Публикатор

16.12.1516:18

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 16 декабря 2015 года

2475-16-12-2015

  • en-GB1 ru-RU1

О встрече Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с парламентской делегацией Франции

 

17 декабря Министр иностранных дел России С.В.Лавров примет в Москве делегацию французских парламентариев во главе с депутатом Национального собрания Французской Республики, сопредседателем Ассоциации «Франко-российский диалог» Т.Мариани.

В ходе встречи планируется обсудить пути наращивания взаимодействия России и Франции в решении актуальных международных задач, а также вопросы двустороннего сотрудничества.

 

О визите Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Нью-Йорк

 

17 декабря во второй половине дня Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров вылетит в Нью-Йорк, чтобы принять участие во встрече Международной группы поддержки Сирии и других мероприятиях на площадке Организации Объединенных Наций, посвященных сирийскому урегулированию.

Вчера Министр иностранных дел России С.В.Лавров отметил, что  «Россия поддерживает идею созыва в Нью-Йорке 18 декабря очередной встречи Международной группы поддержки Сирии на уровне министров. Рассчитываем, что по ее итогам, с согласия всех ее членов будет достигнута договоренность вынести на рассмотрение СБ ООН проект резолюции, который подтвердит все принципы, заложенные в Венских документах – Венских заявлениях от 30 октября и 14 ноября этого года».

Будем оперативно информировать вас о рабочем графике Министра в Нью-Йорке, который сейчас находится в проработке, и об итогах встреч.

 

Об итогах заседания Контактной группы по Украине

 

15 декабря состоялось заседание Контактной группы по Украине, в ходе которого обсуждался весь спектр вопросов, стоящих на повестке дня:  вопросы безопасности, политические и гуманитарные вопросы и т.д.

По мере появления развернутой дополнительной информации, мы подробно осветим этот вопрос. Пока же мы анализируем итоги заседания,  могу предварительно кратко сказать, что были достигнуты новые договоренности по разминированию, поддержано предложение о полном прекращении огня в период новогодних праздников. Можно также констатировать, что до конца года (и об этом есть соответствующая договоренность) состоится еще одно заседание Контактной группы.

К сожалению, при обсуждении политических вопросов вновь выявились сохраняющиеся серьезные разногласия сторон. В данном случае отмечаем неконструктивную позицию Киева.

 

О принятии Советом управляющих МАГАТЭ резолюции по Ирану

 

Хотела бы обратить ваше внимание (подробно мы изложили наши оценки 15 декабря) на принятие резолюции по Ирану в ходе внеочередной сессии Совета управляющих МАГАТЭ.

Оценочные материалы были размещены на официальном сайте МИД России. Речь идет о выступлениях Посла по особым поручениям МИД России Г.В.Берденникова в ходе внеочередной сессии, интервью и комментариях Постоянного представителя Российской Федерации при международных организациях в Вене В.И.Воронкова.

Дополнительно скажу, что опорой новой резолюции стал доклад Генерального директора МАГАТЭ Ю.Амано с окончательной оценкой незакрытых вопросов по ядерной программе Ирана, который подтверждает выполнение Тегераном всех своих обязательств в рамках «дорожной карты», согласованной между этим государством и МАГАТЭ 14 июля в Вене.

Повторю, с нашими оценками и докладом можно ознакомиться на сайте МИД России.

Хотела бы также обратить внимание, что несколько лет назад силовой вариант решения проблемы, связанной с Иранской ядерной программой серьезно обсуждался в мировых столицах. Россия настойчиво выступала за исключительно политико-дипломатический путь урегулирования этой проблемы. Сегодня мы все являемся свидетельствами торжества силы международного права и, безусловно, дипломатии, которая может разрешить даже самые сложные ситуации. Страшно представить, что было бы, если возобладала бы точка зрения т.н. «мировых силовиков» на военное, силовое решение этого вопроса. Последствия были бы катастрофические не только для региона, но для всего мира.

Думаю, что это прекрасный пример того и для того, чтобы к новым возникающим мировым проблемам или вопросам подходить именно с точки зрения здравого смысла, с опорой на международное право, с пониманием того, чтобы силовые методы могут, действительно, приводить и приводят к катастрофическим результатам.

