14.04.1609:27

Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел Монголии Л.Пурэвсурэном по итогам переговоров, Улан-Батор, 14 апреля 2016 года

729-14-04-2016

  • en-GB1 ru-RU1

В ходе моего нынешнего визита мы провели первый раунд переговоров с моим коллегой – Министром иностранных дел Монголии г-ном Л.Пурэвсурэном. Как он только что сказал, нам предстоят встречи с Премьер-министром Монголии Ч.Сайханбилэгом и Президентом Монголии Ц.Элбэгдоржем. Монголия – наш добрый сосед и испытанный временем партнер. Сегодня мы с обеих сторон подтвердили курс на последовательное наращивание наших стратегических отношений. Мы дали позитивную оценку достигнутому ими уровню, опираясь на многолетнюю историю плодотворного взаимодействия.

В различные периоды истории, в том числе на ее «крутых» поворотах, наши страны и народы неизменно оказывали друг другу помощь и поддержку.

Мы с удовлетворением отметили динамичное развитие политического диалога, в том числе на высшем и высоком уровнях, контактов на уровне парламентов, советов безопасности двух стран, внешнеполитических и других ведомств, а также региональных властей.

Мы одобрили планы мероприятий, посвященных 95-летию установления дипломатических отношений между нашими странами. Эту дату мы отмечаем в этом году. Убеждены, что эти мероприятия будут способствовать дальнейшему укреплению атмосферы традиционной дружбы и взаимопонимания между нашими народами.

Когда наши президенты в сентябре 2014 года встречались здесь, в Улан-Баторе, они дали поручение подготовить среднесрочную программу развития стратегического партнерства между Россией и Монголией. Сегодня мы это поручение выполнили. Программа развития стратегического партнерства – это комплексный документ, в подготовке которого участвовали многие ведомства России и Монголии. Сегодня она подписана, и мы надеемся, что ее успешное выполнение позволит вывести наше взаимодействие на новые высокие рубежи.

Сегодня в ходе переговоров подтвердилось совпадение или близость подходов двух стран к международным и региональным проблемам. Договорились продолжать координировать наши усилия на различных многосторонних площадках – прежде всего, в рамках ООН, ШОС, углублять диалог по вопросам безопасности и экономического развития в АТР, СВА. В июле этого года в Улан-Баторе состоится очередной саммит Форума Азия-Европа. Выбор Улан-Батора в качестве места проведения этого мероприятия подтверждает высокую репутацию Монголии на внешнеполитической арене. Мы будем активно способствовать успеху этого мероприятия.

Наши двусторонние связи активно дополняются форматом трехстороннего взаимодействия между Россией, Монголией и Китаем – форматом, который был в 2014 г. инициирован Президентом Монголии Ц.Элбэгдоржем. На второй встрече глав государств в 2015 году в Уфе была одобрена «дорожная карта» развития трехстороннего сотрудничества на среднесрочную перспективу. Сейчас рабочая группа России, Монголии и Китая завершает разработку программы создания экономического коридора Россия-Китай-Монголия, о котором, мы надеемся, будет доложено и который будет одобрен на очередной встрече глав государств трех наших стран. Она планируется «на полях» саммита ШОС в Ташкенте в июле с.г.

По моей оценке итоги наших переговоров подтвердили нацеленность обеих стран на дальнейшее углубление взаимодействия во всех областях. Думаю, что это отвечает интересам наших народов.

Вопрос: За прошедшее время было создано три совместных предприятия: «Эрдэнэт», «Монголросцветмет» и «Улан-Баторская железная дорога». С 1980-х гг. не было реализовано ни одного крупного инвестиционного проекта в Монголии. Каково Ваше видение возможности реализации крупного инвестиционного проекта в будущем между нашими странами?

С.В.Лавров: Три проекта, которые Вы упомянули, являются «несущей опорой» нашего материального взаимодействия. У них долгая история, и, безусловно, и Россия и Монголия заинтересованы в максимально эффективной реализации этих проектов. Для того, чтобы такая эффективность была обеспечена, необходимы шаги с обеих сторон, чтобы монгольское и российское участие строилось на согласованных, обоюдовыгодных и нацеленных на увеличение прибыли принципах. Конечно, вы помните, что эти проекты создавались в условиях, когда наши страны «исповедовали» централизованную плановую экономику. Сейчас Россия и Монголия – страны с рыночной экономикой. Необходимо вести дела с учетом этой новой реалии. У нас продолжаются поиски оптимальных моделей такого сотрудничества, в том числе с учетом не вполне благоприятной конъюнктуры на мировых рынках. Мы, например, знаем, что цены на основную продукцию комбината «Эрдэнэт» (медный концентрат и концентрат молибдена) сейчас далеко не самые благоприятные. Конечно, это сказывается на показателях предприятия. Тем не менее, «Эрдэнэт», если я правильно помню, по-прежнему «дает» 20 процентов дохода в казну Монголии. Только в прошлом году «Эрдэнэт» построил новые мощности, которые дополнительно увеличивают возможности по выпуску продукции. Отметим также, что есть и другие свидетельства, что рыночная конъюнктура должна измениться в лучшую сторону. По крайней мере, транснациональные корпорации «приглядываются» к реализации в Монголии проектов по производству аналогичной продукции. В целом, эти проекты опираются на межправительственные соглашения между Россией и Монголией. Российская сторона, понимая необходимость модернизации этой нашей совместной активности, предложила целый ряд идей о том, как сделать наше сотрудничество более эффективным. Я помню, что принципиальные договоренности достигались еще в 2010 году в ходе визита Президента Российской Федерации. Мы готовы продолжать этот диалог и искать такие договоренности, которые, с одной стороны, конечно, будут учитывать интересы монгольской стороны в полной мере, но с другой, они обязательно должны повышать эффективность совместных предприятий. Такие возможности есть.

Вопрос (адресован обоим министрам): Было упомянуто, что на встрече обсуждались вопросы развития двустороннего сотрудничества. Монгольская сторона ранее заявляла, что планирует получить от России рублевый кредит после разрешения Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации вопроса о старой задолжности. Поднимался ли вопрос о выделении рублевого кредита на переговорах? Если да, то о какой сумме может идти речь и на каких условиях?

С.В.Лавров: По-моему, это финансовый шпионаж – спрашивать о том, на каких условиях будет предоставлен кредит.

С.В.Лавров (отвечает после Л.Пурэвсурэна): Я могу только подтвердить, что, действительно, в январе этого года был принят, а в феврале подписан Президентом России В.В.Путиным Федеральный Закон, которым урегулировались все вопросы, связанные с задолжностью Монголии перед Российской Федерацией за прошлые годы. Теперь у нас нет никаких юридических препятствий для того, чтобы возобновить кредитные отношения между Россией и Монголией. Такие возможности сейчас обсуждаются. Как сказал мой коллега, параллельно идет диалог между центральными банками относительно своповых операций. Хорошие возможности могут быть реализованы через углубление сотрудничества между Монголией и ЕАЭС на основе подписанного в прошлом году меморандума.

Что касается условий кредитного сотрудничества и договоренностей о глубине либерализации взаимной торговли, то это, конечно, подлежит согласованию на основе нахождения баланса интересов. Мы так и будем работать с нашими монгольскими соседями и друзьями.

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии