3.09.2018:03

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей, Вена, 3 сентября 2020 года

1340-03-09-2020

Уважаемый господин Председатель,

Прошло больше месяца с момента вступления в силу мер по усилению режима полного, всеобъемлющего и бессрочного прекращения огня, которые представители Киева, Донецка и Луганска согласовали на заседании минской Контактной группы 22 июля 2020 года. Начало их практической реализации способствовало заметному снижению военной напряженности на линии соприкосновения в Донбассе, сведя количество нарушений к минимальным показателям. Семь дней в августе Спецмониторинговая миссия ОБСЕ на Украине (СММ) не фиксировала ни одного обстрела. С 27 июля не отмечено разрушений гражданских объектов, в результате обстрелов не пострадал ни один мирный житель. Вместе с тем, ситуация далека от идеальной – полной «тишины» так и не установилось. За упомянутый период СММ насчитала порядка девятисот фактов открытия огня вблизи линии соприкосновения.

Обеспокоены признаками, свидетельствующими о недостаточно полном выполнении достигнутых договоренностей. Речь идет, к примеру, об убийстве ополченца 15 августа близ Логвиново в отдельных районах Луганской области. По сообщениям луганской стороны, он стал жертвой снайперского огня. Запрет на применение огня, включая снайперский, является одним из важнейших пунктов вступивших в силу мер по усилению «режима тишины».

В июле-августе СММ неоднократно приводила свидетельства фортификационной активности вблизи линии соприкосновения. Деятельность, связанная с попытками изменить размещение войск, включая дополнительное инженерное оборудование позиций, также запрещена условиями режима прекращения огня и квалифицируется как наступательная активность. В числе наиболее заметных ¬– укрепление действующих военных позиций ВСУ у южной границы участка разведения сил и средств в Петровском и у северной границы участка в Станице Луганской, оборудование разветвленной системы траншей протяженностью 900 метров в районе поселка Пищевик в Донецкой области, удлинение окопов в общей сложности на несколько сотен метров украинскими военными близ населенных пунктов Водяное, Золотое 4/Родина, Железное и так далее. На отдельных участках в Луганском регионе, например, близ Золотого 4, а также между Новотошковским и Голубовским, уменьшилась дистанция между передовыми позициями сторон.

Пока что не находит отражения в отчетах СММ ситуация близ поселка Шумы в Донецкой области: по сообщениям СМИ, вооруженные силы Украины (ВСУ) продолжают там фортификационную активность вблизи инфраструктурного объекта водоснабжения, что чревато локальным ростом напряженности. Появляются сообщения об активизации использования ВСУ беспилотных летательных аппаратов на линии соприкосновения, что также нарушает действующие условия «режима тишины». Призываем Миссию продолжать активный мониторинг вблизи линии соприкосновения.

В период действия мер по усилению режима прекращения огня в делегации Киева на переговорах в Контактной группе появились новые лица. Ее возглавил первый Президент Украины Л.М.Кравчук, его первым заместителем стал бывший премьер-министр страны В.П.Фокин. Вместе с тем после начала их работы прозвучал ряд довольно противоречивых заявлений, которые не внесли ясность относительно реальной нацеленности руководства Украины на выполнение Минских соглашений.

Так, Л.М.Кравчук назвал эти соглашения невыполнимыми и выступил с предложением сменить дискурс об особом статусе Донбасса, который предусмотрен «Комплексом мер» от 12 февраля 2015 года, на рассуждения о некоем «особом режиме административного управления» с идеей запуска в регионе свободной экономической зоны. Его заместитель В.П.Фокин, напротив, высказался за скорейшую реализацию Минских соглашений с проведением всеобщей амнистии, местных выборов и предоставлением Донбассу особого статуса на основе «Комплекса мер». Стоит ли напоминать, что другой заместитель главы украинской делегации в Контактной группе А.Ю.Резников на протяжении длительного периода многократно высказывался в пользу переписывания утвержденного резолюцией СБ ООН 2202 «Комплекса мер».

Примечательно, что именно слова В.П.Фокина, акцентировавшего императив выполнения Минских соглашений ради установления мира в Донбассе, спешно дезавуировал глава офиса Президента Украины А.В.Ермак. Было сказано, что, дескать, отдельные комментарии, прозвучавшие в интервью заместителя главы украинской делегации в Контактной группе, «не отражают официальной позиции Украины». В тот же день персональные данные В.П.Фокина были размещены на опекаемом украинскими госорганами одиозном сайте «Миротворец», где он был назван «провокатором, сознательно участвующим в антиукраинских пропагандистских мероприятиях». Добавил и министр иностранных дел Украины Д.И.Кулеба – слова украинского представителя, мол, «соответствуют исключительно взглядам самого В.П.Фокина».

