Публикатор

12.07.1123:08

О позиции России на 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН

 

О ПОЗИЦИИ РОССИИ

НА 66-Й СЕССИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН

 

1. 66-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН призвана закрепить многосторонние подходы в сфере решения глобальных проблем современного мира. Для достижения международной стабильности требуется активизация коллективных усилий по укреплению правовых основ в межгосударственных отношениях, урегулированию региональных конфликтов, решению проблем нераспространения ОМУ, противодействию новым вызовам и угрозам, реформе системы глобального управления, обеспечению устойчивого развития, продовольственной и энергетической безопасности, борьбе с изменением климата.

2. Наращивание коллективного взаимодействия должно осуществляться на основе строгого соблюдения уставных прерогатив Совета Безопасности ООН как главного органа, ответственного за поддержание международного мира и безопасности. Придерживаясь принципа верховенства международного права, Россия выступает за неукоснительное выполнение решений СБ ООН, не допускающее их расширительного толкования.

3. Главная цель реформы СБ ООН – повышение эффективности этого органа и придание ему более представительного характера с учетом продолжающегося роста государств-членов Организации и изменившихся политических реалий в мире. При этом важно добиваться того, чтобы Совет адекватно и быстро реагировал на возникающие кризисы и проблемы. Ход межправительственных переговоров по реформе Совета Безопасности подтверждает: ни одна из выдвинутых на данный момент моделей реформирования не пользуется широкой поддержкой. В этих условиях попытки постановки на голосование тех или иных схем неизбежно поляризуют Генеральную Ассамблею. Следует продолжать кропотливую работу по сближению позиций без навязывания искусственных сроков для принятия решений по этому чувствительному вопросу. Только так можно будет выработать формулу реформирования, которая пользовалась бы максимально широким согласием – значительно большим, чем необходимые по Уставу ООН две трети голосов государств-членов. При любом варианте реформы СБ ООН неизменными должны оставаться прерогативы его нынешних постоянных членов, включая право вето.

4. В рамках усилий по оживлению деятельности Генеральной Ассамблеи ООН поддерживаем рациональные предложения, направленные на повышение эффективности ее работы. При этом любые реформенные нововведения должны основываться на строгом соблюдении уставных прерогатив главных органов ООН.

5. Миротворческая деятельность ООН доказала свою эффективность как незаменимый инструмент урегулирования вооруженных конфликтов и решения первичных задач государственного строительства на постконфликтной стадии. Намерены содействовать укреплению этого направления работы в строгом соответствии с принципами Устава ООН.

Российские миротворцы задействованы в 9 из 16 операций ООН по поддержанию мира (ОПМ). Наша страна удерживает одно из первых мест на рынке закупок ООН в миротворческом сегменте (14%, или 382 млн. долл. США, из которых 99% – контракты на авиауслуги). При этом только российские компании предоставляют для поддержки ОПМ ООН самолеты и вертолеты повышенной грузоподъемности.

6. Последние события в кризисных регионах, в частности, в Северной Африке, подтверждают необходимость выработки Советом Безопасности четких мандатов на миротворческие усилия, исключающих возможность их расширительного толкования. Россия против внедрения в практику миротворчества ООН любых элементов, не получивших предварительного одобрения большинства государств-членов.

С учетом важности совершенствования миротворческой деятельности и повышения уровня военной экспертизы СБ ООН выступаем за привлечение к этому предусмотренного Уставом ООН вспомогательного органа СБ – Военно-штабного комитета, наращивание его консультативного потенциала по военным аспектам ОПМ ООН.

7. Нацелены содействовать повышению эффективности координационно-консультативных функций Комиссии ООН по миростроительству в рамках закрепленного за ней мандата. Россия ежегодно, начиная с 2008 г., вносит по 2 млн. долл. США в Фонд по миростроительству. Предприняли конкретные шаги по формированию кадрового резерва российского корпуса гражданских экспертов в сфере миростроительства.

8. Возрастание роли отдельных групп стран и их объединений диктует необходимость развития взаимодействия ООН с региональными организациями в соответствии с Главой VIII Устава ООН. В этом контексте приоритетом для нас является содействие переводу в практическое русло контактов Организации с ОДКБ, СНГ и ШОС. Выступаем за продолжение конструктивного сотрудничества ООН с Афросоюзом, ЛАГ, ОИК, АСЕАН и другими организациями с целью привлечения их к предотвращению и урегулированию кризисных ситуаций.

