Публикатор

10.09.1023:11

О позиции России на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН

О ПОЗИЦИИ РОССИИ

НА 65-Й СЕССИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН


1. 65-я сессия Генассамблеи ООН должна придать ускорение многостороннему взаимодействию для решения глобальных проблем современности, прежде всего в таких областях, как предотвращение и урегулирование региональных кризисов, нераспространение ОМУ, преодоление последствий природных и техногенных катастроф, противодействие климатическим изменениям, обеспечение устойчивого развития и продовольственной безопасности. Дальнейшая консолидация ООН как уникальной, обладающей универсальной легитимностью Организации приобретает особую актуальность.

2. Наращивание коллективного взаимодействия требует строгого соблюдения уставных прерогатив Совета Безопасности ООН как главного органа, ответственного за поддержание международного мира и безопасности. При этом совершенствование взаимодействия Совета с региональными организациями в соответствии с Главой VIII Устава ООН призвано полезным образом дополнять деятельность ООН в деле стабилизации обстановки в конфликтогенных районах мира.

3. Основная цель реформирования СБ ООН – дальнейшее повышение эффективности этого органа. Россия – за придание Совету более представительного характера. При этом убеждены, что важно сохранять его компактность (для нас – это "чуть больше двадцати" членов), с тем чтобы обеспечить адекватное и быстрое реагирование на возникающие кризисы. Как показывает ход межправительственных переговоров по реформе СБ, на данном этапе ни одна из выдвинутых моделей его реформирования не пользуется широкой поддержкой. В этих условиях попытки постановки на голосование тех или иных схем неизбежно поляризовали бы Генассамблею. Единственный выход – продолжать в рамках уже налаженного переговорного процесса терпеливую работу по сближению позиций без искусственных сроков для принятия решений по этому чувствительному для многих государств-членов вопросу. Только так возможно выработать формулу реформирования СБ, которая пользовалась бы максимально широким согласием, значительно большим, чем необходимые по Уставу ООН 2/3 голосов государств-членов. В отношении института "вето" убеждены, что речь не может идти о запрете или ограничении этого права нынешних постоянных членов СБ. Их прерогативы должны оставаться неизменными.

4. Миротворческая деятельность ООН является действенным инструментом урегулирования вооруженных конфликтов и решения первичных задач государственного строительства на постконфликтной стадии. Намерены содействовать укреплению этого направления работы в строгом соответствии с принципами Устава ООН. Российские миротворцы (всего 361 чел. военнослужащих, военных наблюдателей, полицейских) задействованы в 10 из 17 ОПМ ООН. Российские вертолетные подразделения функционируют в составе Миссии ООН в Судане (148 чел.) и Миссии ООН в ЦАР и Чаде (120 чел.).

Россия занимает первое место среди поставщиков товаров и услуг для миротворческой деятельности ООН. Общая сумма контрактов российских компаний составляет 382 млн.долл. США (99% из которых приходится на авиауслуги) или 14 % от всего объема ооновских закупок.

5. Выступаем за активизацию предусмотренного Уставом ООН вспомогательного органа СБ – Военно-штабного комитета – в гибком формате, с участием всех членов СБ и подключением основных поставщиков контингентов в ОПМ.

6. Нацелены содействовать укреплению консультативной и координирующей роли Комиссии по миростроительству. Обзор деятельности КМС в 2010 г. призван повысить эффективность Комиссии в рамках имеющегося мандата и ее реальный вклад в совершенствование миростроительных усилий международного сообщества. Россия активно участвует в формировании механизмов и методов работы КМС в отношении стран, находящихся на ее повестке дня (Бурунди, Гвинея-Бисау, Сьерра-Леоне, ЦАР). Россия ежегодно, начиная с 2008 г., вносит по 2 млн.долл. США в Фонд по миростроительству.

7. При рассмотрении разоруженческой проблематики намерены вновь внести проекты резолюций Генассамблеи ООН "Меры транспарентности и укрепления доверия в космической деятельности (МДТК)" и "Достижения в сфере информационных задач и телекоммуникаций в контексте информационной безопасности". Рассчитываем, что, как и на прошлой сессии, эти резолюции будут приняты консенсусом.

