Выступления Министра

25.06.2020:13

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 25 июня 2020 года

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1
Скачать файл

Смотреть это видео на Youtube

СОДЕРЖАНИЕ

  1. О текущей ситуации с коронавирусом
  2. О ситуации с возвращением россиян на Родину вывозными рейсами
  3. Об оказании Россией гуманитарной помощи Малави
  4. О содействии развитию системы школьного питания в Таджикистане
  5. О проведении голосования по поправкам в Конституцию Российской Федерации за рубежом
  6. О российско-американской встрече по стратегической тематике
  7. Об «историческом экскурсе» Госдепартамента США относительно выполнения Россией и СССР договоров в области контроля над вооружениями в 1984-2020 годах
  8. О видеоконференции заместителя Министра иностранных дел России А.Ю.Руденко с сопредседателями Международных женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье
  9. О докладе ЕС о правах человека и демократии в мире за 2019 год
  10. О новых поставках вооружений США Украине
  11. Об очередном демарше МИД Украины
  12. О «расследовании» американской компании «Графика»
  13. О 45-й годовщине независимости Республики Мозамбик и установления дипломатических отношений между СССР и Мозамбиком
  14. О 60-й годовщине провозглашения независимости Республики Мадагаскар
  15. О 85-летии российско-колумбийских дипломатических отношений

Из ответов на вопросы:

  1. О беспорядках в США
  2. О вывозе из Сирии российских граждан
  3. О задержании российских граждан в Таиланде
  4. О возможном возобновлении ядерных испытаний в США
  5. О сообщениях о готовящемся покушении на спецпредставителя Госдепартамента США по афганскому примирению З.Халилзада

 

 

 

О текущей ситуации с коронавирусом

 

Ситуация в мире с пандемией нового коронавируса по-прежнему выглядит не очень стабильно. Настораживают отмеченные в последние дни рекордные с начала эпидемии темпы прироста заразившихся в таких регионах, как Латинская Америка, Южная Азия, Ближний Восток, Африка.

Назад к оглавлению

 

О ситуации с возвращением россиян на Родину вывозными рейсами

 

На этой неделе мы прошли очередную веху и в условиях все еще продолжающегося мирового локдауна вступили в четвертый месяц работы по оказанию содействия в возвращении российских граждан, оказавшихся в затруднительном положении за рубежом из-за пандемии коронавируса. С момента запуска действующего алгоритма число вывезенных соотечественников, выразивших свое желание вернуться в Россию, уже превысило 41 тыс. человек. Из них более 36 тыс. были возвращены рейсами российских авиаперевозчиков. Хотела бы также обратить внимание, что та цифра, которая была заявлена в конце марта – начале апреля в 30 с небольшим тысяч человек в общем-то уже выполнена и перевыполнена, но при этом существуют новые заявки людей, которые не планировали возвращаться, но обстоятельства сложились таким образом, что они хотят вернуться на Родину. Для этого и подстраивается алгоритм, с тем, чтобы у них такая возможность была.

За последнюю неделю основной акцент был сделан на ближнем зарубежье – вывозные рейсы были выполнены из Душанбе, Ташкента, Бишкека, Оша, Кишинева – причем не только в Москву, но и в другие города России. Наши граждане вернулись также из Белграда, Хошимина, Бангкока. Продолжает расширяться география транзита через европейские и азиатские хабы. Вчерашний вывозной рейс из Гонконга практически полностью состоял из транзитных пассажиров – которые следовали из Новой Зеландии, Южной Кореи, Тайваня (КНР), Сингапура и Филиппин – всего порядка 60 человек. Через Париж и Франкфурт в Москву вернулись соотечественники из Австралии, Новой Зеландии, Канады, Сингапура и ряда других стран. Хотела бы еще раз привлечь ваше внимание к тому, что содействие в возвращении российских граждан домой осуществляется не только прямыми рейсами, но и путем транзитных возможностей через те страны, где осуществляются вывозные рейсы. На предстоящие рейсы из Парижа и Лондона зарегистрировались российские граждане с Мальты, из Бахрейна, Греции, не говоря уже о традиционных отдаленных направлениях – таких как Австралия, Новая Зеландия, Канада.

На предстоящей неделе особое внимание будет уделено Латинской Америке - туда готовится очередной непростой вывозной рейс. Со всеми деталями Вы можете ознакомиться на информресурсах портала «Госуслуги» и на сайтах наших посольств. Могу сказать, что ведется непрерывная, круглосуточная работа для того, чтобы этим рейсом смогли воспользоваться максимальное число наших граждан. К сожалению, не всегда объективные логистические трудности позволяют это сделать. Мы очень рассчитывали на возможность наземного транзита из Перу в Кито, однако реальность оказалась сложнее, хотя мы продолжаем работать и в этом направлении. В любом случае мы стараемся предложить российским гражданам оптимальные маршруты, стараясь минимизировать для них возможные риски.

Мы продолжаем получать многочисленные групповые обращения от наших граждан. Все они учитываются в работе по формированию графика вывозных рейсов. В частности, у соотечественников, находящихся в Китае, на ближайшие недели будет сразу несколько возможностей для возвращения домой – рейсы российских и китайских авиакомпаний полетят из Шанхая, Ченду, Гуанчжоу и, возможно, Пекина. Это краткая информация, за которой стоят работа и очень активные усилия российских дипломатов и представителей других ведомств: Минкомсвязи, Минтранса, Росавиации, Роспотребнадзора, Оперативного штаба. Безусловно, все это делается под эгидой Правительства Российской Федерации.