9. Российский подход к выполнению задач разоруженческой и нераспространенческой повестки дня включает комплекс мер по укреплению стратегической стабильности и соблюдению принципа равной безопасности для всех. Среди наших приоритетов – практическая реализация конкретных мер, одобренных на Обзорной конференции по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) 2010 г., в т.ч. запуск переговоров на Конференции по разоружению (КР) по договору о запрещении производства расщепляющегося материала для целей ядерного оружия; продвижение на КР российско-китайского проекта договора о предотвращении размещения оружия в космосе (ДПРОК); поддержка создания безъядерных зон.

В контексте глобальных нераспространенческих усилий особое значение имеет резолюция СБ ООН 1540. Российская Федерация выступает за ее выполнение всеми странами и в полном объеме, разумеется, при учете комплексного и долгосрочного характера поставленных ею задач.

10. Подчеркиваем значимость российско-американского Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений в контексте усилий по ядерному разоружению, укреплению режима нераспространения и поддержанию стратегической стабильности. Исходим из важности подключения всех ядерных держав и располагающих ядерным оружием государств к российско-американским усилиям в этой области при соблюдении принципа равной и неделимой безопасности для всех.

11. Настроены продолжать активно работать с целью недопущения размещения оружия в космосе. Эта задача приобретает особую актуальность в 2011 г., когда мировое сообщество отмечает 50-летие первого полета человека в космос.

На данном этапе считаем важным сосредоточиться на реализации положений резолюции 65-й сессии ГА ООН 65/68 в части, касающейся создания Группы правительственных экспертов (ГПЭ) для проведения, начиная с 2012 г., исследования о мерах транспарентности и укрепления доверия в космосе. На 66-й сессии ГА ООН внесем на рассмотрение Первого комитета проект решения по мерам транспарентности и укрепления доверия в космической деятельности (МТДК), ориентирующего на поддержку работы ГПЭ в 2012-2013 гг. и призывающего государства-члены продолжать представлять свои соображения по МТДК Генсекретарю ООН для учета в работе Группы.

12. Продолжим работу по тематике международной информационной безопасности. В центре наших усилий - пресечение использования информационно-коммуникационных технологий в криминальных, террористических и военно-политических целях, а также для вмешательства во внутренние дела государств. Именно в этом заключаются задачи созданной в соответствии с резолюцией ГА ООН 65/41 ГПЭ, которая, начиная с 2012 г., продолжит исследование существующих и потенциальных угроз в сфере информационной безопасности и возможных совместных усилий по их устранению.

13. Последовательно выступаем за наведение порядка в мировом обороте оружия и в мировой торговле им как составной части этого оборота. При обсуждении эвентуального документа запланированной на 2012 г. Конференции ООН по международному договору о торговле оружием (МДТО), государствам-членам следует сконцентрировать усилия на определении и согласовании его ключевых элементов. Форма и статус возможного документа должны быть определены его конечным содержанием, а не предрешаться заранее.

Россия выступает за совершенствование "Программы действий ООН по противодействию и искоренению незаконной торговли ЛСО во всех ее аспектах и борьбе с ней", усиление практической отдачи этого документа. Готовы совместно со всеми государствами работать над тем, чтобы дополнить Программу конкретными мерами, которые реально помогли бы перекрыть каналы утечки ЛСО в незаконный оборот.

14. Поддерживаем линию на обсуждение Генассамблеей ООН вопросов межрелигиозного и межкультурного взаимодействия в интересах мира. Россия принимает активное участие в различных инициативах Организации в этой сфере, включая "Альянс цивилизаций" и "Трехсторонний форум по межрелигиозному диалогу и сотрудничеству на благо мира". Продолжаем внимательно изучать инициативу о провозглашении десятилетия ООН по межрелигиозному и межкультурному диалогу, взаимопониманию и сотрудничеству во имя мира.

Считаем возможным и необходимым расширение базы и обогащение содержания межкультурного диалога, ведущегося под эгидой ЮНЕСКО, за счет придания ему межконфессионального измерения. В этой связи выступаем за учреждение при Гендиректоре Организации Группы высокого уровня по межрелигиозному диалогу, создаваемой по инициативе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

15. Намерены всемерно содействовать продолжению диалога ООН с институтами гражданского общества, укреплению роли Комитета по НПО ЭКОСОС как ключевого органа в области обеспечения взаимодействия ООН с неправительственными организациями.

16. Российская Федерация последовательно выступает за укрепление международной системы противодействия терроризму, главным координирующим центром которой является ООН и ее Совет Безопасности.

