Публикатор

10.09.0821:48

О позиции России на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН

О ПОЗИЦИИ РОССИИ

НА 63-Й СЕССИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН

 

1. 63-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН призвана способствовать всемерному повышению роли ООН в мировой политике. Это особенно важно сейчас, когда на смену искусственной биполярности приходит более естественная полицентричная международная система с опорой на ООН. В условиях глобализации объективно возрастает востребованность Организации как центрального многостороннего механизма реализации комплексной стратегии решения вопросов безопасности, развития и обеспечения прав человека в их неразрывности. Россия последовательно выступает за укрепление всемирной Организации и считает безальтернативной ее роль как уникального форума для конструктивного и равноправного диалога между государствами. Мы намерены и впредь проводить самостоятельную, прагматичную, открытую и предсказуемую внешнюю политику, участвуя в международном сотрудничестве без скрытых повесток дня, опираясь на прочную основу Устава ООН и других норм международного права.

2. ООН исторически доказала свою эффективность в деле разработки и применения политико-дипломатических инструментов урегулирования конфликтных ситуаций в мире. Это важнейшее направление работы становится все более актуальным в силу расширения географии кризисов и конфликтов. Возрастает значение координации усилий в области миротворчества между ООН и региональными и субрегиональными организациями при соблюдении уставных прерогатив Совета Безопасности ООН.

3. Последовательно выступаем за сохранение центральной роли ООН в коллективных усилиях по поддержанию международного мира и безопасности, противодействию новым вызовам и угрозам, предотвращению сращивания терроризма с ОМУ. Для реализации этой цели важно сконцентрировать усилия на укреплении многосторонних начал в сфере контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения ОМУ, добиваясь строгого выполнения существующих, а также разработки новых международно-правовых соглашений. При этом исходим из того, что поиск адекватных ответов на новые вызовы и угрозы международной безопасности ни в коей мере не умаляет значения соблюдения прежних обязательств в этой сфере.

4. Россия придает исключительное значение деятельности ООН по утверждению миропорядка, основанного на верховенстве права. В русле этой линии будем продолжать выступать за укрепление верховенства права в международных отношениях, основанного на неукоснительном соблюдении международно-правовых принципов и норм, зафиксированных, в частности, в Уставе ООН.

5. Убеждены в том, что реформирование всемирной Организации необходимо. В то же время считаем, что реформы - не самоцель. Их задача состоит в том, чтобы обеспечить повышение эффективности Организации при сохранении ее межгосударственной природы. Решения по преобразованиям должны приниматься исключительно на платформе самого широкого согласия государств-членов.

6. Рассматриваем создание Комиссии по миростроительству (КМС), в которой идет предметная работа по страновым досье (Бурунди, Сьерра-Леоне, Гвинея-Бисау), как одно из важных достижений в сфере реформирования ООН. Деятельность Комиссии подтверждает, что этот орган обладает немалым практическим потенциалом и способен стать эффективным международным механизмом в данной сфере. Вместе с тем КМС следовало бы упорядочить процедуру попадания, прохождения и вывода вопросов из ее повестки дня.

7. Твердо исходим из того, что реформа Совета Безопасности ООН, нацеленная на повышение эффективности этого органа путем его ограниченного расширения, отвечает общемировым интересам. При этом вынуждены констатировать, что среди государств-членов ООН сохраняется широкий разброс мнений по вопросу расширения СБ. Ключевым ориентиром для нас остается задача придания Совету более представительного характера, но не в ущерб работоспособности этого органа. В целом полагаем, что в условиях отсутствия согласия между сторонниками различных схем расширения СБ «промежуточная модель» (предусматривает увеличение состава Совета только в категории непостоянных членов с более длительными сроками пребывания в составе СБ и с возможностью последующего переизбрания) или ее возможные вариации могут сдвинуть с "мертвой точки" дискуссию о реформировании Совета.

8. Растущая востребованность ооновского миротворчества и постоянно расширяющееся число задач, решаемых в ходе операций, превращает это направление деятельности в одно из основных в работе Организации. Сегодня в операциях по поддержанию мира участвует рекордное количество персонала (110 тысяч человек), а миротворческий бюджет составляет около семи миллиардов долларов. Вместе с тем у нас вызывает озабоченность, что последняя сессия Спецкомитета по ОПМ, к сожалению, была отмечена небывалой степенью конфронтации между основными группами государств (ЕС и ДН), причем по вопросам не имеющим принципиального характера, что не позволило согласовать соответствующий доклад Генассамблее.

