Новости ЮНКТАД

2.11.1612:08

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

 

(Справка)

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), учрежденная в соответствии с резолюцией ГА ООН 1995 (XIX) 30 декабря 1964 г., является одним из универсальных и глобальных форумов по рассмотрению и выработке рекомендаций по проблематике развития и взаимосвязанных вопросов торговли, финансов, задолженности, инвестиций, передачи технологий и др. Штаб-квартира Организации расположена в Женеве.

Членами ЮНКТАД являются 194 государства. Статус наблюдателей имеют 114 межправительственных и 211 неправительственных организаций.

Генеральный секретарь ЮНКТАД назначается на четырехлетний срок генеральным секретарем ООН и утверждается решением ГА ООН. С 1 сентября 2013 г. этот пост занимает Мухиса Китуи (Кения). Заместителем Генерального секретаря ЮНКТАД с 1 апреля 2015 г. является бывший постоянный представитель Швеции при ВТО Йаким Райтер.

В соответствии с мандатом ЮНКТАД осуществляет свою деятельность по трем основным направлениям: аналитическая работа, построение консенсуса по актуальным вопросам торговли и развития, а также реализация программ технического содействия.

В полномочия ЮНКТАД также входит проведение международных переговоров, участие в реализации решений глобальных форумов, продвижение конструктивных подходов и рекомендаций, а также политических инициатив по вопросам, рассматриваемым другими международными организациями. Важным аспектом деятельности Организации является принцип универсальности, подразумевающий необходимость учета специфических интересов всех стран-членов и групп стран.

Бюджет ЮНКТАД состоит из регулярного бюджета (на период 2014- 2015 гг. - 147,9 млн. долл. США), утверждаемого ГА ООН и покрывающего функционирование секретариата Организации, проведение основного объема аналитической работы и подготовку публикаций, и фонда на реализацию программ техпомощи, формирующегося за счет взносов доноров (государства, частные компании, а также финансирование проектов другими МО системы ООН, например ПРООН). В 2014-2015 гг. объем внебюджетного финансирования программ составил 75,5 млн. долл. США.

Высшим органом ЮНКТАД является министерская конференция, которая созывается раз в четыре года. Сроки и место проведения мероприятия устанавливаются ГА ООН. Первая Конференция ЮНКТАД прошла в Женеве в 1964 г. Последние - ЮНКТАД-Х - в 2000 г. в Бангкоке, ЮНКТАД-XI - в 2004 г. в Сан-Паулу, ЮНКТАД-ХП - в 2008 г. в Аккре, ЮНКТАД-ХШ - в 2012 г. в Дохе.  Конференция ЮНКТАД-XIV состоялась 17-22 июля 2016 г. в Найроби.

Совет по торговле и развитию (СТР) ЮНКТАД осуществляет координацию работы Организации в период между министерскими конференциями. В состав Совета входит 155 стран. СТР собирается один раз в год (осенью) на очередную сессию, а также до трех раз в год - на исполнительные сессии.

Председатель СТР избирается в ходе сессии Совета от одной из региональных групп в порядке ротации сроком на один год. В настоящее время председателем СТР является Постоянный представитель Аргентины при отделении ООН в Женеве Альберто Педро Д'Алотто.

Президиум СТР (12 членов) оказывает содействие Председателю в работе и выносит рекомендации по актуальным вопросам деятельности Организации. Его состав комплектуется из представителей всех региональных групп на основе принципа справедливого географического распределения.

Комиссии ЮНКТАД являются вспомогательными органами СТР. Они созываются один раз в год для обсуждения актуальных вопросов, находящихся в ведении Организации, и выработки соответствующих рекомендаций. В настоящее время, в соответствии с Аккрскими решениями о структурной оптимизации Конференции, функционируют три комиссии:

-         Комиссия ЮНКТАД по инвестициям, предпринимательству и развитию.

-         Комиссия ЮНКТАД по торговле и развитию.

-         Комиссия ЮНКТАД по науке и технологиям в целях развития (является вспомогательным органом ЭКОСОС).

Работу комиссий дополняют совещания экспертов ЮНКТАД, рассчитанных на один год или несколько лет, в ходе которых обсуждаются более специфические аспекты торгово-экономической проблематики. Каждая из Комиссий созывает ежегодно две-три экспертных встречи. Темы совещаний и встреч экспертов выбираются на основе предложений стран- членов Организации.

Статус ЮНКТАД подразумевает участие в проводимых по линии Организации мероприятиях наделенных соответствующими полномочиями представителей национальных правительств. Однако, принимая во внимание то, что формат работы ЮНКТАД фактически не предполагает принятие юридически обязывающих для всех стран-членов документов (это может касаться, скорее, участия отдельных стран в конкретных проектах техпомощи), «формализуются» полномочия лишь для делегатов, участвующих в проводимых раз в четыре года министерских конференциях ЮНКТАД. В этой связи имеются случаи участия в совещаниях экспертов представителей национальных органов исполнительной власти, которые, тем не менее, работают на этих мероприятиях «в личном качестве» и не делают заявлений от имени своих государств.