В ходе 65-й сессии будем подчеркивать значимость подписанного Президентами России и США 8 апреля 2010 г. в Праге российско-американского Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений в контексте усилий по ядерному разоружению и нераспространению, поддержанию стратегической стабильности и международной безопасности.

В целях привлечения внимания международного сообщества к усилиям Москвы и Вашингтона в области ядерного разоружения намерены внести в Первый комитет ГА ООН совместный с США проект резолюции "Двусторонние сокращения стратегических наступательных вооружений и новые рамки стратегических отношений".

При обсуждении вопросов ядерного разоружения будем исходить из важности подключения всех ядерных держав и располагающих ядерным оружием государств к российско-американским усилиям по дальнейшему сокращению и ограничению ядерных арсеналов в соответствии с новым Договором по СНВ.

Итоги состоявшейся в мае 2010 г. Конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) позволяют сделать принципиальный вывод, который разделяют все: возникшие в последнее время новые вызовы режиму ядерного нераспространения могут и должны быть устранены в первую очередь на основе ДНЯО. Россия удовлетворена итогами Конференции и приступит, не откладывая, к реализации одобренного плана действий.

8. Выступаем за развитие под эгидой ООН международного сотрудничества в использовании космического пространства исключительно в мирных целях при сохранении центральной координирующей роли Комитета ООН по космосу.

Динамика развития деятельности по исследованию и использованию космического пространства, появление новых видов такой деятельности (включая коммерческие) и технологий вызывают объективную необходимость в прогрессивном развитии международного космического права. Устранение имеющихся пробелов должно носить комплексный и поэтапный характер, что можно было бы осуществить в рамках российской инициативы по разработке всеобъемлющей конвенции ООН по космическому праву.

9. Приветствуем развитие взаимодействия ООН и ОБСЕ на направлении гуманитарного сотрудничества. Особое значение придаем активизации совместных усилий по обеспечению прав национальных, религиозных и языковых меньшинств. Следует вместе с тем отметить, что в последнее время руководство Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ стало упоминать Декларацию принципов международного наблюдения за выборами, провозглашенную в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в 2005 г., как "международно признанную" основу проведения электорального мониторинга. Необходимо учитывать, что этот документ не проходил процедуру межгосударственного согласования ни в ООН, ни в ОБСЕ. Полноценная нормативная база организации международного наблюдения за выборами может быть создана только в результате обстоятельных межправительственных переговоров.

10. Поддерживаем усилия Альянса цивилизаций (АЦ) в деле налаживания межцивилизационного мира и согласия. Участвуем в деятельности Группы друзей АЦ.

Большое значение в вопросах налаживания межцивилизационного согласия на площадке ООН уделяем религиозной составляющей, способной не только дополнить, но и значительно расширить межцивилизационный диалог. В этой работе фокусируем внимание на таких постоянно действующих в рамках ООН механизмах, как Диалог высокого уровня по межрелигиозному и межкультурному сотрудничеству за мир, Трехсторонний форум по межрелигиозному сотрудничеству на благо мира, Министерские встречи по межрелигиозному диалогу и сотрудничеству на благо мира.

По инициативе России руководством ЮНЕСКО также прорабатывается предложение о создании при Гендиректоре Организации Группы высокого уровня по межрелигиозному диалогу.

11. Намерены всемерно содействовать развитию диалога и сотрудничества ООН с институтами гражданского общества.

Важно продолжать следовать линии на укрепление роли Комитета по НПО ЭКОСОС как единственного органа, призванного обеспечивать взаимодействие ООН с неправительственными организациями.

12. Серия терактов, совершенных в последнее время, в т.ч. в разных регионах России, вновь подтвердила, что терроризм продолжает оставаться одной из основных угроз международному миру и безопасности. Российская Федерация последовательно выступает за укрепление международной системы противодействия терроризму, главным координирующим центром которой является ООН и ее Совет Безопасности.

Считаем принципиально важным обеспечить скорейшую и всеобъемлющую реализацию положений Глобальной контртеррористической стратегии ООН (ГКС) в плане профилактики террора, пресечения "воспроизводства" идеологии экстремизма и насилия, использования в террористических целях медийного пространства и глобальной сети Интернет. Готовимся к предстоящему в сентябре 2010 г. второму обзору ГКС. Исходим из того, что концептуальные параметры стратегии должны оставаться неизменными, с учетом ее консенсусной поддержки на 60-й сессии Генассамблеи ООН в 2006 г.

