14.01.1913:37

Парламентская ассамблея Совета Европы

Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) является старейшим в Европе международным парламентским институтом, действует с 1949 года. Наделена консультативными функциями (до 1974 года именовалась Консультативной ассамблеей). Уполномочена обсуждать любые вопросы, входящие согласно Уставу в компетенцию Совета Европы.

В ПАСЕ с правом решающего голоса входят делегации 47 стран - членов Совета Европы. Право выступать на заседаниях Ассамблеи имеют члены делегации «специально приглашенных» государств*. В сессиях могут участвовать и парламентские делегации государств, пользующихся в СЕ статусом наблюдателя (Ватикан, США, Канада, Япония и Мексика), статус наблюдателя при ПАСЕ имеют парламенты Израиля, Канады и Мексики. Парламенты Иордании, Киргизии, Марокко и Палестины имеют статус «партнера по демократии» ПАСЕ.

В настоящее время общая численность «депутатского корпуса» ПАСЕ – 324 парламентария (и столько же их заместителей). Количество представителей от каждой страны (и такого же числа их заместителей) определяется с учетом численности ее населения, а также принадлежности к группе главных плательщиков (так, Великобритания, Германия, Италия, Россия, Франция имеют по 18 мест, а, например, Испания и Украина – по 12, Лихтенштейн, Сан-Марино и Андорра – по 2 места). Они избираются или назначаются национальными парламентами из числа своих депутатов. Члены ПАСЕ не могут входить в состав правительств своих стран. Они имеют заместителей, которые в их отсутствие могут выступать на сессиях Ассамблеи и голосовать. Как представители, так и их заместители, официально включенные в комиссии ПАСЕ, участвуют в их работе с правом решающего голоса и могут выбираться на руководящие должности.

Полномочия членов делегаций действуют в течение одной годовой сессии ПАСЕ, которая проходит в четыре этапа в последние недели января, апреля, июня и сентября. Как правило, ПАСЕ заседает в штаб-квартире Совета Европы в Страсбурге. Согласно установившейся практике, в делегациях различных стран места распределяются пропорционально численности партийных фракций в национальном парламенте. Члены ПАСЕ объединяются в следующие партийные группы (фракции)*: Группа социалистов, Группа «Европейская народная партия», Группа «Альянс либералов и демократов за Европу», Группа европейских консерваторов, Группа объединенных европейских левых, Группа свободных демократов. Некоторые депутаты считаются «независимыми» и не входят ни в одну из фракций. В последнее время роль партийных групп в принятии важных политических решений заметно возросла.

Сессия ПАСЕ избирает из числа представителей Председателя ПАСЕ (на 1 год с правом переизбрания на второй год) и 20 его заместителей (на 1 год). Председатель не имеет права участвовать в дебатах и голосовать. По инициативе Председателя Ассамблеи или Комитета министров СЕ и в случае их обоюдного согласия могут проводиться внеочередные сессии ПАСЕ. Если ПАСЕ не принимает иного решения, ее сессии являются открытыми для публики.

Председателем ПАСЕ 25 июня 2018 года на безальтернативной основе утверждена глава группы социалистов Л.Мори Паскье (Швейцария).

Председатель ПАСЕ и его заместители, руководители политических групп и председатели комиссий образуют Бюро Ассамблеи. Бюро утверждает повестку дня сессий, график заседаний комиссий, поддерживает контакты с парламентами других стран, международными организациями, под процедурным углом зрения проводит обсуждение вопросов, имеющих принципиальное значение для определения политики ПАСЕ.

Ассамблея рассматривает и принимает резолюции и рекомендации Комитету министров Совета Европы (КМСЕ), дает заключения на проекты конвенций СЕ и заявки на вступление в Организацию, осуществляет избрание Генерального секретаря СЕ, его заместителя, Генерального секретаря Ассамблеи, судей Европейского Суда по правам человека, Комиссара СЕ по правам человека. Она регулярно направляет наблюдателей на выборы, проводит конференции.

Повседневная работа Ассамблеи обеспечивается постоянным Секретариатом под руководством Генерального секретаря ПАСЕ (в настоящее время – В.Савицкий (Польша), переизбран на этот пост на осенней сессии ПАСЕ 2015 года на очередной пятилетний срок).