Новое качество ооновского миротворчества требует повышения военной экспертизы при принятии СБ ООН соответствующих решений. В этой связи выступаем за активизацию предусмотренного Уставом ООН вспомогательного органа СБ - Военно-штабного комитета (ВШК). Наше предложение заключается в том, чтобы обновленный ВШК работал в формате всех членов СБ.

9. При рассмотрении вопросов разоружения Россия вновь внесет проекты резолюций "Меры по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности" и "Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности". Рассчитываем на их традиционно весомую – желательно консенсусную – поддержку в Генассамблее.

Будем продвигать на предстоящей сессии российско-американскую инициативу о придании глобального характера обязательствам, зафиксированным в договоре между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

10. Россия выступает за поступательное развитие межцивилизационного диалога в рамках ООН. Организация располагает реальными возможностями для его продвижения и координации при широком участии представителей государств, гражданского общества, деятелей религии, культуры и СМИ. Намерены и далее содействовать деятельности Альянса цивилизаций (АЦ), принимая активное участие в работе Группы друзей АЦ и других мероприятиях по линии Альянса.

Убеждены в необходимости дополнения межцивилизационного диалога религиозной составляющей. Полагаем, что правильным шагом в этом направлении могло бы стать создание под эгидой ООН Консультативного совета религий для обмена мнениями среди представителей ведущих мировых конфессий по тематике гуманитарного сотрудничества.

11. Адекватный ответ мирового сообщества на вызов международного терроризма может быть обеспечен только на основе и при строгом соблюдении принципов и норм международного права, в первую очередь, Устава ООН.

Выступаем за консолидацию центральной роли ООН в деле координации и продвижения международного антитеррористического сотрудничества. Важно, что всемирная Организация доказывает свою способность выполнять эту роль адекватно и эффективно. Принятая консенсусом Глобальная контртеррористическая стратегия ООН стала общеприемлемой платформой для дальнейшего наращивания контртеррористической деятельности для всех государств-членов Организации.

12. Приветствуем вступление в силу Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма, последнего из тринадцати международных антитеррористических договоров.

13. Выступаем за завершение работы и согласование проекта Всеобъемлющей конвенции по международному терроризму на основе текста, подготовленного координатором Спецкомитета ГА ООН. Принятие Всеобъемлющей конвенции подвело бы прочную правовую основу под международное антитеррористическое взаимодействие.

14. В вопросе о праве на самооборону Россия исходит из того, что он четко очерчен ст.51 Устава ООН, которая адекватна современным условиям и не нуждается в ревизии. Право на самооборону возникает у государства тогда, когда на него уже совершено "вооруженное нападение", в том числе в форме масштабного террористического нападения.

При этом для осуществления права на самооборону государство в принципе не обязано дожидаться наступления негативных последствий вооруженного нападения. Ключевое значение имеет определение момента начала совершения нападения, с которого и возникает право на самооборону.

15. Россия выступает за укрепление центральной и координирующей роли ООН в борьбе с незаконным оборотом наркотиков на следующих приоритетных направлениях: ужесточение международного контроля за прекурсорами, синтетическими наркотиками; пресечение использования Интернета для незаконного оборота наркотиков. Наркодельцы должны привлекаться к ответственности и включаться в санкционный список СБ ООН на основе его резолюций 1267 и 1735. Необходимо обеспечить максимально гибкую международную систему борьбы с наркотиками, способную адекватно отвечать на возникающие вызовы.

В первую очередь речь идет об Афганистане - единоличном лидере по производству опиатов (до 93% общемирового производства).

Отмечаем ключевой вклад России в борьбу с распространением наркотиков. У нас в активе – организация второй международной министерской конференции "О путях доставки наркотиков из Афганистана" (2006 г.), проведение эффективной многосторонней операции "Канал", антинаркотические инициативы в рамках ШОС, ОДКБ, СРН, ОБСЕ.

Сохраняет свою актуальность продвигаемая Россией инициатива о создании при координирующей роли ООН и при участии государств-соседей Афганистана комплексной системы поясов антинаркотической и финансовой безопасности.

Констатируем феномен опасного сращивания терроризма и наркопроизводства, в результате чего международный терроризм стал обладателем мощной финансовой базы, позволяющей ему действовать в глобальном масштабе.

