13.12.1911:00

Международный договор о торговле оружием (МДТО)

Данный договор является юридически обязывающим документом, регламентирующим международную торговлю оружием. Сфера применения МДТО распространяется на следующие категории обычных вооружений:  боевые танки, боевые бронированные машины, артиллерийские системы большого калибра, боевые самолеты, боевые вертолеты, военные корабли, ракеты и ракетные пусковые установки, стрелковое оружие и легкие вооружения.

Идею разработать такой международный инструмент впервые выдвинула Великобритания в 2005 г., ее подержало большинство других государств. В результате в декабре 2006 г. была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 61/89, поручившая Генеральному секретарю ООН запросить мнения государств-членов относительно осуществимости заключения, возможных сферы применения и параметров всеобъемлющего, юридически обязывающего документа об установлении общих международных стандартов в сфере передачи обычных вооружений, а также учредившая Группу правительственных экспертов (ГПЭ) для дальнейшей проработки этих вопросов.

Россия в подходе к проблематике МДТО исходила из следующего. Как показал мировой опыт, наличие многосторонних механизмов в области передач оружия (среди них есть юридически обязывающие: три – в Африке, по одному – в Европе и Латинской Америке) не предотвращает его перенаправление в нелегальный оборот, в том числе в руки террористов и экстремистов. В этой связи было бы логичным сначала проанализировать причины недостаточной эффективности существующих механизмов.

По мнению российской стороны, перекрытию каналов утечки оружия в незаконный оборот способствовало бы повсеместное укрепление национальных систем контроля в государствах-импортерах вооружений. В этом контексте следует также решать такие задачи, как: прекращение поставок оружия, произведенного без лицензий или по просроченным лицензиям; регламентация реэкспорта (запрет на его осуществление без согласования с первоначальным экспортером); наведение порядка в брокерской деятельности; усиление контроля за конечным использованием поставляемого оружия; прекращение поставок структурам, не уполномоченным правительствами.

Заключительная конференция по МДТО, прошедшая в марте 2013 г., выработала текст МДТО, в целом приемлемый для большинства государств. В апреле 2013 г. на пленарном заседании ГА ООН состоялось голосование по проекту резолюции, одобряющей текст МДТО и открывающей документ для подписания с 3 июня 2013 г. Резолюция принята 154 голосами, 23 государства (включая Россию, Китай и Индию) воздержались, Иран, КНДР и Сирия проголосовали против.

Необходимость поиска баланса интересов привела, однако, к тому, что Договор получился слабым с точки зрения эффективности его применения. В частности, во внесенной по настоянию России главе, посвященной противодействию перенаправлению оружия из законного оборота в незаконный, вместо конкретных мер содержатся лишь расплывчатые лозунги. Не нашел в МДТО отражения и продвигавшийся российской стороной наряду с подавляющим большинством делегаций тезис о запрете передач вооружений негосударственным структурам. Слишком расплывчато оказались сформулированы «гуманитарные» критерии оценки допустимости передач, что предполагает возможности для недобросовестных интерпретаций.

С практической точки зрения основной положительной стороной МДТО является требование создать национальные системы контроля за оборотом оружия в тех государствах, где таких систем нет.

24 декабря 2014 г. МДТО вступил в силу. К настоящему моменту состоялось уже пять обзорных конференций стран-участниц Договора (первая прошла в Канкуне (Мексика) 24-27 августа 2015 г., четвертая – в Токио 20-24 августа 2018 г., а  вторая, третья и пятая конференции прошли в Женеве 22-26 августа 2016 г., 11-15 сентября 2017 г. и 26-30 августа 2019 г. соответственно). Как ожидается, очередная шестая конференция пройдет под аргентинским председательством 17-21 августа 2020 г. в Женеве.

В межсессионный период действуют три Рабочие группы – по транспарентности и отчетности, по универсализации Договора и по эффективному выполнению положений Договора. Секретариат МДТО, возглавляемый  представителем ЮАР С.Д.Дладлой, размещается в Женеве.

По состоянию на декабрь 2019 г. МДТО подписали 135 стран, однако его участниками на сегодняшний день является 105 государств, в т.ч. все страны Евросоюза (остальные пока не завершили необходимые для этого внутригосударственные процедуры).

Из крупнейших импортеров и экспортеров оружия участниками МДТО не являются Индия, Пакистан, Саудовская Аравия, а также государства-члены ОДКБ (за исключением Казахстана, присоединившегося к Договору в декабре 2017 г.). США, занимающие лидирующие позиции на мировом рынке вооружений, подписали Договор в сентябре 2013 г. Однако в июле 2019 г. администрация США, ссылаясь на «неэффективность Договора, ограничивающего суверенитет США и ущемляющего права американцев», уведомила Генерального секретаря ООН нотой, из которой следует, что «Вашингтон не намерен становиться участником МДТО и не считает себя связанным какими-либо правовыми обязательствами в связи с его подписанием». Эту позицию еще раз подтвердил президент США Д.Трамп, выступая на Генеральной ассамблее ООН в сентябре 2019 г.

Тогда же о начале внутригосударственных процедур по присоединению к МДТО объявила КНР. По мнению Пекина, это – «знаковый шаг в контексте укрепления роли Китая в международных механизмах регулирования торговли оружием».

Приходится констатировать, что со времени своего вступления в силу МДТО так и не смог внести сколь-нибудь ощутимый вклад в укрепление международной безопасности, снизить риски перетока оружия в незаконный оборот. Такое положение дел – закономерное следствие как присущих МДТО концептуальных недостатков, так и неоднозначного, недобросовестного толкования государствами-участниками взятых на себя обязательств. С учетом данных обстоятельств, а также более высоких стандартов, установленных в российской системе военно-технического сотрудничества с зарубежными государствами, присоединение России к МДТО представляется нецелесообразным.

x
x
Дополнительные инструменты поиска