Для осуществления функций ПАСЕ в промежутках между сессиями формируется Постоянный комитет. В него входят члены Бюро ПАСЕ, руководители национальных делегаций и председатели функциональных комиссий. Постоянный комитет комплектуется по итогам первой (январской) части каждой очередной сессии. Он созывается Председателем не менее двух раз в год. Заседания сессии Постоянного комитета (т.н. «мини-сессии» ПАСЕ) традиционно проводятся в государствах-членах, председательствующих в КМСЕ, а также на базе парижского бюро СЕ.

«На полях» сессий Ассамблеи для подведения итогов и координации деятельности между ПАСЕ и КМСЕ по инициативе Председателя ПАСЕ может собираться Совместный комитет, в который входят Председатель и члены Бюро Ассамблеи, постоянные представители государств при СЕ, а также по одному парламентарию от каждой национальной делегации, не представленной в Бюро ПАСЕ.

В начале каждого года Ассамблея формирует 9 комиссий: по политическим вопросам и демократии; юридическим вопросам и правам человека; социальным вопросам, здравоохранению и устойчивому развитию; миграции, беженцам и перемещенным лицам; культуре, науке, образованию и СМИ; равенству и недискриминации; по выполнению обязательств государствами-членами Совета Европы (Комиссия по мониторингу); правилам процедуры, иммунитетам и институциональным вопросам; избранию судей Европейского Суда по правам человека.

Большинство комиссий состоит из более 80 членов (в Комиссии по правилам процедуры, иммунитетам и институциональным вопросам – 39 депутатов). Комиссии комплектуются на пропорциональной основе национальными делегациями.

Особое место занимает Комиссия по мониторингу, формируемая партийными группами. Этот орган осуществляет мониторинг выполнения государствами обязательств, взятых при вступлении в СЕ. В случае «грубых нарушений» этих обязательств Ассамблея вправе приостановить полномочия национальной парламентской делегации и ходатайствовать перед Комитетом министров СЕ об исключении страны из членов организации.

Работа Парламентской ассамблеи строится в форме пленарных заседаний, заседаний комиссий и партийных групп. В промежутках между сессиями комиссии и партийные группы проводят выездные заседания.

ПАСЕ сотрудничает с Европейским парламентом, Парламентской ассамблеей ОБСЕ, Парламентской ассамблеей НАТО, Межпарламентским союзом, Межпарламентской ассамблеей СНГ, Парламентской ассамблеей ЧЭС, парламентами отдельных стран, рассматривает деятельность ряда международных экономических и финансовых институтов (ОЭСР, ЕБРР, МВФ и Всемирного банка). Ассамблея имеет статус наблюдателя в некоторых специализированных учреждениях системы ООН, международных неправительственных организациях.

Официальными языками Ассамблеи являются английский и французский.

Делегация Федерального Собрания Российской Федерации в составе 18 депутатов и 18 заместителей принимала самое активное участие в деятельности ПАСЕ до апреля 2014 года. 10 апреля 2014 года  большинством голосов (145 – «за», 21 – «против», 22 – «воздержались») ПАСЕ приняла резолюцию 1990 (2014) «О пересмотре по существенным основаниям ранее утвержденных полномочий российской делегации» из-за воссоединения Крыма с Россией, в результате чего ряд полномочий российской делегации (права голосовать, участвовать в работе руководящих органов Ассамблеи: Бюро, Председательском и Постоянном комитетах) был приостановлен до 31 декабря 2014 года.

28 января 2015 года на зимней части 66-й сессии ПАСЕ принята Резолюция 2034 (2015) «Оспаривание, по существенным основаниям, еще не подтвержденных полномочий делегации Российской Федерации» (160 – «за», 42 – «против», 11 – «воздержались»), усиливающая ограничения полномочий российской делегации в Ассамблее. Помимо перечисленных ограничений, добавлены следующие: назначаться в качестве докладчика; быть членом временной Комиссии по наблюдению за выборами; представлять Ассамблею в органах Совета Европы, а также в учреждениях и организациях вовне, как на институциональной, так и на периодической основе. Резолюция в части ограничения полномочий была оставлена без изменений на весенней и на летней частях 66-й сессии ПАСЕ (в апреле и июне 2015 года). В связи с откровенно дискриминационным характером принятых решений российская делегация заявила о прекращении участия в деятельности Ассамблеи до конца 2015 года.