Назад к оглавлению

 

Об оказании Россией гуманитарной помощи Малави

 

Также хотелось бы сказать несколько слов об оказании гуманитарной помощи Россией. Представительство Всемирной продовольственной программы ООН в Лилонгве приступило к распределению продовольствия, приобретенного за счет взносов Российской Федерации в фонд этой международной структуры в размере 1 млн долл. США. Речь идет о закупленных в нашей стране и доставленных в Малави по ооновской линии 420 тоннах продовольственных товаров. Они будут переданы сорока тысячам граждан этой страны, находящимся в наиболее затруднительном социальном положении.

Это очередной вклад нашей страны в международные усилия по оказанию малавийскому народу гуманитарной поддержки в непростых экономических условиях, усугубленных пандемией коронавируса.

Назад к оглавлению

 

О содействии развитию системы школьного питания в Таджикистане

 

Россия и Всемирная Продовольственная Программа ООН (ВПП) приступают к реализации третьей, заключительной фазы совместного проекта по развитию системы устойчивого школьного питания в Таджикистане, включающей программы ремонта и переоснащения столовых, повышение квалификации сотрудников таджикских школ, а также проведение информационной кампании по продвижению здорового питания. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля № 1206-р, наша страна выделит более 11 млн долл.США на эти цели в 2020-2023 годах.

С момента запуска данной инициативы в 2013 г. в Таджикистане были отремонтированы пищеблоки и проведены тренинги для сотрудников около 60 таджикских школ, построены или реконструированы 7 школьных пекарен, снабжающих хлебом более 60 учебных заведений, установлены 10 теплиц и многое другое было сделано. Все эти годы российским продовольствием также регулярно снабжались более полумиллиона учащихся 1-4 классов около двух тысяч школ Таджикистана. Российский вклад в развитие системы школьного питания Республики в 2013-2019 годах составил 17,1 млн. долл.

Кроме того, планируется, что 10 млн долл.США из российского регулярного взноса в фонд ВПП будут направлены на закупку продуктов питания для нужд таджикских школьников в 2020-2021 гг.

Предоставляемая Россией по каналам ВПП масштабная помощь в области обеспечения продовольственной безопасности, общий объем которой с 2005 г. превысил 100 млн долл.США, является наглядным подтверждением готовности нашей страны содействовать развитию Таджикистана в духе стратегического партнерства и союзничества между нашими странами. Вот такой конкретный практический вклад.

Назад к оглавлению

 

О проведении голосования по поправкам в Конституцию Российской Федерации за рубежом

 

Теперь о теме, которая является очень актуальной. Это голосование по поправкам в Конституцию России. Проходит оно не только на территории нашей страны. Для проведения голосования по поправкам в Конституцию Российской Федерации среди российских граждан, находящихся за пределами нашей страны, на базе российских дипломатических представительств и консульских учреждений создано 254 избирательных участка в 143 странах, сформированы участковые избирательные комиссии (УИК).

В связи с пандемией коронавируса COVID-19 и введенными в этой связи санитарными и административными ограничениями в большинстве стран мира, говорить о едином для всех государств порядке проведения голосования по поправкам не представляется возможным. В каждой стране существуют свои правила, которые введены на время борьбы с пандемией. Не то, что в каждой стране, но даже в разных регионах отдельных стран существуют свои вводные, указания, ограничения.

Во многих государствах ограничено передвижение даже в черте города, закрыт для посетителей вход в загранучреждения, а в некоторых из-за пандемии введено чрезвычайное положение, о чем вы тоже хорошо информированы. В некоторых странах даже не отменен комендантский час. Далеко не все диппредставительства и консульские учреждения ввиду кадровых и технических сложностей имеют возможность проводить голосование так, как это делается в России – с 25 июня по 1 июля.

Тем не менее, в большинстве российских посольств и генеральных консульств (где образованы УИК) голосование будет проведено 1 июля в соответствии с законодательством Российской Федерации и постановлениями ЦИК России, с соблюдением всех норм и правил, установленных властями государств их пребывания. В некоторых странах, несмотря на трудности, запланированы также досрочные голосования, как в течение шести дней до основной даты, так и ранее – с выездом в места компактного проживания россиян. Технических вопросов очень много. Еще раз хочу повторить: они все обусловлены эпидемиологической ситуацией в каждой конкретной стране и решаться они будут уже на местах.

Подробно о работе участковых избирательных комиссий и графиках голосования можно узнать из информации, размещаемой на сайтах российских загранучреждений.

Назад к оглавлению

 

О российско-американской встрече по стратегической тематике

 

22 июня в Вене состоялась российско-американская встреча по стратегической проблематике. Она вызвала большую заинтересованность СМИ и специалистов международников. Российскую межведомственную делегацию возглавлял заместитель Министра иностранных дел России С.А.Рябков, американскую – спецпосланник Президента США по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли.

Было продолжено обсуждение ситуации в сфере международной безопасности и контроля над вооружениями, включая, в частности, перспективы продления Договора о СНВ. Российская делегация вновь изложила аргументацию, почему продление этого соглашения, как это предусмотрено его положениями, в нынешних условиях стало бы разумным и ответственным шагом. К сожалению, американская делегация ничего нового по данному вопросу нам не сказала.

Ещё одной важной темой стало поддержание стабильности и предсказуемости в условиях прекращения действия Договора о РСМД. Российская делегация напомнила об инициативе по встречным с НАТО мораториям на развёртывание наземных ракет средней и меньшей дальности. США держат курс на размещение систем, ранее запрещавшихся по ДРСМД, в различных регионах мира. Ещё раз предупредили американских коллег о дестабилизирующем характере подобной линии, чреватой дополнительной эскалацией напряженности и высокими рисками гонки вооружений.

