8.05.2022:46

Интервью Постоянного представителя России при Совете Европы И.Д.Солтановского, опубликованное в газете «Известия» 8 мая 2020 года

684-08-05-2020

  • en-GB1 ru-RU1

Вопрос: 75-летие Победы - одна из ключевых тем этого года, под ее эгидой в последние месяцы шла работа российской дипломатии. СЕ стал одним из многосторонних институтов, которые появились на волне идеи создать «Соединенные Штаты Европы», и был призван сформировать «более тесный союз» между его членами. Для стран СЕ 75-летняя годовщина - веский повод, чтобы пересмотреть нынешнее положение Организации и внести изменения в ее работу?

Ответ: Совет Европы был создан в 1949 году, вскоре после окончания Второй мировой войны. Те, кто стоял у его истоков, полагали, что общее правовое пространство с сильными механизмами защиты прав человека позволит в будущем предотвратить подобные трагедии. В основу Организации были положены благородные идеи. Если оценивать достижения Совета за это время и отвечать на вопрос, добился ли он единства между странами-членами, я бы сказал - и да, и нет. В понимании СЕ, высшая ценность - это человек и его права и свободы. Идея правильная, под ней мы подписались. Были разработаны десятки полезных конвенций, в которых мы участвуем. Приверженность стран этой ценности мы видим сейчас, в разгар пандемии коронавируса, когда практически все члены СЕ, чтобы сохранить жизни людей, пошли на болезненные меры, повлекшие значительные экономические потери.

Но в то же время мы сталкиваемся со стремлением политизировать тему прав человека. Для нас неприемлемо, что ее используют как предлог для дискредитации тех стран (а мы относимся к ним), которые проводят самостоятельный внешнеполитический курс. И, конечно, мы не согласны с теми, кто сосредотачивается исключительно на политических правах человека, какими бы важными они ни были. В условиях глобальной пандемии обострилось множество других проблем в сфере здравоохранения, социальной защиты, образования. И им должно быть уделено приоритетное внимание.

Сейчас перед Организацией стоит вопрос: останется ли она площадкой для сведения политических счетов или предложит позитивную повестку. Я бы назвал это своего рода тестом на здоровое самоочищение Совета Европы.

Вопрос: Ваши коллеги в других постпредствах разделяют эту точку зрения?

Ответ: С этим призывом мы выступили на первой дистанционной встрече постпредов. В итоге 22 апреля, несмотря на определенные сложности, была согласована декларация о борьбе с пандемией. Она имеет рамочный характер, но ее значение в том, что Совет Европы поддержал усилия всех стран-членов по борьбе с новой инфекцией и, самое главное, заявил о необходимости объединения государств-участников в борьбе с коронавирусом. Для нас это самоочевидно, но такой коллективный призыв со стороны СЕ важен в условиях, когда Европа остается разобщенной, а наша страна подвергается санкционному давлению, что выглядит совсем одиозно на фоне глобальной и далеко не преодоленной угрозы пандемии.

Вопрос: Получается, о снятии санкций в отношении России речи не идет?

Ответ: Нет, это не является тематикой обсуждения. Напомню, что в Совете Европы никаких санкций против нашей страны на сегодня нет.

Вопрос: Недавно Петр Толстой, глава российской делегации в ПАСЕ, предложил Совету Европы оценить действия стран в условиях пандемии. Речь идет, как я понимаю, и о самой борьбе с COVID, и о том, как государства будут действовать, когда эпидемия пойдет на спад. Обсуждается ли в СЕ постепенный выход стран из карантина и их возможные действия по экономическому восстановлению?

Ответ: Петр Олегович предложил очень разумную вещь. Надо делиться лучшими практиками, и это как раз та самая позитивная повестка дня. Экономическая составляющая не является преимущественной темой Совета Европы - здесь большинство конвенций увязано с правами человека, правовыми вопросами, но в СЕ есть, например, Социальная хартия. Документ, безусловно, важный. Довольно много коллег сейчас выступают за то, чтобы уделять социальным проблемам гораздо больше внимания.

Вопрос: Летняя сессия ПАСЕ должна была пройти с 22 по 26 июня, но, насколько понимаю, ее решили перенести.

Ответ: Да, 30 апреля было принято решение отложить ее до лучших времен, то есть до осени. Но тут тоже все зависит от того, насколько быстро улучшится эпидемиологическая обстановка. Для нас принципиально важно, чтобы в сессии принимали участие все 47 национальных делегаций.