Придаем ключевое значение роли СНГ, ОДКБ и ШОС в последовательном осуществлении ГКС и соответствующих резолюций СБ ООН, имплементации норм универсальных антитеррористических конвенций, нейтрализации трансграничных вызовов. Считаем, что с подписанием в марте и апреле 2010 г. деклараций о сотрудничестве ОДКБ и ШОС с ООН вклад этих региональных организаций в общие усилия в борьбе с новыми вызовами и угрозами будет возрастать, получит новое измерение.

13. Требуется дальнейшая мобилизация усилий мирового сообщества для выработки действенного механизма противодействия глобальной наркоугрозе. Ключевую и координирующую роль в этом процессе по-прежнему должна играть ООН. В то же время целесообразно максимально полно использовать в этих целях возможности региональных организаций, включая ЕС, ОБСЕ, ОДКБ, ШОС, СНГ и другие.

Особую озабоченность вызывает наркотрафик с территории Афганистана, представляющий угрозу международному миру и безопасности. В этой связи особую актуальность приобретает продвигаемая Россией инициатива по созданию при координирующей роли ООН и при участии государств-соседей Афганистана системы поясов антинаркотической и финансовой безопасности. Важный элемент противодействия наркоугрозе из Афганистана – меры по уничтожению наркопосевов. Выступаем за укрепление международного режима контроля над незаконным оборотом прекурсоров. Россия продолжит вносить свой вклад в борьбу с распространением наркотиков, в т.ч. через участие в эффективном многостороннем механизме "Канал" и других антинаркотических мерах по линии ОДКБ, а также инициативах в рамках ШОС, СРН, ОБСЕ.

14. Выступаем за формирование под эгидой ООН более четкой антикриминальной стратегии. Призываем к адекватному учету итоговых договоренностей XII Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (Бразилия, г.Салвадор, апрель 2010 г.) в национальных и глобальных усилиях по противодействию основным вызовам в этой сфере. В частности, считаем целесообразным разработать универсальную конвенцию по киберпреступности.

Призываем к полномасштабной реализации решений 3-й сессии Конференции государств-участников Конвенции ООН против коррупции (Катар, г.Доха, ноябрь 2009 г.)., в частности, о создании механизма обзора за выполнением Конвенции, выработке действенных процедур возвращения коррупционных активов в страны происхождения и расширении технического содействия заинтересованным странам.

15. Серьезную озабоченность вызывает пиратство и вооруженный разбой у берегов Сомали. Полагаем, что ситуация, при которой пираты зачастую остаются безнаказанными, способствует увеличению числа пиратских нападений в регионе.

В целях поиска путей решения этой проблемы Российская Федерация инициировала принятие Советом Безопасности ООН резолюции 1918. В соответствии с данной резолюцией Генсекретарь ООН должен до конца июля 2010 г. представить Совету Безопасности доклад с предложениями по модальностям создания судебного механизма для уголовного преследования пиратов.

Намерены и далее активно сотрудничать с нашими партнерами, в том числе в рамках Контактной группы по борьбе с пиратством у берегов Сомали (КГПС), с целью поиска способов нормализации ситуации и привлечения пиратов к уголовной ответственности.

16. Привержены достижению всеобъемлющего, прочного и справедливого урегулирования арабо-израильского конфликта на общепризнанной международно-правовой основе – соответствующих резолюциях СБ ООН, Мадридских принципах, "дорожной карте" и арабской мирной инициативе.

Исходим из необходимости восстановления полноценного мирного процесса на всех треках, в первую очередь палестинском, конечной целью которого остается создание независимого, суверенного и жизнеспособного палестинского государства, сосуществующего в мире и безопасности с Израилем.

В этом контексте приветствуем запуск непрямых переговоров между Израилем и палестинцами как важный шаг на пути к возобновлению прямых двусторонних переговоров, которые по всем вопросам окончательного статуса.

Необходимо добиваться четкого соблюдения палестинской и израильской сторонами взятых на себя обязательств по борьбе с террором и насилием, прекращению поселенческой деятельности, обеспечению свободы передвижения палестинского населения на Западном берегу. Стороны должны отказаться от односторонних шагов и действий, предвосхищающих исход переговоров об окончательном статусе. Особенно важно для успеха переговоров восстановление палестинского единства.