Положительно оцениваем итоги состоявшегося в сентябре 2010 г. второго обзора Глобальной контртеррористической стратегии ООН (ГКС) в плане профилактики терроризма, борьбы с идеологией экстремизма и насилия и использования медийного пространства в террористических целях.

Приветствуем усилия по имплементации ГКС, предпринимаемые Целевой группой ООН по осуществлению контртеррористических мероприятий (ЦГОКМ). Поддерживаем инициативу ЦГОКМ по созданию регионального аспекта осуществления основных направлений ГКС, реализуемую в настоящее время в Центральной Азии с привлечением потенциала региональных организаций – ОДКБ, ШОС и СНГ.

17. Выступаем за формирование под эгидой ООН более четкой антикриминальной стратегии. Призываем к адекватному учету итоговых договоренностей XII Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (Бразилия, г.Салвадор, апрель 2010 г.) в национальных и глобальных усилиях по противодействию основным вызовам в этой сфере. В частности, считаем целесообразным разработать универсальную конвенцию по борьбе с киберпреступностью.

Призываем к полномасштабной реализации решений 3-й сессии Конференции государств-участников Конвенции ООН против коррупции (Катар, г.Доха, ноябрь 2009 г.), в частности, о функционировании механизма обзора за выполнением Конвенции, выработке действенных процедур возвращения коррупционных активов в страны происхождения и расширении технического содействия заинтересованным странам.

18. Рассматриваем масштабные изменения в политическом ландшафте в ряде стран региона Ближнего Востока и Северной Африки как следствие накопившихся там политических и социально-экономических проблем. Исходим из того, что единых рецептов для преодоления кризисов в различных странах не существует, а оказание им международного содействия, в том числе со стороны ООН, должно осуществляться с предельной осторожностью и с согласия соответствующих государств. При разработке международных механизмов стабилизации ситуации следует руководствоваться принципами уважения суверенитета, территориальной целостности и решения внутриполитических проблем без вмешательства извне, мирным путем, через всеобъемлющий национальный диалог.

19. Считаем, что прочное урегулирование ливийского кризиса возможно только в политико-дипломатической плоскости. Приоритетная задача – добиться прекращения огня и начала политического процесса.

Убеждены, что определение модальностей урегулирования является прерогативой Совета Безопасности ООН, а не каких-либо других самопровозглашенных форматов. Резолюции СБ ООН 1970 и 1973 должны строго выполняться, их расширительное толкование недопустимо. Все действия по имплементации данных резолюций должны соответствовать основной цели, ради которой они принимались – защите гражданского населения страны.

20. Твердо выступаем за достижение всеобъемлющего прочного и справедливого арабо-израильского урегулирования на общепризнанной международно-правовой основе – резолюциях СБ ООН 242, 338, 1397, 1515 и 1860, Мадридских принципах, "дорожной карте" и арабской мирной инициативе. Российская Федерация поддерживает создание суверенного, жизнеспособного, территориально целостного палестинского государства в границах 1967 г. с согласованными территориальными разменами и со столицей в Восточном Иерусалиме, живущего в мире и безопасности с Израилем.

Участникам конфликта следует отказаться от насилия и односторонних шагов, способных предвосхитить исход переговоров по вопросам окончательного статуса. Строительство израильских поселений на оккупированных палестинских территориях должно быть прекращено.

Исходим из необходимости сохранения ведущей роли "квартета" ближневосточных посредников в содействии поиску путей окончательного урегулирования арабо-израильского конфликта.

Приветствуем заключение 4 мая 2011 г. в Каире соглашения о примирении между ФАТХ и ХАМАС и другими палестинскими организациями, которое должно способствовать возобновлению переговорного процесса между Израилем и ПНА. Считаем восстановление межпалестинского единства на платформе ООП и арабской мирной инициативы одним из ключевых факторов достижения мира между палестинцами и израильтянами.

Проведение в Москве конференции по Ближнему Востоку остается в повестке дня. Она может состояться, как только сложатся необходимые условия для этого, прежде всего – в контексте возобновления прямых палестино-израильских контактов.

21. Содействие в стабилизации обстановки в Ираке является одной из долгосрочных задач ООН на Ближнем Востоке. Добиться этого можно только через активизацию усилий по достижению национального согласия на основе полноохватного диалога с участием представителей основных политических сил и этноконфессиональных общин в интересах укрепления единства, суверенитета и территориальной целостности страны, а также путем поощрения Багдада к выполнению остающихся обязательств по Главе VII Устава ООН, в частности, к урегулированию нерешенных вопросов с Кувейтом. В этой связи отмечаем усилия Координатора высокого уровня по ирако-кувейтскому "гуманитарному досье" Г.П.Тарасова в интересах нормализации отношений между двумя государствами. Поддерживаем деятельность Миссии ООН по оказанию содействия Ираку.

