Публикатор

17.11.1416:38

Выступление первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН А.А.Панкина на заседании Генеральной Ассамблеи ООН по пункту повестки дня 119 «Вопрос о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его членского состава и связанные с этим вопросы», Нью-Йорк, 12 ноября 2014 года

17-11-2014

 

Г-н Председатель,

Вопрос реформы Совета Безопасности ООН является одним из важнейших в повестке дня всемирной Организации, поскольку речь идет об органе, который в соответствии с Уставом ООН несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. От конечного результата процесса реформирования Совета Безопасности будет во многом зависеть эффективность его работы, да и ООН в целом, а также архитектура международной безопасности.

Поздравляем постпреда Ямайки К.Раттрая с назначением на должность координатора межправительственных переговоров. Рассчитываем, что его деятельность на этом непростом направлении будет способствовать сохранению конструктивной атмосферы переговоров с целью выхода на взаимоприемлемые развязки. Благодарим постпреда Афганистана З.Танина за эффективную работу на этом посту в течение пяти последних лет.

Г-н Председатель,

Россия как постоянный член Совета Безопасности отмечает необходимость придания этому органу более представительного характера. Однако усилия в этом направлении не должны сказываться на способности Совета эффективно и оперативно реагировать на возникающие вызовы. Это тем более актуально сегодня, когда мы являемся свидетелями разрастания конфликтных очагов на планете. В этом контексте мы выступаем за сохранение компактного характера состава Совета Безопасности. Его оптимальный численный состав не должен превышать «чуть более двадцати» членов (lowtwenties).

Для нас неприемлемы любые идеи, ведущие к ущемлению прерогатив нынешних постоянных членов СБ, включая институт вето. Следует помнить: данный институт является важным фактором, стимулирующим членов Совета к поиску сбалансированных решений. Покушаться на него было бы неверно и с исторической, и с политической точек зрения.

Г-н Председатель,

Дискуссия, как нам реформировать Совет Безопасности, идет не первый год и весьма непросто. Состоялось в общей сложности десять раундов межправительственных переговоров. Государствам-членам кое в чем удалось продвинуться на реформенном направлении, однако универсальное решение, которое могло бы удовлетворить большинство, пока не просматривается.

Мы полностью поддерживаем неоднократно звучавшее с этой трибуны мнение о том, что процесс реформирования Совета Безопасности должен быть «собственностью» всех без исключения государств-членов, а его итоговая формула – пользоваться максимально широкой поддержкой членов Организации. Если не удастся достичь в данном вопросе консенсуса, то в любом случае политически необходимо гарантировать поддержку значительно большего числа государств-членов, чем юридически необходимое большинство в две трети голосов Генассамблеи.

Убеждены, что вопрос реформы Совета Безопасности не может быть решен только «арифметическим путем» за счет постановки тех или иных моделей на голосование для получения минимально необходимых голосов. Результат, достигнутый таким образом, едва ли добавит авторитета и эффективности Совету Безопасности и уж точно не послужит укреплению всемирной Организации. Как раз наоборот.

При этом мы готовы рассмотреть любой разумный вариант расширения состава Совета Безопасности, включая т.н. «промежуточное решение», то есть по сути – компромиссное решение, если такой вариант будет опираться на самое широкое согласие в ООН.

Вместе с тем ход переговоров пока не позволяет говорить, что мы приблизились к выработке универсальной формулы реформирования СБ, которая могла бы получить максимально широкую поддержку. Подходы по-прежнему существенно различаются, подчас диаметрально. В таких условиях мы не видим альтернативы продолжению в ходе текущей сессии Генассамблеи терпеливой работы по сближению переговорных позиций. Рассчитываем, что усилия Председателя Генассамблеи и координатора переговоров будут направлены именно на оказание максимального содействия переговорам при том понимании, что «собственность» в этом процессе остается за государствами-членами. Такая кропотливая работа должна проводиться в спокойном, транспарентном и инклюзивном ключе без произвольных временных графиков. Нам всем важно отдавать себе ясный отчет, что в этом деле не может быть места искусственным и символическим срокам и датам, а также попыткам решить данную комплексную проблему одним росчерком пера.

И в заключение. Давайте не будем забывать главного: прогресс в реформировании Совета Безопасности зависит только от политической воли государств-членов и их готовности достичь разумного компромисса. Призываем всех следовать этому основополагающему принципу.

Благодарю Вас.