13 December 201916:33

Remarks by Russian Permanent Representative to the OSCE Alexander Lukashevich, at a meeting of the OSCE Permanent Council, on reports by Special Representative of the OSCE Chairperson-in-Office in Ukraine and in the Trilateral Contact Group Martin Sajdik and Chief Monitor of the OSCE Special Monitoring Mission to Ukraine Yasar Halit Cevik, Vienna, December 12, 2019

2598-13-12-2019

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

 

Mr Chairperson,

We welcome esteemed Ambassador Martin Sajdik and esteemed Ambassador Yasar Halit Cevik. We are grateful to them for their evaluation, which illustrates that the situation in Ukraine remains tense. Despite strong public aspirations for peace in Donbass, local residents have for more than five and a half years been held hostage to the lack of political will on the part of Kiev to achieve a dialogue-based settlement with Donetsk and Lugansk. Recent efforts in the Normandy format have focused on unblocking this unsatisfactory situation.   

On December 9, the leaders of France, Germany and Russia had useful discussions with Ukrainian President Vladimir Zelensky in Paris. The participants in the meeting sent several clear signals about the need to further de-escalate the conflict and achieve a political settlement. The goal is establishing long-lasting peace in the east of Ukraine. At the same time, even these positive intentions were met with controversial statements by the Ukrainian authorities – both before and after the summit – disagreements with some provisions of the Minsk Package of Measures of February 12, 2015. In addition, according to the OSCE Special Monitoring Mission to Ukraine, on the day of the summit, ceasefire violations were recorded in both the Donetsk and Lugansk regions.

The main outcome of the Normandy talks was that all participants of the Normandy format confirmed their commitment to promote full implementation of the Minsk Agreements. They emphasised the need to step up the efforts of the Minsk Contact Group – a format that allows Kiev, Donetsk and Lugansk to directly discuss and reach agreements on all aspects of the settlement process. There is an explicit reference to a dialogue like this in the Package of Measures, which was approved by UN Security Council Resolution 2202 and recognised by the international community as the basis for resolving the crisis in Ukraine, an approach that has no alternative.

A law to grant permanent special status to Donbass is seen as the basis for a political settlement. The participants in the Paris summit reaffirmed that all legal aspects related to this move had to be coordinated with the representatives of Donetsk and Lugansk in the Contact Group, as provided for in the Minsk Package of Measures. At this point, the Verkhovna Rada has extended the law on special status for a year, i.e., until December 31, 2020. At the same time, according to the Minsk agreements, a law has to be adopted to grant special status to Donbass on a permanent basis. This also implies making the relevant amendments to the constitution. We also expect the Steinmeier formula on the manner of enacting this law on the special status to be enshrined in Ukrainian law as soon as possible.

In the context of synchronising the efforts to resolve political and security matters, the Contact Group has been tasked with taking immediate steps to ensure that the situation on the contact line is stabilised. These include measures to support the ceasefire agreement, restart the mine clearance agreements and instruct the sides to coordinate and carry out, within the next three months, the disengagement of forces in areas that they will additionally identify during direct talks. According to SMM reports, there are no active hostilities in Donbass, however, a complete ceasefire has not been maintained. The number of ceasefire violations over the last week alone amounted to several thousand. Shelling continues close to populated areas. We emphasise the importance of issuing ceasefire orders and introducing disciplinary action against those responsible for ceasefire violations, as well as banning subversive activities and the deployment of troops and weapons near residential blocks of flats.  

In these circumstances, it is important that the SMM closely monitor the situation near the contact line and to the “rear.” We expect the monitoring to be balanced on both sides of the contact line, including with technical equipment. The SMM should not fail to notice any military activity, rotation or redeployment of Ukrainian troops, which often take place at a distance from the contact line. We express our support for Chief Monitor Yasar Halit Cevik and the staff that works in this challenging environment.