22. Настаиваем на закреплении за ООН центральной роли в координации международных гражданских усилий по урегулированию в Афганистане. Видим будущее Афганистана в качестве независимого, демократического и нейтрального государства. Национальное примирение должно осуществляться под руководством правительства Афганистана и не в ущерб строгому соблюдению санкционного режима СБ ООН.

Особую озабоченность вызывает наркотрафик с территории Афганистана, представляющий угрозу международному миру и стабильности. В этой связи особую актуальность приобретает продвигаемая Россией инициатива по созданию при координирующей роли ООН и при участии государств-соседей Афганистана системы поясов антинаркотической и финансовой безопасности. Важный элемент противодействия наркоугрозе из Афганистана – меры по уничтожению наркопосевов. Выступаем за укрепление международного режима контроля над незаконным оборотом прекурсоров. Россия продолжит вносить свой вклад в борьбу с распространением наркотиков, в т.ч. через участие в эффективном многостороннем механизме "Канал" и других антинаркотических мерах по линии ОДКБ, а также инициативах в рамках ШОС, СРН, ОБСЕ.

23. Считаем контрпродуктивным обсуждение на "площадке" ООН грузино-абхазского сюжета, а также вопроса о "внутренне перемещенных лицах и беженцах" из Абхазии и Южной Осетии. Инициатива Грузии в ГА ООН не имеет ничего общего с реальной заботой о положении беженцев и ВПЛ всех национальностей, а нацелена лишь на политизацию гуманитарного сюжета.

Решению задач стабилизации обстановки в данной части Закавказья наиболее полно отвечают Женевские дискуссии и грузино-абхазский механизм по предотвращению и реагированию на инциденты, в которых участвуют представители ООН.

Будем продолжать закреплять партнеров на необходимости учета новых геополитических реалий в регионе, выстраивая дальнейшую работу, в том числе в международных организациях, на этой основе.

24. Резолюция СБ ООН 1244 остается обязательной для всех международно-правовой базой косовского урегулирования. Россия готова к участию в политических усилиях с целью содействия выработке юридически корректного и справедливого решения косовской проблемы. Приветствуем возобновление диалога между Белградом и Приштиной. Считаем целесообразным официальное присутствие представителей МООНК на переговорах. Поддерживаем создание решением Совета Безопасности подотчетного ООН международного механизма расследования в связи с докладом Д.Марти о незаконной торговле человеческими органами в Косово.

25. Выступаем за справедливое, всеобъемлющее и жизнеспособное урегулирование кипрской проблемы, предусматривающее создание на Кипре двухобщинной, двухзональной федерации на основе соответствующих резолюций СБ и соглашений на высоком уровне 1977 г. и 1979 г. при условии политического равенства греко- и турко-кипрской общин. Решение проблемы Кипра должно исходить от самих киприотов и служить интересам обеих общин. Участие международного сообщества в кипрских делах, включая предпринимаемые в рамках миссии "добрых услуг" Генсекретаря ООН усилия, должно оставаться сугубо вспомогательным и беспристрастным. Искусственные графики переговоров и использование внешнего арбитража неприемлемы.

26. Активно участвуем в выработке комплексного подхода к предотвращению и урегулированию конфликтов в Африке и обеспечению устойчивого развития стран континента. В этом контексте отмечаем конструктивное взаимодействие между ООН и Афросоюзом, в т.ч. в сфере миротворчества. Поддерживаем усилия по формированию собственного миротворческого потенциала африканских государств, укреплению и реформированию национальных секторов безопасности в постконфликтных странах, строительству демократических институтов власти. Разделяем цели и принципы Нового партнерства для развития Африки (НЕПАД).

27. Новый этап в политической жизни Судана в связи с провозглашением независимости Южного Судана должен протекать в условиях, отвечающих задачам постконфликтного восстановления, социально-экономического прогресса и обеспечения демократических прав и интересов всех суданских граждан. Уважаем итоги волеизъявления жителей Южного Судана. Теперь необходимо урегулировать путем переговоров остающиеся вопросы, в т.ч. статус района Абьей. Выступаем за налаживание добрососедских и взаимовыгодных отношений между Севером и Югом. Поддерживаем усилия по мирному разрешению дарфурского кризиса.