 

Об усилиях по освобождению экипажа российского танкера «Механик Чеботарев»

 

МИД России его загранучреждения активнейшим образом занимаются вопросом освобождения экипажа российского танкера «Механик Чеботарев», который был задержан у берегов Ливии 16 сентября.

Мы неоднократно информировали общественность и СМИ о работе на этом направлении по мере поступления новой информации, а если не информировали, то это не значит, что мы об этом забыли. Сегодня могу представить обзор того, что делается в этой области. Подчеркну, что отсутствие ежедневных комментариев связано с тем, что решение ряда вопросов требует работы больше за закрытыми дверями, чем на публике.

С момента задержания нашего экипажа и танкера российской стороной предпринимались энергичные усилия на различных уровнях и направлениях для скорейшего освобождения экипажа судна. Мы уже вас информировали, что на сегодняшний день удалось добиться возвращения на Родину двух членов команды – судового повара Н.Г.Ключниковой и вахтенного матроса П.П.Магатина. На территории Ливии остаются десять членов экипажа, включая капитана танкера. Их регулярно посещает находящийся в Триполи представитель Консульского отдела Посольства России в Ливии. Наши граждане размещены на военной базе Дафния (в 200 км к востоку от Триполи). Условия содержания и состояние здоровья опасений не вызывают, моряки обеспечиваются питанием, при необходимости им оказывается медицинская помощь.

Судя по информации из ливийских источников, в настоящее время в рамках проводимого ливийской стороной расследования и подготовки к соответствующему судебному процессу срок задержания моряков продлен прокуратурой Триполи до конца текущего года.

Необходимо подчеркнуть, что нынешняя ситуация в Ливии остается предельно сложной. После военного вмешательства США и ряда европейских стран во внутриливийский конфликт в 2011 г. были разрушены все государственные институты страны. Одно из тяжелейших последствий   этой ситуации  - произошедший в Ливии в 2014 г. внутриполитический раскол, когда страна разделилась на два противоборствующих лагеря.

В течение последнего года под эгидой ООН ведется процесс восстановления ливийской государственности и создания в Ливии единых органов власти. В подобных условиях МИД России на различных уровнях работает со всеми без исключения сторонами, которые могли бы оказать содействие и быть полезны в деле скорейшего освобождения российских моряков. В этих целях, в частности, российские дипломаты также использовали площадку и возможности прошедшей в Риме 13 декабря международной встречи по Ливии.

Будем продолжать предпринимать все необходимые шаги для благополучного возвращения наших граждан на Родину.

Хочу повторить, что отсутствие регулярных публичных комментариев не означает приостановления работы даже на день.

 

О публикациях в турецких СМИ

 

Не могу не затронуть вновь тему трагического инцидента, который возник в связи с преступными действиями Турции в отношении российского бомбардировщика СУ-24, который был сбит, в результате чего погибли российские военнослужащие.

Мы регулярно отслеживаем материалы в турецких СМИ. Недоумение вызвала информация, в которой турецкие журналисты сравнивают эту ситуацию с не меньшей трагедией, которая произошла несколько десятков лет назад, когда над территорией Советского Союза был сбит южнокорейский «Боинг». Мало того, в этих публикациях даются ссылки на высокопоставленных официальных представителей турецкого правительства, которые проводят аналогичные параллели и сравнивают эти ситуации.

Конечно, найти можно много общего: в обоих случаях были самолеты, небо, погибли люди. Но если речь идет о СМИ и официальных лицах, то нужно понимать глубинные различия. Элементарное владение Интернетом позволит определить, что сравнивать эти две ситуации глупо.

Как передают турецкие СМИ, турецкая сторона на официальном уровне сравнивает эти две ситуации. В этой связи напомню  общепризнанный факт, что южнокорейский самолет летел без каких-либо аэронавигационных огней, на запросы не отвечал и на связь с радиодиспетчерской службой не выходил. Неплохо было бы турецкой стороне ознакомиться  и с продолжительностью нахождения южнокорейского воздушного судна над территорией СССР, а также узнать, что самолет неоднократно заходил на территорию советского Союза: возвращался и снова заходил. Поднятые навстречу самолету-нарушителю истребители ПВО пытались оказать помощь в выводе южнокорейского «Боинга» на ближайшие аэродромы. Если уж турецкая сторона и сравнивает эти две ситуации, то хотелось бы, чтобы она проанализировала действия своих самолетов 24 ноября 2015 года. Самолет, нарушивший воздушное пространство СССР, на все подаваемые сигналы и предупреждения советских истребителей не реагировал и продолжал свой полет.