We have taken note of the OSCE mission’s thematic report on the impact of mines issued in early December. Data analysis points to the limited progress on demining along the contact line. The only exceptions are the disengagement areas in Stanitsa Luganskaya, Petrovskoye and Zolotoye, where demining activities proceed in accordance with the respective agreements. It is worth noting in this connection that the Normandy format countries have called for preparing and implementing a new demining plan based on the decisions of the Trilateral Contact Group (TCG). We expect the SMM to publish collated information on the other victims, including a thematic report on the victims of shelling and the destruction of civilian infrastructure.

The Normandy format countries have given a powerful impetus to the TCG’s humanitarian working group. Kiev, Donetsk and Lugansk are being urged to reach an agreement and to exchange all detainees held by sides by the end of the year. I would like to remind you that the last such exchange was held nearly two years ago, on December 27, 2017. The verification of the list of detainees must be given momentum. Another important goal is to complete the procedural clearance and amnesty of the persons to be exchanged. The unfortunate cases when Kiev exchanged some persons and then put them on the wanted list are not strengthening trust between the sides.

The humanitarian priority measures, which should improve civilians’ lives, include the opening of more checkpoints on the contact line. We hope Kiev, Donetsk and Lugansk will reach an agreement on this at the upcoming meetings of the TCG in keeping with the Normandy format recommendations.

In this context, the Ukrainian authorities continue to aggravate the deep sociopolitical divisions caused by the 2014 coup, instead of addressing them.

We have taken note of the expert conclusions made by the Council of Europe’s Venice Commission in Opinion No. 960/2019 (December 9, 2019) on the Law on Supporting the Functioning of the Ukrainian Language as the State Language, some provisions of which have come into effect this year. The commission’s experts pointed out its discriminating nature and warned that Kiev’s language policy may become a source of interethnic tension. The commission has urged the Ukrainian authorities to bring the law in compliance with Ukraine’s human rights obligations.

Another matter to which we must pay more attention is the Ukrainian authorities’ policy of encouraging aggressive nationalism and neo-Nazism. A recent example is Resolution 2364 on the celebration of memorable dates in 2020, adopted by the Verkhovna Rada in early December. It proposes holding nationwide celebrations of the birthdays of Ukrainian nationalists who collaborated with the Nazis during WWII, including Vladimir Kubiyovich, Vasily Levkovich, Ulas Samchuk and Vasily Sidor. The Israeli Embassy in Ukraine has expressed concern about the glorification of such ambiguous persons. We would like to repeat our position regarding this: disregard for the rise of radical nationalism in Ukraine can have tragic results.

In this context, dialogue between Kiev and Donbass may be difficult, but it is important as well as possible and necessary. We call for focusing all efforts on promoting a direct dialogue between Kiev, Donetsk and Lugansk with a view to an early, full and comprehensive implementation of the Minsk Agreements. This will help normalise the situation throughout Ukraine. The TCG and its working groups, which will convene in Minsk on December 18, bear special responsibility for reaching agreements in the spirit of the Normandy format decisions.

To conclude, I would like to express our sincere appreciation to Ambassador Martin Sajdik for his tireless efforts and considerable personal contribution to promoting a settlement of the crisis in Ukraine. For four and a half years, he coordinated the main negotiating platforms created for consultations between Kiev and certain areas of the Donetsk and Lugansk regions. We hope that the TCG’s final meeting this year, which he will chair, will give a new impetus to the settlement process.

We welcome the appointment of Ambassador Heidi Grau as Special Representative of the OSCE Chairperson-in-Office in Ukraine and in the Trilateral Contact Group and wish her every success in this responsible work.

Thank you.

Council of Europe (CoE)

NATO (North Atlantic Treaty Organization)

European Union (EU)

Web Content Display

x
x
Advanced settings

13.12.1916:33

Выступление Постоянного представителя России при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ на отчеты спецпредставителя Действующего председателя ОБСЕ по Украине и в Контактной группе М.Сайдика и главы СММ Я.Х.Чевика, Вена, 12 декабря 2019 года

2598-13-12-2019

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

Уважаемый господин Председатель,

Приветствуем уважаемых послов М.Сайдика и Я.Х.Чевика. Благодарим за представленные оценки, которые иллюстрируют сохраняющуюся непростую обстановку на Украине. Несмотря на острый общественный запрос на мир в Донбассе, его жители свыше пяти с половиной лет остаются заложниками недостатка политической воли Киева к урегулированию на основе диалога с Донецком и Луганском. Разблокированию этой неудовлетворительной ситуации были посвящены и недавние усилия в «нормандском формате».