На встрече в Вене российская сторона поднимала вопрос о дестабилизирующем влиянии военной активности НАТО в Европе. Это провоцирует дальнейший рост напряженности и недоверия, о чем мы говорили многократно. Также напомнили о наших предложениях, нацеленных на деэскалацию военной напряженности, которые в НАТО до сих пор упорно игнорируют. Опять же, мы на это обращали внимание неоднократно. В этом контексте вновь подчеркнули важность прекращения практики «совместных ядерных миссий» альянса, вывода ядерного оружия США с территории европейских стран на национальную территорию и ликвидации инфраструктуры для его развёртывания в Европе. Такой шаг, с нашей точки зрения, способствовал бы существенному оздоровлению климата международной безопасности.

Значительное место на встрече заняли вопросы, связанные с намерением США вовлечь КНР в переговоры по вопросам контроля над ракетно-ядерными вооружениями. Американцы настойчиво добивались нашей поддержки их идей по поводу перевода подобных дискуссий в трехсторонний формат.

Российская позиция по данному вопросу хорошо известна и общественности, и, мы надеялись, Соединенным Штатам Америки, даже до консультаций. Мы вновь напомнили о ней. Российская Федерация открыта к многостороннему разговору по возможным мерам обеспечения предсказуемости и сдержанности в ракетно-ядерной сфере при том понимании, что было бы контрпродуктивным «принуждать» кого-либо к участию в подобных дискуссиях. Эти дискуссии, переговоры, консультации должны вестись на основе консенсуса и с учётом законных интересов и подходов всех стран. Для продолжения работы на этом направлении нам видится важным вовлечение Франции и Великобритании, являющихся союзниками США по НАТО, которая именует себя «ядерным альянсом».

На переговорах российская сторона прямо сказала, что проявленную нами в Вене готовность выслушать американские подходы не следует толковать как согласие с нашей стороны или готовность давать какие-либо оценки или комментарии.

Важным итогом встречи стало подтверждение сторонами заинтересованности в продолжении диалога по вопросам безопасности, стабильности и контроля над вооружениями. Были определены некоторые темы для дальнейшего обсуждения в двустороннем формате.

В частности, подтверждена договорённость, достигнутая в ходе предыдущего раунда стратдиалога в январе, о проведении встречи по космической тематике. Профильные эксперты должны будут заняться всем комплексом вопросов, связанных с безопасностью космоса, включая риски появления оружия в космическом пространстве. Мы, в частности, поставим вопросы по «Оборонной космической стратегии» США. Хотели бы привлечь внимание к нашему комментарию, сделанному в связи с публикацией её открытой версии. Напомню, он размещён на сайте Министерства иностранных дел 19 июня.

Кроме того, на консультациях в Вене было условлено о проведении встречи экспертов по тематике военных доктрин и ядерных стратегий, в том числе вопросов, связанных с применением ядерного оружия.

Ещё одна перспективная тема – обсуждение вопросов верификации и транспарентности. В её рамках предстоит сверить соответствующие подходы сторон и попытаться найти возможности для их сопряжения. Это, конечно, непростая задача, поскольку наши взгляды на этот блок вопросов серьёзно расходятся.

Стороны также условились провести экспертное рассмотрение вопросов, связанных со всеми видами вооружений, способных решать стратегические задачи и оказывать влияние на стратегическую стабильность. Речь идёт о тех средствах, которые не охвачены сейчас какими-либо международными ограничительными режимами.

Россия открыта к продолжению стратдиалога. Намерены выстраивать дальнейшие отношения с США в области контроля над вооружениями на строго паритетной основе и с опорой на принцип взаимного учёта интересов и озабоченностей сторон.

Назад к оглавлению

 

Об «историческом экскурсе» Госдепартамента США относительно выполнения Россией и СССР договоров в области контроля над вооружениями в 1984-2020 годах

 

Обратили внимание на опубликованный Госдепартаментом США ещё один материал зам.госсекретаря К.Форда с «историческим экскурсом» о выполнении Россией и СССР договоров и соглашений в области контроля над вооружениями в период 1984-2020 годов. По аналогии с ежегодным докладом американского внешнеполитического ведомства о соблюдении международных договорённостей в указанной сфере Вашингтоном опять предпринята попытка примерить роль «наставника», считающего себя вправе оценивать некую «успеваемость» других государств в различных сферах.

Даже беглый анализ материала демонстрирует, что вряд ли его можно назвать серьёзным аналитическим документом, отражающим реальное положение дел в области контроля над вооружениями. Американские коллеги (как всегда, это стало их доброй традицией и визитной карточкой) не приводят никаких доказательств, ограничиваясь безосновательными обвинениями в адрес России и СССР. Изложенные оценки, на наш взгляд, носят очень предвзятый, тенденциозный характер.

Зачем это делается? Цель очевидна – сформировать негативный образ нашей страны как «злостного нарушителя» международных обязательств в сфере контроля над вооружениями и, может быть, таким образом отвлечь внимание международного сообщества и мировой общественности от реальных шагов США по демонтажу создававшейся десятилетиями системы договоров и соглашений в данной области.

Кстати говоря, хочется восполнить пробел этого документа и напомнить факты: именно США уничтожили Договор об ограничении систем противоракетной обороны, Договор о ракетах средней и меньшей дальности, отказались от Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию вокруг иранской ядерной программы, а теперь взялись и за демонтаж Договора по открытому небу. Одновременно Вашингтон продолжает, к сожалению, подрывать Конвенцию о запрещении биологического и токсинного оружия, Конвенцию о запрещении химического оружия и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, официально объявив, что не собирается его ратифицировать.

