Публикатор

23.09.1411:03

О ПОЗИЦИИ РОССИИ НА 69-Й СЕССИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН

23-09-2014

  • en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1
 
1. На фоне осложнения процессов в международных отношениях, вызванных попытками отдельных стран навязать свои подходы другим участникам, 69-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН призвана продолжить линию на выстраивание коллективных ответов на глобальные и региональные вызовы на основе принципов равной и неделимой безопасности, инклюзивного диалога, при уважении права народов самостоятельно определять свое будущее. 

2. Актуализируется задача соблюдения международного права, в первую очередь Устава ООН, укрепления центральной координирующей роли ООН в качестве безальтернативного механизма обеспечения глобальной стабильности. Императивом остается строгое соблюдение исключительных полномочий Совета Безопасности ООН в поддержании международного мира и безопасности. Решения СБ не допускают вольного трактования и обязательны для выполнения всеми членами международного сообщества. 

3. Цель реформы Совета Безопасности ООН – придание ему более представительного характера без ущерба для его эффективности и оперативности. Поиск реформенной модели необходимо продолжить без установления искусственных сроков. Она должна пользоваться максимально широкой (значительно большей, чем две трети голосов ее государств-членов) поддержкой в ООН. 

Прерогативы нынешних постоянных членов, включая право вето, ревизии не подлежат. 

4. Поддерживаем реалистичные инициативы по повышению эффективности деятельности Генеральной Ассамблеи ООН. Во главу угла ставим совершенствование рабочих методов, упорядочение перегруженной повестки дня. Любые нововведения должны основываться на строгом соблюдении распределения прерогатив между главными органами ООН. 

5. Санкционные механизмы СБ должны быть ориентированы на содействие политико-дипломатическому урегулированию конфликтов. Рестрикции должны носить адресный характер и минимизировать издержки для гражданского населения. Применение односторонних санкций, подрывающих коллективный характер международных политико-дипломатических усилий, незаконно и доказало полную контрпродуктивность. 

6. Осуждаем торгово-экономическую блокаду Кубы со стороны США и выступаем за ее скорейшую отмену. 

7. Сотрудничество ООН с региональными организациями – неотъемлемая черта нынешнего этапа международных отношений. Нашим приоритетом является углубление взаимодействия ООН с ОДКБ, ЕАЭС, СНГ и ШОС. Особое значение придаем развитию практического сотрудничества между ООН и ОДКБ в области миротворчества. 

8. В миротворчестве ООН исходим из необходимости строгого следования ее базовым принципам при адаптации деятельности к современным реалиям. Мандаты ОПМ должны быть четкими и реалистичными. Призываем к транспарентному диалогу между государствами-членами и Секретариатом ООН по выработке рамок закрепления новых тенденций в ОПМ ООН (многокомпонентность, новые технологии и др.). 

Россия входит в десятку крупнейших плательщиков в миротворческий бюджет всемирной Организации (более 3%) и вносит практический вклад в ОПМ ООН: участие миротворцев в миссиях, подготовка иностранных миротворцев и полицейских, лидирующие позиции на рынке транспортных услуг для миротворчества ООН. 

9. Урегулирование внутриукраинского кризиса возможно только политико-дипломатическим путем при условии прекращения всякого насилия и на основе широкого равноправного общенационального диалога, который позволит на конституционном уровне учесть законные чаяния всех регионов страны, языковых и этноконфессиональных групп. Настаиваем на объективном и беспристрастном расследовании случаев, приведших к значительному насилию и жертвам, и привлечению виновных к ответственности. Принципиально важно отказаться от идеологии неонацизма, героизации военных преступников и пособников фашистов на территории Украины. Россия готова вносить посильный вклад в разрешение внутриукраинского кризиса с целью разрядки обстановки, укрепления доверия на Украине и восстановления долгосрочной стабильности. 