9 декабря в Париже лидеры Франции, Германии и России провели с президентом Украины В.Зеленским полезные дискуссии. По итогам был направлен ряд четких сигналов о необходимости дальнейшей деэскалации и политического урегулирования. Цель – установление прочного мира на востоке Украины. Вместе с тем даже столь конструктивные намерения сопровождались весьма противоречивыми заявлениями украинского руководства – как до, так и после саммита – о несогласии с некоторыми положениями минского «Комплекса мер» от 12 февраля 2015 года. Помимо этого, по данным СММ, нарушения режима прекращения огня фиксировались в день саммита и в Донецкой, и в Луганской областях.

Ключевым итогом «нормандской» встречи стало подтверждение ее участниками приверженности добиваться полного выполнения Минских соглашений. Подчеркнута необходимость активизации работы минской Контактной группы, в рамках которой стороны – Киев, Донецк и Луганск – имеют возможность напрямую обсуждать и договариваться обо всех аспектах урегулирования. Такой диалог прямо предусмотрен «Комплексом мер», одобренным резолюцией 2202 Совета Безопасности ООН и признанным международным сообществом в качестве безальтернативной основы разрешения кризиса на Украине.

Платформой политического урегулирования является законодательное закрепление особого статуса Донбасса на постоянной основе. На саммите в Париже подтверждена необходимость согласования с представителями Донецка и Луганска в Контактной группе всех связанных с этим правовых аспектов – как указано в «Комплексе мер по выполнению Минских соглашений». Сегодня Верховная Рада продлила закон об особом статусе на один год – до 31 декабря 2020 г. Вместе с тем, согласно Минским соглашениям, постоянный статус должен быть законодательно гарантирован Донбассу на постоянной основе. Это должно включать и соответствующие конституционные изменения. Ожидаем также скорейшего закрепления в украинском законодательстве «формулы Ф.-В.Штайнмайера» о порядке введения особого статуса в действие.

В русле синхронизации усилий по урегулированию в сфере политики и безопасности перед Контактной группой поставлены задачи по незамедлительной стабилизации ситуации на линии соприкосновения. Это – меры по поддержке режима прекращения огня, необходимость перезапуска договоренностей по противоминной деятельности, поручение согласовать и осуществить в ближайшие три месяца разведение на дополнительных участках, которые стороны определят в ходе прямых консультаций. Как следует из отчетов СММ, в Донбассе нет активных боевых действий, однако «полная тишина» так и не установилась. Только за последнюю неделю количество нарушений режима прекращения огня составило несколько тысяч. Продолжаются обстрелы вблизи населенных пунктов. Акцентируем необходимость публикации приказов о прекращении огня и введения дисциплинарных мер ответственности за его нарушения, запрета на диверсионную деятельность и размещение вооружений и боевых позиций вблизи жилых кварталов.

В этих условиях востребован плотный мониторинг СММ ситуации как вблизи линии соприкосновения, так и в «тылах». Ожидаем сбалансированного наблюдения по обе стороны от линии соприкосновения, в том числе с использованием технических средств. Военная активность, ротация и перегруппировка сил ВСУ, осуществляемые зачастую еще «на дальних подступах» к линии соприкосновения, не должны ускользать от внимания Миссии. Выражаем поддержку ее главе Я.Х.Чевику и всем сотрудникам, действующим в весьма непростых условиях.

Обратили внимание на вышедший в начале декабря тематический отчет Миссии о жертвах мин. Анализ обобщенных данных свидетельствует о неудовлетворительной ситуации с реализацией договоренностей о разминировании вдоль всей линии соприкосновения. Исключение составляют лишь участки разведения в Станице Луганской, Петровском и Золотом, где тщательное разминирование последовало в рамках соответствующих договоренностей. В этой связи особо актуален призыв «нормандской четверки» к разработке и реализации обновленного плана разминирования на основе имеющихся решений Контактной группы. Ожидаем от СММ публикации систематизированных сведений и о других жертвах, в том числе тематического доклада о жертвах обстрелов и разрушениях гражданской инфраструктуры.

