Выступления Министра

22.04.2121:03

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 22 апреля 2021 года

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1
Скачать файл

Смотреть это видео на Youtube

СОДЕРЖАНИЕ

  1. О предстоящих переговорах С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Республики Гондурас Л.Р.Банегасом
  2. О предстоящих переговорах С.В.Лаврова с Министром иностранных дел и по делам соотечественников Палестины Р.Малики
  3. О текущей ситуации на Украине
  4. Об акции украинских экстремистов у Посольства России в Киеве
  5. О текущей ситуации в Белоруссии
  6. О ситуации в Республике Чад
  7. О новых законодательных инициативах Великобритании
  8. О вступлении России в Международную организацию по миграции (MOM)
  9. О переизбрании России в Комиссию ООН по наркотическим средствам и Международный комитет по контролю над наркотиками
  10. О возвращении на Родину очередной группы несовершеннолетних россиян из Сирии
  11. О решении НАТО завершить миссию в Афганистане
  12. О промежуточных итогах венских переговоров по СВПД
  13. О совместном заявлении Спецдокладчика Совета ООН по правам человека (СПЧ) по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека и Рабочей группы СПЧ по произвольным задержаниям в отношении программы США «Вознаграждение ради правосудия»
  14. О скандале в Нидерландах в связи с незаконным сбором личных данных граждан
  15. О закрытии центров русского языка в Польше
  16. О сносе памятника в г.Леско (Польша)
  17. Об обращении иностранных партнеров с просьбой предоставить российскую вакцину «Спутник V»
  18. О российско-итальянском сотрудничестве в области борьбы с COVID-19

Из ответов на вопросы:

  1. О недружественных шагах западных стран в отношении России
  2. О требованиях Украины по предоставлению ей членства в НАТО
  3. О содержании в азербайджанском плену военных и гражданских лиц
  4. О заявлениях Президента Азербайджана, а также боевых действиях вооруженных сил Азербайджана в Нагорном Карабахе
  5. О подготовке саммита Президента России В.В.Путина и Президента США Дж.Байдена
  6. Об организации процедуры выдачи электронных виз для въезда в Россию
  7. О возможности использования электронных виз в качестве инструмента «народной дипломатии»
  8. О путях урегулирования ситуации в Афганистане после вывода оттуда иностранных войск
  9. О запущенной западными странами антироссийской информационной кампании
  10. О призыве Министра внешних и внутренних дел Чехии к партнерам по ЕС и НАТО высылать российских дипломатов
  11. Об открытии границы России с Болгарией
  12. О реакции на высылку российских дипломатов из Чехии
  13. О путях сохранения отношений с общественностью стран Запада

 

 

 

Чешская дипломатия пошла «на маневр». Услышав наше вчерашнее заявление, что разговор будет продолжен в МИД России с Послом Чехии в России, они решили поговорить с Послом России в Праге до этой встречи. Главное, чтобы, идя «на маневр», Прага не зашла «в пике».

 

О предстоящих переговорах С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Республики Гондурас Л.Р.Банегасом

 

25-27 апреля с рабочим визитом в России будет находиться Министр иностранных дел Республики Гондурас Л.Р.Банегас.

26 апреля пройдут переговоры глав внешнеполитических ведомств двух стран, в ходе которых предполагается обсудить перспективы развития российско-гондурасского политического диалога, расширения сотрудничества в различных областях, укрепления договорно-правовой базы двусторонних отношений, обменяться мнениями по актуальным вопросам международной и региональной повестки дня.

Особое внимание будет уделено проблематике борьбы с распространением коронавирусной инфекции COVID-19.

Назад к оглавлению

 

О предстоящих переговорах С.В.Лаврова с Министром иностранных дел и по делам соотечественников Палестины Р.Малики

 

4 мая Москву с рабочим визитом посетит Министр иностранных дел и по делам соотечественников Государства Палестина Р.Малики. Запланированы его переговоры с Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым.

Главы внешнеполитических ведомств рассмотрят актуальные аспекты ближневосточной и международной повестки дня. Особое внимание будет уделено вопросам восстановления палестинского национального единства на политической платформе Организации освобождения Палестины и создания условий для возобновления палестино-израильских переговоров. Исходим из того, что двухгосударственное решение палестино-израильской проблемы на общепризнанной международно-правовой основе является обязательным для достижения комплексной, долгосрочной стабилизации на Ближнем Востоке.

Предстоит также всесторонне обсудить перспективы активизации международного сопровождения ближневосточного мирного процесса. Будут детально рассмотрены усилия «квартета» международных посредников и пути реализации российского предложения о проработке параметров министерского заседания «четверки» с привлечением к участию в его работе ряда арабских государств.

Состоится обмен мнениями о путях оздоровления социально-экономической и гуманитарной ситуации на палестинских территориях с акцентом на содействие Палестине в сфере преодоления пандемии коронавирусной инфекции. Будут обстоятельно обсуждаться практические вопросы дальнейшего укрепления традиционно дружественных российско-палестинских связей, в том числе налаживания торгово-экономического, гуманитарного и иного сотрудничества.

Назад к оглавлению

 

О текущей ситуации на Украине

 

Продолжают вызывать беспокойство действия руководства Украины, направленные на дестабилизацию ситуации в Донбассе. Вооруженные силы Украины не снижают интенсивность обстрелов мирных населённых пунктов, включая пригороды Донецка. Активно используют запрещённые Минскими соглашениями вооружения, включая крупнокалиберные миномёты и артиллерийские установки.

Киев продолжает стягивать в регион технику и войска. Тревожным сигналом стали перевод подразделений Службы безопасности Украины в режим повышенной боевой готовности, а также заявления о «масштабных антитеррористических учениях». Все мы хорошо помним, как семь лет назад под эгидой борьбы с вымышленными террористами майданные власти начали операцию по подавлению несогласных с киевским путчем. Она быстро переросла в вооружённый конфликт, тяжёлые последствия которого не урегулированы до сих пор.

Одновременно продолжается провокационная деятельность в воздушном пространстве и акватории Черного моря США и других стран НАТО, стремящихся нарастить своё присутствие у границ России. В среду Комитет по международным делам Сената США одобрил законопроект «О партнёрстве с Украиной в сфере безопасности», предусматривающий увеличение размеров ежегодной военной помощи этой стране, включая предоставление летального оружия. С 2014 г. Вашингтон оказал Киеву военную помощь почти на 2 млрд долларов.

Чтобы отвлечь внимание населения Украины от ухудшающейся ситуации в социально-экономической сфере и нарастающей политической турбулентности, а также оправдать агрессивные милитаристские планы, Киев ведёт активную кампанию по дезинформации, основа которой та же – создание образа врага в лице России. Одним из её примеров стало заявление ряда депутатов Верховной Рады от пропрезидентской фракции «Слуга народа» с призывом разорвать дипломатические отношения с нашей страной, провести призыв резервистов и разместить на Украине войска стран НАТО, включая ракетные. На это незамедлительно откликнулся президент В.А.Зеленский, объявивший всеобщую мобилизацию. Совершенно непонятно, как это поможет остановить падение уровня жизни, стремительную деиндустриализацию и депопуляцию Украины. Очевидно, смысл всех этих действий заключается в спасении неуклонно снижающегося рейтинга президента В.А.Зеленского и его партии. Прием не новый. В новейшей истории к этим методам прибегали не раз. Тем, кто сомневается, что такой прием задействуется и как это делается, можно посмотреть фильм «Хвост виляет собакой» («Плутовство»). Многое оттуда можно почерпнуть.

Другой пример деятельности украинской власти – экстренное внесение президентом В.А.Зеленским в Верховную Раду законопроекта о ликвидации Окружного административного суда Киева. Он известен принятием таких независимых и объективных решений, как отмена постановления горсовета Киева о переименовании Московского проспекта в Проспект Бандеры, запрет празднования юбилейных дат рождения боевиков Организации украинских националистов «Украинская повстанческая армия» (ОУН-УПА), признание незаконной приватизации «Приватбанка» и т.д. Показательно, что действия президента В.А.Зеленского, направленные на ликвидацию независимой от Запада судебной системы в своих аккаунтах в «Твиттере» приветствовали послы стран «Группы семи». Можно сделать прогноз: как только на Украине появится суверенное, независимое правительство, ориентированное на национальные интересы, все дифирамбы от «Группы семи», НАТО они прекратят слышать. Это будет сигналом, что началось «оздоровление» Украины.

