Публикатор

5.04.0123:54

ВЫСТУПЛЕНИЕ ГЛАВЫ РОССИЙСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ А.И.АНТОНОВА НА ВТОРОЙ СЕССИИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА ВТОРОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ ПО РАССМОТРЕНИЮ ДЕЙСТВИЯ КОНВЕНЦИИ О "НЕГУМАННОМ" ОРУЖИИ 2 АПРЕЛЯ 2001 ГОДА

588-04-04-2001

 

Г-н Председатель,

Делегация Российской Федерации сердечно поздравляет Вас с избранием на этот ответственный пост и выражает готовность тесно сотрудничать с Вами, другими членами Руководящего бюро Подготовительного комитета и всеми его участниками в практической реализации задач, поставленных перед нами по подготовке II обзорной конференции по рассмотрению действия Конвенции о "негуманном" оружии.

Г-н Председатель, в современных условиях процесс разоружения, как и сама безопасность в мире, стали глобальными и неделимыми. Это вновь наглядно было подтверждено результатами Саммита и Ассамблеи тысячелетия, проходивших в рамках ООН.

Процесс разоружения может успешно развиваться только тогда, когда каждое государство твердо уверено, что его безопасность тесно связана с безопасностью всего мирового сообщества и обеспечена политическими и международно-правовыми средствами. Другими словами, неотъемлемым условием устойчивого и поступательного процесса разоружения является коллективное обеспечение стратегической стабильности в мире. Причем в самом широком смысле этого понятия - в политическом, военном, экономическом, гуманитарном, экологическом и других измерениях.

Российская Федерация со своей стороны не только к этому готова, но и предпринимает конкретные шаги, направленные на укрепление глобальной и региональной безопасности во всех ее аспектах.

Думаю, нет необходимости подробно перечислять масштабные шаги, предпринятые Россией в разоруженческой сфере только в последнее время. Достаточно упомянуть здесь ратификацию ею Договора СНВ-2, Договора о ДВЗЯИ, настойчивые усилия в поддержку Договора по ПРО, являющегося краеугольным камнем стратегической стабильности, снятие оговорок к Женевскому Протоколу 1925 года.

Не менее активные шаги Россия предпринимает и в сфере сокращения и ограничения обычных вооружений, включая мины и другие виды оружия, наносящие чрезмерные повреждения или имеющие неизбирательное действие, подпадающие под действие Конвенции о "негуманном" оружии и ее Протоколов.

Российская Федерация положительно оценила и поддержала решение государств - участников этой Конвенции о созыве второй Конференции по рассмотрению ее действия. Считаем этот документ чрезвычайно важным и эффективным в ограничении страданий как гражданских лиц, так и комбатантов в ситуациях вооруженного конфликта.

Российская Федерация не против предложений о расширении сферы применения Конвенции и ее Протоколов на немеждународные конфликты, что уже сделано в отношении дополненного "минного" Протокола II. Российские заинтересованные ведомства внимательно изучают соответствующие предложения на этот счет, в том числе процедуру практической реализации этой инициативы.

С должным вниманием отнеслись в России и к предложениям об обсуждении проблемы неразорвавшихся боеприпасов (Explosive remnants of war). Российские эксперты приняли активное участие в организованном голландским правительством семинаре по этой проблеме. Убеждены, что проведенный там обмен мнениями поможет международному сообществу прийти к правильным и столь необходимым решениям.

Учитывая сложный и деликатный характер проблемы неразорвавшихся боеприпасов, российская делегация считает необходимым продолжить дискуссии по этому вопросу.

В том, что касается дополненного "минного" Протокола II, хотели бы подтвердить, что вопрос о его ратификации находится на рассмотрении Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации. Именно с учетом этого, а также необходимости придания ему универсального характера, российская сторона считает нецелесообразным внесение каких-то новых поправок в текст этого документа, поскольку столь частые его изменения могут девальвировать значение документа в глазах международного сообщества, оттолкнуть от него те страны, которые пока еще не стали участниками дополненного Протокола II или затруднить процесс ратификации для стран, не ратифицировавших его.

В поле зрения российских экспертов находятся предложения по выработке контрольного механизма проверки за соблюдением Конвенции и соответствующих протоколов к ней. Эти инициативы тщательно изучаются нами на предмет их реалистичности и выполнимости, в том числе с учетом того, что сфера применения Конвенции и Протокола II ограничена ситуациями, указанными в ст.2, общей для Женевских конвенций от 12 августа 1949 года о защите жертв войны и в ст.1 дополненного "минного" Протокола II.

Таковы, г-н Председатель, вкратце подходы российской стороны к вопросам, вынесенным на рассмотрение нынешней сессии Подготовительного комитета по подготовке обзорной Конференции. Мы намерены внимательно и заинтересованно следить за ходом дальнейшей дискуссии, и, разумеется, будем учитывать все выдвигаемые здесь предложения при определении позиции российской делегации по всем аспектам готовящейся Конференции.