Фактически представленность государств на мероприятиях, проводимых в Женеве по линии ЮНКТАД, обеспечивается в подавляющем большинстве случаев дипломатами национальных постпредств. Это в равной степени характеризует практику как развитых, так и развивающихся стран.

«Расширение» национальных делегаций (главным образом, за счет командирования из столиц представителей МИДов и министерств, курирующих торгово-экономический блок) может происходить в случае участия в указанных мероприятиях высокопоставленных представителей органов власти (например, в качестве докладчиков-панелистов либо находящихся в Женеве для встреч и переговоров с руководством или секретариатом ЮНКТАД), или при наличии особого интереса к вопросам, стоящим на повестке дня того или иного мероприятия (все материалы и доклады к предстоящим заседаниям заблаговременно размещаются на сайте Организации). В целом каких-либо «закономерностей» в командировании подобных расширенных делегаций не прослеживается.

Существует практика рассылки подразделениями ЮНКТАД приглашений экспертам (в том числе и правительственным) напрямую, «в обход» женевских постпредств, что вызывало в последнее время многочисленные нарекания стран-членов. Руководство организации пытается систематизировать и унифицировать процедуру направления подобных приглашений и впредь использовать для этого официальные каналы.

Помимо мероприятий, за подготовку которых непосредственно отвечает секретариат ЮНКТАД, под эгидой Организации и при участии ее экспертов ежегодно проводится ряд отраслевых мероприятий (например, Глобальный сырьевой форум и Межправительственный форум по устойчивому развитию горнодобывающего сектора и его минерально - сырьевой базы). Расширению контактов ЮНКТАД с гражданским обществом призван содействовать проводящийся летом Общественный симпозиум.

Штат Секретариата ЮНКТАД состоит приблизительно из 400 сотрудников (в их числе - 10 граждан России). Структурно Секретариат разделен на пять департаментов:

-         Департамент глобализации и стратегий развития;

-         Департамент инвестиций и предпринимательства;

-         Департамент международной торговли товарами, услугами и сырьевыми товарами;

-         Департамент технологий и логистики;

-         Департамент стран Африки, наименее развитых стран и специальных программ.

Программы техпомощи

Темы программ и подбор экспертов для их реализации во многом определяется правительствами стран-доноров. Соответственно, эти проекты ориентированы, в первую очередь, на потребности стран-доноров и отражают их экономические интересы в странах-реципиентах. В настоящее время этот инструмент активно используется не только западными странами - традиционными донорами ОПР, но и такими развивающимися странами, как Китай и Бразилия, особенно в африканском регионе. В этой связи изучение опыта эффективного использования донорства в части проектов техпомощи ЮНКТАД представляет несомненный интерес и для России.

С учетом того, что основными бенефициарами программ техпомощи ЮНКТАД являются развивающиеся страны (это прямо вытекает из мандата Организации), участие России в качестве реципиента помощи по большинству из них не представляется возможным. В то же время, являясь признанным центром мировой экспертизы в области торгово-экономической политики, ЮНКТАД открыт для совместной работы с заинтересованными сторонами для разработки новых проектов, отражающих интересы конкретных государств и региональных блоков (в случае России - регион СНГ). При этом следует исходить из имеющих место объективных ограничений, в частности - двухгодичного цикла бюджетного планирования.

Так, план на период 2016 - 2017 гг. в настоящее время согласовывается и речь может идти о разработке новых проектов, реализация которых предполагается в указанные сроки.

Из действующих в течение многих лет программ ЮНКТАД наибольший интерес с точки зрения возможного участия (или расширения участия) России представляют следующие.

Страновые обзоры инвестиционной политики. Один из наиболее адресных и эффективных, согласно оценкам стран-реципиентов и руководства ЮНКТАД, инструментов техпомощи в арсенале Организации.

При подготовке обзора ЮНКТАД оценивает текущую ситуацию, изучает среднесрочную и долгосрочную перспективу в стране по вопросам привлечения прямых иностранных инвестиций. При этом «активная фаза» сбора информации «на местах» с командированием экспертов ЮНКТАД в страну проведения обзора занимает обычно около одного года. По итогам исследования разрабатывается стратегический план действий по реализации рекомендаций ЮНКТАД, который представляется на утверждение правительству.

Подготовка обзора инвестиционной политики экспертами ЮНКТАД и его последующая презентация на ее «полях», несомненно, относится к резонансным событиям в календаре Организации и, помимо практической пользы для органов государства-заказчика, отвечающих за формирование инвестиционной политики, дает заметный позитивный сигнал зарубежным инвесторам. Существует также практика оценки экспертами ЮНКТАД хода выполнения предписанных рекомендаций и их эффективности.

