Публикатор

18.06.1223:31

ВЫСТУПЛЕНИЕ А.Н.БОРОДАВКИНА, ПОСЛА, ПОСТОЯННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСКУССИЯХ КОНФЕРЕНЦИИ ПО РАЗОРУЖЕНИЮ ПО П.3 ПОВЕСТКИ ДНЯ "ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ГОНКИ ВООРУЖЕНИЙ В КОСМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ"

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ А.Н.БОРОДАВКИНА

ПОСЛА, ПОСТОЯННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСКУССИЯХ КОНФЕРЕНЦИИ ПО РАЗОРУЖЕНИЮ ПО П.3 ПОВЕСТКИ ДНЯ "ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ГОНКИ ВООРУЖЕНИЙ В КОСМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ"

 

18-06-2012

 

Г-н Председатель,

Российская делегация рассматривает предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве в качестве приоритетного пункта повестки дня Конференции по разоружению.

Сегодня в мирной космической деятельности участвуют более 130 государств, которые либо имеют собственные космические программы, либо получают информацию от космических исследований.

Одновременно повсюду в мире растут масштабы использования космических систем в военных целях. Российская Федерация не является исключением. Нормальное функционирование военно-космических систем способствует поддержанию стратегической стабильности и международной безопасности за счет создания более открытого и предсказуемого режима военной деятельности, а также обеспечения контроля за соблюдением договоров в области ограничения вооружений. Речь идет о деятельности, которая осуществляется в соответствии с международным правом. При этом российские космические системы, хотя и имеют военную направленность, не являются оружием, поскольку не предназначены для поражения противника в вооруженной борьбе и не создают угрозы нападения в космосе и из космоса.

Между тем, размещение на орбите оружия для поражения средств противника в космосе и на земле, не только привело бы к подрыву существующей структуры договоренностей по ограничению вооружений, прежде всего ракетно-ядерных, но и стимулировало бы новый виток гонки вооружений на более высоком качественном уровне. Другими словами, превращение космического пространства в потенциальный театр военных действий чревато нарушением стратегической стабильности и расшатыванием международной безопасности.

Хотелось бы подчеркнуть, что проблема предотвращения вепонизации космоса не нова. Еще в 1967 г. был заключен Договор о космосе, в соответствии с которым запрещается размещение ОМУ на Луне и других небесных телах. Таким образом, уже тогда, без малого полвека назад, наши предшественники осознавали важность принятия превентивных мер, ставящих заслон выводу оружия в космос. Эта задача сегодня приобрела еще большую актуальность.

Поэтому Российская Федерация выступила с целым рядом практических инициатив, направленных на нейтрализацию этой угрозы. Россия в инициативном порядке пошла на реализацию такой серьезной меры открытости и укрепления доверия в космической деятельности как заблаговременное предоставление информации о предстоящих запусках космических объектов, их предназначении и основных параметрах орбиты. Мы заявили, что у нас нет планов создания и размещения в околоземном пространстве каких-либо систем космического оружия. Россия продолжает соблюдать объявленный ею мораторий на испытания противоспутниковых систем. В октябре 2004 г. на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Россия в одностороннем порядке и без каких-либо условий заявила о том, что не будет первой размещать оружие любого вида в космическом пространстве. Наши партнеры по ОДКБ поддержали эту инициативу и взяли коллективное обязательство не выводить оружие в космос.

Мы призываем все государства, обладающие соответствующим потенциалом, последовать нашему примеру.

Тема предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве глубоко прорабатывается на Конференции по разоружению. В разных форматах - на официальных пленарных заседаниях, в ходе неформальных дискуссий, на ежегодных международных конференциях - делегации активно и заинтересованно обсуждают этот ключевой вопрос повестки дня Конференции.

Существующие международно-правовые инструменты по контролю над вооружениями и разоружению, имеющие отношение к космическому пространству, включая двусторонние соглашения и правовые режимы, играют позитивную роль и должны строго соблюдаться. Однако в силу своей ограниченности они, к сожалению, не способны эффективно предотвратить размещение оружия и гонку вооружений в космическом пространстве.

Для предотвращения этой угрозы необходим новый международно-правовой инструмент. Исходя из этого, 12 февраля 2008 г. Россия и Китай внесли на Конференцию по разоружению проект договора о предотвращении размещения оружия в космосе, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов, который издан как ее официальный документ CD/1839.

В проекте договора Россия и Китай постарались охватить все наиболее существенные аспекты укрепления военной безопасности в космическом пространстве.

Преамбула проекта содержит общие положения о целях предлагаемого договора. Главные из них - предотвратить размещение оружия в космическом пространстве и гарантировать бесперебойное функционирование космических объектов.

Проект договора содержит ряд определений и терминов, которые мы предложили в целях единообразного понимания нашего проекта.

Важное место в российско-китайском проекте договора занимают положения, регламентирующие деятельность Исполнительного органа, который будет учрежден для осуществления целей и положений договора.

Что касается мер контроля за соблюдением договора, то они могут быть как частью его самого, так и стать предметом дополнительного протокола.

С удовлетворением отмечаем, что российско-китайский проект вызвал в международном сообществе большой интерес. В ходе дискуссий о содержании проекта нам был задан ряд уточняющих вопросов по его тексту. Мы суммировали эти вопросы и дали на них подробные ответы (документ CD/1872 от 18 августа 2009 г.).

Ничто в российско-китайском проекте не «отлито в металле». Это не какая-то застывшая форма, а скорее приглашение к диалогу и совместному творчеству. Выражаем благодарность всем государствам, внесшим свой вклад в обсуждение проекта.

Учитывая, что Конференция по разоружению пока, к большому сожалению, не может начать переговоры как по проекту Договора о предотвращении размещения оружия в космосе, так и по другим пунктам своей повестки дня, мы полагаем целесообразным активизировать выработку мер транспарентности и доверия в космосе. Как известно, на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН принята резолюция 65/68 от 8 декабря 2010 г., в которой содержится обращение к Генеральному секретарю ООН учредить на основе справедливого географического представительства Группу правительственных экспертов для проведения, начиная с 2012 г., исследования по мерам транспарентности и доверия в космосе. Это исследование должно быть представлено Генассамблее ООН на ее 68-й сессии в 2013 г. При этом мы исходим из того, что применение этих мер, не заменяя усилий по предотвращению гонки вооружений в космосе, способствовало бы большей транспарентности и предсказуемости космической деятельности во всех сферах, в т.ч. военной.

Намерены подробно информировать Конференцию по разоружению о работе Группы. Призываем все государства направлять свои предложения по этой тематике Генсекретарю ООН для учета в работе Группы правительственных экспертов.

С удовлетворением отмечаем, что необходимость развивать меры доверия в космосе пользуется растущим пониманием и поддержкой в международном сообществе. Мы рассматриваем и учитываем предложения других стран по этой тематике. В частности, в целом позитивно оцениваем проект Кодекса поведения в космосе, предложенный Евросоюзом, и готовы участвовать в его доработке на многосторонней основе.

Г-н Председатель,

Абсолютное большинство участников Конференции по разоружению согласно с нами в том, что предотвращение гонки вооружений в космосе имеет исключительную важность для поддержания международной безопасности сейчас и в будущем и позитивно оценило российско-китайский проект договора о предотвращении размещения оружия в космосе как основу для переговоров. Считаем, что углубленные дискуссии на Конференции по разоружению должны быть продолжены, а в перспективе перейти в переговорную фазу. Будем настаивать на том, чтобы это положение получило отражение в программе работы Конференции.

Благодарю за внимание.