Слайдер Главная

8.11.1919:27

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 8 ноября 2019 года

2294-08-11-2019

СОДЕРЖАНИЕ

  1. О предстоящем официальном визите Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Республику Армения
  2. О рабочем визите Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова во Францию
  3. О ситуации вокруг Венесуэлы
  4. О ситуации вокруг Боливии
  5. О ситуации в Гаити
  6. О текущей ситуации в Ливане
  7. О принятой в Третьем комитете 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюции о борьбе с героизацией нацизма
  8. Об осквернении памятника советским воинам в Кишиневе
  9. О 30-летии падения Берлинской стены
  10.  Об антииранских заявлениях представителей США
  11.  О ситуации в связи с приостановкой Ираном добровольных обязательств в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию вокруг иранской ядерной программы (СВПД)
  12.  О псевдогуманитарной организации «Белые каски»
  13.  О выходе США из Парижского соглашения по климату
  14.  О предложении американских конгрессменов внести украинское подразделение специального назначения «Азов» в список террористических организаций
  15.  О расследовании убийства Павла Шеремета
  16.  О третьем Глобальном Форуме молодых дипломатов  

Из ответов на вопросы:

  1.  О Российско-азербайджанском межрегиональном форуме
  2.  О встрече министров иностранных дел Армении и Азербайджана в Братиславе
  3.  Об инциденте с журналисткой агентства «Рейтерс» М.Цветковой
  4.  О памятке литовцам, которые собираются посещать Санкт-Петербург по электронным визам
  5.  О результатах саммита Россия-Африка
  6.  О стратегическом партнерстве России и Азербайджана
  7.  О политике США на востоке Сирии
  8.  О переговорах между Дамаском и курдами
  9.  О выполнении Россией Сочинских соглашений
  10.  О российско-греческих отношениях
  11.  О вытеснении русского языка в постсоветских республиках
  12.  О возможном обмене лицами, осужденными за шпионаж, между Россией и Литвой
  13.  О нагорно-карабахском урегулировании
  14.  О возможных последствиях выхода Ирана из ядерной сделки

 

О предстоящем официальном визите Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Республику Армения

 

В соответствии с имеющейся договоренностью 10-11 ноября Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров посетит Ереван с официальным визитом. Программой пребывания главы российского внешнеполитического ведомства предусмотрены встречи с Премьер-министром Армении Н.В.Пашиняном и Президентом Республики Армения А.В.Саркисяном, переговоры с Министром иностранных дел Армении 3.Г.Мнацаканяном, а также возложение венка к вечному огню в Мемориальном комплексе памяти жертв геноцида армян «Цицернакаберд».

С.В.Лавров и его коллега З.Г.Мнацаканян примут участие в открытии выставки, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Глава российского внешнеполитического ведомства выступит перед преподавателями и студентами ереванских вузов. Планируется подписание Плана консультаций между МИД России и МИД Армении на 2020-2021 гг.

В ходе переговоров министры иностранных дел обсудят широкий комплекс вопросов двустороннего сотрудничества, взаимодействия по линии ЕАЭС, ОДКБ и СНГ, координации позиций в ООН, ОБСЕ, Совете Европы, ОЧЭС, других международных форумах. В фокусе внимания сторон также будет проблематика региональной безопасности, включая перспективы нагорно-карабахского урегулирования.

Рассчитываем, что официальный визит С.В.Лаврова в Ереван придаст дополнительный импульс развитию многопланового и взаимовыгодного российско-армянского союзнического взаимодействия.

К оглавлению

О рабочем визите Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова во Францию

 

11-12 ноября Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров посетит Францию с рабочим визитом, в рамках которого примет участие во втором Парижском форуме мира и ознакомится с представленными там российскими проектами. Будут развернуты соответствующие стенды.

«На полях» Форума Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров встретится с Министром Европы и иностранных дел Франции Ж.-И.Ле Дрианом. В ходе беседы будут рассмотрены актуальные вопросы двустороннего сотрудничества, ключевые международные темы, включая ситуацию в сфере стратегической стабильности, европейской безопасности, обстановку в Сирии, сохранение Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе и перспективы урегулирования украинского кризиса.

К оглавлению

О ситуации вокруг Венесуэлы

 

Ситуация в Венесуэле и вокруг нее остается напряженной. Радикально настроенные оппозиционные силы не оставляют попыток «раскачать» уличную активность. Очередные протестные акции по всей территории Венесуэлы запланированы на середину ноября.

На этом фоне Правительство и конструктивная оппозиция продолжают кропотливую работу в рамках так называемого «круглого стола национального диалога». Обсуждается политическая, экономическая, электоральная проблематика, в том числе вопросы подготовки к проведению в следующем году парламентских выборов. Появляются обнадеживающие признаки вовлечения в этот процесс оппозиционной Национальной ассамблеи. При участии ее депутатов достигнуты договоренности о совместном обновлении состава Национального избирательного совета. Рассматриваем это в качестве первого реального шага по пути преодоления институционального кризиса и коллективного поиска согласованных решений ключевых внутриполитических вопросов в соответствии с Конституцией.

Договоренности встретили поддержку в обществе. Местная католическая церковь выразила надежду, что с их помощью представится возможность обеспечить гарантии демократичности, прозрачности грядущего электорального процесса.

Убеждены, что максимальная вовлеченность в переговоры политических сил страны будет способствовать нахождению общенационального согласия, необходимого для решения насущных, прежде всего экономических, проблем. Рассчитываем, что все сторонние наблюдатели воздержатся от контрпродуктивных комментариев и позволят венесуэльцам договориться между собой.

При этом, если говорить о «международном фронте», продолжается подрывная работа с тем, чтобы любой ценой не допустить стабилизации внутриполитической ситуации в Венесуэле. Например, в Белом доме регулярно задействуют излюбленные рычаги давления – нелегальные односторонние ограничения, которые вводятся, к сожалению, очень часто, несистемно ради даже не скрываемой цели – свержения законно избранного правительства Венесуэлы. Абсолютно цинично одной рукой Минфин США делает изъятия из экономических санкций для американских компаний и физических лиц, взаимодействующих с венесуэльскими государственными структурами, другой рукой – вводит новые персональные рестрикции против чавистов. Причем в санкционном порыве из Вашингтона начинают угрожать собственным союзникам за малейшие попытки выстраивать конструктивные отношения с Каракасом.

Одновременно обратили внимание на заявление Международной контактной группы по Венесуэле. Напомню, оно было опубликовано 1 ноября с.г. Рады, что в нем отмечается безальтернативность определения будущего Венесуэлы самими венесуэльцами. К сожалению, при этом указывается, что выход из кризиса возможен только посредством передачи власти после проведения «убедительных» президентских выборов.

Мы уже не раз говорили, что навязывание неких условий одной из сторон внутриполитического противостояния в Венесуэле, да и вообще где бы то ни было, не способствует национальному примирению, выходу на диалог, нахождению компромиссных решений по урегулированию кризиса. Хотела бы еще раз повторить нашу позицию, которая заключается в том, что задача международного сообщества состоит в помощи нахождению взаимопонимания между различными политическими силами в Венесуэле.

