Публикатор

11.09.0700:12

О позиции России на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН

 

62-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН призвана способствовать дальнейшему наращиванию усилий по закреплению коллективных начал в мировой политике и всемерному повышению в ней роли ООН.

Востребованность ООН неуклонно растет на фоне процессов глобализации и формирования различных центров силы на планете. Эффективный ответ на современные угрозы и вызовы также должен быть всеобъемлющим, что повышает значение многосторонней дипломатии на площадке ООН. Всемирная организация доказала свою эффективность в использовании политико-дипломатических инструментов урегулирования конфликтных ситуаций в мире. Актуальность этого направления работы в ООН возрастает в силу расширения географии кризисов и конфликтов.

В то же время в международной ситуации заявляют о себе и негативные тенденции. Обострились многочисленные региональные конфликты, как старые, так и новые. Опасной тенденцией стало их превращение в очаги терроризма, преступности, наркоторговли. Усиливаются националистические движения, обостряются сепаратистские тенденции и религиозный экстремизм. Растет межцивилизационная напряженность.

Проявления фактора силы подпитывают тягу некоторых стран к обладанию оружием массового уничтожения с целью обеспечения собственной безопасности. Мир не застрахован от появления такого оружия у террористов, что имело бы катастрофические последствия. Положение дел в сфере нераспространенческих режимов далеко от идеального, здесь есть серьезные проблемы, которые неотделимы от застоя в разоруженческой области. Маховик гонки вооружений не остановлен — она выходит на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала дестабилизирующих видов оружия, а также развертыванием в космосе ударных систем. Характер некоторых зарубежных военных разработок приводит к выводу о том, что они предназначены не для борьбы с терроризмом, а для решения стратегических задач. Естественно, необходимо принимать это в расчет.

В то же время, в позитиве можно отметить становление новых форматов многосторонней дипломатии, рост понимания уникальных возможностей ООН. Россия последовательно выступает за многополярность, обеспечение равной безопасности для всех стран. Для поддержания единоличного лидерства в современном мире никому не хватит ни военно-политических, ни экономических ресурсов.

Построение более справедливого и демократического миропорядка невозможно без неукоснительного соблюдения международного права. Необходимо, чтобы универсальный характер носило и понимание, и применение его норм. В этой связи первостепенное значение имеет упрочение центральной роли ООН и ее Совета Безопасности как универсального механизма поддержания международного мира и безопасности.

Российская сторона поддерживает реформенные начинания Генсекретаря ООН, приветствует его настрой на повышение эффективности деятельности Секретариата и Организации в целом, готова оказывать ему всяческую поддержку. Вместе с тем, в подходах Секретариата ООН не всегда должным образом отражено многообразие позиций государств-членов по острым международным проблемам.

Главной целью реформы ООН должно стать повышение эффективности Организации и укрепление ее межгосударственной природы. Решения по преобразованиям должны приниматься исключительно на платформе самого широкого согласия государств-членов. На реформенном треке уже приняты практические решения, важнейшие из которых — учреждение Комиссии по миростроительству (КМС) и Совета по правам человека (СПЧ). На повестке дня — задача обеспечения эффективного функционирования этих структур в интересах всех государств-членов.

Россия продолжает твердо исходить из того, что расширение Совета Безопасности ООН должно осуществляться на основе достижения максимально широкого согласия среди государств-членов. Цель реформы Совета — повышение эффективности СБ путем его ограниченного расширения — отвечает общемировым интересам. Форсирование решений по созданию дополнительных мест в СБ недопустимо, поскольку неизбежно приведет к антагонизации в международных отношениях.

Неуклонно возрастающая востребованность ооновского миротворчества требует повышения военной экспертизы при принятии СБ ООН соответствующих решений. Кратчайший путь к решению этой задачи, как она определена в ст. 47 Устава ООН («создается Военно-штабной комитет для того, чтобы давать советы и оказывать помощь Совету Безопасности в деле поддержания международного мира и безопасности») состоит в активизации ВШК и его работы в составе всех членов СБ ООН.

