», ставшими для подавляющего большинства людей в России и за её пределами синонимом творческой и моральной деградации личности.

Надеемся, что Ваша газета ради объективного освещения событий опубликует и наш взгляд на произошедшее.

С уважением, Посол России в Македонии О.Щербак

PS. Как я уже сказал, в различных социологических опросах россияне выразили своё мнение в отношении поступка «Пусси Райот». Теперь такая же возможность есть и у жителей Македонии. Посольство России в Македонии на своей странице в Фейсбуке проводит опрос на тему «Как бы вы поступили с «Пусси Райот»?

Календарь

x
x

Архив

Дополнительные инструменты поиска