10. Сирийский конфликт подлежит исключительно мирному решению через инклюзивный политический диалог на основе Женевского коммюнике 2012 г. и согласованной повестки дня. Международная конференция в Монтре сформировала для этого необходимые предпосылки. Одной из приоритетных задач остается объединение усилий правительства и оппозиции в борьбе с террористической угрозой, создающей риски региональной дестабилизации. 

Приветствуем успешное завершение процесса ликвидации сирийского военно-химического потенциала в соответствии с решениями Исполнительного совета Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) и резолюцией Совета Безопасности ООН 2118. 

11. Намерены не ослаблять работу по достижению ближневосточного урегулирования как по двусторонним каналам, так и на международных площадках, прежде всего в формате ближневосточного "квартета" посредников с привлечением ключевых регионалов и ЛАГ. В его основе должна лежать согласованная в ООН международно-правовая база. Выступаем за создание суверенного, жизнеспособного, территориально целостного палестинского государства в границах 1967 г. с согласованными территориальными разменами и со столицей в Восточном Иерусалиме, живущего в мире и безопасности с Израилем. Израильтяне и палестинцы призваны отказаться от насилия и односторонних шагов, предвосхищающих исход переговоров. Поддерживаем усилия по достижению межпалестинского единства на платформе Организации освобождения Палестины. 

12. Поддерживаем процесс политического перехода в Йемене и курс реформ, проводимый руководством страны на основе рекомендаций Конференции национального диалога. 

13. Резкая деградация ситуации в Ираке – предмет нашей серьезной обеспокоенности. Поддерживаем усилия Багдада по борьбе с террористами и экстремистами. Внутриполитические проблемы необходимо решать мирным путем с учетом интересов всех этноконфессиональных групп. 

14. Преодоление кризиса в Ливии возможно через достижение широкого консенсуса по вопросам будущего государственного устройства страны. Повсеместное насилие и фактический распад ливийской государственности – очевидное следствие нелегитимного силового вмешательства в ситуацию в стране в нарушение соответствующих резолюций СБ ООН. Встревожены превращением страны в источник распространения по региону и за его пределы нелегального оружия. 

15. Поддерживаем усилия правительства Афганистана по продвижению национального примирения и диалога с вооруженной оппозицией. Важными предпосылками нормализации обстановки остаются формирование дееспособных органов власти на всей территории страны и повышение потенциала афганских силовых структур. Серьезно обеспокоены перетоком террористической активности из ИРА в Центральную Азию. Миссия ООН должна оставаться главным координатором международных гражданских усилий. Консолидированной реакции международного сообщества требует проблема афганского наркопроизводства в качестве угрозы международному миру и стабильности. В этой сфере актуализируется задача наращивания взаимодействия по линии правоохранительных органов в региональных форматах. 

Важно, чтобы новая миссия НАТО в ИРА опиралась на международно-правовую базу в форме резолюции СБ ООН, что позволит другим странам полноценно взаимодействовать с ней. 

16. Долгосрочное урегулирование ситуации вокруг иранской ядерной программы может быть достигнуто исключительно политико-дипломатическими средствами на основе принципов поэтапности и взаимности через заключение всеобъемлющего соглашения между "шестеркой" и Ираном в рамках Женевского плана действий 2013 г., а также путем урегулирования отношений между Тегераном и МАГАТЭ. 

17. На Корейском полуострове необходимо срочное возобновление шестисторонних переговоров без предварительных условий с целью урегулирования ядерной проблемы и создания реально действующих мер доверия в Северо-Восточной Азии. Последовательно выступаем за придание Корейскому полуострову безъядерного статуса. Наращивание в регионе зарубежного военного присутствия под предлогом реакции на действия Пхеньяна недопустимо. 

18. Урегулирование в Косово должно опираться на резолюцию СБ 1244. Задача политического диалога между Белградом и Приштиной – обеспечение безопасности и прав меньшинств, защита культурного и религиозного наследия. Выступаем за объективное и беспристрастное расследование случаев незаконной торговли человеческими органами в Косово. 