Российская Федерация выступает за сохранение центральной роли ООН в коллективных усилиях по поддержанию мира и международной безопасности, в разработке глобальной стратегии противодействия новым вызовам и угрозам, предотвращению попадания ОМУ в руки террористов. Для реализации этой цели важно сконцентрировать усилия на укреплении многосторонних начал в решении задач контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения ОМУ на основе строгого выполнения и развития существующих, а также разработки новых международно-правовых соглашений. При этом появление новых вызовов и угроз международной безопасности, необходимость их нейтрализации не умаляет значения соблюдения прежних обязательств в этой сфере.

При рассмотрении на сессии вопросов разоружения Россия будет вновь вносить проект резолюции «Меры транспарентности и укрепления доверия в космической деятельности» ("Transparency and confidence-building measures in outer space activities"). Российская сторона признательна партнерам за поддержку этого проекта на 61-й сессии и рассчитывает на подобное содействие в текущем году. Одновременно российская сторона намерена продвигать инициативу по заключению договора о запрещении размещения оружия в космическом пространстве.

Российская делегация также намерена добиваться принятия резолюции «Достижения в сфере информационных задач и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» ("Developments in the field of information and telecommunications in the context of international security"), предполагающей проведение в 2009 г. исследования группой правительственных экспертов.

Российская сторона придает большое значение обсуждению в ООН проблематики межрелигиозного, межкультурного и межцивилизационного диалога и готова принять в нем самое активное участие. Важно наладить конструктивное взаимодействие с представителями всех религиозных конфессий в целях поиска совместных решений глобальных проблем современного мира. Кроме того, планируется уделить особое внимание наращиванию сотрудничества с Организацией Исламская конференция (Россия имеет статус наблюдателя), а также с мусульманскими странами на двусторонней основе. Россия вошла в Группу друзей «Альянс цивилизаций» и поддерживает деятельность высокого представителя Генсекретаря ООН по «Альянсу цивилизаций» Ж.Сампайу.

Адекватный ответ мирового сообщества на вызов международного терроризма может быть обеспечен только на основе и при строгом соблюдении принципов и норм международного права, в первую очередь Устава ООН. Именно ООН принадлежит центральная координирующая роль в организации и продвижении международного антитеррористического сотрудничества. Важно, что Всемирная организация подтверждает свою способность выполнять эту роль адекватно и эффективно. Свидетельство тому — принятие Генассамблеей ООН консенсусом Глобальной контртеррористической стратегии. Она несет в себе потенциал для сплочения на ее платформе международного сообщества, наращивания контртеррористической деятельности Организации.

Россия придает важное значение вступлению в силу 7 июля 2007 г. Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма, одобренной консенсусом Генеральной Ассамблеей ООН 15 апреля 2005 г. В условиях, когда «Аль-Каида» и другие террористические структуры стремятся к обладанию ядерным потенциалом, этот договор должен сыграть свою роль, прежде всего в деле поддержания международного мира и безопасности. Его важной особенностью, в отличие от других глобальных конвенций, является то, что он принят на упреждение, то есть до совершения терактов с использованием ядерного материала или других радиоактивных веществ. Россия первой подписала эту конвенцию и первой из ядерных держав ратифицировала ее в октябре 2006 г.

Российская Федерация выступает за завершение работы и согласование проекта Всеобъемлющей конвенции по международному терроризму. Содержащаяся в нем формула определения терроризма однозначно осуждает терроризм, подчеркивая, что никакие причины или поводы не могут его оправдать. Кроме того, четко фиксируются действия, подпадающие под понятие терроризма.

В вопросе о пределах права на самооборону Россия исходит из того, что они четко очерчены ст. 51 Устава ООН, которая адекватна современным условиям и не нуждается в ревизии. Право на самооборону возникает у государства, именно когда на него уже совершено «вооруженное нападение», в том числе в форме масштабного террористического нападения. При этом для осуществления права на самооборону государство в принципе не обязано дожидаться наступления негативных последствий вооруженного нападения. Ключевое значение имеет определение момента начала совершения нападения, с которого и возникает право на самооборону.