К оглавлению

О ситуации вокруг Боливии

 

Внимательно следим за развитием ситуации вокруг Боливии. В настоящее время в соответствии с приглашением боливийских властей экспертная миссия Организации американских государств (ОАГ) проводит аудит результатов подсчета голосов, которые были поданы на президентских выборах в этой стране (они состоялись 20 октября с.г.). Одновременно в ряде городов продолжаются протестные акции, имеют место перекрытия дорог, столкновения между группами граждан. К сожалению, есть пострадавшие и погибшие. В этой связи Ситуационно-кризисный центр МИД России выступил с рекомендацией российским гражданам ответственно подходить к планированию возможных поездок в эту страну.

Обратили внимание на появившиеся в местных СМИ перепечатки спекуляций на тему очередного «российского вмешательства» – теперь якобы в Боливии. Как и во всех предыдущих случаях, обвинения носят абсолютно бездоказательный характер. Они безосновательны. В этот раз первоисточником информационных вбросов стал один из Интернет-ресурсов – компания «Проект», зарегистрированная в Прибалтике, которая за счет средств зарубежных спонсоров публикует заказные материалы точечной антироссийской направленности. Эта компания пытается позиционировать себя как российское СМИ, однако таковым не является. Решительно отвергаем подобные инсинуации. Рассматриваем это как провокацию, как пример «фейк-ньюз», с которыми все борются. Исходим из того, что если у кого-то имеется конкретная информация относительно случаев нарушения законодательства Боливии, то эти факты должны получить рассмотрение в рамках существующих двусторонних механизмов правовой помощи.

Выступаем за скорейшее урегулирование противоречий между боливийскими политическими силами в рамках конституционного поля. Высоко оцениваем открытость руководства страны инициативе о проведении международного аудита результатов выборов. Как мы помним, изначально с такой просьбой обратилась боливийская оппозиция, и официальный Ла-Пас пошел ей навстречу. Исходим из того, что на текущем этапе необходимо обеспечить миссии ОАГ условия для спокойного и непредвзятого выполнения своих обязанностей. В этом контексте считаем недопустимыми попытки отдельных политических сил нагнетать напряженность вокруг работы международных экспертов, оказывать на них какое-либо давление, которое, на наш взгляд, может затруднить вынесение объективного решения. Убеждены, что звучащие со стороны представителей боливийской несистемной оппозиции заявления о заведомом непризнании результатов аудита, ультимативное требование к властям и призывы к насильственному смещению действующего руководства Боливии не способствуют достижению цели нормализации ситуации в стране и противоречат интересам боливийского народа.

Хотели бы еще раз подчеркнуть, что Россия заинтересована в стабильной, политически и экономически устойчивой Латинской Америке. Со всеми странами региона, в том числе с Боливией, мы развиваем взаимовыгодное сотрудничество, основанное на равноправии, уважении и невмешательстве во внутренние дала в соответствии с положениями Устава ООН и нормами международного права.

К оглавлению

О ситуации в Гаити

 

Хотела бы отдельно остановиться на ситуации в Гаити, были вопросы на эту тему. Обеспокоены стремительным нарастанием конфронтации в Гаити, где уже фактически третий месяц не стихают массовые акции протеста (в результате столкновений манифестантов с органами правопорядка с начала текущего года погибли 70 человек, из них 34 полицейских). Очевидно, что проблемы, лежащие в основе нынешнего кризиса в Гаити, имеют комплексный характер: плачевное социально-экономическое положение в сочетании с продовольственным кризисом, тяжелейшей гуманитарной ситуацией и затянувшимся институциональным параличом (более полугода в Гаити отсутствует функционирующее правительство). Все это является причиной атмосферы хаоса и безвластия.

В складывающихся обстоятельствах на первый план выходит задача формирования общественно-политического консенсуса вокруг объединительной повестки дня. Неизменно выступаем в поддержку конструктивных усилий всех ответственных политических сил в этой стране, которые нацелены на запуск инклюзивного внутреннего диалога. Для России, как страны, неизменно следующей букве международного права и принципу уважения национального суверенитета, альтернативы мирному политическому решению разногласий не существует. На текущем этапе особенно востребовано ответственное международное содействие Порт-о-Пренсу в целях снижения градуса общественной напряженности и предотвращения полномасштабного внутреннего конфликта в Гаити. Выражаем поддержку посредническим инициативам по линии ООН, будем продолжать деятельность в формате Объединенного представительства Организации в Гаити.

Убеждены, что кризисные ситуации в регионе должны преодолеваться исключительно в конституционном поле, за столом переговоров, будь то Гаити или Венесуэла. Практика применения двойных стандартов и вмешательства в дела латиноамериканцев извне для нас неприемлема.

К оглавлению

О текущей ситуации в Ливане

 

Внимательно следим за весьма напряженной обстановкой в Ливане. Отмечается в последние дни некоторая позитивная динамика, хотя о полной нормализации говорить пока не приходится. Число участников уличных акций явно пошло на убыль. Вместе с тем, оставшаяся, но хорошо организованная часть манифестантов по-прежнему пытается блокировать офисы министерств, чтобы, как мы понимаем, помешать их нормальному функционированию. Перекрытия дорог стали реже – эта проблема быстро решается эффективными действиями сил правопорядка, армии. В некоторых местах фиксировались стычки протестующих с военными, но, к счастью, без серьезных последствий.

Тревожит то, что внутриполитический кризис, приведший к отставке коалиционного правительства во главе с премьер-министром С.Харири, обострил разногласия между ливанскими политическими силами, которые опираются на различные этноконфессиональные группы населения.

В этой связи с удовлетворением отмечаем подтверждение Президентом Ливанской Республики М.Ауном готовности принять и выслушать активистов протестного движения. Надеемся на успех продолжающихся интенсивных контактов между лидером движения «Мустакбаль», и.о. премьера С.Харири и главой «Свободного патриотического движения» и.о. мининдел Дж.Бассилем с целью поиска оптимального выхода из сложившейся ситуации, который позволил бы приступить к формированию нового кабинета и практической реализации курса реформ, который был бы нацелен на выправление ситуации в экономике и финансах, борьбу с коррупцией.

Подтверждая нашу принципиальную позицию в поддержку суверенитета, единства и стабильности Ливанской Республики, решения всех вопросов национальной повестки дня самими ливанцами в правовом поле через инклюзивный диалог, особо подчеркиваем недопустимость любых форм внешнего вмешательства в ливанские дела – будь то информационное, логистическое, финансовое или какое-либо еще. Никто кроме граждан этой страны не должен заниматься конструированием ее будущего. Попытки применения методов социальной инженерии, ставших известными в мире под названием «майданных», в Ливане чреваты непредсказуемыми последствиями для безопасности этой страны и всего ближневосточного региона.

К оглавлению

О принятой в Третьем комитете 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюции о борьбе с героизацией нацизма

 

7 ноября в Нью-Йорке на заседании Третьего комитета 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе Российской Федерации была принята резолюция «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости».

Соавторами документа стало 61 государство. За резолюцию проголосовало 121 государство, против выступили две страны (США и Украина), 55 стран воздержались.

Результаты голосования наглядно свидетельствуют о уже ставшей неизменной поддержке со стороны международного сообщества ежегодно представляемой в ГА ООН традиционной российской инициативы.