Поэтому у США нет ни юридического, ни политического, ни морального права оценивать выполнение другими государствами договорённостей по контролю над вооружениями. Для этого предусмотрены соответствующие механизмы проверки и контроля. В отдельных случаях созданы специализированные международные организации. Стремление же Вашингтона присвоить эту функцию исключительно себе не имеет перспектив и не может использоваться в качестве предлога для трансляции каких-либо выводов и заключений.

Вновь призываем американских коллег сосредоточиться на предметном экспертном диалоге по широкому спектру вопросов контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения. Подобные необоснованные публичные обвинения находятся на грани информационной агрессии. Они часто грешат предвзятостью, как и в этот раз, а также не способствуют поиску компромиссных решений и снятию имеющихся озабоченностей.

Назад к оглавлению

 

О видеоконференции заместителя Министра иностранных дел России А.Ю.Руденко с сопредседателями Международных женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье

 

25 июня состоялась очередная видеоконференция заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации А.Ю.Руденко и сопредседателей Международных женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье – спецпредставителя Евросоюза по Южному Кавказу Т.Клаара, представителя ООН Дж.Султаноглу и спецпредставителя Действующего председателя ОБСЕ по Южному Кавказу Р.Михалки.

Было продолжено обсуждение актуальных вопросов региональной стабильности и безопасности в условиях сохраняющейся угрозы пандемии COVID-19. С российской стороны была выражена озабоченность деструктивной линией официального Тбилиси, наращивающего антироссийскую, антиабхазскую и антиюгоосетинскую риторику, в том числе по теме «бордеризации», причем в отсутствие на то каких-либо веских причин. Продолжаются попытки политизировать тему противодействия распространению новой коронавирусной инфекции. На этом фоне не может не вызывать сожаления отказ грузинского руководства от конструктивного диалога с Сухумом и Цхинвалом по текущим проблемам, в первую очередь, по приграничному досье.

Обмен мнениями подтвердил совпадение позиций России и «тройки» сопредседателей Женевских дискуссий в поддержку максимально полного задействования имеющихся каналов для диалога.

Акцентирована важность продолжения слаженной работы в формате Женевских дискуссий и Механизма по предотвращению и реагированию на инциденты в целях стимулирования сторон к проявлению сдержанности, поиску компромиссных развязок с последующим выходом на взаимоприемлемые решения. 

Подтверждена готовность к продолжению контактов в режиме видеоконференцсвязи по мере необходимости. Условлено, что сроки проведения очередного раунда Женевских дискуссий в очном формате будут определяться с учетом развития эпидемиологической обстановки и рекомендаций санитарно-надзорных органов наших стран.

Назад к оглавлению

 

О докладе ЕС о правах человека и демократии в мире за 2019 год

 

Докладом ЕС о правах человека и демократии в мире за 2019 г. был утвержден Советом ЕС 15 июня. Вынуждены констатировать, что в ЕС продолжают следовать деструктивной линии на инструментализацию правочеловеческой проблематики и продвижение политизированного и откровенно избирательного подхода к вопросам соблюдения прав человека в мире. Раздел, посвященный России, представляет собой произвольный набор надуманных претензий.

Комплиментарные оценки ситуации с правами человека на Украине, где, в частности, только одна проблема – дискриминация русскоязычного населения - возведена в ранг государственной политики, вообще в принципе не выдерживают никакой критики.

При этом Евросоюз по своей уже «доброй» традиции пытается позиционировать себя в качестве главного защитника демократических ценностей в мире, пытаясь конкурировать с США. Это вызывает откровенное недоумение на фоне хронических проблем с соблюдением прав человека в самом Европейском союзе и его странах-членах, где по-прежнему не решен вопрос безгражданства, очевидны проблемы с соблюдением прав национальных и языковых меньшинств, под предлогом борьбы с дезинформацией, уже насаждается активно цензура, множатся факты ущемления журналистов в связи с их профессиональной деятельностью. О росте неонацизма и о реинкарнации национал-радикализма уже высказались все эксперты есовского пространства.

О таком «качестве» доклада свидетельствует и пассаж относительно того, что государства ЕС в очередной раз воздержались в ходе голосования по внесенному Россией и группой стран-соавторов в рамках 74-й сессии ГА ООН проекту резолюции «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». В данном документе это безапелляционно подается как «единодушное выражение странами-членами неприятия» российской инициативы.

Хотелось бы надеяться, что речь идет о выражении личного мнения авторов сего опуса, а не о позиции утвердивших его министров иностранных дел стран-членов ЕС.

Я думаю, что, если очень многие жители стран ЕС узнают о том, что их правительства негативно восприняли документ, который принимается ежегодно и нацелен на недопущение различных форм расизма, они могут задать большое количество вопросов своим министрам иностранных дел: кто их уполномочил блокировать или негативно отзываться об этом документе.   

Рассчитываем, что в год 75-летия Победы над фашизмом в есовских столицах смогут проявить политическую волю, выглянуть из окна собственных кабинетов, посмотреть на улицу и поддержать российский проект, преследующий своей целью не допустить возрождения человеконенавистнической идеологии в любых ее проявлениях.

Назад к оглавлению

 

О новых поставках вооружений США Украине

 

Обратили внимание на сообщение пресс-службы Посольства США в Киеве о поставках Украине американских вооружений и военного оборудования, в том числе противотанковых ракетных комплексов «Джавелин», на общую сумму 60 млн долл.США.

Наша оценка подобных шагов Вашингтона хорошо известна американской стороне и остается неизменной: «накачивание» Вооруженных сил Украины  продукцией военного назначения лишь усугубляет конфликт на юго-востоке страны, подогревая реваншистские настроения киевской «партии войны».