19. Главную ответственность и ведущую роль в предотвращении и урегулировании конфликтов на Африканском континенте несут сами африканцы. Отмечаем успехи в становлении африканской архитектуры мира и безопасности. Выступаем за наращивание партнерства ООН с Африканским союзом и субрегиональными организациями континента. 

20. В межсуданских отношениях важно поддерживать настрой на поиск компромиссных договоренностей по остающимся проблемам, включая определение статуса спорных территорий, прежде всего района Абьей. 

21. По Дарфуру поддерживаем запуск правительством Судана общенационального диалога. В отношении повстанческих группировок, отказывающихся от диалога, должны быть введены санкции СБ. 

22. Выступаем за политическое урегулирование конфликта в Южном Судане и реализацию январских соглашений 2014 года. Поддерживаем посреднические усилия ИГАД с целью обеспечения режима прекращения огня. 

23. В Центральноафриканской Республике особую тревогу вызывает насилие на межконфессиональной почве. Поддерживаем усилия африканцев по содействию ЦАР в урегулировании кризиса и восстановлении эффективной государственной власти. Важным фактором стабилизации призвана стать миротворческая миссия ООН в ЦАР. 

24. Устойчивое урегулирование кризиса в Мали, ставшего следствием ливийского конфликта, возможно только на базе инклюзивного национального диалога. Развитие событий в Мали во многом предопределит успех международного сообщества в деле стабилизации всего Сахаро-Сахельского региона. 

25. В Сомали, наряду с пресечением трансграничной активности экстремистов "Аш-Шабаб", необходимо продолжать формирование дееспособных государственных институтов, продвигать национальное примирение и принципы федерализма. 

Ключ к искоренению сомалийского пиратства – наведение порядка на суше, пресечение каналов финансирования и привлечение к ответственности главарей пиратского бизнеса. 

26. В разоруженческой сфере выступаем за повышение эффективности соответствующих механизмов ООН и против попыток их демонтажа. Призываем радикально настроенных партнеров скорректировать свою позицию в пользу конструктивного подхода к поиску взаимоприемлемых развязок. 

Выступаем за укрепление Договора о нераспространении ядерного оружия во всей его совокупности. Главной задачей Конференции 2015 г. по рассмотрению действия ДНЯО видим подтверждение всеми государствами-участниками приверженности Договору и неделимому характеру содержащихся в нем обязательств, а также реализации Плана действий 2010 года. Требуется реализация международных решений по упрочению режима ядерного нераспространения на Ближнем Востоке: присоединение всех государств региона к ДНЯО и старт процесса формирования зоны, свободной от ядерного и других видов ОМУ и средств его доставки (ЗСОМУ). 

Намерены продолжать самые активные усилия для созыва Конференции по ЗСОМУ с прицелом на ее проведение до конца с.г. 

Намерены противодействовать распространению гонки вооружений на космическое пространство. Очевидна необходимость разработки международного юридически обязывающего договора о предотвращении размещения оружия в космосе (ДПРОК), частью которого могли бы стать меры транспарентности и доверия (МТДК). Важным политическим шагом на пути к этому является российская инициатива о неразмещении первыми оружия в космосе (НПОК), к которой уже присоединился целый ряд государств. 

27. Продолжим инициативную работу по тематике международной информационной безопасности (МИБ). Необходимо активизировать международные усилия для пресечения использования информационно-коммуникационных технологий в криминальных, террористических, военно-политических целях, для вмешательства во внутренние дела государств. 

28. В отношении ответственности по защите населения от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности руководствуемся положениями соответствующего раздела Итогового документа "Саммита-2005". Главное – ответственность по защите не должна использоваться как предлог для смены неугодных политических режимов. 