Принятие данной резолюции в ходе нынешней 74-й сессии Генассамблеи ООН приобретает особую актуальность в свете отмечаемой в следующем 2020 г. 75-й годовщины Победы во Второй мировой войне. Именно в борьбе с нацизмом сформировалась Антигитлеровская коалиция, а ее участники впервые стали именовать себя Объединенными Нациями. Широкая поддержка этой важной резолюции наглядно подтверждает, что одержанная в 1945 г. Победа является общим достоянием всего международного сообщества, всех государств-членов ООН, которая и была сформирована с учетом тех катастрофических последствий, которые принесла Вторая мировая война.

Резолюция в очередной раз осудила прославление нацистского движения и обеление бывших членов организации СС, включая подразделения «Ваффен-СС», признанные Нюрнбергским Трибуналом преступными.

Выражена серьезная озабоченность в связи с непрекращающейся в отдельных странах «войной» против памятников борцам с нацизмом и фашизмом, которая в последние годы приобрела характер государственной политики в целом ряде стран. В этом же ряду – открытие мемориалов и переименование улиц, школ и других социальных объектов в честь тех, кто воевал на стороне нацистов или сотрудничал с ними.

При этом выражается обеспокоенность попытками возвести в ранг национальных героев тех, кто в годы Второй мировой войны воевал против Антигитлеровской коалиции, сотрудничал с нацистами, совершал военные преступления, преступления против человечности. Особо подчеркивается, что подобные действия оскверняют память бесчисленных жертв нацизма, конечно, негативно воздействуют на подрастающее поколение и абсолютно несовместимы с обязательствами государств-членов ООН по Уставу Организации.

Убеждены, что предстоящий в следующем году юбилей Победы является хорошим правильным поводом объединить усилия вопреки существующим разногласиям с тем, чтобы совместно противодействовать героизации нацизма и проявлениям неонацизма, не допустить фальсификации истории и пересмотра итогов Второй мировой войны.

К оглавлению

Об осквернении памятника советским воинам в Кишиневе

 

Несмотря на ежегодно принимаемые и принятые в этом году документы, мы констатируем новые случаи настоящего исторического вандализма. 7 ноября в Кишиневе на мемориале воинской славы «Вечность» был разбит памятник Герою Советского Союза Георгию Георгиевичу Черниенко. Эти вопиющие действия вандалов вызывают особое возмущение в связи с тем, что речь идет о повсеместной, мировой подготовке празднования 75-летия Победы – в нашем случае в Великой Отечественной войне, в мире – во Второй мировой.

Ожидаем от молдавских властей адекватной реакции на подобные циничные акты в соответствии с подписанным 3 сентября 2011 г. молдавской стороной и ратифицированным Парламентом Республики Молдова Соглашением об увековечивании памяти о мужестве и героизме народов государств-участников СНГ в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

К оглавлению

О 30-летии падения Берлинской стены

 

9 ноября, как вы знаете, Европа отметит знаменательную дату – 30-ю годовщину падения Берлинской стены. Это одно из ключевых событий в новейшей истории континента. Безусловно, оно имеет особое значение для немцев и стало во многом прологом к восстановлению их государственного единства.

Берлинская стена долгое время была наиболее зримым символом раскола Европы в эпоху «холодной войны»». Ее исчезновение – это эмоциональное событие, олицетворяющее глубинные изменения, которые происходили в мире в конце 80-х-начале 90-х годов, что обоснованно породило у людей большие ожидания создания мирной, процветающей Европы без каких-либо разделительных линий. К сожалению, эти надежды не оправдались. Как тогда рухнула Берлинская стена, так сейчас рушатся эти надежды.

Важно помнить об этом упущенном шансе и не допустить закрепления на континенте новых барьеров, которые обусловлены геополитическими и блоковыми интересами. Мир и безопасность в Европе должны иметь универсальный и неделимый характер.

Как вы знаете, Россия в своей внешней политике следовала и будет впредь следовать этим принципам. Рассчитываем на встречные шаги в этом направлении со стороны наших партнёров.

Нам поступали вопросы относительно того, направлялись ли приглашения российской стороне на праздничное мероприятие по этому случаю, кто будет представлять нашу страну. Приглашения направлялись. Россию представит Посол Российской Федерации в ФРГ С.Ю.Нечаев.

К оглавлению

Об антииранских заявлениях представителей США

 

Целый ряд вопросов связан с Ираном. Мы с озабоченностью наблюдаем, как в попытке оправдать санкционное и военное давление на Тегеран США опять целенаправленно и с новой силой разворачивают информационную кампанию, демонизируют образ ИРИ. В Вашингтоне на высоком уровне опять принялись обвинять Иран в некоей террористической активности, объявляют его «главным спонсором терроризма по всему миру».

При этом американские официальные лица не только не считают нужным подкреплять такие обвинения конкретными фактами, но даже игнорируют мнение собственных экспертов. Хочу напомнить, что еще в декабре 2017 года группа ветеранов спецслужб США, которые выступали против углубления кризиса в отношениях с Ираном, обратились через СМИ к своему Президенту с открытым письмом. В нем было прямо указано, что подавляющее большинство ближневосточных группировок, которые угрожают Америке, – а именно 13 из 14 – состоят из антиирански настроенных сил.

Казалось бы, вывод очевиден: странно и нелогично обвинять Иран в спонсировании собственных заклятых врагов. Но такие нюансы почему-то не интересуют политический истеблишмент в Вашингтоне.

Вообще, кстати, создается впечатление, что США смотрят на борьбу с терроризмом через призму своих геополитических целей. Это ощущение только усиливается. Отсюда двойные стандарты, включая разделение международных террористических организаций на «плохих», то есть выступающих против США, и «терпимых», которые совершают то же самое, но просто открыто не называют Америку врагом. Последние – это те, которые действуют против неугодных Вашингтону стран и правительств, будь то Иран или законные власти Сирии, теми же самыми террористическими методами. Мы об этом очень много говорили. Наблюдаем эту тенденцию последние десять лет точно.

Именно поэтому США активно занимаются настоящим обелением группировки «Хейат Тахрир аш-Шам». Напомню, она окопалась в сирийской провинции Идлиб и продолжает совершать бандитские вылазки оттуда. Хотя сами США в 2018 году внесли эту группировку как наследницу «Аль-Каиды» в свой национальный список террористических организаций и поддержали аналогичное листирование в ООН.

Отвечая на очень многие вопросы, которые нам поступают, с просьбой прокомментировать эти заявления, высказать российскую точку зрения, позицию Министерства иностранных дел в отношении подобных обвинений, хотела бы сказать следующее. Россия никогда не видела в Иране террористической угрозы. Более того, иранцы сами неоднократно становились жертвами атак экстремистских группировок. Напомню,  наиболее крупные из них за последнее время произошли в Тегеране в 2017 году и в Ахвазе в 2018 году.

Иран не раз на деле подтверждал свою приверженность целям борьбы с международным терроризмом, готовность принимать необходимые для этого меры, в том числе совместно с другими странами. Он эффективно помогает решать антитеррористические задачи в Сирии, где его военнослужащие находятся по приглашению официального Дамаска.