На фоне этой сугубо популистской активности украинского руководства плачевно выглядят итоги недавних встреч «нормандского формата» и Контактной группы. 19 апреля с.г. безрезультатно завершилась видеоконференция советников лидеров стран «нормандской четвёрки». Москва подготовила к встрече конкретные предложения по обеспечению тишины в зоне вооруженного конфликта. Но все они были подвергнуты обструкции со стороны Украины. С ней, по сути, солидаризировались представители Германии и Франции. Вместо конкретных решений они предложили безадресный проект заявления о приверженности режиму прекращения огня.

На фоне растущего числа жертв среди гражданского населения Донбасса, где за месяц погибли уже три мирных жителя, 20 апреля с.г. по инициативе Донецка, поддержанного Луганском, состоялось внеочередное заседание подгруппы по безопасности Контактной группы. По некоторым аспектам удалось достичь согласия, однако большинство существенных вопросов остаются заблокированными Киевом, который прилагает все усилия, чтобы уклониться от прямого взаимодействия с Донецком и Луганском.

Призываем Киев незамедлительно прекратить военную эскалацию в Донбассе, перестать имитировать переговорный процесс и приступить к ответственному исполнению обязательств по внутриукраинскому урегулированию на безальтернативной основе минского «Комплекса мер».

Очень «радуют» жалобы киевских дипломатов и представителей официальных структур, о том, что в Москве «не отвечают» на их телефонные звонки. Якобы это не дает им работать. Исходя из сказанного, из ситуации, складывающейся на Украине и в Донбассе, звонить надо в Донецк и Луганск. Это будет своевременно, правильно и эффективно.

Назад к оглавлению

 

Об акции украинских экстремистов у Посольства России в Киеве

 

Вечером 20 апреля с.г. украинские экстремисты устроили у стен Посольства России в Киеве очередную русофобскую вылазку. На этот раз отличились активисты организации «Агентство развития демократии и информационных свобод». Ее представители заблокировали центральный вход на территорию дипмиссии, развернули плакаты с оскорблениями и при помощи лазерной установки проецировали на фасад здания надписи с использованием нецензурной лексики. Демократия и свобода в прочтении киевского режима.

Прибывшие на место усиленные наряды нацгвардии Украины от каких-либо действий по пресечению этой акции воздержались.

В МИД Украины была направлена нота протеста Посольства России с требованием к украинской стороне неукоснительно соблюдать обязательства в рамках Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., а также провести тщательное расследование случившегося, привлечь к ответственности участников и организаторов этой провокации и предпринять меры по недопущению рецидивов подобных инцидентов в будущем.

Считаем такие экстремистские выходки недопустимыми и призываем руководство Украины перестать потворствовать их устроителям и принять шаги по обеспечению должных условий для работы российских учреждений. Либо можно для этих целей использовать организацию с более реалистичным названием – «Оставьте демократию в покое».

Назад к оглавлению

 

О текущей ситуации в Белоруссии

 

Оцениваем текущую внутриполитическую ситуацию в Белоруссии как в целом стабильную. Призывы эмигрантской оппозиции к активизации протестов не получают массовой поддержки населения. Судя по всему, большинство граждан республики устали от мешающих нормальной жизни уличных беспорядков и понимают их деструктивность для развития страны.

Внимательно следим за начавшейся конституционной реформой и модернизацией политического устройства республики. Полагаем, что широкий общественный диалог является единственным путем к достижению общенационального согласия. Убеждены, что только белорусский народ и его законные представители, а не самозваные «лидеры демократических сил» и их западные кураторы вправе решать судьбу своей родины.

Уже озвучивали оценки недавно раскрытого заговора против белорусского руководства. В результате совместной спецоперации ФСБ России и КГБ Беларуси 13 апреля с.г. в Москве с поличным задержаны гражданин Белоруссии политолог А.И.Федута и имеющий двойное гражданство США и Белоруссии адвокат Ю.Л.Зенкович. По данным ФСБ России, они планировали осуществление военного переворота в республике, а также физическое устранение А.Г.Лукашенко и членов его семьи. Оперативная видеозапись переговоров заговорщиков демонстрировалась на телевидении и размещена в сети Интернет. Каждый желающий сам может убедиться, насколько обоснованными являются эти обвинения.

Расследование ведется по линии ФСБ России, поэтому не в нашей компетенции говорить о дополнительных подробностях и делать выводы о причастности к планируемому, по сути, акту государственного терроризма властей США. Хотя, конечно, трудно себе представить, чтобы акции подобного масштаба организовывались без ведома американских спецслужб. Известно, как фигурантов этого дела консультировали в западных столицах.

В настоящее время задержанные находятся на территории Белоруссии. В отношении них возбуждено уголовное дело по статье «Заговор или иные действия, совершенные с целью захвата государственной власти».

21 апреля с.г. случившееся исчерпывающе прокомментировал Президент России В.В.Путин в ходе обращения к Федеральному Собранию Российской Федерации. Он подчеркнул, что подобные действия переходят все границы. Хотелось бы переадресовать рьяным радетелям смены власти в Белоруссии, пытающимся цинично оправдывать указанные планы, вопрос российского Президента. «Что было бы, если попытка госпереворота была реально предпринята: сколько бы людей пострадало и как бы вообще складывалась судьба Белоруссии?».

Назад к оглавлению

 

О ситуации в Республике Чад

 

11 апреля с.г. в день проведения в Республике Чад президентских выборов крупная группировка вооруженной оппозиции «Фронт за перемены и согласие в Чаде» покинула тыловые базы на территории Ливии и начала продвижение в сторону столицы Чада Нджамены. Выдвинувшиеся им навстречу правительственные войска нейтрализовали более 300 боевиков, взяли в плен около 150 человек, уничтожили большое количество техники. Часть мятежников отступила в сторону границы с Нигером.

По имеющимся данным, для личного руководства контртеррористической операцией на передовую прибыл Президент Республики Чад И.Д.Итно. В ходе боестолкновений он получил тяжелые ранения, от которых скончался 20 апреля с.г.

В сложившейся ситуации управление государством взял на себя Военный переходный совет (ВПС), в состав которого вошли пятнадцать высокопоставленных представителей чадских силовых ведомств. Председателем совета назначен М.И.Деби, сын погибшего Президента, заместителем Председателя совета стал дивизионный генерал Дж.Тираина, занимавший ранее пост Министра обороны. По заявлению ВПС, в Чаде сроком на 18 месяцев устанавливается переходный период с целью передачи власти гражданскому кабинету министров и проведения всеобщих выборов. Правительство и Парламент страны распущены, введен комендантский час, закрыты сухопутные и воздушные границы.

В настоящее время ситуация в Нджамене остается в целом спокойной и контролируется военными, в столицу введены усиленные подразделения правительственных войск.

Посольство России в Чаде принимает необходимые меры по обеспечению безопасности российских граждан, находящихся в стране.

МИД России рекомендует воздержаться от поездок в Республику Чад, не вызванных крайней необходимостью, вплоть до полной нормализации обстановки в этой стране и обеспечения надежных гарантий безопасности.

Назад к оглавлению

 

О новых законодательных инициативах Великобритании

 

Обратили внимание на публикации о целом ряде готовящихся законодательных инициатив правительства Великобритании с целью противодействия злонамеренной деятельности иностранных государств – прежде всего, России и Китая.

Особый интерес в этой связи вызывает нормативный акт о регулировании работы иноагентов, предусматривающий формирование реестра, регистрация в котором станет обязательной для всех действующих в интересах иностранных государств физических и юридических лиц. Осуществление такой деятельности без регистрации будет являться основанием для уголовной ответственности и депортации. Отмечается, что в данном вопросе Лондон планирует активно использовать опыт союзников, в первую очередь, США.

Вызывает беспокойство тот факт, что разработка новых законов в Великобритании сопровождается ярой антироссийской риторикой. Видим в этом желание британских политических элит продолжить курс на искусственное раскручивание угрозы мифического «российского вмешательства» в недобросовестных интересах. Напомню, что до сих пор Лондон не представил ни единого доказательства подобных обвинений в адрес Российской Федерации.