Российская делегация настроена на дальнейшее плодотворное сотрудничество в рамках ООН по антинаркотической проблематике, в т.ч. в контексте «парижско-московского процесса» и реализации решений и рекомендаций Московской международной конференции по наркотикам (июнь 2006 г.). Несмотря на предпринимаемые международным сообществом усилия как внутри Афганистана, так и за его пределами, наркоситуация в этой стране продолжает стремительно ухудшаться. По предварительным прогнозам, урожай опия в ИРА в героиновом эквиваленте в 2007 г. может увеличиться на 20% по сравнению с рекордным 2006 г. (610 тонн) на 20%. Рост доходов от наркопроизводства в Афганистане автоматически означает и расширение финансирования террористической деятельности как в самой ИРА, так и за ее пределами.

Эффективное противостояние транснациональной организованной преступности возможно лишь при условии тесного международного сотрудничества. Ключевая роль в этом сотрудничестве принадлежит ООН, и она ее постоянно подтверждает. ООН является главным инструментом формирования единой антикриминальной стратегии международного сообщества в области противодействия новым вызовам и угрозам, налаживания эффективного взаимодействия государств на антикриминальном направлении. Россия придает большое значение противодействию такому опасному виду преступности, как коррупция, в т.ч. в рамках реализации положений Конвенции ООН по борьбе с коррупцией 2003 г. (ратифицирована Россией в марте 2006 г.).

На Ближнем Востоке усилия России направлены на то, чтобы соответствующие решения Генассамблеи ООН содействовали возобновлению переговорного процесса и достижению всеобъемлющего и справедливого урегулирования арабо-израильского конфликта на основе «дорожной карты», резолюций 242, 338, 1397 и 1515 СБ ООН. Такое урегулирование способно кардинальным образом улучшить перспективы стабильного политического и экономического развития региона. Россия выступает против любых односторонних действий, предрешающих окончательный статус оккупированных в 1967 году арабских территорий, в том числе Восточного Иерусалима и Голанских высот. Эти проблемы, как и проблемы беженцев, границ, водных ресурсов, а также многие другие спорные вопросы в арабо-израильском конфликте должны быть урегулированы только путем переговоров. Россия поддерживает призывы к палестинскому руководству предпринять решительные меры по предотвращению терактов и прекращению ракетных обстрелов израильской территории, в результате которых гибнут мирные люди, а к Израилю — отказаться от чрезмерного применения силы против палестинцев, практики внесудебных расправ, арестов представителей законодательной и исполнительной власти ПНА.

Российская Федерация является принципиальным сторонником идеи формирования зоны, свободной от ядерного оружия, на Ближнем Востоке. Усилия в этом направлении отвечают долгосрочным национальным интересам государств региона и способствуют укреплению международного мира и безопасности.

Инициирование государствами-участниками ГУАМ резолюции ГА ООН по «замороженным конфликтам» на пространстве СНГ приведет к политизации этого вопроса, нагнетанию эмоций и «отторжению» разумных и сбалансированных шагов по решению сложнейших проблем. Неконструктивна явно просматривающаяся цель ГУАМовской инициативы — добиться от международного сообщества осуждения «сепаратистов», абстрагируясь от специфики ситуации в каждом из конфликтов, а на этой основе, вполне вероятно, обосновывать необходимость силовых акций. Успешному продвижению по пути урегулирования существующих конфликтов в большей степени будет способствовать целеустремленная плодотворная совместная работа в рамках существующих механизмов урегулирования, чем вовлечение в этот процесс Генассамблеи ООН.

Россия выступает за продолжение переговорного процесса, за поиск компромиссного решения по Косово, приемлемого для обеих сторон. Главным условием на пути к этому решению является выполнение международных стандартов в крае с целью обеспечения гарантий прав и безопасности национальных меньшинств в точном соответствии с резолюцией 1244 СБ, которая сохраняет свою актуальность. Россия не может согласиться с односторонним сценарием «навязанной независимости», который полностью игнорирует основополагающие нормы международного права, противоречит Уставу ООН. Российская сторона исходит из прецедентности косовского урегулирования. Скороспелое решение по Косово может подстегнуть сепаратистские настроения не только в регионе, но и во всем мире.