Обращаюсь к турецким СМИ (если они заявляют о себе как о независимых) с предложением ознакомить турецкую аудиторию с временем нахождения южнокорейского «Боинга» в воздушном пространстве СССР.

Хотелось бы отреагировать на заявления в СМИ турецких дипломатов. Мы неоднократно подчеркивали, что существует целый ряд специальных сигналов, которые подают самолеты-истребители для того, чтобы принудить самолет, вторгшийся в воздушное пространство, к посадке или к изменению своего маршрута. Речь идет о покачивании крыльями и мигании бортовыми огнями. Все это было сделано в отношении южнокорейского «Боинга». Эти данные есть в интернете, и с ними можно ознакомиться. За несколько минут до открытия огня на поражение в направлении самолета было дано несколько предупредительных очередей (по данным открытых источников, было израсходовано 243 снаряда).

Уважаемые турецкие коллеги, если вы сравниваете эти ситуации, то сравнивайте их объективно. Расскажите турецкой аудитории, как это было тогда, и как это было сделано сейчас.

 

О текущей ситуации в Черногории

 

Внутриполитический кризис в этой стране сопровождается продолжительными протестными выступлениями граждан, свидетельствует о сохраняющемся в черногорском обществе глубоком расколе, прежде всего, по вопросу членства этой балканской республики в НАТО.

Данный тезис на днях подтвердил лично Председатель Правительства Черногории М.Джуканович в интервью российской газете «Коммерсант», заявив, что в ноябре лагерь сторонников присоединения страны к Североатлантическому альянсу якобы вырос до 220 тыс. человек. При этом он упустил из виду тот факт, что общее число избирателей в республике составляет 541 тыс. человек. Даже если верить г-ну М.Джукановичу, Евроатлантическую интеграцию Черногории поддерживает менее половины ее граждан, имеющих право голоса.

Полагаем, что именно черногорский народ должен сказать свое веское слово в ходе всенародного референдума по этому вопросу. Это было бы проявлением той самой демократии, о которой мы столько раз слышали.

 

О запрете на въезд в Латвию российскому историку, писателю и телеведущему Ф.В.Разумовскому

 

Еще одна тема, связанная с двойными стандартами. Констатируем, что латвийские власти продолжают сражаться с русской культурой. Речь идет об абсурдном, ничем не мотивированном решении Министра внутренних дел Латвии Р.Козловскиса запретить въезд в Латвию, по его мнению, «опасному» российскому историку, писателю и телеведущему программы «Кто мы?» на телеканале «Культура» Ф.В.Разумовскому. Этот эпизод – еще одно яркое подтверждение двойному подходу к основополагающим принципам, которые подтверждались европейскими странами.

Это, конечно, недружественные шаги официальной Риги, которые являются грубым нарушением ее международных обязательств в области свободы выражения и СМИ. Такие действия не идут на пользу нашим отношениям и будут в обязательном порядке учитываться в двусторонней повестке дня.

 

О конференции в Европарламенте
«Тролли 21 века: Кремль внутри западных СМИ»

 

Обратили внимание на организованную в Европарламенте конференцию с удивительным названием «Тролли 21 века: Кремль внутри западных СМИ». Казалось бы, в Европарламенте работают серьезные люди. Название конференции создает впечатление, что на экраны вышел какой-то новый голливудский блокбастер. Заявленная цель форума – противодействие российскому информационному влиянию.

На фоне развертывания антироссийских пропагандистских структур ЕС и НАТО и жалоб европейских журналистов на то, что редакторы СМИ не дают им сбалансированно освещать ситуацию, в частности, на Востоке Европы, да и многие другие международные события, весьма странными выглядят упреки в отсутствии в России независимой журналистики и призывы лишать лицензий российские СМИ в Европе, или, например, решения ряда стран о высылке российских журналистов, прекращении их деятельности, запрете на выдачу им аккредитации и т.д.

Прошедшая конференция совершенно очевидно показала, что ведущаяся на всех парах работа по демонизации России и ее СМИ используется по существу для подавления инакомыслия и дискредитации позиций, альтернативных насаждаемым на Западе. Складывается ощущение, что миф о российской пропаганде – это не забота о свободе слова, а повод для отказа от базовых принципов свободы выражения мысли и слова.