Создается впечатление, что британская сторона пытается удержать на плаву эту давно исчерпавшую себя надуманную тему для обоснования рестриктивных мер в отношении российских и русскоязычных журналистов, СМИ, а также наших граждан, проживающих и работающих на территории Великобритании.

Призываем правозащитное сообщество подвергнуть тщательной экспертизе указанные законодательные инициативы на предмет соответствия международно-правовым нормам и обязательствам Великобритании. Надеемся, что Лондон избежит шпиономании в духе времен «холодной войны» и не будет подвергать добросовестных граждан и журналистов безосновательным преследованиям со ссылкой на наличие мнимых связей с нашей страной.

Забавно, что именно Лондон активнее других критиковал Россию за разработанные, принятые и реализуемые законы об иноагентах. Но есть маленький нюанс. Россия разрабатывала пакет законов в ответ на применение США архаичного закона об иноагентах, реализуемого в отношении российских или, так или иначе, аффилированных с российскими СМИ. Если бы подобные шаги не касались российских граждан, журналистов, работающих на наши СМИ, американских граждан, нанятых в структуры, связанные с российскими СМИ, законов в таком объеме бы не появилось.

Когда законы разрабатывались, мы четко обозначали, что это сдерживающая мера в ответ на действия США. Что же заставляет Лондон принимать такие законопроекты? Может, США хотя бы раз применили законы об иноагентах в отношении «Би-Би-Си»? Она спонсируется, поддерживается и материально обеспечивается со стороны британского правительства – чем не иностранный агент? Не слышно, чтобы в отношении «Би-би-си» подобное применялось. Зачем же тогда Лондону разрабатывать подобные законопроекты об иноагентах, за которые они критиковали нашу страну? Будем держать эту тему на контроле, очень важная и актуальная проблематика.

Назад к оглавлению

 

О вступлении России в Международную организацию по миграции (MOM)

 

5 апреля с.г. Президент Российской Федерации В.В.Путин подписал Федеральный закон «О принятии Российской Федерацией Устава Международной организации по миграции». Официальное уведомление об этом находившийся в Женеве заместитель Министра иностранных дел России С.В.Вершинин передал 19 апреля с.г. Генеральному директору MOM А.Виторино. Таким образом, наша страна стала полноправным членом данной Организации.

MOM ассоциирована с ООН и является крупнейшей межправительственной структурой, специализирующейся на миграционной проблематике. Теперь она насчитывает 174 государства-члена. В качестве координатора Сети ООН по миграции, состоящей из 38 агентств и учреждений, МОМ активно вовлечена в процесс реализации принятого Генеральной Ассамблеей ООН в 2018 г. Глобального договора по безопасной, упорядоченной и легальной миграции, который заложил основу для долгосрочного всестороннего международного сотрудничества в миграционной сфере.

Российская Федерация сотрудничает с MOM с 1992 г., получив тогда статус наблюдателя при этой Организации. За последние годы во всём мире существенно возросла значимость миграционных процессов, что является актуальным и для России, ставшей одним из крупнейших государств приема мигрантов. Данное обстоятельство во многом и определило заинтересованность нашей страны во вступлении в Международную организацию по миграции.

Позитивно оцениваем деятельность MOM и накопленный ею практический опыт в решении различных задач миграционной повестки дня. Полноправное членство в Организации позволит вывести взаимодействие с ней на качественно новый уровень. Намерены в полном объеме использовать её площадку для наращивания конструктивного международного сотрудничества по вопросам миграции, поиска оптимальных решений миграционных проблем, в т.ч. на основе обмена опытом в этой сфере, ознакомления мирового сообщества с российскими наработками по эффективному управлению процессами миграции.

Назад к оглавлению

 

О переизбрании России в Комиссию ООН по наркотическим средствам и Международный комитет по контролю над наркотиками

 

20 апреля с.г. в ходе заседания Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) Российская Федерация вновь избрана в состав Комиссии ООН по наркотическим средствам (КНС) на период 2022-2025 гг. Это подтверждает лидирующие позиции и авторитет России в международном антинаркотическом сотрудничестве. Наша страна намерена и далее содействовать укреплению политикоформирующей роли КНС, а также сохранению действующего глобального режима контроля над наркотиками, основанного на трех профильных конвенциях ООН.

Данное голосование продолжило непрерывный российский стаж в работе Комиссии, который берет начало с момента создания этого межгосударственного органа.

В острой конкурентной борьбе, когда на 5 вакантных мест претендовало 22 эксперта, в состав Международного комитета по контролю над наркотиками на очередной пятилетний срок избран российский представитель, заместитель директора по научной работе Национального научного центра наркологии Минздрава России Г.А.Корчагина. Большой профессиональный опыт и беспристрастность позволят ей и далее вносить значительный вклад в деятельность ключевого международного органа по надзору за выполнением межгосударственных договоров о контроле над наркотиками.

Назад к оглавлению

 

О возвращении на Родину очередной группы несовершеннолетних россиян из Сирии

 

В рамках реализации соответствующего поручения Президента Российской Федерации 19 апреля с.г. по итогам очередной поездки в Сирию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка А.Ю.Кузнецовой в Москву спецбортом Минобороны России доставлена еще одна группа из 44 детей, вывезенных из приютов Дамаска, а также лагерей беженцев, расположенных на временно неподконтрольной Правительству САР территории. Это первая в текущем году и девятая с декабря 2018 г. подобная гуманитарная операция, проводимая в рамках усилий по возвращению российских детей из зон вооруженных конфликтов.

МИД России и Посольство России в Дамаске продолжают энергичную работу по содействию скорейшему возвращению из Сирии всех несовершеннолетних россиян, оказавшихся там по вине их родителей, которые были вовлечены в международную террористическую деятельность. Всего из лагерей беженцев и мест временного пребывания в САР на территорию Российской Федерации к настоящему времени вывезено 196 детей.

Назад к оглавлению

 

О решении НАТО завершить миссию в Афганистане

 

Большое внимание в международном медийном пространстве уделено решению о завершении миссии НАТО в Афганистане. Много лет эта тема была на повестке. Как Вы помните, американские президенты то выводили оттуда контингенты, то, наоборот, наращивали. Мы пришли к очередному этапу наблюдения за этой ситуацией.

Отметили объявленное НАТО решение вывести контингент из Афганистана, прозвучавшее вслед за аналогичным заявлением Вашингтона.

Как мы понимаем, завершается двадцатилетнее присутствие натовских войск в Афганистане. Начавшаяся под лозунгом борьбы с Аль-Каидой и укрывавшим ее Движением талибов, военная кампания переросла в усилия по государственному строительству в отдельно взятой азиатской стране. По признанию западных наблюдателей, миссия альянса в Афганистане, может быть смело охарактеризована как провальная. Хотелось бы, чтобы оценки давали не столько эксперты и журналисты, хотя все они имеют право на свою точку зрения. Важно было бы заслушать отчет в Совете Безопасности ООН о многолетних усилиях, которые предпринимали соответствующие контингенты – все-таки мандат выдавал СБ ООН.

По прошествии двух десятилетий противостояния только по самым скромным оценкам талибы контролируют более половины территории страны и продолжают вооруженную борьбу с правительством Афганистана. Потенциал Аль-Каиды снижен, однако ячейки терорганизации, согласно данным ООН, по-прежнему присутствуют в 11 афганских провинциях. Кроме того, на фоне присутствия войск НАТО Афганистан стал прибежищем для новой глобальной теругрозы в лице группировки ИГИЛ, насчитывающей в стране до 4 тыс. боевиков и регулярно осуществляющих теракты, в том числе в Кабуле.

Удручающая картина наблюдается в сфере борьбы с наркотиками. За время натовского присутствия в Афганистане площади культивации опийного мака выросли более чем в 20 раз (до 163 тыс. га в 2019 г.). На Афганистан приходится свыше 80% мирового рынка опиатов. Согласно данным ООН, 24 из 34 провинций страны являются наркопроизводящими.

Несмотря на многомиллиардные вливания, объемы которых превзошли средства, выделенные США по плану Маршалла на восстановление послевоенной Европы, Исламская республика Афганистан остается беднейшей страной Азии, с одним из самых высоких уровней коррупции по мировой статистике и безработицей, охватывающей, как минимум, треть экономически активного населения.