Российская Федерация заинтересована в скорейшей стабилизации обстановки в Ираке. Для достижения устойчивой нормализации необходимо решение ключевой задачи, которая состоит в обеспечении национального согласия и примирения через развитие широкого международного диалога, нацеленного на поиск взаимоприемлемых компромиссов.

Международное сообщество должно оказывать всемерное содействие в восстановлении мирной жизни, правопорядка и безопасности, базовой хозяйственной инфраструктуры. Ведущую роль в координации многосторонних усилий заинтересованных стран, международных и региональных организаций и финансовых институтов в иракском урегулировании призваны играть ООН и ее Совет Безопасности.

Приветствуя имеющиеся успехи в сферах госстроительства и восстановления в Афганистане, Россия, вместе с тем, не может не испытывать беспокойства в связи с продолжающейся эскалацией напряженности в стране, вызванной ростом подрывной активности талибов и аль-каидовцев. Тревогу вызывает также усиление афганской наркоугрозы, что говорит о недостаточности мер, применяемых по ее нейтрализации на различных уровнях. Необходимо существенно активизировать антинаркотические усилия как на территории Афганистана, так и вокруг него, включая создание при координирующей роли ООН и при участии соседних стран комплексной системы «поясов антинаркотической безопасности».

Вызывают озабоченность попытки введения представителей экстремистских группировок, в т.ч. Движения талибов (ДТ), во властные структуры Афганистана под предлогом «национального примирения». Россия выступает за то, чтобы вопрос об исключении из антиталибского санкционного списка бывших деятелей ДТ рассматривался в Комитете СБ ООН 1267 на основании всестороннего анализа объективной информации и в соответствии с установленными процедурами. Как подчеркивается в резолюциях СБ ООН по Афганистану, в частности, в последней резолюции 1746, процесс афганского национального примирения должен развиваться при строгом соблюдении введенного Советом Безопасности антиталибского санкционного режима.

Для преодоления афганских проблем военных мер недостаточно. Необходимо сосредоточиться на реконструкции практически полностью разрушенной войной афганской экономики. Акцент нужно сделать на ускоренной реализации конкретных проектов, имеющих жизненно важное значение для Афганистана — восстановлении энергетической и транспортной сфер, разработке полезных ископаемых.

Россия выступает за формирование комплексного подхода к урегулированию и предотвращению конфликтов в Африке, укреплению демократии, искоренению нищеты, обеспечению социально-экономического развития стран этого континента. Российская делегация приветствует стремление африканских стран к укреплению их миротворческого потенциала, формированию основ коллективной безопасности на континенте, в т.ч. работу по созданию Африканских сил постоянной готовности. Высокой оценки заслуживает начало практического афромиротворчества на континенте. Собственные усилия африканцев в этой сфере должны быть подкреплены авторитетом и возможностями ООН. Россия поддерживает шаги по расширению партнерских отношений и координации между ООН, ее СБ и Афросоюзом, а также ведущими африканскими субрегиональными организациями.

Как постоянный член СБ ООН Российская Федерация принимает непосредственное участие во всех ОПМ ООН в Африке. Укрепление стабильности в Африке зависит также от того, насколько успешно ведется борьба с незаконным распространением легкого и стрелкового оружия, нелегальной добычей и оборотом алмазов. Россия высоко оценивает демонстрируемую африканским сообществом нацеленность на реализацию программы «Новое партнерство для развития Африки» (НЕПАД). Российская сторона реализует ориентированный на содействие достижению целей НЕПАД и рассчитанный на длительную перспективу План действий «восьмерки» по Африке, другие решения последующих саммитов, включая Санкт-Петербургский, а также намерена и далее руководствоваться линией на оказание поддержки Африке, участие в согласованных мерах по содействию устойчивому развитию континента.

Россия рассматривает санкции как один из важных инструментов в деле достижения политико-дипломатического урегулирования конфликтных ситуаций. Санкционные меры не должны выходить за рамки соответствующих резолюций Совета Безопасности, не подлежат широкому и произвольному юридическому толкованию. Решения СБ ООН, вводящие санкции, должны предусматривать гуманитарные изъятия из санкционного режима, ограничения по срокам действия предлагаемых мер, а также их отмены. Еще на этапе разработки механизма эмбарго должны учитываться гуманитарные последствия санкций как для населения государства, в отношении которого они вводятся, так и сопредельных с ним стран.

