Выступления Министра

21.09.2120:21

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 21 сентября 2021 года

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1
Скачать файл

Смотреть это видео на Youtube

СОДЕРЖАНИЕ

  1. О контактах С.В.Лаврова «на полях» ГА ООН
  2. О предстоящих переговорах С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Вьетнама Буй Тхань Шоном
  3. О заседании Делового совета при Министре иностранных дел Российской Федерации
  4. Об участии Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в XXIX Ассамблее Совета по внешней оборонной политике
  5. О некоторых итогах выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации за рубежом
  6. О заявлениях Госдепартамента США о выборах в России
  7. О текущей ситуации в Афганистане
  8. О постановлении Европейского Суда по правам человека по делу «Картер против России»
  9. О «каталонском пункте» в резолюции Европарламента по России
  10. О реакции западных стран на российско-белорусские учения «Запад-2021»
  11. О 75-летии завершения работы Международного Нюрнбергского трибунала
  12. О назначении индивидуальных выплат ныне здравствующим блокадникам Ленинграда
  13. О ситуации в сфере свободы СМИ на Украине

Из ответов на вопросы:

  1. О новых обвинениях в адрес России по «делу Скрипалей»
  2. О выдаче американских виз российской делегации на Генассамблею ООН
  3. О трёхсторонней встрече в Кабуле
  4. О заявлении Еврокомиссии по выборам в России
  5. О саботаже Украиной Минских соглашений
  6. Об обсуждении ситуации в Афганистане на саммитах ШОС и ОДКБ
  7. О зарубежных кибератаках на выборы в России
  8. Об участии соотечественников в голосовании за рубежом
  9. Об обвинениях во вмешательстве России во внутренние дела Черногории
  10. О встрече С.В.Лаврова и Э.Блинкена «на полях» Генассамблеи

 

О контактах С.В.Лаврова «на полях» ГА ООН

 

Программа Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова «на полях» ГА ООН пока ещё формируется. Поступает много запросов на проведение как двусторонних, так и многосторонних встреч с российским Министром. На сегодняшний момент запланировано около двадцати пяти контактов с руководителями делегаций зарубежных стран, а также с Генеральным секретарем ООН А.Гутеррешем, Председателем 76-й сессии ГА ООН А.Шахидом. Запланирован ряд многосторонних мероприятий.

25 сентября планируется выступление Министра на Генассамблее ООН. В этот же день будет проведена пресс-конференция для аккредитованных на площадке ООН журналистов.

«На полях» Генассамблеи ООН в Нью-Йорке запланированы переговоры С.В.Лаврова с коллегами из Египта, Сирии, Словакии, Польши, Франции, Великобритании, Кубы. Это лишь несколько встреч, которые подтверждены или прорабатываются, но их будет намного больше. Будем вас оперативно информировать.

Назад к оглавлению

 

О предстоящих переговорах С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Вьетнама Буй Тхань Шоном

 

На прошлом брифинге мы уже анонсировали предстоящие 27 сентября переговоры Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Социалистической Республики Вьетнам Буй Тхань Шоном в рамках его первого официального визита в Россию в качестве главы внешнеполитического ведомства.

В ходе встречи предстоит обсудить актуальные вопросы двустороннего сотрудничества и ключевые аспекты взаимодействия в рамках региональных и международных организаций и форумов.

Назад к оглавлению

 

О заседании Делового совета при Министре иностранных дел Российской Федерации

 

28 сентября под председательством С.В.Лаврова состоится заседание Делового совета при Министре иностранных дел Российской Федерации, посвящённое обсуждению новых тенденций и приоритетов международного взаимодействия, формируемых в рамках международной климатической повестки.

В мероприятии примут участие представители профильных российских ведомств, а также заинтересованных отечественных компаний и деловых объединений.

Напомню, что Деловой совет при Министре был создан в мае 2006 г. Его основными задачами являются укрепление взаимодействия с российским бизнесом для защиты политических и экономических интересов страны за рубежом, использование потенциала МИД России и РЗУ в целях поддержки внешнеэкономической деятельности отечественных деловых кругов и противодействия дискриминации их законных интересов.

Назад к оглавлению

 

Об участии Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в XXIX Ассамблее Совета по внешней оборонной политике

 

2 октября по установившейся традиции Министр иностранных дел С.В.Лавров примет участие в работе ежегодной Ассамблеи Совета по внешней оборонной политике (СВОП). СВОП – старейшая российская неправительственная организация, экспертный интеллектуальный клуб, объединяющий специалистов в области международных отношений и внешней политики. Тема дискуссии этого года – «Есть идея? Куда идёт Россия в период кардинальных международных сдвигов».

Министр поделится с членами СВОП своими мыслями о текущем этапе мирового развития, внешнеполитических задачах, стоящих перед нашей страной и путях их решения. В режиме интерактивной дискуссии С.В.Лавров ответит на вопросы членов Совета. Такая форма общения позволяет не только доводить до авторитетного собрания точку зрения внешнеполитического ведомства и российские подходы к основным вопросам международной жизни, но и получать «обратную связь» в виде идей, предложений и рекомендаций, а порой и конструктивной критики. Высоко ценим сложившийся уровень и качество диалога с отечественным экспертным сообществом и придаем большое значение его вовлечению во внешнеполитический процесс.

