Выступления Министра

16.04.2120:37

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел Республики Сербии Н.Селаковичем, Москва, 16 апреля 2021 года

  • en-GB1 ru-RU1
Скачать файл

Смотреть это видео на Youtube

Уважаемые дамы и господа,

Провели с моим сербским коллегой Н.Селаковичем хорошие, доверительные переговоры, охватившие все основные направления нашего сотрудничества, партнерства, двустороннюю повестку дня, региональные и международные дела.

Констатировали, что, несмотря на эпидемиологические ограничения, наше стратегическое сотрудничество продолжает динамично развиваться по всему спектру отношений.

Повышенное внимание уделили совместной работе по противодействию COVID-19. По темпам вакцинации населения Сербия занимает одно из первых мест в Европе, в том числе, как сегодня отмечал г-н Министр, благодаря использованию российского препарата «Спутник V». У нас общее мнение в том, что для сохранения жизни, здоровья граждан, необходимо продолжать это взаимодействие. Надеемся, что на практике этому будет способствовать намеченный на май запуск производства «Спутник V» в Белграде. На днях там состоялись первые испытания. Они прошли успешно.

Мы отводим значимую роль дальнейшей деятельности Российско-Сербского Межправительственного комитета по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству. За последние месяцы сопредседатели уже провели три очные встречи, на которых рассматривали широкий круг вопросов, в том числе дополнительные меры, которые позволят восстановить поступательную тенденцию роста товарооборота, сократившегося в прошлом году по понятным причинам.

Подчеркнули, что ключевыми направлениями экономического взаимодействия является осуществление знаковых, крупных проектов, прежде всего в энергетике. Успешно развивается акционерное общество «Нефтяная индустрия Сербии», в котором главным акционером и инвестором является ПАО «Газпром нефть». Она выступает в качестве «локомотива» сербской экономики. В прошлом году 13% поступлений в бюджет Сербии были получены благодаря её деятельности. Объем накопленных инвестиций компании превысил уже 3 млрд долларов.

Значительный вклад в модернизацию инфраструктуры вносит программа реконструкции железных дорог Сербии. В ней активно участвуют и играют ведущую роль ООО «РЖД Интернешнл» за счет российских экспортных кредитов.

В фокусе нашего внимания были вопросы взаимодействия Сербии с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Осенью 2019 г. было подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Сербией. Завершаем необходимые процедуры для вступления соглашения в силу.

Говорили о планах по дальнейшему развитию военно-технического сотрудничества, об обновлении и совершенствовании договорно-правовой базы по ряду направлений. Отметили, что Сербия сохраняет интерес к сотрудничеству, контактам с Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Отметили близость подходов ОДКБ и Белграда к поддержанию безопасности и мира в Европе.

Обсудили международную повестку дня. В основе нашего внешнеполитического взаимодействия приверженность принципам международного права и Устава ООН, включая невмешательство во внутренние дела суверенных государств, мирное урегулирование споров и соблюдение принципов, воплощённых в Уставе.

Условились продолжать координацию на различных площадках, включая ООН, ОБСЕ и Совет Европы.

Подтвердили готовность и далее помогать нашим сербским друзьям отстаивать легитимные права Белграда применительно к Косово. Будем продолжать выступать за сохранение приоритетного внимания к данному вопросу в Совете Безопасности ООН для того, чтобы резолюция 1244 СБ ООН выполнялась в полной мере. Она предполагает достижение договоренности о статусе Косово между Белградом и Приштиной, которая должна быть одобрена СБ ООН.

Отметили, что благодаря инициативной позиции Сербии, при активном содействии России нейтрализованы нелегитимные попытки добиться членства Косово в Интерполе, ЮНЕСКО, Совете Европы и других международных структурах. Будем продолжать эту работу.

В ходе обсуждения ситуации на юго-востоке Европы у нас прозвучала поддержка действий, предпринимаемых руководством Сербии, выстраивая конструктивные, добрососедские отношения со всеми странами балканского региона. Убеждены, что такая сбалансированная линия Белграда способствует обеспечению мира и стабильности в этой непростой части европейского континента.

Договорились продолжать контакты на уровне министров, заместителей министров, руководителей подразделений наших ведомств в соответствии с Планом консультаций между министерствами иностранных дел России и Сербии на 2021-2022 гг., подписанный в ходе моего визита в сербскую столицу в декабре 2020 г.