16. Выступаем за формирование под эгидой ООН единой антикриминальной стратегии, выявление приоритетов международного сотрудничества в противодействии новым вызовам и угрозам и их закрепление в решениях профильных органов системы ООН, прежде всего ее Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Среди приоритетов – борьба с коррупцией, терроризмом, торговлей людьми, киберпреступностью, незаконным оборотом лесной продукции, мошенничеством и хищением персональных данных.

В области антикриминального сотрудничества в рамках ООН приоритетом является максимальная универсализация и эффективная имплементация Конвенции ООН против коррупции 2003 года (Россия – участник с 2006 года).

Позитивно оцениваем итоговые документы второй сессии Конференции государств-участников Конвенции, направленные на создание общеприемлемого и эффективного механизма по обзору хода осуществления Конвенции, действенных процедур по возвращению в страны происхождения коррупционных активов, а также активизацию оказания технического содействия заинтересованным странам.

17. В вопросах ближневосточного урегулирования Россия делает упор на важность продвижения палестино-израильских переговоров, на выработку договоренностей по вопросам окончательного статуса. Стратегическим ориентиром остается создание независимого, суверенного и жизнеспособного палестинского государства, сосуществующего в мире и безопасности с Израилем.

Позитивный исход этого диалога невозможен без встречных шагов сторон по реальному улучшению обстановки «на местах», прежде всего в сфере безопасности в соответствии с положениями «дорожной карты». В этой связи стоит приоритетная задача – разорвать круг насилия, прекратить ракетные обстрелы территории Израиля и ответные акции возмездия, снять блокаду сектора Газа и решить другие неотложные вопросы двусторонней палестино-израильской повестки дня.

Продолжающаяся израильская поселенческая активность и другие односторонние действия, предрешающие окончательный статус оккупированных в 1967 году арабских территорий, в том числе Восточного Иерусалима, затрудняют движение вперед. Важной предпосылкой для прогресса является и восстановление палестинского единства под руководством Главы ПНА.

Россия по-прежнему исходит из того, что общепризнанной международно-правовой базой арабо-израильского урегулирования являются резолюции 242, 338, 1397 и 1515 СБ ООН, Мадридские принципы и арабская мирная инициатива.

Исходя из этого, мы выступаем за перезапуск других треков мирного процесса – сирийского и ливанского, а также за обсуждение перспектив общерегионального сотрудничества. Считаем, что позитивным импульсом мирному процессу может стать Московская встреча, идея проведения которой находит самую широкую поддержку.

Приветствуем достигнутые при посредничестве Катара и ЛАГ ливанскими лидерами договоренности, которые привели к достижению компромисса по кандидатуре президента Ливана и в целом дают шанс преодолеть затянувшийся внутриливанский кризис.

18. Выступаем против политизации проблематики "замороженных конфликтов" и задействования с этой целью Генассамблеи ООН. Продвижение государствами-участниками ГУАМ соответствующего проекта резолюции лишь нагнетает эмоции, антагонизирует позиции сторон и отдаляет перспективы всеобъемлющего урегулирования конфликтов, прежде всего на территории Грузии и Азербайджана. Поиск взаимоприемлемых развязок должен и впредь проводиться с использованием доказавших свою эффективность переговорных и миротворческих механизмов.

19. Россия серьезно обеспокоена ситуацией в зоне грузино-абхазского конфликта. Очевидно, что невыполнение грузинской стороной в полном объеме своих обязательств по Московскому соглашению 1994 года, а также резолюций СБ ООН 1716, 1752, 1781 и 1808 в отношении верхней части Кодорского ущелья является главной причиной срыва переговорного процесса. По-прежнему на повестке дня подписание обязывающего документа о неприменении силы и гарантиях безопасности, что могло бы стать важным шагом на пути укрепления доверия между сторонами.

Исходим из того, что только неукоснительное выполнение ранее достигнутых договоренностей и отказ грузинской стороны от провокационных действий, включая незаконные облеты грузинскими беспилотными самолетами зоны безопасности, позволит разблокировать сложившуюся в грузино-абхазском переговорном процессе ситуацию и продолжить движение в сторону мирного урегулирования.