Назад к оглавлению

 

О некоторых итогах выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации за рубежом

 

Мы уже давали комментарии на этот счёт. Практически в режиме реального времени вы могли отслеживать, мониторить (как настоящие наблюдатели), как проходят голосования в загранучреждениях. Конечно, были точки, где оно состоялось без такого интерактива. Речь идёт о выездных, досрочных выборах, которые проводились за рубежом. Сейчас можно уже и подвести итоги.

Выборы прошли на всех ранее заявленных избирательных участках. Их было 348. Явка составила 192 194 человека (для сравнения, на думских выборах 2016 г. – 205,2 тыс. чел., на президентских 2018 г. – 474,4 тыс. чел.).

Хотела бы обратить внимание на принципиальное отличие. Речь идёт о волеизъявлении граждан в условиях пандемии. В каждой стране существуют свои ограничения на этот счёт. Несмотря на это наши загранучреждения справились с поставленной задачей. Выборы состоялись. Они прошли максимально транспарентно, открыто как для наблюдателей, так и для СМИ, в принципе для широкой аудитории, учитывая, что мы публиковали материалы практически круглосуточно.

Выборы были проведены в полном соответствии с избирательным законодательством, с соблюдением должных мер безопасности, которые особо актуальны в период пандемии. В ряде стран (Нидерланды, США (ГК в Хьюстоне) имели место демонстрации и пикеты сторонников российской «несистемной оппозиции», которые не повлияли на функционирование избирательных участков.

Известная по прошлогоднему голосованию по вопросу одобрения поправок в Конституцию гражданка Ю.Ильинская вновь «отметилась» двойным голосованием на участке в г.Ашдоде (Израиль), несмотря на подписанное ею по настоянию членов УИК заявление об информировании об административной и уголовной ответственности за такое нарушение закона. Иных крупных провокационных действий зафиксировано не было. Единственное, был момент распространения фотографий из загранучреждения в Чехии. Это выдавалось за какую-то сенсацию, хотя её там не было. Были ориентировки, которые были направлены ЦИК в наши заграничные точки для предотвращения возможных провокационных действий по двойному голосованию. Всё это было в фейковой манере обёрнуто и преподнесено как некая сенсация, но мы её дезавуировали.

Каких-либо угроз безопасности для РЗУ также не было.

Выборы на зарубежных участках прошли под контролем большого числа наблюдателей всех категорий: от политических партий, кандидатов в депутаты, Общественной палаты Российской Федерации. Имеющиеся несущественные претензии от них рассмотрены, соответствующие разъяснения даны. Возникали недоразумения с наблюдателями от партии «Яблоко». Они, к сожалению, просрочили подачу заявок в российские территориальные избирательные комиссии и поэтому присутствовали на выборах в неофициальном качестве.

Также работали на участках и международные наблюдатели, в частности, от Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Замечания от них не поступали.

Все материалы, касающиеся данных по голосованию, были переданы в ЦИК. По соответствующим вопросам просьба обращаться в Центральную избирательную комиссию.

Назад к оглавлению

 

О заявлениях Госдепартамента США о выборах в России

 

Не могу обойти стороной реакцию наших зарубежных партнёров, в основном представляющих «коллективный Запад». Мы это уже комментировали в режиме реального времени, но подоспели заявления Госдепартамента США. Как говорится, «ни дня без строчки по поводу России». Госдепартамент США (это было ожидаемо) озаботился тем, как наша страна в ходе выборов в Государственную Думу соблюдала свои обязательства в рамках ОБСЕ. Стоит отметить, с какой поспешностью американские партнёры присоединились к русофобскому «хору» из Европарламента или Европарламент встраивался в линию США. Всем известно, что официальные результаты голосования пока ещё не были обнародованы, но это не мешает никому из тех, кто любит критиковать нашу страну.

Хотелось бы напомнить, в первую очередь нашим западным партнёрам, что выборы у нас прошли в полном соответствии с положениями российского законодательства и нормами международного права. Несмотря на беспрецедентное количество кибератак на Центризбирком России (об этом было сказано непосредственно ЦИК), половина из которых зафиксирована с территории США, а также откровенное вмешательство американских интернет-платформ в ход подготовки и проведения выборов, дискредитировать российскую избирательную систему нашим недругам не удалось, и не удастся.

Разумеется, Вашингтон уже по традиции, допуская антироссийские заявления, абсолютно не утруждает себя приведением хоть какой-то конкретной фактуры в подкрепление своих фантазий. Они не признают не только объективность итогов состоявшихся выборов, но и, в принципе отечественную избирательную систему как таковую. При этом практически одновременно США декларируют заинтересованность в «конструктивном» диалоге с Россией. Один совет партнёрам – либо пустословие, либо конструктивный диалог. Что-то нужно выбрать. А если так хочется поговорить о наших выборах, то Госдепартамент вполне может поделиться результатами анализа переданных Москвой данных по вмешательству, которое мы зафиксировали с территории США.