У данной проблемы есть еще одно, не менее опасное измерение. Имеем в виду совместные американо-украинские военные учения – ежегодные «Рэпид Трайдент» на суше и «Си Бриз» в прибрежной зоне, а также присутствие полутора тысяч американских инструкторов на Яворовском и других полигонах. Это, конечно, грубейшее нарушение Киевом «Комплекса мер по выполнению Минских договоренностей», в частности, пункт 10 которого предусматривает «вывод всех иностранных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины».

Назад к оглавлению

 

Об очередном демарше МИД Украины

 

В Киеве не устают придумывать различные теории, множить заявления, порожденные извращенным восприятием реальности.

Вчера МИД Украины отметился очередными заявлением и нотой в адрес МИД России, в которых выразил «решительный протест» в связи с проведением парада в Крыму по случаю 75-й годовщины Победы над фашизмом без, как подчеркнуто, некоего «согласования» с Киевом.

Хотелось бы очередной раз напомнить, что Крым – это неотъемлемая часть Российской Федерации, и вопросы проведения любых мероприятий на его территории решаются и будут решаться исключительно российскими властями. Вопрос о государственной принадлежности Крыма был окончательно закрыт самими крымчанами в ходе референдума в 2014 г. и обсуждению не подлежит. Каких героев чествовать и как отмечать наши праздники, мы будем определять сами без вашей подсказки.

Что касается парадов в Донецке и Луганске, которые также упомянуты в украинских протестах, то претензии Киева вообще беспредметны. Россия не контролирует эти украинские регионы. Насколько известно, власти провозглашенных республик заблаговременно уведомляют специальную мониторинговую миссию ОБСЕ на Украине о предстоящих мероприятиях и перемещениях военной техники. Странно, что в МИД Украины об этом не знают.

Что касается оригинала ноты протеста МИД Украины, то к нам он пока не поступал. Он, как и предыдущие аналогичные ноты, будет возвращен украинской стороне сразу после получения. Еще раз хотела рекомендовать Киеву экономить на бумаге.

Назад к оглавлению

 

О «расследовании» американской компании «Графика»

 

16 июня американская компания «Графика», специализирующаяся на анализе данных социальных сетей, опубликовала доклад, посвященный «российской дезинформации». В нем Москва обвиняется в проведении в течение шести лет – с 2014 по 2020 гг. – медийной кампании, которую с подачи НПО «Атлантический совет» окрестили «вторичной инфекцией». По словам одного из авторов т.н. «расследования» Б.Ниммо, главная задача «российских усилий» заключалась в том, чтобы «расколоть западный лагерь, дискредитировать оппонентов Кремля, посеять среди них смуту». Всегда призываю авторов подобных наукоемких фраз просто пройтись по официальным заявлениям представителей, президентов, глав правительств, например, стран НАТО по актуальным вопросам – пандемия, экономические вопросы, миграция, проблематика беженцев, участия в различных кампаниях. Вы сами увидите, что не Москва пытается расколоть западный лагерь, а у вас внутри ваших объединений, внутри западного сообщества существуют не просто различные точки зрения, а иногда даже диаметрально противоположные. Мне кажется, это повод для гордости. У вас присутствует демократия. Другое дело, что она не всегда может быть реализована, учитывая «палочную» дисциплину голосования по целому ряду документов, но разные точки зрения есть, и ничего раскалывать не надо.   

Якобы компания «Графика» якобы выявила 2,5 тыс. публикаций (то есть в среднем – по одной в день) на семи языках, размещенных на 300 ресурсах: от крупнейших платформ «Фейсбук», «Твиттер», «Ютьюб» до локальных форумов в Пакистане и Австралии. Утверждается, что объектами российских информационных атак, в частности, становились Правительство Украины, Всемирное антидопинговое агентство, Х.Клинтон, Э.Макрон.

Тезисы доклада «Графики» моментально начали тиражировать ведущие американские СМИ – «Вашингтон Пост», «Нью-Йорк таймс», «Уолл Стрит Джорнэл». Надуманность проблемы и абсурдность тезисов очевидна хотя бы на уровне статистики ежедневного совокупного обмена сообщений. Соотношение говорит само за себя, если оперировать фактами: на одно сообщение, причисленное «Графикой» к некой «вторичной инфекции», только в «Фейсбуке» приходится 5 млрд. Примечательно, что и сами авторы доклада признают, что «вторичная инфекция» не оказала практически никакого влияния на информационную среду. Тогда зачем об этом писать? Тем более создавать информационный повод, который могут использовать, в том числе с нечистоплотными целями.

С учетом этого можно сделать только один вывод: раскрутка в медийном пространстве «расследования» есть не что иное, как очередной пропагандистский сюжет с заведомо антироссийской направленностью. Это и есть дезинформация. Подобные спекуляции призваны поддерживать у американской аудитории ложную видимость присутствия некой вездесущей «руки Кремля», которая якобы порождает конфликты, сеет раздор в американском обществе, Западной цивилизации.

Все уже настолько абсурдно, что, наверное, и не надо было бы это комментировать, если бы это не являлось основой для написания материалов СМИ. Еще раз повторю, не Москва занимается дезинформацией, а как раз те, кто опираются на подобные лже-тезисы.

Назад к оглавлению

 

О 45-й годовщине независимости Республики Мозамбик и установления дипломатических отношений между СССР и Мозамбиком

                    

45 лет назад, 25 июня 1975 г., мозамбикский народ обрел независимость. В этот же день между Мозамбиком и СССР были установлены дипломатические отношения.