28. С окончанием двоевластия кризис в Кот-д'Ивуаре не завершен. На повестке дня – задача национального примирения (при этом важно не допустить политических репрессий и нормализовать гуманитарную ситуацию). Решение задач экономического восстановления страны потребует международного содействия. Эффективную помощь должна оказать Операция ООН в Кот-д'Ивуаре (ОООНКИ).

29. Пиратство у берегов Сомали остается серьезным дестабилизирующим фактором. Ситуация, при которой большая часть пиратов остается безнаказанной из-за отсутствия действенных механизмов по их уголовному преследованию, лишь способствует увеличению числа пиратских нападений в регионе. В целях борьбы с ними инициировали принятие резолюции СБ ООН 1976, предусматривающей начало работы над созданием антипиратских сомалийских судов с международным участием. Выступаем за их скорейшее создание.

Намерены активно сотрудничать с нашими партнерами, в том числе в рамках Контактной группы по борьбе с пиратством у берегов Сомали, с целью перевода в практическую плоскость работы по созданию антипиратского судебного механизма с международным компонентом. Это будет способствовать не только более эффективному привлечению к уголовной ответственности рядовых пиратов, организаторов пиратских сообществ и лиц, контролирующих их финансовые потоки, но и нормализации ситуации в регионе в целом.

30. Вводимые по решению ООН санкции рассматриваем как важный политико-дипломатический инструмент разрешения международных конфликтов и кризисных ситуаций. Вместе с тем, они должны иметь ясные и легитимные цели, временные рамки, подлежать регулярному обзору, а условия их отмены или предоставления исключений из них - четко обусловлены. За СБ ООН и санкционными комитетами должны быть закреплены все контрольные рычаги. Следует отдавать предпочтение адресным ограничениям, которые направлены против виновников конфликтов. Применение широкоохватных санкций, которые могут нанести ущерб гражданскому населению, неприемлемо.

Положения санкционных резолюций СБ ООН должны оставаться для государств-членов Организации нормой, не подлежащей расширительному или произвольному толкованию. Выступаем против применения государствами односторонних санкций. Меры, вводимые в обход СБ ООН, могут подорвать международные политико-дипломатические усилия, ослабить единство мирового сообщества. Кроме того, в силу своего экстратерриториального характера они зачастую приводят к нарушению суверенитета и интересов третьих государств, ведущих законную внешнеэкономическую деятельность и соблюдающих решения СБ ООН.

31. Позиция России в отношении экономической, торговой и финансовой блокады, введенной США против Кубы, неизменна: мы разделяем мнение подавляющего большинства стран-членов ООН, решительно осуждающих американское эмбарго против Кубы и выступающих за его отмену. Приняли к сведению некоторые шаги по смягчению санкций, предпринятые администрацией Б.Обамы, однако считаем, что этого недостаточно. По сути, сейчас отменены лишь дополнительные рестрикции, введенные в период президентства Дж. Буша.

32. Выступаем за политико-дипломатическое урегулирование ядерной проблемы Корейского полуострова путем возобновления шестисторонних переговоров и при учете законных интересов каждого участника. Важным компонентом этого процесса должно быть неукоснительное соблюдение положений резолюций СБ ООН 1718 и 1874.

33. Озабоченности международного сообщества по иранской ядерной программы (ИЯП) должны быть сняты путем переговоров, в первую очередь в рамках "шестерки". Международные действия в этой связи следует направить на сохранение и расширение сотрудничества Ирана с МАГАТЭ с целью прояснения всех аспектов его ядерной деятельности. Соответствующие резолюции Совета управляющих МАГАТЭ и СБ ООН должны быть Ираном полностью выполнены. Выступаем против усиления санкционного давления на ИРИ.

34. Внимательно отслеживаем деятельность Международного уголовного суда (МУС). Заинтересованы в объективном и беспристрастном рассмотрении МУС югоосетинской ситуации. Выступаем за то, чтобы МУС в своей деятельности соблюдал разумный баланс между интересами осуществления правосудия и необходимостью налаживания и поддержания мирных процессов в странах, досье которых он ведет.

35. Намерены продолжать прилагать усилия для своевременного завершения деятельности Международного трибунала для бывшей Югославии и Международного трибунала по Руанде и перевода их в формат "остаточного механизма" в соответствии с резолюцией СБ ООН 1966.

36. Отмечаем существенный рост количества дел, рассматриваемых Международным Судом ООН. Данный факт свидетельствует о доверии государств к этому главному судебному органу Организации. Поддерживаем эту тенденцию и со своей стороны стремимся к тому, чтобы судебные процедуры не становились объектами злоупотребления в конъюнктурных политических интересах. Именно этим была обусловлена позиция России об отсутствии у Суда юрисдикции в отношении иска Грузии против нашей страны, явной целью которого было отвлечение внимания от грубых нарушений международного права режимом Саакашвили.