Назад к оглавлению

 

О текущей ситуации в Афганистане

 

Приветствуем объявленное 20 сентября с.г. возобновление работы международного кабульского аэропорта. Это создаёт позитивные условия для возвращения страны к нормальной мирной жизни.

Всё актуальнее становится социально-экономическое восстановление Афганистана, налаживание гуманитарной ситуации в этой стране. В этой связи отмечаем визит в Кабул главы Всемирной организации здравоохранения Т.А.Гебрейесуса и его встречу (20 сентября с.г.) с главой временного талибского правительства М.Хасаном. Будем и далее держать вас в курсе наших оценок ситуации в этом государстве.

Назад к оглавлению

 

О постановлении Европейского Суда по правам человека по делу «Картер против России»

 

Вынесение Европейским Судом по правам человека (ЕСПЧ) 21 сентября с.г. постановления по жалобе вдовы А.Литвиненко («Картер против России») вызывает немало вопросов не только по существу выводов данного международного органа, но и с точки зрения процедуры и подходов Суда.

В частности, налицо ещё одно свидетельство того, что ЕСПЧ, позиционирующий себя в качестве международного судебного органа, стремится играть политическую роль и внести свою лепту в культивирование атмосферы русофобии, ставшей столь популярной в некоторых западных государствах. Совершенно непонятна нам и позиция Суда, который, по сути, решил «проштамповать» явно политизированные и более чем сомнительные с правовой точки зрения выводы национального судебного органа одного из государств-членов Совета Европы.

Абстрагируясь от содержания самого документа и ошибочных умозаключений страсбургской «Фемиды» (правовая оценка которых будет дана Генеральной прокуратурой Российской Федерации в свете переданных ей полномочий по представлению нашей страны в ЕСПЧ), невозможно не заметить допущенное Судом произвольное отступление от собственной практики по индивидуальным жалобам, связанным с межгосударственными спорами. Ранее ЕСПЧ обязался не рассматривать такие дела до вынесения им решения по ключевым вопросам в рамках «смежного» межгосударственного иска.

Напомню, что 23 февраля 2021 г. Украина подала девятую по счету жалобу против России в связи с «направленными операциями по устранению лиц, воспринимаемых как оппонентов России, в России и других государствах». Это сформулированная жалоба Украины. Поскольку жалоба «Картер против России» напрямую подпадает под предмет данного межгосударственного иска, вызывает недоумение непоследовательность Суда, который должен был приостановить её рассмотрение (как в случае с тысячами других жалоб, связанных с межгосударственными делами). Оставляя за скобками обоснованность жалобы Киева, в т.ч. в юридическом плане, считаем недопустимым применение Европейским Судом различных подходов к идентичным ситуациям.

Назад к оглавлению

 

О «каталонском пункте» в резолюции Европарламента по России

 

16 сентября с.г. Европарламентом была одобрена резолюция, в которой вновь затронут вопрос о якобы имевших место связях каталонских сепаратистов с Россией.

Единственным основанием для включения данного сюжета в документ стала опубликованная недавно в американской газете «Нью-Йорк Таймс» фейковая статья, растиражированная испанскими СМИ. Обращаю внимание, что запросов от американской газеты до публикации, несмотря на то, что речь шла о международных связях России, позиции внешней политики нашей страны, мы не получали. Тут же дали опровержение этих материалов. Потребовали от американской газеты также написать и опубликовать опровержение.

При этом большинство европарламентариев полностью проигнорировали позицию самого испанского государства в лице Национальной судебной палаты, которая еще в 2020 г. отправила в архив из-за отсутствия состава преступления расследование о якобы вмешательстве России в подготовку незаконного референдума о самоопределении Каталонии, а также заявления Генпрокуратуры Испании, официально признавшей «бесперспективным» и «бездоказательным» расследование в отношении российского «следа» в каталонской проблеме.

Это же дикость. По материалам американской газеты Европарламент принимает резолюцию вопреки позиции официальных структур и правоохранительных органов той стороны, о которой непосредственно идёт речь в этом документе. Как это может быть? Кто несёт ответственность в этой структуре за проверку данных и изначальных материалов?

Полагаем, что в евроструктурах уже давно взято на вооружение правило: когда речь идёт о критике в адрес России, то сгодится всё, что угодно – любой вымысел, ложь, неправда. Ведь люди, заседающие в Европарламенте, представляют не только самих себя и не только лоббистские группировки, которые подсовывают им такую чушь, – они представляют свои народы, граждан своих стран. На самом деле получается, что придумыванием такой ереси они их не представляют, а подставляют.

Хотела бы напомнить, что одна из стран ЕС (Бельгия) предоставила убежище беглым лидерам каталонского сепаратизма, отказывая Мадриду в их экстрадиции. Не слышала, чтобы на повестке Европарламента в эти дни рассматривался документ с осуждением Брюсселя. Не то чтобы мы настаиваем, но какая-то логика должна быть при «штамповке» всего этого. Пусть она будет ложная, но логика. Здесь её в принципе нет.