Наша страна оказывала разноплановую помощь народу этого государства  в борьбе против колониального угнетения. После достижения национального освобождения продолжилось масштабное содействие в становлении независимой экономики, защите суверенитета и территориальной целостности этого африканского государства, обеспечении его социального прогресса.

За прошедшие годы двусторонние связи, основанные на принципах дружбы, солидарности, взаимного уважения, получили значительное развитие. Между нашими странами успешно поддерживается политический диалог, продвигается экономическое взаимодействие, набирают обороты гуманитарные контакты.

Мы, конечно, настроены на всемерное укрепление и углубление дружественных двусторонних отношений.

Назад к оглавлению

 

О 60-й годовщине провозглашения независимости Республики Мадагаскар

 

26 июня Республика Мадагаскар празднует 60-ю годовщину провозглашения независимости. Народ этого государства имеет многовековую историю, самобытные традиции и обычаи. В XV-XVIII вв. на территории Мадагаскара существовали разрозненные королевства, объединение которых завершилось к XIX веку. Долгие годы жители сопротивлялись попыткам Парижа установить здесь свое господство, и лишь с 1885 г. Мадагаскар стал протекторатом, а в 1896 г. был объявлен колониальным владением Франции. Управление островом перешло в руки французского генерал-губернатора, а королева Ранавалуна III и ее премьер-министр были сосланы на о.Реюньон, а затем в Алжир.

Процесс деколонизации Мадагаскара не может считаться полностью завершенным, к сожалению, и сегодня. На протяжении многих лет важной задачей малагасийской дипломатии является восстановление суверенитета Антананариву над отчужденными Францией за 3 месяца до объявления независимости островами Эпарс, «разбросанными» в прилегающей акватории Индийского океана и Мозамбикском проливе. На их территорию, представляющую значительный научный (уникальная флора и фауна) и экономический (крупные запасы углеводородов на шельфе) интерес, в соответствии с законом Французской Республики (2007 г.) распространяется её законодательство и правовой режим.

Несмотря на принятые Генеральной Ассамблеей ООН резолюции 34/91 (1979 г.) и 35/123 (1980 г.) Париж явно не торопится с решением данной проблемы, опасаясь, что возвращение островов Мадагаскару может повлечь претензии на французские заморские территории со стороны других государств.

Установленные 29 сентября 1972 г. дипломатические отношения между нашими странами продолжают успешно развиваться. Высоко ценим традиционно дружественный характер двусторонних связей. За прошедший период нам удалось наладить конструктивный политический диалог, в основе которого лежит близость позиций по ключевым проблемам современности. Поддерживаются активные контакты на высшем и высоком уровне, в том числе по линии внешнеполитических ведомств двух стран, совершенствуется договорно-правовая база наших отношений.

Заметный импульс сотрудничеству придало участие делегации Мадагаскара во главе с Президентом А.Радзуэлиной в экономическом форуме и саммите Россия-Африка (г.Сочи, октябрь 2019 г.). По их итогам намечены пути расширения взаимовыгодного партнерства в торгово-экономической, инвестиционной и гуманитарной сферах. Имеются хорошие возможности для налаживания кооперации в сельском хозяйстве, энергетике, здравоохранении и освоении природных ресурсов.

Хотели бы поздравить наших друзей с национальным праздником и выражаем уверенность, что традиционные отношения дружбы и сотрудничества между Москвой и Антананариву продолжат и далее успешно развиваться на благо народов двух стран, в интересах мира и стабильности в Восточноафриканском регионе. Желаем дружественному народу этого государства дальнейших успехов в достижении поставленных целей, процветания и благополучия.

Назад к оглавлению

 

О 85-летии российско-колумбийских дипломатических отношений

 

Сегодня Российская Федерация и Республика Колумбия отмечают 85-летие с момента установления дипломатических отношений.

По случаю знаменательной даты состоялся обмен поздравительными посланиями между Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым и Министром иностранных дел Республики Колумбии К.Блум.

В послании главы российского внешнеполитического ведомства С.В.Лавров отмечается, что за прошедшие десятилетия двумя государствами пройден значительный путь становления дружественных и равноправных отношений, сформированы традиции конструктивного политического диалога, взаимовыгодного сотрудничества, дальнейшее укрепление которых отвечает интересам народов наших стран и будет служить задачам обеспечения мира, глобальной и региональной стабильности.

В свою очередь Министром иностранных дел Колумбии подтвержден настрой Правительства этого государства на дальнейшее наращивание двусторонних связей в политической, экономической и культурно-гуманитарной сферах. Выражена признательность за содействие России в рамках Совета Безопасности ООН процессу внутриколумбийского урегулирования.

В рамках юбилейных мероприятий на официальном сайте МИД России размещена подготовленная на основе материалов из Архива внешней политики России выставка уникальных документов и фотографий, представляющие наиболее яркие страницы в истории двусторонних отношений. Материалы доступны на русском и испанском языках.

Предваряют выставку видеообращения заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации С.А.Рябкова и Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Колумбии в России Альфонсо Лопеса Кабальеро

Приглашаем всех желающих с ней ознакомиться.

Назад к оглавлению

 

Из ответов на вопросы:

Вопрос: Как МИД может прокомментировать происходящие в США беспорядки?

Ответ: Мы можем прокомментировать их в очередной раз. Это краткий ответ.

