12.12.1709:49

О форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС)

Форум АТЭС, учрежденный в ноябре 1989 г., – межправительственный диалоговый механизм, не имеющий статуса международной организации.

В настоящее время в состав АТЭС входят Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили и Япония1. На долю этих экономик2 Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) приходится 40% населения мира, 57% мирового ВВП, 48% оборота международной торговли, более 40% объема всех прямых трансграничных инвестиций.

Руководящие органы форума – ежегодные неформальные саммиты глав государств и правительств и приуроченные к ним совещания министров иностранных дел и министров торговли. В течение года также проводятся отраслевые министерские встречи, заседания старших должностных лиц и мероприятия по линии порядка 40 отраслевых экспертных структур.

При АТЭС действует Деловой консультативный совет, призванный продвигать на этой площадке подходы бизнеса к вопросам торгово-инвестиционного взаимодействия в регионе (входят по три представителя предпринимательских структур от каждой страны-участницы, назначаемые главами государств и правительств).

Выполнение административно-технических функций возложено на Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре. Его возглавляет исполнительный директор, который начиная с 2010 г. отбирается по итогам открытого конкурса и назначается на основе трехлетнего контракта (в настоящее время – новозеландец А.Боллард).

В АТЭС не существует алфавитной или иной формально утвержденной очередности председательства продолжительностью в один календарный год (претенденты выдвигают свои кандидатуры в инициативном порядке). Функции страны-председателя предусматривают проведение на своей территории порядка ста мероприятий различного уровня и предоставляют определенные прерогативы в определении приоритетов повестки дня при условии обеспечения должной преемственности в работе форума.

Программные – т.н. Богорские – цели АТЭС (провозглашены в 1994 г. на саммите в Богоре, Индонезия) предусматривают выстраивание в АТР к 2020 г. «свободной и открытой торгово-инвестиционной деятельности». Продвигаться в этом направлении предлагается за счет осуществления экономиками-участницами добровольных шагов в русле принимаемых ими на основе консенсуса решений рекомендательного характера по либерализации и гармонизации национальных регулятивных систем. Такой механизм работы форума позволяет учитывать интересы и специфику каждой экономики, способствует утверждению принципа равноправной многосторонности в международных делах.

Несмотря на отсутствие юридически обязывающих решений, коллективная позиция участников АТЭС – существенный фактор влияния на формирование «правил игры» в международной торговле. Наглядные примеры – весомая роль АТЭС в выходе на Балийский пакет договоренностей ВТО, инициирование в рамках ВТО переговоров по торговле экологическими товарами на основе прецедента согласования на площадке АТЭС в 2012 г. списка таких товаров, подлежащих тарифной либерализации.

В последние годы на первый план повестки дня форума поступательно выходит разработка мер комплексного содействия всеобъемлющему развитию как оптимального ответа на основные современные угрозы экономическому благополучию АТР – усиление протекционизма, увеличение неравенства между различными экономиками и социальными группами, ухудшение демографической ситуации.

В этой связи первоочередное внимание уделяется проблематике дальнейшей торгово-инвестиционной либерализации, прежде всего применительно к сфере услуг, и экономической интеграции в АТР с упором на проработку перспектив формирования общерегиональной Азиатско-тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ), идея продвижения к которой призвана заменить после 2020 г. не имеющие четких критериев Богорские цели форума. Отдельный акцент делается на усиление всесторонней региональной взаимосвязанности, наращивание человеческого потенциала и развитие микро-, малого и среднего предпринимательства (ММСП) в цифровую эпоху, реструктуризацию экономики, ориентированную на повышение производительности в контексте старения населения.

В данном ключе выдержаны и приоритеты председательства Папуа – Новой Гвинеи в АТЭС в 2018 г. – усиление взаимосвязанности и углубление экономической интеграции в регионе,содействие устойчивому и всеобъемлющему росту, продвижение структурных реформ в интересах инклюзивности развития, объединенные девизом «Через освоение возможностей для инклюзивного развития – к цифровому будущему».

Очередной саммит АТЭС запланирован на 17-18 ноября 2018 г. в Порт-Морсби.

Согласно утвержденной на саммите АТЭС в Индонезии в 2013 г. очередности, председательствовать в форуме вслед за Папуа – Новой Гвинеей в период до 2023 г. будут Чили (2019 г.), Малайзия (2020 г.), Новая Зеландия (2021 г.) и Таиланд (2022 г.).

 

1    В 1998 г. (одновременно со вступлением в АТЭС России, Вьетнама и Перу) введен мораторий на дальнейшее расширение членского состава форума, который в 2010 г. продлен на неопределенный срок. Заинтересованность в присоединении к АТЭС проявляют Гватемала, Индия, Камбоджа, Колумбия, Коста-Рика, Макао, Монголия, Пакистан, Панама, Шри-Ланка и Эквадор.
2    Вследствие присутствия в АТЭС Гонконга и Китайского Тайбэя, не являющихся субъектами международного права, на этой площадке нельзя использовать государственную символику, а членов форума принято называть экономиками.

Организация по безопасности сотрудничества в Европе (ОБСЕ)

Совет Европы (СЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)

x
x
Дополнительные инструменты поиска