29. Российская Федерация поддерживает деятельность Международного Суда ООН как главного судебного органа Организации и готова оказывать содействие созданию условий для эффективного и беспристрастного выполнения его функций. Призываем государства поддержать российского кандидата на выборах судей МС ООН директора Правового департамента МИД России К.Г.Геворгяна. 

30. Внимательно отслеживаем деятельность Международного уголовного суда. МУС, работая в рамках "страновых" досье, должен соблюдать разумный баланс между интересами осуществления правосудия и необходимостью поддержания мирных процессов. Императивным является объективный подход к расследованию преступлений всех участников вооруженного конфликта. 

31. Намерены решительно вести дело к своевременному завершению деятельности Международного трибунала для бывшей Югославии и Международного трибунала по Руанде и переводу их в формат "остаточного механизма" в соответствии с резолюцией СБ ООН 1966 (2010). 

32. Возражаем против использования верховенства права на ооновской "площадке" для продвижения сомнительных правочеловеческих доктрин (гендерные вопросы, ЛГБТ, ювенальная юстиция). Усматриваем в этом и попытки создать удобный предлог для вмешательства во внутригосударственные дела. 

ООН должна фокусироваться на верховенстве права на международном уровне – соблюдении обязательств, вытекающих из международных договоров, и мирном разрешении международных споров. На национальном уровне верховенство права должно учитывать политико-правовые, экономические, религиозные и этические особенности государств. 

33. Терроризм продолжает оставаться одной из серьезнейших угроз международному миру и безопасности. Требуются скоординированные под эгидой ООН действия мирового сообщества. Принципиальное значение имеет комплексная реализация Глобальной контртеррористической стратегии ООН. 

Выступаем за расширение круга участников антитеррористических конвенций ООН и оказание государствам практического содействия в их осуществлении. Поддерживаем консолидацию усилий, направленных на широкую профилактику и предупреждение терроризма, противодействие его идеологии, радикализации на этой основе общественных настроений, а также использование в террористических целях интернета и СМИ. 

34. Необходима дальнейшая мобилизация усилий в противодействии глобальной наркоугрозе, сохранении целостности действующей международной системы контроля над наркотиками, основанной на антинаркотических конвенциях ООН. Не приемлем попытки декриминализации незаконного оборота наркотиков и навязывания в качестве "мирового стандарта" спорных антинаркотических методик, идущих вразрез с универсальными антинаркотическими конвенциями. Особое значение имеет укрепление международного режима контроля над незаконным оборотом прекурсоров. 

Россия продолжит наращивать вклад в борьбу с распространением наркотиков, в частности за счет участия в "парижско-московском" процессе, эффективном многостороннем механизме "Канал" и других антинаркотических инициативах по линии ОДКБ, ШОС, СРН, ОБСЕ. 

35. Выступаем за расширение круга участников и обеспечение эффективного осуществления основных конвенций ООН в антикриминальной сфере. Поддерживаем усилия по плотному международному взаимодействию в рамках механизма обзора за выполнением Конвенции ООН против коррупции, запуску действенных процедур возвращения коррупционных активов в страны происхождения и расширению технического содействия заинтересованным странам. В этой связи особое внимание придаем подготовке шестой сессии Конференции государств-участников Конвенции в России в 2015 году. Выступаем за укрепление международного сотрудничества в борьбе с торговлей людьми и незаконным оборотом драгоценных металлов, объектов дикой природы. 

36. Россия выступает за обсуждение в ООН проблематики межрелигиозного и межкультурного взаимодействия в интересах мира, в том числе по линии Альянса цивилизаций. Примем активное участие в мероприятиях, приуроченных к Международному десятилетию сближения культур (2013-2022 гг.). 