Более подробно могу сказать, что принципиальные оценки по этой теме на днях высказал Президент России В.В.Путин в интервью телеканалу «Россия 1». Очевидно, что происходящее в США – это, с одной стороны, отражение застарелых проблем в частности с преодолением расового неравенства в обществе, а с другой - результат острого внутриполитического противостояния, которое разворачивается там в последние годы. Глава российского государства акцентировал, что и в СССР, и в современной России всегда с симпатией относились к борьбе афроамериканцев за свои права. Но, конечно, когда борьба за естественные права приобретает характер разгула и погромов, это не ведёт ни к чему хорошему. В.В.Путин выразил надежду, что «фундаментальные основы американской демократии дадут возможность стране выйти из полосы кризисных явлений».

По линии МИД России неоднократно комментировали протестные выступления, вспыхнувшие в американских городах после убийства Джорджа Флойда. Не первый год указываем на системные изъяны США в правочеловеческой сфере. Среди них: дискриминация по расовому, этническому и религиозному признакам, полицейский произвол, предвзятость правосудия, переполненность тюрем, бесконтрольное применение огнестрельного оружия и «средств самообороны» частными лицами и многое другое.

Печально, что на этом фоне Вашингтон из года в год отказывается расширять свои международно-правовые обязательства в гуманитарной сфере, по-прежнему не участвует в большинстве основных международных соглашений по правам человека, сознательно ведет дело к свертыванию своего участия в профильных международных универсальных структурах. Так, гарантии прав афроамериканцев были закреплены в целом ряде международных договоров в области прав человека. Однако сфера их применения в отношении США ограничивается Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации (МКЛРД) и Международным пактом о гражданских и политических правах (МПГПП). Остальные международные инструменты, которые могли бы быть использованы для защиты прав афроамериканцев, включая Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенцию о правах ребенка, не ратифицированы США. Одновременно Вашингтон сознательно ведет дело к свертыванию участия в не устраивающих его форматах. Примеров тому немало. В частности, выход США из Совета ООН по правам человека, который был воспринят многими государствами как демонстративное пренебрежение не только к деятельности Совета ООН по правам человека (СПЧ), но и к системе ООН в целом.

Очевидным свидетельством чрезвычайного характера сложившейся в США ситуации стало проведение по инициативе группы африканских государств 17 июня в ходе возобновленной 43-й сессии СПЧ срочных заседаний, посвященных нарушениям прав человека, систематическому расизму, полицейскому насилию и насилию в отношении демонстрантов.

Большинство участников дискуссии подвергли серьезной критике действия властей США. Представители международных правозащитных НКО требовали учреждения специальной миссии по расследованию нарушений США прав лиц африканского происхождения. Звучали настоятельные призывы к Администрации неукоснительно выполнять положения Дурбанской декларации и Программы действий по борьбе против расизма 2001 г.

Итогом этой экстренной встречи стало принятие резолюции СПЧ «Поощрение и защита прав человека и основных свобод африканцев и лиц африканского происхождения от чрезмерного применения силы и других нарушений прав человека со стороны сотрудников правоохранительных органов».

На серьезность и актуальность ситуации с разгулом расизма и полицейским произволом в США практически ежедневно указывают специальные процедуры СПЧ, которые выступают с весьма жесткими открытыми заявлениями и обращениями в адрес официального Вашингтона.

Комитет по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД) применительно к ситуации с массовыми протестами против расизма в США задействовал также процедуру раннего предупреждения, опубликовав 12 июня с.г. специальное заявление, в котором указал на нарушения прав расовых и этнических меньшинств. В нем также содержится требование к Вашингтону как можно скорее представить очередной доклад о выполнении МКЛРД (срок представления был назначен на 20 ноября 2017 г.) и отразить в нём меры по борьбе с указанными негативными аспектами.

Ситуация в США привлекла внимание Управления Верховного комиссара ООН по правам человека М.Бачелет, которая призвала Вашингтон однозначно осудить структурный расизм, разрушающий американское общество, и предпринять действия для решения проблем неравенства.

Разумеется, продолжим внимательно следить за развитием ситуации, фиксировать действия правоохранительных органов США. Исходим из того, что осуществляя мероприятия по пресечению мародерства и других противозаконных действий, власти не должны нарушать право на свободное выражение своего мнения и право на свободу мирных собраний. Будем и далее требовать, чтобы США, традиционно проявляющие показную заботу о других странах, неукоснительно соблюдали демократические стандарты и обеспечивали свободы граждан у себя дома.

Назад к оглавлению

Вопрос: Проводится ли сейчас какая-то работа по вывозу из Сирии российских граждан, оказавшихся в плену на севере страны в результате вооруженного конфликта? Было несколько рейсов по вызволению женщин с детьми, планируется ли вывозить еще? Сколько, по данным МИД, там остается граждан России?

Ответ: Усилия по возвращению на родину детей российских граждан, оказавшихся вовлеченными в деятельность международных террористических организаций, координируются профильной Межведомственной группой под руководством Уполномоченной при Президенте Российской Федерации по правам ребенка А.Ю.Кузнецовой. При этом входящие в состав указанной группы представители МИД России принимают непосредственное участие в реализации всех предусмотренных законодательством процедур по установлению личности малолетних россиян, а также наличия у них родственных связей в России (применяется методика ДНК-идентификации детей, для чего организован забор их био-материалов специалистами ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России).

До пандемии новой коронавирусной инфекции и связанного с ней закрытия границ было осуществлено несколько поездок представителей Межведомственной группы в Сирию, по итогам которых в Россию удалось вернуть 43 ребенка. Еще у 150 детей взяты пробы ДНК для определения генетического родства с потенциальными опекунами.