20. Ситуация в Косово и вокруг него остается сложной, чреватой опасным развитием событий. Одностороннее провозглашение независимости Косово и его признание рядом государств идут вразрез с основополагающими нормами международного права, в первую очередь с Уставом ООН и резолюцией СБ ООН 1244, которая сохраняет свою силу в полном объеме. В соответствии с ней Миссия ООН в Косово должна продолжать осуществлять возложенные на нее функции и обязанности по временному управлению Косово. В этом контексте считаем противоправными попытки под ооновским "зонтиком" произвольно изменить формат международного присутствия в крае без решения СБ ООН. Убеждены, что единственным способом выбраться из косовского "болота" является возвращение процесса урегулирования в международно-правовое поле в интересах долгосрочной стабилизации на Балканах и предотвращение стимулирования многочисленных сепаратистских тенденций в мире. Россия намерена по-прежнему настаивать на том, чтобы Совет Безопасности ООН играл ведущую роль в косовских делах на основе соблюдения существующих норм международного права, Устава ООН и решений самого Совета.

21. Мы глубоко озабочены развитием ситуации в Ираке. Добиться долговременной стабилизации в этой стране можно только общими силами всех политических внутрииракских фракций, стран-соседей, ООН и ее Совета Безопасности, всего международного сообщества. Цель – выработка баланса интересов основных политических объединений и этноконфессиональных общин Ирака. Важное условие прекращения насилия и кровопролития в Ираке – становление национальных сил безопасности. Их способность контролировать обстановку и реальные результаты политпроцесса должны позволить вывести из страны иностранные войска.

22. Нас серьезно беспокоит непрекращающаяся террористическая активность талибов, аль-каидовцев и других экстремистских сил в Афганистане. Продвижение процесса национального примирения в Афганистане должно осуществляться при строгом соблюдении введенного резолюцией СБ ООН 1267 "антиталибского" санкционного режима. К участию в мирной жизни могут вернуться только не запятнавшие себя военными преступлениями лица. Любые попытки заигрывания с экстремистами, постепенное "вживление" их во власть чреваты лишь дальнейшей дестабилизацией.

23. Мы выступаем за достижение справедливого, всеобъемлющего и жизнеспособного решения кипрской проблемы, предусматривающего создание двухобщинной двухзональной федерации при политическом равенстве греческой и турецкой общин и на основе соответствующих резолюций СБ ООН. Обнадеживает, что по результатам последних контактов лидеров двух общин продолжается, несмотря на сложности, межобщинный диалог. Важно, чтобы новые усилия ООН в кипрских делах содействовали кипрским общинам в урегулировании и были бы беспристрастными и объективными, строго в рамках мандата миссии "добрых услуг" Генсекретаря ООН без навязывания арбитража, готовых рецептов или искусственных сроков.

24. Выступаем за формирование комплексного подхода к урегулированию и предотвращению конфликтов, укреплению демократии, обеспечению устойчивого социально-экономического развития Африки.

Приветствуем стремление африканских стран к повышению эффективности их миротворческого потенциала, в т.ч. работу по созданию Африканских сил постоянной готовности.

Выступаем за тесное взаимодействие ООН с Африканским союзом в выработке согласованных подходов к разрешению конфликтных ситуаций в регионе. Приветствуем конструктивный диалог и расширение партнерских отношений между ООН и Афросоюзом, а также ведущими африканскими субрегиональными организациями.

Россия активно участвует в выработке и реализации мер по урегулированию кризисов в Африке и принимает участие в большинстве ОПМ ООН на этом континенте.

Россия выступает за партнерство ради развития, сочетающее ответственность самих африканцев за свою собственную судьбу с активной международной поддержкой в рамках общеконтинентальных и субрегиональных социально-экономических программ.

Россия твердо привержена целям и принципам нового партнерства с Африкой, активно участвует в оказании комплексного содействия континенту как на двусторонней основе, так и в рамках существующих международных механизмов, в т.ч. по линии «Группы восьми».

25. Россия рассматривает санкции как один из важных инструментов в деле достижения политико-дипломатического урегулирования конфликтных ситуаций. Вместе с тем применять этот инструмент следует крайне осторожно. Санкционные меры не должны выходить за рамки соответствующих резолюций Совета Безопасности и допускать широкого и произвольного юридического толкования. Решения СБ ООН, вводящие санкции, должны предусматривать гуманитарные изъятия из санкционного режима, ограничения по срокам действия предлагаемых мер, а также критерии по их отмене. Еще на этапе разработки механизма эмбарго должны учитываться гуманитарные последствия санкций как для населения государства, в отношении которого они вводятся, так и сопредельных с ним стран.