Хотели бы еще раз акцентировать, что взятый США курс на конфронтацию с Ираном является абсолютно деструктивным, просто потому, что он просто недальновидный. Без участия Тегерана построение прочной архитектуры региональной безопасности на Ближнем Востоке невозможно, собственно как и стабилизация ситуации в Сирии, Ираке и Афганистане. Со своей стороны продолжаем тесно взаимодействовать в интересах этого с нашими иранскими партнерами.

К оглавлению

О ситуации в связи с приостановкой Ираном добровольных обязательств в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию вокруг иранской ядерной программы (СВПД)

 

Антииранская кампания идет по возрастающей. В ней есть различные аспекты. Об одном из них я бы хотела рассказать, отвечая на большое количество поступивших вопросов. Речь идет о приостановке Тегераном добровольных обязательств в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы (СВПД). Навязчивое стремление отдельных представителей на Западе, а вслед за ними и целого ряда СМИ, раздуть новый пожар вокруг иранской ядерной программы не может не вызывать тревогу по целому ряду причин. Такое впечатление, что они готовы использовать любую возможность и методологию, лишь бы поставить под сомнение выполнение Ираном обязательств по ядерному нераспространению.

О том, что в начале ноября Тегеран может продолжить приостановку обязательств по СВПД, было известно ещё два месяца назад. Стартовала подача газа в центрифужные каскады на объекте в Фордо. Необходимо отметить, что этого бы не произошло, если бы США нашли в себе силы перестать подрывать СВПД и резолюцию СБ ООН 2231, а, соответственно, европейские участники договорённостей выполнили бы свои обещания (на самом деле речь идет не об обещаниях, а об обязательствах, ведь, напомню, СВПД прошел через Совет Безопасности ООН, получил одобрение этого органа, соответственно, речь идет об обязательствах для всех государств-членов международного сообщества), выполнили бы свои обязательства создать условия для получения Ираном торгово-экономических преимуществ, ради которых он пошёл на заключение «ядерной сделки».

Речь идёт исключительно о приостановке Тегераном тех элементов СВПД, которые не имеют отношения к ядерному нераспространению или обязательствам Ирана по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и Соглашению о всеобъемлющих гарантиях. Иранская ядерная программа находится под постоянным и очень плотным наблюдением со стороны МАГАТЭ. Никаких рисков распространения иранские шаги по приостановке не влекут, что неоднократно подтверждалось самим Агентством. Приостановка носит технически обратимый характер. Это хорошо известно всем, но почему-то эта информация не то, чтобы утаивается, но не подчеркивается, мы не видим ее в материалах многих СМИ, которые с особым вниманием следят за этой темой.  Иранское руководство неоднократно подтверждало готовность вернуться к согласованным параметрам, как только его абсолютно законные  озабоченности будут сняты.

То, что Тегеран вынужден продолжать движение по пути приостановки, означает только одно: те проблемы, которые послужили своеобразным «спусковым крючком» для такого развития событий, остаются нерешёнными. Россия на протяжении долгого времени призывает партнёров по СВПД мобилизоваться и сообща справиться с теми вызовами, которые осложняют реализацию этой договоренности. Мы очень надеемся, что это, наконец, произойдёт.

К оглавлению

О псевдогуманитарной организации «Белые каски»

 

Еще одна тема, к которой мы постоянно возвращаемся. Я обратила внимание на заявление замглавы МИД Великобритании по делам Ближнего Востока Э.Маррисона. Он выступил с утверждением, что неправительственная организация «Сирийская гражданская оборона» (СГО, более известна как «Белые каски») стала объектом кампании по дезинформации со стороны властей Сирии и России. Как отмечается в коммюнике Форин оффиса, об этом он заявил во вторник на встрече с лидером организации Р.Салехом, на которой обсуждалась ситуация в сирийском Идлибе.

«Добровольцы «Белых касок» продолжают подвергаться массовой кампании по дезинформации со стороны сирийского режима и российской власти, — утверждал Э.Маррисон. — Эти вводящие в заблуждение приемы являются беззастенчивой попыткой отвлечь внимание от шквала шокирующих атак на сирийский народ, которые включали в себя использование химического оружия». Э.Маррисон также «подтвердил непоколебимую поддержку Великобритании этой организации». Наверное, сегодня не стоило бы упоминать «Белые каски», потому что мы подробно к этой теме возвращались ранее, если бы не это «чудесное» коммюнике в адрес России со стороны британских властей. Но раз это прозвучало, мы, безусловно, это прокомментируем.

Итак, на прошлом брифинге мы говорили, что прошел очередной транш со стороны США, адресованный «Белым каскам». Эти люди, называющие себя «гуманитарщиками», получили 4,5 млн долл. Давайте посмотрим, кто же стоит у истоков данной структуры. Я буду опираться на материалы экспертов, которые есть в свободном доступе – в интернете. Наверное, их можно опровергнуть, но пока этого никто не делал.

Благодаря расследованиям, в первую очередь иностранных журналистов, достоверно известно, что один из создателей «Белых касок» – Дж.Ле Мезюрье, бывший офицер британской разведки МИ-6. Совпадение? Не думаю. Он «засветился» во многих конфликтах по всему миру, включая Балканы и Ближний Восток. С учетом роли Запада в расшатывании стабильности в указанных регионах несложно предположить что там делал сотрудник разведки Великобритании.

Более того, ряд исследователей (повторю, речь идет не о российской аналитике, а о зарубежной) указывают на наличие связей Дж.Ле Мезюрье с террористическими организациями еще во времена его работы в Косово, где в его команду, по некоторым данным, входили члены «Аль-Каиды». Мы бы очень хотели услышать объяснение этих фактов со стороны официального Лондона. Он же является основателем некоей НПО «Мэйдэй Рескью», спонсируемой Великобританией, Германией, Данией, Канадой, Катаром, Нидерландами и США. Официально данная структура занимается, как заявлено, «защитой гражданского населения во время конфликтов и природных катастроф», а на деле участвовала в подготовке и финансировании «Белых касок» и сейчас обеспечивает информационно-пропагандистское сопровождение их деятельности в западных СМИ.

Помимо участия в сирийском конфликте, «Мэйдэй Рескью» отметилась проектами в Сомали и Ливане (про Ливан, и что там происходит я только что рассказала), где под видом создания сети добровольцев-спасателей оказывала поддержку местным антиправительственным силам и организациям. «Белые каски» задействовались и в ряде стран Латинской Америки в местном исполнении для массированной информационной агрессии против законных властей.

Эти попытки не удались, однако нет гарантии, что это не повторится где-нибудь еще. По сути, протестированные в Сирии «Белые каски» стали одним из инструментов Запада в деле продвижения «цветных революций», дестабилизации обстановки и создания искусственных конфликтов в «неугодных» государствах.

Россия неоднократно говорила, что организация «Белые каски» - это провокаторы, пособники опаснейших террористических группировок. Приводили примеры, на разных уровнях звучали обвинения и со стороны официальных властей в России и со стороны гражданского общества на Западе и в нашей стране, приводились убедительные факты, которые никто не опровергал, кроме типичного и ставшего популярным «это все не так, не верьте им». Хотя целые доклады, презентации, фильмы, видео-фрагменты, фотоматериалы и т.д. были представлены мировому сообществу на этот счет. Считаем, что «Белые каски» являются противниками контртеррористических усилий сирийского правительства и содействующих стран. Именно они являлись авторами и исполнителями целой серии циничных «фейков», не исключительно информационных, а прикладных, настоящих, призванных создать повод для дезинформации широкой международной аудитории, и помешать стабилизации ситуации в Сирии и, соответственно, решению первоочередных гуманитарных задач.