37. Придаем большое значение межгосударственному сотрудничеству в области защиты прав человека. Исходим из того, что основную ответственность в этом деле несут государства, тогда как международные институты и механизмы выполняют вспомогательную роль. Считаем, что правозащитная архитектура ООН должна функционировать без политизации. Принятие конфронтационных резолюций по правозащитным ситуациям в отдельных странах неуместно на фоне успешного функционирования механизма Универсального периодического обзора в Совете ООН по правам человека. Россия решительно осуждает использование правозащитных вопросов в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела государств. 

38. Последовательно отстаиваем в ООН принцип недопустимости искажения истории и пересмотра итогов Второй мировой войны, особенно в свете 70-летия Победы. Россия вновь внесет в Генассамблее проект резолюции о недопустимости героизации нацизма, за которую традиционно голосует большинство государств. Надеемся, что делегации, воздержавшиеся или голосовавшие в прошлом против этой инициативы, все же найдут в себе мужество выступить против героизации военных преступников, осужденных в Нюрнберге, а также коллаборационистов и однозначно осудят новые формы расовой дискриминации, ксенофобии и нетерпимости. 

39. Решительно осуждаем любые формы и проявления дискриминации по каким бы то ни было основаниям. Закрепленный в международно-правовых актах по правам человека запрет на дискриминацию носит общий характер и относится ко всем без исключения лицам. 

В международном праве отсутствуют отдельные нормы, регламентирующие защиту лиц в соответствии с их сексуальной ориентацией или т.н. гендерной идентичностью. Не можем согласиться с попытками выделения данной категории лиц в самостоятельную группу. Недопустимо, когда под предлогом защиты представителей т.н. сексуальных меньшинств на практике, по сути, проводится агрессивная пропаганда и навязывание определенного образа поведения и системы ценностей, которые могут оскорбить чувства значительной части общества. 

40. В целом поддерживаем деятельность Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. Вносим в его бюджет ежегодный добровольный взнос в размере 2 млн. долларов США. Необходимо укреплять транспарентность его работы и подотчетность профильным межправительственным органам. 

41. В области социального развития выступаем за искоренение нищеты, поощрение социальной интеграции, обеспечение полной занятости и достойной работы для всех, осуществление социальных прав граждан с особым акцентом на проблемы уязвимых социальных групп в интересах эффективной реализации решений Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 г.) и 24-й спецсессии Генассамблеи ООН. Рассматриваем Комиссию социального развития в качестве главного координирующего органа системы ООН в этой области. 

42. Основная роль по обеспечению гендерного равенства принадлежит Комиссии ООН по положению женщин, а главными ориентирами являются Пекинская декларация и Платформа действий, а также решения 23-й спецсессии Генассамблеи. 

Положительно оцениваем деятельность Структуры "ООН-женщины", страновое присутствие которой может осуществляться только по согласованию с государствами. 

43. Выступаем за укрепление международного сотрудничества по защите прав детей, продвижение идеалов Конвенции о правах ребенка. Итоговый документ 27-й спецсессии "Мир, пригодный для жизни детей" является практическим руководством к действию в этой сфере. Придаем значение запланированному в ноябре 2014 г. празднованию 25-летия принятия Конвенции о правах ребенка. 

44. Россия рассматривает сотрудничество в области спорта и утверждение в мире спортивных идеалов как эффективное средство воспитания уважения и взаимопонимания между народами. Зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 г. дали мощный импульс дальнейшему развитию олимпийского движения. Привержены проведению в России на высоком уровне Чемпионата мира по футболу в 2018 г. 

45. Придаем значение налаживанию многостороннего сотрудничества на экономическом, природоохранном и гуманитарном направлениях, реализации итогов крупнейших социально-экономических форумов ООН и обеспечению преемственности новых глобальных целей развития по отношению к Целям развития тысячелетия (ЦРТ). 

Настроены на конструктивное взаимодействие в подготовке к Саммиту ООН в сентябре 2015 г., в ходе которого будет утверждена новая Глобальная повестка дня в области развития (ГПДР) на период после 2015 года. По итогам Саммита должна быть принята программа действий, соразмерная современным вызовам и угрозам и основанная на концепции устойчивого развития. Главный приоритет ГПДР – искоренение нищеты. 