26. Позиция России в отношении экономической, торговой и финансовой блокады, введенной США против Кубы, неизменна: наша страна разделяет мнение подавляющего большинства членов ООН, решительно осуждающих американское эмбарго против Кубы и выступающих за его отмену.

27. С удовлетворением отмечаем, что, несмотря на известные трудности в урегулировании ядерной проблемы Корейского полуострова, за период, прошедший с момента принятия февральских (2007 г.) договоренностей, сделано немало: остановлены ключевые ядерные объекты в Нёнбёне, продолжается процесс их вывода из строя, страны-участницы шестисторонних переговоров продолжают оказывать КНДР компенсационную помощь. Россия намерена и в дальнейшем вносить свой вклад в шестисторонний процесс в целях достижения и закрепления позитивных результатов на пути к денуклеаризации Корейского полуострова.

28. Необходимо продолжать взаимодействие по снятию напряженности вокруг иранской ядерной программы и урегулированию нынешней ситуации политико-дипломатическими методами. Важно вести диалог с иранцами, выводя их на конструктивные позиции, решать все вопросы через МАГАТЭ, определяя те шаги, которые Тегеран должен предпринять для восстановления доверия к своей ядерной программе.

29. В отношении ответственности по защите населения от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности исходим из того, что соответствующий раздел Итогового документа "Саммита-2005" составлен весьма четко. В нем указано, что практическая реализация ответственности по защите населения от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности должна быть сфокусирована на оказании всесторонней помощи государствам, если мирные средства урегулирования будут недостаточными, а национальные органы власти явно окажутся не в состоянии защитить свое население.

Попытки истолковать этот раздел расширительно, подвергнуть концепцию "ответственности по защите" скрытой ревизии через другие документы, в первую очередь инициируемые в рамках СБ ООН, считаем контрпродуктивными.

30. Российская Федерация разделяет с народами бывшего СССР скорбь в связи с трагедией голода 30-х годов, охватившего значительную часть территории Советского Союза.

Народы СССР заплатили огромную, в т.ч. гуманитарную, цену за индустриализацию и гигантский экономический прорыв, произошедший в те годы. Однако нет никаких исторических свидетельств того, что голод организовывался по этническому принципу. Его жертвами стали миллионы граждан СССР различных национальностей, проживавших преимущественно в сельскохозяйственных районах страны.

Эта трагедия не имеет и не может иметь международно-правовых признаков геноцида, не должна становиться предметом современных политических спекуляций.

Считаем неприемлемыми попытки использования ООН и ее Генеральной Ассамблеи для пересмотра истории в политико-идеологических целях.

31. Мы открыты для диалога с международными правозащитными механизмами по вопросам борьбы с расизмом. В качестве конкретного вклада нашей страны в противодействие расизму на международном уровне следует рассматривать принятую на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи резолюцию «Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости».

Россия активно участвует в подготовке к запланированной на 2009 год под эгидой ООН Обзорной конференции по осуществлению Дурбанской декларации и Программы действий. Выступаем за то, чтобы Конференция не только подвела итоги реализации программы, принятой в Дурбане в 2001 году, но и внимательно рассмотрела новые вопросы и явления, возникшие в последнее время.

32. Считаем, что ООН должна по-прежнему играть главенствующую роль в поощрении и защите прав человека на международной арене. Для этого есть соответствующая юридическая и институциональная база - Совет ООН по правам человека (СПЧ), который прошел период своего первоначального становления и успешно функционирует. Россия выступает за укрепление роли СПЧ и сохранение его межгосударственного характера.

Противодействуем политизации демократии и прав человека и принудительного экспорта стандартов, характерных для одной группы государств, под видом общемировых. Исходим из того, что традиционные ценности обогащают и развивают концепцию прав человека.

Наша принципиальная позиция заключается в том, что универсальные правозащитные стандарты должны быть едиными для всех, а вопросы прав человека следует обсуждать на равноправной и взаимоуважительной основе, с упором на конкретный результат.

Россия не приемлет конфронтационную и политизированную практику внесения в Генеральной Ассамблее ООН резолюций о ситуации с правами человека в отдельных странах. Рассмотрение страновых сюжетов должно переместиться в Совет ООН по правам человека и проходить в сугубо неизбирательном и неполитизированном ключе, причем на равных основаниях в отношении как развитых, так и развивающихся стран, в рамках специально созданной для этого процедуры Универсального периодического обзора, которая стартовала в 2008 году.