Проведение в Москве конференции по Ближнему Востоку остается в повестке дня. Она может состояться в соответствующее время в контексте возобновления прямых палестино-израильских контактов.

17. Твердо выступаем за сохранение единства, территориальной целостности и суверенитета Ирака. Россия – за активную вовлеченность ООН в процессы урегулирования в Ираке, широкое содействие иракской стороне по линии Миссии ООН (МООНСИ) в преодолении многочисленных вызовов, с которыми сталкивается Багдад на современном этапе, в том числе в достижении национального согласия, электоральном процессе, восстановлении экономики страны.

18. Выступаем за укрепление центральной координирующей роли ООН в международных гражданских усилиях по афганскому урегулированию. Осуществляем сотрудничество с действующими по мандату СБ ООН Международными силами содействия безопасности (МССБ), в т.ч. по вопросам транзита их имущества и персонала через российскую территорию. При этом исходим из того, что МССБ, являющиеся важным фактором сдерживания экстремистской активности, не вправе покинуть афганскую территорию, не выполнив задачу по подавлению террористической активности и не отчитавшись за выполнение своего мандата перед СБ ООН. Выступаем за продвижение процесса национального примирения в Афганистане, которое должно осуществляться при строгом соблюдении введенного резолюцией СБ ООН 1267 санкционного режима против талибов и "Аль-Каиды". Мы категорически против каких-либо договоренностей с лидерами талибов и других экстремистских группировок, но не возражаем против исключения из санкционных списков рядовых талибов, которые разоружатся, признают Основной закон и действующее правительство, разорвут связи с "Аль-Каидой" и другими экстремистскими группировками, прекратят всякую террористическую деятельность. Диалог с талибами может вестись исключительно под афганским руководством, а ООН – при поступлении соответствующей просьбы со стороны афганских властей – может оказывать такому процессу лишь политическую поддержку и предоставлять добрые услуги.

19. Возможное обсуждение на площадке Генеральной Ассамблеи ООН инициируемого Грузией политизированного вопроса о положении "внутренне перемещенных лиц и беженцев" в Абхазии, Грузии и Южной Осетии должно строиться с учетом новых реалий, сложившихся в регионе после грузинской агрессии в августе 2008 года. Рассматриваем Женевские дискуссии как оптимальный формат диалога сторон по урегулированию существующих проблем. Россия продолжит предпринимать усилия по обеспечению безопасности и социально-экономического развития новых молодых государств Закавказья. Для предотвращения дальнейшей ремилитаризации Грузии продолжаем настаивать на введении международного эмбарго на поставки Тбилиси наступательных вооружений.

20. Убеждены в необходимости строгого соблюдения резолюции СБ ООН 1244, которая по-прежнему остается обязательной для всех международно-правовой базой косовского урегулирования и обеспечения безопасности в крае.

Непростая ситуация в Косово доказывает необходимость сохранения ведущей роли в косовском урегулировании за СБ ООН, который должен оставаться гарантом соблюдения международного права, Устава ООН и решений самого Совета. Россия готова к участию в политических усилиях с целью содействия выработке юридически корректного и справедливого решения косовской проблемы.

21. Необходимо, наконец, добиться справедливого, всеобъемлющего и жизнеспособного решения кипрской проблемы, предусматривающего создание двухобщинной, двухзональной федерации на основе политического равенства, соответствующих резолюций СБ ООН и соглашений на высоком уровне 1977 и 1979 гг.

Важно, чтобы в рамках мандата миссии "добрых услуг" Генсекретаря усилия ООН в кипрских делах и далее содействовали процессу урегулирования и были бы беспристрастными и объективными. Не должно быть какого бы то ни было внешнего арбитража или искусственных графиков переговоров. Решение должно исходить от самих киприотов и служить интересам как греков, так и турок.