Российская позиция в отношении экономической, торговой и финансовой блокады, введенной США против Кубы, неизменна: Россия разделяет мнение подавляющего большинства членов ООН, решительно осуждающих американское эмбарго против Кубы и выступающих за его отмену.

Имеется определенная положительная динамика в развитии ситуации вокруг ядерной проблемы Корейского полуострова, прежде всего, февральские договоренности о мерах первого этапа по денуклеаризации, начавшаяся институализация шестистороннего процесса путем создания 5 рабочих групп по ключевым аспектам урегулирования. Самый важный итог проделанной в последний период работы состоит в том, что удалось ослабить напряженность, возникшую после известных событий июля — октября 2006 года, предотвратить сползание ситуации к конфронтации. Непосредственно вовлеченным сторонам следует продолжить поиски путей урегулирования «банковского вопроса» с тем, чтобы он не осложнял перспективы переговорного процесса в ядерной области. Российская сторона поддерживает продвигаемую США и другими партнерами идею проведения встречи глав внешнеполитических ведомств стран-участниц шестисторонних переговоров для закрепления достигнутых результатов и придания импульса дальнейшим шагам в направлении денуклеаризации.

При всех обстоятельствах необходимо продолжать взаимодействие по снятию напряженности вокруг иранской ядерной программы и урегулированию нынешней ситуации политико-дипломатическими методами, вести диалог с иранцами, выводя их на конструктивные позиции.

Россия исходит из необходимости для Ирана решать все вопросы через сотрудничество с МАГАТЭ и путем переговоров в отношении тех шагов, которые необходимо предпринять Тегерану для прояснения остающихся вопросов по своей прошлой ядерной деятельности и восстановления доверия к нынешним ядерным усилиям. Это единственно возможный путь урегулирования ситуации вокруг иранской ядерной проблемы.

Многолетняя дискуссия об ответственности по защите населения от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности в значительной степени завершена принятием Итогового документа Саммита-2005, который составлен весьма четко и не нуждается в каком-либо дополнительном пояснении. Важно, что обе составляющие «концепции по защите», которые включают как обязательства государств, так и обязательства международного сообщества, сформулированы таким образом, что не выходят за рамки Устава ООН. Попытки истолковать концепцию «ответственности по защите» расширительно, подвергнуть ее скрытой ревизии через другие документы, инициируемые в рамках, в первую очередь, СБ ООН контрпродуктивны.

Борьба с любыми формами и проявлениями расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимостью является одним из приоритетных направлений деятельности ООН. Несмотря на значительное число принятых по данному вопросу международно-правовых документов, а также три Всемирные конференции по борьбе против расизма, острота проблемы не снизилась. Со своей стороны Российская Федерация готова оказать всемерную поддержку данному направлению деятельности ООН. В связи с этим особую важность приобретает традиционно вносимая Россией в Третьем комитете Генассамблеи резолюция «Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости».

Россия также рассчитывает, что Совет ООН по правам человека будет рассматривать проблематику противодействия расизму и расовой дискриминации как приоритетную в рамках своей деятельности.

Россия придает большое значение межгосударственному сотрудничеству в области защиты и поощрения прав человека, закрепленных в универсальных международных документах. Основную ответственность в этом деле несут сами государства, в то время как международные институты и механизмы выполняют лишь вспомогательную роль, содействуя достижению этих целей.

«Наказание резолюциями» отдельных стран мало способствует установлению конструктивного диалога с ними — диалога, без которого невозможно полноценное сотрудничество в правозащитной сфере между отдельным государством и мировым сообществом. Россия решительно осуждает использование правозащитных вопросов в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела государств. Такие действия являются игнорированием основополагающих норм международного права и, в частности, принципов Устава ООН.

Россия позитивно оценивает деятельность Управления Верховного комиссара ООН по правам человека и поддерживает ее. Однако для качественного улучшения работы УВКПЧ, необходимо укреплять его транспарентность и подотчетность государствам-членам ООН, в том числе соблюдать принцип справедливого географического представительства при наборе персонала.