33. Рассматриваем вопросы прав коренных народов в числе приоритетных. Представители России активно участвовали в согласовании проекта Декларации ООН о правах коренных народов, вели дело к приданию этому документу сбалансированного характера, обеспечивающего учет интересов как коренных народов, так и государств.

Россия стала первым государством, официально провозгласившим свое участие в организации и проведении Второго международного десятилетия коренных народов мира. Правительством России утвержден комплекс мер по укреплению нормативно-правовой базы защиты прав коренных народов, разработке эффективных экономических механизмов в этой сфере, развитию образования коренных народов, сохранению их культурной самобытности и наследия.

34. Международное сотрудничество в гуманитарной сфере и деятельность международных гуманитарных агентств, в том числе Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), рассматриваем в качестве важного элемента комплексных усилий, направленных на поддержание мира, укрепление безопасности и стабильности на национальном, региональном и глобальном уровнях.

Исходим из того, что Конвенция о статусе беженцев 1951 года и Протокол к ней 1967 года являются основой режима международной защиты беженцев, что предопределяет сугубо гуманитарный и неполитический характер деятельности УВКБ ООН.

Выступаем за сохранение ключевой роли Исполнительного комитета УВКБ по реализации решений в области международной защиты беженцев. При этом подтверждаем нашу приверженность стандартам УВКБ в сфере реагирования на ситуации массового вынужденного перемещения населения, требующих синхронизации усилий по оказанию гуманитарной помощи пострадавшему населению с рассмотрением коренных причин такого рода явлений.

35. Российским приоритетам созвучна идея неразрывной взаимосвязи вопросов социального развития, безопасности и прав человека.

Одна из ключевых составляющих деятельности ООН в социальной сфере – деятельность по улучшению положения наиболее уязвимых групп населения. Несмотря на попытки ряда государств политизировать дискуссию по данной проблематике, Комиссия социального развития ООН (КСР) остается эффективным координатором международного сотрудничества по вопросам старения, поддержки молодежи, укрепления роли семьи и обеспечения равных возможностей для инвалидов.

Рассматриваем в качестве чрезвычайно важного события вступление в силу Конвенции о правах инвалидов, направленной на их более полную интеграцию в жизнь общества и ориентирующую государства на применение к лицам с ограниченными возможностями международных стандартов в области прав человека без какой-либо дискриминации.

Убеждены, что обеспечение гендерного равенства — задача, которая должна объединять усилия заинтересованных государств, а не служить поводом для создания искусственных конфликтных ситуаций.

Вызывает сожаление то, что, несмотря на стремление государств осуществлять работу Комиссии ООН по положению женщин (КПЖ) в максимально неконфронтационном ключе, сохраняющиеся между отдельными группами стран разногласия не позволили 52-й сессии Комиссии завершить работу в срок.

Положительно оцениваем состоявшееся в ходе предыдущей сессии Генеральной Ассамблеи ООН пленарное заседание высокого уровня, посвященное последующим мерам по выполнению итогов 27-й спецсессии ГА ООН по детям.

36. На глобальном и региональном уровнях удалось добиться положительных результатов в выполнении Целей развития тысячелетия (ЦРТ) на полпути к согласованной дате их достижения в 2015 г. В то же время прогресс остается неравномерным как в различных регионах мира, так и по отдельным Целям и еще может быть обратим без мобилизации дополнительных усилий со стороны международного сообщества. Самым проблемным остается африканский континент, который без дополнительной поддержки не сможет достичь к 2015 г. большинства ЦРТ.

Поддерживаем инициативу проведения 25 сентября с.г. в Нью-Йорке мероприятия высокого уровня ГА ООН по обзору хода осуществления ЦРТ. Это встреча призвана подтвердить политическую приверженность мирового сообщества своевременному достижению Целей и мобилизовать дополнительную международную поддержку усилиям на данном направлении.

37. В 2007 г. объем российского содействия международному развитию составил порядка 210 млн. долл. США. Активно наращиваем долевое участие в финансировании крупных международных инициатив, в т.ч. выдвинутых под эгидой "Группы восьми". В ближайшей перспективе намерены довести объемы российского СМР до 400-500 млн. долл. США в год. Кроме того, Россия уже списала или взяла обязательства списать задолженность беднейших стран на сумму 11,3 млрд. долл. США.

Намерены последовательно увеличивать объем наших добровольных взносов в оперативные программы и фонды, спецучреждения, региональные экономические комиссии ООН. Одновременно Россия будет проводить курс на отказ от статуса страны-получателя международной гуманитарной помощи и технического содействия, в т.ч. по линии ООН.