22. Выступаем за формирование комплексного подхода международного сообщества к предотвращению и урегулированию конфликтов в Африке и обеспечению устойчивого социально-экономического развития стран континента. Поддерживаем укрепление национальных секторов безопасности, содействуем наращиванию собственного миротворческого потенциала Африки, включая становление африканских сил постоянной готовности. Высоко оцениваем усилия Африканского союза и субрегиональных организаций в области проведения миротворческих операций на континенте. Выступаем за тесное взаимодействие между ООН и Африканским союзом в выработке согласованных подходов к разрешению конфликтных ситуаций в регионе. Россия твердо привержена целям и принципам нового партнерства с Африкой, активно участвует в оказании содействия континенту как на двусторонней основе, так и в рамках существующих международных механизмов, в т.ч. по линии "Группы восьми". В частности, размер российского взноса в инициативу "восьмерки" по списанию задолженности беднейших стран в целом за период с 2007 г. по 2017 г. составит 143 млн.долл. США. В завершающей стадии находятся переговоры с Бенином, Замбией, Мадагаскаром, Мозамбиком, Танзанией и Эфиопией о списании Россией их задолженности на сумму около 547 млн.долл. США в рамках инициативы МВФ и Всемирного банка по облегчению долгового бремени беднейших стран с большой задолженностью (БСБЗ/HIPC).

23. Рассматриваем вводимые по решению ООН санкции как важный инструмент, позволяющий не прибегать к применению силы. Вместе с тем, санкциями следует пользоваться осторожно, не допускать расширительного и произвольного толкования соответствующих резолюций СБ ООН. Приоритет должен отдаваться адресным ограничениям, позволяющим одновременно эффективно достигать поставленных целей и минимизировать негативные последствия гуманитарного характера. Они должны иметь ясные и легитимные цели, временные рамки, подлежать регулярному обзору, обязательно сопровождаться конкретными и понятными условиями их завершения или приостановки.

Выступаем против применения государствами односторонних санкций, поскольку такие меры, вводимые в обход СБ ООН, могут подорвать международные политико-дипломатические усилия, ослабить единство мирового сообщества. Кроме того, в силу своего экстерриториального характера они зачастую приводят к нарушению суверенитета и интересов третьих государств, ведущих законную внешнеэкономическую деятельность и соблюдающих решения СБ ООН.

24. Полностью разделяем подход большинства членов ООН, решительно осуждающих американское эмбарго против Кубы и выступающих за его отмену. Некоторое смягчение режима санкций, осуществленное администрацией США, рассматриваем как правильный, но совершенно недостаточный шаг. Побуждаем американских партнеров к скорейшему отказу от анахроничной и контрпродуктивной практики санкционного давления на Гавану.

25. Россия выступает за урегулирование ядерной проблемы Корейского полуострова политико-дипломатическими методами. Исходим из того, что шестисторонние переговоры должны быть возобновлены на согласованной в сентябре 2005 г. основе, позволяющей найти решение этой проблемы с учетом законных интересов каждого участника. На нынешнем этапе всем сторонам необходимо проявлять ответственный подход, не допускать нагнетания конфронтации в двусторонних отношениях, соблюдать решения СБ ООН, исходить из интересов поддержания стабильности в регионе Северо-Восточной Азии, устойчивости режима нераспространения ОМУ.

26. Выступаем за политико-дипломатическое урегулирование ситуации вокруг иранской ядерной программы (ИЯП). Считаем, что международные действия в этом вопросе должны ориентироваться на сохранение и расширение сотрудничества Ирана с МАГАТЭ с целью прояснения всех аспектов его ядерной деятельности, а также обеспечение полного выполнения иранцами резолюций Совета управляющих МАГАТЭ и СБ ООН. Убеждены в необходимости продолжения переговорного процесса "шестерки" с Ираном с целью поиска путей выхода на политическое решение ситуации вокруг ИЯП.

27. Внимательно отслеживаем деятельность Международного уголовного суда (МУС). Заинтересованы в объективном и беспристрастном рассмотрении МУС югоосетинской ситуации. Выступаем за то, чтобы МУС, работая в рамках "дарфурского досье", соблюдал разумный баланс между интересами осуществления международного уголовного правосудия и необходимостью поддержания мирного процесса в Судане.

Российская сторона придает большое значение итогам Обзорной конференции государств–участников Римского статута (Уганда, г.Кампала, 31 мая – 11 июня 2010 г.) и, в первую очередь, результатам ее работы над определением преступления агрессии для целей Статута МУС.

