1.11.1919:36

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ В.Ю.Жеглова на заседании Постоянного совета ОБСЕ о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей, Вена, 31 октября 2019 года

2242-01-11-2019

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

Уважаемый господин Председатель,

События последних дней свидетельствуют о весьма противоречивой ситуации на Украине. Спецмониторинговая миссия ОБСЕ на Украине (СММ) сообщает о новых жертвах и разрушениях. 24 октября в районе Кондрашевской насосной станции близ Луганска ранены двое ремонтников водопровода. 25 октября в своем жилом доме в донецком поселке Минеральное ранен 50‑летний местный житель. Обстрелами жилых кварталов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей повреждены дома. В пятнадцатый раз с начала текущего года пострадала действующая школа в Золотом‑5/Михайловке. Все это – цена, которую мирное население Донбасса платит за продолжающуюся силовую операцию Киева и проволочки в выполнении Минских соглашений.

Надежду на улучшение ситуации дает возобновление мероприятий по устранению нарушений на участке разведения сил и средств в Золотом. 29 октября СММ сообщила о начале процесса отвода сторонами вооружений и личного состава с занимаемых внутри участка позиций. Причем из данных Миссии не следует, что украинская сторона направляла уведомление о намерении приступить к разведению, как это предусмотрено соответствующим планом-графиком. Как бы то ни было, это – лишь первый шаг на пути к практической реализации договоренностей, достигнутых между Киевом, Донецком и Луганском на заседании Контактной группы в Минске 1 октября. Необходимо эффективно запустить этот процесс и на другом согласованном участке – в Петровском. Рассчитываем, что разведение на обоих участках пройдет без промедлений в отведенные Контактной группой сроки при верификации СММ. Важно, чтобы в конечном счете внутри участков разведения не осталось не только техники, но и любых лиц с огнестрельным оружием, которые были бы способны нарушить «режим тишины».

Разведение – позитивный сигнал о готовности к дальнейшей деэскалации. Но давайте вспомним, как убедительно пытались выглядеть украинские представители, оправдывая срыв мероприятий по разведению в Золотом три недели назад. Вещали о необходимости соблюдения условия о предварительном семидневном периоде «полной тишины». Оно было выдвинуто ими внезапно, в одностороннем порядке, в день начала мероприятий по разведению. Как выяснилось, в планы властей по разведению вмешались воинствующие украинские националисты. Как известно, радикалы прибыли в Золотое с оружием и очевидной целью – не допустить не только разведения, но и вообще дальнейшей реализации Минских соглашений. Лишь после приезда в этот поселок президента Украины В.Зеленского ситуацию удалось несколько изменить.

Ключевым фактором для успешного продвижения в сфере безопасности является восстановление доверия. Важно понимать, что вялая реакция украинских властей на действия радикалов этому не способствует. Требуется политическая воля и последовательный, ответственный подход к выполнению обязательств. Важная роль здесь принадлежит СММ, которой предстоит пристально следить и подробно отражать в своих отчетах деструктивные акции националистов. Необходим давно востребованный тематический доклад на эту тему. Также призываем профильные структуры ОБСЕ, включая БДИПЧ, держать в фокусе тему проявлений агрессивного национализма на Украине.

Продолжает «буксовать» диалог по политическим вопросам урегулирования. Украинские переговорщики в Контактной группе взяли курс на «заматывание» дискуссий, чрезмерную приоретизацию вопросов безопасности в ущерб продвижению на политическом треке. Выдвигаются все новые и новые предварительные условия. Такой подход противоречит договоренностям лидеров «нормандской четверки» о необходимости синхронного продвижения в решении вопросов политики и безопасности.

Напомню, что предоставление Донбассу особого статуса и его законодательная фиксация, включая проведение конституционной реформы, лежат в основе всего процесса урегулирования. Киев взял на себя соответствующие письменные обязательства в минском «Комплексе мер» от 12 февраля 2015 года. Сейчас же, на фоне истечения срока действия (был продлен до 31 декабря 2019 года) так и не вступившего в силу закона об особом статусе Донбасса слышим заявления В.Зеленского о том, что появится некий новый закон. При этом на вопрос о его основных параметрах он заявляет, что «даже не знает, каким будет этот новый закон». А председатель Верховной Рады Д.Разумков и вовсе увязывает судьбу закона с созывом саммита в «нормандском формате».