Растворились миллиарды долларов, выделенных на подготовку сотрудников для афганских национальных силовых структур. Признание того факта, что афганские проблемы не имеют военного решения, пришло к американцам лишь спустя десятилетие бесславной кампании. За это время погибли или получили увечья десятки тысяч мирных граждан. Многие стали жертвами неизбирательных атак сил НАТО, цинично называемых в альянсе «побочным ущербом» (это они о людях!), еще десятки тысяч вынуждены были покинуть Афганистан в поисках мирной жизни. До сих пор афганцы составляют одну из крупнейших по численности групп беженцев, которые ищут убежища в Европе.

Американцы и другие натовцы, уходя, обещали продолжить поддержку афганских силовиков. Получится ли у них это сделать – большой вопрос, поскольку за двадцать лет альянс так и не справился с задачей создания местных боеспособных силовых структур, которые могли бы самостоятельно защитить страну и обеспечить в ней правопорядок.

Назад к оглавлению

 

О промежуточных итогах венских переговоров по СВПД

 

Мы в целом удовлетворены тем, как движется работа по реанимированию Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию вокруг иранской ядерной программы (СВПД) в рамках консультаций между нынешними странами-участниками СВПД и представителями США. Ещё в январе с.г. Россия представила партнёрам свои соображения по поводу возможных модальностей возвращения «ядерной сделки» в согласованные рамки. Многие из наших наработок были восприняты и нашли отражение в переговорном процессе.

Цель ведущихся сейчас переговоров – скорейшее восстановление осуществления СВПД в соответствии с изначально согласованными параметрами и сроками. Отмечаем нацеленность всех вовлечённых сторон, включая Вашингтон и Тегеран, на достижение результата, восстановление баланса интересов в рамках СВПД и создание условий для устойчивой реализации всеобъемлющих договорённостей 2015 г. Американские коллеги в общем-то даже не оспаривают тот факт, что все допущенные прежней администрацией США грубые нарушения СВПД и резолюции 2231 СБ ООН должны быть наконец исправлены с тем, чтобы создать условия для «разморозки» иранских обязательств, которые были приостановлены в ответ на несоблюдение требований «ядерной сделки» со стороны Вашингтона.

Вопрос о пересмотре всеобъемлющих договорённостей 2015 г. не рассматривается. Воспринимаем это как свидетельство признания безальтернативности СВПД. Исходим из того, что всё необходимое для «перезапуска» СВПД на полную мощность подробно зафиксировано в нём самом. Убеждены, что самый эффективный путь к достижению тех высоких целей, которые были поставлены перед тем, как был сформулирован и заключен СВПД, лежит через неукоснительное выполнение этих обязательств всеми сторонами. Россия именно так и действует, настойчиво побуждая остальных партнёров последовать своему примеру.

Назад к оглавлению

 

О совместном заявлении Спецдокладчика Совета ООН по правам человека (СПЧ) по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека и Рабочей группы СПЧ по произвольным задержаниям в отношении программы США «Вознаграждение ради правосудия»

 

Ознакомились с совместным заявлением Спецдокладчика Совета ООН по правам человека (СПЧ) по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека Е.Довгань и Рабочей группы СПЧ по произвольным задержаниям в отношении программы США «Вознаграждение ради правосудия».

Разделяем оценки, высказанные в документе, о несоответствии данной программы международным стандартам в области защиты и поощрения прав человека.

Во-первых, предложение американцами о возможности использования денежных средств в обмен на информацию о лицах, в отношении которых официально не выдвинуто никаких обвинений, находится в противоречии с базисом юриспруденции – презумпцией невиновности, предусмотренной пунктом 1 статьи 11 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и пунктом 2 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. В этой связи совершенно неясными оказываются правовые основания сбора соответствующей информации в отношении невиновных (с юридической точки зрения) лиц, которые, в отсутствие надлежащей процедуры, фактически оказываются лишенными необходимых процессуальных гарантий, включая право на защиту.

Во-вторых, посредством данной программы США осуществляют произвольное и незаконное вмешательство в личную и семейную жизнь, что запрещено в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Международного пакта 1966 г., а также посягают на честь и достоинство фигурирующих в программе лиц, заклейменных в качестве преступников и по факту становящихся «не обвиненными обвиняемыми».

В-третьих, данная программа также предполагает предоставление иностранным гражданам, которые, по мнению США, «связаны с терроризмом», денежных средств за сотрудничество с американскими властями. Причем отказ от такого сотрудничества подкрепляется угрозами введения санкций со стороны США в отношении соответствующих лиц. Это противоречит одному из основополагающих международных стандартов справедливого судебного разбирательства – праву не свидетельствовать против себя, закрепленному в пункте 3 (g) статьи 14 Международного пакта 1966 г. Более того, тем самым американские правоохранители фактически перекладывают бремя доказывания с себя на конкретных физических лиц.

Таким образом, не можем не солидаризироваться с выводом экспертов СПЧ о том, что данная программа должна быть приведена в соответствие с нормами международного права.

Назад к оглавлению

 

О скандале в Нидерландах в связи с незаконным сбором личных данных граждан

 

История о двойных стандартах, умелом жонглировании фактами не нова в контексте того, что творит коллективный Запад в рамках их «борьбы за соблюдение норм демократии и прав человека». Это уже притча во языцех. Регулярно слышим упреки в адрес России в связи с мнимыми нарушениями. Однако, когда речь заходит о ситуации у себя дома, то западные блюстители демократических норм, законов и принципов следят почему-то не столь тщательно.

Нидерланды, в последнее время присвоившие себе роль арбитра в сфере правочеловеческой проблематики, проявляют такую же странную избирательную близорукость. Мы не раз становились свидетелями того, как в Гааге в упор не видят нарушения в отношении собственных граждан. И есть еще одно очень интересное подтверждение.

Благодаря стараниям голландских журналистов недавно стало известно, что аппарат Национального координатора по борьбе с терроризмом и обеспечению безопасности годами незаконно собирал и распространял конфиденциальную информацию о гражданских лицах, включая лидеров политических организаций, активистов и религиозных деятелей. По некоторым «объектам наблюдения» даже составлялись еженедельные отчеты, которыми ведомство затем делилось не только с коллегами по силовому блоку, но и с иностранными спецслужбами. Причем вся эта тайная деятельность осуществлялась по запросу правительства.

И что вы думаете? Виновные принесли извинения и понесли наказание? Отнюдь. Власти проигнорировали претензии общественности, ограничившись обещанием создать «более прочную правовую основу функционирования» провинившегося подобным образом ведомства. Ничего предосудительного в несанкционированном сборе информации о своих гражданах руководство страны не усмотрело.

Но на этом история не заканчивается. Одному из чиновников, чье имя неоднократно упоминается в расследовании, критика журналистов крайне не понравилась. Свое недовольство голландец решил выразить способом, весьма нетипичным для страны, выступающей за свободу слова. Он очень гневно описал свои эмоции на странице в социальных сетях и пригрозил изданию найти и наказать тех, кто «слил» чувствительную информацию. Однако и тут, несмотря на прямые угрозы, дело ограничилось лишь дисциплинарным расследованием.

Подобные инциденты весьма показательны. Нидерландам пора бы быть ближе к реальности и сначала разобраться со своими проблемами, а уже потом учить, критиковать и порицать других.

Назад к оглавлению

 

О закрытии центров русского языка в Польше

 

Два месяца назад мы уже выражали сожаление по поводу закрытия Центра русского языка и культуры, созданного в 2008 г. по инициативе Фонда «Русский мир» на базе Педагогического университета в Кракове. С тех пор в Польше не только не отказались от этого ничем не мотивированного решения, но и продолжили деструктивную практику по вытеснению русского языка и культуры. На сегодняшний день действия польской стороны привели к фактическому закрытию еще центра во Вроцлаве (действовал с 2014 г. на базе института славянской филологии Вроцлавского университета).

Мы искренне сожалеем об этих шагах польской стороны. По нашему мнению, данное решение польских властей негативно скажется на праве проживающего в Польше русскоязычного населения сохранять свой язык, культуру и идентичность, ограничит доступ к необходимым образовательным материалам студентов, изучающих русский язык. Как представляется, именно сейчас, когда отношения между Россией и Польшей переживают не лучшие времена, политический диалог стараниями Варшавы фактически заморожен и двустороннее сотрудничество по многим направлениям свернуто, гуманитарная составляющая этого взаимодействия как никогда важна. Однако, как мы видим, и здесь усилия польской стороны преследуют ту же цель – максимально осложнить возможности взаимодействия народов наших стран.