Решение Суда об отказе от рассмотрения этого искусственного дела служит укреплению авторитета как самого Суда, так и правозащитных органов ООН, в которые Грузии надлежало обратиться до предъявления иска. Решение также отвечает интересам международного миротворчества, т.к. оно позволило избежать прецедента, при котором к юридической ответственности за неспособность сторон межэтнического конфликта урегулировать его могло быть привлечено государство, выполняющее миротворческие функции.

37. Генассамблее по традиции предстоит рассмотреть отчет об очередной сессии Комиссии международного права ООН. Выступаем за то, чтобы наработки Комиссии находили должное продолжение в работе Организации. Готовимся к выборам в Комиссию, которые состоятся осенью 2011 г. Кандидатом от России выдвинут директор Правового департамента МИД К.Г.Геворгян. Рассчитываем на поддержку российского кандидата.

38. В отношении ответственности по защите населения от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности руководствуемся положениями соответствующего раздела итогового документа "Саммита-2005", подразумевающего оказание всесторонней помощи государствам, если мирные средства урегулирования будут недостаточными, а национальные органы власти явно окажутся не в состоянии защитить свое население. Считаем контрпродуктивными попытки расширительного толкования "ответственности по защите". Предостерегаем от необдуманных и поспешных шагов по произвольному применению данной концепции к конкретным страновым сюжетам.

39. Последовательно отстаиваем принцип недопустимости искажения истории и пересмотра итогов Второй мировой войны, что особенно важно с учетом проведения основной части 66-й сессии ГА ООН в год 65-летия вынесения приговора Нюрнбергским трибуналом. В русле этих усилий, а также в рамках борьбы с любыми формами и проявлениями расизма, дискриминации и ксенофобии Россия вновь внесет в Генассамблее проект традиционной резолюции "Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости", направленной на противодействие неонацистским и реваншистским тенденциям в мире. Призываем делегации, которые ранее не поддержали эту инициативу, присоединиться к государствам, выступающим против героизации военных преступников, осужденных в Нюрнберге, и активно противодействующим современным реваншистским проявлениям.

40. Придаем большое значение межгосударственному сотрудничеству в области защиты и поощрения прав человека. Правозащитная архитектура ООН должна функционировать без политизации, с упором на техническую помощь государствам в защите прав и свобод человека. Принятие критических решений по ситуациям в отдельных странах не способствует установлению конструктивного диалога с ними. Эта практика тем более неуместна на фоне успешного функционирования механизма универсального периодического обзора Совета по правам человека (СПЧ). Процесс обзора первого пятилетнего цикла СПЧ продемонстрировал, что работа Совета должна и далее быть направлена на деполитизацию правозащитного диалога, налаживание предметного и конструктивного обсуждения вопросов прав человека на ооновских форумах.

Руководствуясь стремлением продолжать линию, направленную на честный, взаимоуважительный и равноправный диалог по вопросам обеспечения прав и основных свобод человека, Правительство Российской Федерации приняло решение о выдвижении кандидатуры России для переизбрания в СПЧ на период 2013-2016 гг.

41. Россия позитивно оценивает деятельность Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, в частности, внося в его бюджет ежегодный взнос в размере 2 млн.долл. США. Для качественного улучшения работы Управления необходимо укреплять его транспарентность и подотчетность государствам-членам ООН.

42. Международное сотрудничество в гуманитарной сфере и деятельность международных гуманитарных агентств, в том числе Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), является важным звеном в комплексных усилиях по поддержанию мира, укреплению безопасности и стабильности.

В то же время обращаем внимание на необходимость не допускать политизации работы УВКБ в сфере предоставления международной защиты и оказания помощи беженцам, в том числе в вопросах их возвращения, интеграции и постконфликтного восстановления.

Исходим из того, что все изменения в структуре и системе УВКБ должны быть направлены на повышение эффективности его деятельности в рамках действующего мандата.

43. В области социального развития поддерживаем дальнейшую выработку практических шагов по реализации странами концепции "Глобального партнерства", изложенной в решениях Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 г.) и 24-й спецсессии ГА ООН и получившей развитие в Декларации тысячелетия, Монтеррейском консенсусе, а также в документах "Копенгаген+5", "Копенгаген+10" и решениях "Саммита-2005".