Думаю, что история становления этой структуры и источники ее финансирования, а также сопутствующие механизмы, которые оказывают содействие, объясняют такую поддержку со стороны Форин оффиса – внешнеполитического ведомства Британии, о которой я сказала вначале, комментируя эту тему.

К оглавлению

О выходе США из Парижского соглашения по климату

 

Еще одна тема, которая вызвала повышенный интерес и обращения в наш адрес с просьбой прокомментировать и высказать позицию. Речь идет о выходе США из Парижского соглашения по климату.

Решение Президента США Д.Трампа на этот счет вызывает глубокое сожаление. Отказ государства, на долю которого приходится около 15% глобальных эмиссий парниковых газов, от участия в универсальном международно-правовом договоре может существенно ограничить потенциал коллективных международных усилий по снижению антропогенной нагрузки на климатическую систему нашей планеты. Вместе с тем хотели бы надеяться, что выход из Парижского соглашения не повлечет за собой отказ Администрации США от реализации климатических мер на национальном уровне. Хотя немало сообщений на этот счет мы видели в последнее время.

Данная ситуация еще раз наглядно демонстрирует насколько сложна и многопланова проблематика глобального изменения климата, затрагивающая базовые интересы каждого государства в области экологии, экономики и социальной политики. Появляются новые научные исследования на этот счет, которые дополняют официальные позиции государств.

Ясно, что решить климатическую проблему, ориентируясь только и исключительно на политические лозунги, невозможно. На всех этапах переговорного процесса Россия призывала к максимально прагматическому подходу к вопросам разработки долгосрочного климатического режима. Продолжаем считать, что залог сохранения поступательного развития международного климатического процесса – устранение политизации проблематики глобального изменения климата. Необходимо также учитывать объективные научные данные и всесторонний сбалансированный учет социально-экономических и природно-географических особенностей всех без исключения государств мира.

К оглавлению

О предложении американских конгрессменов внести украинское подразделение специального назначения «Азов» в список террористических организаций

 

В конце октября американские законодатели выступили с инициативой внести подразделение МВД Украины специального назначения «Азов» в список террористических организаций, где ему в случае положительного решения Госдепа предстоит оказаться в одном ряду с «Аль-Каидой» и «Исламским государством». Ряд членов Палаты Представителей Конгресса США обратились в Госдепартамент с требованием разъяснить, почему эта «широко известная украинская ультранационалистическая военизированная организация, открыто принимающая неонацистов в свои ряды» и замеченная в нарушениях прав человека и применении пыток, до сих пор не включена в этот список, что дало бы федеральному правительству дополнительные инструменты для нейтрализации исходящей от нее угрозы.

В обращении было подчеркнуто, что подразделение «Азов» «на протяжении многих лет вербует, радикализирует и осуществляет подготовку американских граждан», напрямую увязав его влияние с кровавыми атаками в ряде американских штатов и в Новой Зеландии. По их мнению, «связь между подразделением «Азов» и терактами в США очевидна». Ранее американские спецслужбы заявляли о связях «Азова» с участниками беспорядков в штате Вирджиния в 2018 г.

Хотела бы напомнить, что Запад, в том числе предыдущая американская Администрация, активно поддерживали и финансировали политический проект под названием «постмайданная Украина», непосредственным и неотъемлемым атрибутом которого являлась и продолжает являться открытое спонсорство неонацистских идей. Идеология неонацизма, и мы об этом много говорили, взращивалась на Украине во многом на западные деньги.

Давно назревшая инициатива разобраться в этом вопросе возникла не на пустом месте. В конце сентября в США вышел любопытный доклад, посвященный транснациональному экстремизму, в котором фигурировало подразделение «Азов». Это исследование американской НКО «Центр Суфана», в  котором Украина называлась «одним из центров международной сети сторонников превосходства белой расы, привлекающим иностранных рекрутов со всего мира». По данным НКО, в украинском конфликте приняли участие порядка 17 тысяч выходцев из  50 стран, включая США. Ультранационалисты превратили Украину в «полигон» для отработки боевых навыков. «Батальон «Азов» вербовал иностранных граждан с неонацистскими взглядами, проводил их идеологическую проверку и готовил к нерегулярным боевым действиям», - говорится в упомянутом докладе. По всей видимости, перспектива возвращения на родину боевиков, имеющих за плечами опыт боевых действий на украинской земле, не вызывает эйфории на Капитолийском холме.

Помимо этого, как следует из доклада, подразделение «Азов» наладило связи с базирующимися в США членами Дивизии «Атомваффен» (AWD; нем. Дивизия ядерного оружия) и боевиками экстремистской группировки R.A.M (Rise Above Movement). Их «спайка» выходит далеко за рамки сетевого взаимодействия. Помимо тренировки совершеннолетних экстремистов, батальон «Азов» «предположительно создает молодежные лагеря и разрабатывает программы, предусматривающие обучение детей девятилетнего возраста военной науке и идеологии превосходства белой расы».

По мнению авторов исследования, «сторонники белого превосходства представляют собой явную террористическую угрозу США на пространстве от Питтсбурга до  Пауэя, от Чарльстона до  Эль-Пасо», где имели место недавние случаи внутреннего терроризма. Причем угроза вполне реальная: «за последнее десятилетие от их рук в США погибли втрое больше людей, чем от рук исламистов».

Приветствуем, что в США начали обращать внимание на ситуацию с разгулом неонацистов и ультранационалистов на Украине. Материалов предостаточно. За эти годы образовались уже тонны, если можно выразиться в этом эквиваленте, или месяцы кинохроники (сейчас она измеряется в других единицах), массив документов, видеоматериалов, фотографий, заявлений, программ, брошюр и т.д., которые пора не только изучать,  но и делать по ним соответствующие выводы. К сожалению, противоправные и бесчеловечные действия боевиков «Азова» на Украине, их преступления, целенаправленные усилия по срыву Минских договоренностей (мы видели это недавно из видеоролика) по-прежнему не получают должной оценки на официальном уровне.

Показательна реакция украинских властей, которые все как один бросились на защиту «Азова». Бывший глава МИД Украины П.Климкин назвал эту инициативу, якобы угрожающую национальной безопасности страны,  «нокдауном Украине». Замминистра иностранных дел Украины В.Боднар пообещал предоставить американцам необходимые «разъяснения». Так мы тоже можем предоставить американцам необходимые факты, причем мы публикуем их регулярно и передаем по линии ОБСЕ, распространяем в ОБСЕ, выходит большое количество фильмов на этот счет, которые готовятся независимыми российскими и зарубежными, в том числе украинскими журналистами. Об этом уже заговорил весь мир, и вот, наконец, начали говорить в США. Тут же появилась ответная реакция по блокированию обсуждения этой темы. Руководитель МВД Украины А.Аваков увидел в этом «попытку дискредитировать подразделение в сознании международных партнеров Украины и спровоцировать кризис в отношениях с союзниками, ослабить позиции Украины в мире». Сами представители подразделения «Азов» договорились до того, что усмотрели в предложении конгрессменов «пророссийскую пропаганду». Депутаты Верховной Рады написали обращение к представителям Палаты представителей Конгресса США, в котором попытались реабилитировать «Азов» и выразили готовность «предоставить помощь в выяснении объективной и непредвзятой информации об отряде специального назначения «Азов», хотя как раз в этой информации недостатка у конгрессменов, по всей видимости, нет. Повторю, за эти годы накопилось огромное количество материалов. Пора делать соответствующие выводы.

