Публикатор

7.07.0416:39

О ПОЗИЦИИ РОССИИ НА 59-й СЕССИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН

07-07-2004

 

1. В ходе 59-й сессии Генассамблеи ООН международному сообществу предстоит продолжить работу по налаживанию эффективных многосторонних механизмов обеспечения стабильного и справедливого миропорядка в условиях глобализации.

Центральная координирующая роль в этом процессе принадлежит ООН и, в частности, Совету Безопасности. С ее укреплением международное сообщество связывает надежды как на мобилизацию национальных ресурсов в решении актуальных задач современности, так и на создание реальной альтернативы рецидивам односторонних подходов.

2. Россия продолжит работу по продвижению одобренной Генассамблеей ООН консенсусом на 57-й и 58-й сессиях инициативы о формировании под эгидой ООН глобальной системы противодействия современным вызовам и угрозам. В этом контексте важное значение имеет работа созданной Генсекретарем ООН Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам. С учетом содержания рекомендаций Группы можно будет определиться с новой резолюцией Генассамблеи по этому вопросу.

3. Сохраняет актуальность укрепление глобальной антитеррористической коалиции под эгидой ООН и при ключевой роли Контртеррористического комитета (КТК) Совета Безопасности. Ожидаем, что обсуждение этой темы на Генассамблее будет способствовать повышению эффективности выполнения государствами обязательств по резолюции СБ 1373, углублению взаимодействия международных и региональных организаций, наращиванию объема консультативной и технической помощи под эгидой КТК нуждающимся в ней странам.

Россия, выполняющая функции Председателя КТК, продолжит вносить весомый вклад в работу по всем этим направлениям, способствуя, в частности, углублению сотрудничества КТК с антитеррористическими структурами СНГ, ОДКБ и ШОС.

Необходимо продолжить усилия по согласованию Конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма (на основе российского проекта) и Всеобъемлющей конвенции по международному терроризму (индийский проект).

4. Важно добиться того, чтобы решения сессии по ближневосточному "блоку", подкрепляя соответствующую работу Совета Безопасности ООН, содействовали усилиям "четверки" международных посредников – России, ООН, США и ЕС – по разблокированию палестино-израильского конфликта на основе реализации сторонами "дорожной карты". ООН призвана продолжать способствовать восстановлению всеобъемлющего мирного процесса на Ближнем Востоке на основе Мадридских принципов, соответствующих резолюций СБ ООН и имеющихся соглашений и договоренностей. С учетом динамики ситуации в регионе и в процессе урегулирования будем готовы совместно со всеми заинтересованными делегациями продолжить усилия по приданию соответствующим резолюциям более сбалансированного и конструктивного характера.

5. Начало 59-й сессии совпадает по времени с этапным событием в жизни Афганистана – президентскими и парламентскими выборами. Важно, чтобы осуществляемая под эгидой ООН работа по содействию политическому и экономическому восстановлению этой страны была успешно выполнена на этом ответственном рубеже. Рассчитываем, что на сессии будет принята политически насыщенная резолюция, обеспечивающая адекватную поддержку законным афганским властям и подкрепляющая деятельность СБ ООН на афганском направлении.

ООН должна активнее задействовать свои ресурсы для борьбы с незаконным оборотом афганских наркотиков и вовлечения Афганистана в региональное и международное антинаркотическое сотрудничество. Необходимо продолжить коллективные усилия по созданию под эгидой ООН комплексной системы противодействия наркоугрозе, исходящей из Афганистана, в т.ч. путем формирования вдоль его границ "поясов безопасности".

6. Намерены уделять должное внимание африканским проблемам, в первую очередь вопросам поддержания международного мира и безопасности на континенте и экономического развития Африки. Вклад России в решение этих проблем находит свое выражение в нашем участии во всех миротворческих операциях ООН в Африке, активной позиции в СБ и Генассамблее ООН, а также в работе по осуществлению "Плана действий для Африки", принятого группой "восьми".

Позитивные тенденции в урегулировании кризисных ситуаций в Африке и прогресс в продвижении НЕПАД должны быть поддержаны на 59-й сессии Генассамблеи ООН в контексте мобилизации международного содействия этому континенту. Придаем важное значение дальнейшему углублению сотрудничества ООН с африканскими региональными и субрегиональными организациями, в первую очередь в миротворческой области.

7. Россия будет продолжать содействовать развитию концепции и практики миротворческой деятельности ООН, повышению ее эффективности и оперативности в соответствии с Уставом ООН и решениями Совета Безопасности, который обладает универсальной легитимностью и полномочиями санкционировать любые миротворческие операции с элементами принуждения и осуществлять над ними надлежащий контроль.