Подтверждаем необходимость повышения роли Комиссии социального развития как главного координатора в системе ООН по проблематике старения населения, обеспечения равных возможностей для инвалидов, укрепления роли семьи и улучшения положения молодежи.

В программах социально-экономического развития России учитываются соответствующие рекомендации и решения ООН. Наша страна внесла существенный вклад в подготовку и в 2008 г. подписала Конвенцию о правах инвалидов, направленную на более полную интеграцию в жизнь общества лиц с ограниченными возможностями и применение к ним международных стандартов в области прав человека без какой-либо дискриминации. В настоящее время активно прорабатываем вопрос о ратификации Конвенции.

44. Поддерживаем политику обеспечения гендерного равенства и улучшения положения женщин в соответствии с решениями 4-й Всемирной конференции по положению женщин и 23-й спецсессии ГА ООН. Ключевым органом в системе ООН по продвижению всех категорий прав человека женщин и усилению борьбы с насилием и дискриминацией по признаку пола должна оставаться Комиссия по положению женщин.

Поддерживаем начало деятельности структуры "ООН-женщины". При этом исходим из того, что вопросы определения основных направлений деятельности и приоритетов, а также подотчетности структуры должны решаться с учетом её гибридного характера.

Выступаем за укрепление международного сотрудничества по защите прав детей и осуществление задач, поставленных в итоговом документе 27-й спецсессии ГА ООН "Мир, пригодный для жизни детей". Ратификация Россией в 2008 г. Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах, стала свидетельством приверженности России соблюдению международных стандартов в правозащитной и гуманитарной областях.

45. Придаем большое значение работе 66-й сессии ГА ООН на экономическом, природоохранном и гуманитарном направлениях.

Заинтересованы в разработке под эгидой ООН комплексных и долгосрочных стратегий противодействия глобальным кризисам и негативным тенденциям, связанным с функционированием мировых финансового, продовольственного и энергетического рынков.

Отмечаем важность начала широкой дискуссии о роли ООН в системе глобального экономического управления. Дебаты и резолюционную работу следует ориентировать на создание эффективных механизмов регулирования мирохозяйственных связей в интересах устойчивого экономического развития, а также на содействие повышению согласованности и координации усилий, предпринимаемых в рамках основных многосторонних "площадок", включая ведущие региональные объединения и неформальные лидерские альянсы.

Исходим из того, что предстоящая в Генассамблее дискуссия будет способствовать налаживанию конструктивного взаимодействия между ООН и "Группой двадцати", в целях создания эффективной системы глобального управления и скорейшего преодоления последствий мирового экономического кризиса.

46. Настроены на конструктивное взаимодействие с партнерами в интересах своевременной реализации Целей развития тысячелетия.

Приоритетную задачу видим в формировании основы для консенсуса в отношении принципов и ориентиров глобального партнерства в целях развития на период после 2015 г.

47. Выступаем за дальнейшее укрепление координационных функций Экономического и Социального Совета ООН, расширение под его эгидой диалога и усиление взаимодействия между всеми ключевыми партнерами в области международного социально-экономического сотрудничества, включая агентства ООН, Бреттон-Вудские учреждения и Всемирную торговую организацию.

48. Формирование более устойчивой модели долгосрочного развития невозможно без адекватной складывающимся условиям мировой системы энергообеспечения. Правовая база сотрудничества в сфере энергетики должна охватывать все аспекты глобального взаимодействия стран-производителей (экспортеров), транзитеров и потребителей (импортеров) энергоресурсов. С этой целью Россия предложила на рассмотрение ряда государств и ведущих международных организаций проект Конвенции по обеспечению международной энергетической безопасности.

Исходим из важности диверсификации производства и потребления энергоресурсов, в частности путем развития атомной и возобновляемой энергетики, при сохранении в обозримой перспективе доминирующей роли углеводородного сырья в глобальном энергобалансе. Выступаем за широкое международное сотрудничество в определении путей обеспечения надежной транспортировки энергоносителей на рынки.

49. Полагаем необходимым извлечь уроки из аварии на японской АЭС "Фукусима-1" и принять меры по укреплению международно-правовой базы для обеспечения безопасности атомных объектов, включая разработку в рамках МАГАТЭ дополнительных требований к регламентам строительства АЭС в сейсмически опасных зонах и районах, подверженных иным природным катаклизмам. Важно при этом не допустить подрыва стратегического курса на развитие ядерной энергетики.

50. Намерены продолжать содействовать наращиванию международного сотрудничества в области дорожной безопасности, в т.ч. в рамках провозглашенного Генассамблеей ООН десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения (2011-2020 гг.). Поддержим принятие очередной резолюции ГА по данной теме.