46. Приветствуем инициативу Генсекретаря ООН о проведении 23 сентября 2014 г. т.н. "климатического саммита", который должен придать импульс многосторонним усилиям по борьбе с изменением климата и принятию в 2015 г. на конференции в Париже нового международного климатического соглашения. Убеждены, что достижение конечной цели Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) по стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере возможно исключительно при участии всех стран мирового сообщества с учетом реально существующих у них возможностей и в зависимости от степени их влияния на изменение климата. 

47. Выступаем за укрепление механизмов ООН в области финансирования развития по итогам международных конференций в Монтеррее и Дохе. Заинтересованы в успешном проведении следующего раунда этой конференции для стимулирования многостороннего взаимодействия в данной области и сопряжения ооновских и внеооновских процессов. 

48. В числе приоритетов работы ГА должны оставаться вопросы социально-экономического развития африканских государств. Заинтересованы в успешной работе мониторингового механизма для оценки прогресса в выполнении всеми сторонами своих обязательств в области развития Африки. В полной мере привержены выполнению международных обязательств по содействию Африке. 

49. Придаем значение работе в сфере оперативной деятельности с учетом статуса нашей страны как донора системы развития. Выступаем за укрепление роли ООН в содействии международному развитию и повышение эффективности ее оперативных агентств . 

50. В качестве одного из приоритетов рассматриваем тематику здравоохранения, включая противодействие неинфекционным заболеваниям (НИЗ) и ВИЧ/СПИД. Готовы к тесному взаимодействию со всеми заинтересованными сторонами, включая профильные НПО, по выполнению решений Заседания высокого уровня ГА по профилактике и борьбе с НИЗ. 

Настроены на конструктивный диалог в рамках предстоящей в сентябре 2014 г. спецсессии ГА по обзору прогресса в реализации Программы действий Международной конференции по народонаселению и развитию. 

51. Поддерживаем укрепление международного гуманитарного сотрудничества, в т.ч в контексте подготовки к проведению по инициативе Генсекретаря ООН в 2016 г. в Стамбуле Всемирного гуманитарного саммита. Основой для деятельности ООН в гуманитарной сфере должна оставаться резолюция Генассамблеи 46/182. Особого внимания требует укрепление роли ООН в координации гуманитарной помощи отдельным странам, в том числе переживающим вооруженные конфликты. 

52. Приоритетное значение придаем рассмотрению вопросов уменьшения опасности бедствий (УОБ). Призываем все государства-члены и другие заинтересованные стороны проявить конструктивный подход при подготовке к предстоящей в марте 2015 г. в Японии третьей Международной конференции по УОБ. Выступаем за повышение роли ФАО и ВПП в обеспечении продовольственной безопасности. 

53. Во взаимодействии с партнерами по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству продолжим активные шаги по международному позиционированию формирующегося Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Будем последовательно способствовать налаживанию и расширению связей ООН и ЕАЭС. 

54. Запросы дополнительных ресурсов по регулярному бюджету ООН на 2014-2015 гг. должны рассматриваться с учетом необходимости сдерживания роста расходов. Тщательного изучения требуют предложения Генсекретаря по финансированию миссий с неизменившимися мандатами. Целесообразно настаивать на оптимизации использования имеющихся в распоряжении ООН средств и техники. 

Реформы в области кадровой политики, закупочной деятельности, логистики миротворчества ООН должны реализовываться в соответствии с решениями государств-членов и их контролирующими прерогативами. 

55. Рассматриваем соблюдение принципа многоязычия в качестве одного из стержневых принципов Организации. Требуется равноправное ресурсное обеспечение всех шести официальных языков ООН. По информационной работе ООН выступаем за разумный баланс между обращением к традиционным и инновационным коммуникационным технологиям с целью охвата максимально широкой аудитории.