Такое впечатление, что под предлогом борьбы с некой мифической «кремлевской пропагандой» (мы привыкли, что фактов об этом нам никто не предоставляет) достигается основная цель: подавление и искоренение иной точки зрения в СМИ, которые работают на территории западных стран. Это очень опасная и тревожная тенденция.

 

Из ответов на вопросы:

 

Вопрос: Российские СМИ, в частности, газета «Коммерсант» сообщили сегодня о расширении российских санкций в отношении Турции. Действительно ли Россия планирует внести какие-либо коррективы в запретительные меры в отношении Анкары?

Ответ: Мне об этом ничего неизвестно. У меня нет никаких комментариев на этот счет. 

Вопрос: Отношения между Иракским Курдистаном и Турцией можно охарактеризовать как хорошие. Как российская сторона рассматривает эти отношения после конфликта с Турцией? По сирийскому урегулированию. Россия ведет обстрел территории ИГИЛ ракетами из акватории Черного моря. Эти ракеты пролетают над территорией Иракского Курдистана. По этой причине дважды были отменены полеты гражданской авиации. Представляют ли данные ракеты какую-либо реальную угрозу?

Ответ: Что касается отношения России к сирийскому урегулированию и ситуации в регионе в целом, то оно не менялось ни до, ни во время ни после трагического инцидента, связанного с незаконными действиями турецкой стороны. Наша позиция по всем этим вопросам последовательна, и мы об этом говорили.

У нас были разногласия с турецкой стороной по ряду региональных вопросов. В то же время мы взаимодействовали с нашими турецкими коллегами, чтобы уменьшить эти разногласия, сблизить позиции. В этом контексте трагический инцидент повлиял на то, что мы начали говорить, в том числе публично, о тех проблемах, которые у нас существуют с турецкой стороной на треке сирийского урегулирования. Если раньше мы об этом говорили турецким партнерам прямо, но за закрытыми дверями, полагая, что, действуя по-партнерски, дипломатическими методами, не публично, можем в чем-то повлиять на их позицию, сблизить наши подходы, то после инцидента со сбитым российским бомбардировщиком и последовавшим наращиванием Анкарой страшной риторики, Турция сама закрыла возможности для конструктивного диалога в русле спокойного и достойного изложения аргументов. 

Нужно четко понимать, что наша позиция была и остается последовательной. Разница заключается лишь в том, что мы, действительно, после этих событий начали говорить об этом публично по причинам, о которых я уже сказала.

Обо всем, что касается траектории и обеспечения безопасности полетов, международную общественность подробно информирует Министерство обороны России. Хотела бы напомнить, что мы по всем соответствующим вопросам, в том числе и по поднятому Вами, очень плотно взаимодействуем с Ираком - непосредственно с Багдадом, официальным руководством этого государства. Вам известно, что в Багдаде действует Информационно-координационный центр. Мы не просто отвечаем на все имеющиеся у Ирака вопросы, но координируем с руководством этой страны наше взаимодействие. Я не вижу здесь никаких дополнительно возникающих проблем. Со стороны руководства Ирака таких обращений к нам не поступало, мы о них не слышали. Где находится Иракский Курдистан? В Ираке. Вот ответ на Ваш вопрос.

Вопрос: Остается ли в силе дата 1 января 2016 года для начала переговоров между Правительством Сирии и оппозицией?

Ответ: Вы говорите о сроках и датах, обозначенных в качестве желательного ориентира, о котором условились участники встреч МГПС. Эти вопросы ежедневно обсуждаются. Безусловно, хотелось бы как можно раньше достичь договоренностей, но, как мы прекрасно понимаем, это сложнейший вопрос, решение которого, к сожалению, идет не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. Мы исходим из того, что в ближайшие дни, в частности, 18 декабря, в пятницу, все страны-участницы МГПС соберутся в Нью-Йорке и смогут обменяться мнениями и своими наработками по данному вопросу. Есть надежда, что конкретная работа и вклад каждой страны позволят сблизить позиции сторон и приблизить главную цель – достижение всеобъемлющего политического урегулирования в САР.

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

x
x
Дополнительные инструменты поиска