Что касается репатриации из Сирии совершеннолетних россиян, то это сопряжено со значительными трудностями, поскольку все они в той или иной степени нарушили местное законодательство (незаконное пересечение границы, пособничество террористическим организациям и т.д.). По мере возвращения районов расположения мест содержания таких лиц под контроль Дамаска следственные органы САР планируют инициировать разбирательства по каждому отдельному случаю противоправных действий со стороны иностранных граждан.

На данный момент работа по уточнению общего числа находящихся в САР российских граждан продолжается. Рассчитываем на возобновление мероприятий по вывозу детей из Сирии сразу по окончанию карантинных ограничений, вызванных борьбой с пандемией.

Назад к оглавлению

Вопрос: По появившимся в СМИ сообщениям в Таиланде задержали троих россиян по обвинению в незаконном нахождении в стране. Сообщается, что все трое – члены экипажа спортивной парусной яхты, которая с марта находилась на стоянке в порту Пхукета из-за карантина. Достоверная ли это информация? Почему эти трое россиян были задержаны? Что им грозит? Где они сейчас находятся? Какие меры предпринимаются с российской стороны для разрешения ситуации? Где находятся оставшиеся члены экипажа, в каком они состоянии?

Ответ: По информации Генерального консульства России в Пхукете, экипаж яхты «Юминоко» (7 человек) с конца марта с.г. находился в порту г.Пхукет на борту упомянутого судна. При этом в связи с предпринимаемыми властями Таиланда мерами по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции сход на берег росгражданам был разрешен только для приобретения продуктов питания и питьевой воды.

Два члена экипажа яхты, выразившие желание вернуться на родину, при содействии Генконсульства получили разрешение на пересечение границы Таиланда, но 9 июня с.г. опоздали на вывозной рейс в Россию. Таким образом, этими лицами был осуществлен въезд на территорию страны, в результате чего в соответствии с местным законодательством они были помещены на 14-дневный карантин в гостиницу. При этом сотрудники Генконсульства добились освобождения их от оплаты за проживание в отеле на полном пансионе в течение этого срока.

16 июня с.г. трое других граждан России были задержаны иммиграционной полицией Пхукета за несанкционированный сход на берег и незаконное пересечение таиландской границы.

После получения сведений об аресте российских граждан сотрудники Генконсульства установили с ними постоянный контакт и предприняли необходимые меры консульского реагирования. 18 июня с.г. консульские должностные лица посетили заседание суда, на котором задержанные признали свою вину и согласились выплатить штраф в размере 5000 батов (около 10 тыс. рублей). Генконсульством также был проработан вопрос об освобождении россиян под залог и их депортации в Россию.

22 июня с.г. все пятеро упомянутых российских граждан покинули территорию Королевства Таиланд вывозным авиарейсом.

Еще одна россиянка, входившая в состав экипажа яхты «Юминоко», ранее вернулась на родину морским транспортом. В настоящий момент на судне остается только его капитан, который ожидает окончания карантинных мероприятий.

Назад к оглавлению

Вопрос: В западных СМИ сообщается, что президент Трамп рассматривал возможность проведения ядерного испытания, как Россия к этому относится?

Ответ: Напомню, что в ходе брифинга 28 мая с.г. мы уже комментировали сообщения американских СМИ о возможном возобновлении ядерных испытаний в США.

Мы не склонны драматизировать ситуацию. Всё-таки речь идёт не о решениях американского руководства, а об обсуждении непроверенной информации со ссылкой на «неназванные» источники.

Вместе с тем, нас не может не беспокоить позиция Вашингтона по отношению к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и в целом к режиму нераспространения и контроля над вооружениями. Мы говорили о том, что есть немало признаков подготовки в США почвы для возможного отзыва своей подписи под ДВЗЯИ. Это и опубликованная в 2018 г. новая ядерная доктрина США, в которой прямо прописан отказ Вашингтона от курса на ратификацию Договора; и повышение готовности невадского испытательного полигона; и получившее широкий резонанс в СМИ обсуждение возможности возобновления ядерных испытаний в ходе, вроде бы, «рутинной» процедуры обзора осуществления программы поддержания ядерного боезапаса (Stockpile Stewardship Program).

Отмечаем, что в случае если США действительно решатся возобновить ядерные испытания, это будет непоправимым ударом по всей системе нераспространения и контроля над вооружениями.

Ещё раз хочу подчеркнуть, что Российская Федерация неукоснительно придерживается введённого в 1992 г. добровольного моратория на ядерные испытания, пока такой мораторий добросовестно соблюдается другими ядерными государствами-участниками Договора о нераспространении необходимо предпринимать все возможные усилия для того, чтобы Договор вступил в силу. Ответственность за то, что этого ещё не произошло, лежит на остающихся восьми государствах, которые затягивают подписание и/или ратификацию ДВЗЯИ. В их число входят не только США, но и Пакистан.

Назад к оглавлению

Вопрос: По информации американских СМИ, ссылающихся на заявление движения Талибан, одна из структур ИГИЛ в Афганистане подготовила покушение на З.Халилзада – официального представителя США. Как, по Вашему мнению, это может отразиться на ходе мирного процесса в Афганистане?

Ответ: Специальный представитель Госдепартамента США по афганскому примирению З.Халилзад прилагает активные усилия, в том числе в рамках расширенной «тройки» Россия-КНР-США, по побуждению противоборствующих сторон конфликта к скорейшему выполнению условий, необходимых для запуска прямых межафганских переговоров.

Рассчитываем, что афганские власти предпримут исчерпывающие меры по предотвращению возможных провокаций в отношении мирного процесса в Афганистане, включая покушения на жизнь дипломатов, содействующих его продвижению.

 

Назад к оглавлению

Календарь

x
x

Архив

Дополнительные инструменты поиска

Последние добавленные

Последние добавленные