Мы неоднократно высказывали официальную позицию России. Ситуация в Каталонии является исключительно внутренним делом Испании. Мадриду наша позиция прекрасно известна. В своих отношениях исходим из безусловного уважения суверенитета и территориальной целостности этой страны.

Назад к оглавлению

 

О реакции западных стран на российско-белорусские учения «Запад-2021»

 

Обратили внимание, что в западных СМИ, а также не только в масс-медиа, но и в публичных заявлениях официальных представителей стран-членов НАТО на различных мероприятиях, в т.ч. на проходившей 17-19 сентября встрече начальников генеральных штабов, активно обсуждают тему якобы несоответствия стратегических российско-белорусских учений «Запад-2021» критериям Венского документа 2011 г. о мерах укрепления доверия и безопасности. Нас обвиняют в сокрытии данных и предоставлении неверной информации об их масштабах, превышении численного порога уведомления, закрепленного в Венском документе. Это как назвать? Вынуждены констатировать, что наши партнеры откровенно вводят всех в заблуждение.

Неоднократно подтверждали, что российская сторона в полном объеме исполняет свои обязательства по Венскому документу и обеспечивает необходимый уровень транспарентности военной деятельности как на своей территории, так и в ходе мероприятий с нашими союзниками. При этом можно говорить, что Российская Федерация давно стала самой проверяемой страной по смыслу Венского документа 2011 г.

Напомним, что по учениям «Запад-2021» заранее пробрифинговали наших партнеров. Это было сделано по линии Министерств обороны России и Белоруссии в Москве и Минске соответственно, на Форуме по сотрудничеству в области безопасности в Вене. Подробно освещали параметры и ход проведения маневров в СМИ. Пригласили аккредитованных в Москве военных дипломатов в качестве наблюдателей. Что ещё нужно было сделать, чтобы западные партнёры успокоились?

Следует подчеркнуть, что максимальное количество привлекаемого на российско-белорусские учения личного состава воинских частей под единым оперативным командованием, подпадающего под действие Венского документа, на территории России не превышало 6400 чел., что значительно ниже предусмотренного порога уведомляемой военной деятельности. Тем, кто пытается поставить эту цифру под сомнение, рекомендуем еще раз внимательно прочитать Венский документ 2011 г. на предмет того, какие силы им охватываются, а какие нет.

К сожалению, не всегда видим такую же открытость со стороны альянса. В НАТО давно взяли курс на дробление своих учений на отдельные этапы, чтобы избежать порога уведомления, хотя эти тренировки имеют единый оперативный контекст, проводятся с привлечением одних и тех же сил и средств, под эгидой национальных государств, НАТО или ВС США в Европе. Так, например, было в ходе крупнейших руководимых США маневров, проводившихся в мае-июне с.г. на территории 16 государств от Прибалтики на севере до Балканского полуострова на юге. Туда наших наблюдателей натовцы не позвали.

Что же касается заявлений представителей Североатлантического блока о необходимости модернизировать Венский документ, то они далеки от реальности. Подобные упражнения не имеют смысла, поскольку этот документ был подписан и обновлен в совершенно других с военной точки зрения условиях. Сейчас же через процесс изменения Венского документа альянс, видимо, намеревается компенсировать информационные потери, ставшие результатом приостановления ДОВСЕ Россией, и обеспечить одностороннее «просвечивание» деятельности российских Вооруженных Сил. Нас такая модернизация на фоне линии на «сдерживание» нашей страны не устраивает.

Назад к оглавлению

 

О 75-летии завершения работы Международного Нюрнбергского трибунала

 

1 октября 1946 г. в Нюрнберге завершился судебный процесс, вошедший в историю как Международный военный трибунал, «Суд народов», юридически закрепивший окончательный разгром фашизма.

Процесс явился одним из наиболее важных политико-правовых итогов разгрома нацистской Германии. Трудно переоценить значение этого события для судеб человечества. Впервые в истории подготовка, планирование, развязывание и ведение агрессивной войны были квалифицированы как преступления против человечества, признана персональная ответственность высших должностных лиц государства за их совершение, дано правовое определение геноцида.

Принципиально важно, что историческая задача процесса заключалась в осуществлении правосудия в отношении главных инициаторов и виновников фашистских злодеяний; он ни в коей мере не являлся местью немецкому народу, который сам в известной мере оказался заложником политики Гитлера.

Ключевым фактором успеха Нюрнбергского процесса на всех его этапах от создания до оценки результатов стало единодушие союзников по антигитлеровской коалиции.

Нюрнбергский процесс оказал существенное влияние на международно-правовую практику и развитие современного международного права. Концептуальные решения трибунала, воспринятые Организацией Объединенных Наций в качестве принципов послевоенного международного гуманитарного и уголовного права, до сих пор не утратили своего юридического и политического значения.