Назад к оглавлению

 

О сносе памятника в г.Леско (Польша)

 

Власти Польши, пытаясь вычеркнуть из памяти народа славные страницы освободительной миссии Красной Армии, позволившей полякам выжить и освободиться из-под власти «коричневой чумы», продолжают кампанию по планомерному уничтожению советских мемориальных объектов. Все это делается якобы в рамках «декоммунизации».

В г.Леско (Подкарпатское воеводство) был демонтирован памятник благодарности Красной Армии, изгнавшей фашистов из города в сентябре 1944 г. Монумент был установлен в 1945 г. в непосредственной близости от захоронения советских воинов, чьи останки позднее были эксгумированы и перенесены на кладбище в г.Балигруд.

Этот вопиющий случай стал еще одним подтверждением проводимой польскими властями политики исторического цинизма и развернутой ими кампании по уничтожению, вопреки принятым на себя международным обязательствам, советского военно-мемориального наследия.

Назад к оглавлению

 

Об обращении иностранных партнеров с просьбой предоставить российскую вакцину «Спутник V»

 

Глобальная эпидемиологическая обстановка остается весьма тревожной. Все рекомендации МИД России в отношении сложности, непредсказуемости, рисков, с которыми связаны зарубежные поездки, остаются в силе. Просьба внимательно ознакомиться прежде, чем будет принято решение о соответствующей поездке.

Многие страны, в т.ч. европейские, переживают третью волну пандемии коронавируса, сталкиваются с трудностями при реализации кампании по вакцинации населения (это еще мягко говоря, на самом деле, это провал во многих странах ЕС). В этой связи предпринимаемые меры остаются хаотичными, бессистемными, во многом противоречащими друг другу. В этих странах вынуждены в который раз ужесточать санитарные меры.

С самого начала «коронакризиса» Россия последовательно выступает за налаживание многостороннего взаимодействия по борьбе с пандемией и настаивает на том, что этот исключительно гуманитарный вопрос не должен быть политизирован. В этом контексте наша страна неизменно демонстрирует ответственный подход и солидарность по отношению к партнерам, в первую очередь к наиболее пострадавшим от пандемии государствам.

Российская вакцина «Спутник V» уже доказала свою эффективность и безопасность, в том числе против наиболее контагиозных штаммов вируса. На сегодняшний день наш препарат зарегистрирован в 60 государствах, в том числе в некоторых странах-членах ЕС. Изучаем возможность участия в международных инициативах по предоставлению вакцины «Спутник V» наименее благополучным странам. Мы всегда и на всех уровнях подчеркиваем нашу открытость и готовность к сотрудничеству и профессиональным обменам с зарубежными партнерами по вопросам, связанным с борьбой с коронавирусом и вакцинированием против COVID-19.

В этой связи вызывают лишь недоумение звучащие из некоторых европейских столиц высказывания официальных лиц, пытающихся перевести вопрос экспорта российской вакцины в политическую плоскость. В некоторых странах доходит до политических баталий, которые нередко ведут к кризисам. Так, по словам французского Министра иностранных дел Ж.-И.Ле Дриана, российский препарат – это не что иное, как «инструмент пропаганды». А Президент Франции Э.Макрон вообще посчитал возможным заговорить «о мировой войне нового типа» и попытках «оказать влияние» с помощью вакцин. Не знаю, может быть, Франция оказывает влияние с помощью вакцин? Признаться никогда не поздно. К кому это относится? Уж точно не к нам. Хотели бы обратить внимание наших французских, равно как и всех остальных зарубежных партнеров, что Россия свою вакцину никому не навязывает. Политические спекуляции в принципе недопустимы, когда речь идет о здоровье и благополучии людей.

Вместе с тем отмечаем рост обращений в адрес России из-за рубежа от местных властей, общественных деятелей и обычных граждан с просьбой предоставить им российский препарат. Как будто во Франции и других странах, которые обвиняют нас в политизации вопроса, войне вакцин, не знают об обращениях десятков глав государств к нашей стране с просьбой о поставках, вопросами о сроках. Нас торопят, предлагают взаимодействие, производство нашего препарата на их территории совместными усилиями.

Так, недавно мэр г. Ниццы К.Эстрози направил письмо Министру иностранных дел С.В.Лаврову с просьбой оказать содействие в поставках российского препарата в этот один из крупнейших французских городов. Зачем же принято за практику в той же самой Франции не видеть подобных фактов и бесконечно придумывать какие-то мифы. Такие просьбы «с мест» поступают и из других государств-членов ЕС. На наш взгляд, это свидетельствует о несогласии населения с навязываемыми властями ограничениями на международное сотрудничество в сфере борьбы с эпидемией COVID-19. Так кто и что политизирует? Кто с кем развязал войну? Могу сказать честно: война развязана теми, кто запрещает или противодействует поставкам нашего препарата. Если люди в этих странах не обеспечены препаратом, а возможности поставки нашей вакцины имеются (Россия никому не отказала во взаимодействии по данному направлению), а власть или политические деятели запрещают или блокируют такое сотрудничество, – это война против собственного народа. Может быть, об этом говорил Э.Макрон, рассказывая о «войне нового типа»? Слышать бесконечные обвинения в наш адрес и не отвечать на них, как Вы знаете, мы более такое не практикуем.

Подтверждаем нашу принципиальную готовность к подобному настоящему сотрудничеству. Многое, конечно, будет зависеть от решения Европейского агентства по лекарственным средствам, которое в настоящее время рассматривает российскую заявку о регистрации вакцины «Спутник V». Это парадоксально. Люди используют этот препарат уже много месяцев. Он открыто применяется. Стоит очередь из стран, желающих получить возможность использовать его за рубежами России. Многие иностранные граждане просят (вы сами это знаете, это не придуманная нами история, а фактологические данные) привиться, прививаются, публикуют об этом репортажи. А Европейское агентство по лекарственным средствам все там же, на том же месте.

Рассчитываем на непредвзятое отношение к нашему препарату, которое должно быть основано сугубо на научном подходе. Надеемся на это. Большинство ученых уверенно заверяют, что именно успешная и оперативно проведенная вакцинация – вне зависимости от национального происхождения используемых препаратов – позволит мировому сообществу преодолеть нынешний беспрецедентный по своему масштабу кризис.

Назад к оглавлению

 

О российско-итальянском сотрудничестве в области борьбы с COVID-19

 

Российско-итальянское сотрудничество в области борьбы с пандемией коронавируса продолжает успешно и поступательно развиваться.

13 апреля с.г. в ходе видеоконференции, организованной при содействии Посольства России в Риме, состоялось подписание Меморандума о взаимопонимании в области научного сотрудничества и обмена материалами и знаниями между Национальным исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии (НИЦЭМ) им. Н.Ф.Гамалеи и Национальным институтом инфекционных заболеваний (НИИЗ) им. Л.Спалланцани. Инициатива заключения данного соглашения исходила от итальянского института, который в феврале с.г. опубликовал экспертное заключение, подтверждающее выводы авторитетного журнала «Ланцет» о высокой эффективности российской вакцины. Помимо двух ведущих научно-исследовательских центров, подписантами документа выступили Министерство по вопросам здравоохранения и медико-социальной интеграции области Лацио и Российский фонд прямых инвестиций.

Меморандум предусматривает обмен научными данными, биологическими материалами и делегациями экспертов. Стороны договорились, что на первом этапе совместная научно-исследовательская работа будет сфокусирована на изучении эффективности вакцины «Спутник V» против новых штаммов коронавируса, выявленных итальянским институтом на Апеннинах, и изучении возможности введения российского препарата в качестве второй дозы лицам, которые получили первую инъекцию другой вакцины.

Итальянская сторона выразила готовность в ближайшее время принять делегацию НИЦЭМ им. Н.Ф.Гамалеи для начала совместной работы.

В условиях, когда конфронтационные подходы, а нередко и просто недобросовестная, незаконная конкуренция со стороны ряда государств, негативно сказываются на эффективности международных усилий по противодействию коронавирусной пандемии, данная и похожие инициативы, направленные на развитие фундаментального научного сотрудничества между Россией и Италией, представляются востребованными и своевременными.