Россия является одним из крупнейших мировых государств-кредиторов и принимает активное участие в урегулировании внешней задолженности развивающихся стран как в двустороннем формате, так и по линии многосторонних организаций и международных инициатив.

Полагаем, что странам-должникам должны быть обеспечены такие условия урегулирования внешней задолженности, которые не препятствовали бы их экономическому развитию. В то же время им следует ответственно относиться к проводимой экономической политике, в том числе в области внешних заимствований.

38. Намерены принять конструктивное участие в подготовке к Международной конференции по финансированию развития для обзора хода осуществления Монтеррейского консенсуса (Доха, 29 ноября – 2 декабря 2008 г.). Рассматриваем встречу в Дохе в качестве одного из ключевых этапов на пути к практической реализации принципов глобального партнерства в интересах развития.

Исходим из того, что в ходе Конференции будет проанализирован прогресс в выполнении всеми сторонами договоренностей Монтеррея, определены "узкие места" в реализации постмонтеррейской повестки дня и намечены шаги по их преодолению, включая инновационные подходы к мобилизации внутренних и внешних ресурсов на цели развития.

При этом выступаем за учет специфики формирующихся стран-доноров, находящихся на начальных этапах создания национальных систем содействия развитию.

39. Важным фактором общих усилий по достижению ЦРТ является обеспечение эффективности помощи. Выступаем за налаживание конструктивного диалога между всеми партнерами в области развития, включая традиционных и формирующихся стран-доноров, прежде всего крупные динамично развивающиеся экономики.

Придаем важное значение третьему Форуму высокого уровня по эффективности помощи развитию в Аккре (Гана, 2-4 сентября с.г.). Поддерживаем стремление традиционного донорского сообщества оптимизировать и повысить эффективность своего содействия, в т.ч. за счет гармонизации программ и процедур, повышения согласованности действий на страновом уровне, увеличения доли несвязанной помощи. Одновременно отмечаем озабоченности развивающихся стран, не готовых к безоговорочной поддержке подходов, продвигаемых традиционными донорами. Привлечение этих стран к конструктивному взаимодействию возможно лишь на условиях признания наличия у них собственных приоритетов, подходов и специфики.

Платформы для межправительственного диалога по данной тематике уже созданы. Это, прежде всего, Форум по содействию развитию ЭКОСОС.

40. Рассматриваем сотрудничество по линии Юг-Юг как важную составляющую глобальной архитектуры содействия развития и концептуальную модель донорской деятельности развивающихся стран, основанную на четких и понятных принципах.

Согласны с позицией развивающихся стран о том, что сотрудничество Юг-Юг является дополнением сотрудничества Север-Юг и других традиционных форм помощи в целях развития. Требуется продвижение конструктивных подходов и принципов, существующих в рамках сотрудничества Юг-Юг, и привлечение динамично развивающихся экономик к диалогу с традиционным донорским сообществом.

41. Реализация глобальной повестки дня в области развития и в организации и совершенствовании международного социально-экономического сотрудничества требует укрепления потенциала Генассамблеи и ЭКОСОС. Исходим из необходимости дальнейшего укрепления координационных функций ЭКОСОС, расширения диалога и усиления взаимодействия между всеми ключевыми партнерами в области международного социально-экономического сотрудничества, включая учреждения ООН, Бреттон-Вудские институты и ВТО. Считаем важным проведение в ходе ежегодной сессии ЭКОСОС 2008 г. первого Форума по содействию в целях развития (ФСР), который должен стать ведущей площадкой для диалога на глобальном уровне по проблематике содействия развитию.

Выступаем за сохранение и укрепление роли региональных экономических комиссий ООН как ключевых механизмов осуществления решений Генассамблеи и ЭКОСОС на региональном уровне.

42. Современные реалии предполагают более тесное сотрудничество ООН с неправительственными структурами.

Вместе с тем считаем нежелательным чрезмерное вовлечение НПО в процесс реформирования ООН, а также в работу основных органов, в т.ч. ГА ООН и Совета Безопасности, что чревато размыванием межгосударственного характера Организации.

Призываем к дальнейшему укреплению роли Комитета ЭКОСОС по неправительственным организациям в системе органов ООН как, фактически, единственного органа, контролирующего взаимодействие ООН с НПО.