Признателен моему коллеге за хорошие переговоры.

Вопрос: Вы говорили с Вашим коллегой из Сербии о международных и региональных проблемах на Западных Балканах. Я думаю, что речь шла и о геополитических движениях. Видите ли Вы как реальную, устойчивую идею Великой Албании, о которой говорит «премьер-министр» Косово А.Курти, как решение косовской проблемы? Как Вы прокомментируете якобы существующий некий нон-пейпер словенского Премьер-министра Я.Янши о том, что распад Югославии ещё не закончен? Какова позиция России?

С.В.Лавров: Это неприемлемые, провокационные и очень вредные заявления. Разговоры о Великой Албании идут уже не первый год. Мы всегда призываем наших коллег из Евросоюза, НАТО, опекающих Приштину, пресечь подобного рода настроения, планы и не допускать нагнетания такой риторики.

Что касается в целом проблемы границ в Европе, включая границы государств, появившихся на месте Социалистической Федеративной Республики Югославия, то давайте вспомним, как наши западные партнёры, включая Евросоюз, НАТО (членом которых является в т.ч. и Словения) напористо требуют не допускать пересмотра послевоенных границ в Европе. Но делают они это обычно, когда Россия вынуждена заступаться за своих сограждан, за своих соотечественников. А когда этим вопросом приходится заниматься тем, кого Запад опекает, то позиция в Брюсселе и других европейских столицах совершенно другая.

Считаю, что это очень опасные игры. Есть резолюция 1244 Совета Безопасности ООН, её никто не отменял. Ответственные политики (тем более руководители европейских правительств), я считаю, не имеют права высказывать какие-то идеи, которые грубо подрывают саму концепцию, заложенную в резолюции 1244 Совета Безопасности ООН. Концепция гласит, что суверенитет Сербии уважается Советом Безопасности ООН и конкретный статус Косова предлагается искать на переговорах между Приштиной и Белградом. Как Президент Российской Федерации В.В.Путин неоднократно говорил, мы поддержим любое решение, которое будет приемлемо Сербии.

Вопрос: Помощник Президента России Ю.В.Ушаков сегодня изложил позицию России по ответным мерам Послу США в Москве Дж.Салливану. В чем они заключаются? Когда сотрудники российских диппредставительств уедут из Вашингтона? Российский ответ будет аналогичным? Когда Посол России в США А.И.Антонов вернется в Вашингтон? В нынешних условиях это будет скоро или теперь вообще не поедет?

С.В.Лавров: А.И.Антонов продолжает консультации. Ситуация достаточно многослойная, в ней нужно подробно разобраться, тем более что в Вашингтоне порой происходят не до конца понятные вещи. Сегодня Ю.В.Ушаков порекомендовал Дж.Салливану тоже поехать в свою столицу и провести подробные, серьезные консультации.

Буквально после пресс-конференции выпустим Заявление МИД России, в котором изложены меры, одобренные Президентом России В.В.Путиным, в ответ на абсолютно недружественные, ничем не спровоцированные действия, объявленные Вашингтоном в отношении Москвы, российских граждан, физических и юридических лиц и нашей финансовой системы.

Мы давно говорим американцам о неприемлемом диспаритете в численном составе дипломатических представительств России в США и США в России. Эта тема обсуждается многие годы. США, вместо того, чтобы искать компромиссные, общеприемлемые развязки, лишь ужесточали условия деятельности нашего Посольства, Генеральных консульств и представительства России при ООН. В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях, с российским законодательством, включая Трудовой кодекс Российской Федерации, запускаем процедуру, призванную прекратить практику найма на работу в американские диппредставительства в России граждан России и третьих стран. Такая практика достаточно распространена, широко используется американцами. У нас такой практики нет, поэтому вводим паритет в этом вопросе.

Второй диспаритет в этой же области проявляется в том, что американцы, в дополнение к своему списочному составу в посольствах и консульствах, ежегодно направляют на «вахту», для краткосрочных командировок несколько сотен своих сотрудников. Тем самым они существенно (в два, а то и больше раз) укрепляют свои возможности для работы в России, цели которой далеко не всегда благовидны. Мы это хорошо знаем. Прекращаем практику бесконтрольных, безлимитных краткосрочных поездок сотрудников Государственного департамента и других ведомств США для работы в американских диппредставительствах в России. Предложим установить здесь паритет, чтобы ежегодно, скажем, по 10 таких сотрудников могли приезжать из России в США и из США в Россию.