Убеждены, что противостоять новому глобальному вызову современности можно только при условии широкого международного сотрудничества в сфере здравоохранения в целях разработки и производства вакцин, совершенствования уже имеющихся противоковидных препаратов.

Назад к оглавлению

 

Из ответов на вопросы:

Вопрос: В последнее время мы становимся свидетелями активных недружественных шагов со стороны западных стран против России – санкции, высылки дипломатов, обвинения, скандалы со шпионажем. Считаете ли Вы это спланированной кампанией? Если да, то кому она интересна и для чего нужна?

Ответ: Вчера Президент России В.В.Путин ответил на Ваш вопрос. Много прозвучало аллегорий, в том числе из мировой литературы. Мы об этом говорили и без аллегорий, напрямую. Прекрасно видим политику сдерживания, начатую на Западе в отношении России по целому ряду причин: наша страна развивается, исповедует четкий, прозрачный подход к выстраиванию международных отношений. В первую очередь они должны основываться на международном праве, на реализации основных принципов, заложенных в Устав ООН, миролюбивой политике, предполагающей защиту национальных интересов во всех областях.

«Как же такую страну не сдержать?» - подумали наши партнеры на Западе, и какое-то время назад приступили к активным действиям. Думаю, что они просчитались, хотя применяли различные способы. Один из этапов предполагал изоляцию нашей страны – она провалилась. Я хорошо помню, как только была провозглашена концепция «изоляции» России, очень многие, в том числе в нашей стране, начали задавать вопросы: «Кто же к вам поедет? С кем же вы будете разговаривать? Конечно, теперь ведущие страны, экономики мира никогда не приедут в Россию и не будут проводить с вами переговоры». Прошло несколько лет. Кого только мы в Москве не принимали, в каких только наших отечественных форумах не принимали участие представители всех стран мира. Где эта политика изоляции? Провалилась, не сработала. Было абсурдно даже начинать ее в отношении России.

Были другие элементы политики сдерживания: незаконные односторонние санкции, введение стоп листов, преследование российских граждан и многое другое. Сейчас мы подошли к очередному этапу, который раньше так же использовался – это высылка российских дипломатов и обвинение их во всякой ерунде, не имеющей под собой никакого основания и фактов. Тоже проходили. Это у них на Западе сезонное. Что-то происходит в политической «природе» этих стран и начинается «обострение». Поэтому, это мы тоже переживем. Другое дело, что удар они наносят не по нам, а по двусторонним отношениям. Двусторонние отношения – это не только отношения между государственными органами, политическими структурами. Это отношения между людьми. Бенефициарами двусторонних отношений всегда являются народы стран. Удар всегда идет в первую очередь по ним. Кто за этим стоит? Мы называем это «коллективным Западом». Кто же там верховодит? Понятно кто – США. Они этого не скрывают. Наоборот, гордятся, называют это своей «исключительностью», говорят о своем «доминировании», о некой особой «мессианской» роли. Нет ни мессианской роли, ни доминирования. Громить получается, а созидать, а тем более преодолевать мировые глобальные проблемы – не получается. Видели неоднократно на многих примерах.

Назад к оглавлению

Вопрос: Почему, на Ваш взгляд, Украина в ультимативном порядке требует своего включения в НАТО? Раздаются странные заявления. Недавно Посол Украины в ФРГ заявил, что Германия должна стать ключевым игроком и поддержать Украину во вступлении в НАТО.

Ответ: Почему Вы считаете, что если киевский режим ведет себя странно, то заявления у них должны быть не странными? Это нормально. Если странные поступки, то и заявления странные.

Активизация усилий Киева, которую мы все наблюдаем на этом треке в последнее время, явно связана с приближающимся саммитом НАТО. Украина рассчитывает получить план действий по членству в альянсе (ПДЧ). Среди членов блока далеко не все это поддерживают по целому ряду причин. Именно поэтому руководство Украины, ее дипломаты и политические деятели, практически в ультимативном порядке требуют от стран НАТО согласиться на предоставление такого плана, собирают подписи под некоей декларацией, которая была специально написана Киевом для этих целей. Вся эскалация направленна на это. Под получение ПДЧ подстроено и нынешнее обострение Киевом напряженности на линии соприкосновения в Донбассе.

Как известно, задача получения членства в НАТО была закреплена в Конституции Украины в 2019 г. в конце президентства П.А.Порошенко. Убеждены, что это решение является ошибочным. Оно не будет способствовать ни стабильности Украины, ни урегулированию конфликта в Донбассе, ни тем более общеевропейской безопасности. Наоборот, это всё идет в противоречие с озвученными мною тезисами.

К сожалению, у Киева обратная логика. Чтобы понравиться Западу, киевский режим всеми силами рвет отношения с ближайшими соседями – Россией и Белоруссией, выходит из соглашений в рамках СНГ, выгодных Украине. Но им наплевать. Крушить так крушить. Это они умеют.

Президент В.А.Зеленский заявляет, что членство в НАТО – это путь к окончанию войны на востоке страны, а получение ПДЧ станет неким «сигналом» для России. Нынешнее сотрудничество Киева с НАТО, включая семь учений со странами альянса, которые запланированы на украинской земле в этом году, имеет откровенную антироссийскую направленность. Советник украинской делегации в Контактной группе А.Н.Арестович откровенно признался, что цель предстоящих учений «Defender Europe», которые также пройдут на территории Украины, – «отработка войны с Россией».

Со своей стороны не устаем предостерегать наших западных партнеров от антироссийской политики и потакания агрессивным устремлениям нынешнего киевского режима. Путь к урегулированию, окончанию войны на Украине – не во вступлении в НАТО. Он – в выполнении Минских договоренностей, консолидации общества на созидательной почве, искоренении националистической идеологии. Это просто несколько тезисов. Их может быть больше. Они могут идти в разной последовательности.
С моей точки зрения, это то, что действительно станет дорогой, ведущей к урегулированию ситуации и окончанию войны на Украине.

Назад к оглавлению

Вопрос: Несмотря на заключённое при посредничестве России перемирие, Азербайджан продолжает удерживать в плену не только военных, но и гражданских лиц. В частности пожилых супругов Автандилян, одному 85 лет, а другому – 75 лет, которые, поверив перемирию, возвращались в родное село в Арцахе на такси и были взяты в плен. Более того, в Азербайджане открыли парк, где глумятся над манекенами армянских солдат и касками погибших. Как относится МИД России к таким действиям Баку и как могут такие действия повлиять на мирный процесс, не вредят ли они миротворческой роли России? Поднимала ли Москва в рамках различных контактов с официальным Баку вопрос т.н. «парка», представляющего собой ничто иное как «фашистский спектакль»?

Ответ: Россия предпринимает энергичные посреднические усилия для устранения одного из наиболее сильных раздражителей в отношениях Баку и Еревана. Выступаем за решение проблемы военнопленных по формуле обмена «всех на всех». Такой шаг создал бы благоприятную атмосферу для продвижения вперед по целому ряду важных вопросов.

Что касается «парка», рассчитываем, что в практических делах Баку и Ереван будут стремиться к шагам, направленным на нормализацию отношений, а не на создание новых разделительных линий. Огромная цена была заплачена – жизни людей. Этим трагическим моментом, одновременно дающим надежду на будущее, нужно воспользоваться в мирных, созидательных целях, а не использовать этот момент для еще большего усугубления ситуации, не создавать разделительной линии, новых раздражителей. Да, это сложно. Особенно после вооруженного конфликта. Сложно его преодолеть, в том числе и психологически. Да, многие не согласны с результатами, кому-то хочется продолжения, кому-то реванша. Но разве создание подобных раздражителей будет содействовать достижению урегулирования и возвращению мира? Ответ очевиден – нет.

Важнейшей задачей на данном этапе считаем укрепление мер доверия в отношениях Азербайджана и Армении, формирование положительной экономической повестки дня, способной обеспечить в перспективе условия для устойчивого развития Закавказья. Это отвечает интересам всех наших партнеров по региону.

Назад к оглавлению

Вопрос: На днях Президент Азербайджана И.Г.Алиев заявил, что если Армения не согласится дать добро на строительство Зангезурского коридора (через Сюникский район Армении), то Азербайджан сделает это силой. Как Вы оцениваете озвученную Президентом Азербайджана угрозу военной агрессии в отношении суверенной территории Армении?