Считаем недопустимыми предпринимаемые в Киеве попытки перекладывать ответственность за реализацию политических аспектов Минских соглашений на «нормандский формат». Контрпродуктивно подвергать ревизии уже согласованные решения, умалять значение буквы и духа минского «Комплекса мер» и усилий «нормандского формата» в поддержку его реализации.

Каждый день конфликта влечет за собой новые страдания донбассцев. Правительство Украины продолжает блокаду жизнедеятельности региона. Сохраняя напряженную ситуацию в Донбассе, в Киеве, похоже, действуют в логике «ни войны, ни мира». Тем самым оттягивают решение насущных гуманитарных проблем. Не реализованы обещания возобновить социальные выплаты, восстановить транспортное сообщение и улучшить возможности перемещения людей через линию соприкосновения. По признанию уполномоченной Верховной Рады по правам человека Л.Денисовой, только за период с июня 2016 года по апрель 2018 года Киев задолжал пенсионерам Донбасса свыше 1,3 млрд долл., а к сегодняшнему дню – еще больше. В этих условиях с целью недопущения ухудшения гуманитарной обстановки Россия продолжит оказывать населению Донбасса гуманитарную помощь. Сегодня, 31 октября, в регион направлен очередной, восемьдесят девятый гуманитарный конвой.

Призываем США и Евросоюз побуждать украинское руководство к конкретным шагам на пути к миру. Пока же наблюдаем лишь их заигрывания с киевской «партией войны», настойчивые попытки «вписать» Украину в геополитическое противостояние, параметры которого вырисовывают за океаном. В эти дни, 30‑31 октября, в Киеве проходят заседания Североатлантического совета НАТО и комиссии Украина – НАТО. Невзирая на отсутствие консенсуса в украинском обществе о взаимоотношениях с альянсом, Украине упорно пытаются навязать ложный геополитический выбор в категориях блокового мышления. Это приводит к разделительным линиям не только в Европе, но и внутри самой Украины.

Ведутся поставки вооружений из стран НАТО на Украину. На прошлой неделе СМИ сообщили о завершении поставок компанией «Байкар-Макина» ударных беспилотных летательных аппаратов «Байрактар-ТБ2». Призываем воздерживаться от экспорта вооружений, которые могут оказаться в Донбассе и быть задействованы против мирного населения.

Господин Председатель,

Принятые в последние годы на Украине законодательные инициативы свидетельствуют о всеобъемлющем наступлении на русский язык и права русскоговорящих жителей. Под запретом печатная продукция из России, показ произведений российской теле- и киноиндустрии, введены языковые квоты на телевидении и радио. Киев продолжает языковую и образовательную дискриминацию вопреки требованиям профильных международных структур. Такие действия идут вразрез и с Минскими договоренностями, которые гарантируют языковое самоопределение жителям Донбасса, где более 80% населения использует русский язык для повседневного общения. Свою обеспокоенность языковой дискриминацией на Украине и недостатком диалога власти и общества по языковым правам на днях выразила и комиссар Совета Европы по правам человека Д.Миятович.

Непростой остается ситуация вокруг Украинской православной церкви. Ее храмы продолжают подвергаться нападениям. 31 октября осквернен Свято-Александро-Невский храм в с.Невское в подконтрольной Киеву части Луганской области.

И еще. До сих пор с расположенных в США серверов функционирует одиозный сайт «Миротворец». В ООН неоднократно заявляли о том, что это нарушает презумпцию невиновности и право на частную жизнь. Недавно зампредседателя Наблюдательной миссии ООН на Украине Бенджамин Моро повторил рекомендацию прекратить работу этого сайта. С аналогичным требованием выступили и другие представители международного сообщества, в том числе правительство ФРГ. На проблему обратили внимание и в Европейском суде по правам человека. На днях представителю Украины в ЕСПЧ указали на несостоятельность оправданий украинских властей, что те якобы «не имеют влияния» на работу упомянутого ресурса.

В завершение. Недавние замеры общественного мнения на Украине свидетельствуют, что ее жители ждут более активных действий властей по приближению мира в Донбассе. Путь к урегулированию хорошо известен – это полноценная реализация одобренного СБ ООН минского «Комплекса мер» от 12 февраля 2015 г.

Благодарю за внимание.

Организация по безопасности сотрудничества в Европе (ОБСЕ)

Совет Европы (СЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)


x
x
Дополнительные инструменты поиска