Все это вызывает обоснованную обеспокоенность с точки зрения наличия у уполномоченных руководством Украины представителей Киева переговорной позиции как таковой – едва ли не главного индикатора договороспособности. Не ясно, имеется ли в Киеве политическая воля и внятная стратегия на пути к выполнению Минских соглашений, либо же там просто пытаются в очередной раз затянуть работу в Контактной группе ради достижения иных целей.

Вчерашняя видеоконференция Группы подтвердила, что упомянутые противоречия не позволяют продвигаться на пути всеобъемлющего политического урегулирования, которое призвано стать прочной основой мира. Один из ключевых его аспектов – проведение местных выборов в Донбассе – продолжает оставаться нереализуемым после принятия Верховной Радой Украины 15 июля постановления «Об очередных местных выборах в 2020 году». Оно исключает такую возможность, что напрямую противоречит Минским соглашениям – это публично признал и В.П.Фокин. Не помогло и оставшееся без ответа обращение Л.М.Кравчука к Верховной Раде с просьбой дать оценку соответствия постановления парламента Украины «Комплексу мер». Более того, украинские власти отказались организовывать выборы в рамках единого дня голосования 25 октября не только в отдельных районах Донбасса, но и на всей территории региона, включая подконтрольные ВСУ территории. Вместе с тем ранее, даже в условиях продолжавшегося конфликта, выборы различного уровня там проводились. Столь открытое пренебрежение Киева мнением жителей всего Донбасса общенациональному согласию и урегулированию явно не способствует.

На этом фоне довольно странно было слышать ровно неделю назад слова уважаемого постпреда Украины, раздававшего в этом зале советы соседнему государству о необходимости уважения прав человека и разрешения общественных противоречий на основе диалога с учетом мнения жителей страны. Когда речь идет о самой Украине, об этом представители Киева почему-то предпочитают забывать.

В этих условиях в стране продолжается демонтаж базовых правовых устоев государства, сопровождаемый активизацией ультранационалистических элементов. В начале августа создана очередная военизированная националистическая организация «Центурия», костяк которой составили радикалы из объединений «Национальные дружины» и «Национальный корпус». Они уже успели заявить о подготовке к некой «освободительной войне». Как они ее себе представляют, понять несложно. 21 августа члены «Центурии» прошлись по улицам Киева и разместили на центральной площади символические висельные петли для тех, чье инакомыслие в их понимании является недопустимым. Какой-либо правовой оценки украинских правоохранительных органов такое разжигание ненависти не получило.

Неудивительно, что свои вылазки радикалы осуществляют подчеркнуто демонстративно. 27 августа под Харьковом группа агрессивно настроенных людей, выкрикивая националистические лозунги, при многочисленном скоплении свидетелей напала на автобус с членами общественного оппозиционного движения «Патриоты – за жизнь». На оживленной трассе он был заблокирован и обстрелян. Ранены не менее четырех человек, многим нанесены увечья. А уже 31 августа в районе недалеко от места происшествия был выявлен целый арсенал вооружений, включая свыше шестисот выстрелов к гранатометам  различного типа, 121 пусковой ракетный двигатель, 49 реактивных противотанковых гранат и многое другое. Призываем СММ не снижать внимание и отражать в отчетах информацию о проявлениях на Украине агрессивного национализма, неонацизма и ксенофобии. При этом востребован не только мониторинг проблемы силами Миссии, но и адекватная реакция и адресное воздействие на украинские власти со стороны всей ОБСЕ и профильных международных институтов.

Рост проявлений национализма на Украине сопровождается последовательным курсом властей на поражение в правах неукраиноязычных граждан. 1 сентября, в День знаний, началась практическая реализация принятых еще с подачи П.А.Порошенко дискриминационных законов «Об образовании»  и «О среднем полном общем образовании». В соответствии с ними многие дети лишились права получения государственного среднего школьного образования на русском языке и языках национальных меньшинств. При этом специализированный закон о защите языковых прав национальных меньшинств до сих пор так и не разработан. Призываем структуры ОБСЕ держать под тщательным контролем все аспекты соблюдения языковых, образовательных и культурных прав неукраиноязычных жителей Украины.

Текущая ситуация на Украине не вызывает оптимизма, однако безнадежной не является. Многое, если не всё, зависит от реальной, а не декларативной готовности украинских властей следовать по пути достижения общественного согласия, в частности, через отказ от логики войны и прекращение дискриминационной политики. Сохраняет свое принципиальное значение выполнение «Комплекса мер» как безальтернативной «дорожной карты» урегулирования внутриукраинского кризиса.

Благодарю за внимание

Совет Европы (СЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)

Отображение сетевого контента

x
x
Дополнительные инструменты поиска