16.09.2014:47

О форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество»

Форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) – межправительственный диалоговый механизм, не имеющий статуса международной организации (учрежден в ноябре 1989 г.). В его состав входят Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили и Япония[1]. Официальные наблюдатели в АТЭС – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Форум островов Тихого океана (ФОТО) и Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС).

В рамках Форума функционирует более 30 отраслевых диалоговых структур экспертного уровня (по вопросам торговли и инвестиций, стандартов и соответствия, малого и среднего предпринимательства, людских ресурсов, транспорта, энергетики образования, здравоохранения и др.), занимающихся проработкой актуальных вопросов социально-экономического развития Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). На регулярной основе проводятся профильные министерские встречи. Руководящие органы АТЭС – ежегодные неформальные саммиты глав государств и правительств и приуроченные к ним совещания министров иностранных дел и министров торговли, итоговые документы которых отражают согласованные подходы
к преодолению глобальных и региональных вызовов.

При АТЭС действует Деловой консультативный совет, призванный продвигать на этой площадке подходы бизнеса к вопросам торгово-инвестиционного взаимодействия в регионе (в состав входят по три представителя каждой экономики, назначаемые главами государств и правительств).

Выполнение административно-технических функций возложено на Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре. Его возглавляет контрактный исполнительный директор, отбираемый по итогам открытого конкурса (с 2019 г. – малайзийка Ребекка Фатима Санта-Мария).

В АТЭС не существует алфавитной или иной формальной очередности председательства продолжительностью в один календарный год (претенденты выдвигают свои кандидатуры в инициативном порядке). Эти функции предполагают проведение порядка ста мероприятий различного уровня, включая встречу лидеров, и предоставляют определенные прерогативы
в определении приоритетов повестки дня при условии обеспечения должной преемственности в работе Форума.

Изначальные программные Богорские цели АТЭС (провозглашены в 1994 г. на саммите в Богоре, Индонезия) – выстраивание в регионе к 2020 г. «свободной и открытой торгово-инвестиционной деятельности» при понимании приоритетности воплощенной в ВТО многосторонней торговой системы. Продвижение в этом направлении должно обеспечиваться путем осуществления участниками Форума добровольных шагов в русле принимаемых ими на основе консенсуса решений рекомендательного характера. Такой механизм работы позволяет учитывать специфику каждой экономики, способствует утверждению принципа равноправной многосторонности в международных делах.

Коллективная позиция членов АТЭС по вопросам торговой политики традиционно оказывала существенное влияние на развитие институциональной базы международной торговли. Наглядные примеры этого – выход участников ВТО на Балийский пакет договоренностей, запуск на женевской площадке плюрилатеральных соглашений по информационным технологиям и экологическим товарам.

Последовательное председательство в Форуме ряда развивающихся экономик (2013 г. – Индонезия, 2014 г. – КНР, 2015 г. – Филиппины, 2016 г. –Перу, 2017 г. – Вьетнам) закрепило во главе угла его повестки дня тематику комплексного содействия всеобъемлющему развитию как оптимального ответа на основные современные угрозы экономическому благополучию АТР, к числу которых отнесены усиление протекционизма, увеличение неравенства между различными экономиками и социальными группами, ухудшение демографической ситуации в связи со старением населения.
В этом контексте упор был сделан на задачи углубления региональной экономической интеграции посредством либерализации и гармонизации национальных регуляторных режимов, прежде всего в сфере услуг, поддержки малого и среднего бизнеса, цифровизации и реструктуризации экономики с целью повышения производительности.

В данном ключе выдержаны и основные темы работы АТЭС-2020 под председательством Малайзии – восстановление доверия к принципам многосторонности и свободной торговли, продвижение инновационных решений в целях «устойчивости» экономического роста, внедрение цифровых технологий в увязке с переквалификацией трудовых ресурсов для их инклюзивного вовлечения в хозяйственную деятельность. В дальнейшем эта повестка была дополнена вопросами преодоления пандемии новой коронавирусной инфекции и ее социально-экономических последствий.

В последнее время существенные удары по динамике деятельности Форума нанесли отмена по внутриполитическим причинам саммита в Чили
в 2019 г. и последовавший за этим перевод всех атэсовских мероприятий вплоть до 2022 г. в удаленный режим в связи с пандемией COVID-19.

Согласно утвержденной ранее очередности, председательствовать
в АТЭС вслед за Малайзией будут Новая Зеландия (2021 г.), Таиланд (2022 г.) и Республика Корея (2025 г.).

 


  [1] Вследствие участия Гонконга и Китайского Тайбэя, не являющихся субъектами международного права, на площадке Форума нельзя использовать государственную символику,
а его членов принято называть экономиками. В 1998 г. (одновременно со вступлением России, Вьетнама и Перу) введен мораторий на дальнейшее расширение членского состава АТЭС (претенденты – Гватемала, Индия, Камбоджа, Колумбия, Коста-Рика, Макао, Монголия, Пакистан, Панама, Шри-Ланка и Эквадор).

Организация по безопасности сотрудничества в Европе (ОБСЕ)

Совет Европы (СЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)

x
x
Дополнительные инструменты поиска