С учетом опыта последнего времени важно, чтобы Генассамблея уделила особое внимание вопросам сотрудничества ООН с региональными организациями и коалициями государств на основе Главы VIII Устава ООН.

8. Россия выступает за активное задействование многосторонних разоруженческих механизмов ООН в целях укрепления международной безопасности и режимов нераспространения ОМУ. Принятие по инициативе России резолюции СБ ООН 1540 по нераспространению оружия массового уничтожения в контексте борьбы с терроризмом закладывает важные принципы и механизмы скоординированного противодействия "черным рынкам" в сфере ОМУ и связанных с ним материалов.

Считаем необходимым наращивание усилий международного сообщества по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве. В связи с этим призываем к дальнейшему обсуждению российско-китайской инициативы о подготовке всеобъемлющей договоренности о неразмещении оружия в космическом пространстве, неприменении силы или угрозы силой в отношении космических объектов.

Придаем особое значение успешному проведению Конференции 2005 г. по обзору ДНЯО.

В практическую плоскость перешла работа над предложенной Россией тематикой международной информационной безопасности, прежде всего в контексте предотвращения использования информтехнологий в военных целях. При российском лидерстве в ООН приступает к работе группа правительственных экспертов по данному вопросу.

Исходим из необходимости скорейшего вступления в силу ДВЗЯИ, который создает важную норму международного права – полное запрещение испытательных взрывов ядерного оружия.

9. Исходим из сохраняющейся актуальности решения вопроса о расширении состава Совета Безопасности ООН в целях придания ему большей представительности и повышения эффективности принимаемых этим органом решений. Вместе с тем осознаем глубину сохраняющихся расхождений в подходах к этой проблеме. Принципиально важно достижение самого широкого согласия по всем аспектам расширения СБ, включая поддержку его итоговой формулы всеми нынешними постоянными членами, с тем, чтобы в ООН не произошло раскола по этой ключевой проблеме. Россия, сохраняя свою последовательную конструктивную позицию в данном вопросе, будет и далее содействовать его общеприемлемому и эффективному решению.

10. Россия выступает за дальнейшее повышение роли ООН в решении глобальных проблем развития, за усиление ее влияния на формирование в мировом сообществе общих подходов к тому, как обеспечить доступ для всех стран к преимуществам глобализации и нейтрализовать её риски. Поддерживаем взаимодействие по этим вопросам между ООН, Бреттон-Вудскими учреждениями, ВТО и другими многосторонними структурами.

Продолжим добиваться соблюдения основополагающих принципов оперативной деятельности ООН в целях развития – универсальности, нейтральности, многосторонности, добровольного и безвозмездного характера, необходимости обеспечения ведущей роли правительств и большей интеграции программной деятельности ООН в национальные приоритеты и планы.

Выступаем за дальнейшее укрепление роли региональных комиссий ООН как главных координирующих органов социально-экономической деятельности ООН в соответствующих регионах.

11. Россия придает исключительное значение деятельности ООН по утверждению миропорядка, основанного на верховенстве права, на неукоснительном соблюдении норм и принципов, зафиксированных, в частности, в Уставе ООН.

Мы поддерживаем усилия Международного Суда по мирному урегулированию споров между государствами. Выступаем за повышение роли Конвенции ООН по морскому праву 1982 года и будем противодействовать попыткам размыть правовой режим морской деятельности, установленный этой Конвенцией.

Считаем актуальной разработку юридически обязательных документов на основе проекта статей о гражданстве физических лиц в связи с правопреемством государств и проекта статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния. Поддерживаем предстоящее принятие Генассамблеей проекта Конвенции о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.

В сфере международного уголовного правосудия выступаем за последовательное выполнение югославским и руандийским трибуналами "стратегии завершения" их деятельности, предусмотренной резолюцией СБ ООН 1503.

В контексте выработки определения преступления агрессии для Статута Международного уголовного суда, отстаиваем строгое соблюдение прерогатив СБ ООН.

12. Россия придает важное значение деятельности ООН в области прав человека. Вместе с тем, недопустимы "двойные стандарты" и политизация темы прав человека, ее использование в качестве рычага давления на государства. Основной упор в деятельности Верховного комиссара ООН по правам человека должен быть сделан на развитии и укреплении диалога и сотрудничества государств в рамках функционирования механизма ООН в правозащитной сфере.