Приговор Нюрнбергского трибунала в полной мере сохраняет свою актуальность и сегодня, когда всё чаще предпринимаются попытки пересмотреть историю Второй мировой войны, уравнять в ответственности агрессоров и освободителей, жертв и палачей, а также возвести в ранг героев военных преступников. Необходим решительный отпор такого рода попыткам. Недопустимо переписывать историю Второй мировой войны, пересматривать её итоги, оправдывать нацистов, их пособников и совершённые ими злодеяния. Историческое значение Нюрнбергского процесса непреходяще, а его итоги не подлежат пересмотру.

Назад к оглавлению

 

О назначении индивидуальных выплат ныне здравствующим блокадникам Ленинграда

 

Как известно, Президент Российской Федерации В.В.Путин подписал 17 сентября 2021 г. Указ «О единовременной выплате гражданам Российской Федерации, награжденным медалью «За оборону Ленинграда» или знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Это еще один важный шаг, воздающий дань уважения мужеству и героизму жителей и защитников Ленинграда, отстоявших свой город в ходе беспрецедентной по степени жестокости и бесчеловечности блокады вермахта, продлившейся почти 900 дней. Он глубоко символичен в год 80-летия вероломного нападения фашистской Германии на СССР и начала преступной блокады фашистами города на Неве, направленной на его полное уничтожение. 

Ряд последних лет мы обращались к германским партнерам, которые осуществили гуманитарные компенсационные выплаты исключительно блокадникам еврейской национальности. В 21 веке произносить это немыслимо. Невозможно отделять одну национальность от другой, когда мы говорим о таких событиях, но приходится, потому что это факты. Хочется, чтобы вы о них знали. Мы призвали германских партнёров, которые осуществляли гуманитарные компенсационные выплаты исключительно блокадникам еврейской национальности, не делать различия между людьми, которые в равной степени переживали ужасы тех событий.     

Подчеркивали, что Берлин в знак признания своей ответственности должен найти решение на основе принципов недискриминации, справедливости и морали, без попыток прикрываться псевдоюридическими отговорками. К сожалению, нам последовательно отвечали отказом. Что же, оставляем эту безнравственную позицию на совести тех, кто принимал такие решения.

Назад к оглавлению

 

О ситуации в сфере свободы СМИ на Украине

 

Ситуация в сфере свободы СМИ на Украине продолжает стремительно деградировать. Киевские власти планомерно и неприкрыто реализуют политику тотальной зачистки своего информационного пространства от любых масс-медиа, чья точка зрения не согласуется с новым украинским каноном.

На этот раз мишенями таких атак стали телеканалы «Наш 365», «Интер» и «Первый независимый». В отношении первого из них Национальным советом по вопросам телевидения и радиовещания Украины запущен процесс отзыва лицензии на вещание, грозящий его полной блокировкой, в т.ч. по спутниковым каналам и в режиме ретрансляции сигнала. «Интер» будет подвергнут внеплановым проверкам за «несоблюдение языковых квот» и демонстрацию советских фильмов с участием актеров, «представляющих угрозу национальной безопасности Украины». Та же участь ожидает «Первый независимый», оказавшийся в поле зрения Службы безопасности Украины за то, что был сформирован «на осколках» уже заблокированных телеканалов «112-Украина», «ZIK» и «Newsone». При этом практически не скрывается, что такие внеочередные инспекции по несуразным, сфабрикованным основаниям будут сопровождаться ставшей уже обыденным явлением в стране дальнейшей административной и судебной травлей этих и других неугодных медиа-операторов. Такая чудесная демократия развивается у нас в Европе.

На этом фоне серьёзную обеспокоенность вызывает то, что продолжающееся установление информационной диктатуры на Украине по-прежнему не встречает адекватной реакции со стороны государств, выдающих себя за «кураторов» свободомыслия на Украине, которые по совместительству ещё являются коспонсорами урегулирования ситуации внутриукраинского кризиса. Молчат и международные инстанции. Видимо, заняты нашей страной. А всё, что связано с фактами, почему-то игнорируется.

В частности, опубликованное 14 сентября открытое письмо журналистов закрытых украинскими властями телеканалов и интернет-изданий в адрес Генерального секретаря ООН, Верховного комиссара ООН по правам человека, специального докладчика ООН по вопросам поощрения и защиты прав на свободу мнений и их свободное выражение и пресс-секретаря Управления ООН по правам человека об уничтожении свободы слова на Украине было оставлено ими без внимания. Переданная ещё в конце августа через посольство США в Киеве корреспондентами попавших под санкции СМИ просьба в адрес Президента Дж.Байдена поставить на встрече с украинским коллегой В.А.Зеленским вопрос о недопустимости давления на прессу и зажима свободы выражения мнений, если судить по итоговым пресс-релизам, также была проигнорирована.

Призываем уполномоченные международные институты, включая Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, ЮНЕСКО и другие профильные структуры, дать принципиальную оценку положению дел в указанной сфере на Украине и добиваться от Киева соблюдения своих обязательств в области защиты свободы слова и плюрализма мнений. А от украинских властей требуем прекратить гонения на свободную независимую украинскую журналистику и отказаться от практики преследования инакомыслия.

Назад к оглавлению

 

Из ответов на вопросы:

Назад к оглавлению

Вопрос: Появилась информация о третьем «подозреваемом» по «делу Скрипалей». Как бы Вы могли это прокомментировать? Лондон уверяет, что этот человек относится к российской военной разведке.