Всего ЮНКТАД проведено более 30 подобных обзоров, в том числе три обзора для государств-членов СНГ - Узбекистана (1999 г.), Белоруссии (2010 г.) и Молдавия (2014 г.). Во всех случаях проект финансировался ПРООН. По мнению наших партнеров, после проведения обзоров имел место заметный положительный эффект в процессе привлечения ПИИ, были усовершенствованы механизмы государственного регулирования инвестиционных процессов.

Подготовка инвестиционного обзора для России могла бы принести аналогичный «стимулирующий эффект» и повысить инвестиционную привлекательность нашей страны на мировой арене. Общая стоимость проекта оценивается приблизительно в 150 тыс. долл. США в год (включает подготовку обзора - обычно в течение двух лет, а также возможные последующие мероприятия по экспертному сопровождению внедрения предписанных в обзоре рекомендаций в национальную политику). Вместе с тем следует исходить из того, что для России как крупного развитого государства практически исключено выделение донорских средств из целевых трастовых фондов ЮНКТАД.

Виртуальный институт ЮНКТАД. Представляет собой сеть образовательных и научно-исследовательских учреждений с координационным центром в Женеве. Образован в 2004 г. по решению Министерской конференции ЮНКТАД-XI (Сан-Пауло). Основная задача Виртуального института - развивать связи между национальными академическими заведениями, специализирующимися на экономической проблематике, а также вопросах международной торговли и развитии. По задумке организаторов, данный проект призван мобилизовать экспертное участие академических кругов в обсуждении актуальных вопросов, входящих в компетенцию ЮНКТАД.

В настоящее время Виртуальный институт объединяет 96 высших учебных заведений и научно-исследовательских центров в 43 странах.

ЭМПРЕТЕК. В сфере поддержки малого и среднего предпринимательства ЮНКТАД с 1988 г. осуществляет программу ЭМПРЕТЕК (от испанского emprendedores - предпринимательство и tecnologia - технология). Основным ядром проекта является 6 дневный учебный семинар-тренинг, проводимый сертифицированными преподавателями ЭМПРЕТЕК по методологии Гарвардского университета. Тренинг направлен на формирование самомотивации и культивирование психологии успешного предпринимателя.

В настоящее время программа активно реализуется в 34 странах, в том числе в Аргентине, Бразилии, Чили, Иордании, ЮАР, Уганде, Румынии и др.

Ключевым продуктом программы является подготовка предпринимателей путем проведения специальных семинаров и тренингов. Во многих странах (в основном - в Латинской Америке) ЭМПРЕТЕК является частью национальных стратегий по развитию предпринимательства и созданию рабочих мест.

АСИКУДА. В сфере упрощения таможенных процедур ЮНКТАД с 1981 г. ведет проект АСИКУДА (ASYCUDA - Automated System for Customs Data), призванный способствовать развитию международной торговли путем автоматизации процесса таможенного оформления (концепция «одного окна»).

АСИКУДА представляет собой пакет программного обеспечения, позволяющего регистрировать прохождение товаров через таможню осуществлять электронное декларирование грузов, а также автоматизированный контроль за своевременной уплатой всех видов таможенных платежей, акцизов и др. Важной функцией системы является также автоматизация выдачи сертификатов, лицензий и других разрешительных документов. Участник ВЭД и контролирующие ведомства имеют возможность проверять в режиме реального времени статус оформления таких документов. АСИКУДА также позволяет осуществлять эффективное межведомственное управление рисками на основе перекрестной проверки по базам данных.

Система разработана в соответствии с передовой практикой, рекомендациями ЕЭК ООН, ВТамО, ИСО, МСЭ и других организаций. Пакет программного обеспечения предоставляет широкие возможности по адаптации под требования или существующую техническую инфраструктуру конкретного государства. После запуска, отладки и передачи экспертами АСИКУДА навыков управления (осуществляется на некоммерческой основе - то есть покрываются лишь фактические затраты, связанные, например, с командированием экспертов ЮНКТАД и зарплатами координаторов проекта) функционирование системы полностью обеспечивается соответствующими национальными органами.

По оценкам руководства ЮНТКАД, АСИКУДА входит в число наиболее успешных и востребованных «продуктов» Организации (это также самый масштабный по охвату проект - он реализуется в 90 странах, главным образом, в Африке, Карибском бассейне и Юго-Восточной Азии).

ЮНКТАД-Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Диалог между ЮНКТАД и ЕЭК выстраивается на основе двустороннего меморандума о сотрудничестве, подписанного 23 мая 2013 г. в Астане. Перспективы развития взаимодействия обсуждались в ходе встречи между Членом Коллегии по основным направлениям интеграции и макроэкономике ЕЭК Т.Д.Валовой и заместителем Генсекретаря ЮНКТАД Й.Райтером (Женева, июль 2015 г.). В числе прочего стороны обсудили вопрос о возможной организации совместной аналитической работы по исследованию интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза.

 

Отображение сетевого контента

Общие сведения

  • Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)