У нас продолжают вызывать беспокойство серьезные проблемы с обеспечением прав более миллиона русскоязычных жителей Латвии и Эстонии. Консервация проблемы безгражданства создает долгосрочный "дефицит демократии". Разделяем оценки и рекомендации, данные в опубликованных в 2002 и 2003 гг. заключениях Комитета по ликвидации расовой дискриминации в связи с несоответствием латвийского и эстонского законодательства и правоприменительной практики Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

13. Борьба с любыми формами и проявлениями расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимостьюявляется одним из приоритетных направлений деятельности ООН. В качестве конкретного вклада нашей страны в эту деятельность следует рассматривать принятую на 60-й сессии Комиссии ООН по правам человека по инициативе России резолюцию "О недопустимости действий, способствующих разжиганию современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости".

14. Высоко ценим усилия ООН по укреплению международного сотрудничества на антикриминальном направлении. Новый импульс налаживанию такого взаимодействия должно придать вступление в силу Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и двух дополняющих ее Протоколов, а также принятие и открытие к подписанию Конвенции ООН против коррупции.

Полагаем, что ООН, основываясь на успешном опыте разработки и принятия в короткие сроки двух упомянутых основополагающих конвенций, должна и дальше вести активную работу по созданию правовой базы для международного сотрудничества на антикриминальном направлении.

15. ООН призвана активнее заниматься вопросами укрепления международного сотрудничества в области миграции и развития. Многочисленные проблемы в этой сфере не должны рассматриваться в отрыве от общего контекста политических процессов и обсуждаться без глубокого анализа их коренных причин. Важно выработать совместную стратегию управления миграционными процессами в межрегиональном масштабе, проводить политику, направленную на преодоление социального неравенства и бедности как коренных причин вынужденной миграции, в частности посредством осуществления программ развития для экономически менее развитых стран и соблюдения основных прав и свобод человека.

Поддерживая идею созыва Конференции ООН по миграции и развитию, рассматриваем региональное сотрудничество в качестве одного из наиболее эффективных механизмов регулирования миграционных процессов.

16. Международное сотрудничество в гуманитарной сфере и деятельность международных гуманитарных организаций рассматриваем как важное звено в комплексных усилиях по урегулированию конфликтов, укреплению безопасности, восстановлению и решению социально-экономических проблем. Результативная гуманитарная работа не имеет ничего общего с т.н. концепцией "гуманитарной интервенции", которая допускает произвольное, не санкционированное Советом Безопасности ООН использование силы под гуманитарными предлогами.

17. Поддерживаем продление деятельности Отделения ООН по содействию миростроительству в Таджикистане в интересах мобилизации международной помощи усилиям правительства этой страны по ее восстановлению. Ожидаем, что Генассамблея примет традиционную консенсусную резолюцию о гуманитарной помощи Таджикистану.

18. Российская сторона исходит из того, что в настоящее время основной задачей ООН в области охраны окружающей среды и устойчивого развития остается практическая реализация итогов Всемирного саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ВСУР). Именно на это должна быть направлена работа предстоящей сессии Генеральной Ассамблеи ООН, на обсуждение которой выносятся такие важные вопросы, как охрана глобального климата, борьба с опустыниванием, сохранение биологического разнообразия и др.

В целом одобряем деятельность Комиссии ООН по устойчивому развитию (КУР), которая перешла на новый двухлетний цикл работы в соответствии с решениями ВСУР.

В своей политике Россия уделяет возрастающее внимание вопросам устойчивого развития. Наша страна присоединилась к Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием, ведется работа по присоединению к Стокгольмской и Роттердамской конвенциям, активно изучается вопрос о ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции об изменении климата.

19. При рассмотрении административно-бюджетных вопросов Россия будет добиваться совершенствования формата бюджета, ориентированного на конечные результаты, а также приоритезации и эффективного использования финансовых и людских ресурсов, оценки программной деятельности и свертывания устаревших программ, обеспечения более жесткой бюджетной дисциплины.

В связи со значительным ростом расходов на операции ООН по поддержанию мира в 2004-2005 бюджетном году будем уделять приоритетное внимание вопросам экономии средств на ОПМ путем оптимизации различных процедур в административной и бюджетной сферах.

Наш вклад в обеспечение финансового здоровья ООН – неукоснительное добросовестное соблюдение Россией своих обязательств по выплате начисленных взносов в регулярный бюджет Организации и бюджеты операций по поддержанию мира (по состоянию на сентябрь 2004 г. Россия выплатила на эти цели 49 743 062 долл.США).

 

 

Департамент международных организаций
МИД Российской Федерации