Россия приветствует пакетное решение по созданию институтов и механизмов Совета ООН по правам человека, принятое на 5-й сессии СПЧ, и намерена и дальше продолжать активно участвовать в формировании конкретных элементов ооновской правозащитной архитектуры. Российская сторона выступает за своевременный запуск механизма универсального периодического обзора и неукоснительное соблюдение специальными процедурами Совета положений Кодекса их поведения.

Особое значение, которое придается Российской Федерацией международному измерению вопросов защиты прав коренных народов, определяется фактором проживания на территории нашей страны большого числа представителей этих народов. Правительство Российской Федерации рассматривает вопросы защиты прав и интересов коренных народов в числе приоритетных с точки зрения внутренней политики.

Необходимо продолжить работу над текстом проекта Декларации ООН о правах коренных народов, имея в виду, что оптимальным было бы такое решение по Декларации, которое будет приемлемым для тех государств, на территории которых проживает бóльшая часть коренных народов.

Международное сотрудничество в гуманитарной сфере и деятельность международных гуманитарных агентств, в том числе Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), является важным звеном в комплексных усилиях по поддержанию мира, укреплению безопасности и стабильности. Решение проблем беженцев, а в более широкой перспективе -ликвидация последствий гуманитарных кризисов требуют скоординированных шагов мирового гуманитарного сообщества в политической, социально-экономической, гуманитарной и других областях. Успех деликатной гуманитарной работы, которая должна строиться на нормах Устава ООН и базовых гуманитарных принципах, во многом зависит от того, как она вписывается в усилия международного сообщества по политическому урегулированию.

Россия рассчитывает, что и после завершения в 2005 году десятилетнего конференционного процесса по проблемам беженцев и мигрантов в странах СНГ сотрудничество на данном направлении будет продолжаться как на двустороннем, так и на субрегиональном уровнях и что миграционная проблематика стран СНГ сохранится в качестве одного из приоритетов в повестке дня УВКБ и других международных организаций.

Россия поддерживает дальнейшую выработку конкретных практических шагов по реализации странами концепции «Глобального партнерства», заложенной в Декларации тысячелетия, Монтеррейском консенсусе, решениях Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития, 24-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН и «Саммита-2005».

Большое значение имеет принятие и открытие для подписания и ратификации Конвенции о правах инвалидов первого в XXI веке международного договора в области прав человека, направленного на более полную интеграцию инвалидов в жизнь общества и применение к ним международных стандартов в области прав человека без какой-либо дискриминации. В настоящее время Россия начала проработку вопроса о возможном подписании Конвенции.

Несмотря на сохраняющиеся разногласия между отдельными группами стран, 51-я сессия Комиссии ООН по положению женщин прошла в динамичном и конструктивном ключе и завершилась в срок, что свидетельствует о желании государств вернуть деятельность этого органа в нормальное русло. Итоги сессии показали, что при наличии политической воли государств возможен поиск взаимоприемлемых решений даже по таким сложным вопросам, как ликвидация всех форм дискриминации и насилия по признаку пола.

Забота о будущем поколении — одно из ключевых направлений российской социальной политики. Задачи защиты прав детей необходимо рассматривать в широком контексте новых социальных вызовов эпохи глобализации.

Важное значение имеет обсуждение проблематики «международная торговля и развитие» в ООН, в том числе в рамках ЮНКТАД, так как международная торговля служит эффективным инструментом обеспечения стабильного экономического развития. Россия выступает за эволюционный путь либерализации международной торговли с максимальным учетом конкретных социально-экономических и политических условий в той или иной стране или регионе. Присоединение новых стран к ВТО должно происходить на недискриминационных условиях с учетом уровней развития экономик и обязательств, принятых на себя другими членами ВТО. Важно и дальше укреплять сотрудничество между ЮНКТАД и ВТО в этой области.