Вопрос: А есть угроза, что кто-то откажется участвовать, как это произошло, например, с украинской делегацией прошлой осенью?

Ответ: С украинской делегацией это был национальный выбор. Потом они сами попали в затруднительное положение - развернули кампанию, что их дискриминируют, хотя их никто не дискриминировал. Здесь просто вопрос в том, как делегации доберутся до Страсбурга с учетом закрытия границ и авиасообщения.

Вопрос: Вы сказали о переносе летней сессии. Получается, осенью пройдет два цикла заседаний?

Ответ: Пока формально речь идет о двух сессиях - летняя предварительно переносится на сентябрь, еще предполагается провести октябрьскую. Но здесь ситуация меняется очень быстро, и вопрос в том, согласятся ли с этим все национальные делегации.

Вопрос: На зимних встречах ПАСЕ были слышны отголоски конфликта последних лет по части российского участия, однако тогда стало понятно, что делегация Российской Федерации окончательно закрепилась в своих правах. Этот факт и вспышка пандемии автоматически снимут с повестки тот конфликт?

Ответ: Хотелось бы на это надеяться, но, честно говоря, я сомневаюсь. Для радикалов из украинской, британской и прибалтийских делегаций тема полномочий наших депутатов остается, по большому счету, единственной возможностью попиариться. К сожалению, это никуда не уходит - я пока не вижу признаков того, что наиболее радикальная часть членов ПАСЕ откажется от такого подхода даже на фоне пандемии. Нужно быть реалистами.

Вопрос: Пандемия разгорелась в период грузинского председательства в Совете. Из-за сложности в российско-грузинских отношениях майскую встречу Комитета министров Совета Европы (КМСЕ) перенесли из Тбилиси в Страсбург. Сейчас ее и вовсе отложили до ноября - тогда она пройдет в Афинах уже под эгидой Греции. Получается, грузинское председательство провалилось?

Ответ: Действительно, было принято решение о том, чтобы провести министерскую встречу КМСЕ 4 ноября в Афинах. Но я бы не говорил так однозначно, что грузинское председательство провалилось. Объективно реализовать программу в Тбилиси не удалось по причинам пандемии. Майскую встречу перенесли из Тбилиси в Страсбург не из-за сложностей в наших двусторонних отношениях, а в связи с внутриполитическими спорами в самой Грузии. Этот аспект здесь сыграл ключевую роль.

Вопрос: Не из-за российского ли фактора возникли эти споры?

Ответ: Вопрос, как урегулировать свои внутренние разногласия, - дело грузинского общества и руководства страны. Как государство-председатель Грузия сначала заявила - и далее последовательно вела эту линию - о том, что она намерена провести министерскую встречу в Тбилиси. Позднее, как мы видели, в стране развернулась острая политическая полемика. Вокруг российского фактора начались различные спекуляции, к которым мы не имели и, естественно, не будем иметь никакого отношения. В конце концов, грузинское руководство сняло свою заявку.

Вопрос: Будет ли у Грузии шанс реабилитироваться и вне очереди провести все отмененные из-за пандемии мероприятия, или ей придется вновь ждать своей очереди, которая, по ротации, наступит лет через 20?

Ответ: 15 мая председательство переходит к Греции. Некоторые свои инициативы Грузия каким-то образом реализует и постарается закончить свое председательство на позитивной волне. Ну а дальше вступают законы ротации - надо будет ждать своей очереди.

Вопрос: В начале апреля Генеральный секретарь СЕ Мария Пейчинович-Бурич заявила, что Организация ведет с Россией диалог об изменениях в Конституцию по части приоритета национального права над международным. Как проходят эти консультации и зачем они нужны обеим сторонам?

Ответ: Я хотел бы уточнить, что в поправках не идет речь о приоритете национального права над международным. Имеется ст. 15 Конституции, которая гласит, что общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры, которые заключила Российская Федерация, являются составной частью нашей правовой системы; если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрено законом Российской Федерации, то применяются правила международного договора. Эту статью никто менять не собирается. В то же время мы всё чаще наблюдаем стремление международных органов к расширительному толкованию своего мандата и к принятию политизированных решений. Именно от такого злоупотребления полномочиями мы и хотим защититься.

Со стороны Совета Европы основным экспертным органом в упомянутом диалоге выступает Комиссия за демократию через право, или, как ее часто называют, Венецианская комиссия. Она состоит из ведущих юристов-международников, по одному из страны-члена. У Комиссии в настоящее время есть запрос только на подготовку заключения по обновленной редакции ст. 79. Никакие другие изменения в наш Основной закон она не рассматривает.