Ответ: Призываем стороны воздерживаться от реваншистской и милитаристской риторики, которая может вновь поставить регион на грань войны. Исходим из того, что заявления и практические шаги Баку и Еревана должны идти в русле трехсторонних договоренностей лидеров России, Азербайджана и Армении от 9 ноября 2020 г. и 11 января с.г. Это касается, в том числе, и вопроса о разблокировании экономических и транспортных связей в регионе.

Вопрос: 20 апреля с.г. вооруженные сила Азербайджана грубо нарушив трёхсторонние договоренности лидеров России, Азербайджана и Армении от 9 ноября 2020 г. открыли огонь в направлении Степанакерта, а также населенных пунктов Аскеранского р-на. В результате стрельбы была повреждена крыша жилого дома в Степанакерте. Как Вы оцениваете провокационные действия азербайджанской стороны, направленные на создание атмосферы страха среди граждан Арцаха, а также на подрыв российской миротворческой миссии.

Ответ: Я только что это прокомментировала. Мой ответ актуален и для вопроса, который Вы задали.

Назад к оглавлению

Вопрос: Хотелось бы начать с российско-американских отношений. Ряд российских экспертов считает, что роль традиционной дипломатии сейчас ушла в руки силовиков, потому что подготовкой саммита Президента России В.В.Путина и Президента США Дж.Байдена (по крайней мере, обсуждением его возможности) занимаются коллеги из силовых ведомств по линии Н.П.Патрушев-Дж.Салливан, а не дипломаты, которые сейчас уже не находятся на своих рабочих местах. Вы расцениваете это как скорее исключение из правил или это новая тенденция в выстраивании отношений не только с США, но и с другими западными странами? 

Ответ: Не могу согласиться с такой оценкой по целому ряду причин, ни в теории, ни на практике, ни применительно к данному конкретному случаю. Саммиты готовит администрация главы государства. Каждое ведомство вносит вклад в рамках своей компетенции в подготовку данного мероприятия.

Хотела бы обратить внимание, что в отличие от «американских силовиков», как Вы их называете, у Госдепартамента США пока еще не укомплектован штат сотрудников, которые должны быть в руководстве и среднем звене. Там только идут соответствующие процедуры. В силовой части таких вопросов нет (это исключительно в качестве зарисовки к общему политическому ландшафту в США).

Назад к оглавлению

Вопрос: В своем Послании Федеральному собранию Президент России В.В.Путин говорил вчера о том, что после окончания пандемии Россия как гостеприимная страна постарается перейти на широкую практику электронных виз для желающих посетить нашу страну. Насколько это потребует перестройки консульской службы? Потребует ли это от МИД дополнительных усилий или для этого уже есть все возможности?

Ответ: И да, и нет. Консульская служба постоянно совершенствуется, внедряются новые технологии. Как Вы знаете, в отличие от тех же США (использую этот пример в контексте обсуждаемой с Вами темы российско-американских отношений), у нас многое в вопросе оформления виз ушло в небытие, в том числе то, что еще актуально у американцев. Например, личное собеседование (тем более в условиях COVID-19 и затрудненной транспортной логистики). Российские визы оформляются без личного собеседования, если не происходит особой ситуации. У американцев все это растянуто — личное собеседование, присутствие и т.д. Безусловно, консульская служба, в частности наша, развивается. Она становится более оперативной, потому что такой спрос и такая жизнь. По крайней мере, до пандемии так и было. Это был основной вектор развития. Она наполняется новыми технологическими возможностями, становится более удобной и оперативной.

У нас уже выдавались электронные визы. Для нас это не что-то новое. Были и проблемы, когда вводилась практика выдачи электронных виз. Но так всегда бывает, потому что новая практика требует «обкатки», в том числе в прикладном плане, а не только в теории. Эти недостатки достаточно оперативно устранялись. На сегодняшний момент мы живем в ковидных ограничениях, но исходим из того, о чем сказал Президент России В.В.Путин.

Вы спрашивали насчет того, снижается или нет актуальность роли дипломатии, а затем сами перешли на консульские вопросы. Интересно, как Вам удалось так соединить, чтобы мне было очень удобно ответить всё в одном вопросе на примере опять же американских дипломатов.

Они непосредственно увязывают количество и штат дипломатических и консульских сотрудников, в частности в России, с выдачей виз. Говорят о том, что у них такая технология выдачи виз, согласований с ведомствами, направления всех материалов, что им обязательно нужно много людей, много дипломатов. У американцев всё завязано именно на количестве дипломатов. Когда они растянули всю процедуру выдачи россиянам виз до невообразимых по срокам периодов (сейчас оформление визы доходит до девяти месяцев и больше), то, по их словам, это было увязано с сокращением штатного состава. Это лукавство. Перераспределение функционала внутри Посольства вопрос самого Посольства или Центра, но точно не российских властей. Если они убрали людей с консульской службы и направили их на другие дела, то это их решение, а точно не российских властей. Здесь важно другое. У них количество дипломатов связано непосредственно с услугой по выдаче виз. Вот, Вам и вопрос, насколько уходит или остается актуальной роль дипломатии. Консульский сектор — один из примеров. Их на самом деле огромное количество.

Назад к оглавлению

Вопрос: Стоит ли расценивать стремление России расширить доступность электронных виз для «рядовых» и «неполитических» туристов как ответный шаг на нагнетание политической ситуации? Иными словами, не попытка ли это России вести своего рода «народную дипломатию» и привлекать сюда граждан тех стран, политики которых не особо хотят общаться с Россией на равных?

Ответ: Это философский вопрос. Отвечать действиями можно на какие-то действия. Ты можешь быть с ними не согласен, можешь их не принимать, они могут противоречить твоим убеждениям, но ты видишь в них логику. Логику в действиях Запада иногда найти сложно. Посмотрите, что сейчас творится в Праге, что творит чешский политический истеблишмент. Заявления противоречат друг другу и меняются каждые полтора часа.

Здесь вопрос не в том, что мы отвечаем на действия своими поступками подобного рода. Вопрос в другом. Россия действительно дружелюбная, миролюбивая страна, которая никогда не была инициатором мировых войн, глобальных потрясений. Мы – красивая, хлебосольная страна, которую многие не знают или, читая зарубежную прессу, знают ее такой, какой она не является. Хочется показать все, что у нас есть, и сделать так, чтобы приезжающие к нам люди имели возможность увидеть, что Россия за страна, какие у нас достижения, потрясающие города, люди, чем мы занимаемся, как живем.

Вспомните, с чего начался разговор об электронных визах. С Чемпионата мира по футболу. Когда приехавшие поклонники футбола, туристы, болельщики, несмотря на навязываемые через западные СМИ страшилки, были шокированы несоответствием между тем, о чем они читали до, и тем, что увидели, приехав к нам. Естественно, в пользу нашей страны и того, что она действительно интересна, прекрасна, красива. Вспомните, какое количество людей захотело остаться еще на какое-то время и продлевало действие виз, сколько захотело еще раз вернуться. Тогда пошел разговор о том, что на этом направлении нужно предпринимать соответствующие усилия.

Тоже парадокс: статьи и материалы у многих иностранных корреспондентов носят крайне антироссийский характер. Но я вижу, как они здесь живут, наслаждаются жизнью, как проблематично для них завершать свои контракты. Для многих это становится настоящей трагедией, многие переходят на другую работу, лишь бы остаться здесь. При этом мне все время хочется спросить, зачем они пишут эту ерунду, зачем формируют негативный образ нашей страны.

Мне кажется, вопрос здесь не столько в ответе на что-то, сколько в желании показать, какие мы есть на самом деле, и дать возможность людям самим принять решение.

Назад к оглавлению

Вопрос: Обещанный Президентом США Дж.Байденом вывод иностранных войск из Афганистана к 11 сентября этого года значительно изменит баланс сил в регионе. Какие пути достижения мира в Афганистане в данной ситуации видит Россия?

Ответ: Подробно уже комментировала сегодня, но в дополнение хотела бы сказать, что единственным возможным путем достижения мира в Афганистане по-прежнему остается начало прямых содержательных межафганских переговоров по вопросам национального примирения. Рассчитываем, что Кабул и Движение талибов воздержатся от эскалации насилия в оставшиеся до 11 сентября месяцы и используют это время с максимальной пользой для достижения договоренностей по ключевым вопросам повестки урегулирования ситуации в стране, включающей прекращение огня, завершение обмена пленными и формирование инклюзивного правительства.