28. Намерены продолжать прилагать все необходимые усилия для своевременного перевода деятельности Международного трибунала для бывшей Югославии и Международного трибунала по Руанде в формат "остаточного механизма". Исходим при этом из необходимости формирования компактной и экономичной структуры, которая бы имела достаточно узкую, четко определенную компетенцию и непродолжительный срок существования.

Изучаем также предложенную лидерами ряда государств в ходе Саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне (апрель 2010 г.) идею о создании специального международного трибунала для уголовного преследования за предоставление ядерных материалов и технологий террористическим организациям. Готовы обсуждать со всеми заинтересованными государствами соответствующие идеи в рамках данного вопроса.

29. Генассамблее по традиции предстоит рассмотреть отчет об очередной сессии Комиссии международного права ООН. Выступаем за то, чтобы наработки Комиссии находили должное продолжение в работе Организации. Готовимся к выборам в Комиссию, которые состоятся в 2011 г. Кандидатом от России выдвинут директор Правового департамента МИД К.Г.Геворгян. Рассчитываем на поддержку российского кандидата.

30. В отношении ответственности по защите населения от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности руководствуемся положениями соответствующего раздела итогового документа "Саммита-2005". Практическая реализация этой концепции должна быть сфокусирована на оказании всесторонней помощи государствам, если мирные средства урегулирования будут недостаточными, а национальные органы власти явно окажутся не в состоянии защитить свое население. Считаем контрпродуктивными попытки расширительного толкования "ответственности по защите". Предостерегаем от необдуманных и поспешных шагов по произвольному применению данной концепции к конкретным страновым сюжетам.

31. В 2010 г. человечество отметило 65-ю годовщину Великой Победы – победы над варварской доктриной нацизма. Однако приходится констатировать подъем в ряде стран неонацистских идеологий, попытки обелить фашизм, вновь поднять на знамена теории расовой чистоты и превосходства, переписать историю и пересмотреть решения Нюрнбергского трибунала. Россия будет продолжать активно противодействовать превращению расовой, национальной и религиозной нетерпимости в инструмент политической борьбы. В русле этих усилий наша страна вновь внесет в Генассамблее проект традиционной резолюции "Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости". Призываем делегации, которые еще не поддержали эту инициативу, присоединиться к государствам, выступающим против прославления нацистов и их пособников и активно противодействующим современным реваншистским проявлениям.

32. Считаем, что ООН должна продолжать играть главенствующую роль в области защиты прав человека. Сегодня для этого есть соответствующая юридическая и институциональная база – Совет ООН по правам человека (СПЧ). Его создание запустило процесс деполитизации диалога по правозащитным вопросам, налаживания предметного и конструктивного их обсуждения. Россия не приемлет конфронтационную и политизированную практику внесения в Генассамблее резолюций о ситуации с правами человека в отдельных странах. Рассмотрение страновых сюжетов должно переместиться в СПЧ и проходить в сугубо неизбирательном и неполитизированном ключе в рамках процедуры Универсального периодического обзора.

В вопросе предстоящего в 2011 г. обзора статуса Совета исходим из нецелесообразности его изменения на данном этапе. Полагаем более правильным сфокусироваться на урегулировании "разделения труда" между СПЧ и Третьим комитетом ГА ООН.

Руководствуясь стремлением продолжать линию, направленную на честный, взаимоуважительный и равноправный диалог по вопросам обеспечения прав и основных свобод человека, Правительство Российской Федерации приняло решение о выдвижении кандидатуры России для переизбрания в СПЧ на период 2013-2016 гг.

33. Россия позитивно оценивает деятельность Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, в частности, внося в его бюджет ежегодный взнос в размере 2 млн.долл. США. Для качественного улучшения работы Управления необходимо укреплять его транспарентность и подотчетность государствам-членам ООН.

34. Международное сотрудничество в гуманитарной сфере и деятельность международных гуманитарных агентств, в том числе Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), рассматриваем в качестве важного элемента комплексных усилий, направленных на поддержание мира, укрепление безопасности и стабильности на национальном, региональном и глобальном уровнях.

Исходим из того, что все изменения в структуре и системе УВКБ должны быть направлены на повышение эффективности деятельности Управления в рамках действующего мандата. Выступаем за сохранение принципа добровольности в формировании бюджета Управления. Поддерживаем ограничительное толкование компетенции Управления в отношении внутренне перемещенных лиц (ВПЛ). Считаем, что наделение УВКБ общим мандатом по защите ВПЛ способно привести к распылению ограниченных материальных ресурсов Управления.