51. Нацелены на успешное проведение Конференции ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро в 2012 г. ("Рио плюс 20"). Важно ориентировать подготовительный комитет на выработку сбалансированных подходов к приоритетным вопросам повестки дня, в частности, по проблематике перехода к "зеленой экономике" на основе учета реальных возможностей обеспечения устойчивого развития на длительную перспективу.

Необходимо добиваться, чтобы реализация концепции "зеленой экономики" не превратилась в инструмент торговой и технологической дискриминации под предлогом защиты окружающей среды.

52. Готовы продолжать конструктивно работать над согласованием международного режима климатического сотрудничества на период после 2012 г. в свете итогов Канкунской конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК).

Достижение конечной цели РКИК по стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере возможно только при участии всех без исключения государств – как развитых, так и развивающихся – с учетом реально существующих у них возможностей и в зависимости от степени их влияния на изменение климата.

53. Выступаем за дальнейшее укрепление и развитие работы под эгидой Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Программы ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат), ориентированной на реализацию концепции устойчивого развития и достижение ЦРТ.

54. В области международного здравоохранения все большее значение приобретают вопросы профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями (НИЗ). Высоко оцениваем результаты и итоговый документ Первой глобальной конференции министерского уровня по формированию здорового образа жизни и борьбе с НИЗ (Москва, 27-29 апреля 2011 г.), заложившие качественную основу для последующего проведения заседания высокого уровня ГА ООН по неинфекционными заболеваниям.

55. Основой деятельности ООН в сфере международного гуманитарного сотрудничества должны быть зафиксированные в резолюциях Генассамблеи принципы нейтральности, беспристрастности, гуманности и независимости гуманитарного содействия, а также согласие правительства пострадавшей страны на предоставление помощи и уважение её территориальной целостности и суверенитета.

Поддерживаем Управление ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) и Центральный фонд чрезвычайного реагирования (ЦФЧР) в качестве ключевых координационных механизмов гуманитарных операций и мобилизации финансовых средств.

56. Поддерживаем запущенный на "римской площадке" профильных организаций системы ООН процесс масштабного реформирования мировой системы сельского хозяйства и продовольственной безопасности, включая укрепление мандата ФАО как головной организации мирового агросектора, лесного и рыбного хозяйства и центра аграрных знаний.

Несмотря на негативное влияние глобального финансового кризиса и тяжелые последствия засухи 2010 года, Россия продолжает наращивать свой вклад в глобальную продовольственную безопасность. Наш совокупный донорский взнос в 2009-2011 гг. на эти цели по линии ооновских институтов составил 330 млн.долл.США. При этом регулярный взнос России в Фонд ВПП в 2011-2013 гг. превысит 90 млн.долл.США.

57. При рассмотрении проекта бюджета ООН на 2012-2013 гг. будем исходить из необходимости сдерживания роста расходов Организации и разумной экономии. Поддерживаем, в принципе, инициативу Генсекретаря ООН о трехпроцентном сокращении расходов, при том понимании, что это не нанесет ущерба программной деятельности. Любые потребности в ресурсах должны быть четко обоснованы с точки зрения достижения конкретных результатов.

В отношении финансирования миротворческой деятельности ООН полагаем целесообразным также добиваться экономии средств, повышения эффективности использования значительных людских, материальных и финансовых ресурсов, задействованных на этом направлении.

58. Уделяем значение реформе ООН в сфере управления. Поддерживаем декларируемую Секретариатом цель повышения эффективности работы по обеспечению полевых миссий ООН. При этом выступаем за самое тщательное рассмотрение представленной Глобальной стратегии полевой поддержки в рамках Пятого комитета и ККАБВ. У нас вызывает озабоченность то, что отдельные положения Стратегии не до конца продуманы. Тревожит и то, что создание региональных центров может на деле привести к росту затрат. Кроме того, реформа может нарушить существующие механизмы поддержки, что в конечном итоге приведет к сбоям в работе миссий.

Реформа закупочной деятельности ООН должна быть направлена на обеспечение эффективности и транспарентности закупок, а также добросовестной международной конкуренции на ооновском рынке.

59. Одним из важных принципов информационной работы ООН является многоязычие при соблюдении паритета официальных языков Организации. Вместе с тем, отмечаем определенный языковой дисбаланс, касающийся, в частности, содержания веб-сайта ООН. Настаиваем на развитии всех форм русскоязычного информационного сопровождения деятельности Всемирной организации.