Важный импульс от «нормандского формата» получила работа гуманитарной подгруппы Контактной группы. В нынешних условиях к Киеву, Донецку и Луганску обращен призыв достичь договоренности и до нового года осуществить обмен по принципу «всех установленных на всех установленных». Напомню, что последний обмен связанных с событиями в Донбассе лиц производился почти два года назад – 27 декабря 2017 года. Необходимо ускорить работу по верификации списков удерживаемых лиц. Не теряет актуальности и задача «процессуальной очистки» и амнистии тех, кто подлежит такому обмену. Печальные примеры того, как Киев сначала меняет людей, а затем вновь объявляет их в розыск, не способствуют формированию атмосферы доверия между сторонами.

В числе первоочередных мер гуманитарного характера, призванных содействовать улучшению положения гражданского населения – открытие новых пунктов пропуска через линию соприкосновения. Ожидаем достижения соответствующих договоренностей Киева, Донецка и Луганска в Контактной группе на ее ближайших заседаниях в развитие установок «нормандской четверки».

На этом фоне вместо решения вызванных государственным переворотом 2014 года глубинных общественно-политических противоречий нынешние украинские власти продолжают их углублять.

Обращают на себя внимание выводы экспертов Венецианской комиссии Совета Европы, изложенные в заключении от 9 декабря 2019 года № 960/2019 (Opinion No. 960/2019) на украинский закон о государственном языке, ряд положений которого вступил в силу уже в этом году. Эксперты признали его дискриминационную сущность и указали, что языковая политика Киева может стать причиной межэтнических трений. Властям рекомендовано привести закон в соответствие с обязательствами Украины в сфере прав человека.

Пристального внимания заслуживает тема поощрения государственными органами Украины проявлений агрессивного национализма и неонацизма. Из недавних примеров – принятие в начале декабря Верховной Радой Украины постановления № 2364 о праздновании памятных и юбилейных дат в 2020 году. Согласно документу, на государственном уровне предложено торжественно отметить юбилей украинских националистов, запятнавших себя сотрудничеством с нацистами в годы Второй мировой войны – Владимира Кубийовича, Василия Левковича, Уласа Самчука, Василия Сидора и других. Обеспокоенность прославлением столь противоречивых фигур выразило также Посольство Израиля на Украине. Повторяем нашу принципиальную позицию: игнорирование разгула радикального национализма на Украине может привести к самым печальным последствиям.

В этих условиях диалог между украинским руководством и Донбассом сложен, но важен, возможен и нужен. Призываем сосредоточить все усилия на содействии прямому диалогу Киева с Донецком и Луганском в целях скорейшей реализации положений «Комплекса мер» во всей их полноте и взаимосвязи. Это будет способствовать нормализации ситуации по всей стране. На Контактную группу и ее рабочие подгруппы, которые соберутся на очередное заседание в Минске 18 декабря, ложится особая ответственность в плане достижения договоренностей в русле сигналов от «нормандского формата».

В завершение хотим выразить искреннюю признательность уважаемому Послу М.Сайдику за его энергичные усилия и весомый личный вклад в содействие урегулированию кризиса на Украине. В течение более четырех с половиной лет он осуществлял общую координацию основных переговорных площадок для консультаций представителей Киева и отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Надеемся, что завершающее заседание Контактной группы в этом году под его руководством придаст дополнительную динамику всему процессу урегулирования.

Приветствуем назначение на должность спецпредставителя Действующего председателя ОБСЕ по Украине и в Контактной группе госпожи Х.Грау и желаем ей успехов в этой столь ответственной работе.

Благодарю за внимание.

Совет Европы (СЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)

Отображение сетевого контента

x
x
Дополнительные инструменты поиска