35. Нашим национальным приоритетам всецело отвечает базисная идея о неразрывной взаимосвязи вопросов социального развития, безопасности и прав человека. Выступаем за повышение роли Комиссии социального развития как главного координирующего органа в системе ООН по вопросам социального развития.

Продолжаем работу по подготовке к ратификации подписанной Россией в 2008 г. Конвенции о правах инвалидов, направленной на более полную интеграцию лиц с ограниченными возможностями в жизнь общества и применение к ним международных стандартов в области прав человека без какой-либо дискриминации.

36. Россия поддерживает политику обеспечения гендерного равенства и улучшения положения женщин, ориентирами для которой служат решения 4-й Всемирной конференции по положению женщин и 23-й спецсессии Генассамблеи ООН.

Разделяем мнение о необходимости создания новой "гибридной" структуры ООН по гендерной проблематике, параметры функционирования которой, включая географический охват деятельности, должны быть тщательно проработаны и согласованы в ходе дальнейшего переговорного процесса.

37. Россия намерена принять активное участие в подготовке и проведении 20-22 сентября 2010 г. в Нью-Йорке заседания высокого уровня 65-й сессии Генассамблеи ООН с участием глав государств и правительств по Целям развития тысячелетия (саммит ООН по ЦРТ).

Главную задачу саммита видим в формировании политических рамок для эффективной реализации на страновом уровне национальных стратегий достижения ЦРТ, скорректированных с учетом всестороннего анализа успешного опыта осуществления программ развития в отдельных странах и регионах. Рассчитываем, что будет проведен комплексный обзор прогресса, достигнутого в выполнении международных целей в области развития, определены "узкие места" в реализации глобального партнерства в интересах развития и согласованы конкретные меры по их преодолению.

Принципиально важно, чтобы международное сообщество подтвердило ранее принятые обязательства в области развития и продемонстрировало решимость активизировать усилия в интересах достижения ЦРТ на основе принципов глобального партнерства.

38. Важным направлением в ходе сессии считаем последующую деятельность по итогам Конференции ООН по мировому финансово-экономическому кризису и его последствиям для развития.

При этом исходим из того, что главным форумом экономического сотрудничества ведущих экономик мира и ключевым механизмом реформирования международной финансовой системы в условиях кризиса является "Группа двадцати". Намерены активно способствовать укреплению авторитета "двадцатки" и наращиванию ее конструктивного диалога с развивающимися государствами, задействуя для этого потенциал основных ооновских площадок.

39. Следует сообща продолжить разговор о дальнейшей реформе международных финансовых институтов, в частности определить коренные изменения, которые позволили бы этим учреждениям адекватно реагировать на кризисы и угрозы.

Необходимо продолжать усилия по совершенствованию Бреттон-Вудских учреждений с целью повышения эффективности их деятельности и дальнейшего укрепления в них роли развивающихся стран и стран с формирующимися рынками. Рассматриваем это в качестве важного шага на пути создания более совершенной мировой финансово-экономической системы.

Реализация глобальной повестки дня в области развития требует укрепления потенциала Генассамблеи и Экономического и Социального Совета ООН. Исходим из необходимости дальнейшего усиления координационных функций ЭКОСОС, расширения диалога и улучшения взаимодействия между всеми ключевыми партнерами в области международного социально-экономического сотрудничества, включая агентства ООН, Бреттон-Вудские институты и Всемирную торговую организацию.

38. Россия исходит из того, что будущей модели долгосрочного развития требуется современная, адекватная складывающимся условиям мировая система энергообеспечения. Продолжим выступать за создание новой правовой базы международного сотрудничества в сфере энергетики, которая будет охватывать все аспекты глобального энергетического взаимодействия и всех основных стран-производителей (экспортеров), транзитеров и потребителей (импортеров) энергоресурсов. Намерены активно использовать площадки ООН для дальнейшего продвижения соответствующей инициативы Президента Российской Федерации, определяющей цели и принципы новой правовой базы международного сотрудничества в сфере энергетики.