Ответ: Видели сообщения Скотланд-Ярда о заочном предъявлении обвинения третьему россиянину, якобы подозреваемому в покушении на Скрипалей.

Давно не возвращались к этой теме. Не знаю, почему она сейчас всплыла. Возможно, так готовят в Лондоне встречу их министра с российским коллегой.

Хотела бы напомнить, что на протяжении уже более трех с половиной лет власти Великобритании используют инцидент в Солсбери для преднамеренного осложнения наших двусторонних отношений. Несмотря на многочисленные обращения российской стороны и призывы к ответственному диалогу, Лондон по-прежнему отказывается от предметного обсуждения и совместного расследования этого происшествия, в результате которого пострадали российские граждане. Пренебрегают англичане и своими международно-правовыми обязательствами, в т.ч. по двусторонней Консульской конвенции 1965 г. При этом руководство Соединенного Королевства продолжает использовать «дело Скрипалей» в качестве инструмента давления на нашу страну, подогревая антироссийские настроения в британском обществе и выстраивая русофобскую концепцию, которая потом «опускается» в СМИ Великобритании.

Решительно осуждаем все попытки Лондона возложить на Москву ответственность за случившееся в Солсбери. Настаиваем на профессиональном, объективном и непредвзятом расследовании инцидента. Подтверждаем готовность к предметному взаимодействию по линии правоохранительных органов и соответствующих экспертов.

Наша позиция не изменилась. Россия решительно настроена на установление истины. Будем продолжать требовать от властей Великобритании исчерпывающей официальной информации, а также выполнения своих международно-правовых обязательств в части предоставления консульского доступа к нашим согражданам. Лондону пора рассказать международному сообществу правду.

Назад к оглавлению

Вопрос: Что Министр иностранных дел России С.В.Лавров будет делать со своим мандатом депутата Государственной Думы?

Ответ: Обращаю Ваше внимание, что еще не подведены окончательные итоги голосования. Согласно нашему законодательству дождемся их оглашения Центральной избирательной комиссией.

Назад к оглавлению

Вопрос: Все ли члены российской делегации на Генассамблею ООН получили визы США?

Ответ: Нет, не все. Ожидаем от США как страны, принимающей ООН, выполнения обязательств по выдаче виз всем российским участникам, заявленным на сессию ГА ООН.

Назад к оглавлению

Вопрос: Появилась информация, что спецпредставители России, Китая и Пакистана сегодня в Кабуле встречались с и.о. премьер-министра Афганистана. Какие темы обсуждались?

Ответ: Во встрече принимает участие Спецпредставитель Президента России по Афганистану З.Н.Кабулов. По итогам контактов будет опубликовано сообщение на сайте МИД России. Пока они не завершены.

Назад к оглавлению

Вопрос: Еврокомиссия заявила, что выборы в России прошли в «атмосфере запугивания» и «без международного контроля». Как Вы оцениваете такие заявления?

Ответ: Сегодня я уже прокомментировала аналогичное заявление Госдепартамента США. Пройдемся еще раз по ситуации с оценкой наших выборов со стороны «коллективного Запада» и евроструктур.

Налицо противоречие. С одной стороны, вчера слышали заявление пресс-секретаря Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Борреля, что они не могут дать оценку нашим выборам, т.к. якобы не было наблюдателей, которые могли бы предоставить объективную информацию. Потом следует заявление самого Ж.Борреля, что выборы «не соответствуют» каким-то «стандартам». Хочется определенности. Не было международных наблюдателей, и они не могут оценить? Или наблюдатели были, и оценить выборы они могут? Невозможно существовать в бесконечном «качании маятника» (причем с большой амплитудой, как правило достигающей 180 градусов). Откуда они берут такие факты?

Россия по традиции приглашала всех, кто занимается международным наблюдением, принять участие в качестве наблюдателей на российских парламентских выборах. Вы видели всю «драматургию», связанную с тем, что непонятно по каким критериям, в частности, БДИПЧ ОБСЕ принял решение увязать количественное присутствие вообще с приездом в нашу страну. Настаивали, что должно быть 500 человек. Учитывая эпидемиологические требования да и практику БДИПЧ ОБСЕ, предложили 50 наблюдателям от этой структуры приехать в Россию. Если анализировать опыт БДИПЧ ОБСЕ и проведение выборов, как к западу от Вены, так и к востоку, то цифры более чем соразмерны. Это никого не устроило. Дальше началась история, что выборы то не могут оценить, то могут как «неправильные», т.к. не было наблюдателей. Вы же понимаете, к чему все подводилось на протяжении нескольких месяцев? Это то, что наши партнеры вписывают в термин «конструктивная неопределенность», когда в любой момент из-за созданных ими же обстоятельств можно менять вектор и «настраивать» свою оценку, исходя из выгодной политической конъюнктуры. Так дела не делаются.