К оглавлению

О расследовании убийства Павла Шеремета

 

Также напомню в контексте ситуации на Украине, что там остаются нераскрытыми десятки преступлений, связанных с убийствами оппозиционеров, журналистов, общественных деятелей, которые высказывали иную, нежели полагалось в эти годы на Украине, точку зрения. Отметили недавнюю новость о том, что расследование убийства журналиста П.Г.Шеремета наконец-то сдвинулось с мертвой точки – якобы задержаны подозреваемые. Хотела бы напомнить, что следствие этого громкого преступления, которое всколыхнуло украинскую, российскую и мировую общественность, ведется уже больше трех лет. На протяжении всего этого срока, несмотря на давление со стороны международных правозащитных организаций, расследование практически не продвигалось. Если говорить объективно, то, по нашим данным, просто блокировалось. При этом наблюдалось явное отсутствие политической воли Киева в привлечении виновных к ответственности. Некоторые украинские официальные лица, включая самого министра внутренних дел Украины А.Авакова, начали искать «российский след», делали публичные заявления о якобы причастности российских официальных структур и ведомств к этому убийству.

Надеемся, что наметившийся прорыв в расследовании приведет не только к наказанию исполнителей, но и к тому, что с мертвой точки сдвинутся и другие аналогичные расследования о кровавых преступлениях на Украине последних лет. Напомню, до сих пор не раскрытыми остаются убийства в 2014 г. Андрея Стенина, Антона Волошина, Игоря Корнелюка и Анатолия Кляна.

Хотелось бы рассчитывать на то, что администрация нынешнего Президента В.Зеленского доведет их расследования до конца, а также покончит, наконец, с систематической политикой репрессий в отношении неугодных СМИ.

Продолжим внимательно следить за развитием ситуации.

К оглавлению

О третьем Глобальном Форуме молодых дипломатов

 

13-15 ноября с.г. состоится ключевое в этом году мероприятие Совета молодых дипломатов МИД России - Третий Глобальный форум молодых дипломатов. Форум впервые проходит в Москве: до этого встречи проходили в Сочи (в 2017 и 2018 гг.). Он станет рекордным по количественной и географической составляющей - более 130 делегатов из 70 государств мира.

Главная тема предстоящей дискуссии - «Изменение глобального миропорядка». Впервые в рамках Форума состоится официальная церемония подписания Меморандума о взаимодействии между организациями молодых сотрудников МИД России и МИД Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ).

Глобальный форум молодых дипломатов - результат шестилетней деятельности Совета молодых дипломатов МИД России по организации и проведению аналогичных мероприятий, в которых традиционно участвуют действующие молодые сотрудники внешнеполитических ведомств. Закрытый формат обсуждения позволяет откровенно и непредвзято рассмотреть текущую повестку дня, обменяться мнениями по наиболее актуальным вопросам международных отношений.

Регулярная информационная подсветка, расширенные доклады, пресс-релизы, пресс-конференции делают Форум интересным и привлекательным с точки зрения широкой аудитории. Форум состоится на трёх площадках: МИД России (запланирована встреча с руководством Министерства), Дипломатическая академия (пленарная сессия с участием А.В.Яковенко) и гостиница «Азимут».

Специальными гостями Форума станут яркие представители нашей парламентской дипломатии: К.И.Косачев, Л.Э.Слуцкий, Е.А.Примаков, С.Сигал.

По вопросам аккредитации на мероприятие просьба обращаться в информационную службу Совета молодых дипломатов по телефону:

+7 (977) 749-64-70. Контактное лицо: Спицын Сергей Владимирович.

К оглавлению

Из ответов на вопросы:

Вопрос: 22-23 ноября в Москве пройдет Российско-азербайджанский межрегиональный форум. Как в МИД России оценивают роль данной регулярной площадки в вопросе развития и укрепления сотрудничества между двумя странами?

Ответ: Юбилейный Десятый российско-азербайджанский межрегиональный форум запланирован на 22-23 ноября в Москве. Организаторами мероприятия выступают Министерство экономического развития России и Министерство экономики Азербайджана.

Форум зарекомендовал себя в качестве авторитетной дискуссионной площадки. Она объединяет представителей органов государственной власти, глав субъектов российских регионов, деловых и экспертных кругов для обсуждения актуальных вопросов сотрудничества между нашими странами, поиска новых перспективных направлений взаимодействия в различных сферах.

Межрегиональные связи имеют большое значение в многоплановых двусторонних отношениях России и Азербайджана, они продолжают расширяться. В них вовлечены более 70 регионов нашей страны.
17 субъектов Российской Федерации имеют действующие соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с Азербайджаном. Более трети всего объема торговли с этим государством приходится на Москву и Московскую область. В десятку основных торговых партнеров с российской стороны входят также Ставропольский и Краснодарский края, Челябинская, Свердловская, Саратовская и Оренбургская области, а также Санкт-Петербург и Республика Татарстан.

К оглавлению

Вопрос: В декабре состоится очередная встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана в Братиславе. Однако распространено мнение, что подобные встречи, по крайней мере, на данном этапе не способствуют активизации и расширению миротворческого процесса. Не собирается ли Россия, возможно, вместе с другими сопредседателями Минской группы ОБСЕ в ходе визита Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Ереван или «на полях» встречи в Братиславе подтолкнуть стороны к организации двустороннего саммита?

Ответ: Насчет «подталкивания» не уверена, но обсуждение состоится, о чем я уже сказала. Думаю, назовем это более приятным словом – «воодушевление».

К оглавлению

Вопрос:  Глава Лиги защиты интересов ветеранов локальных войн и военных конфликтов А.Трошев обратился в МИД России с письмом с требованием наказать агентство «Рейтерс» и журналистку агентства М.Цветкову за незаконное вторжение в медицинский центр «СОГАЗ». Там она под видом посетительницы приставала к больным и пыталась прорваться в палату. Следует ли в связи с этим ожидать каких-либо санкций в отношении агентства?

Ответ: МИД России не правоохранительный орган, а ведомство исполнительной власти. Министерство занимается работой с иностранными корреспондентами в соответствии с законами Российской Федерации о СМИ и о порядке аккредитации иностранных корреспондентов.

Я не видела письма, о котором Вы сказали. Уточню и посмотрю, что конкретно там излагается. У нас есть разные способы доведения наших озабоченностей в связи, например, с недостойным поведением иностранных корреспондентов в стране пребывания. Кстати, могу сказать, что нарушений бывает очень много – визовые, миграционные, посещение мест с особым регламентом, например, военных объектов на территории нашей страны, где дислоцированы Вооруженные Силы Российской Федерации, и целый ряд других ситуаций, когда иностранные журналисты явно не соблюдают или намеренно нарушают российское законодательство. В этой связи доводим до инкорров, их бюро соответствующую информацию. Мы работаем в том числе и с посольствами стран, чьи СМИ попадают в такие проблемные ситуации. Но МИД не является правоохранительным органом. Мы принимаем руководством к действию решения российских судов. Например, если судом принято решение в связи с нарушением иностранцем, будь то иностранный корреспондент или технический персонал бюро, российского закона, это доводится в том числе до МИД России. Дальше мы действуем, как это предписано законом. Но наказывать – это не к нам. Поскольку я не видела письма, отвечаю в целом на Ваш вопрос.