39. Россия продолжит шаги по укреплению позиций и расширению сотрудничества ООН с Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС) и Организацией черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС). Рассматриваем обе организации как важных региональных партнеров ООН в деле обеспечения устойчивого развития, экономического сотрудничества и региональной интеграции. Ожидаем от учреждений системы ООН практических мер по улучшению координации своей работы в регионе с деятельностью ЕврАзЭС и ЧЭС. Активно поддержим принятие нацеленных на это соответствующих резолюций 65-й сессии ГА ООН.

40. Настроены на продуктивную работу по блоку макроэкономических резолюций на основе концептуальных договоренностей, достигнутых в рамках Конференции ООН по финансированию развития в Монтеррее и Дохе.

Считаем принципиально важным сохранить наметившиеся в последние годы поступательные тенденции в финансировании развития и обеспечить адекватное содействие развивающимся странам, несмотря на тяжелые последствия мирового финансово-экономического кризиса.

Россия более чем в три с половиной раза увеличила объемы своей официальной помощи развитию – с 220 млн.долл. США в 2008 г. до 800 млн.долл. США в 2010 г. Предпринимаем также шаги по укреплению региональных фондов и механизмов финансирования развития и преодоления кризисов, в частности на пространстве ЕврАзЭС, где создан Стабилизационный фонд Сообщества (9 млрд.долл. США), в котором доля России составляет 7,5 млрд.долл. США.

41. Россия намерена принять активное и конструктивное участие во всех этапах подготовительного процесса Конференции ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро в 2012 г. ("Рио плюс 20"). Важно ориентировать подготовительный комитет Конференции на выработку сбалансированных подходов к приоритетным вопросам повестки дня, в частности проблематике перехода к "зеленой экономике" на основе серьезного учета реальных возможностей обеспечения устойчивого развития на длительную перспективу. Выступаем за принятие Генассамблеей решений, направленных на всестороннее содействие успешному проведению Конференции в Рио-де-Жанейро.

42. Готовы продолжать активно и конструктивно работать над согласованием международного режима климатического сотрудничества на период после 2012 г. с учетом итогов Копенгагенской конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК).

Достижение конечной цели РКИК по стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере возможно только при участии всех без исключения государств – как развитых, так и развивающихся – с учетом реально существующих у них возможностей и в зависимости от степени их влияния на изменение климата.

43. Одним из актуальных направлений считаем дальнейшее развитие международного гуманитарного сотрудничества. Увеличение числа и масштабов стихийных бедствий требует оперативного и скоординированного реагирования международного сообщества. Исходим из необходимости тесного взаимодействия в этих целях пострадавших государств, организаций системы ООН, стран-доноров и стран транзита, включая приграничные государства.

В преддверии 25-й годовщины трагедии на АЭС в Чернобыле особое внимание на сессии намерены уделить чернобыльской проблематике. Ключевую задачу на этом направлении видим в принятии резолюции ГА ООН, в которой будут отражены итоги среднесрочного обзора выполнения соответствующих мер по линии ООН и поддержана совместная инициатива Украины, России и Белоруссии о проведении в Киеве в апреле 2011 г. международной конференции, посвященной 25-й годовщине аварии на ЧАЭС.

44. Придаем особое значение участию в согласовании реформы ООН в сфере управления. В частности, исходим из того, что составляющие реформы – изменения в кадровой политике, закупочной деятельности, информационно-коммуникационном оснащении, системе внутреннего правосудия – должны быть нацелены на повышение транспарентности и ответственности Секретариата за исполнение решений, принимаемых государствами-членами, повышение отдачи от вкладываемых в ООН ресурсов. Намерены активно участвовать в дальнейшем согласовании такого компонента реформы, как усиление безопасности персонала ООН. В целом, реформа не должна восприниматься как возможность для раздувания штатов и структур. Главная задача – повышение эффективности работы Секретариата ООН.

45. Исходим из того, что любые дополнительные бюджетные запросы, представляемые вне бюджетного цикла, должны подвергаться государствами-членами тщательному и критическому анализу с учетом необходимости соблюдения бюджетной дисциплины, а также финансовых трудностей, с которыми сталкивается большинство стран.

46. При рассмотрении финансирования миротворческой деятельности ООН в связи со стремительным ростом запрашиваемых Секретариатом ресурсов полагаем целесообразным добиваться разумной экономии средств, особенно в миссиях, мандат которых не претерпел изменений.