Теперь о фактах. Настоящие международные наблюдатели, которые действительно побывали в российских регионах и вели наблюдение, говорят следующее. Например, глава Миссии наблюдателей от СНГ И.Т.Нематов сообщил, что члены Миссии посетили 623 избирательных участка и не зафиксировали никаких нарушений, увидели хорошую организационную подготовку выборов, что позволило провести голосование на самом высоком уровне.

Звучит фраза, что выборы проходили «без международного контроля». Снова факты. В нашей стране в период выборов находилось 249 международных наблюдателей из 59 стран мира и 10 международных организаций. Кто дал юридическое и моральное право оценивать присутствие этих специалистов как отсутствие международного контроля? Что за пренебрежение? Ушли колониальные времена, когда люди делились на граждан «первого» и «второго» сорта, рабов и рабовладельцев. Международное сообщество, как мы понимаем, закончило с этим. С какой стати люди, представляющие евроструктуры, «западную цивилизацию» с таким пренебрежением относятся к людям из других регионов? Это дипломированные специалисты, имеющие за плечами опыт, которые занимают высокие посты. Они на деле проявили себя как профессионалы не только в 2021 г., но и ранее, были делегированы своими государствами и международными структурами. Кто дал право Западу не столько по-снобистски, сколько по-хамски и высокомерно относиться к людям из других стран? Не много ли они себе позволяют? Пусть перечитают собственные доктрины про «уважение прав человека», осуждающие сегрегацию. Такого отношения к людям из суверенных, независимых и свободных государств мы не допустим.

Еще по поводу «атмосферы запугивания». Как её измеряли? Какой-то аппарат стоит? Как они собственную атмосферу замеряют, когда разгоняют митинги своих же граждан, избивают журналистов, проводят политические мероприятия, достаточно строго контролируя их, в том числе силовыми методами? Если говорить серьезно, то «атмосферу запугивания» действительно создавали. Только не внутри нашей страны, а за её пределами. Это и угрозы применения санкций по итогам выборов, четко давая понять, чью сторону, каких политических движений (если их можно еще так назвать) они занимают. Это и бесконечные заявления, что выборы и их итоги не должны быть признаны, что будут предприниматься соответствующие действия и меры. Это и есть «атмосфера запугивания». Причем за ней стояли не какие-то неназванные источники, а конкретные официальные лица и международные структуры «коллективного Запада». Про СМИ западного «мейнстрима» вообще не говорю. Это настоящая информационно-пропагандистская кампания, которая разворачивалась на их страницах, лилась с экранов и т.д.

Назад к оглавлению

Вопрос: Замглавы МИД России А.Ю.Руденко заявил, что Россия предполагает выход Украины из Минских соглашений. Учитывая, что, к сожалению, киевский режим не прекращает обстрелы по Донбассу и не соблюдает Минские договоренности, возможный выход украинской стороны может еще больше усугубить ситуацию. Видит ли Россия возможность вернуть Киев к выполнению своих обязательств для урегулирования внутриукраинского конфликта?

Ответ: В дополнение к тому, что сказал заместитель Министра А.Ю.Руденко, могу отметить, что позиция России по урегулированию конфликта в Донбассе остается неизменной. Он может и должен быть решён исключительно мирными средствами на безальтернативной основе минского «Комплекса мер», утверждённого резолюцией 2202 СБ ООН. Для этого нужна политическая воля сторон конфликта – Киева, Донецка и Луганска, их готовность вести прямой диалог в целях выполнения достигнутых договорённостей и взятых на себя обязательств.

К сожалению, как мы видим, у киевского режима такой готовности не наблюдается. Напротив, прослеживается стремление саботировать Минские соглашения и попытаться навязать свою логику урегулирования. В последнее время эта линия стала очевидной.

9 августа с.г. в Верховную Раду был внесен законопроект «О государственной политике переходного периода», который не только противоречит «Комплексу мер», но и предусматривает, по сути, зачистку от нелояльных Киеву сил. Вместо особого статуса, языковых прав, амнистии для жителей Донбасса, полномочий местных органов власти и условий для организации выборов в соответствии с Минскими соглашениями и «нормандскими» договоренностями, в нем содержатся положения о введении военно-гражданских и международных администраций. Принятие этого законопроекта будет фактически означать выход Украины из Минских соглашений и слом всего переговорного процесса.

Вернуть Киев к выполнению своих международных обязательств по урегулированию конфликта в Донбассе способны Германия и Франция как посредники, работающие в «нормандском формате». Наверное, свою роль должны сыграть США, имеющие существенное влияние на Киев, ОБСЕ как сопосредник в Контактной группе, ООН, чей Совет Безопасности одобрил минский «Комплекс мер», а также другие страны и международные структуры, которым небезразличны перспективы мирного урегулирования конфликта.

Несмотря ни на что, мы не прекратим требовать от Киева выполнения своих обязательств и призывать наших международных партнеров побуждать украинские власти к прекращению саботажа Минских соглашений.

Назад к оглавлению

Вопрос: Что дали консультации ШОС для определения позиций России и ОДКБ по контактам с талибами?