43. Позитивно оцениваем итоги министерской конференции ЮНКТАД-XII. В условиях усиливающейся глобальной взаимозависимости возрастает роль ЮНКТАД как центрального координирующего органа системы ООН для комплексного рассмотрения вопросов торговли и развития. Положительно оцениваем практическое содействие со стороны ЮНКТАД развивающимся странам, в частности Африке, и странам с переходными экономиками в соответствии с принципами универсальности и справедливого географического распределения.

Отмечаем важность повышения вклада ЮНКТАД в работу ЭКОСОС, укрепление диалога высокого уровня ЭКОСОС – ЮНКТАД – Бреттон-Вудские институты, расширения партнерского взаимодействия ЮНКТАД с региональными комиссиями ООН.

44. Последовательно выступаем за повышение эффективности работы ООН на гуманитарном направлении в рамках сложившегося разделения труда между Генассамблеей ООН и ЭКОСОС и при строгом соблюдении гуманитарных принципов, заложенных в резолюции 46/182 ГА ООН.

45. Российская Федерация неизменно оказывает поддержку ЮНИДО как головной Организации системы ООН по вопросам промышленного развития и глобальному форуму по выработке эффективной промышленной политики на страновом и региональном уровнях, внедрению передовых технологий.

Вносим заметный вклад в усилия ЮНИДО по содействию промышленному развитию. Начиная с 2009 г., дополним эти усилия ежегодным добровольным взносом в Фонд промышленного развития ЮНИДО в размере 2,6 млн. долл. США.

46. Россия поддерживает усилия, в том числе и в рамках ООН, по развитию сотрудничества в предупреждении и ликвидации последствий стихийных бедствий, важным инструментом которого является Международная стратегия уменьшения опасности бедствий (МСУОБ).

Поддерживаем участие государств в работе Глобальной платформы по уменьшению опасности бедствий (ГПУОБ), первая сессия которой состоялась в июне 2007 г. в Женеве, как преемника соответствующей Межучрежденческой целевой группы. Считаем, что сотрудничество в вопросе укрепления национальных потенциалов готовности к бедствиям следует развивать через укрепление ГПУОБ как основного элемента МСУОБ.

47. Отмечаем усилия ООН по координации международного сотрудничества в деле борьбы с распространением СПИДа. Высоко оцениваем итоги заседания высокого уровня в Нью-Йорке по проблематике ВИЧ/СПИД (Нью-Йорк, 9-11 июня 2008 г.) в плане придания дополнительного импульса практической работе учреждений системы ООН во взаимодействии с другими организациями, финансовыми институтами и гражданским обществом по противодействию эпидемии.

48. Поддерживаем деятельность Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в решении глобальных и региональных проблем в области охраны окружающей среды и содействия продвижению концепции устойчивого развития. Выступаем за дальнейшее повышение эффективности международного природоохранного сотрудничества под эгидой ЮНЕП и его дальнейшее наращивание в контексте имеющегося у Программы мандата. Исходим из того, что совершенствование международного природоохранного управления в рамках системы ООН должно опираться на взвешенные решения по данной тематике на широкий международный консенсус, учитывающий всю палитру мнений по данному вопросу.

Выступаем за необходимость придания большего динамизма ООН-ХАБИТАТ в решении проблем устойчивого развития населенных пунктов.

49. Считаем, что реформа ООН в сфере управления должна быть нацелена на повышение эффективности работы Секретариата ООН по исполнению решений государств-членов, укрепление подотчетности и транспарентности в его деятельности, усиление ответственности сотрудников Секретариата за принимаемые решения и результаты работы. Реформа не должна восприниматься как очередная возможность для раздувания штатов и необоснованного завышения вознаграждения персонала. Реформа закупочной деятельности ООН должна быть направлена на обеспечение эффективности и транспарентности закупок, а также добросовестной международной конкуренции на ооновском рынке.

50. Россия обеспокоена усиливающейся в Секретариате тенденцией к "разрозненному" (piece-meal) бюджетированию, когда при составлении проекта бюджета не учитывается большое число дополнительных потребностей в ресурсах, в т.ч. связанных с плохо согласованными между собой реформенными инициативами Генсекретаря, которые затем представляются в Пятый комитет вне установленного цикла рассмотрения бюджетных представлений и без учета процедур использования резервного фонда. Мы считаем, что такой подход подрывает финансово-бюджетную систему ООН, расшатывает и без того далекую от совершенства бюджетную дисциплину в Секретариате, а также препятствует своевременному принятию государствами-членами информированных решений.