В марте с.г. представители Венецианской комиссии посетили Москву, где встречались с сопредседателями рабочей группы по подготовке изменений в Конституцию. Насколько нам известно, они довольны этим диалогом. Доклад должен был обсуждаться на сессии Комиссии в марте, но она была отменена. Пока заседание запланировано на июнь, но состоится ли оно, еще не понятно.

Вопрос: То есть если рекомендации СЕ войдут в противоречия с российским решением, то в приоритете будет внутренняя позиция, а не точка зрения Совета?

Ответ: Я бы не ставил вопрос в такую плоскость. Безусловно, прежде всего мы будем исходить из приоритета наших национальных интересов. Наша принципиальная позиция в том, что решение о внесении поправок будет принимать российский народ в ходе общенационального голосования. Но мы стараемся донести свою позицию до структур СЕ в форме диалога. Наши контакты здесь по поводу Конституции принципиально важны не только для нас, но и для Совета Европы, который должен показать уважение к национальному законодательству стран-членов, тем более когда речь заходит о конституционных нормах.

Вопрос: Из-за пандемии в России был перенесён запланированный на 9 мая парад Победы. Как этот день планировалось отметить в СЕ и что будет сделано для этого в условиях карантина?

Ответ: Коронавирус, конечно, внес коррективы в празднование этого дня в Страсбурге. На весенних сессиях ПАСЕ и Конгресса местных и региональных властей были запланированы фотовыставки Калининградского историко-художественного музея «Девчонки идут на войну» и «В небесах мы летали одних». В конце апреля в Страсбурге должен был пройти концерт Симфонического оркестра «Таврический» из Ленинградской области, который собирался исполнить Ленинградскую симфонию Д.Д.Шостаковича. Плюс мы традиционно проводим здесь шествие «Бессмертного полка», я в нем всегда принимаю участие - несу фотографию своего деда, тоже Солтановского Ивана Дмитриевича, который прошел всю войну и встретил Победу в Праге. Для июньской сессии ПАСЕ мы вместе с Музеем современной истории Российского исторического общества подготовили выставку об антинацистском сопротивлении в Европе. Все эти мероприятия, конечно, пройдут, но позже, когда отступит коронавирус.

Пока же вместе с моими коллегами – Генеральным консулом России в Страсбурге Ю.А.Соловьевым и постпредами стран СНГ - мы посетим Южное кладбище Страсбурга, где почтим память солдат Красной армии, погибших в плену. Также в соцсетях мы запустили хештег «#CoEWeRemember» и предложили коллегам поделиться своими размышлениями к 75-летию Победы и семейными воспоминаниями о войне. К нашей инициативе могут присоединиться все желающие.

Вопрос: Тема Второй мировой имеет важное значение в работе российской дипломатии и Постпредства Российской Федерации в частности. А какую роль эта тематика играет в работе ваших коллег - дипломатов из Германии, Франции?

Ответ: Уроки Второй мировой войны рассматриваются разными странами по-разному. Безусловно, наши большие соратники здесь - это представленные в Страсбурге Азербайджан, Армения, Республика Беларусь, Казахстан. Остальные представители также участвуют в наших акциях. Здесь достаточно много людей, родственники которых лично пережили трагедии во время Второй мировой. Наша работа находит отклик в молодежном центре Совета Европы, который сотрудничает с российским Национальным советом молодежных и детских объединений, - они проводят семинары по сохранению исторической памяти. Кроме того, сейчас с подачи Франции ведется работа над частичным соглашением по преподаванию истории в Европе. Эту идею поддержали 23 государства. Мы хотим, чтобы была создана площадка не только для экспертных дискуссий, но и для обмена практиками преподавания истории учителями средних школ.

Вопрос: На зимней сессии ПАСЕ российские депутаты открыли к подписанию Декларацию о Второй мировой войне. Сколько человек подписали этот документ и что он дает?

Ответ: Насколько мне известно, ее подписали 77 депутатов. Список не окончателен - до следующей сессии ПАСЕ к ней еще можно присоединиться. В этом документе мы предлагаем общий подход к теме Второй мировой на основе решений Нюрнбергского трибунала - только такой подход может обеспечить решение общеконтинентальных проблем. Без него же есть риск, что раскол Европы по линиям «Восток-Запад» и «Север-Юг» сохранится и в будущем.

Организация по безопасности сотрудничества в Европе (ОБСЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)

Отображение сетевого контента

x
x
Дополнительные инструменты поиска