Публикатор

11.07.1916:22

Выступление Управляющего от Российской Федерации, Постоянного представителя России при международных организациях в Вене М.И.Ульянова в ходе сессии Совета управляющих МАГАТЭ по пункту повестки дня «Проверка и мониторинг в Исламской Республике Иран в свете резолюции 2231 (2015) Совета Безопасности ООН», Вена, 10 июля 2019 года

1450-11-07-2019

Уважаемая госпожа Председатель,

Нынешняя сессия Совета весьма необычна. Её особенность в том, что мы обсуждаем ситуацию с низкообогащённым ураном (НОУ), который обычно не попадает в поле нашего зрения, поскольку не создаёт рисков распространения ядерного оружия. Любое государство-член Агентства имеет право располагать неограниченными запасами НОУ, тем более если они находятся под плотным международным контролем. Это не может вызывать озабоченности с точки зрения соблюдения ДНЯО и Соглашения о гарантиях с МАГАТЭ. Соответственно, предпринятые Ираном шаги имеют весьма отдалённое отношение к мандату нашего Совета. Иранские ядерные объекты находятся под пристальным наблюдением инспекторов МАГАТЭ, а иранская сторона делает все от нее зависящее, чтобы помочь Агентству, и обеспечивает абсолютную прозрачность всех проводимых работ.

Напомним, что ограничения на объёмы НОУ и уровень его обогащения представляют собой добровольные меры строго в рамках СВПД, которые Тегеран взял на себя сверх обычных обязательств по ДНЯО. Поэтому отклонения от упомянутых лимитов могут рассматриваться только в Совместной комиссии по СВПД, как это и предусматривается резолюцией 2231 СБ ООН. Могу сообщить, что Комиссия этим занимается.

Особо хотели бы отметить ещё одну странность. Инициатива проведения спецсессии исходила от США – страны, объявившей СВПД «ужасной сделкой» и ставшей на путь её разрушения. На поверку оказывается, что Вашингтон осознаёт значение Совместного плана действий и добивается полного его соблюдения, правда, почему-то только Тегераном. На самом же деле США, отказавшись выполнять собственные обязательства по «ядерной сделке», утратили всякое право требовать это от других.

Предпринятые Тегераном шаги, конечно, не вызывают энтузиазма, но мы относимся к ним с пониманием. Первопричины этих контрмер нам очевидны. Условия сделки были давно и грубо нарушены. И сделал это, как мы все знаем, не Иран. США нанесли сокрушительный удар по одному из наиболее значимых глобальных дипломатических достижений и продолжают беззастенчиво нарушать положения резолюции СБ ООН 2231, а также резолюции СУ МАГАТЭ от 15 декабря 2015 года. Вопиющими примерами таких нарушений являются заявления США о выходе из СВПД, их отказ выполнять все свои обязательства в рамках «ядерной сделки», создание препятствий осуществлению всеобъемлющих договоренностей другими странами (прежде всего, Ираном и остающимися участниками СВПД).

Пресловутый выход США из СВПД де-юре международным сообществом не признан. В СВПД и резолюции СБ ООН 2231 по-прежнему говорится об обязательствах Вашингтона, который, вопреки этим обязательствам, восстановил односторонние санкции против Ирана и активно добивается их повсеместного экстерриториального применения с тем, чтобы исключить любые возможности получения экономических и иных выгод для Тегерана от реализации СВПД. Цинизм действий США состоит в том, что они сами воспрепятствовали выполнению Тегераном обязательств по соблюдению установленного всеобъемлющими договоренностями ограничений в отношении запасов низкообогащенного урана. Теперь американская сторона позволяет себе упрекать иранские власти в том, что они поступают так, как того сам Вашингтон от них добивался ранее.

Напомним, что План действий был направлен не только на решение ядерных вопросов, но и на нормализацию торгово-экономических отношений с Ираном. В обмен на добровольные ограничения его ядерной программы и усиленное взаимодействие с МАГАТЭ с Тегерана снимались все санкции. Лишь терпение и выдержка Ирана позволили больше года поддерживать СВПД «на плаву». Очевидно, однако, что устоять только на одной из двух опор СВПД трудно. В итоге линия США на экономический зажим Ирана наносит удар и по проверкам МАГАТЭ в ИРИ. Вся ответственность за возможный слом прочного и тщательно сконфигурированного инструментария проверочной деятельности целиком и полностью ляжет на Вашингтон. Негативные последствия отразятся и на всей системе гарантий Агентства.

Призываем все государства-члены Совета решительно осудить деструктивную линию США. Рецепт спасения «ядерной сделки» прост – Вашингтону необходимо прекратить мешать нормальной реализации СВПД иранской стороной и другими остающимися участниками Плана действий, воздерживаться от создания препятствий выполнению резолюции СБ ООН 2231, а также вернуться к соблюдению всех своих обязательств в рамках всеобъемлющих договоренностей, соответствующих решений СБ ООН и СУ МАГАТЭ. В качестве первого шага США необходимо отказаться от попыток ввести нефтяное эмбарго против Тегерана. Это уже стало причиной резкого обострения в регионе Персидского залива, что негативно сказывается на всей системе международной безопасности.

Уверены, что долгосрочная устойчивая реализация СВПД может быть обеспечена только на основе полной приверженности всех вовлеченных сторон своим обязательствам при сохранении баланса интересов и неизменной опоре на принцип взаимности, составляющий суть «ядерной сделки». Российская сторона подтверждает принципиальную готовность продолжить поиск взаимоприемлемых решений стоящих проблем в рамках Совместной комиссии СВПД. Призываем всех участников «ядерной сделки» строго следовать Плану действий, проявлять сдержанность и мудрость в интересах укрепления международной безопасности и сохранения верховенства права в межгосударственных отношениях.

Благодарю Вас, уважаемая госпожа Председатель.

Календарь

x
x

Архив

Дополнительные инструменты поиска