Говоря о диспаритетах в кадровой сфере, упомяну, что по-прежнему остается серьезная проблема. Она заключается в том, что всего работают примерно по 450 дипломатических и административных сотрудников России в США и США в России. Из этих 450 у американцев все распределены между Посольством и Генеральными консульствами. У нас – между Посольством, двумя Генеральными консульствами и Представительством России при ООН. Организация Объединенных Наций не является представительством, «обслуживающим» двусторонние отношения России и США, не имеет никакого отношения к двусторонним связям. Поэтому правильно, если мы хотим иметь паритет, вывести наших сотрудников, работающих в Представительстве при ООН, из общего числа – примерно 150 человек. То есть на двустороннем фронте в США у нас работает 300 сотрудников. Имеем в виду, что если наши «обмены любезностями» будут продолжаться, то мы попросим американцев привести численность своих дипломатов, занимающихся двусторонними отношениями с Россией, в соответствие с количеством наших сотрудников, работающих в Посольстве и двух Генеральных консульствах.

Еще одно направление, которое мы давно пытаемся отрегулировать, но не находим никакого понимания. Между нашими странами действует Меморандум «О понимании в отношении «открытой суши». Есть Договор по открытому небу, многосторонний документ, сейчас его судьба уже «повисла на волоске». США вышли из него и не собираются возвращаться. В двустороннем плане есть Меморандум «об открытой суше», в соответствии с которым определенной категории дипломатов (с советника и ниже) необходимо уведомлять власти страны пребывания, когда кто-то из этих сотрудников собирается выезжать за 25-мильный радиус вокруг города, где находится дипломатическое представительство. Американцы полностью игнорируют требования такие уведомления направлять. Недавно был инцидент: представители аппарата военного атташе без какого-либо уведомления путешествовали по центральной России. Вопрос соответствующих представителей просто проигнорировали, сказали, что не собираются «этим» заниматься. Мы решили начать процедуру денонсации этого Меморандума. Будем подходить к поездкам дипломатов за пределы городов их «базирования» в индивидуальном порядке.

Десять дипломатов были включены в список который нам был передан с просьбой чтобы они уехали из США. На эту меру ответим зеркально – предложим десяти дипломатам США в России покинуть нашу страну. Еще Польша объявила о высылке наших дипломатов. Тоже ответим соответствующим образом.

Говоря о персоналиях. Какое-то время назад (до объявленного на днях Президентом Дж.Байденом пакета) американцы внесли в санкционный список восемь представителей российского руководства (Администрации Президента, Генеральной прокуратуры и т.д.). Сегодня мы опубликуем список восьми чиновников, представляющих руководящие структуры вашингтонской администрации. Они также будут включены в наш санкционный список.

Были объявлены секторальные санкции в отношении российского государственного долга и обращения с ним. По понятным причинам у нас нет сопоставимых рычагов влияния на США такого масштаба. Хотя нашими специалистами этот масштаб оценивается как абсолютно «по плечу» российской экономике. Думаю, так оно и будет. Всегда из любых ситуаций мы находили и будем находить выход. У нас тоже есть возможности принять болезненные меры для американского бизнеса. Держим их «про запас».

Еще одна мера. Будем ограничивать и прекращать деятельность на нашей территории американских фондов и НПО, которые на деле, не скрывая, напрямую вмешиваются в нашу внутриполитическую жизнь.

Много разговоров про предложение Президента Дж.Байдена организовать двусторонний саммит. Уже отмечали, что отнеслись к этому позитивно. Сейчас изучаем различные аспекты этой инициативы.

Вопрос: Вчера Посол Российской Федерации в Белграде А.Боцан-Харченко сказал, что Россия готова включиться в диалог Белграда и Приштины при условии, если он будет проходить при посредничестве России. Что Вы ожидаете от Белграда? Какую роль в диалоге Белграда и Приштины Вам должны предложить, чтобы Вы согласились участвовать в новом формате переговоров?

С.В.Лавров: Мы ничего не навязываем. Свои услуги насильно не предлагаем, тем более близким друзьям. Ещё раз подчеркну, будем готовы поддержать любую позицию, которую займёт Сербия и откликнуться на любое предложение о тех или иных шагах с нашей стороны, которое последует со стороны руководства Сербии.

Календарь

x
x

Архив

Дополнительные инструменты поиска

Последние добавленные

Последние добавленные