Есть еще распространенная ситуация, когда приезжают работать иностранные журналисты, но не имеют ни журналистской визы, ни аккредитации. Речь идет не о крупных международных событиях, где на уровне межведомственной проработки делаются соответствующие упрощения для работы журналистов, а о простом несоблюдении российских миграционных норм и нарушении правил аккредитации. Также доводим эту информацию до сведения пресс-секретарей посольств соответствующих стран, проводим беседы. Многие посольства даже не знают о том, что существует аккредитация – мы направляем им соответствующие документы. Не могу назвать это наказанием. Это работа ведомства, представляющего исполнительную власть.

К оглавлению

Вопрос: Сегодня утром крупнейший информационный портал Литвы «Дэлфи» выпустил памятку литовцам, которые собираются посещать Санкт-Петербург по электронным визам. В ней собрано абсолютно все: начиная с того, что при спуске с трапа самолета сотрудники полиции могут отобрать телефон и заставить стереть все фотографии, заканчивая тем, что если сказать, что приехали из Литвы, над вами будут смеяться и издеваться. Всех бродяг во время Чемпионата мира по футболу-2018 вывезли, а сейчас Петербург показал свое настоящее лицо.

Ответ: После такой инструкции я не могу этого опровергнуть. Это закономерно: если официальные органы распространяют подобные памятки, то действительно над страной будут смеяться. Это факт. Не знаю, на кого это рассчитано, возможно, на людей, у которых нет доступа в интернет. Не могу исключать, что такая ситуация может быть в упомянутой Вами стране, но мир открыт, глобализирован и информационно доступен. Поэтому это только лишний повод посмеяться над теми, кто такое распространял. Но это не в первый раз.

Мы видели – я сама читала – ставшие достоянием интернет-сообщества памятки, которые распространялись перед Чемпионатом мира по футболу в прошлом году. Мы даже говорили об этом на брифинге, цитировали, показывали отрывки в виде слайдов. В результате, кроме ироничного отношения к подобному позорному явлению, к тем, кто эти памятки составлял, не было ничего. Все, кто приехал на ЧМ-2018, два месяца находились на территории Российской Федерации, были во многих городах, причем участники, журналисты, болельщики, официальные лица посещали не только те города, которые были официальными площадками для проведения матчей, но и многие другие. Они свободно перемещались между этими пунктами. Уезжали из страны, приезжали снова, теряли, оформляли документы, обращались к правоохранительным органам, ездили в такси и в общественном транспорте, прилетали самолетами российских авиакомпаний из-за рубежа, перелетали по территории Российской Федерации, использовали железнодорожный транспорт, обращались в медицинские учреждения, звонили по телефонам. Про гостиницы и частный сектор я вообще не говорю. Вывод был один: все, что рассказывали о России в таких тонах, – это фейк.

Я считаю, что все это нужно проверить: оформить электронную визу, приехать, увидеть и написать по данной инструкции на упомянутом Вами сайте свой отзыв. Другого варианта понять, кто прав, кто неправ – нет.

Вы заметили, что такая памятка появилась именно с введением электронных виз? Естественно, с точки зрения этого электронного ресурса, за которым я не знаю, кто стоит, но раньше стояли официальные лица и структуры, ситуация настолько опасная, об этом надо было говорить и раньше, а не только когда идет явное упрощение визового режима для посещения нашей страны туристами. Очевидно, нужно напугать, сделать так, чтобы люди не приехали и не увидели все своими глазами.

К оглавлению

Вопрос: По мнению экспертов, в ходе форума Россия-Африка Россия достаточно четко расставила акценты для развития отношений с Африкой: это и военное сотрудничество – пролет наших бомбардировщиков в ЮАР, и экономическое направление – геологоразведка, строительство электростанций. Что особенно важно, это был культурный обмен. Недавно состоялся трогательный обмен подарками Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Бурунди Э.Нибигирой – наша гармошка и древний африканский барабан. По оценкам МИД России, достигнуты ли все цели этого форума?

Ответ: Достигнут целый ряд поставленных целей – это проведение не только многосторонних, но и двусторонних встреч, глобальная работа, которая была проделана для инвентаризации состояния отношений России со всеми странами этой части света. Для того, чтобы подготовить один саммит, проходит работа всех ведомств, поднимаются все проблемы, запрашивается и составляется большое количество документов, происходит аналитическая работа. А здесь – такое количество государств! Была проведена настоящая инспекция всех вопросов взаимодействия России с государствами и региональными объединениями Африки, которые тоже были представлены. Это очень серьезная работа.

И со стороны наших африканских партнеров была проведена аналогичная работа, поэтому все обсуждения носили исключительно предметный характер. Делегации были очень представительными.

Были решены вопросы практического плана, о которых говорил Президент России В.В.Путин и лидеры африканских государств в ходе многочисленных интервью. Были намечены пути решения имеющихся вопросов, а также большое количество планов стратегического характера, о которых шла речь в Сочи.

Все задачи нельзя решить, потому что многие из них долгосрочного плана. Но они были обозначены, и были намечены пути их решения.

К оглавлению

Вопрос: Как Вы оцениваете уровень стратегического партнерства России с Азербайджаном?

Ответ: Частично я ответила, говоря о Российско-азербайджанском региональном форуме. Это практический взгляд на наше сотрудничество.

Отношения развиваются поступательно, динамично. Нас связывают общая история, современность и, конечно, будущее. Поэтому наше взаимодействие устремлено в будущее, имеет колоссальную перспективу.

К оглавлению

Вопрос: Не считает ли Москва, что поведение США на востоке Сирии, особенно в отношении курдов и в связи с месторождениями нефти, представляет какую-либо угрозу Сочинскому соглашению между Президентом России В.В.Путиным и Президентом Турции Р.Т.Эрдоганом?

Ответ: Мы комментируем это в ежедневном режиме. Мне кажется, на этот вопрос практически невозможно ответить. Ситуация «на земле» меняется ежедневно. Если говорить глобально, то наше отношение Вы знаете: непонятно, что вообще американцы делают в этом регионе и непосредственно в этой стране, на каких основаниях они там находятся, какова их стратегия и политика. Все меняется в ежедневном формате и не имеет никакой долгоиграющей, понятной самим же американцам стратегии. На протяжении многих лет сменяются администрации, «рулевые» процессов на этом направлении, а стратегия так и не появилась.

Если говорить конкретно, то, к сожалению, я вынуждена вернуть Вас к нашим предыдущим комментариям и спросить, что конкретно Вы имеете в виду. Есть ли какое-то конкретное событие, которое я смогла бы прокомментировать?

Что касается угрозы нашим соглашениям, не думаю, что надо говорить только о планах и действиях США. Мы заключаем соглашения, в частности те, о которых Вы упомянули, для того, чтобы противодействовать деструктивным тенденциям «на земле». Их реализация ведет как раз к недопущению деструктивных действий, о которых Вы говорили.