18 января 2016 года в ПАСЕ было передано совместное обращение Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко и Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е.Нарышкина, в котором, в частности, сообщалось о том, что «Федеральное Собрание Российской Федерации на данный момент не считает возможным обратиться к ПАСЕ для утверждения полномочий российской делегации на январской сессии Ассамблеи 2016 года». В то же время, в обращении подтверждалась готовность возобновить работу в ПАСЕ в случае соблюдения равных прав и возможностей для всех национальных делегаций и то, что Федеральное Собрание Российской Федерации имеет в виду сформировать свою делегацию на более позднем этапе, когда для этого сложатся все необходимые предпосылки.

В связи с отсутствием условий для полноценной работы российской делегации в ПАСЕ она отказалась от обращения к Ассамблее для утверждения полномочий российской делегации на январских сессиях ПАСЕ 2017 и 2018 годов.

11 октября 2017 года ПАСЕ большинством голосов (90 – за, 7 – против, 16 – воздержались) приняла Резолюцию 2186 (2017) по докладу предшественника Председателя ПАСЕ Л.Мори Паскье М.Николетти «Призыв к проведению Саммита Совета Европы во имя подтверждения европейского единства, защиты и продвижения демократической безопасности в Европе», ряд положений которой создают основу для дальнейшей работы по урегулированию кризиса и восстановлению полноформатного участия российской делегации в Ассамблее.

В соответствии с Резолюцией 2186 Ассамблея решила «начать совместно с Комитетом министров процедуру, нацеленную на гармонизацию правил, регулирующих участие и представительство государств-членов в обоих уставных органах при полном уважении независимого характера последних».

Бюро ПАСЕ на своем заседании 15 декабря 2017 года в Париже приняло решение о создании Специального комитета по вопросу о роли и миссии Ассамблеи, нацеленного на выработку предложений по имплементации Резолюции 2186. В задачи Специального комитета входило рассмотрение и подготовка предложений, направленных на гармонизацию правил, регулирующих участие и представленность государств-членов в обоих уставных органах Совета Европы (КМСЕ и ПАСЕ) при полном уважении автономного статуса этих органов, а также подготовка предложений в отношении роли и миссии Ассамблеи в качестве уставного органа 47-ми стран-членов и общеевропейского форума межпарламентского диалога.

В работе Комитета участвовали представители Федерального Собрания Российской Федерации. В первом заседании (Страсбург, 23 января 2018 года) приняли участие заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации П.О.Толстой и Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам К.И.Косачев. Во втором заседании (Париж, 16 марта 2018 года) – заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации П.О.Толстой. В третьем заседании (Страсбург, 26 апреля 2018 года) – Председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Л.Э.Слуцкий.
В четвертом заседании (Загреб, 1 июня 2018 года) – Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам К.И.Косачев. Заключительное заседание Спецкомитета состоялось в ходе летней сессии ПАСЕ в июне 2018 года. В нем принял участие Л.Э.Слуцкий.

На заседании Бюро ПАСЕ 29 июня 2018 года Комиссии по регламенту было поручено представить проект резолюции об изменении Регламента Ассамблеи в духе предложений, систематизированных М.Николетти в обновленной версии Меморандума (от 25 мая 2018 года). Подготовленный председателем Комиссии П. Де Суттер (Бельгия) документ частично ограничивает, но не исключает возможности применения дискриминационных мер в отношении парламентариев стран-членов. Российские предложения отражения в проекте не нашли. В ходе осенней сессии ПАСЕ 9 октября 2018 года в связи с резко негативной реакцией со стороны неконструктивно настроенных парламентариев ряда стран-членов было решено отправить документ на доработку в Комиссию.

 

* Этот статус введен с 1989 года. В 1997 году статус белорусского парламента, как специально приглашенного в ПАСЕ, был «заморожен».

* Для образования группы необходимо минимум 20 членов ПАСЕ, представляющих, по крайней мере, 6 национальных делегаций в ПАСЕ.

Организация по безопасности сотрудничества в Европе (ОБСЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)

Отображение сетевого контента

x
x
Дополнительные инструменты поиска