Назад к оглавлению

Вопрос: Целенаправленная антироссийская информационная кампания НАТО в отношении России, ситуация с Чехией и ранее возникшая ситуация с высылкой российских дипломатов из Болгарии наталкивают на мысль, что в ход запущена антироссийская информационная кампания, которая имеет своих заказчиков и свои цели. Кстати, Болгария – первая страна, которая получила пошаговые инструкции НАТО в этом плане. Как Россия расценивает попытку западных партнёров искусственно создать дипломатическое противостояние между Россией и Западом с использованием Европы? Если вспомнить обещание Пресс-секретаря Белого дома Дж.Псаки применить какие-то меры противодействия и сдерживания России, то, что мы сейчас наблюдаем, не является частью таких мер для отвлечения внимания мирового сообщества от увеличения военной активности США, попытки сорвать «Северный поток – 2», вытеснения корпорации «Росатом» из Чехии? Что необходимо для пресечения данной информационной кампании и сохранения российско-европейского диалога?

Ответ: Это вопрос не к российской стороне. Мы стоим на чётких позициях примата, ведения и развития нормальных отношений. Градации могут быть, и могут быть проблемы, но мы выстраиваем отношения с нашими партнёрами, какими бы они ни были, на основе международного права. Именно подобный деидеалогизированный подход представляет возможность, оставаясь при своих собственных позициях, отстаивая свои национальные интересы и в т.ч. конкурируя, не переходить за правовые рамки и не нарушать тот мировой баланс, который всем нам нужно беречь.

Поэтому это не к нам вопрос. Мы знаем, как выстраивать наши отношения с миром – на основе международного права, на основе уважения и выполнения основополагающих принципов Устава ООН. Мы прекрасно знаем, что не дадим возможности странам посягать на наш суверенитет, подрывать его. Готовы к взаимодействию, к решению сложных вопросов, к тому, что наши партнёры думают иначе, видят вещи иначе, но при этом мы чётко обозначили (как и было сказано вчера в послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации), что есть красные линии. Также было сказано о том, что их никто не может нарушать. Мы остаёмся миролюбивым государством, но мы долго терпели. Теперь уже отвечаем без какого-то романтического флёра в надежде на благоразумие. Отвечаем так, как с одной стороны положено в рамках международного права, с другой стороны, как это заложено в традициях дипломатии, и в-третьих так, как это выгодно нам. Но при этом мы исповедуем действительно миролюбивый подход, ориентированный на сотрудничество.

Что касается того, что делают наши западные партнёры. В контексте Чехии можем констатировать, что Прага встала на путь разрушения отношений. Ответ не заставит себя ждать.

Назад к оглавлению

Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, призыв Министра внешних и внутренних дел Чехии Я.Гамачека к парнерам по ЕС и НАТО в знак солидарности с Прагой высылать российских дипломатов? Как Российская Федерация ответит на такой призыв?

Ответ: Это же не к нам призыв. Мы ответим на те действия, которые будут предприняты в наш адрес. А призыв не к нам. И отвечать нам на него нечего. Они каждый день друг друга к чему-то призывают. Зашли в этой абсурдной логике до предела неуважения к собственным гражданам. Настолько не уважать мнение собственных граждан, которые выступают за взаимодействие и сотрудничество, выступать против интересов собственных граждан, которые заинтересованы в решении проблем, в т.ч. и с привлечением международного сотрудничества, в т.ч. и с Россией, настолько игнорировать потребности собственных народов, я считаю, что это уже предел. Дальше им двигаться некуда. Вот они в этой оголтелой русофобии и застряли. Они считают, что она позволит им продвинуться вперёд на пути диалога со своими гражданами, которые не перестают задавать вопрос, а когда же их начнут выводить из критической ситуации, когда их начнут вакцинировать, когда начнут решать экономические, социальные проблемы. Они считают, что, придумывая всё новые и новые русофобские трюки, смогут отвлекать своих граждан от собственных насущных проблем.

Хочу ещё раз обратить внимание на вчерашнее выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина. Не просто основная, а подавляющая часть выступления касалась наших внутренних вопросов, внутреннего развития, того, как нам жить, преодолевать последствия пандемии, идти вперёд, развиваться, решать наши вопросы, ставить задачи, намечать цели и всё это реализовывать. Это то, что нас интересует. Мы не вмешиваемся в их внутренние дела, не собираемся никого учить. Нам это не интересно и не нужно. Мы сфокусированы на собственном развитии. Конечно, находимся не в вакууме. Любим и умеем выстраивать дружеские, равноправные отношения во имя народов и во имя интересов народов наших стран. Делаем это на основе международного права.

Но посмотрите, какая позиция у наших западных партнёров. Минимум о внутренних проблемах, максимум поучений, наставлений и назиданий другим, как жить с привлечением бесконечных мифов и фейков относительно мнимой угрозы, которая не даёт им развернуться «на полную катушку». Не было бы пресловутого российского «влияния» и уже всем надоевшей, придуманной «руки Кремля», вот они бы зажили тогда. Тогда и вакцины у них были бы, экономических проблем не было бы, как и проблем с миграцией. Не было бы расизма, видимо. Ничего бы у них плохого не было. Осталось бы только хорошее. Вот только Москва им всё время мешает. В этой парадигме жить больше им невозможно. Это идеологический тупик и все это прекрасно понимают.

Назад к оглавлению

Вопрос: Собирается ли Россия открывать границы с Болгарией в связи с приближением начала нового летнего туристического сезона?

Ответ: Решения по возобновлению авиационного сообщения, открытию границ, изменению режима пересечения границы сейчас принимает Оперативный штаб по итогам межведомственного согласования. Естественно, в первую очередь руководствуются при этом эпидемиологической ситуацией как в нашей стране, так и за рубежом.

Назад к оглавлению

Вопрос: Уточняющий вопрос по поводу нашего ответа на последнее решение Чехии о высылке дипломатов. Будет ли наш ответ зеркальным? И может ли он означать высылку вообще всего состава Посольства?

Ответ: Наш ответ будет.

Назад к оглавлению

Вопрос: Как бы обострение отношений с некоторыми бывшими социалистическими странами не разрушило бы наши хорошие отношения с простыми людьми. Возможно ли оказать какую-то моральную поддержку всем тем людям, которые категорически выступают против русофобских акций и выступают в поддержку нашей страны?

Ответ: Знаете, у нас есть хорошее выражение: «Надо жить по совести». Когда ты живешь по своей совести, даже самые сложные испытания тебя не разрушают. Они тебя делают сильнее или просто помогают пережить трудные моменты, которые бывают в жизни у каждого. Надо жить по совести. Я прекрасно понимаю, что это не самый легкий путь. Но он, мне кажется, верный. Это, если Вы спросили моего личного совета. Я Вам его дала.

Я думаю, что это и есть действительно моральная поддержка и опора для тех, кто сейчас «фиксирует» акции на грани безумия, которые мы видим со стороны западных государств не только по разрушению двусторонних отношений, но и многосторонних, потому что это уже нельзя назвать только двусторонними отношениями.

Я на 100 % согласна с той позицией, что созидание двусторонних отношений и многие достижения, которыми гордятся в т.ч. и страны так называемого Запада создавались благодаря двусторонним отношениям и не без поддержки других стран, в частности, и России.

Я не говорю о Второй мировой войне и той роли, которую сыграла наша страна в освобождении Европы от коричневой чумы, от фашизма. Я не говорю о восстановлении огромного количества европейских стран и материальной поддержке на самых разных направлениях в послевоенный период. Было и много в новейшей истории, связанного с нашим взаимодействием, поддержкой, истиной солидарностью в сложные моменты и периоды – это и борьба с терроризмом, и сотрудничество по вакцинам, и многое другое. Россия стала первой страной, которая создала вакцину. Мы протянули Европе руку для сотрудничества, для взаимодействия, для обмена информацией, для совместной работы по вакцине. Это была действительно настоящая гуманистическая акция.

 

Назад к оглавлению

Календарь

x
x

Архив

Дополнительные инструменты поиска

Последние добавленные

Последние добавленные