Мы ждем от крупнейшего мирового игрока на международном направлении, которым является США, некоего конструктивного вклада в нормализацию ситуации в регионе. Ожидаем не только защиту нефтяных объектов в собственных целях, но, помимо всего прочего, конкретного вклада в нормализацию ситуации, которую они же и завели в нынешний кризис. Нужно сделать что-то не только для усугубления ситуации, а пора перейти к конструктивным действиям – поле для них огромно. В первую очередь, это гуманитарное направление: надо восстанавливать Сирию, которая стала жертвой политических интриг целого ряда западных и региональных игроков. Это то, что на поверхности, о чем сейчас говорят в Женеве, представители Астанинского формата, в ООН. Это одно из направлений, по которому нужно идти. Но таких направлений огромное количество. Если говорить в предметном плане, самое главное – медицина, образование, восстановление объектов инфраструктуры, финансовая помощь не неким сирийским «гуманитарщикам» или сочувствующим им западным «коллегам», не финансирование «Белых касок» или структур, которые опосредованно, в теоретическом плане занимались бы «восстановлением Сирии», а непосредственное восстановление гражданской инфраструктуры, которая необходима для жизни обычных людей, чье существование превратили в ад.

К оглавлению

Вопрос: В диалоге курдов с Дамаском, о котором неоднократно заявляло руководство России, видимо, есть переход к практическим шагам, о чем заявил заместитель Министра иностранных дел России С.В.Вершинин. По его словам, Россия готова способствовать переговорам между курдами и Дамаском о присоединении курдских Сирийских демократических сил (СДС) к сирийской армии. Есть ли детали? Как это будет выглядеть? Есть ли в планах способствовать политическому диалогу в Сирии?

Ответ: Решать по форме и формату должны непосредственно Дамаск и упомянутые Вами объединения. Наша задача – способствовать этому диалогу, возможно, гарантировать его и будущую реализацию соглашений, если они все-таки будут достигнуты. Но формат – это вопрос Дамаска и объединения.

Что касается нормализации политического диалога в Сирии, эта работа вообще никогда не прекращалась. Мы всегда выступали за нее и считаем, что без нее политическое будущее Сирии будет осложнено. Это один из краеугольных камней нашей позиции в отношении политического урегулирования в Сирии.

К оглавлению

Вопрос: Вчера Президент Турции Р.Т.Эрдоган обвинил в т.ч. Россию в том, что она не придерживается Сочинских соглашений, т.е. не выполняет своих обязанностей, хотя Министр обороны России С.К.Шойгу заявил, что наша страна выполнила взятые на себя обязательства. Есть ли угроза того, что Сочинские соглашения могут быть не выполнены?

Ответ: Могу лишь еще раз процитировать Министра иностранных дел России С.В.Лаврова о выполнении Россией своих обязательств. Исходим из того, что взятую на себя часть работы по этой договоренности Россия сделает. Надеемся, что и наши партнеры тоже сдержат данное ими слово. Мы очень активно работаем над этим.

К оглавлению

Вопрос: Позавчера состоялась встреча Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Греции Н.Дендиасом. Греческая сторона прокомментировала эту встречу как «новую главу в российско-греческих отношениях». Есть ли какой-либо комментарий с Вашей стороны?

Ответ: В ходе пресс-конференции по итогам переговоров было подробно, с фактами и цифрами, изложено отношение сторон к двустороннему взаимодействию.

Если Вы спрашиваете, почему «новая глава», потому что были и предыдущие главы. Они были и хорошими, и не очень, которые хотелось быстрее пролистнуть. Как Вы помните, мы встречались по этому поводу, – были странные страницы в этих главах. Но мы исходим из того, что они перевернуты. Мы будем выстраивать традиционно дружественные, взаимно конструктивные, взаимоуважительные отношения с Афинами и дальше.

К оглавлению

Вопрос: На днях Президент России В.В.Путин резко раскритиковал вытеснение русского языка в постсоветских республиках. Как Вы думаете, можно ли назвать подход Азербайджана к русскому языку правильной моделью, с которой нужно брать пример и работать?

Ответ: Мы с уважением и благодарностью относимся к той работе, которую Баку проводит по развитию и сохранению должного уровня присутствия русского языка на территории Азербайджана.

К оглавлению

Вопрос: Депутат литовского Сейма недавно объявил о том, что в течение одной-двух недель может состояться обмен между Россией и Литвой лицами, осужденными за шпионаж. Соответствует ли эта информация действительности?

Норвежские СМИ сообщают, что в числе лиц, которые будут участвовать в обмене, может быть Ф.Берг.

Ответ: Мне об этом ничего не известно. Мы уже давали комментарий на эту тему, он актуален. Если появится какая-либо информация, мы, как и всегда, уточним нашу позицию.

К оглавлению

Вопрос: С какими предложениями и с какой позицией по вопросу  нагорно-карабахского урегулирования Министр иностранных дел России С.В.Лавров будет встречаться с Министром иностранных дел Армении З.Г.Мнацаканяном? Сейчас на повестке дня между Арменией и Азербайджаном стоят вопросы гуманитарных мер. С.В.Лавров некоторое время назад говорил о том, что Россия приветствует обмен всех на всех.

Ответ: Могу только еще раз процитировать заявление С.В.Лаврова.

У нас будет более детальный материал по этому визиту, который мы опубликуем на сайте в ближайшие дни. Также будет опубликовано интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова армянским СМИ. Мы договорились о том, что публикация состоится завтра. Продублируем его на сайте МИД России. Там тоже подробно изложены эти темы.

К оглавлению

Вопрос: Заместитель главы МИД Ирана А.Аракчи заявил, что, если ядерная сделка не будет выполняться европейскими участниками, Иран выйдет из соглашения. Какие будут последствия?

Ответ: Неутешительные. Несколько лет работали над этой сделкой. До этого была кризисная ситуация – очень хорошо помню, как не могли запустить диалог. «Шестерка» старалась, были бесконечные обострения ситуации. Потом удалось сделать так, чтобы стартовал настоящий переговорный процесс. Он занял несколько лет. Предприняты колоссальные усилия со стороны Евросоюза (кстати говоря, – пример активнейших усилий этой структуры и их эффективности на этом направлении), США отметились с их очень масштабным подходом к решению этого вопроса. Про нашу позицию Вы тоже хорошо знаете.

Развал договоренности – это точно не вариант. К сожалению, мы наблюдаем односторонний выход из нее США, нелегитимный, исходя из того, что эта договоренность прошла Совбез ООН. Мы уже говорили о неспособности европейских партнеров гарантировать те условия, которые были предложены Ирану. Мы видим, куда ведет подобная безответственная, не имеющая реальных результатов политика участников этой договоренности. Конечно, все это не может не беспокоить. Не уверена, что кто-то будет в состоянии повторить весь этот путь, ведь только переговорный процесс занял около четырех лет. А потом ведь еще существует вопрос доверия. Если один раз будет разрушено то, что удалось путем переговоров достичь и согласовать, кто же еще раз будет играть по тем же правилам, если они так бесцеремонно и грубо нарушаются?

К оглавлению

 

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

Карты

Россия в системе международных отношений