Ответ: Ситуация в Афганистане стала одним из важнейших пунктов повестки дня на состоявшихся в Душанбе 16-17 сентября с.г. саммитах ОДКБ и ШОС, а также на совместном заседании глав государств этих объединений. Проведена сверка оценок текущего положения дел в Афганистане. Подтвержден общий настрой на противодействие вызовам и угрозам, исходящим с территории Афганистана, акцентирована важность активизации совместных контртеррористических и антинаркотических усилий на афганском направлении.

Лидеры России и других стран четко обозначили свою позицию в пользу формирования реально репрезентативного и инклюзивного правительства с учетом интересов всех этнополитических сил страны. Дальнейшая совместная линия зависит от того, в какой мере талибы будут готовы на деле выполнять ранее взятые на себя обязательства в отношении последующего обустройства этой страны.

Государства-члены ШОС и ОДКБ едины в том, что США и их союзники по НАТО должны нести всю полноту ответственности за постконфликтное социально-экономическое восстановление Афганистана, в качестве первого шага – выправление гуманитарной ситуации. В любом случае будущее Афганистана в руках самих афганцев, граждан страны.

Что касается ШОС, то государства-члены настроены более активно задействовать Контактную группу «ШОС-Афганистан», а также использовать наработанный опыт взаимодействия с этой страной как с государством-наблюдателем при Организации.

Назад к оглавлению

Вопрос: ЦИК ранее сообщала о кибератаках на онлайн-голосование из других стран, в частности, из Германии. Могли бы Вы рассказать об этом подробнее? В каком объеме велись эти атаки? Насколько они были продолжительны? И насколько они могли повлиять на ход голосования? Ведется ли расследование?

Ответ: Этим вопросом занимаются компетентные структуры и правоохранительные органы. ЦИК не сама фиксирует эти атаки. Это делается соответствующими службами.

Эта информация действительно была озвучена. Готовы предоставить все имеющиеся данные германской стороне, если будет такая заинтересованность. Мне кажется, после озвученных нами сведений заинтересованность должна появиться. У нас есть специально установленный канал связи по вопросам, связанным с международной информационной безопасностью. Будем готовы ответить на соответствующие запросы германской стороны.

Назад к оглавлению

Вопрос: Большая благодарность Министерству иностранных дел и заграничным учреждениям, которые дали возможность нашим соотечественникам проголосовать, прямо участвовать в формировании высшего органа власти. Хотел бы подчеркнуть, что такого прямого участия лишены многие граждане Евросоюза. Вы дали возможность соотечественникам почувствовать свою причастность к Родине.

Ответ: Мы не «давали возможность почувствовать сопричастность». Это право граждан, и мы предоставили возможность его реализовать. Это очень важный момент. Это не какое-то «одолжение», которое государство делает своим гражданам. Это обязанность государства – создать все необходимые условия. Они были созданы. Приятно слышать, что граждане действительно оценили высокий уровень организации проведения выборов. Это важно.

Как Вы знаете, мы всегда внимательно относимся к критике. Для этого проводим достаточно масштабную информационно-коммуникационную работу, всегда реагируем на пожелания или замечания в наш адрес. В данном случае превалирует позитивная оценка проведенной работы. За это отдельное спасибо.

Назад к оглавлению

Вопрос: Как Вы могли бы прокомментировать обвинения Президента Черногории во вмешательстве России во внутренние дела этой страны?

Ответ: Речь идет о заявлении Администрации Президента Черногории, в котором делается попытка возложить в том числе на нашу страну ответственность за беспорядки в связи с неудавшимся срывом интронизации митрополита Черногорско-Приморского Иоанникия в Цетинье 5 сентября с.г. Исходя из заявления, делается вывод, что «происки» официальной Москвы, как и Русской православной церкви, являются чуть ли не первопричиной раскола в черногорском обществе. Нас обвиняют в попытках «дирижировать церковными и внутриполитическими процессами» в этой стране. Эти персональные выпады достойны сожаления и говорят об уровне тех, кто делает подобные заявления.

Группировка черногорского Президента, которая, как известно, стояла за цетиньскими событиями, продолжает с упорством, достойным лучшего применения, «разыгрывать церковную карту». Задача – посеять смуту, разделить черногорцев на «своих» и «чужих», поднять градус напряженности в обществе ради конечной цели: реставрировать власть под эгидой М.Джукановича. Они этого не скрывают. При этом замалчивается тот факт, что именно при прежнем правительстве, зацикленном на т.н. евроатлантическом выборе, игнорировалось мнение значительной доли черногорского населения. Мне кажется, им стоит почитать своих же собственных аналитиков на данную тему. Если на это времени не находится, и они апеллируют к нашей стране, то я им об этом рассказываю. Именно такое пренебрежительное отношение к собственному народу стало источником проблем, а не мифическое вмешательство извне. Интересно, «русских хакеров» там еще не находили?

Назад к оглавлению

Вопрос: Прорабатывается ли встреча Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с его американским коллегой Э.Блинкеном «на полях» Генеральной Ассамблеи ООН?

Ответ: Нет, такая встреча не запланирована.

Назад к оглавлению

 

 

Календарь

x
x

Архив

Дополнительные инструменты поиска

Последние добавленные

Последние добавленные