Россия выступает за совершенствование существующих механизмов решения проблем внешней задолженности государств, а также за сохранение этого вопроса в повестке дня среди основных вопросов экономического развития. В рамках Парижского клуба и других международных организаций Россия ведет целенаправленную работу по оказанию помощи развитию и облегчению задолженности наименее развитых государств. Российская Федерация изначально поддержала инициативу МВФ/МБРР по сокращению задолженности беднейших развивающихся стран (Инициатива HIPC). Поддержка российской стороной Инициативы имела весьма большое значение для ее практической реализации, поскольку от величины российского дисконта зависел объем финансовой помощи, предоставляемой другими кредиторами целому ряду беднейших стран. Российский вклад в Инициативу по отношению к ВВП является крупнейшим среди всех доноров.

Россия наращивает участие в международных усилиях, нацеленных на содействие беднейшим странам мира. Вопросы решения глобальных социально-экономических и гуманитарных проблем были «сквозными» темами повестки дня «Группы восьми» в период российского председательства. Россия списала задолженность африканских стран на сумму 11,3 млрд. долл. в рамках Инициативы HIPC. Правительство РФ активно прорабатывает вопрос о развитии донорского потенциала России путем, в частности, участия в финансировании крупных международных инициатив, наращивания добровольных взносов в международные организации.

Россия придает большое значение наращиванию потенциала ООН в современных экономических отношениях, выступает за укрепление роли ООН и ЭКОСОС в системе международных социально-экономических организаций. РФ поддерживает проведение в рамках основных сессий ЭКОСОС ежегодных министерских оценок прогресса в выполнении итогов основных конференций и саммитов ООН, а также Форума по сотрудничеству в целях развития (ФСР), которому принадлежит важная роль в международном диалоге по тематике содействия развитию, включая вопросы повышения качества и эффективности помощи, донорской координации, роли формирующихся доноров. Россия выступает за укрепление координационной функции ЭКОСОС в системе ООН, не поддерживает кардинальный пересмотр формата работы Совета, который использует в целом эффективные методы работы и механизмы взаимодействия с органами системы ООН, БВУ и ВТО.

Российская Федерация готова к поддержке прагматичных и реалистичных реформенных шагов, направленных на повышение эффективности работы системы ООН в области развития, гуманитарной помощи и охраны окружающей среды. Российская сторона не разделяет вывод Панели высокого уровня по общесистемной согласованности о «системной неудаче», раздробленности и неэффективности деятельности ООН в области развития. Российская делегация приветствует начало в апреле с. г. процесса межправительственного обсуждения доклада Панели, по итогам которого будет возможно принять решения о выполнении тех или иных рекомендаций. Российским подходам созвучны положения доклада Генсекретаря ООН о рекомендациях Панели, касающиеся учета уже идущих в ООН реформенных процессов — трехлетнего всеобъемлющего обзора оперативной деятельности ООН в ходе 62-й сессии ГА ООН, переговорного процесса по международному природоохранному управлению, а также продолжающейся в ЭКОСОС и Генассамблее ООН гуманитарной дискуссии.

Совершенствование работы на страновом уровне должно происходить путем укрепления системы резидентов-координаторов, которые не должны превращаться в «послов ООН» в странах-получателях, но призваны обеспечивать максимально эффективную доставку услуг ООН в соответствии с приоритетами правительств. Требуется более активное и эффективное сотрудничество с региональными экономическими комиссиями ООН и максимальное использование их солидного технического и аналитического потенциала и экспертизы. Российская сторона выступает против сокращения мандатов региональных комиссией. Россия не поддерживает радикальные изменения в формате межправительственного обсуждения оперативной деятельности и, в частности, предложения, которые приведут к появлению новых бюрократических структур управления агентствами. Россия не готова согласиться с отказом от самостоятельных руководящих органов программ, фондов и спецучреждений. Оптимальным вариантом является не создание новых органов и учреждений, а более рациональное и эффективное использование уже имеющихся.

Российская Федерация выступает за дальнейшее укрепление международного сотрудничества в решении глобальных проблем безопасности дорожного движения, в частности, предотвращении дорожно-транспортного травматизма; готова к взаимодействию в этих целях с государствами-членами ООН, международными и неправительственными организациями, намерена поддержать инициативу проведения первой Международной конференции по вопросам безопасности дорожного движения.

Важное значение имеет укрепление национальных возможностей по смягчению последствий стихийных бедствий, развитию систем их раннего предупреждения, включая совершенствование средств оценки и прогноза, разработке на основе имеющихся научно-технических знаний и с учетом экономических, культурных и национальных особенностей стран руководящих документов и стратегий уменьшения опасности стихийных бедствий. Необходимым представляется переход от защиты от опасностей к управлению риском путем включения мер по снижению риска в деятельность по обеспечению устойчивого развития. Следует вести дело к соблюдению баланса между ресурсами, выделяемыми на превентивные меры и собственно на гуманитарное реагирование в рамках преодоления последствий природных катаклизмов и иных чрезвычайных ситуаций. Большое значение имеет работа Глобальной платформы по уменьшению опасности бедствий как преемника соответствующей Целевой группы.

В целях дальнейшей координации усилий международного сообщества в деле борьбы со СПИД Россия считает крайне важным обсуждение на сессии Генассамблеи последующих мер по выполнению решений 26-й специальной сессии ГА, в частности практические шаги по реализации Декларации о приверженности борьбе с ВИЧ/СПИД. В свете особого внимания международного сообщества к проблемам Африки оправдано включение в повестку дня рассмотрения промежуточных результатов десятилетия борьбы за сокращение масштабов заболеваемости малярией в развивающихся странах, особенно в Африке (2001-2010 годы).

Российская сторона полагает, что обзор осуществления Повестки дня на XXI век, программы действий по дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXI век и решений Всемирного саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ВСУР) в ходе 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН станет новой вехой в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды и устойчивого развития. В своей политике Россия уделяет возрастающее внимание этим вопросам. В ноябре 2006 г. в Москве с успехом прошла ставшая уже традиционной Всероссийская экологическая конференция «Новые приоритеты национальной экологической политики в реальном секторе экономики», ведется работа по присоединению к Стокгольмской и Роттердамской конвенциям.

Необходимо оказывать приоритетное внимание со стороны мирового сообщества таким важным вопросам, как охрана глобального климата, борьба с опустыниванием, сохранение биологического разнообразия и др.

Отмечая важную роль ООН-Хабитат в решении проблем, связанных с устойчивым развитием населенных пунктов, российская сторона выступает в поддержку мер, направленных на укрепление данной организации.

С учетом возрастающей социально-экономической и экологической уязвимости малых островных развивающихся государств (МОРГ) Россия считает оправданным рассмотрение на сессии вопроса о реализации Маврикийской стратегии по дальнейшему осуществлению Программы действий по обеспечению устойчивого развития МОРГ.

Продолжавшееся в течение последних двух сессий ГА ООН обсуждение вопросов реформирования систем управления и надзора в Организации наглядно продемонстрировало, что с наскока эту непростую задачу решить невозможно. Усилия в данной области приведут к успеху лишь в том случае, если будут пользоваться среди государств-членов ООН подлинно широкой поддержкой. Главной задачей реформы является реальное усиление эффективности работы ООН при минимальном увеличении финансовых затрат на ее административную деятельность. Одобренные на 60-й сессии Генеральной Ассамблеи резолюции по реформе заложили основу для продвижения Организации в правильном направлении. Россия готова и далее активно участвовать в работе над совершенствованием механизмов управления и надзора в ООН.

При рассмотрении проекта регулярного бюджета ООН на период 2008-2009 гг. Россия исходит из необходимости следования, насколько и где это возможно, политике нулевого реального роста бюджетных ассигнований. Средством реализации этой политики должны стать усилия по выявлению, свертыванию или ликвидации устаревших или дублирующих друг друга видов деятельности. Необходимо вести дело к сокращению административно-управленческих расходов Организации за счет повышения эффективности и экономичности ее Секретариата, рационального использования финансовых и людских ресурсов (без ущерба для основной программной деятельности), отказу от масштабного применения практики найма консультантов и временного персонала.

Необходимо укреплять бюджетную дисциплину при финансировании ОПМ, совершенствовать формат представления бюджетов ОПМ, более эффективно использовать финансовые, людские и материально-технические ресурсы, четко обосновывать планируемые расходы на ОПМ.